Нормативно правовое регулирование страховой пенсии по инвалидности

Особенностью пенсионной системы в Российской Федерации является то, что она основана на страховой модели. В рамках нее действует система обязательного пенсионного страхования, в которой зарегистрирован каждый гражданин РФ с самого рождения.

На практике это означает, что если ранее трудившийся гражданин РФ по той или иной причине утратит свою трудоспособность, то он вправе рассчитывать на материальное обеспечение в форме пенсии. Выплачивается оно за счет государственного пенсионного фонда.

Бесплатно по России

В зависимости от того, что стало причиной утраты трудоспособности, выделяют три формы страхового пенсионного обеспечения:

Об особенностях начисления и выплат последней и пойдет речь в данной статье далее.

Страховая пенсия по инвалидности — что это такое

Страховая пенсия по инвалидности представляет собой особую форму материального обеспечения, на которую могут рассчитывать граждане, имеющие определенные ограничения здоровья. По этой причине данные лица полностью или частично утратили трудоспособность, что не позволяет полноценно им осуществлять трудовую функцию для собственного заработка.

Следует отметить, что на данный вид выплат могут рассчитывать далеко не все граждане, которые в установленном порядке признаны инвалидами. Страховая пенсия назначается в том случае, если у лица, претендующего на ее получение, имеется соответствующий трудовой стаж. Иными словами, до наступления инвалидности гражданин работал, а его работодатель вносил за него взносы в пенсионный фонд.

Кроме этого, получателями данного вида пенсионного обеспечения являются и граждане, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, но только при условии, что они осуществляли внесение в установленном порядке взносов в государственный пенсионный фонд.

Те же лица из числа граждан Российской Федерации, которые не осуществляли трудовую деятельность вовсе, могут рассчитывать исключительно на соответствующее социальное пособие, а его размер значительно ниже.

Законодательное регулирование выплат по инвалидности

Вопросы, связанные с установлением, назначением и порядком выплат денежных пособий и пенсий лицам, которые являются инвалидами, имеют конкретное нормативное регулирование. То есть четко определены и находятся под контролем государственных органов. Юридические нормы, регулирующие данные вопросы, находят свое выражение в следующих правовых источниках:

  1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ. Данным актом устанавливается, что одной из форм поддержки граждан с ограниченными возможностями является соответствующая пенсия. Также при этом определены ее типы.
  2. Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. Статья 9 данного документа определяет перечень получателей рассматриваемого типа обеспечения, а также приводит список соответствующих этому оснований.

Кто может претендовать на выплаты

Действующим законодательством установлено, что претендовать на выплаты могут граждане, у которых имеется инвалидность. Здесь следует выделить следующих из них:

  1. Инвалиды 3 группы. Такая инвалидность считается наиболее «легкой». У этих граждан полностью сохранена способность к самообслуживанию, ограничения трудоспособности носят частичный характер. Они могут работать, однако не во всех сферах деятельности.
  2. Инвалиды 2 группы. Граждане, которые имеют инвалидность данной группы, в большинстве своем нетрудоспособны, хотя закон и не запрещает им заниматься трудовой деятельностью при определенных условиях. Также у них сохранена способность к самостоятельному бытовому обслуживанию себя.
  3. Инвалиды 1 группы. Эти пенсионеры полностью нетрудоспособны, а также у них отсутствует возможность совершать обычные бытовые действия.
  4. Инвалиды детства. К этой категории лиц относятся граждане, которые получили инвалидность в детском возрасте. Большинство из них получают социальную пенсию, однако те, которые, будучи несовершеннолетними, осуществляли какую либо трудовую деятельность и имеют соответствующий стаж, могут претендовать на страховую пенсию.

Условия назначения

Страховые пенсии по инвалидности назначаются только гражданам Российской Федерации. Основным условием для выплаты данного вида обеспечения является установленный факт инвалидности, то есть ограниченного или полного отсутствия возможности осуществления трудовой деятельности.

Также важным условием считается наличие минимального страхового стажа, без которого право на данный вид пенсии отсутствует, а инвалиды могут лишь рассчитывать на социальное пособие.

Следует отметить, что осуществление трудовой деятельности не препятствует получению пенсионных денег в данном случае.

Этапы оформления

Для установления оснований назначения страховой пенсии по инвалидности следует в самостоятельном порядке пройти определенные этапы оформления инвалидности.

Медицинское обследование

Установление факта нетрудоспособности следует начинать с медицинского обследования. Занимаются этим профильные врачи и медицинские работники из учреждения здравоохранения, где наблюдается и проходит лечение гражданин.

При выявлении стойких нарушений здоровья пациент будет направлен на соответствующую комиссию (МСЭ). Перед тем, как ее посетить, гражданину следует собрать максимальное количество медицинских документов, свидетельствующих о характере его заболеваний и травм, а также иных бумаг, которые подтверждают ограниченную или полную потерю трудоспособности.

Прохождение МСЭ

В назначенный день гражданину следует явиться на заседание комиссии МСЭ для проведения соответствующего освидетельствования. По результатам изучения документов и беседы с ним специалисты принимают решение об установлении инвалидности или об отказе в этом.

Список документов и куда обращаться

Для назначения пенсионного обеспечения гражданин, который в соответствующем порядке признан инвалидом, должен обратиться в пенсионный фонд, предоставив следующие бумаги:

  • документ, подтверждающий личность;
  • СНИЛС (при наличии);
  • заключение МСЭ;
  • документы, подтверждающие стаж (в их число могут входить: трудовая книжка, выписки из приказов, различные справки и тому подобное);
  • документы, подтверждающие право на надбавки (если есть основание, например, наличие иждивенцев).

Следует отметить, что обратиться с данным вопросом можно не только в отделение ПФР, но и в любой многофункциональный центр (МФЦ). Подача документов для пенсии через это учреждение удобно тем, что МФЦ располагаются практически в каждом муниципалитете и имеют удобные часы работы для посетителей.

Если инвалид по причине состояния здоровья не может лично прибыть в ПФР для подачи бумаг, то это действие за него может выполнить другое лицо, в том числе и не являющееся его родственником. Однако для этого ему потребуется надлежащим образом оформленная доверенность на совершение данного поручения. Без нее сотрудники ПФР или МФЦ откажут в приеме документов и дальнейшем обслуживании по вопросу оформлении пенсии для инвалида.

Размер пособия

Размер страховой пенсии инвалидов различен, поскольку, кроме прочего, на ее сумму в значительной мере влияет то, какое количество страховых баллов имеет гражданин. Последний же параметр зависит от длительности осуществления трудовой деятельности и заработной платы, учитываемой за все ее время.

Собственно, сама пенсия по инвалидности состоит из двух частей:

  1. Страховая часть. Ее размер индивидуален, поскольку зависит от количества накопленных баллов.
  2. Базовая часть. Она является фиксированной, а ее размер зависит от группы инвалидности.

Так, в 2019 году эта часть пенсии для инвалидов составляет:

  • 1 группа – 10668, 38 руб.
  • 2 группа – 5334, 19 руб.
  • 3 группа – 2667, 09 руб.

Отдельные категории инвалидов имеют право на дополнительные надбавки к пенсии, помимо базовой и страховой части.


Пример расчета

Гражданин Иванов по результатам МСЭ получил 1 группу инвалидности. При этом за время работы он накопил 40 пенсионных баллов. Стоимость одного из них в 2019 году составляет 87,24 рубля.

Соответственно формула расчета выглядит следующим образом:

Таким образом, гражданин Иванов вправе рассчитывать на пенсию в размере 14157, 98 рубля.

Страховые взносы работодателя, если сотрудник инвалид 3 группы

Обязанностью работодателя является уплата страховых взносов за своих сотрудников. Это же касается и инвалидов третьей группы. Взносы уплачиваются за них в полном объеме. При этом некоторое время назад для этой категории работников имелась льгота, то есть, работодатели платили за них лишь 60% от основного тарифа взносов.

Однако в настоящее время это правило действует лишь в части их уплаты на социальное страхование от несчастных случаев. На пенсионное страхование взносы оплачиваются в том же размере, что и для других работников, то есть на общих основаниях.

Страховая пенсия по инвалидности – необходимая и действенная форма государственной поддержки для лиц, которые по тем или иным причинам утратили возможность трудиться и обеспечивать себя материально. Однако производятся выплаты только на основании признания гражданина инвалидом в установленном законом порядке.

Размер же выплат зависит от соответствующей группы, а также того, сколько пенсионных баллов накопил гражданин к тому моменту, когда ему установвили инвалидность, то есть от стажа его работы и уровня заработной платы. Также для отдельных категорий лиц предусмотрены денежные надбавки к пенсии.

Полезное видео

Ответы на самые острые вопросы по теме от сотрудника ПФР:

В силу ограничения возможностей по здоровью отдельные граждане неспособны трудиться. По этой причине у них не начисляется трудовой стаж, необходимый для назначения пенсионного содержания. Поддержка таких россиян осуществляется предоставлением льгот и денежных пособий от государства, среди которых – страховая пенсия по инвалидности.

Кому положена страховая пенсия по инвалидности

В рамках реализации финансовой поддержки граждан государство при оформлении пенсии повышенное внимание уделяет лицам, особо нуждающимся в социальной помощи и неспособным самостоятельно зарабатывать в силу своих ограниченных возможностей по состоянию здоровья. Законодательством определено назначение пенсии по инвалидности людям, которые признаны инвалидами I-III группы и имеют, как минимум, 1 день страхового (трудового) стажа. Если отсутствует даже такой минимальный стаж, тогда назначается другой вид пенсионного содержания по инвалидности – социальный.

Нормативно-правовое регулирование

Правовое решение вопросов пенсионного обеспечения регулирует ряд нормативных актов. Прежде всего, это Закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В документе вводится термин «страховая пенсия». Это денежные средства, выплачиваемые каждый месяц с целью компенсировать застрахованным гражданам потерю заработной платы не только в связи с прекращением работы по старости, но и по причине инвалидности.

Другой Закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет организацию учета людей с инвалидностью, осуществляемую Пенсионным Фондом России (далее сокращ. ПФР). Федеральный реестр учитывает у граждан-инвалидов время рабочей (трудовой) деятельности, включаемое в страховой стаж при определении страховой пенсии, в том числе в местах с особыми (специальными) условиями труда на Крайнем Севере (регионах к нему приравненных).


  • Чем вы рискуете, злоупотребляя алкоголем в пожилом возрасте
  • Какие органы больше всего подвержены раку
  • Как бороться с перееданием

Условия назначения пенсии по инвалидности

Длительность страхового стажа гражданина и продолжение им трудовой деятельности, причина и время наступления инвалидности (в период, до поступления, после прекращения работы) на назначение страхового государственного обеспечения влияния не оказывают. Для получения пенсионного обеспечения гражданам-инвалидам необходимо соблюдение условий (статья 9 Закона №400-ФЗ), согласно которым лицо:

  • должно иметь инвалидную группу на основании результатов медико-социальной экспертизы (сокращ. МСЭ) определенными государственными учреждениями;
  • иметь любой страховой трудовой стаж (даже, если только 1 день).

Констатация нетрудоспособности с определением группы инвалидности и предоставлением соответствующего документа базируется на оценке комплекса показателей, медицинских и социально-правовых аспектов. К таковым относят: наличие заболевания, неспособность (ограничение) самостоятельного обслуживания, необходимость в социальной защите. По степени нетрудоспособности различаются группы:

  • I – полная невозможность работать;
  • II – способность трудиться серьезно ограничена;
  • III – ограничение в выборе места работы.

Порядок и правила расчета

Пенсионные выплаты формируются из страховой части и накопительной. Страховая часть государственных пенсионных выплат по старости считается по такому выражению: П = ИБ * СИБ + ФЧ, где:

  • П – страховая часть;
  • ИБ – итог суммирования ИПК, личных пенсионных баллов, конкретного лица;
  • СИБ – стоимость пенсионного балла (на 2019 г. – 81,49 руб., ежегодно индексируется);
  • ФЧ – фиксированная часть выплаты (на 2019 г. – 4982,90 руб., ежегодно индексируется).

Для назначения пенсионного содержания требуется суммовой минимум баллов – 30 с 2025 года, на сегодня с учетом переходных положений величина установлена как 13,8. Это количество зависит от официально уплачиваемых ранее страховых взносов в систему пенсионного страхования и от продолжительности страхового индивидуального стажа гражданина, когда у него за каждый год формируются права на пенсионные страховые выплаты в виде баллов.


Размер фиксированной (базовой) выплаты в 2019 году

В объем страховой пенсии по инвалидности включаются все составляющие расчета согласно выше приведенной формуле. При этом начисление фиксированной части устанавливается в зависимости от присвоенной группы инвалидности, наличия лиц на иждивении и региона работы. Так, размер пенсии по инвалидности 3 группы – самый низкий при условии отсутствия содержания нетрудоспособных или несовершеннолетних граждан. Смена группы сопровождается автоматическим перерасчетом пенсии.

Фиксированный ежемесячный объем страховой пенсии в зависимости от числа иждивенцев, руб.

Оглавление

Глава 1.:Правовое регулирование страховой пенсии по инвалидности………6

1.1.Понятие и виды страховых пенсий…………………………………………..6

1.2.Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах………………………………………………………………………………15

1.3.Страховая пенсия по инвалидности………………………………………28

Глава 2.:Особенности правового регулирования пенсионного обеспечения по инвалидности…………………………………………………………………….35

2.1.Правила установления инвалидности в Российской Федерации ……….35

2.2.Порядок установления страховой пенсии по инвалидности……………. 44

2.3.Некоторые вопросы, связанных с назначением пенсии по инвалидности лицам, проходившим военную службу в других государствах………………53

Список используемых источников……………………………………………..66

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы, заключается в том, что Россия как демократическое правовое государство провозглашает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. В статье 39 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на социальное обеспечение и одновременно возлагается на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Одна из обязательных государственных гарантий - это страховая пенсия по инвалидности. Численность пенсионеров, получающих страховую пенсию по инвалидности в России, ежегодно увеличивается примерно на один миллион и в 2015г. составила около 13,5 миллионов человек. Инвалиды относятся к тем слоям общества, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Выплата инвалидам страховой пенсии по инвалидности является основным источником их дохода. Страховая пенсия по инвалидности - наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в нашей стране, так и в других странах, так как признание человека инвалидом не зависит от возраста.

В стремительно меняющихся социально-экономических условиях развития общества неизбежно возникает потребность в реформировании пенсионной системы. В Российской Федерации с 1 января 2015г. введен новый порядок исчисления пенсий. Главная цель этих преобразований - обеспечение финансовой сбалансированности пенсионной системы и повышение солидарной ответственности государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения. Связанно это с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом значимости трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В настоящее время происходит переход на новый вид пенсионного обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений в данной области.

Объектом исследования являются социально-правовые отношения возникающие при реализации социальной защиты инвалидов.

Предметом исследования выступают нормы российского права, регулирующие труд и социальное обеспечение инвалидов; нормы международного права, регулирующие защиту прав инвалидов; практика правового применения норм российского трудового права и права социального обеспечения и факторы, влияющие на их эффективность.

Целью исследования является изучение особенностей социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие и виды страховых пенсий.

2.Изучить концепцию инвалидности в международных и российских нормативных актах.

3.Исследовать страховую пенсию по инвалидности

4.Рассмотреть правила установления инвалидности в Российской Федерации

5.Проанализировать порядок установления страховой пенсии по инвалидности.

6. Охарактеризовать некоторые вопросы связанных с назначением пенсии по инвалидности лицам, проходившим военную службу в других государствах

При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: общенаучного дидактического метода познания, универсальных научных методов: структурно-функционального, системно-структурного, статистического, анализа и синтеза, специальных юридических методов:историко-правового, сравнительно-правового, формально-юридического и др..

При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, В.С. Аракчеева, Е.И. Астрахана, К.С. Батыгина, Л.Ю. Бугрова, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, С.Х. Джиоева, Е.А. Ершовой, И.К. Дмитриевой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, И.Я. Киселева, С.И. Кобзевой, К.Д. Крылова, А.М. Куренного, В.М. Лебедева, М.П. Ливицкой, М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова, С.П. Маврина, Е.Е. Мачульской, Т.К.

При написании данной работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс Российской Федерации,Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Глава 1.:Правовое регулирование страховой пенсии по инвалидности

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1859 ;


На сегодняшний день наиболее уязвимой группой населения являются люди с ограниченными возможностями, которым необходима помощь от государства в виде социальной поддержки. Система социального обеспечения предлагает для данной группы граждан набор социальных услуг, а также денежные пособия по инвалидности.


Однако для оформления страховой пенсии требуется соблюдение определенных условий, после которых гражданину будет назначена выплата в размере, установленным законодательством.

Что такое страховая пенсия по инвалидности?

Людям с ограниченными возможностями, при соблюдении некоторых условий, государство назначает денежную выплату, называемую страховой пенсией. Существует несколько видов страхового пособия, однако для данной группы применимо понятие «пенсия по инвалидности». Перечисление средств осуществляется регулярно 1 раз в месяц.

Условия назначения пенсии по инвалидности

Для оформления пенсионного пособия по инвалидности должны быть соблюдены определенные условия. Для людей с ограниченными возможностями здоровья для назначения выплаты выдвигаются следующие требования:

Наличие официального документа, подтверждающего статус инвалида

Как правило, выписка из акта медико-социальной экспертизы направляется организацией в соответствующий пенсионный орган в течение 3-х дней с момента признания гражданина инвалидом.

Наличие стажа любой продолжительности

В случае отсутствия периода трудовой деятельности гражданину выплачивается социальная выплата.

Перечень документов

Как и для оформления любой государственной выплаты, гражданином должен предоставляться определенный пакет документов в соответствующую организацию. Для назначения страхового пособия по инвалидности требуются следующие документы:

  • заявление о назначении пенсии;
  • паспорт гражданина, имеющего инвалидность;
  • документы, свидетельствующие о периодах трудовой деятельности (или других);
  • выписка из акта, подтверждающего статус «инвалид».

Срок назначения страховой пенсии по инвалидности

После подачи заявления на оформление пенсионной выплаты со всеми прилагающимися к нему документами, заявка будет рассматриваться сотрудниками ПФР в течение 10 рабочих дней с момента принятия.

Страховое пособие по инвалидности устанавливается на ограниченный период времени:

  • до окончания периода признания гражданина соответствующим статусом;
  • на период действия медицинского акта;
  • до достижения пенсионного возраста.

Если человек не продлил требуемые документы или перестал являться инвалидом по документам, или достиг возраста, которое даёт право выйти на пенсию, в этом случае, гражданин утрачивает статус и не имеет больше права получать государственные денежные пособия.

Размер страховой пенсии по инвалидности в 2020 году

С 2015 года сумма страховой пенсии по ограничению по здоровью исчисляется по новым показателям. При начислении учитываются следующие факторы:

  1. трудовой стаж;
  2. нахождение на иждивении у кормильца;
  3. перечисление взносов в ПФР.

Перечисленные выше показатели увеличивают сумму страховой пенсии.

Размер страховой пенсии по инвалидности для 1 группы

Базовая государственная денежная выплата инвалидам I группы на сегодняшний день насчитывает:

  • по труду при отсутствии лиц, находящихся на иждивении — 10 668,38 руб.;
  • при наличии одного иждивенца – 12 446,44 руб.;
  • при наличии двух иждивенцев – 14 224,50 руб.;
  • при наличии трёх иждивенцев – 16 002,56 руб.

Размер страховой пенсии по инвалидности для 2 группы

Сумма пенсионной выплаты инвалидам II группы выплачивается в общем порядке ежемесячно, и на 2020 год составила 5 334,19 руб. Для лиц, с ограниченными возможностями по здоровью с детства 10567,73 руб..

При наличии периодов трудовой деятельности размер выплаты изменяется:

  • при отсутствии лиц, находящихся на иждивении – 5 334,19 руб.;
  • 1 иждивенец – 7 112,25 руб.;
  • 2 иждивенца – 8 890,31 руб.;
  • 3 иждивенца – 10 668,37 руб.

Размер страховой пенсии по инвалидности для 3 группы

Ежемесячные минимальные денежные перечисления для инвалидов III группы на текущий 2020 год составляют 4 491,30 руб..

Базовые суммы пенсии по инвалидности при наличии стажа следующие:

  • при отсутствии лиц, находящихся на иждивении – 2 667,10 руб.;
  • 1 иждивенец – 4 445,16 руб.;
  • 2 иждивенца – 6 223,22 руб.;
  • 3 иждивенца – 8 001,28 руб.

Индексация

В 2020 году страховая пенсия для людей с ограниченными возможностями была повышена за счёт индексации приблизительно на 4%, что дало соответствующие суммы упоминавшиеся ранее.

В будущем 2020 году ожидается индексирование на 6,6%, что предполагает повышение пособия на 500-1000 рублей.

Расчёт пенсии по инвалидности

Чтобы рассчитать сумму пенсионного пособия по инвалидности необходимо знать значения следующих показателей:

  • размер фиксированной выплаты в зависимости от группы, устанавливаемый нормативно-правовым актом;
  • количество пенсионных баллов (ИПК);
  • стоимость одного балла .

Формула расчёта страховой выплаты по инвалидности:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности

При назначении страховой пенсии гражданами с ограниченными возможностями автоматически начислялась и фиксированная выплата, размер которой, индексировался ежегодно в зависимости от уровня инфляции за прошлый год. Начиная с 2020 года, сумма выплаты устанавливается без учета роста потребительских цен, однако повышение всё равно будет осуществляться. Такой порядок исчисления выплаты будет действовать до 2024 года включительно.

На 2020 год фиксированная сумма составляет 5 686,25 руб. Если рассматриваться будущие года, то законодательно установлены следующие значения:

  • 2020 год – 5 тыс. 696 руб. 25 коп.;
  • 2021 год – 6 тыс. 44 руб. 48 коп.;
  • 2022 год – 6 тыс. 401 руб.10 коп.;
  • 2023 год – 6 тыс. 759 руб. 56 коп.;
  • 2024 год – 7 тыс. 131 руб. 34 коп.

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

Читайте также: