Лекции пенсионерам и инвалидам

Цель Программы:

Повышение качества жизни пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности путем вовлечения их в работу информационно-просветительской программы «Школа здоровья» на почве интересов сохранения собственного здоровья, повышения медицинской грамотности, борьбы с заболеваниями, поддержания здорового образа жизни участников на базе учреждений социальной защиты населения г. Москвы.

На первом этапе Программа получила поддержку Комитета общественных связей г. Москвы в 2006-2009 гг. В 2009 г. Программа была включена в Постановление правительства Москвы №191-ПП от 3 ноября 2019 г. «О комплексе мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в Москве на 2009-2012 гг. (№4.8.10). Приказом ДСЗН г. Москвы №1718 от 29.12.2011 РООИ «Здоровье человека» включена в Перечень благотворительных, общественных, некоммерческих организаций, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы «Социальная поддержка жителей Москвы на 2012-2016 гг.» по выполнению информационно-образовательной Программы по профилактике заболеваний людей старшего возраста, поддержке здорового образа среди инвалидов и пенсионеров «Школа здоровья». Постановлением Правительства Москвы № 420-ПП от 06.09.2011г. в редакции от 2016 г. указанная Государственная программа была продлена до 2018 г. Программа с 2013 г. устойчиво реализуется за счет собственных и привлеченных средств.

Задачи, решаемые в Программе:

1. Подготовка цикла лекций «Школы здоровья» для пожилых людей по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, характерных для пожилого возраста: « Стрессоучтойчивость в современном мире», «Профилактика хронических неврологических заболеваний», «Нарушения памяти в пожилом возрасте», «Заболевания пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта», «Заболевания органов дыхания», «Остеопороз и другие заболевания опорно-двигательной системы», «Лечение и профилактика сахарного диабета», «Профилактика ГРИППа и ОРЗ», «Заболевания щитовидной железы».

2. Издание буклетов для пожилых людей по тематике лекций «Школы здоровья» (не менее 10 000 шт.) для раздачи на занятиях «Школы здоровья».

3. Ежемесячное формирование и согласование расписания по тематике, дате и времени проведения лекционных занятий «Школы здоровья» в учреждениях социальной защиты населения г. Москвы – Государственных бюджетных учреждениях (ГБУ) г. Москвы Территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) и их филиалах – не менее 90 учреждений, не менее 40 лекций в месяц.

4. Чтение лекций с проведением «круглых столов» «Школы здоровья» в ГБУ ТЦСО и их филиалах, не менее 500 лекций в год в не менее чем 90 учреждений для более чем 10 000 участников.

5. Ежемесячное информирование о плане лекционных занятий в ГБУ ТЦСО и их филиалах на сайте www.humanhealth.ru

6. Проведение опросов участников «Школы здоровья» для выявления интересующей их тематики лекций и удовлетворенности занятиями, а также для оценки полезности полученных знаний в «Школе здоровья».

7. Подготовка отчета с рекомендациями по распространению опыта работы с пожилыми людьми в формате «Школы здоровья».

Механизм реализации:

Стратегия реализации программы «Школа здоровья» основана на методах социальной, психологической и педагогической работы с пожилыми людьми.

1. Внедрение социальных, психологических и образовательных программ для пожилых людей дает им возможность возродить и поддерживать веру в себя и свою значимость для социума. Пожилые люди, которые участвуют в таких программах, становятся все более социально активными: начинают посещать театр, консерваторию, музеи и выставочные залы, становятся психологически намного устойчивее к современным социально-экономическим стрессам, и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к активной социальной жизни. Можно предположить, что социальные интересы, входя в структуру личности пожилого человека, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с возрастным кризисом и не подвержена динамике при потере статуса, сужении круга общения и других негативных проявлениях, характерных для старения. Активное поведение формирует стиль жизни пожилого человека, который придает устойчивость адаптационному процессу его в социуме в целом.

2. Специфика работы с пожилыми людьми включает специальное обучение на интерактивных лекциях, которое позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые навыки и совершенствоваться в них.

3. Использование специфичной методологии в геронтопсихологической практике связано с отходом в последний период от такой модели старения, согласно которой этот процесс характеризуется общим снижением интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В настоящее время практика исходит из положения о том, что поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного переживания. Специфичным в использовании интерактивных программ является принцип активации и реактивации ресурсов пожилого человека, так как невостребованные функции угасают.

Применяющиеся методики.

Занятия в группах:

1. Групповые занятия, включающие советы по основам психосоматической саморегуляции в пожилом возрасте.

2. Групповые занятия, включающие рекомендации по психологическому принятию изменений (ослабления) здоровья с возрастом, и адаптация к этим изменениям.

3. Групповые занятия по профилактике возрастных заболеваний, связанных с образом жизни (стресс, привычки питания, гиподинамия).

4. Рекомендации по работе с эмоциями с помощью методов арт-терапии (изотерапии, музыкотерапии). Обсуждение на групповых занятиях тем: "Эмоции, стресс и арт-терапия", «Типы и формы стресса, его влияние на организм человека».

5. Рекомендации по гармонизация духовных, психических, телесных структур пожилого человека через творчество и синтез различных видов искусств, использующихся в качестве хобби (шитье, вязание, вышивка, оригами, танцы, хоровое пение и др.).

Руководитель программы Дёмина Анна Юрьевна:


Врач-терапевт, специалист по остеопорозу.

Образование

  • Лечебный факультет Российского Государственного Медицинского Университета (в 2008 г.)
  • Интернатура по специальности «Терапия»
  • Повышение квалификации по темам: «Диагностика и лечение болезней суставов» и «Современные возможности диагностики, лечения и мониторирования остеопороза»
  • Профессиональная переподготовка по специальности: «Функциональная диагностика»,"Организация здравоохранения".
  • С 2012 г .работает специалистом по остеопорозу в медицинском центре «Здоровье человека»
  • Координатор и исполнитель по социально значимым программам благотворительной направленности РООИ «Здоровье человека» с 2013 г.
  • С 2019 г. является руководителем отдела по работе с инвалидами.

В 2018 г. были достигнуты следующие результаты:

Лекция 4. Дистанционное обучение пожилых людей

Использование в повседневной жизни современных технологий, таких как Интернет, безусловно, предоставляет новые возможности для обучения пожилых людей. С другой стороны развитие информационно – коммуникационных технологий постоянно повышает потребность в обучении старшего поколения использованию этих технологий. Новые возможности позволяют общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, заводить новые знакомства, быть в курсе событий, происходящих в мире, стране, городе, пользоваться электронными библиотеками, ходить на виртуальные экскурсии и т. д.

Использование интернета может помочь в решении проблемы одиночества пожилых людей, которая в последние годы приобрела действительно массовый характер, ведь именно на одиночество пожилые люди жалуются даже чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения.

В этих условиях особое место занимает дистанционное обучение , которое помогает человеку пенсионного возраста полноценно заполнить свой досуг и самостоятельно организовать свое свободное время, что в свою очередь является фактором повышения благополучия людей пожилого возраста.

Использование дистанционных технологий в обучении позволяет выбрать собственный темп изучения материала, что для людей пожилого возраста играет огромное значение. Слушатель, в зависимости от личных обстоятельств и потребностей, может выбирать свой темп изучения материала.

Важнейшим фактором успеха дистанционного обучения является его доступность. Сегодня внедрение и совершенствование информационных технологий в управлении социальным обслуживанием развивается недостаточно быстро, да это развитие происходит далеко не равномерно по всей территории России. Кроме того, уровень социального обслуживания в разных регионах нашей страны значительно отличается. В связи с этим возможности дистанционного обучения как средство повышения качества жизни людей пожилого возраста, так и обучения социальных работников по всей стране, безусловно, обширны. Ни географическое положение, ни часовой пояс и особенности распорядка дня не ограничивают образовательные потребности людей пенсионного возраста и решают проблему снижения их мобильности.

Немаловажен и сам факт наличия возможности использования в процессе обучения информационных технологий, что уже само собой включает людей пожилого возраста в современную систему коммуникаций и играет огромную роль в процессе ресоциализации.

Роль и место компьютерных телекоммуникаций во всех сферах современного общества позволяет с уверенностью говорить об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы обучения. Главным преимуществом такой основы является возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого вида (визуальной и звуковой, статической и динамичной, текстовой и графической) и любого объема.

Какие еще есть основные возможности для использования ИКТ технологий как базы для обучения людей старшего возраста?

1. Интерактивность (оперативная обратная связь).

2. Возможность хранения информации в памяти компьютера в течение необходимого времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д..

3.Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.

4.Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций и диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по интересующему вопросу через электронные конференции и переноса полученных материалов на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.

Накопленный опыт применения телекоммуникаций показал, что этот вид информационных технологий позволяет широко использовать их в различных сферах образования: организовывать совместные исследовательские проекты студентов, научных работников из различных вузов, научных и учебных центров; организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых и повышение квалификации педагогических кадров; обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместным проектам, вопросам, темам, расширяя кругозор, повышая образовательный уровень; формировать коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает умение кратко и четко излагать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера.

Эффективность любого обучения (если это обучение, а не самообразование) зависит от четырех составляющих:

- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

- используемых при этом педагогических технологий;

- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов;

- эффективности обратной связи.

Следовательно, успешность и качество обучения зависят от:

- эффективной организации и педагогического качества используемых материалов,

- мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Технически решить проблему обучения людей старшего возраста в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания; на первый план системы обучения выходит ее педагогическая, содержательная организация (отбор содержания для усвоения, структурная организация учебного материала).

Образование с использованием информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ), основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение образование с использованием ИКТ имеет для развития комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН),образовательных учреждений в сельской местности, библиотек, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Использование ИКТ в образовании взрослых имеет ряд преимуществ для обучения людей старшего возраста:

Во-первых характерно использование одного учебного средства: пособия для самостоятельного изучения, учебных курсов или лекции.

Во-вторых использование нескольких обучающих средств одновременно, то есть изучение дисциплины происходит не только на слух, но и с помощью аудио лекций и видео материалов.

Видеозапись – научно обоснованный путь обновления образования. Видео – принципиально новое явление, резко меняющее все системы учебной информации, создающее альтернативу традиционным моделям обучения. К педагогическим возможностям учебной видеозаписи относятся полная, точная информация об изучаемом явлении; наглядность обучения, доступность материала; повышение эффективности обучения за счет увеличения темпов изложения материала.

Однако используя видео уроки вне учебной аудитории (например, дома) процесс обучения затрудняет отсутствие обратной связи. Поэтому возникает потребность в создании таких учебных систем, которые позволят улучшить качество обучения и ускорить процесс обучения путем обеспечения двустороннего общения.

Как показывает опыт к преимуществам такой системы обучения, по сравнению с традиционной, относятся:

- повышение качества обучения;

- улучшение восприятия информации;

- возможность ознакомления с уникальной информацией;

- активизация мыслительного процесса людей старшего возраста и другие.

В связи с этим выделим главное преимущество , которое должен использовать ведущий при обучении людей старшего возраста, это внедрение средств двусторонней коммуникации.

Применение информационных технологий в образовании взрослых не исключает возможных негативных последствий, в связи с чем, очевидна актуальность исследований психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий применения информационных технологий на здоровье обучающихся и необходимости организации системы охраны здоровья пользователей новыми информационными и коммуникационными технологиями.

Изменение социального статуса человека в старости и положение инвалида в обществе, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее злободневной из них является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов и связанная с ней трансформация ценностных ориентиров. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам. Понятие «социальная реабилитация» включает в себя комплекс социально-психологических, экономических, политико-правовых, медицинских, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения этих групп населения к нормальной жизнедеятельности и закрепления их социального статуса на всех уровнях государственной политики.

Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной формах, в виде льгот и услуг, предоставляемое с учетом законодательных норм и социальных гарантий, установленных государством для престарелых и инвалидов.

Ктрадиционным формам социального обеспечения относятся денежные выплаты (пенсии, пособия и др.); натуральное обеспечение (продукты, медикаменты, одежда и др.); услуги и льготы; стационарное и нестационарные виды обслуживания. На современном этапе развития экономических отношений важным условием социальной реабилитации данной категории общества является поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий. С учетом предложений и возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации установлен новый минимальный размер пенсии и введен механизм индексаций пенсий в зависимости от роста цен. В Московской области на базе Пенсионного Фонда России проводится эксперимент по обработке модели будущей Федеральной пенсионной службы как самостоятельной финансово-банковской системы.

В настоящее время развивается сеть негосударственных пенсионных фондов как дополнительный источник социальной защиты пожилых людей. Одной из эффективных мер социальной реабилитации престарелых и инвалидов является их трудовая занятость.

Установлены льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. Учреждения и организации, в которых занято 30% инвалидов от общей численности работающих, пользуются правом на льготное налогообложение, свыше 50% – полностью освобождаются от уплаты налогов и платежей. В связи со структурной перестройкой экономики отдается предпочтение созданию новых отраслей, экологически чистых производств (фермерские хозяйства, сферы малого и среднего бизнеса и др.).

Особая роль в системе реабилитации пожилых людей и инвалидов принадлежит медико-социальной реабилитации. Создается сеть федеральных и региональных центров восстановительного лечения, многопрофильной медицинской реабилитации, специализированных санаторно-курортных учреждений и т.д. Новые задачи поставлены и перед Главным управлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭ, бывшая ВТЭК). В их функции входит разработка индивидуальных программ реабилитации с определением конкретного объема, видов и сроков их осуществления. Механизм социальной зашиты пожилых людей и инвалидов реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление установленных размеров пенсий, пособий и других видов натурального обеспечения, услуг и льгот. На региональном уровне решаются вопросы дополнительного повышения норм государственного обеспечения нуждающихся нетрудоспособных граждан.

В современных условиях происходит перенос центра тяжести социальной защиты пожилых людей и инвалидов непосредственно на местные органы власти. Во многих регионах установлены льготы по оплате проезда на транспорте пожилых людей и инвалидов. Развивается сеть специальных жилых домов-интернатов для одиноких престарелых и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Проживание и все виды социальной помощи в домах-интернатах осуществляются бесплатно. Почти в каждом таком учреждении созданы лечебно-трудовые мастерские с различными видами занятости: швейные, галантерейные, сапожные, столярные и др. В сельских домах-интернатах имеются подсобные хозяйства с развитыми формами огородничества, садоводства, пчеловодства и т.д. Развивается система культурно-массовых мероприятий (концерты, экскурсии, спортивно-оздоровительные шоу, тематические вечера, клубы по интересам и т.п.), внедряются бригадные формы организации труда, коллективный и арендный подряд. Важное значение в настоящее время приобретает организация бесплатного питания за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения (Иркутская, Магаданская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская и другие области).

Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработаны и внедряются федеральные целевые программы («Социальная защита инвалидов», «Социальная защита пожилых людей» и др.), рассчитанные на развитие маломобильных групп населения. На базе территориальных центров создаются службы срочной социальной помощи для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности престарелых и инвалидов. Приобретает систематический характер такая форма социального обслуживания, как помощь на дому (с 1987 года).

В России началась реформа всей системы социального страхования, появляются частные пенсионные и страховые фонды, совершенствуется медицинское страхование с установлением дополнительных гарантий для пожилых людей и инвалидов. Необходимо совершенствование правовой основы системы социальной защиты данной категории населения.

Одной из актуальных является проблема подготовки социальных работников с высшим специальным образованием для работы в домах-интернатах и реабилитационных центрах социально-бытовой и социально-психологической адаптации инвалидов и пожилых людей. В 1991 году в ряде вузов страны были открыты факультеты и курсы подготовки специалистов по социальной работе, создан Российский государственный социальный институт, но потребность в квалифицированных социальных работниках еще достаточно велика. Особый спрос на специалистов высокого класса наблюдается в сфере организации социально-культурной деятельности при решении жизненных проблем пожилых людей и инвалидов. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные социальные роли: защитника интересов слабозащищенной категории людей, педагога-социолога, эксперта по вопросам социальной и правовой политики, консультанта-психолога и др. Совершенствование системы социальной защиты и социальной поддержки престарелых и инвалидов в современных условиях – необходимая гарантия их социальной реабилитации и обеспечения нормальной жизнедеятельности в кризисный переходный период экономических отношений.

Социальная помощь пожилым людям и инвалидам осуществляется в соответствии с действующими в стране законами о пенсионном обеспечении. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 463 утверждена «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации», в которой дается оценка современного состояния пенсионного обеспечения, намечены основные направления развития концепции реформы, определены источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы, роль персонифицированного учета, даны необходимые рекомендации и разъяснения (см. Бюллетень Минтруда и социального развития РФ, 1998, №6).

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Действующим законодательством установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Порядок их исчисления, выплаты, перерасчета, индексации регулируются различными нормативными актами. Право на пенсию по старости на общих основаниях имеют: мужчины – по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщины – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже
20 лет. На льготных основаниях засчитывается пониженный трудовой стаж в районах Крайнего Севера, в местах с особыми условиями труда. Нормативными актами установлено, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничений каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения. Выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного фонда Российской Федерации. Трудовые пенсии, назначенные в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, подразделяются следующим образом: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. (Постановление Министерства труда РФ от 22.05.96 №29, ст.ст. 12, 78, 78-2). Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной – 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы(службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

· Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней – на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч.1 ст. 17 Закона);

· чемпионам Олимпийских игр – на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона);

· участникам Великой Отечественной войны – на 100%
(ч. 1 ст. 17 Закона);

· гражданам – бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания – на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

· гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным – на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

· инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями – на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды до 16 лет; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия – это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери – в размере минимальной пенсии по старости
(ч. 1 ст. 17 Закона);

- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), – в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;

- инвалидам III группы – в размере 1/2 пенсии.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляется за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляций. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов; в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пенсионного обеспечения.

Эффективной формой социального обеспечения населения являются пособия. Особую заботу проявляет государство об охране материнства и детства. Пособие по беременности и родам установлено в размере 100% заработной платы, независимо от трудового стажа матери. С 1993 года выплачиваются «детские» пособия: на детей до 1,5 лет – в размере минимальной заработной платы, до 6 лет – 70%, от 6 до 16 лет – 60%.

В 1,5 раза увеличены пособия на детей одиноким матерям, семьям военнослужащих и семьям, в которых отец уклоняется от уплаты алиментов. Социальные пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям и др.) выплачиваются за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов. Увеличение размеров пособий предусматривается законодательством с учетом семейного положения и местных условий.

За последние годы принят ряд правовых актов, нацеленных на повышение ответственности предприятий за возмещение ущерба от трудового увечья граждан, определение порядка выплаты пособия по безработице и др. Правительством Российской Федерации принято Постановление «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.97 № 458, разрабатываются программы обеспечения занятости. Государственный фонд занятости населения РФ осуществляет выплату пособий и компенсаций по безработице, стипендий на период прохождения переобучения и переподготовки, оказание материальной помощи и др.

В 1995 году была разработана Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ с целью установления критериев и упорядочения пенсионных льгот, выявлен интегральный показатель утраты нетрудоспособности.

Своевременная выплата гражданам пенсий и пособий является одной из важнейших функций системы социального обеспечения.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях?

2. Сущность понятий «социальная помощь» и «социальная реабилитация».

3. Дать характеристику видов пенсионного обеспечения.

4. Назвать основные условия порядка назначения и выплаты трудовой пенсии.

5. Сформулировать особенности исчисления социальных пенсий.

Список рекомендуемой литературы

1. Александрова Г. Годы и заботы. М., 1990.

2. Висневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. Пер. с польского. М., 1989.

3. Гордин В. Чем старость обеспечена? М., 1988.

4. О пенсионном обеспечении граждан РФ. М., 1992.

5. Жилая среда для инвалидов. М., 1990.

6. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984.

7. Старченко Н.А., Алилова Ю.М. Врачебно-трудовая экспертиза. М., 1997.

| следующая лекция ==>
|

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 138 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Еще в 1995 году в России был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ, в соответствии с которым некоторые категории граждан РФ имели право на бесплатный слуховой аппарат. Порядок выдачи этих приборов уточняется в Постановлении Правительства РФ «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» от 07.04.2008г. №240. В некоторых регионах принимались дополнительные документы, например, в 2009 году вышло аналогичное решение Правительства Москвы. Кто же может рассчитывать на получение слухового аппарата бесплатно? Как стать владельцем такого устройства? В какие организации обращаться?

Слуховые аппараты бесплатно: кто может на них рассчитывать?

Показание для получения такого прибора за государственный счет — инвалидность по слуху. Как правило, ее определяют при тугоухости IV степени на оба уха. Также возможна ситуация, когда инвалидность назначается при III степени тугоухости, хотя ребенку ее получить несколько проще, чем взрослому.


Также гражданину РФ могут выдать бесплатный слуховой аппарат, если он признан инвалидом по причине иных нарушений здоровья, но при этом в его Индивидуальной программе реабилитации указано, что ему требуется протезирование слуха. Устройство выдается раз в четыре года, поэтому, если оно сломается или потеряется, заменят его не сразу.

Как получить слуховой аппарат бесплатно?

Если у вас нет медицинского заключения о признании вас инвалидом по слуху, необходимо пройти аудиологическое обследование — с его помощью оценивается степень тугоухости. Такое обследование можно пройти как в муниципальной поликлинике по месту жительства, так и в коммерческом медицинском центре. Врач-отоларинголог выдаст вам направление на МСЭ (Медико-социальную экспертизу). Далее:

  • МСЭ принимает решение о признании вас инвалидом;
  • вы получаете ИПР (Индивидуальную программу реабилитации), в которой обосновывается необходимость ношения слухового аппарата, а также указываются характеристики прибора, который вам необходим.


После этого вы либо обращаетесь за прибором в соответствующие инстанции, либо приобретаете его самостоятельно и подаете заявление с просьбой перечислить вам денежную компенсацию за эту покупку.

Где получить слуховой аппарат бесплатно?

Если вы не планируете приобретать устройство самостоятельно, необходимо обратиться в Фонд социального страхования (ФСС). Вам выдадут Направление на получение технического средства реабилитации и назовут адреса, по которым вы можете обратиться, а также расскажут, какие документы надо будет с собой взять. Бывает так, что направление выдают не сразу, однако его обязаны предоставить вам в течение двух недель с момента обращения. После этого нужно будет отправиться в один из предложенных сурдологических центров и получить там прибор для коррекции слуха.

Какие слуховые аппараты выдают бесплатно?

Модель, на которую вы можете рассчитывать, должна соответствовать диагнозу и характеристикам, указанным в ИПР. Также она должна входить в перечень приборов, которые имеются в распоряжении Фонда социального страхования. Как правило, ФСС предлагает устройства отечественного производства. Из-за сравнительного узкого ассортимента многие предпочитают покупать приборы самостоятельно. Но как потом получить компенсацию?

Бесплатные слуховые аппараты для пенсионеров и инвалидов: получение компенсации

Вы можете обратиться в любую компанию, у которой есть соответствующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, и приобрести аппарат, полностью отвечающий вашим потребностям и предпочтениям. Приходите в центр коррекции слуха и речи «Мелфон», и опытные специалисты подберут вариант, который оптимально вам подойдет.


После этого необходимо собрать документы:

  • заявление о том, что вы просите возместить расходы;
  • Индивидуальная программа реабилитации;
  • паспорт инвалида;
  • кассовый чек, в котором есть дата покупки;
  • товарный чек, в котором указаны стоимость, наименование аппарата, соответствующее тому, что указано в ИПР, дата покупки, наименование торговой организации, количество проданных приборов, а также стоят штамп об оплате и подпись продавца;
  • копия сертификата соответствия на изделие;
  • заключение и назначение врача;
  • копия лицензии на осуществление медицинской деятельности;
  • справка из поликлиники о самостоятельно приобретении устройства.

Эти документы надо подать в отделение социальной реабилитации центра социального обслуживания по месту жительства. Это может сделать как сам инвалид, так и его представитель — в этом случае оформляется нотариальная доверенность. В течение месяца денежная компенсация переводится на ваш расчетный счет или высылается почтовым переводом.


Инвалиды по слуху имеют право не только на бесплатные слуховые аппараты. Им полагаются:

  • ремонт устройств, вышедших из строя — тоже за государственный счет;
  • изготовление индивидуальных ушных вкладышей — опять же, за счет средств федерального бюджета.

Как видите, бесплатный слуховой аппарат для пенсионеров — это реально. Обращайтесь в центр коррекции слуха и речи «Мелфон», и мы поможем получить удобное, надежное и простое в использовании устройство, с которым вы комфортно будете чувствовать себя в повседневной жизни.

Выбрать батарейки для слухового аппарата у нас на сайте.

Если вы хотите подобрать слуховой аппарат – перейдите в каталог

Раздел 3.1. Программы для работы с пожилыми людьми и инвалидами старше 18 лет

Добавить свой материал в раздел
Работаем с пожилыми

Цели проекта: расширение спектра социальных услуг, создание новых форм социального обслуживания, ориентированных на индивидуальные потребности граждан и повышение их жизненной активности за счет максимального расширения спектра услуг для граждан, находящихся на надомном обслуживании, используя материально-техническую базу Центра, Отделения дневного пребывания и кадровый потенциал учреждения. Проект представлен на Форуме социальных инноваций регионов, г. Омск, 2015 год.

Цели проекта:
1. Способствовать повышению качества жизни одиноко проживающих пожилых людей, их долголетию путем выполнения ремонтных работ их жилья.
2. Расширение спектра социальных услуг.
3. Способствовать включению молодёжи в деятельность по оказанию социальной помощи одиноким инвалидам, формирование уважительного отношения молодёжи к старшему поколению.
4. Содействовать поддержке и продвижению социальных проектов, направленных на оказание социальной помощи людям старшего поколения.
5. Содействовать укреплению партнёрства (между социальным (ГБУ КЦСОН) и учебным (ГБОУ СПО «НТГХ и П») учреждениями) со студентами учебных заведений в решении социальных проблем старшего поколения.
6. Привлечь внимание гражданского общества, в т. ч. молодёжи, региональных СМИ к проблемам одиноких инвалидов.
Проект представлен на Форуме социальных инноваций регионов, г. Омск, 2015 год.

Цель проекта: популяризация «финской ходьбы» — современного вида социально-оздоровительной физической активности. Проект представлен на Форуме социальных инноваций регионов, г. Омск, 2015 год

Цель программы: воспитание интереса и любви к ручному творчеству, вовлечение проживающих в доме-интернате в активную творческую деятельность, формирование навыков и умению работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов; организация досуговой деятельности. Программа подготовлена для получателей социальных услуг старше 18 лет.

Цель программы: повышение уровня адаптации пожилого человека в социуме, формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни, поддержание интереса к ней, раскрытие потенциальных ресурсов личности.

Цель проекта: повышение социальной активности пожилых людей, расширение круга общения, укрепление здоровья, сохранение хорошей физической формы, молодого внешнего вида, повышение жизненного тонуса пожилых людей.

Цель программы: внедрение новой позитивной методики, как способа социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, посещающих отделение дневного пребывания МБУ ЦСО Яйского муниципального района; продление активного долголетия и сохранение удовлетворительного жизненного потенциала граждан старших возрастных групп.

Цель проекта: адаптировать люди преклонных лет к жизни, теряющих уверенность в собственных силах, консервативно и даже враждебно реагирующих на нововведения.

Документ в формате .pdf

Рекомендовано для работы с получателями социальных услуг домов-интернатов.

Цель технологии: через погружение в творческий процесс способствовать изменению психо-эмоционального состояния получателей социальных услуг.

Цель программы: профилактика и снижение психоэмоционального напряжения пожилых людей

Цель программы: профилактика и снижение комплекса проблем, связанных с особенностями пожилого возраста

Косогорова Елена Владимировна, заведующий консультативным отделением государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Спутник» города Верхняя Пышма».

Цели проекта:

  1. Развитие волонтерской деятельности среди граждан пожилого возраста и инвалидов на основе проведения совместного досуга, а именно благотворительное вязание варежек и носков.
  2. Освещение информации в СМИ с целью привлечения инициатив по оказанию помощи добровольно и бескорыстно активных граждан, напоминание обществу о милосердии и толерантности.

Никонова Анна Владимировна, Муравьева Наталья Борисовна, Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Гороховецкий комплексный центр социального обслуживания населения»

Цель программы: улучшение качества жизни получателей социальных услуг отделений социального обслуживания на дому в привычной социальной среде, путем:

  • укрепления и сохранения здоровья пожилых людей и инвалидов;
  • формирования ответственного отношения к состоянию здоровья получателей социальных услуг отделений;
  • комплексной социальной реабилитации клиентов с ограниченными возможностями здоровья.

Минеева Я.И., инструктор по трудовой терапии. Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Добрый свет» в муниципальном образовании Надымский район».

Цель: сформировать и применить новый комплекс упражнений для тренажеров.

Иванова Жанна Олеговна, психолог государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Добрый свет» в муниципальном образовании Надымский район»

Цель программы: создание психоэмоционального комфорта для граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием технологии песочной терапии как разновидности арт-терапии.

Работаем с инвалидами старше 18 лет

Цель программы: развитие творческих способностей лиц с ментальной инвалидностью в возрасте от 20 до 60 лет в процессе художественной обработки бересты.

Цель программы: развитие творческих способностей людей с ментальной инвалидностью через приобщение к художественному войлоку.

Цель программы: создание благоприятных условий и системы деятельности педагогических кадров для выявления обучающихся, относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, их обучения, изучения интересов, способностей и склонностей обучающихся данной группы, приобщение их к деятельности в различных областях и их самореализации (для молодых инвалидов — студентов).

Цель проекта: социальная адаптация инвалидов и их семей, помощь в достижении максимальной самостоятельности и независимости в быту.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся теоретической и практической базы в области основ изобразительного искусства в рамках любительского творчества.

Учебный план является нормативным актом, представлен основной и вариативной частью. Реализация содержания, воспитания, образования и развития детей и взрослых от 18 до 45 лет осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество». Учебный план подготовлен для получателей социальных услуг ГАУ Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат».

Цель работы – стремление найти наиболее эффективные инновационные средства реализации культурно – организованной деятельности посредством взаимосотрудничества с другими досуговыми, воспитательными художественно – эстетическими центрами.

Программа объединения по интересам. Цель программы: ознакомление получателей социальных услуг с рабочими профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки; подготовка к осознанию гражданами – инвалидами своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии с учетом экономической ситуации в городе.

Программа объединения по интересам. Цель программы: формирование социальных навыков в быту.

Цель программы: сохранение физической, психической и социальной активности клиентов, снижение уровня зависимости от посторонней помощи, формирование мотивации к трудовой деятельности.

Цель программы: оказание помощи получателям социальных услуг приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у получателей социальных услуг достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. А также способствовать социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Данная цель достигается посредством организации адаптивного обучения и самостоятельной работы, а так же посредством осуществления практических работ.

Цель: апробация новых форм организации занятости получателей социальных услуг для развития их самостоятельной познавательной деятельности и осуществление социального партнерства на правах сотрудничества.

Целью данной проектной деятельности «Чудеса из ткани» является амплификация развития ПСУ творческими формами работы (обогащение содержания реабилитационного процесса инновационными формами работы по профориентации).

Рабочая программа «Путь к долголетию» по системной поддержке и повышению качества жизни граждан старшего поколения. Калюк И.Ю., Никулина Е.А., Юрга, Кемеровская область.

Цель реабилитационной работы – сохранить полезность пожилого человека, способствовать продлению активного долголетия, улучшению социального самочувствия посредством организации досуга и отдыха, удовлетворения существующих потребностей.

Читайте также: