Доступная среда для инвалидов в пфр

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса - это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа "Доступная среда" была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Цели Программы:

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы:

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы "Доступная среда"

I этап: 2011 - 2012 годы;

II этап: 2013 - 2015 годы;

III этап: 2016 - 2018 годы;

IV этап: 2019 - 2020 годы;

V этап: 2021 - 2025 годы

С полным текстом данной государственной программы можно ознакомиться на сайте Минтруда России .

Реализация Пенсионным фондом программы «Доступная среда»

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда», направленной на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения, Отделение ПФР по г. Москве и Московской области в постоянном режиме проводит политику обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и маломобильных групп населения.

Напомним, Отделение работает с более, чем 1,5 млн инвалидов, из них 1,1 млн - по г. Москве и более 447 тысяч человек - по Московской области.

За период с 2012 по 2015 годы Отделением ПФР, Главными управлениями и Управлениями, подведомственными Отделению (41 управление), практически во всех зданиях и помещениях, которые посещают люди с ограниченными возможностями - в основном, это клиентские службы, проведен ремонт или реконструкция для обеспечения им беспрепятственного доступа. В целом по Отделению отремонтирован или реконструирован 41 объект общей площадью 27 387,4 кв. м. Среди проведенных работ: установка пандусов, звонков вызова специалиста для помощи человеку с ограниченными возможностями при входе в здание - на входной группе; увеличение дверных проемом для удобства проезда инвалидов-колясочников (и посетителей с детскими колясками); переустройство входных тамбуров; устройство фактурного покрытия на путях движения; перепланировка помещений для приёма маломобильных групп населения;оборудование помещений системой навигации и аудиовизуального оповещения; установка специального технического оборудования в санитарных комнатах. Для слабовидящих граждан нанесены тактильные полосы и установлены таблички с надписями шрифтом Брайля. Также специально для названной категории граждан рядом с клиентскими службами оборудованы парковочные места, местами отдыха дооборудованы придомовые территории.

Кроме того, для инвалидов-колясочников приобретены и установлены в клиентских службах 20 лестничных подъемников.

Необходимо отметить, что все планируемые и предстоящие работы по ремонту, перепланировке и оборудованию помещений проводятся с учетом пожеланий общественных организаций ветеранов, инвалидов, многодетных семей и маломобильных групп граждан на общественных слушаниях, которые в обязательном порядке организует Отделение ПФР по г. Москве и Московской области и подведомственные Главные управления ПФР и Управления ПФР по г. Москве и Московской области. В рамках общественных слушаний граждане высказывают пожелания по проекту ремонта или реконструкции, оценивают его. Без одобрения общественности реализация проекта не начинается.

Большое значение Пенсионный фонд Российской Федерации придает развитию электронных сервисов и услуг, которые так необходимы людям с ограниченными возможностями. Сегодня официальный сайт ПФР http://www.pfrf.ru/предоставляет гражданам возможности записаться на прием, заказать справки и документы, направить обращение, задать вопрос онлайн, рассчитать свою будущую пенсию на пенсионном калькуляторе, для страхователей сформировать платежный документ. В Личном кабинете гражданина https://es.pfrf.ru/сегодня можно подать заявление на назначение страховой пенсии (а также пенсии по гособеспечению и накопительной) и выбрать способ ее доставки, подать заявление на назначение ежемесячной денежной выплаты, получить информацию о пенсионном обеспечении и установленных социальных выплатах, получить информацию о сформированных пенсионных правах, заказать сведения о состоянии индивидуального лицевого счета. В ближайшей перспективе для жителей Москвы и Московской области на официальном сайте ПФР будут открыты возможности обращения с материнским (семейным) капиталом: можно будет подать заявление на выдачу государственного сертификата на МСК, распорядиться им, получить информацию или заказать справку о размере (остатке) МСК. Все услуги и сервисы, предоставляемые Пенсионным фондом России в электронном виде, объединены в единый портал на официальном сайте ПФР по адресу https://es.pfrf.ru . Для удобства портал структурирован не только по типу получаемых услуг (пенсии, соцвыплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации. Для доступа к услугам, имеющим отношение к персональным данным, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на едином портале госуслуг.

У официального сайта ПФР существует специальная версия для людей с ослабленным зрением, которая имеет специальные настройки. На странице можно увеличить шрифт, изменить его цвет и фон.

Для граждан старших поколений, в первую очередь для людей с ограниченными возможностями, Отделение ПФР по г. Москве и Московской области организует бесплатные компьютерные курсы. За прошлый год навыками пользования Интернетом овладели более 300 человек, среди которых - инвалиды и граждане с ограниченными возможностями.

В постоянном режиме Отделением ПФР по г. Москве и Московской области проводится обучение (инструктирование) работников, осуществляющих предоставление услуг инвалидам. В клиентских службах в целом создаются комфортные условия приема и обслуживания граждан: оборудованные залы ожидания, электронная очередь с информированием, квалифицированные сотрудники, современные технологии. Администратор зала даст необходимую консультацию, поможет получить талон и проводит к нужному специалисту.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ответственный - Департамент по делам инвалидов

Врио Директора - Лигомина Дмитрий Витальевич

Телефон/факс - +7 (495) 870-67-96, +7 (495) 587-88-89 (доб. 1301)


;

ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,

Федеральное медико-биологическое агентство,

Фонд социального страхования Российской Федерации,

Министерство просвещения Российской Федерации,

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство транспорта Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Министерство спорта Российской Федерации,

Министерство культуры Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство здравоохранения Российской Федерации,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

Федеральная служба государственной статистики

подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";

подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Целевые индикаторы и показатели Программы

показатель 1 "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов";

показатель 2 "Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов";

показатель 3 "Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации";

показатель 4 "Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)";

показатель 5 "Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)";

показатель 6 "Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации"

Этапы и сроки реализации Программы

2011 - 2025 годы, в том числе:

I этап - 2011 - 2012 годы;

II этап - 2013 - 2015 годы;

III этап - 2016 - 2018 годы;

IV этап - 2019 - 2020 годы;

V этап - 2021 - 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год - 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год - 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год - 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год - 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год - 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год - 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год - 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год - 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год - 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год - 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год - 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год - 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год - 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год - 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год - 57613225,3 тыс. рублей

объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год - 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год - 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год - 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год - 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год - 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год - 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год - 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год - 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год - 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год - 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год - 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год - 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год - 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год - 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год - 57613225,3 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292832006,1 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год - 8999525,8 тыс. рублей;

на 2015 год - 11082759,1 тыс. рублей;

на 2016 год - 15365896,3 тыс. рублей;

на 2017 год - 24125126,2 тыс. рублей;

на 2018 год - 26474603,6 тыс. рублей;

на 2019 год - 28826799,3 тыс. рублей;

на 2020 год - 28826799,3 тыс. рублей;

на 2021 год - 28826799,3 тыс. рублей;

на 2022 год - 29253299,3 тыс. рублей;

на 2023 год - 29896799,3 тыс. рублей;

на 2024 год - 30576799,3 тыс. рублей;

на 2025 год - 30576799,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году);

увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2024 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (до 76,9 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 78,8 процента к 2025 году);

увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (до 51,7 процента к 2025 году)

Нормативные правовые акты

Обучение (инструктирование) сотрудников учреждений и организаций по вопросам доступности услуг и объектов

Полезные ссылки

На портале Госуслуг Московской области в категории получателей «Инвалиды» собрана вся необходимая информация в помощь людям с ограниченными возможностями.

Основные термины и понятия доступности

Доступная среда – это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.

Беспрепятственный доступ инвалидов к объектам – это такой доступ к любым объектам социальной инфраструктуры, когда инвалид в состоянии самостоятельно или с минимальной посторонней помощью осуществить перемещение до необходимого объекта, вход внутрь и свободное передвижение внутри него. При этом инвалид должен иметь возможность использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.

Беспрепятственное использование инвалидами объектов – это такое использование объектов социальной инфраструктуры, при котором инвалид самостоятельно или с минимальной посторонней помощью может использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.

Доступность реализации права/обязанности/гарантии – это возможность реализации инвалидами своих прав, выполнения обязанностей и получения гарантий в соответствии с законами Российской Федерации и международными правовыми нормами, наравне с гражданами, не имеющими инвалидности.

Приспособление объектов для использования инвалидами –это такое изменение всей территории объекта (реконструкция, переоборудование, дооснащение и т.д.), в результате которого инвалиды получают возможность использовать данный объект наравне с гражданами, не имеющими инвалидности, в соответствии с функциональным назначением этого объекта и его отдельных помещений.

Объекты, доступные для инвалидов, – это любые объекты социальной инфраструктуры (жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, транспортные средства), оборудованные таким образом, что доступ в них и перемещение внутри инвалид может осуществлять либо самостоятельно, либо с минимальной посторонней помощью.

Устройства и средства, доступные для инвалидов – это устройства и средства бытового коммуникационного и другого назначения, оборудованные и оснащенные таким образом, что инвалиды могут пользоваться ими самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

Безбарьерная среда – это совокупность объектов социальной инфраструктуры, оборудованная таким образом, что инвалиды могут свободно перемещаться, осуществлять доступ в любые объекты и передвижение внутри них самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

Всесторонняя доступность среды для инвалидов на современном этапе является реализацией принципа интеграции (включения) инвалидов в жизнь общества. Среда жизнедеятельности любого человека включает в себя, по крайней мере, две составляющие. Это физическая, в основном пространственная среда человека, как биологического существа и среда социальная, как существа общественного.

В последнее время принято выделять отдельно информационную среду, которая включает в себя все информационные источники. Часто трудно провести чёткую границу между социальной и информационной средами, так как вторая во многом обслуживает и наполняет содержанием первую.

Доступность социальной среды предполагает наличие разнообразных контактов, участие в общественной жизни, доступ к развлечениям, возможность путешествовать и т. д. В некоторых случаях доступность социальной среды обеспечивается доступностью информационной среды: средств массовой информации, библиотек, современных информационных технологий (телефония, Интернет, Skype , электронная почта и т. д.).

Доступность пространственной среды для инвалидов по зрению условно можно подразделить на 2 составляющие:

• доступность микро-среды (пространство квартиры, дома, прилегающей к дому территории и т. д.);

• доступность макро-среды (городская инфраструктура и т. д.).

В первом случае сформировать условия доступности – задача инвалида по зрению и членов его семьи, возможно при этом получение консультаций председателя или реабилитированных членов МО ВОС.

Во втором случае при формировании условий доступности требуются общие усилия государственных исполнительных органов власти и Всероссийского общества слепых. Очень важно, чтобы представители МО ВОС входили в создаваемые в настоящее время Межведомственные комиссии по обследованию доступности для инвалидов социально-значимых объектов или другие органы контроля формирования доступной среды.

В соответствии с основными принципами доступности получение образования должно быть доступно для инвалидов по зрению. Получение среднего образования гарантировано государством инвалидам детства. В настоящее время созданы условия получения высшего профессионального образования по различным специальностям. Роль председателя МО ВОС заключается в оказании посильной помощи при выборе того или иного образовательного учреждения. Изучение возможностей приема инвалидов по зрению в Вузы, находящихся в данном регионе и тесный контакт с ними, расширят возможности для инвалидов по зрению – членов МО ВОС в вопросах получения ими высшего образования. В соответствии с Конституцией РФ каждому гражданину, в том числе и инвалиду, гарантировано право на труд. Роль председателя МО ВОС в содействии трудоустройству членов МО ВОС заключается во взаимодействии с местными службами занятости для получения информации об имеющихся вакансиях и возможностях получения профориентационных услуг, профессионального образования и повышения квалификации. Председатель МО ВОС должен активно работать с местными органами самоуправления. Социальное партнерство должно стать одним из направлений деятельности МО ВОС.

При формировании доступности одной из основных задач МО ВОС является создание условий расширения социальных контактов инвалидов по зрению. Для решения этой задачи председатель МО ВОС должен планировать и проводить мероприятия, способствующие их общению и сплочению:

• кружки по интересам;

• встречи в неформальной обстановке с инвалидами по зрению, имеющими активную жизненную позицию и опыт успешной самореализации и т. д.

С целью формирования толерантного отношения к инвалидам по зрению для участия в данных мероприятиях следует привлекать и людей без зрительной патологии, в том числе членов семей инвалидов по зрению, устанавливать контакты с другими местными организациями и общественными организациями инвалидов других нозологий с целью проведения совместных мероприятий.

Необходимо формировать доступность получения и передачи информации инвалидам по зрению. С момента изобретения рельефно-точечного шрифта Брайля в течение почти полутора столетий информация подготовленная таким образом была единственным источником для незрячих. С середины 20-го века стали появляться современные средства, позволяющие осуществлять запись и воспроизведение информации. Тем не менее, система Брайля не утратила своего основного предназначения. Только с помощью этой системы человек с патологией зрения может научиться грамотности. Задача местной власти заключается в пропаганде системы Брайля и оказании помощи при ее освоении. Желательно, чтобы существовал постоянно действующий кружок по обучению Брайлю. Чтение по системе Брайля создает одно из основных условий доступности инвалидов по зрению к получению информации, в том числе и с помощью современных информационных технологий (брайлевский дисплей и т. д.). Доступность к получению информации обеспечивается с помощью аудионосителей. В специализированных библиотеках для слепых значительная часть фондов состоит из аудиокниг в виде магнитофонной (аналоговой) или цифровой записи (обычно в формате mp 3). Для их прослушивания применяются специальные тифло- и обычные mp 3-плееры. Местные организации ВОС должны тесно сотрудничать с библиотеками, приглашать на свои мероприятия работников этих учреждений для предоставления информации инвалидам по зрению о предоставляемых услугах. До настоящего времени средства массовой информации (печатные издания, телевидение и т. д.) были недоступны для людей с проблемами зрения. Использование современных информационных технологий позволило частично разрушить данные барьеры: большинство печатных изданий публикуют основные материалы в Интернете. С помощью специального программного обеспечения незрячие пользователи самостоятельно получают эту информацию. Рекомендуется МО ВОС предоставлять доступ членам своей организации к сети Интернет. Создание компьютерного специального рабочего места в МО ВОС возможно при финансовой поддержке службы занятости, а бесплатное подключение к сети возможно благодаря обращению к провайдеру в данном регионе.

Госпрограмма "Доступная среда" была утверждена Постановлением правительства РФ от 29.03.2019 № 363. Срок реализации программы определен до 2025 года.

  1. Куда обращаться
  2. Написать комментарий

Направления программы "Доступная среда"

В рамках общей программы "Доступная среда" утверждено 3 подпрограммы по следующим направлениям:

  1. обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  2. совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
  3. совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.

Каждая из указанных подпрограмм содержит множество целей, обеспеченных финансированием из федерального бюджета.

Цели госпрограммы "Доступная среда"

  1. создание правовых и экономических условий, способствующих интеграции инвалидов в общество, повышению уровня их жизни;
  2. обеспечение равного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  3. обеспечение равного доступа к реабилитационным и абилитационным услугам, в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
  4. обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений МСЭ при освидетельствовании, установлении инвалидности.

Согласно Постановлению № 363, к 2025 году государство должно обеспечить:

  1. увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 61,8 %;
  2. увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, до 64,9%;
  3. увеличение доли субъектов РФ, сформировавших систему реабилитации и абилитации инвалидов, до 100 % к 2024 году;
  4. увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и абилитации, до 76,9 %;
  5. увеличение доли детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и абилитации, до 78,8 %;
  6. увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов в Российской Федерации до 51,7 %.

Объемы финансирования из федерального бюджета на 2020-2025 годы утверждены постановлением № 363.

Что дает госпрограмма "Доступная среда" инвалидам

В рамках госпрограммы "Доступная среда" для инвалидов предусмотрены следующие меры по улучшению качества жизни:

  1. снижение сроков оказания государственных и муниципальных услуг, прохождения освидетельствования в МСЭ;
  2. обеспечение инвалидам, в том числе использующим кресла-коляски и собак-проводников, условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям);
  3. обеспечение инвалидам, в том числе использующим кресла-коляски и собак-проводников, условий для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского, пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации;
  4. установка средств, обеспечивающих дублирование звуком световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации;
  5. повышение качества мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  6. создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций;
  7. укрепление материально-технической базы организаций по адаптивной физкультуре и спорту;
  8. реализацию прав инвалидов на реабилитацию и обеспечение техническими средствами реабилитации;
  9. создание сети базовых профессиональных образовательных организаций с приоритетным зачислением инвалидов.

Для реализации указанных мер государство будет перечислять субсидии субъектам РФ. Регионы должны до конца 2019 года утвердить собственные программы по основным направлениям социальной защиты и реабилитации инвалидов.


Доступная среда – наименование федеральной программы, основной целью которой является поддержание и социальная защита людей с ограниченными способностями, либо психическими расстройствами.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Государственная помощь является комплексной и состоит из разнообразных мер, которые помогают облегчить повседневную жизнь гражданам с присвоенной группой инвалидности и другим представителям общества, имеющим малую подвижность.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Из ста сорока миллионов граждан Российской Федерации, девять процентов имеют группу инвалидности, а у большинства из них она диагностируется с самого детства.

  1. Доступная среда для инвалидов — закон
  2. Основные цели и задачи программы
  3. Финансирование гос.программы
  4. Какие существуют расширения в программе?
  5. Порядок реализации «Доступной среды»
  6. Что делают для детей с инвалидностью?
  7. Региональные особенности «Доступной среды»
  8. Видео: Доступная среда: проблемы российских инвалидов.
  9. Заключение

Доступная среда для инвалидов — закон

Данная госпрограмма вступила в силу после изданного правительством РФ приказа в две тысячи восьмом году. Именно этот законопроект четко утвердил то, что федеральные власти готовы отстаивать права граждан с инвалидностью, а также оказывать им материальную и социальную поддержку соответственно мировым стандартам.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Действующая госпрограмма для лиц с ограниченными способностями была продлена на срок завершения в две тысячи двадцатом году, на таких же условиях.

Все социальные меры помощи были разделены на четыре части:

  • 2011-2012 года – создание нормативных документов, разработка целей госпрограммы и поиск финансовых источников;
  • 2013-2015 года – создание и оснащение центров восстановления для инвалидов за государственные средства, а также укомплектование медучреждений и центров обучения необходимым оборудованием;
  • 2016-2018 года – завершение всех постановленных задач под кураторством правительственных органов;
  • 2019-2020 года – в плане определить итоги реализации госпрограммы, а также провести опрос среди граждан об оставшихся проблемах лиц с ограниченными способностями. В окончании, федеральные власти должны будут сделать отчет о том, чего достигла реализация программы, а также об оставшихся проблемах.

За мероприятия по Доступной среде и соблюдение правил программы отвечают учреждения Минтруда и соцзащиты РФ. p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

В программе принимает участи большое количество госучреждений и структур. Как пример, Минобразования, Минсвязи, Министерство промышленности, ПФР и ФСС и т.д.

Ознакомиться с государственными документами, регулирующими программу «Доступная среда» можно по ссылкам ниже.

Также, найти всю необходимую информацию можно перейдя на официальный сайт государственной программы.

Основные цели и задачи программы


Основной целью федеральной программы является предоставление доступа лицам с ограниченными способностями к любой структуре и услуге, в которой он нуждается, без препятствий.

p, blockquote 11,0,1,0,0 -->

Программа направлена против кризиса, предусматривает перевод людей с инвалидностью в активную экономическую группу.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Для достижения таких целей производят усиленное воздействие на министерства по трудоустройству населения.

Федеральная программа «Доступная среда» призвана решить поставленные перед ней задачи:

  • Оценить и повысить уровень доступности к услугам и структурам для лиц с ограниченными способностями;
  • Предоставить полноценный доступ к средствам реабилитации, либо услуге для любого из инвалидов;
  • Усовершенствование федеральных экспертных комиссий.
p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Помимо этого, одной из основных целей является формирование среды доброжелательного отношения к гражданам с ограниченными способностями.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Первоначально изменения происходят во внешней оболочке городов. К таковым относятся организации пандусов и специальных зон для инвалидов, оборудование улиц средствами, которые помогают людям с потерями зрения, или слуха ориентироваться на местности как обычному человеку.

Внутренние интерьеры зданий оборудуются световыми табло, а также табличками со шрифтом Брайля (для слепых).

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Каждое общественное учреждение организовывается местами для людей с инвалидностью, а также устанавливаются специальные кассы, системы ввода информации, телефоны, которыми удобно пользоваться инвалидам.


Объединение людей с ограниченными способностями с повседневным обществом является одной из главных задач реализации программы «Доступная среда». h2 3,0,0,0,0 -->

Финансирование гос.программы

Применение федеральной программы «Доступная среда» осуществлялось для регулирования всех сфер деятельности, чтобы предоставить их равную доступность и правовое регулирование для всех членов общества.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Количество предполагаемых отчислений на финансирование «Доступной среды» до две тысячи двадцатого года, составляет четыреста двадцать четыре миллиарда рублей.

Расход средств предполагается на достижение целей, указанных в госпрограмме.

Какие существуют расширения в программе?

Общее название не раскрывает полного списка дополнительных подпрограмм, которые она содержит. В неё входят:

  1. Усовершенствование механизма предоставления услуг реабилитационной и медико-экспертной сфер. Здесь потребуется:

  • Разработать и запустить независимую оценку предоставляемых услуг в процессе медико-социальных экспертиз;
  • Пересмотреть критерии оценки, что используются при установлении группы инвалидности;
  • Повысить показатели качества проводимых реабилитационных мероприятий для инвалидов любых возрастов.
  1. Доступность услуг и объектов в повседневной жизни, в которых нуждается инвалид. Для достижения этой цели потребуется:
  • Материальная помощь спортивным учреждениям, что осуществляют адаптивную физкультуру и спортивные мероприятия;
  • Приспособление к потребностям людей с ограниченными способностями входов, лестниц, пандусов, помещений личной гигиены, зон оказания услуг, а также окружающих территорий;
  • В учреждениях, предоставляющих образовательные услуги, требуется установка специализированного оборудования для обучения лиц с ограниченными способностями, а также покупка требующегося автотранспорта, для обучения с нарушениями видения, слышимости, или двигательной функции, мог получать образование в равных со всеми условиях;
  • Субтитры к любой программе по телевидению, транслируемые на каком-то из государственных каналов;
  • Улучшение условия построек до возможности осуществления трудовой деятельности инвалидами;
  • Установка построек лифтами, либо другими подъёмными средствами, имеющими голосовое оповещение, таблички со шрифтом Брайля и т.д.;
  • Организация обучения профессионалов, входящих в состав экспертной приемной комиссии в учреждениях, предоставляющих образовательные услуги.

Помимо этого, список может регулярно дополняться для расширения мероприятий по улучшению условий для граждан с инвалидностью. h2 4,0,0,0,0 -->

Порядок реализации «Доступной среды»

Ощущение полной независимости от посторонней помощи – главная цель госпрограммы. Достичь этого поможет безбарьерная доступность к информации, средствам связи, услугам и передвижению на транспорте наравне с остальными гражданами.

p, blockquote 23,1,0,0,0 -->

Первоочередно требуется обеспечить такую возможность в медицинской структуре: госпитали, больницы, поликлиники, диспансеры, центры обслуживания (региональные и федеральные). После этого, обустраивается образовательная и спортивная структура, а также другие сферы жизни.

Все входа, пути передвижения, гигиенические комнаты, регистратуры и лифты должны оборудоваться так, чтобы для инвалидов была:


  • Комфортность;
  • Безопасность;
  • Беспрепятственный доступ;
  • Информативность.
h2 5,0,0,0,0 -->

Что делают для детей с инвалидностью?

Для детей в России, которые имеют ограниченные способности, предусмотрены определенные государственные и региональные программы по улучшению качества их жизни.

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

На сегодняшний день, на территории РФ насчитывается около полутора миллионов детей, имеющих инвалидность.

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

До девяноста процентов из них получает образование, что требует предоставления им комфортных условий для беспрепятственного их обучения.

Особенно важно предоставить все необходимые условия для граждан с инвалидностью именно в детском возрасте, так как ребенок не должен ощущать значительного различия в общении со здоровыми детьми.

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

Однако организация совместного обучения никаких положительных показателей не принесла.

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

Поддержка для детей, по большей мере, осуществляется на региональном уровне:

  • В отдельных регионах готовят специализированных кадров для работы с такими детьми из логопедии, сурдопедагогики, олигофренопедагогики и других направлений;
  • Некоторые области предоставляют городской бюджет для приобретения спец. оборудования для школ, восстанавливают здания для облегчения жизни детей;
  • Тамбовская область реализует программу образования без барьеров, в которую входит почти тридцать школ.

Важно предоставить все необходимые условия для граждан с инвалидностью h2 6,0,0,0,0 -->

Региональные особенности «Доступной среды»

Данная госпрограмма реализуется в любом округе Российской Федерации.

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

Наиболее серьезным примером программы доступной среды определенно является «Теннис парк», локализующийся в столице на Рязанском проспекте. Данная постройка является примером спортивного безбарьерного пространства, на котором могут заниматься граждане с ограниченными способностями.

Именно здесь тренируются паралимпийские теннисисты, занимающиеся в колясках. Здесь находятся адаптированные гигиенические комнаты, парковка, а также здание оборудовано тактильными схемами для передвижения по комплексу.

p, blockquote 34,0,0,1,0 -->

С две тысячи двенадцатого года, детсады, школьные учреждения, а также психологические, медицинские и социальные центры оборудуются специализированными средствами для передвижения и комфорта инвалидов.

p, blockquote 35,0,0,0,0 -->

Многие образовательные учреждения обзавелись электронными табло, подъёмными пандусами, мобильными лестничными подъемниками и информационными терминалами. Именно при помощи этих средств, обучение детей с ограниченными способностями становится в разы проще.


На территории Тверского округа активно устанавливается техническое оборудование в центрах трудоустройства и культурных учреждениях региона.

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

Были установлены системы по вызову персонала, оборудование, усиливающее звук, мнемосхемы и другие вспомогательные средства для людей с инвалидностью.

p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

В Питере соцподдержка граждан с ограниченными способностями является приоритетным направлением деятельности. В этой области активно содействуют улучшению жизни инвалидов.

p, blockquote 39,0,0,0,0 -->

По программе «Доступная среда» обеспечивается упрощенный доступ к объектам социальных учреждений, которые посещают граждане с инвалидностью.

В этом округе активно развиваются школы, которые обучают детей с тяжелыми, или множественными отклонениями в развитии. Такие учреждения располагаются в Калининском, Адмиралтейском, Приморском и Выборгском районах.

p, blockquote 41,0,0,0,0 -->

Помимо этого, региональными властями производится введение в линию подвижного состава городского транспорта, который имеет более низкий пол, выдвижные платформы для комфортного заезда инвалидов в транспорт.

p, blockquote 42,0,0,0,0 -->

Также, активно работают над облегчением посещения метрополитена.

Видео: Доступная среда: проблемы российских инвалидов.

Заключение

Федеральные власти стараются оказывать разностороннюю поддержку лицам с ограниченными способностями.

p, blockquote 44,0,0,0,0 -->

Таким категориям граждан предоставляются не только льготные преимущества и материальные выплаты, но и всячески стараются облегчить повседневную жизнь.

p, blockquote 45,0,0,0,0 -->

Региональными властями активно развивается инфраструктура для инвалидов, вводится соответствующий городской транспорт, устанавливаются пандусы, лифты и другие вспомогательные средства.

Основной целью программы «Доступная среда» является предоставление инвалидам таких же возможностей, как и здоровым гражданам.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: