Обучение для инвалидов пенсионеров

6 минут Светлана Поздникова 1100


  • Право инвалидов на образование
  • Способы получения образования
  • Формы получения знаний
  • Образовательные привилегии инвалидов
  • Что нужно перед поступлением в школу
  • Проведение аттестации знаний
  • Переобучение
  • Видео по теме

Право на обучение инвалидов закреплено законодательством. Данный закон распространяется по всей территории России и контролируется региональным отделом Минобрнауки. В нашей статье подробно раскроется, каким образом может происходить обучение и воспитание ребенка-инвалида.

Право инвалидов на образование

Международное законодательство указывает основное право людей с инвалидностью на получение образования без дискриминации, с равными возможностями. В конвенции сказано о принятии необходимых мер для того, чтобы:

  • детей с инвалидностью не исключали из общеобразовательной школы по причине инвалидности, если у них не потеряны навыки к обслуживанию;
  • имелся равный доступ к получению бесплатного, инклюзивного, начального образования;
  • обеспечивались специальные условия, учитывающие индивидуальные потребности лиц;
  • инвалиды в системе общего образования получали необходимую поддержку для повышения эффективности обучения;
  • принимались меры для получения знаний, социального развития.

Государство должно контролировать доступность профессионального обучения инвалидов на равных условиях с другими. Для этого порой необходимо предпринять следующие меры:

  • освоить азбуку Брайля;
  • изучить альтернативные шрифты;
  • обучить навыкам ориентации;
  • способствовать социальной поддержке;
  • развить систему наставничества;
  • овладеть жестовым языком;
  • поощрить самобытность глухих;
  • внедрить в деятельность алгоритм сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
  • обеспечить получение подходящего для инвалида языка, индивидуального метода общения, способствующего получению знаний. Особенно это актуально для слепоглухих, слепых, глухих детей.


Способы получения образования

В России имеется несколько способов получения образования детьми-инвалидами. Выбор формы получения знаний должны предоставить родителям несовершеннолетнего.

Имеются следующие виды образовательных услуг:

  • Путем посещения общеобразовательного заведения.
  • Дистанционного обучения для инвалидов.
  • Домашнее обучение, если ребенок не может сам посещать школу.

Детям-инвалидам созданы следующие условия для получения знаний в соответствии с возрастными границами. ДОУ обеспечивает дошкольников массажистами, психологами, тренерами, логопедами. Консультирует родителей по вопросам воспитания, участия в программе «Доступная среда», способствующей созданию расширенных коридоров, пандусов. В группе должно быть ограниченное число воспитанников от 3 до 15 человек.

Среднее образование производится путем использования специально разработанных учебно-методических пособий, в которые входят специализированная литература, учебники, особое значение имеют технические средства. Организована деятельность специнтернатов для слепых, глухих, детей с психоневрологическими патологиями с учетом справки МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) с указанием реабилитационной программы.

Высшие учебные заведения предоставляют услуги центра дистанционного обучения, льготы при поступлении на первый курс. Для улучшения социализации ребенка в системе образования используются следующие принципы:

  • Инклюзии, который разработан с учетом программы «Доступная среда». Данный принцип имеет в виду установку пандусов, расширение коридоров, перепланировку помещений.
  • Интеграции, который предполагает необязательное посещение совместных занятий. Ребенка могут зачислить в класс с подходящей для него нагрузкой и формой подачи учебного материала.

Формы получения знаний

Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.

Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.

Домашнее обучение

Если ребенок не может посещать занятия в классе, то у него имеется возможность обучения в семейных условиях. Порядок получения данного права:

  • родителю следует обратиться в местный отдел образования с соответствующим заявлением;
  • нужно предоставить справку МСЭК, которая подтверждает данную необходимость;
  • необходимо заключение МСЭК о невозможности посещения очных занятий.


Далее администрация среднего образовательного учреждения заключает договор с родителями о предоставлении услуг, оформляет необходимые документы, зачисляет в число учеников ребенка, составляет индивидуальный учебный план, назначает учителей. Ученик с медицинским показаниями получает общеобразовательную программу в полном объеме, получает обычный аттестат.

Дистанционное обучение

Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:

Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.

При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.

Образовательные привилегии инвалидов

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.


  • Важные аспекты
  • Законодательная база
  • Где можно получить образование в России
  • Правила предоставления образования
  • Как проводится дистанционное обучение для детей-инвалидов
  • Размер компенсации преподавания на дому
  • Особенности приёма инвалидов в ВУЗы
  • Нюансы получения образования для пожилых людей

Получение образования является важной частью социализации, да и в целом без определённых знаний сложно вести нормальный образ жизни. Граждане с ОВЗ не являются исключением в этом отношении. Более того, для данной категории предусмотрены спецпрограммы и привилегии в сфере образования. Более подробно данную тему раскроем далее.

Важные аспекты

Одно из направлений, реализуемых государством, заключается в обучении детей-инвалидов. Им предоставляется возможность получить знания в общеобразовательной школе, причём с начальных классов особенные дети могут рассчитывать также на поддержку. Важная роль отводится формированию учащихся с инвалидностью как полноценных личностей несмотря на ограничения по здоровью.

Благодаря школьной базе ребёнок-инвалид способен реализовывать свой потенциал и дальше — в колледже и ВУЗе, в профессии. Отметим, что в случае абитуриентов с ОВЗ в силу вступают некоторые преференции и льготы. Воспользовавшись ими, инвалид сможет получить диплом как все без ощущения собственной неполноценности.

И перед рассмотрением вопроса об образовании лиц с ограниченными возможностями предлагаем ознакомиться с основными понятиями, а именно:

- образование — процесс, отличающийся единством и целенаправленностью, подразумевающий приобретение умений и навыков обучающимися с целью их дальнейшего становления в профессиональном плане;

- инвалид — гражданин РФ, нуждающийся в комплексной господдержке по причине выявленных нарушений здоровья;

- привилегии и льготы — законные поощрения, предусмотренные для лиц, нуждающихся в социальной и иной помощи в зависимости от состояния.

Законодательная база

Существующие преференции в сфере обучения, доступ к нему, включая различные нюансы по теме (и не только) прописаны в:

- ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

- ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- ФЗ № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»;

- ФЗ № 143 от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния граждан РФ»;

- ФЗ № 127 от 23.08.1996 г. «О науке и государственно технической политике»;

- ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Плюс, преимущества по образованию для льготной категории возможны в рамках образовательных учреждениях, если это предусмотрено внутренними уставами.

Где можно получить образование в России

В нашей стране возможность освоения образовательных программ разного уровня есть у каждого гражданина. Получить соответствующие своему возрасту, целям знания можно в:

- детских садах, то есть в учреждениях дошкольного образования;

- общеобразовательных муниципальных школах;

- профильных технических училищах;

- колледжах (здесь доступно средне-специальное образование);

- высших учебных заведениях, то есть университетах, институтах.

Все перечисленные образовательные ступени доступны для здоровых людей и инвалидов в равной степени.

Правила предоставления образования

В регионах РФ тот или иной вид образования предоставляется с учётом некоторых правил, а именно:

- программа обучения предоставляется всем гражданам страны;

- чтобы быть зачисленным в ОУ, нужно подать заявление;

- поступая в любое учебное учреждение, учащийся прилагает требуемую документацию;

- зачисление в обучающее заведение осуществляется на свободные места;

- до среднего полного образования программа бесплатная;

- абитуриенты колледжей и ВУЗов сдают вступительные экзамены и обязуются не нарушать внутренний устав учреждения.

Данные правила распространяются на учебные заведения муниципального значения. Предписания в платных учреждениях могут отличаться.

Как проводится дистанционное обучение для детей-инвалидов

Так как образование в России стремятся сделать максимально доступным, для инвалидов предусмотрено дистанционное обучение, но здесь есть свои нюансы:

- в муниципальных детских садах такой привилегии, как удалённое обучение, нет;

- в общеобразовательных школах программу инвалиду 2 или 1 группы ввиду сложного состояния здоровья помогают усвоить и пройти выезжающие на дом педагоги;

- в колледжах и ВУЗах можно учиться онлайн, получать и сдавать задания с экзаменами с помощью интернета.

Важно! Практически повсеместно современные технологии позволили получать высшее или среднее специальное образование на дому без посещения учреждения.

Размер компенсации преподавания на дому

Педагогам надомного обучения гарантирована компенсационная выплата, величина которой варьируется в зависимости от:

- числа учеников, обучаемых дома;

- класса осваиваемой инвалидом программы;

- количества дополнительных рабочих часов;

- участия педагога в реабилитационных и развивающих программах ученика с ОВЗ.

Если педагог берёт надомников, у него есть возможность получить от муниципальных органов власти значительную компенсацию.

Особенности приёма инвалидов в ВУЗы

Процесс получения высшего образования достаточно сложен и даже поступление в учебное заведение сопряжено с некоторыми трудностями. Например, важно вовремя подать документы и хорошо выполнить экзаменационные задания. В результате абитуриент может учиться на бесплатной основе.

При этом будущим студентам с инвалидностью необходимо знать, что они имеют право:

- получать социальную стипендию;

- обучаться дистанционно, если это предусмотрено ВУЗом;

- быть зачисленными в учреждение на льготных условиях, если там есть бюджетное место;

- компенсировать до 50% стоимости обучения, если приходится получать образование платно;

- пройти дальше вне конкурса на бесплатное обучение, если получили высокую оценку на вступительных экзаменах

Перечисленные преимущества актуальны для российских абитуриентов с ОВЗ.

Нюансы получения образования для пожилых людей

Как уже говорилось прежде, образовательные программы открыты для обычных граждан, для имеющих ограничения по здоровью и, разумеется, для инвалидов-пенсионеров. Лицам этой категории рекомендуется обратить внимание на следующие важные аспекты:

- при наличии специальности у них есть привилегия продолжить образование именно по ней;

- до половины суммы, потраченной с целью обучения, можно вернуть назад в виде компенсации;

- возраст не позволяет обучаться таким студентам очно, но для них остаются дистанционная или заочная формы, причём образование в целом более доступное, льготное.


Образование для инвалидов в России возможно на всех уровнях. Социальные гарантии, обеспечиваемые государством, позволяют людям с ограниченными возможностями реализовать себя в выбранной профессии. Существует обширный список законов, регулирующих обучение инвалидов.

Законодательная база

Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.


В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.

При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.

Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.

В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.

ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.

В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:

  • Специальные методы обучения и воспитания;
  • Особые учебники;
  • Дополнительные средства для доступа в здание организации;
  • Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
  • В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.

В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.

Варианты обучения

Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.

ВариантУсловия здоровьяСуть образовательной программы
Обучение по обычной общеобразовательной программеНе выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки.Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время.
Более продолжительная программа обученияНарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух.Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия.
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развитияЛёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья.Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников.
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развитияВсе лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени.Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу.

Дистанционное обучение

Такой тип учёбы происходит с использованием электронных образовательных систем. Особенно это распространено в высшей школе. Среднеобразовательные учреждения используют обучение на дому. Всё, что нужно – это доступ к интернету и текстовому редактору. Занятия проходят по утверждённому расписанию, однако лично присутствовать на них не нужно.


Инвалидность — сложное понятие, у которого есть медицинский, социальный и юридический аспекты. Она может быть врождённой или приобретённой — из-за тяжёлой травмы или несчастного случая, временной или постоянной. Согласно одному из определений, инвалид — человек, чьи возможности ограничены из-за физических, сенсорных, умственных или психических нарушений.

Сейчас в Москве живут около 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество инвалидов, состоящих на диспансерном учёте, составляет 878 774 человека, из них трудоспособного возраста — 852 690, детей — 26 084.

Часто инвалидность становится барьером между человеком и обществом. Речь идёт не только о физическом препятствии, не менее страшны психологические, экономические и другие преграды. У человека сужается круг общения, становится меньше способностей для учёбы, работы, путешествий — всего, что доступно другим людям.

При этом у каждого из нас есть способности или таланты, которые зачастую не зависят от наших физических способностей. Чтобы их развить, нужны лишь подходящие условия.

Таким образом, инвалидность — проблема не только для самого человека, но и для общества. В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и принимает меры по её реализации. Её основная цель — поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.

В рамках государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012–2018 годы» в столице действует подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения».


Право на труд и чемпионат профмастерства

Несмотря на ограниченные возможности здоровья, многие могут и хотят работать. Помогает в этом служба занятости населения. За 10 месяцев этого года сюда обратились более 2200 москвичей с инвалидностью, более половины из них получили работу. Также для них проходят занятия по профориентации, обучающие курсы, консультации психологов и лекции, где можно узнать, как открыть собственное дело.

В ноябре в банке вакансий службы занятости было около 900 предложений для инвалидов. Средняя зарплата по рабочим профессиям составляет почти 30 тысяч рублей, для служащих — около 40 тысяч рублей.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не только следит за трудоустройством инвалидов, но и контролирует предприятия, выделяющие соответствующие рабочие места.

II Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», прошедший в Москве 18–19 ноября, позволяет оценить высокую компетенцию и трудолюбие участников. Это своеобразная трудовая олимпиада организована в рамках международных конкурсов «Абилимпикс», которые проходят во многих странах мира с 1972 года. Показывая, каких высот мастерства можно достичь, инвалиды подают пример другим и внушают неподдельное уважение. Один перечень профессий чего стоит — от резьбы по дереву, поварского и парикмахерского искусства до флористики, ювелирного дела, художественного, ландшафтного и компьютерного дизайна.

В этом году чемпионат посетили более пяти тысяч человек, непосредственными участниками стали около 500 человек из 63 регионов России. Среди победителей «Абилимпикса» — 45 представителей Московского региона, в том числе 26 школьников. Кроме того, на чемпионате прошла ярмарка вакансий, где было представлено около 8500 предложений. Соискателям помогали составлять и размещать резюме в банках данных, оказывали консультации по условиям труда и профессиональному обучению.


Куда пойти учиться?

В Москве работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений, где созданы благоприятные условия для обучения и воспитания граждан с ограниченными возможностями здоровья. Их основная аудитория — дети от трёх лет и молодёжь, но есть и специальные проекты для людей среднего возраста (до 45 лет). Сейчас в них обучаются более двух тысяч детей-инвалидов, в том числе более 300 — по программам профессиональной подготовки.

Кроме того, внедряются методики раннего вмешательства: детям от одного года, у которых выявлены отклонения в развитии, оказывают всестороннюю помощь, чтобы предотвратить инвалидность или минимизировать возможные последствия для здоровья. Активными участниками программ становятся родители и близкие родственники.

Один из самых востребованных центров профессионально-трудовой реабилитации — «Ремёсла» в Зеленограде. Гончарная, деревообрабатывающая, текстильная и полиграфическая мастерские проводят индивидуальные и групповые занятия для инвалидов в возрасте от 14 до 45 лет, есть также группы раннего развития (от трёх лет), летние детские лагеря и другие направления. В 2016 году услугами центра воспользовались более 1500 человек.

Научно-практический реабилитационный центр также проводит обучение по популярным творческим и техническим специальностям — живописи, дизайну, ландшафтному строительству, издательскому делу, документообороту, экономике, праву и так далее. В этом году здесь учатся более 300 человек.


Все виды помощи: отдых и лечение, спорт и обучение

Реабилитация инвалидов включает психологическую, медицинскую и юридическую помощь, профориентацию и обучение востребованным специальностям, физкультуру, спорт и различные виды терапии. В Москве работает более 100 госучреждений, занимающихся реабилитацией, в основном на базе территориальных центров социального обслуживания. По итогам первых трёх кварталов этого года их услугами воспользовались более 41 тысячи человек. Планируется, что до конца года комплексную реабилитацию пройдут более 55 тысяч москвичей с инвалидностью. Новейшие технологии используются в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой и реабилитационном центре «Текстильщики».

На основе действующих учреждений создаются многопрофильные комплексы, в которых используются современные программы и методики. Один из таких центров планируется открыть в следующем году в Бутове (улица Поляны, дом 42): в помещении проводится ремонт, идёт закупка необходимого оборудования и обучение персонала.

Также услуги комплексной реабилитации оказывают негосударственные центры: реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», научно-производственный центр «Огонёк», реабилитационный центр «Три сестры», Российский реабилитационный центр «Детство» и другие.

Кроме того, применяются уникальные методики, например иппотерапия — лечебная верховая езда— и канистерапия, когда положительный эффект достигается благодаря общению со специально обученными собаками.

Развивается программа по реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов в здравницах Подмосковья, средней полосы России, Краснодарского края, Северного Кавказа и Крыма. Только для детей-инвалидов Департамент труда и соцзащиты закупил в 2016 году порядка 14 тысяч путёвок в лучшие отечественные санатории.


Фестивали, выставки и мастер-классы

В ноябре — декабре в Москве пройдёт около 300 концертов, мастер-классов, экскурсий, квестов, выставок, ярмарок, творческих вечеров и других мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов. Организаторы ожидают, что в них примут участие более 29 тысяч инвалидов, но на самом деле количество гостей в несколько раз превысит эту цифру. Во-первых, многие придут с сопровождающими. Во-вторых, большинство мероприятий открыто для всех желающих, так как их главная цель — преодолеть психологические и коммуникативные барьеры, показать возможности и таланты особенных людей.

Одним из мероприятий станет десятый фестиваль прикладного искусства для инвалидов «Я такой же, как ты!», который состоится 3 декабря в Экспоцентре, — он соберёт более 1500 человек. Посетителей ждут выставка-ярмарка предметов, сделанных руками инвалидов, мастер-классы по бисероплетению, живописи, росписи по дереву, вязанию и скульптуре.

Центральный дом художника 6 декабря соберёт детей-инвалидов и сирот на традиционную, седьмую по счёту благотворительную акцию «Дерево желаний». Ребята встретятся со знаменитостями, примут участие в мастер-классах, пройдут квест «Дорогою добра» и, конечно, получат подарки. Эту встречу можно считать своеобразной репетицией Нового года.

7 декабря в ГЦКЗ «Россия» в «Лужниках» наградят победителей ежегодного конкурса «Город для всех», а также отметят представителей общественных организаций, которые способствуют социальной интеграции инвалидов. После торжественной части состоится праздничный концерт. На мероприятие приглашены около 2500 инвалидов.

Ограниченные физические и материальные возможности отрывают от общественной жизни, затрудняют образование и трудоустройство. Дистанционное обучение - это возможность для инвалида получить профессиональное образование.

Для человека с ограниченными возможностями естественными требованиями являются:

— возможность получения, не выходя из дома, информации о востребованности тех или иных специалистов на рынке труда, об условиях обучения, о преподаваемых специальностях, о факультетах и их программах;
— возможность заочного зачисления в ВУЗ по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного обучения на дистанционное);
— нерегламентированная общая и «курсовая» продолжительность обучения;
— дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов;
— возможность консультаций по телефону, интернет или по почте;
— льготная стоимость обучения;
— безналичная оплата обучения и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте).


Следует отметить, что во всех российских ВУЗах дистанционное обучение платное. Местами очень дорогое, до нескольких тысяч долларов за семестр. Правда, в некоторых случаях инвалидам при оплате делается скидка до 30%. Это очень важно, ведь если обучение в престижном университете обходится студентам достаточно дорого, то профессиональное онлайн-образование для инвалидов позволяет существенно экономить, получая диплом того же самого ВУЗа.

Сегодня предоставление услуг, связанных с продажей информационных технологий, востребовано и имеет ярко выраженную коммерческую направленность.Потому еще двадцать лет назад количество сайтов, посвященных общим проблемам дистанционного обучения исчерпывалось тремя десятками, основным поставщиком которых являлось Министерство образования России. А уже с 2004 года в интернете появилось более 1100 сайтов, связанных не с общими проблемами дистанционного обучения, а с развитием и внедрением систем дистанционного обучения для инвалидов. Примеры некоторых из них можно увидеть в конце этой статьи.

Электронные и интернет-технологии открывают для людей с ограниченными возможностями здоровья новые перспективы и позволяют получить профессию в максимально удобном для себя режиме. Для учебы достаточно иметь компьютер, ноутбук или планшет с интернет-доступом.


Пример организации места для обучения лежачему инвалиду с помощью специального столика для ноутбука

(продается такой, например, здесь: https://goods-land.ru/p94713018-stolik-dlya-noutbuka.html )

Дистанционное образование для инвалидов, особенно маломобильных, — это интерактивная среда, в которой доступна та же программа и учебники, что и другим студентам, которые зачислены на очное, заочное или вечернее отделение.

Онлайн-факультеты дают возможность получать высшее образование в любом месте, в любое время и по собственному удобному графику. Данные платформы предлагают следующие преимущества:

— Широкий выбор специальностей. Онлайн-факультеты объединяют множество программ обучения, на каждой из которых можно получить востребованную профессию и пройти через уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, дополнительное образование. Для инвалидов предусмотрены льготные условия приема на каждую программу. Например, в 2018 году законодательно было утверждено, что для инвалидов выделят не менее 10% всех бюджетных мест.

— Социализация. В рамках e-Learning обучение инвалидов проходит в смешанных онлайн-группах. В платформу интегрированы социальные возможности, такие как виртуальные классы, чаты, блоги, обмен графикой и видео. Дистанционное обучение инвалидов в ВУЗах не равно отсутствию общения.

— Диплом государственного образца. По окончании выдается диплом государственного образца, форма обучения — заочная.

— Легкое изучение материала. Видеолекции с наглядной графикой можно посмотреть несколько раз, интерактивные тесты и контрольные интуитивно понятны. Если же что-то непонятно, можно спросить у онлайн-консультанта.

Интересные и современные специальности, востребованные на российском рынке труда и ориентированные на практическую подготовку программы — все это онлайн-обучение инвалидов. Каждый может выбрать то, что ему по душе - от информационных технологий и до интернет-маркетинга и дизайна. Среди множества направлений легко найти то дело, которое поможет реализовать себя и стать успешным профессионалом своего дела.

Еще в 1995 году в России был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ, в соответствии с которым некоторые категории граждан РФ имели право на бесплатный слуховой аппарат. Порядок выдачи этих приборов уточняется в Постановлении Правительства РФ «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» от 07.04.2008г. №240. В некоторых регионах принимались дополнительные документы, например, в 2009 году вышло аналогичное решение Правительства Москвы. Кто же может рассчитывать на получение слухового аппарата бесплатно? Как стать владельцем такого устройства? В какие организации обращаться?

Слуховые аппараты бесплатно: кто может на них рассчитывать?

Показание для получения такого прибора за государственный счет — инвалидность по слуху. Как правило, ее определяют при тугоухости IV степени на оба уха. Также возможна ситуация, когда инвалидность назначается при III степени тугоухости, хотя ребенку ее получить несколько проще, чем взрослому.


Также гражданину РФ могут выдать бесплатный слуховой аппарат, если он признан инвалидом по причине иных нарушений здоровья, но при этом в его Индивидуальной программе реабилитации указано, что ему требуется протезирование слуха. Устройство выдается раз в четыре года, поэтому, если оно сломается или потеряется, заменят его не сразу.

Как получить слуховой аппарат бесплатно?

Если у вас нет медицинского заключения о признании вас инвалидом по слуху, необходимо пройти аудиологическое обследование — с его помощью оценивается степень тугоухости. Такое обследование можно пройти как в муниципальной поликлинике по месту жительства, так и в коммерческом медицинском центре. Врач-отоларинголог выдаст вам направление на МСЭ (Медико-социальную экспертизу). Далее:

  • МСЭ принимает решение о признании вас инвалидом;
  • вы получаете ИПР (Индивидуальную программу реабилитации), в которой обосновывается необходимость ношения слухового аппарата, а также указываются характеристики прибора, который вам необходим.


После этого вы либо обращаетесь за прибором в соответствующие инстанции, либо приобретаете его самостоятельно и подаете заявление с просьбой перечислить вам денежную компенсацию за эту покупку.

Где получить слуховой аппарат бесплатно?

Если вы не планируете приобретать устройство самостоятельно, необходимо обратиться в Фонд социального страхования (ФСС). Вам выдадут Направление на получение технического средства реабилитации и назовут адреса, по которым вы можете обратиться, а также расскажут, какие документы надо будет с собой взять. Бывает так, что направление выдают не сразу, однако его обязаны предоставить вам в течение двух недель с момента обращения. После этого нужно будет отправиться в один из предложенных сурдологических центров и получить там прибор для коррекции слуха.

Какие слуховые аппараты выдают бесплатно?

Модель, на которую вы можете рассчитывать, должна соответствовать диагнозу и характеристикам, указанным в ИПР. Также она должна входить в перечень приборов, которые имеются в распоряжении Фонда социального страхования. Как правило, ФСС предлагает устройства отечественного производства. Из-за сравнительного узкого ассортимента многие предпочитают покупать приборы самостоятельно. Но как потом получить компенсацию?

Бесплатные слуховые аппараты для пенсионеров и инвалидов: получение компенсации

Вы можете обратиться в любую компанию, у которой есть соответствующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, и приобрести аппарат, полностью отвечающий вашим потребностям и предпочтениям. Приходите в центр коррекции слуха и речи «Мелфон», и опытные специалисты подберут вариант, который оптимально вам подойдет.


После этого необходимо собрать документы:

  • заявление о том, что вы просите возместить расходы;
  • Индивидуальная программа реабилитации;
  • паспорт инвалида;
  • кассовый чек, в котором есть дата покупки;
  • товарный чек, в котором указаны стоимость, наименование аппарата, соответствующее тому, что указано в ИПР, дата покупки, наименование торговой организации, количество проданных приборов, а также стоят штамп об оплате и подпись продавца;
  • копия сертификата соответствия на изделие;
  • заключение и назначение врача;
  • копия лицензии на осуществление медицинской деятельности;
  • справка из поликлиники о самостоятельно приобретении устройства.

Эти документы надо подать в отделение социальной реабилитации центра социального обслуживания по месту жительства. Это может сделать как сам инвалид, так и его представитель — в этом случае оформляется нотариальная доверенность. В течение месяца денежная компенсация переводится на ваш расчетный счет или высылается почтовым переводом.


Инвалиды по слуху имеют право не только на бесплатные слуховые аппараты. Им полагаются:

  • ремонт устройств, вышедших из строя — тоже за государственный счет;
  • изготовление индивидуальных ушных вкладышей — опять же, за счет средств федерального бюджета.

Как видите, бесплатный слуховой аппарат для пенсионеров — это реально. Обращайтесь в центр коррекции слуха и речи «Мелфон», и мы поможем получить удобное, надежное и простое в использовании устройство, с которым вы комфортно будете чувствовать себя в повседневной жизни.

Выбрать батарейки для слухового аппарата у нас на сайте.

Если вы хотите подобрать слуховой аппарат – перейдите в каталог

Гарантии инвалидам в сфере образования

В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:

среднего (полного) общего

3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:

Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:

В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

5. Обеспечение:

инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;

инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:

на уровне Российской Федерации;

в отдельных субъектах РФ.

7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:

"Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Особенности приема инвалидов в вузы

Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования" предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:

Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.

К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

"Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья" (пп. 21-21.1).

"Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях" (п. 29).

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе "Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования", утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно - в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?

На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:

Федеральные головные центры по обучению инвалидов

по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана";

по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный институт-интернат";

по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" (г. Санкт-Петербург);

по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный технический университет";

по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет".

Окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов

Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера

В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей.

Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.

Формы профессионального обучения безработных инвалидов

Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах [См. постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения»]:

профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;

повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;

повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.

Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по указанным формам.

Читайте также: