Назначение пенсий инвалидам вов

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Абузярова Д.А.

Текст научной работы на тему «Социальная защита инвалидов войны в 1941 - 1945 гг»

использование социальных технологий в области здравоохранения (улучшение репродуктивного здоровья, борьба с бесплодием, противодействие абортам), использование информационных, рекламных, образовательно-воспитательных социальных технологий, направленных на поднятие престижа материнства и отцовства, на формирование духовно-нравственных ценностей, ценности семьи, идеала стабильного официально зарегистрированного брака с несколькими детьми, здорового образа жизни и т. д.

1. Административно-территориальное деление и численность населения Республики Мордовия на 1 января 2006 г.: стат. сб. Саранск, 2006.

2. Азоркина Ж. В Мордовии снизилось количество абортов / Ж. Азоркина / / Медицинский вестник. 2006. № 9.

3. Естественное движение населения Республики Мордовия за 2005 год: стат. сб. Саранск, 2005.

4. Логинова Н. Н. Социодемографическая ситуация в Республике Мордовия / Н. Н. Логинова / / Интеллектуальные и информационные ресурсы и структуры для регионального развития. М., 2002. С. 240 — 245.

5. Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2006.

6. Наши рекорды / / Время. 2007. №11.

7. Прогноз численности населения РМ до 2026 г.: стат. сб. № 906. Саранск, 2005.

8. Рыбаковский Л. Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы / Л. Л. Рыбаков-ский / / Социологические исследования. 2005. № 3. С. 71 — 87.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ В 1941 — 1945 гг.

Одним из неизбежных следствий ведения боевых действий являлось образование новой категории лиц, нуждавшихся в социальной защите — инвалидов Великой Отечественной войны.

Инвалидами войны считались лица из числа военнослужащих, утратившие трудоспособность вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в бою или при исполнении иных обязанностей военной службы, а также вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. В соответствии со ст. 56 Закона от 1 сентября 1939 г. эти лица имели право на государственное пенсионное обеспечение [8].

© Д. А. Абузярова, 2007

В обществе очень низкая потребность в детях. Даже многие благополучные семьи не желают иметь больше одного ребенка. Все большему количеству семей не нужен даже второй ребенок. Мало поднять уровень жизни, надо сформировать модель семьи с двумя-тре-мя детьми. Что мы сделали для этого? Где печать, радио, телевидение? Счастливые детские личики не должны сходить с экранов телевизоров, газетных и журнальных страниц. Общество должно вновь вернуться к детям.

Инвалиды из числа офицеров и сверхсрочнослужащих пенсии от государства получали на основании постановления СНК СССР № 1474 от 5 июня 1941 г. «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» [9, с. 83 — 93].

Военнослужащие рядового и сержантского (старшинского) состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск НКВД в случае инвалидности получали

пенсии от государства в соответствии с Постановлением СНК СССР № 1269 от 16 июля 1940 г. «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» [9, с. 105 — 110].

Право на пенсию в случае инвалидности имели военнослужащие из числа рядового, сержантского и старшинского состава, находившиеся на срочной действительной военной службе и призванные из запаса; курсанты военных училищ, школ и курсов, имевшие звания рядового, сержантского и старшинского состава; медицинские сестры, состоявшие на военной службе в должностях сержантов и старшин медицинских частей; военнослужащие рядового и сержантского состава авиационных частей гражданского воздушного флота; военнослужащие рядового и сержантского состава 1-го Польского корпуса; военнослужащие рядового и сержантского состава городских частей и штабов МПВО, находившиеся на казарменном положении и получавшие денежное содержание, установленное для

войск НКВД [10, с. 92 — 93].

Порядок назначения и выплаты пенсий указанным категориям инвалидов определяла Инструкция № 101, утвержденная СНК СССР 31 января 1944 г. [5, с. 92 — 108]. Согласно

ей размеры пенсии устанавливались в зависимости от причины и степени инвалидности, а также характера работы инвалида до призыва его на военную службу.

По причине инвалидности пенсии разделялись на две категории:

а) пенсии военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боях при защите СССР, или при исполнении иных обязанностей военной службы, или вследствие заболеваний, связанных с пребыванием на фронте;

б) пенсии военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, или вследствие заболеваний, не связанных с пребыванием на фронте.

По степени инвалидности различались пенсии инвалидам I, II, III групп. В зависимости от характера прежней работы военнослужащих все указанные пенсии назначались следующим образом. Лицам, работавшим до призыва в армию, пенсии назначались в процентах от их заработка. При этом военнослу-

жащим, связанным с сельским хозяйством, пенсии назначались в размере 80 % от пенсий, установленных для военнослужащих, не связанных с сельским хозяйством. Лицам, не работавшим до призыва в армию, пенсии на-значались по твердым социальным нормам.

Инвалиды I группы, имевшие среднемесячный заработок до 400 руб., получали пенсию в размере 100 % заработной платы, инвалиды II группы — 75 %, а инвалиды III группы — в размере 50 %.

Если среднемесячный заработок превышал 400 руб., пенсия исчислялась из 400 руб. В любом случае пенсии не могли быть ниже следующих размеров: для инвалидов Г группы — 150 руб., для инвалидов II группы — 120 руб., для инвалидов III группы — 90 руб. (для инвалидов, связанных с сельским хозяй- ' ством, соответственно 120, 96 и 72 руб.).

Размеры названных пенсий повышались на 25 % военнослужащим сержантского и старшинского состава. Военнослужащим, награжденным орденом Славы трех степеней, размеры всех перечисленных пенсий повышались на 50 %. Таким образом, полный кавалер ордена Славы в звании сержанта (старшины) получал пенсию, размер которой на 75 % превышал пенсию остальным категориям военнослужащих, равных с ним по группе инвалидности. Инвалидам I и II групп, имевшим заработок, доход от работы в колхозе или стипендию, пенсия выплачивалась полностью, независимо от размера получаемого заработка, дохода или стипендии. Аналогичным образом осуществлялось I пенсионное обеспечение инвалидов из числа генералов, офицеров и военнослужащих сверх- ) срочной службы за исключением порядка начисления пенсий и установления их размера. Особая льгота устанавливалась для генералов и адмиралов, размер пенсии которым определялся в 95 % от оклада их денежного содер- : жания [10, с. 108 — 128].

Документом, удостоверявшим право инва- 1

лида на получение пенсии и соответствующих ; льгот, являлось «Пенсионное удостоверение инвалида Отечественной войны», которое выдавалось районным военкоматом или органом социального обеспечения по месту жительства инвалида. \

В годы войны государство проявляло заботу о трудоустройстве инвалидов, частично сохранивших трудоспособность. В связи с этим

ия «Гуманитарные науки»

были внесены изменения и дополнения в существовавшие нормы трудового права. Наиболее значимыми для трудовых правоотношений инвалидов войны являлись постановления СНК СССР «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» от 6 мая 1942 г., «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны» от 20 января 1943 г. [12, с. 400 — 402].

В результате проведенной работы по трудоустройству и обучению инвалидов в Мордовии на 1 декабря 1942 г. получены следующее цифры: в промышленности трудоустроено 209 человек, в сельском хозяйстве — 2 853, в прочих организациях — 886 человек, в кооперации инвалидов — 102 человека. Трудоустроено на руководящей работе 526 человек, в том числе: на руководящей районной работе — 68 человек, директоров предприятий и промартелей — 15 человек. На руководящей сельской работе: председателями сельских советов — 90 человек, председателями колхозов — 140 человек, председателями сельпо — 19 человек и бригадирами колхозов — 100 человек.

В учебных заведениях и на курсах обучалось 119 человек. Окончили обучение на разных курсах 77 человек, из них 35 садоводов, 6 бухгалтеров, 7 часовщиков, 12 фотографов, 5 заместителей председателей сельпо; бригад-но-цеховым обучением по линии коопинсоюза охвачено 16 человек [1, с. 24].

Система мероприятий по трудовому устройству и обучению инвалидов позволила вернуть более 80 % инвалидов к общественно полезной трудовой деятельности [2, с. 19].

С начала войны до принятия первого постановления трудоустройство инвалидов, как и в довоенный период, было добровольным. Для администрации предприятий и учреждений не устанавливалась обязанность принимать на работу инвалидов войны, направляемых органами социального обеспечения. Следует отметить, что орган собеса до того как направить инвалида на конкретную должность выяснял, подходит ли эта должность для инвалида и является ли она вакантной. Инвалид мог потребовать от органа собеса, чтобы тот предоставил ему подходящую работу, поскольку инвалид Отечественной войны имел преимущественное право зачисления на работу при наличии заключения ВТЭК о его пригодности к данной работе [5].

Возвращение инвалидов войны к труду I было сопряжено с необходимостью расширения материально-технической и производственной базы для их протезирования. В 1941 г. в системе наркомата социального обеспечения РСФСР имелось 38 протезных предприятий. С началом войны такие предприятия были созданы в 22 городах, что позволило к концу года дополнительно изготовить 40 тыс. временных протезов. Только за октябрь — ноябрь 1941 г. протезы получили 7 675 инвалидов [6, л. 4, 6, 15].

С каждым днем войны число раненых, следовательно, и инвалидов, увеличивалось. К середине 1942 г. в органах социального обеспечения их было учтено уже 202 428 человек. Вопрос о трудоустройстве инвалидов приобретал общегосударственный масштаб. Трудоустроено к тому времени было только 57,3 % инвалидов [6, л. 165].

Наряду с установлением обязательного приема на работу инвалидов постановление от 6 мая 1942 г. предусматривало ряд других мер, в числе которых учреждение постоянных краевых, областных и городских комиссий по трудоустройству инвалидов, создание для них необходимых производственных и бытовых условий, первоочередное предоставление им жилой площади, повышение персональной ответственности руководителей советских и хозяйственных органов за решение вопросов о трудоустройстве инвалидов.

Трудовые правоотношения инвалидов были подвергнуты новой регламентации в постановлении СНК СССР от 20 января 1943 г. В нем отмечалось, что «инвалиды Отечественной войны III группы, уклоняющиеся от работы в течение двух месяцев со дня направления их на работу, по решению органов социального обеспечения могут сниматься с пенсии» [4, с. 47].

Государство тем самым превратило трудоустройство из формы содействия инвалидам в получении подходящей работы в форму привлечения и использования всех трудовых ресурсов страны для удовлетворения нужд фронта и тыла в условиях дефицита рабочих кадров, вызванного обстоятельствами военного времени. Постановлением от 20 января 1943 г. для инвалидов III группы устанавливались существенные льготы в области труда и социального страхования. Они в обязательном порядке освобождались от привлечения к |

сверхурочным работам. Заменять положенные им ежегодные отпуска денежной компенсацией (как было установлено на военное время) запрещалось. Пособия по временной нетрудоспособности инвалиды войны получали в размере полного заработка независимо от непрерывности стажа и их членства в профсоюзе. Инвалиды-члены кооперации имели преимущественное право на трудоустройство в ее организациях, льготы по уплате членских взносов, получению материальной помощи, направлению в санатории, дома отдыха и т. п. Льготы устанавливались также для инвалидов войны, желавших получить образование в высших и средних специальных учебных заведениях [12, с. 406 — 407].

Важным направлением социальной политики государства в отношении инвалидов войны являлась организация их профессионального образования. Обучение новым профессиям было налажено в эвакогоспиталях, т. е. еще на стадии восстановления трудоспособности раненых воинов. Весьма эффективной формой трудовой реабилитации и профессионального обучения стали трудовые интернаты для инвалидов Великой Отечественной войны. Они были реорганизованы из домов инвалидов и имели цель подготовить инвалидов к трудовой деятельности при их полном государственном обеспечении. В трудовые интернаты принимались инвалиды I и II групп [3, с. 172].

Во многих местах, особенно в тех, которые пострадали от немецкой оккупации, возникли серьезные проблемы в работе по трудоустройству инвалидов. Здесь в первую очередь требовались рабочие кадры строительных и других специальностей для выполнения трудоемких работ, куда направлять инвалидов было невозможно по состоянию здоровья. Поэтому в отдельных районах не могло быть достигнуто полного трудоустройства инвалидов.

Тем не менее государство и его органы на местах стремились облегчить материально-бытовые условия инвалидов войны, распространив на них многие льготы. Их снабжение продуктами питания осуществлялось по нормам рабочих. Для инвалидов открывались специальные магазины, а нуждавшимся в посторонней помощи товары и продукты доставлялись на дом. Им предоставлялись некоторые преимущества в пользовании столовыми, ре-

монтно-бытовыми мастерскими. Горожанам предоставлялись лучшие огородные участки, а членам колхозов оказывалась помощь в первоочередном приобретении скота [7].

Вскоре после окончания войны был принят комплекс мер по дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения и материально-быто-вого обслуживания инвалидов. С 1 января 1946 г. были повышены в два и более раза минимальные размеры пенсий инвалидам Отечественной войны I группы. Теперь они составили 250 — 300 руб. в месяц. На 25 % были повышены пенсии ефрейторам и старшим краснофлотцам [12, с. 426]. Не остались без внимания государства бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами уже после их увольнения с военной службы, но в результате ранений, полученных в боях Великой Отечественной войны. Если инвалидность была установлена не позднее пяти лет после увольнения с военной службы, эти фронтовики обеспечивались пенсией наравне с инвалидами войны.

В силу различных обстоятельств некоторые инвалиды, как и другие участники войны, оказались разлученными со своими семьями. По мере розыска семей возникала необходимость соединения с ними. Чтобы устранить обстоятельства, препятствовавшие воссоединению семей, 5 октября 1945 г. было принято постановление СНК СССР, которое обязывало руководителей предприятий и учреждений освобождать от работы инвалидов войны, желавших переехать к месту постоянного жительства членов своих семей, а также освобождать от работы членов семей инвалидов войны (супругов, детей, родителей), желавших переехать к месту их постоянного жительства. Центральный коммерческий банк был обязан выдавать нуждавшимся инвалидам Отечественной войны и их семьям ссуды на строительство и восстановление жилых домов. Местные органы бесплатно отводили им лесосеки на заготовку строительного леса и отпускали по установленным ценам строительные материалы на постройку и ремонт жилища. С хозяйств инвалидов снимались все недоимки прошлых лет по сельскохозяйственному налогу и обязательным поставкам, а для хозяйств инвалидов войны I и II групп вводились новые льготы [11].

СНК РСФСР 10 июля 1945 г. обязал исполнительные комитеты местных Советов

Серия «Гуманитарные науки»

принять решения о первоочередном обслуживании инвалидов Великой Отечественной войны в медицинских учреждениях, столовых, банях, прачечных, парикмахерских, пошивочных и ремонтных мастерских, городском транспорте, а также о первоочередном снабжении их топливом и о ремонте квартир.

В случае смерти инвалида войны его семье назначалось пособие на погребение в размере двухмесячного оклада пенсии, которую он получал. При отсутствии членов семьи пособие выдавалось другим лицам, принявшим на себя обязанности и расходы по похоронам умершего инвалида, в размере фактической стоимости ритуальных услуг, но не свыше указанного двухмесячного оклада пенсии. Семьям умерших инвалидов войны назначалась пенсия на тех же основаниях, что и семьям погибших, умерших и пропавших без вести военнослужащих во время их пребывания на фронте. Независимо от причины смерти инвалида назначение пенсии его семье осуществлялось по той статье постановления СНК СССР № 1269

от 16 июля 1940 г., по которой инвалид получал пенсию. При этом семье умершего выдавалось пенсионное удостоверение с надписью на обложке «Выдается семье умершего инвалида Отечественной войны» [3, с. 208].

Делая вывод, можно смело сказать, что, несмотря на тяжелые военные и экономические условия, государство прилагало немало усилий, чтобы по возможности удовлетворить необходимые материальные, духовные потребности инвалидов войны. Важным направлением социальной работы периода Отечественной войны и послевоенных лет стали социальная реабилитация раненых, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов, трудовых интернатов и т. д. Государство и его органы накопили большой положительный опыт социальной защиты инвалидов войны. Пенсионное обеспечение, ма-териально-бытовое обслуживание в сочетании с многочисленными льготами и преимуществами, предоставленными инвалидам войны, гарантировали им надежную социальную защиту.

1. Мордовия 1941 — 1945: сб. документов / Центр, гос. архив Респ. Мордовия, Центр, док. ум. новейшей истории РМ. Саранск, 1995.

2. Мордовия в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. / ред. Н. М. Кулыгин. Саранск, 1975.

3. Ободан Н. М. Возвращение к трудовой деятельности инвалидов Отечественной войны и инвалидов труда / Н. М. Ободан. Л., 1945.

4. Пособия, пенсии и льготы инвалидам войны, военнослужащим и их семьям.

5. Постановление СНК РСФСР от 6 ноября 1941 г. // Собрание постановлений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР 1941 г. № 7. Ст. 38.

6. Российский государственный архив социально-политической истории, ф. 603, оп. 1, д. 3.

7. Сборник важнейших приказов и инструкций по вопросам карточной системы и нормированного снабжения. 2-е изд. М., 1944.

8. Сборник законов СССР, 1961.

9. Сборник правительственных постановлений, действующих в военное время.

10. Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени, 1944.

11. Сборник указов, постановлений, решений и распоряжений, 1945.

12. Советское право в период Великой Отечественной войны. Ч. I.


Участники ВОВ имеют право на одновременное получение пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в повышенном размере и страховой пенсии по старости. Также для участников ВОВ - получателей военной пенсии увеличен размер такой пенсии.

Одной из категорий ветеранов ВОВ являются участники ВОВ. К ним, в частности, относятся военнослужащие, проходившие военную службу в составе действующей армии в период ВОВ, а также лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" (пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах").

Особенности пенсионного обеспечения участников ВОВ

Участникам ВОВ пенсия назначалась еще в соответствии с законодательством СССР, а затем была скорректирована на основании законодательства РФ (ч. 5 ст. 35, ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; п. 2 ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

По общему правилу участники ВОВ имеют право на следующие виды пенсий (ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; п. 1 ст. 5, ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; п. "а" ст. 5 Закона от 12.02.1993 № 4468-1):

1) страховую пенсию (в том числе по старости и по инвалидности);

2) пенсию по государственному пенсионному обеспечению (в том числе пенсию по инвалидности и социальную пенсию);

3) военную пенсию за выслугу лет или по инвалидности.

Вместе с тем статус участника ВОВ дает некоторые преимущества при назначении пенсии. Законодательством закреплено, что одной из мер социальной поддержки, оказываемой участникам ВОВ, является предоставление им льгот по пенсионному обеспечению (пп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

Так, например, участники ВОВ имеют право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости (пп. 2 п. 3 ст. 3, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Рассмотрим особенности определения размера пенсии участникам ВОВ в связи с их статусом.

Факторы, влияющие на размер пенсии участников ВОВ

На размер пенсий, назначаемых участникам ВОВ, влияют несколько факторов - в зависимости от вида пенсии.

При наличии у участника ВОВ права на страховую пенсию по старости или по инвалидности фиксированная выплата к ней повышается в зависимости от группы инвалидности, наличия иждивенцев и места жительства получателя пенсии (ч. 1 - 6, 9 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению для участников ВОВ устанавливается в повышенном размере в зависимости от группы инвалидности. Кроме того, для участников ВОВ, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер такой пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях) (п. п. 1, 3 ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Аналогичным образом повышается в зависимости от группы инвалидности военная пенсия за выслугу лет участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) (п. "б" ст. 16 Закона от 12.02.1993 № 4468-1).

Для большинства участников ВОВ, не являющихся инвалидами, предусмотрена надбавка к военной пенсии за выслугу лет (п. "в" ч. 1 ст. 17 Закона от 12.02.1993 № 4468-1).

К военной пенсии по инвалидности многим участникам ВОВ также полагается надбавка (ч. 2 ст. 24 Закона от 12.02.1993 № 4468-1).

При этом военная пенсия участникам ВОВ исчисляется исходя из полного размера их денежного довольствия, в отличие от других военных пенсионеров (при назначении пенсии которым учитывается 73,68% величины денежного довольствия) (ч. 1, 3 ст. 43 Закона от 12.02.1993 № 4468-1; ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 11.12.2018 № 460-ФЗ).

Кроме того, военные пенсии вне зависимости от их вида повышаются большинству участников ВОВ на 32% расчетного размера пенсии, равного величине социальной пенсии по старости (с 01.04.2019 - 5 283,84 руб. без учета районных коэффициентов) (п. "г" ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Закона от 12.02.1993 № 4468-1; пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ; п. п. 1, 3 постановления Правительства РФ от 15.03.2019 № 271 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2019 г. социальных пенсий").

Также участники ВОВ имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (с 01.02.2019 - 4 052,40 руб.) и на предоставление социальных услуг. При этом в случае получения социальных услуг размер выплаты уменьшается на стоимость предоставляемых услуг (пп. 2 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ; п. 2 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2, ч. 2 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; п. 1 постановления Правительства РФ от 24.01.2019 № 32 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году").

По материалам ("Электронный журнал "Азбука права", 2019)

В законодательстве Российской Федерации есть такое понятие, как «инвалиды войны». Термин этот для многих может быть очевидным: это военнослужащий, получивший ранение в результате боевых действий.

Однако не все так просто, и у этого понятия есть свои четкие рамки. Его смысл тем важнее, что это не просто ярлык, а официально присвоенное положение. При этом многие военнослужащие совершенно не догадываются, что они являются инвалидами боевых действий, и им за это полагаются льготы.

  1. Каким военнослужащих положена пенсия по инвалидности
  2. Статус инвалида войны в 2019 году
  3. Размеры военной пенсии и сроки инвалидности
  4. Обеспечение жильем инвалидов войны
  5. Социальные льготы
  6. Льготы по оплате ЖКХ
  7. Медицинское обслуживание инвалидов войны
  8. Итог

Каким военнослужащих положена пенсия по инвалидности

По законодательству РФ, предоставляется пенсия по инвалидности любым военнослужащим, получившим ранение, контузию, увечье или серьезное заболевание во время прохождения службы в вооружённых силах СССР или России. Учитываются как личности, заключившие контракт, так и проходившие срочную службу.


Статус инвалида войны в 2019 году

Значение термина же намного более узкое. Инвалиды войны — это личности, получившие увечье, ранение, контузию или заболевание во время:

  • Прохождения службы или нахождения в войсковых частях действующей армии, в военных учреждениях и штабах, непосредственно на фронте, а во время также членства в подпольных организациях и партизанских отрядах, находившихся на оккупированной противником территории во время Великой Отечественной войны.
  • Исполнения служебного долга в областях ведения военных действий, состоя при этом в рядах милиции, других служб поддержания правопорядка и государственной безопасности, а также службы борьбы с пожарами.
  • Участия в работе отрядов народного ополчения и отрядов для борьбы с дезертирами, диверсантами, бандитами, парашютистами, шпионами и прочих формированиях на добровольной основе.
  • Мероприятий по разминированию участков территории советского государства и союзных с начала войны и до конца 1951 года (как в составе подразделений органов госбезопасности, так и в составе формирований, созданных на волонтерской основе различными оборонными организациями и органами местной власти). В случае с операциями по тралению – до конца 1957 года.
  • Мероприятий по сбору амуниции и боевой техники в составе организаций на волонтерской основе, санкционированных органами местной власти, проводившихся с начала войны и до конца 1951 года.
  • При обслуживании подразделений Красной и Российской армий, участвовавших в боях в других странах.

Таким образом, к инвалидам боевых действий причисляются не только участники боевых событий Великой отечественной войны, но также и любых других, в которых когда-либо участвовали ВС СССР и ВС РФ. В том числе и инвалиды времён Афгана, а также инвалиды войны после, соответственно, войн в Чечне, Приднестровье и Косово.


Размеры военной пенсии и сроки инвалидности

Пенсионные выплаты по инвалидности участникам боевых действий не отличаются от выплат людям, получившим инвалидность в мирное время. Отличается список остальных льгот.

Этот вид пенсии выплачивается только в том случае, если срок наступления военной травмы или приобретения болезни совпадает с периодом прохождения военной службы или при установлении инвалидности не позже трёх месяцев с окончания службы как срочной, так и по контракту. Инвалидность фиксируется на какой-то определенный срок либо бессрочно, если надежд на поправление нет.

Люди, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, получают компенсацию в размере:

  • 300 % от страховой пенсии при инвалидности I группы;
  • 250 % от страховой пенсии при инвалидности II группы;
  • 175 % от страховой пенсии при инвалидности III группы.

Например, льготы инвалиду 2 степени с военной травмой и страховой пенсией в 5180 рублей составят 12 950 рублей.

Пенсия по заболеванию рассчитывается по-другому:

  • 250 % от страховой пенсии при инвалидности I группы;
  • 200 % от страховой пенсии при инвалидности II группы;
  • 150 % от страховой пенсии при инвалидности III группы.

Пенсия инвалидам ВОВ в ближайшие годы должна увеличиваться. Так, повышение пенсии инвалидам Великой отечественной войны в 2019 году должно составить 2 %.


Обеспечение жильем инвалидов войны

Инвалиды боевых действий Великой отечественной войны могут воспользоваться правом на получение места проживания с более подходящими условиями жизни. Лица, зарегистрировавшиеся как инвалиды военных действий до начала 2005 года, получают новое жилье в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а те, кто встал на учёт позже, – согласно жилищному законодательству РФ.

Социальные льготы

Инвалиды боевых действий имеют право на многочисленные социальные льготы. Среди них:

  • Подключение домашнего телефона без очереди.
  • Право льготного присоединения к гаражным, жилищным, садоводческим и другим кооперативам.
  • Право получить профессиональное обучение за счет работодателя.
  • Право воспользоваться внеочередным ежегодным отпуском до 60 дней без сохранения зарплаты.
  • Право на пользование услугами культурных, спортивных учреждений, учреждений связи, предприятий розничной торговли и бытового обслуживания, а также на покупку транспортных билетов без очереди.
  • Прием в организации социального обслуживания без очереди (кроме предоставляющих услуги в нестационарной форме).

Льготы по оплате ЖКХ

Государство компенсирует инвалидам войны 50 % расходов на жилье и другие коммунальные услуги, в том числе и расходы на капитальный ремонт и покупку топлива. Траты на КУ рассчитываются либо согласно принятым средним нормам потребления, либо согласно соответствующим счетчикам, но не больше средних значений по принятым нормативам.

Медицинское обслуживание инвалидов войны

Инвалиды также получают льготы и гарантии касательно медицинских услуг. А именно:

  • Они сохраняют возможность посещать медицинские заведения, в которых были поставлены на учет до выхода на пенсию, также им гарантируется бесплатная медпомощь, оказываемая без очереди.
  • Лица с инвалидностью могут получать бесплатные протезы (кроме зубных) и протезо-ортопедические изделия. Если ветеран уже приобрел данное изделие за свой счет, ему гарантируется компенсация.
  • Специальные госпитали для инвалидов не могут упраздняться и ликвидироваться без санкции Правительства России.


Денежная компенсация пострадавшим участникам боевых действий не отличается от выплат ветеранам. Тем не менее, первым гарантируется намного большее количество льгот, чем вторым. Сложно оценить, насколько успешно подобная помощь компенсирует потерю ноги, руки или глаза, поскольку учтенных ветеранов с инвалидностью недостаточно много в наше время, чтобы организовать их нужды в статистику.


Правительством РФ большое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. Для людей этой категории законодательно предусмотрено пенсионное обеспечение, льготы, дополнительные выплаты.

В законе от 12 янв. 1995 г. № 5-ФЗ дается определение понятия «ветеран ВОВ»: «Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, а также лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, проходившие военную службу или проработавшие менее шести месяцев и награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную службу в годы Великой Отечественной войны».

Согласно этому же документу их распределяют на такие категории:

  • участники Отечественной войны, жители и работники Ленинграда во время его блокады;
  • участники воинских конфликтов на территории РФ, других государств (Афганистан, Чечня);
  • ветераны труда;
  • лица, награжденные орденами за достойное несение службы;
  • ветераны воинской службы.

Для этих людей предусмотрена определенная законодательная поддержка на государственном уровне. Она включает не только пенсионное обеспечение, но и дополнительные «бонусы» в виде привилегий на жилье и быт, пользование государственным транспортом, медицинское обслуживание и т. д.

Виды пенсий для ветеранов ВОВ

Но так как большинство ветеранов достигли пенсионного возраста, то на обеспечение соответствующими выплатами такой категории граждан уделяется государством особое внимание. Сейчас существует три вида пенсий, все из которых могут быть оформлены на ветеранов.

  1. Социальная. Это вид пенсионного обеспечения, который начисляется при наличии у ветерана инвалидности. Ее можно сочетать с разными видами других начислений.
  2. Государственное пенсионное обеспечение. Практически любой ветеран может рассчитывать на такие начисления. Такая пенсия участникам ВОВ в 2020 году насчитывает от 100 до 250% надбавки от утвержденной социальной. А вот ветераны труда по космонавтике могут рассчитывать на увеличение этого процентного показателя до 800%.
  3. Страховой вид пенсий. Чаще всего назначается для ветеранов труда. Может быть государственного или муниципального значения. В большинстве случаев эти выплаты связаны со стажем работы ветерана.

Пенсия участников ВОВ в 2020 году может состоять из нескольких видов вышеуказанного обеспечения.

Участники ВОВ от государства могут получать два вида пенсионного обеспечения: по инвалидности (если такой факт установлен) и страховую в связи с достижением возрастной границы. При этом выбирать вид начислений для такой категории людей не нужно. В случае если лицу положены обе выплаты, они начисляются.

Кроме этого, возможны и другие выплаты, предоставление определенных услуг по льготе или бесплатно (протезирование, санаторно-курортное лечение, оплата проезда и т.п.).

Обеспечение пенсии инвалидам ВОВ в 2020 году регламентируется ФЗ от 15 дек. 2001 года № 166-ФЗ. Согласно этому законодательному документу, претендовать на получение таких выплат могут все инвалиды 1, 2, 3 группы, которые официально считаются участниками ВОВ или жителями Ленинграда во времена его блокады. При этом в законе четко сформулировано, что инвалидность не должна быть в обязательном порядке получена во времена этих боевых действий. Но, если установлен факт присвоения такого статуса в результате нанесения увечий самостоятельно либо из-за действий против закона, то таким лицам пенсия по инвалидности не начисляется.

Начиная с декабря 2020 года, когда в действие вступил Федеральный закон № 400-ФЗ, трудовые пенсионные выплаты получили название страховых. Право на оформление такого государственного обеспечения имеют граждане, достигшие определенного возраста, и при этом имеющие определенный стаж работы. При этом законодательством четко определены возрастные рамки, которые могут быть изменены из-за сложных или вредных условий труда для определенных категорий лиц.

Стоит отметить, что за последние несколько лет, в законодательстве РФ страховое пенсионное обеспечение сильно изменилось. Но большинство нововведений не коснулись пенсий ветеранам ВОВ. В 2020 году они по-прежнему получают этот вид денежного обеспечения от государства. К тому же, размер пенсии ветерана ВОВ в 2020 году увеличился из-за ежегодной индексации.

Дополнительные выплаты ветеранам ВОВ

Ежемесячная выплата – это один из видов дополнительной денежной прибавки к официальным пенсиям. Назначаются они согласно ФЗ № 5-ФЗ и выплачиваются из государственного бюджета. Претендовать на такие начисления каждый месяц могут такие категории ветеранов:

  • участники ВОВ;
  • работники тыла военных лет;
  • лица, являющиеся ветеранами ВОВ и получившие инвалидность;
  • жители блокадного Ленинграда.

Кроме того, близкие члены семьи погибшего ветерана, который имел право на такую пенсию, также могут претендовать на ее зачисление.

ЕДВ прибавляется к государственной и страховой пенсии участников ВОВ. В 2020 году размер таких выплат был индексирован на 5,4%, и, начиная с февраля этого года, их суммы увеличились. Так, ЕДВ за текущий год будет насчитывать:

  • для участников ВОВ, которые получили инвалидность в ходе боевых действий – 4,559 тыс. руб.;
  • для бывших несовершеннолетних заключенных концлагерей – 3,4 тыс. руб.;
  • для участников ВОВ – 3,4 тыс. руб.

Есть еще и других виды дополнительной материальной поддержки для этой категории населения. Они также регламентированы законодательством и относятся к государственным выплатам. К ним принадлежат ежемесячные выплаты в размере 1 тыс. руб. для таких категорий:

  • участники ВОВ;
  • узники концлагерей, которые были в несовершеннолетнем возрасте в период пребывания в них;
  • работники и жители блокадного Ленинграда.

Кроме вышеперечисленных начислений, ветераны ВОВ могут претендовать и на региональные выплаты, которые формируются местными органами самоуправления и закрепляются соответствующими законодательными актами. Такие начисления зачастую действуют в пределах определенных программ, рассчитаны на четко очерченный промежуток времени и могут быть пересмотрены в зависимости от наполнения муниципального бюджета.

Как рассчитывается размер пенсии ветеранам-участникам ВОВ в 2020 году?

В законодательстве РФ предусмотрено размер пенсии участникам ВОВ в 2020 году рассчитывать на общих основаниях, но при этом учитываются все положенные такой категории населения надбавки, дополнительные выплаты, которые полагаются в зависимости от статуса пенсионера.

Исходя из этого, для ветеранов отечественной войны пенсионные начисления формируются из таких выплат:

  • государственных начислений по возрасту;
  • начислений по инвалидности, в которые входит и коэффициент, установленный относительно группы и характеристики полученной травмы;
  • ежемесячная выплата;
  • возможные дополнительные начисления, предусмотренные региональными органами самоуправления.

В большинстве случаев в размеры пенсий участников ВОВ в 2020 году, входят начисления по инвалидности. При этом при расчете коэффициент соответствующей группы, который начисляется к размеру социальной пенсии, выводится по общим правилам:

  • 150% – для 3 группы;
  • 200% – для 2 группы;
  • 250% – для 1 группы.

Если инвалидность ветераном, получена из-за травмы во время боевых действий, то размер пенсии таких участников ВОВ в 2020 году увеличивается на такой коэффициент:

  • 175% – для 3 группы;
  • 250% – для 2 группы;
  • 300% – для 1 группы.

Отметим, что для ветеранов ВОВ социальная часть пенсионного обеспечения выплачивается из Пенсионного фонда, а всевозможные доплаты идут с федерального бюджета.

Средняя пенсия ветерана ВОВ в 2020 году со всеми дополнительными начислениями и надбавками составляет около 25 тыс. руб., а вот при наличии инвалидности у такой категории пенсионеров повышается средний ее показатель до 30 тыс. руб.

Читайте также: