Нормативно правовые акты пенсионное обеспечение инвалидов

Условия назначение инвалидности, порядок обеспечения техническими средствами реабилитации, нюансы в работе медико-социальной экспертизы, особенности социального страхования и многое другое в подборке нормативных и правовых актов, который публикует Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» .

Нижеприведённый список законов, приказов, постановлений, регламентирующих деятельность медико-социальной экспертизы и вопросы реабилитации инвалидов, подготовлен на основе данных Министерства труда и социальной защиты РФ.

1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

3) Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов»;

4) Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

5) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. № 70 «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;

6) Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014г. № 672 «Об утверждении Правил определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации»;

7) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000г. № 789 «Правила установления утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастный случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

8) Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»;

9) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»;

10) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»;

11) Постановление Министерства труда Российской Федерации от 15 апреля 2003 г № 17 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»;

12) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10»;

13) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)»;

14) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»;

15) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2015 № 1171н «Об утверждении формы протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы»;

16) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 апреля 2015 г. № 228н «Об утверждении формы акта медико-социальной экспертизы гражданина и Порядка его составления»;

17) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 59н «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»;

18) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 528н от 31 июля 2015 г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;

19) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 215н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены»;

20) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

21) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации»;

22) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 998н от 9 декабря 2014 г. «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации»;

23) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

24) Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»;

25) Приказ Минздравсоцразвития России от 20 октября 2005 г. № 643 «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению»;

26) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

27) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации»;

28) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций»;

29) Приказ Минтруда России от 16.11.2015 № 872н «Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

30) Приказ Минтруда России от 22 июня 2015 г. № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи»;

31) Приказ Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р»;

32) Приказ Минтруда России от 23 сентября 2014 г. № 657н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»;

33) Приказ Минздравсоцразвития России от 21 августа 2008 г. № 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями»;

34) Приказ Минздравсоцразвития России от 21 августа 2008 г. № 438н «Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий»;

35) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»;

36) Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»;

37) Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Добавка тем, кому мало:

Чтобы сохранить публикацию Дзен-канала «ПРАВО ИМЕЮ» на свой компьютер, нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши – Ctrl и D . Ссылка автоматически сохранится в разделе «Избранное/Закладки» вашего браузера и всегда будет у вас под рукой.

Пенсия по инвалидности - пенсия, устанавливаемая в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профзаболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа: если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсия требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Признание лица инвалидом производится территориальными бюро государственной службы медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению.

Приказом Министерства здравоохранения утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, в соответствии с которыми устанавливаются степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности.

Проблемы, связанные с инвалидностью (ее понятием, дифференциацией групп инвалидности и степеней ограничения способности к трудовой деятельности, приданием юридического значения такому обстоятельству, как причина инвалидности, и др.), не исчерпываются проблемами только пенсионного обеспечения. Это также проблемы занятости инвалидов в общественном производстве, уровня их жизни, социальной адаптации и др. Новые пенсионные законы, к сожалению, вернули страну в далекое прошлое по ряду из этих принципиальных вопросов. Ныне ясно одно: наличие в семье инвалида является одним из факторов, значительно усугубляющих бедность. Пенсионеры-инвалиды оказываются зачастую даже в более тяжелых материальных условиях по сравнению с пенсионерами по старости (уровень их бедности выше в полтора раза, а крайняя бедность встречается в два раза чаще).

1. Конвенция о правах инвалидов. Утверждена Революцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 // СЗ РФ. - 2013. - N 6. - Ст. 468.

2. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. - 2001. - N 51. - Ст. 4831.

3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. - 1995. - №48. - Ст. 4563.

4. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. - 2001. - N 52 (1 ч.). - Ст. 4920.

5. О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами : указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 (ред. от 26.02.2013) // СЗ РФ. - 2007. - N 1 (1 ч.). - Ст. 201.

6. О порядке и условиях признания лица инвалидом : постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) // СЗ РФ. - 2006. - N 9. - Ст. 1018.

7. Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет : постановление Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343 (ред. от 02.05.2013) // Рос.газ. - 2007. - 14 июня.

8. Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (ред. от 29.04.2005) : постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 // Рос. газ. - 2003. - 23 мая.

9. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 // Рос. газ. - 2005. - 21 сент.

10. Беликова Т. Пенсия. Расчет и порядок оформления / Т.Беликова, Л.Минаева. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

11. Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации :автореф. дисс. - М.,2010. - 30 с.

12. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения : учебн.пособие / Е.Е.Манчульская, К.В.Добромыслов. - М.: Книжный мир. 2010. - 416 с.

13. Писарева И.В. Пенсионный процесс // Пенсия. - 2009. - № 1(148)

14. Право социального обеспечения / под ред. К.Н.Гусова. - М.: ПБОЮЛ, 2001. - 328с.

15. Страхование от несчастных случаев на производстве: актуарные основы / под ред. В. Н. Баскакова. - М.: Академия, 2011. - «45 с.

16. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения : учебник. - М.: «Дашков и К», 2007. - 418 с.

Вопросы защиты прав инвалидов прежде всего нашли отражение в Конституции РФ. Например, ст. 37 гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, ст. 40 — право на жилище.
В Конституции РФ не содержится специальных норм об инвалидах, ведь конституционные нормы применяются в равной степени ко всем гражданам государства, проживающим на его территории. Иначе упоминание инвалидов могло бы быть расценено как ущемление прав людей с ограниченными возможностями. Конституция РФ исходит из того, что права каждого человека, независимо от их личных качеств, физических данных или социального статуса, являются равными.
24 сентября 2008 г. Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106) (далее — Конвенция) и приняла на себя серьезные обязательства по обеспечению прав инвалидов. Конвенция о правах инвалидов является документом, который возлагает на государства-участники обязанность комплексно обеспечивать инвалидам гарантии в различных сферах жизнедеятельности. Общими принципами Конвенции провозглашаются:
- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
- отсутствие дискриминации;
- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
- уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
- равенство возможностей;
- доступность;
- равенство мужчин и женщин;
- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (ст. 3).
Россия как участник Конвенции обязалась запретить любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантировать инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве; для поощрения равенства и устранения дискриминации предпринять все надлежащие шаги к обеспечению разумного приспособления (ст. 5). Разумное приспособление означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Важной для российских инвалидов является ст. 28 «Достаточный жизненный уровень и социальная защита» Конвенции о правах инвалидов, которая определяет, что государство принимает надлежащие меры к обеспечению права на социальную защиту, включая меры:
- по обеспечению инвалидам равного доступа к получению чистой воды и по обеспечению доступа к надлежащим и недорогим услугам, устройствам и другой помощи для удовлетворения нужд, связанных с инвалидностью;
- по обеспечению инвалидам, в частности женщинам, девочкам и пожилым лицам с инвалидностью, доступа к программам социальной защиты и программам сокращения масштабов нищеты;
- по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;
- по обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья;
- по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам.
К числу федеральных законов, содержащих важные гарантии социальной защиты инвалидов, относится Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. Л? 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»). В отличие от остальных нормативных актов, он регулирует не отдельные сферы жизни и деятельности инвалидов (трудовые отношения, отношения в области образования, медицинского обеспечения, отношения в жилищной и коммунальной сфере и многие другие), а все эти отношения в комплексе.
Предусмотренные Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» меры социальной защиты инвалидов обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к компетенции субъектов РФ.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» раскрывает конкретный смысл общих норм, которые содержатся в Конституции РФ, а также в Конвенции о правах инвалидов. Например, право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) отражается в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», которая определяет порядок принятия на учет для улучшения жилищных условий, получения жилья, оборудования жилья специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, обеспечение детей-инвалидов, являющихся сиротами или оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет жильем вне очереди и т. п.
Отношения в сфере социального обслуживания инвалидов регулирует также Федеральный закон от 2 августа 1995 г. J\ls 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, раскрываются в Федеральном законе от 12 января 1995 г. Л? 5- ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон «О ветеранах»).
Защита прав и интересов «чернобыльцев» — лиц, принимавших непосредственное участие в ликвидации последствий этой катастрофы, или лиц, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом РФ от 15 мая 1991 г. М 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Пенсионное обеспечение инвалидов осуществляется на основании норм Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ»), а также Федерального закона от 15 декабря 2001 г. Л? 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон * О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). Данными федеральными законами регулируются основания возникновения у инвалидов права на пенсии, порядок назначения, начисления, выплаты трудовых и государственных пенсий.
Помимо федеральных законов предоставление правовых гарантий инвалидам обеспечивается изданием и применением указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, например:
1) Указа Президента РФ от 2 октября 1992 г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;
2) Указа Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» (далее — Указ Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов»);
3) Правил признания лица инвалидом (утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95) (далее — Правила признания лица инвалидом), которыми определены порядок и условия признания лица инвалидом (подробнее о содержании Правил признания лица инвалидом см. в разделе «Как проводится медико-социальная экспертиза»);
4) постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы»;
5) постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280 «О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)"»;
6) постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 523 «О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"» и др. Существует множество подзаконных актов, регулирующих вопросы социальной защиты инвалидов и носящих ведомственный характер. Обычно они издаются исполнительными органами власти для регламентации конкретных действий или алгоритмов действий «на местах» (например, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, рекомендации, порядки).
В целом российское законодательство учитывает, что инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в защите принадлежащих им прав больше, нежели иные категории граждан.

Ниже приведены нормативные правовые акты, регулирую­щие действие пенсионной системы Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в которой закреплено право каждо­го тражданина на пенсионное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию.

от 24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации и призна­нии утратившими силу отдельных законодательных актов (по­ложений законодательных актов) Российской Федерации в свя­зи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЭ) — направлен на развитие системы обязательного социального страхования и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, вносит изменения в порядок финансиро­вания выплат и предусматривает переход от ЕСН к страховым взносам;

от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) — устанавливает порядок уплаты, исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и меры ответственности за нарушения порядка их уплаты;

от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взно­сах на накопительную часть трудовой пенсии и государствен­ной поддержке формирования пенсионных накоплений» (да­лее — Закон № 56“ФЗ) — закладывает основы самостоятельного участия каждого человека в формировании своего пенсионного обеспечения;

от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — устанавливает основания возникновения и порядок реализации права государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет;

от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) — ре­гулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному стра­хованию;

от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) — устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов —- федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лии;

от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) — регулирует условия и нормы предо­ставления пенсионного обеспечения за счет средств федераль­ного бюджета военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, «чернобыльцам», а также лицам, кото­рые не приобрели права на трудовую пенсию;

от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» — определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии работникам граж­данской авиации, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты;

от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной по­мощи» — устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим се­мьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан;

от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного соци­ального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) — определяет правовое положение субъектов обязательного социального стра­хования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязатель­ного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифи­цированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — устанавливает правовую основу и принципы ор­ганизации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пен­сионном страховании (далее — Закон № 27-ФЗ);

от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» — регулирует отношения, связанные с погребением умершего;

от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной си­стемы, и членов их семей» (далее — Закон № 4468-1) — определяет порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей.

Приказы Минздравсоцразвития России:

от 12.03.2010 № 141н/53н «О внесении изменений в Пере­чень документов, необходимых для установления трудовой пен­сии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению»;

от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о по­рядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»;

от 30.09.2009 № 805н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты»;

от 27.02.2002 № 16/19п «Об утверждении Перечня докумен­тов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

Особенностью пенсионной системы в Российской Федерации является то, что она основана на страховой модели. В рамках нее действует система обязательного пенсионного страхования, в которой зарегистрирован каждый гражданин РФ с самого рождения.

На практике это означает, что если ранее трудившийся гражданин РФ по той или иной причине утратит свою трудоспособность, то он вправе рассчитывать на материальное обеспечение в форме пенсии. Выплачивается оно за счет государственного пенсионного фонда.

Бесплатно по России

В зависимости от того, что стало причиной утраты трудоспособности, выделяют три формы страхового пенсионного обеспечения:

Об особенностях начисления и выплат последней и пойдет речь в данной статье далее.

Страховая пенсия по инвалидности — что это такое

Страховая пенсия по инвалидности представляет собой особую форму материального обеспечения, на которую могут рассчитывать граждане, имеющие определенные ограничения здоровья. По этой причине данные лица полностью или частично утратили трудоспособность, что не позволяет полноценно им осуществлять трудовую функцию для собственного заработка.

Следует отметить, что на данный вид выплат могут рассчитывать далеко не все граждане, которые в установленном порядке признаны инвалидами. Страховая пенсия назначается в том случае, если у лица, претендующего на ее получение, имеется соответствующий трудовой стаж. Иными словами, до наступления инвалидности гражданин работал, а его работодатель вносил за него взносы в пенсионный фонд.

Кроме этого, получателями данного вида пенсионного обеспечения являются и граждане, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, но только при условии, что они осуществляли внесение в установленном порядке взносов в государственный пенсионный фонд.

Те же лица из числа граждан Российской Федерации, которые не осуществляли трудовую деятельность вовсе, могут рассчитывать исключительно на соответствующее социальное пособие, а его размер значительно ниже.

Законодательное регулирование выплат по инвалидности

Вопросы, связанные с установлением, назначением и порядком выплат денежных пособий и пенсий лицам, которые являются инвалидами, имеют конкретное нормативное регулирование. То есть четко определены и находятся под контролем государственных органов. Юридические нормы, регулирующие данные вопросы, находят свое выражение в следующих правовых источниках:

  1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ. Данным актом устанавливается, что одной из форм поддержки граждан с ограниченными возможностями является соответствующая пенсия. Также при этом определены ее типы.
  2. Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. Статья 9 данного документа определяет перечень получателей рассматриваемого типа обеспечения, а также приводит список соответствующих этому оснований.

Кто может претендовать на выплаты

Действующим законодательством установлено, что претендовать на выплаты могут граждане, у которых имеется инвалидность. Здесь следует выделить следующих из них:

  1. Инвалиды 3 группы. Такая инвалидность считается наиболее «легкой». У этих граждан полностью сохранена способность к самообслуживанию, ограничения трудоспособности носят частичный характер. Они могут работать, однако не во всех сферах деятельности.
  2. Инвалиды 2 группы. Граждане, которые имеют инвалидность данной группы, в большинстве своем нетрудоспособны, хотя закон и не запрещает им заниматься трудовой деятельностью при определенных условиях. Также у них сохранена способность к самостоятельному бытовому обслуживанию себя.
  3. Инвалиды 1 группы. Эти пенсионеры полностью нетрудоспособны, а также у них отсутствует возможность совершать обычные бытовые действия.
  4. Инвалиды детства. К этой категории лиц относятся граждане, которые получили инвалидность в детском возрасте. Большинство из них получают социальную пенсию, однако те, которые, будучи несовершеннолетними, осуществляли какую либо трудовую деятельность и имеют соответствующий стаж, могут претендовать на страховую пенсию.

Условия назначения

Страховые пенсии по инвалидности назначаются только гражданам Российской Федерации. Основным условием для выплаты данного вида обеспечения является установленный факт инвалидности, то есть ограниченного или полного отсутствия возможности осуществления трудовой деятельности.

Также важным условием считается наличие минимального страхового стажа, без которого право на данный вид пенсии отсутствует, а инвалиды могут лишь рассчитывать на социальное пособие.

Следует отметить, что осуществление трудовой деятельности не препятствует получению пенсионных денег в данном случае.

Этапы оформления

Для установления оснований назначения страховой пенсии по инвалидности следует в самостоятельном порядке пройти определенные этапы оформления инвалидности.

Медицинское обследование

Установление факта нетрудоспособности следует начинать с медицинского обследования. Занимаются этим профильные врачи и медицинские работники из учреждения здравоохранения, где наблюдается и проходит лечение гражданин.

При выявлении стойких нарушений здоровья пациент будет направлен на соответствующую комиссию (МСЭ). Перед тем, как ее посетить, гражданину следует собрать максимальное количество медицинских документов, свидетельствующих о характере его заболеваний и травм, а также иных бумаг, которые подтверждают ограниченную или полную потерю трудоспособности.

Прохождение МСЭ

В назначенный день гражданину следует явиться на заседание комиссии МСЭ для проведения соответствующего освидетельствования. По результатам изучения документов и беседы с ним специалисты принимают решение об установлении инвалидности или об отказе в этом.

Список документов и куда обращаться

Для назначения пенсионного обеспечения гражданин, который в соответствующем порядке признан инвалидом, должен обратиться в пенсионный фонд, предоставив следующие бумаги:

  • документ, подтверждающий личность;
  • СНИЛС (при наличии);
  • заключение МСЭ;
  • документы, подтверждающие стаж (в их число могут входить: трудовая книжка, выписки из приказов, различные справки и тому подобное);
  • документы, подтверждающие право на надбавки (если есть основание, например, наличие иждивенцев).

Следует отметить, что обратиться с данным вопросом можно не только в отделение ПФР, но и в любой многофункциональный центр (МФЦ). Подача документов для пенсии через это учреждение удобно тем, что МФЦ располагаются практически в каждом муниципалитете и имеют удобные часы работы для посетителей.

Если инвалид по причине состояния здоровья не может лично прибыть в ПФР для подачи бумаг, то это действие за него может выполнить другое лицо, в том числе и не являющееся его родственником. Однако для этого ему потребуется надлежащим образом оформленная доверенность на совершение данного поручения. Без нее сотрудники ПФР или МФЦ откажут в приеме документов и дальнейшем обслуживании по вопросу оформлении пенсии для инвалида.

Размер пособия

Размер страховой пенсии инвалидов различен, поскольку, кроме прочего, на ее сумму в значительной мере влияет то, какое количество страховых баллов имеет гражданин. Последний же параметр зависит от длительности осуществления трудовой деятельности и заработной платы, учитываемой за все ее время.

Собственно, сама пенсия по инвалидности состоит из двух частей:

  1. Страховая часть. Ее размер индивидуален, поскольку зависит от количества накопленных баллов.
  2. Базовая часть. Она является фиксированной, а ее размер зависит от группы инвалидности.

Так, в 2019 году эта часть пенсии для инвалидов составляет:

  • 1 группа – 10668, 38 руб.
  • 2 группа – 5334, 19 руб.
  • 3 группа – 2667, 09 руб.

Отдельные категории инвалидов имеют право на дополнительные надбавки к пенсии, помимо базовой и страховой части.


Пример расчета

Гражданин Иванов по результатам МСЭ получил 1 группу инвалидности. При этом за время работы он накопил 40 пенсионных баллов. Стоимость одного из них в 2019 году составляет 87,24 рубля.

Соответственно формула расчета выглядит следующим образом:

Таким образом, гражданин Иванов вправе рассчитывать на пенсию в размере 14157, 98 рубля.

Страховые взносы работодателя, если сотрудник инвалид 3 группы

Обязанностью работодателя является уплата страховых взносов за своих сотрудников. Это же касается и инвалидов третьей группы. Взносы уплачиваются за них в полном объеме. При этом некоторое время назад для этой категории работников имелась льгота, то есть, работодатели платили за них лишь 60% от основного тарифа взносов.

Однако в настоящее время это правило действует лишь в части их уплаты на социальное страхование от несчастных случаев. На пенсионное страхование взносы оплачиваются в том же размере, что и для других работников, то есть на общих основаниях.

Страховая пенсия по инвалидности – необходимая и действенная форма государственной поддержки для лиц, которые по тем или иным причинам утратили возможность трудиться и обеспечивать себя материально. Однако производятся выплаты только на основании признания гражданина инвалидом в установленном законом порядке.

Размер же выплат зависит от соответствующей группы, а также того, сколько пенсионных баллов накопил гражданин к тому моменту, когда ему установвили инвалидность, то есть от стажа его работы и уровня заработной платы. Также для отдельных категорий лиц предусмотрены денежные надбавки к пенсии.

Полезное видео

Ответы на самые острые вопросы по теме от сотрудника ПФР:

6 минут Ирина Смирнова 2639


  • Что такое социальное обеспечение инвалидов в РФ
  • Что нужно знать о соцвыплатах для недееспособных лиц
  • Понятие страховой пенсии по инвалидности
  • Пенсия по гособеспечению
  • Социальная пенсия
  • Предоставление набора соцуслуг
  • Видео по теме

Недееспособные граждане, которые испытывают определённые функциональные затруднения в виду своего физического состояния, имеют статус незащищённости в обществе. Их отклонения от общей нормы и недостаточное развитие, вызванное заболеванием, отделяет их от социума. Для снижения разобщённости между человеком с ограниченными возможностями и обычными людьми государство разработало систему, которая направлена на социальное обеспечение инвалидов. По данным Росстата в стране насчитывается около 12,3 миллионов граждан с закреплённым статусом инвалида.

Что такое социальное обеспечение инвалидов в РФ

Поскольку жизнедеятельность этих особенных людей не осуществима, по сравнению с остальными, задача государства предоставить помощь этим индивидуумам. Форма госпомощи, которая целенаправленно предназначена для выравнивания общественного положения всех граждан, определяется как социальное обеспечение. Предназначена эта помощь для определённых людей, которые при наступлении юридических оснований попадают в круг незащищённых лиц.

Чёткого определения понятия термина «соцобеспечение» законодательством не закреплено. Важны базовые признаки направления такого федерального сопровождения. Основным юридическим нормативом, который регулирует права личности на соцобеспечение, есть ФЗ «О соцзащите инвалидов РФ».

В разрезе оказания помощи инвалидам предусмотрено несколько групп соцобеспечения в рамках общественных отношений.

К ним относятся такие виды социального обеспечения:

  • Материальные возмещения, которые выражаются во всех видах пенсий, различных пособий и положенных по закону компенсационных сумм.
  • Медицинская и социальная помощь. В эту категорию входит медпомощь, предоставление лекарственных препаратов, курортное оздоровление, обслуживание недееспособных людей.

Госпомощь может носить имущественный характер или выражаться в виде психологической или юридической поддержки.

В зависимости от источника финансирования соцвозмещений, существуют следующие виды правовых отношений:

  • за счёт бюджетных фондовых средств. Классифицируется как отношения по гособеспечению и государственному соцстрахованию;
  • получение обеспечения происходит из негосударственных средств.

Меры помощи неимущественного характера закрепляет постановление 240 о порядке обеспечения инвалидов. Законодательный акт реализовывается в системе ИПРА и носит заявительный характер. Согласно постановлению, в действующих рамках документа недееспособный человек имеет право обратиться в региональное отделение ФСС для получения необходимого ТСР.

Что нужно знать о соцвыплатах для недееспособных лиц

Граждане, которые в установленном законом порядке были признаны как нетрудоспособные имеют право на содержание по одному из видов пенсионных выплат:

  • Страхового оформления.
  • Государственная форма.
  • Социального характера.

Отдельные недееспособные лица, при наличии соответствующих показаний, имеют право на принятие денежных сумм в повышенном объёме каждый месяц. Инвалиду полагаются соцвыплаты, состоящие из нескольких частей. Одна компонента осуществляется ПФ РФ, другая – органами исполнительной власти регионального значения. При этом суммы, закреплённые за ПФ, фиксированные. Региональные компенсации разнятся в зависимости от наполнения бюджета субъектов. Эти суммы можно узнать только в местных отделениях соцзащиты.

Уход за недееспособным человеком подлежит денежной помощи со стороны государства. Здесь охватывается не только 1 группа, но и те, которым присмотр рекомендован по медицинским заключениям. Размер компенсации одинаковый по всем регионам РФ.

Читайте также: