Иск к пенсионеру и инвалиду

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!

У меня ситуация следующая:

давно, в 2012 году, мой отец зарегистрировал а свое имя ИП, но ни единого дня он не работал, и ИП так и осталось на бумаге.

буквально в этом месяце отец не дополучил свою пенсию, стали разбираться и выяснилось, что до 2018г. на его счет наложен арест и будут вычитывать 50% пенсии.

стала разбираться, выяснилось что есть исполнительное производство № 80651/14/77007 - ИП от 08.08.2014г.

Как быть? имеют ли права вычитывать деньги с пенсии у инвалида. действителен ли срок исполнительного производства?

с него вычитывают какие-то страховые взносы, включая пени.

Можно ли отменить данное производство, какие есть варианты?

Буду признательна за помощь.

15 Декабря 2015 10:27

Ответы юристов ( 9 )


Он должен был платить страховые взносы за себя как ИП, независимо от ведения деятельности.

Поэтому взыскание этих сумм в принципе правомерно.

Сейчас остается один вариант — у приставов получить решение суда, расписаться в получения фактической датой, потом в суде получить в суде судебное решение (или судебный приказ), тоже надо ставить дату фактического получения.

Если извещения в суд не получали эти судебные акты можно обжаловать.

По судебному приказу написать возражение по поводу исполнения этого приказа,

а если это решение суда — написать апелляционную жалобу, приложив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока .


с него вычитывают какие-то страховые взносы, включая пени.
Софья

Как бы того не хотелось, но предприниматель обязан уплачивать страховые взносы в бюджеты ПФР и ФФОМС в том числе за периоды признания его инвалидом и получения трудовой пенсии по инвалидности.

ФФОМС от 25.06.1996 N 2386/23 «Об уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями»

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с многочисленными поступающими запросами о возможности освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование инвалидов, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций, остальные категории плательщиков уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В связи с изложенным освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование инвалидов, в том числе пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей,не предусмотрено.

Взыскание суммы задолженности правомерно.

Сейчас остается один вариант — у приставов получить решение суда,
Ахмадиев Вагиз

Вагиз, в данном случае исполнительное производство возбуждено без решения суда — r77.fssprus.ru/iss/ip/

можете пояснить Ваш ответ?

Можно ли отменить данное производство, какие есть варианты?
Софья

Отменить данное производство не получится. Можно подать заявление об острочке или рассрочки исполнения

Статья 37 ФЗ «Об исполнительном производстве»

1. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
2. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
3. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

По смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

И еще какой момент.

Вашему отцу в обязательном порядке стоит закрыть ИП, иначе в будущем также будут начислены страховые взносы, которые подлежат обязательной уплате.

да, это я поняла, спасибо за совет, обязательно закрою ИП.

Но могут ли приставы без решения суда инициировать производство? Вы написали: Вагиз, в данном случае исполнительное производство возбуждено без решения суда — r77.fssprus.ru/iss/ip/ - благодаря этму замечанию я проверила на сайте суда, но там, в этот день не было слушания по этому делу, поэтому и попросила дать более развернутый ответ по этому моменту )))

Исполнительное производство возбуждено без решения суда — на основании акта гос. органа (вероятнее всего Пенсионного фонда РФ) где образовалась задолженность.

В Вашем случае необходимо оплатить задолженность по исполнительному производству, уточнить состояние текущей задолженности в ПФР, которая еще не передана в службу судебных приставов и закрыть ИП.


Если отец в период открытого ИП не осуществлял взносы за себя в Пенсионный фонд РФ и Фонд медицинского страхования, то на протяжении всего времени существования ИП у него копились долги в эти фонды плюс неустойка.

Дело в том, что само по себе неосуществление деятельности ИП не прекращает автоматически начисление указанных взносов и не освобождает от обязанности по их уплате.

На данный момент нужно разбираться, за какой период с него взыскали взносы, но, раз речь про 2012 г., сроки давности, видимо, не прошли и отменить решения по этому основанию не выйдет.

Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве»,

Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина
1. Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату ииные доходы должника-гражданина в следующих случаях:
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления
1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Следовательно, удержание может производиться из пенсии по инвалидности, если у должника нет иного дохода. При этом максимальный размер удержания — 50%.

Ваш отец может обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки — чтобы платить меньший процент с пенсии, но на протяжении более длительного периода времени:

Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения
1. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
2. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
3. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Краткое содержание:


Верховный суд принял решение в защиту прав инвалидов от незаконных действий судебных приставов, принявших решение снимать деньги с выплат по инвалидности. Высокая

История одного спора

История началась с того, что житель Волгограда Скромнов, фамилия героя изменена, по решению суда оказался должником на 21 тысячу рублей. Приставы-исполнители завели исполнительное производство и вынесли постановление "об обращении во взыскание на пенсию и иные доходы должника в размере 50 процентов ежемесячно".

Мужчина посчитал решение пристава незаконным и обратился в суд с иском к Службе судебных приставов, доказывая, что выплаты по инвалидности - это не пенсия и не доход. По мнению истца, действия пристава нарушают Закон "Об исполнительном производстве", в котором говорится о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника.

Суды встали на сторону приставов

  • Суды первой инстанции не спешили на защиту интересов инвалида. По их мнению, постановление пристава не противоречит Закону "Об исполнительном производстве", ну а маленькая пенсия "не исключает возможности обращения на нее взыскания и не является обстоятельством, освобождающим должника от обязанностей исполнить судебный акт".

  • Закон, по мнению людей в мантиях вполне допускает "обращать взыскание на пенсию должника путем удержаний в размере, не превышающим 50 процентов".

  • Инвалид был вынужден обратиться за защитой своих прав в Верховный суд.

Позиция Верховного суда (Определение N 16-КГ 18-10)

Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, обосновав своё решение следующими доводами:

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой: если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путём сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учётом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П и определения от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1560-О).

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.

А как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель не исполнил процессуальную обязанность и не представил доказательства, подтверждающие правомерность установления удержаний из пенсии в максимально допустимом законом размере.

Согласно справкам Пенсионного фонда Скромнов получателем пенсии не является, а получает ежемесячную денежную выплату по категории «инвалид II группы» с на основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Вышеуказанный федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Денежные выплаты, предусмотренные статьёй 28.1 этого закона, включаются в материальное обеспечение инвалидов и пенсией не являются несмотря на то, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина регламентирован главой 11 Закона об исполнительном производстве, включая статью 101, устанавливающую 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, в том числе на ежемесячные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (пункт 6 части 1).

Таким образом, федеральным законодателем установлен прямой запрет на обращение взыскания на социальные выплаты, следовательно, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для принятия обжалуемого постановления.

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

Дело № 2-2716/2017 14 июня 2017 года

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга

В составе председательствующего судьи Кузьминой О.В.

При секретаре Крахмаловой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурнашева А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга об обязании начислять и выплачивать ежемесячную фиксированную выплату к страховой пенсии по инвалидности, взыскании задолженности, компенсации морального вреда,

Истец Бурнашев А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга об обязании начислять и выплачивать ежемесячную фиксированную выплату к страховой пенсии по инвалидности, взыскании задолженности, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что с 19.03.2009 года УПФ РФ в Красногвардейском районе ему назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 12.10.2009 года Бурнашеву А.А. установлена 2 группа инвалидности бессрочно по заболеванию, На основании представленных документов истцу установлена пенсия по старости в размере 9 336 рублей 34 копейки; установленный размер страховой пенсии по старости по состоянию на 30.01.2017 года составляет 15 976 рублей 31 копейка. Истец указывает, что дополнительно к страховой пенсии по старости ему выплачивается ежемесячная денежная выплата, предусмотренная п. 1 ст. 38.1 Федерального Закона № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов» и п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального Закона № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 4 795 рублей 18 копеек – 2 397 рублей 59 копеек, как инвалиду вследствие Чернобыльской катастрофы и 2 397 рублей 59 копеек, как инвалиду 2 группы. Истец также указывает, что до настоящего времени ответчиком не начислена и не выплачена фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности. 06.02.2017 года Бурнашевым А.А. было подано заявление в УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб с требованием начислить и выплатить фиксированную выплату к пенсии и произвести перерасчет пенсии. Письмом от 07.03.2017 года в удовлетворении требований истца отказано. Истец просит обязать УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб начислять и выплачивать ему ежемесячную фиксированную выплату к страховой пенсии по инвалидности; начислить и выплатить фиксированную выплату за период с 01.01.2014 года по 31.01.2017 года в размере 154 530 рублей 24 копейки; взыскать в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей, в сет возмещения расходов по оплате юридических услуг 20 000 рублей.

Истец Бурнашев А.А. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, заявленные требования не признал.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Бурнашева А.А. заявлены не обоснованно и удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, с 19.03.2009 года УПФ РФ в Красногвардейском районе Бурнашеву А.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

12.10.2009 года Бурнашеву А.А. установлена 2 группа инвалидности бессрочно по заболеванию,

На основании представленных документов истцу установлена пенсия по старости в размере 9 336 рублей 34 копейки; установленный размер страховой пенсии по старости по состоянию на 30.01.2017 года составляет 15 976 рублей 31 копейка.

Судом установлено, что дополнительно к страховой пенсии по старости Бурнашеву А.А. выплачивается ежемесячная денежная выплата, предусмотренная п. 1 ст. 38.1 Федерального Закона № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов» и п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального Закона № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 4 795 рублей 18 копеек – 2 397 рублей 59 копеек, .

С 01.01.2002 года на территории Российской Федерации трудовые пенсии назначались и выплачивались в соответствии с Законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

С 01.01.2015 года на территории Российской Федерации пенсии по старости и по инвалидности устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 4 Закона № 173-ФЗ гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Согласно ст. 5 указанного Закона в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Аналогичные положения закреплены в статьях 5, 6 Закона № 400-ФЗ, согласно которым лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Судом установлено, что Бурнашев А.А. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой в настоящее время состоит из страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Кроме того, Бурнашеву А.А. назначена ежемесячная денежная выплата « » и ежемесячная денежная выплата « ».

Установленная ст. 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии Бурнашеву А.А. начислена и выплачивается в полном объеме.

При этом судом установлено, что получателем пенсии по инвалидности, к которой истец просит установить ежемесячную фиксированную выплату, Бурнашев А.А. не является, в связи с чем, положения ст. 15 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 15 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующие исчисление размер пенсии по инвалидности не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Поскольку нарушений прав истца Бурнашева А.А. неправомерными действиями (бездействием) ответчика судом не установлено, не подлежат удовлетворению и требования истца в части компенсации морального вреда и возмещения понесенных судебных расходов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные Бурнашевым А.А. требования подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ суд

В удовлетворении исковых требований Бурнашева А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга об обязании начислять и выплачивать ежемесячную фиксированную выплату к страховой пенсии по инвалидности, взыскании задолженности, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 14.06.2017 года.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия

Полномочия прокурора по участию в гражданском процессе определены статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Для этого гражданину необходимо обратиться к прокурору с просьбой о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов с письменным заявлением. При невозможности оформления гражданином заявления прокурор поможет ему оформить волеизъявление в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор примет меры к сбору необходимых доказательств, а также к собиранию и представлению в суд доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самим гражданином.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Государство стремится обеспечить инвалидам и лицам пожилого возраста равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Защита прав ветеранов и инвалидов, как и прежде, является приоритетным направлением прокурорского надзора.

Предметом постоянных прокурорских проверок являются вопросы соблюдения прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечения их жилищных прав, обеспечения данной категории граждан лекарственными препаратами, а также другие вопросы их жизнедеятельности, связанные с социальной адаптацией данной категории граждан.

Наиболее действенной мерой прокурорского реагирования на выявленные нарушения является обращение в суд с исками и заявлениями.

Так, в текущем году в суд общей юрисдикции территориальными прокурорами предъявлено около двухсот исков в сфере пенсионного законодательства, охраны прав инвалидов и престарелых, по всем рассмотренным искам требования удовлетворены либо производство прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокуроров.

Территориальные прокуроры постоянно осуществляют надзор за соблюдением требований доступности учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение жизненных потребностей лиц с ограниченными возможностями: медицинских учреждений, аптек, помещений органов власти и местного самоуправления. Установив факты отсутствия специальных сооружений для доступа инвалидов в здания администраций, отделов социальной защиты населения, образовательные учреждения, учреждения жилищно-коммунального комплекса, Дома культуры, аптечные учреждения и больницы, то есть в те учреждения, которые имеют наибольшую социальную значимость и предназначены для непосредственной работы с инвалидами, прокуроры обращались в суд с требованиями об устранении таких нарушений.

Наиболее распространенными являются иски с требованием обязать органы исполнительной власти, местного самоуправления, юридические лица оборудовать социально значимые, транспортные объекты специальными приспособлениями для инвалидов, а также иски в защиту жилищных и пенсионных прав, прав на санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации, лекарствами.

Согласно действующему федеральному и региональному законодательству инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение необходимыми средствами реабилитации, лекарственными препаратами. Прокурорами в судебном порядке обеспечено возмещение гражданам денежных средств, затраченных ими на самостоятельное приобретение препаратов.

Выявив нарушения уполномоченными органами сроков выдачи инвалидам, в том числе детям-инвалидам, направлений на получение средств реабилитации (абилитации), сроков обеспечения такими средствами или сроков выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные средства, прокуроры использовали предоставленные ст. 45 ГПК РФ полномочия для восстановления прав этой категории граждан.

Защищая права детей-инвалидов, прокуроры предъявляют в суд иски об обязании Государственного учреждения — Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации. В рассмотрении судами подобных дел принимал участие прокурор Краснодарского края Сергей Табельский , по инициативе которого решения суда обращены к немедленному исполнению. Также по ходатайству прокурора края судом вынесено частное определение в адрес Государственного учреждения — Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации , которое, не убедившись в исполнении всех выданных гражданам направлений для получения технических средств реабилитации, подписало дополнительное соглашение к государственному контракту на уменьшение общей суммы его стоимости. Это привело к нарушению прав ребенка-инвалида на получение положенных ему по индивидуальной программе реабилитации и абилитации технических средств.

Действуя в интересах граждан-инвалидов, прокуроры в судебном порядке понуждают Министерство здравоохранения Краснодарского края организовать своевременное обеспечение инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами, предъявляют требования о взыскании с министерства компенсации за самостоятельно приобретенное лекарство.

Не оставляют без внимания прокуроры ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей.

Например, прокурор Новопокровского района обратился в суд с исками в защиту прав двух 90-летних вдов ветеранов Великой Отечественной войны, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы войны, которым администрацией муниципального образования Новопокровский район незаконно было отказано в постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» они имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и таким жильем не обеспечены. Решениями Новопокровского районного суда , оставленными без изменения судом апелляционной инстанции, иски прокурора удовлетворены. Судебные постановления исполнены, граждане поставлены на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Активное использование прокурорами полномочий по защите прав инвалидов, престарелых граждан в судебном порядке позволяет добиться реального восстановления нарушенных прав.

В случае нарушения прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отсутствия парковочных мест для стоянки их автотранспорта, нарушения прав инвалидов на трудоустройство, создания им условий труда без учета индивидуальных программ реабилитации, необеспечения лекарственными средствами такие граждане вправе обратиться к прокурору, и их права будут защищены.



История началась с того, что житель Волгограда по решению суда оказался должником на 21 тысячу рублей. Приставы завели исполнительное производство и вынесли постановление "об обращении во взыскание на пенсию и иные доходы должника в размере 50 процентов ежемесячно". Гражданин посчитал решение пристава незаконным и пошел в суд с иском к Службе судебных приставов, доказывая, что выплаты по инвалидности - это не пенсия и не доход. По мнению истца, действия пристава нарушают Закон "Об исполнительном производстве", в котором говорится о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника.

Но местные суды встали на сторону пристава.

Сначала Кировский районный суд Волгограда, а потом и областной суд отказали инвалиду. Пришлось ему дойти до Верховного суда. Там жалобу прочли и сказали, что аргументы инвалида правильные.

Волгоградские суды в этом споре увидели вот что. По их мнению, постановление пристава не противоречит Закону "Об исполнительном производстве", ну а маленькая пенсия "не исключает возможности обращения на нее взыскания и не является обстоятельством, освобождающим должника от обязанностей исполнить судебный акт". Местные суды заявили, что закон вполне допускает "обращать взыскание на пенсию должника путем удержаний в размере, не превышающим 50 процентов".

Вот с таким утверждением и не согласилcя Верховный суд. Да, сказали , что закон предусматривает возможность удерживать с должника не более 50 процентов, если есть несколько исполнительных листов. У нашего героя их было два на общую сумму 21 тысяча рублей. Верховный суд напомнил, что написано в Законе "Об исполнительном производстве", - пристав не вправе игнорировать принципы исполнительного производства: законность, уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника и его семьи.

Закон, по которому работают приставы, предусматривает только максимальный размер удержания, но пристав вправе установить такой размер удержания, который учитывал бы материальное положение должника. Верховный суд так и написал - пристав обязан был проверить материальное положение должника. И напомнил - Конституционный суд неоднократно говорил: если пенсия - единственный источник существования, то надо обеспечивать баланс интересов кредитора и должника.



Пристав обязан соблюдать два конституционных принципа: исполнять судебное решение и установить пределы возможного взыскания, чтобы сохранить должнику необходимый уровень существования. По мнению Верховного суда, пристав не исполнил свою процессуальную обязанность - не представил доказательства, подтверждающие правомерность максимального размера удержания. Но главное даже не это, истец, судя по справке местного Пенсионного фонда, пенсию вообще не получает, а получает ежемесячную выплату как инвалид по Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Про этот закон Верховный суд сказал, что он определяет политику государства в области социальной защиты прав инвалидов в нашей стране и представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки людей, с ограниченными возможностями. Вот самое важное, что подчеркнул Верховный суд: деньги по этому закону включаются в материальное обеспечение инвалидов и пенсией не являются, несмотря на то, что выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда.

В Законе "Об исполнительном производстве" (глава 11) перечислены 17 видов "неприкасаемых" доходов, на которые нельзя накладывать взыскание. В их числе и те деньги, которые получал наш истец. Верховный суд подчеркнул, законодателем установлен прямой запрет на обращение взыскания на социальные выплаты. У пристава "отсутствовали правовые основания" забирать не то что половину, а вообще трогать "инвалидные" деньги.
Но местные суды, перечисленные Верховным судом положения закона не применили. Как жестко выразился Верховный суд, "состоявшиеся по делу судебные акты требованиям закона не соответствуют". По мнению Верховного суда, местные суды допустили "существенные и непреодолимые нарушения норм права". Дело инвалида-должника будет пересмотрено с учетом указаний Верховного суда.

Читайте также: