Определение права пожилых и инвалидов на пенсионное обеспечение

Конституция Российской Федерации закрепила равенство прав и свобод граждан. Данное равенство означает, что права и свободы признаются за всеми людьми, в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основанием, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса.

В ч. 2. ст. 7 Конституции РФ говорится, что «В Российской Федерации. обеспечивается государственная поддержка … инвалидов и пожилых граждан…»

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальное обслуживание престарелых и инвалидов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Любое конституционное право граждан немыслимо без закрепления надлежащих механизмов защиты. Субъекты права, осуществляя гарантированные конституционные права, должны обладать не только возможностью пользования определенными благами , но и соответствующими способами и средствами их защиты. Без нормативного закрепления необходимых средств защиты право может обесцениться, превратиться в декларацию.

Защита прав есть деятельность судебных и иных органов, а в случаях, предусмотренных законом, самозащита уполномоченного лица, посредством применения к нарушителю мер государственно-правового воздействия (санкций). Она (защита) реализуется, когда имеет место правонарушение.

Реализация конституционного права пожилых людей на социальное обеспечение в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Правовые основы и меры социальной защиты пожилых людей и ветеранов определены Конституцией Российской Федерации,

Совместные усилия различных органов государственной власти позволяют более эффективно использовать выделенные государством средства и достаточно успешно проводить в жизнь политику в отношении пожилых. Следует также признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало). Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из «поставщиков», кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях.

Деятельность государства, направленная на реализацию пожилыми гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение осуществляется по трем основным направлениям:

-социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ),

-организация пенсионного обеспечения.

Права российских инвалидов в первую очередь регулируются российским законодательством. Кроме этого, существуют и международные документы, которые охраняют права инвалидов. Так, «Конвенция о правах инвалидов» направлена на всестороннюю защиту людей с инвалидностью. Стоит заметить, что Конвенция и другие подобные документы международного значения, должны быть приняты официально конкретной страной и ратифицированы. Тем не менее, каждое государство определяет права инвалидов согласно международной практике и с учетом социально-культурной специфики страны.

Увеличение количества населения с ограниченными возможностями и трудности их интеграции в различные сферы общественной жизни поставило на повестку дня сложные и многообразные проблемы.

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175 была утверждена государственная программа "Доступная среда на 2011 - 2015 гг.", целью которой является обеспечение беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями к объектам, необходимым им в процессе жизнедеятельности.
Правовое регулирование в сфере государственной помощи и реабилитации инвалидов должно быть ориентировано в первую очередь на обеспечение в полном объеме их конституционных прав. В таком контексте актуальным становится анализ комплекса нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию прав инвалидов на предоставление им льгот и привилегий, решение конкретных задач их жизни и быта. Удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов должно быть своевременным и компенсировать имеющиеся у них ограничения жизнедеятельности. Наличие равных наряду с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и других сферах должно учитывать необходимые и особенные условия их жизнедеятельности. При этом необходимо исключить дискриминацию по признаку наличия инвалидности как фактора, ухудшающего положение людей с ограниченными возможностями в государстве и обществе.

Прошедшие в РФ Параолимпийские игры показали, что люди с ограниченными возможностями могут их преодолеть благодаря стремлению к победе и помощи, оказываемой государством.

Таким образом, защита прав граждан – это тот правовой инструмент , активное использование которого сегодня не только целесообразно , но и необходимо. Это обусловлено тем , что права граждан по прежнему нарушаются , уровень правовой культуры недостаточно высок , а доверие к органам государственной власти оставляет желать большего. Все вышеперечисленные обстоятельства, предопределяют особую значимость защиты прав на современном этапе, в условиях продолжающихся государственно- правовых преобразований

Тема: Пенсионное обеспечение лиц пожилого возраста и инвалидов в РФ

Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.

Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов.

Виды пенсий.

Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным, прежде всего, остановиться на право­вых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составля­ющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе адми­нистрации. Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду меж­дународно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольне­ние работников только по той причине, что они достигли пен­сионного возраста является антиконституционным актом.

Пенсионное законодательство, представленное Федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста. Выход на пенсию - ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина, и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.

Действующее пенсионное законодательство многократно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.

Так, пенсии по Закону «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г. назначаются не только лицам, работающим (работавшим) по трудовому договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.

Закон 1990 г. ввел новый порядок финансирования расходов на пенсии, Образован Пенсионный фонд РФ, средства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.

Согласно Закону 1990 г. размер пенсии зависит не только от индивидуального заработка работника, но и от продолжительности его трудового стажа (ст. 16—18). В дополнение к этому предусмотрен порядок определения заработка для исчисления пенсии, которой позволяет будущему пенсионеру сделать выбор (ст. 102). Кроме того, в заработок для исчисления пенсии включается все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязательств), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 100).

Впервые вышеназванным Законом введена социальная пенсия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста, либо призванный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию.

Как факт дополнительной социальной поддержки для определенного круга граждан старшего поколения следует рассматривать возможность одновременного получения двух пенсий, предусмотренную ст. 5 названного Закона.

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пен­сионного законодательства, работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пенсии в период работы получают в полном размере.

Важным нововведением является судебный порядок разрешения споров по пенсионным вопросам (ст. 129).

Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

В перечне социального законодательства—Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 12 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.).

Это—один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии, пенсии на льготных основаниях. Наряду с пенсией по старости Закон выделяет трудовые пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.

Право на получение двух пенсий имеют родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной - 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не ме­нее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

• Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социали­стического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней - на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• чемпионам Олимпийских игр - на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• участникам Великой Отечественной войны - на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным - на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями - на 100% мини­мального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства дети-инвалиды до 16 лет дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия -это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости:

- инвалидам III группы - в размере 1/2 пенсии.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляются за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выпла­чивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляции. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пен­сионного обеспечения.

  • Определение инвалидности
  • Понятие социального обеспечения инвалидов
  • Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста
  • Социальная помощь инвалидам в РФ
  • Виды социального обеспечения
  • Право на социальное обеспечение

Инвалидам наравне с другими гражданами страны закон гарантирует социальную защиту. Препятствующие полноценному функционированию ограничения по здоровью, спровоцированные заболеваниями, травмами и другими аномалиями, прописаны в Постановлении «О порядке и условиях признания человека инвалидом». Далее о том, что гарантирует особый статус в социальном плане.

Определение инвалидности

В России принадлежность к рассматриваемой категории определяется в рамках специализированной медицинской экспертизы. Процедура одновременно носит медицинский и юридический характер.

Специалисты разделяют ограничения жизнедеятельности по группам с учётом нарушений в:

- деятельности важных систем организма;

- физиологическом строении позвоночника и конечностей.

Проблемы могут быть как врождёнными, так и полученными в течение жизни.

В целом установлено 3 группы инвалидности, которые определяются конкретными показателями:

I группа присваивается тем, кто не может самостоятельно передвигаться, ухаживать за собой, дезориентирован, не способен контролировать свои эмоции, поведение, нормально общаться (или плохо это делает).

II группа предполагает сохранность навыков самообслуживания с помощью людей или вспомогательных средств. Передвижение возможно за счёт приспособлений, а обучение и работа — только в спецусловиях.

III группа даётся людям, которые в состоянии осуществлять уход за собой и тд, но делают это медленнее обычных людей и часто с техническими средствами.

Дети-инвалиды входят в отдельную категорию несовершеннолетних лиц с ограничениями.

Понятие социального обеспечения инвалидов

Под указанным понятием понимается оказание финансовой помощи нуждающимся гражданам. С точки зрения правовых норм речь идёт о соцзащите. В неё входит множество аспектов, включая социальное обеспечение, частью которого являются пособия.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

Государство гарантирует инвалидам наряду с пособиями регламентируемую законом социальную пенсию и льготы. Пенсионная выплата начисляется ежемесячно.

Виды социального обеспечения

Мер в отношении инвалидов здесь реализуется несколько:

- защита — то есть меры, установленные законом и реализуемые в обязательном порядке с целью возмещения присутствующих у льготника ограничений и улучшения качества жизни (сюда, к примеру, входит адаптация в обществе);

- соцподдержка – большая система социального плана, аспекты которой закреплены в законодательстве.

Что касается пенсии. Для её получения должны иметь место следующие условия:

- наличие трудового стажа независимо от срока и дальнейшее признание факта нетрудоспособности (можно рассчитывать на трудовую пенсию);

- принадлежность к экс-жителям блокадного Ленинграда, участникам ВОВ, астронавтам, военнослужащим, жертвам радиационного излучения.



В соцобеспечение также входят преференции. В частности, льготник может получить жизненно необходимые лекарства, путёвку в санаторий, причём бесплатно. Плюс, с некоторыми условиями действует льгота на проезд.

В качестве социальных услуг одиноким инвалидам на безвозмездной основе предоставляются:

- сопровождение до больницы;

- водоснабжение (при отсутствии общего водопровода);

- обеспечение топливом (для жителей частного сектора);

- помощь при покупке лекарств, продуктов и при похорогах.

Если льготник не одинок, указанные услуги оплачиваются (частично).

Право на социальное обеспечение

В Конституции РФ прописано, кому положено право на соцобеспечение. Речь идёт о гражданах, не способных трудиться и, соответственно, не имеющих стажа с предусмотренной трудовой пенсией.

В категорию можно включить инвалидов детства и любой группы. Здесь и те, кто трудился до достижения пенсионного возраста но не наработал положенный стаж по вышеперечисленным причинам. В список, кроме того, входят несовершеннолетние инвалиды и дети, потерявшие родителя (или двух).

Социальная помощь инвалидам в РФ

Темой, затронутой в рамках данного материала, занимаются на региональном и федеральном уровнях. При этом предоставляемые госльготы имеют свои отличия в зависимости от группы и обусловивших её получение условий.

Другими словами, инвалиды одной группы с разной степенью обеспечиваются не одинаковыми преференциями. Скажем, гражданам, ставшим нетрудоспособными в ходе боевых действий, положено больше гарантий и льгот в сравнении с инвалидами по общему заболеванию.

В частности, обладателям 1 группы предоставляется социальная поддержка в виде:

- сниженных тарифов на ЖКУ;

- сокращения рабочих часов до 35 в неделю;

- возможности взять в любое время двухмесячный отпуск;

- поступления в гос. ВУЗ вне конкурса при успешной сдаче экзаменов;

- бесплатного проезда в общественном транспорте и по региону (кроме такси);

- освобождения от налога на наследство и имущество, если это собственность льготника.



При 2 группе действуют те же преимущества. Разница только в размерах пенсий (здесь она меньше, так как 2 категория позволяет работать).

Важно! Инвалидам по зрению, слуху предоставляется дополнительная помощь.

Наконец, 3 группа не даёт права на налоговые послабления, более высокую стипендию и внеконкурсное зачисление в ВУЗ. По остальным пунктам поддержка такая же, как при 2 и 1 степенях.

Важно! Государство помимо перечисленной помощи заботится о вынужденных не работать по уходу за инвалидом. Но в любом случае для реализации льгот особый статус их обладателя должен подтверждаться справками и иными документами.

Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.

Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ». Данные Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о том, что в соответствии с этим законом пенсиями обеспечивается подавляющее большинство пенсионеров. В соответствии с законом пенсии – ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии, пенсии на льготных основаниях. Наряду с пенсией по старости Закон выделяет трудовые пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.

Право на получение двух пенсий имеют родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

Соц проблемы людей с огр воз и пути их решения.

Вопросы социальной поддержки инвали­дов постоянно находятся в поле зрения зако­нодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. В принятых в последние годы реше­ниях содержится развернутый комплекс меро­приятий по улучшению социального положе­ния инвалидов. В практической деятельности государства по реализации предусмотренных на законодательном уровне гарантий прио­ритетное внимание уделяется повышению уровня доходов людей с ограниченными воз­можностями, улучшению качества их жизни. К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина.

С наступлением инвалидности у человека возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера при адаптации к жизненным условиям. Инвалидам во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации, общественный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалид живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и дру­гие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Су­ществуют как социальные, так и экономические препятствия для близких взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью.

Социально-психологическое самочувствие большинства инва­лидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неурав­новешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах.

В России инвалидам во многом затруднен доступ к объектам социальной инфраструктуры - учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг (парикмахерских, прачечных и т.п.), местам работы и отдыха, многим магазинам в связи с архитектурными и строительными барьерами, неприспо­собленностью общественного транспорта для пользования лица­ми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов.

Игнорирование потребностей инвалидов в обычной для каж­дого человека жизнедеятельности, недоступность социально зна­чимых объектов снижают возможности лиц с физическими де­фектами полноценно участвовать в жизни общества.

Очень важным документом, определяющим правовые основы формирования безбарьерной архитектурной среды для инвалидов, является Градостроительный кодекс Российской Федерации. Он предусматривает обеспечение доступа инвалидов ко всем соору­жениям и транспортным коммуникациям, к местам работы и от­дыха, социокультурным центрам независимо от места их прожи­вания в городских и сельских поселениях.

Разработаны меры по созданию для инвалидов социальной инфраструктуры, удобной для проживания. Предполагаются обо­рудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъем­никами; создание реабилитационных комплексов со спортивными специальными тренажерами и бассейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего пассажирского общественного транспорта, связи и информатики; расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования.

К настоящему времени создана достаточно полная правовая база, регламентирующая создание безбарьерной среды жизнедея­тельности для инвалидов. Однако практическая реализация зако­нов и иных нормативных актов осуществляется медленно. Основными сдерживающими факторами выполнения поставленных задач выступают финансирование соответствующих программ, обеспе­чение проектировщиков, строителей и других участников инвес­тиционного процесса нормативно-методическими, рекомендатель­ными и проектными материалами.

Таким образом, рассмотрев инвалидность как социальную проблему, можно отметить, что основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Инвалидам же надо помочь в адаптации: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить мага­зины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спус­ки, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препят­ствия. Необходимо, чтобы они чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам - всем тем, кто неполноценен физически или психически.


Презентация к лекции Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_strategiya_pensionnogo_obespecheniya_.pptx 112.1 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Петровск - Забайкальское медицинское училище (техникум)» Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ Преподаватель: МДК 01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами . Лоншакова О.Н

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1 .Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. 2.Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов. 3.Право пожилых и инвалидов на получение пенсии. Условия назначения и порядок выплаты пенсий пожилым и инвалидам.

Нормативно – законодательное регулирование : Конституция РФ; ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ« ФЗ №167 –ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. №2524-р

Статья 39 Конституции РФ гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры и т.д. Каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.

Определение: Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств, для материального обеспечения и обслуживания граждан

Принципы построения социального обеспечения : - всеобщность; - общедоступность; - размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда; - разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг; - демократический характер организации социального обеспечения и его управления.

Основные виды расходов по социальному обеспечению – выплаты пенсий и пособий Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Расчет пенсии по старости: Размер пенсии по старости = БЧ + СЧ+НЧ БЧ – определяется законодательно СЧ = Сумма страховой части (12 месяцев* T ) НЧ = Сумма накопительной части (12 месяцев* T ) T - время дожития (19 лет)

Расчет страховой и накопительной частей Осуществляется для лиц родившихся не ранее: - 1953 г (для мужчин) и - 1957 г. (для женщин). Только для них с 2002 г, часть средств (накопительная часть) переводится на личные накопительные счета. Процент начисления в ПФ (персонифицированный учет) составляет в настоящее время 14%.

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Цель Стратегии - определение направлений и задач по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы. Стратегия определяет на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации.

Инерционный сценарий развития пенсионной системы приведет: невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп пенсионеров . К 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы в Российской Федерации будет снижаться;

обострение проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для среднего класса; нарастание рисков, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов; отсутствие источника и механизма обеспечения сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом их возрастающих объемов; межбюджетные трансферты из федерального бюджета в пенсионную систему на обеспечение ее сбалансированности на период до 2030 года могут увеличиться до 3 процентов валового внутреннего продукта.

Причинами складывающейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе экономические и демографические факторы: макроэкономические параметры, структура занятости, показатели производительности труда, инфляция и невысокие размеры заработной платы; большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы; рост демографической нагрузки в части изменения соотношения застрахованных лиц, за которых осуществляется уплата страховых взносов, и получателей пенсий, а также высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте.

М одернизация основных институтов пенсионной системы . При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели: первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения; третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

Совершенствование тарифно-бюджетной политики В соответствии с законодательством Российской Федерации тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, уплачивающих страховые взносы за наемных работников, в 2012 - 2015 годах установлен в размере 22 процентов с заработной платы, являющейся базой для начисления страховых взносов, и дополнительно 10 процентов с сумм, превышающих эту базу.

Этапы реализации Стратегии В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается: установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ; введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам; изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав; совершенствование системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;

В рамках второго этапа (2014 - 2015 годы) предлагается : совершенствование и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации; совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования; совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов; формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности; комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ; установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В рамках третьего этапа (2016 - 2030 годы) предлагается: предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав; определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии; стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста; уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан

Ожидаемые результаты Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию. При этом предусматривается: достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате; достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера; достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизация положения в формальном секторе рынка труда и легализация теневого рынка труда, а также повышение производительности труда.

В части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.

Читайте также: