Отняли пенсию по инвалидности

Постановление Конституционного Суда от 26.02.2018 N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой"

Конституционный Суд РФ защитил права инвалидов, получивших социальные выплаты по справкам об инвалидности, которые впоследствии были признаны недействительными исключительно по формальным признакам

Конституционный суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 ГК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, в случае если представленная им для получения названных выплат справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы, признана недействительной вследствие наличия лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны.

Конституционный суд указал, в частности, следующее.

Пенсионное обеспечение, а также предоставление мер социальной поддержки в связи с инвалидностью, способствующих преодолению, замещению (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, осуществляются на основе признания лица инвалидом в порядке, предусмотренном законодательством, что предполагает проведение медико-социальной экспертизы. Проведение такой экспертизы составляет обязанность уполномоченной организации - учреждения медико-социальной экспертизы, от ошибок которого, в частности формально-процедурного характера, допущенных в том числе на стадии получения необходимых документов для проведения освидетельствования и не влияющих на результат оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, не должен страдать гражданин, которому была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности, при условии отсутствия в его действиях признаков недобросовестности (противоправности). Иное приводило бы к сугубо формальному подходу в разрешении данного вопроса вопреки сути защищаемого права и, как следствие, к непропорциональному его ограничению в нарушение требований равенства и справедливости.

Гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии конкретного вида и размера, которое и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии.

Учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения о признании или непризнании лица инвалидом, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина.

Хотя получение гражданином указанных сумм при отсутствии для этого законных оснований либо в размере большем, чем причитается по закону, подпадает под признаки неосновательного обогащения за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, приводит к нарушению публичных интересов в сфере пенсионного обеспечения, конституционных прав и свобод других граждан - участников системы пенсионных отношений, основанной на началах всеобщности и солидарности, следует учитывать, что возложение на гражданина обязанности возвратить полученные с момента вынесения соответствующего решения денежные средства, обусловленные выявлением лишь формальных (процедурных) нарушений порядка признания гражданина инвалидом, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, - при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица - приводило бы к нарушению баланса публичных и частных интересов в пенсионной сфере.

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы по существу вменение ему в обязанность контролировать их действия, притом что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения.

Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия.

Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  • при неполучении установленной пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок.
  • при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата этой пенсии прекращается;
  • при достижении лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения после достижения им возраста 18 лет – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения (статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • при истечении срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации ( вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок указанного документа;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • непредставление ежегодного подтверждения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет, факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.

Порядок возобновления выплаты пенсии:

  • При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется.
  • Возобновление выплаты пенсии (бланк заявления) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

  • по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии. Выплата пенсии прекращается начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию. В том числе, в случаях:

    • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
    • истечения срока признания лица инвалидом;
    • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
    • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..
  • В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

    в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.

  • в случае отказа пенсионера (бланк заявления) от получения назначенной страховой пенсии. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

    • со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначенная ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

    Выплата пенсии восстанавливается:

    • в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим. Выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу соответствующее решение;
    • по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. В этом случае выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы;
    • при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты пенсии (бланк заявления) после отказа от ее получения, выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

    Краткое содержание:


    Верховный суд принял решение в защиту прав инвалидов от незаконных действий судебных приставов, принявших решение снимать деньги с выплат по инвалидности. Высокая

    История одного спора

    История началась с того, что житель Волгограда Скромнов, фамилия героя изменена, по решению суда оказался должником на 21 тысячу рублей. Приставы-исполнители завели исполнительное производство и вынесли постановление "об обращении во взыскание на пенсию и иные доходы должника в размере 50 процентов ежемесячно".

    Мужчина посчитал решение пристава незаконным и обратился в суд с иском к Службе судебных приставов, доказывая, что выплаты по инвалидности - это не пенсия и не доход. По мнению истца, действия пристава нарушают Закон "Об исполнительном производстве", в котором говорится о неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника.

    Суды встали на сторону приставов

    • Суды первой инстанции не спешили на защиту интересов инвалида. По их мнению, постановление пристава не противоречит Закону "Об исполнительном производстве", ну а маленькая пенсия "не исключает возможности обращения на нее взыскания и не является обстоятельством, освобождающим должника от обязанностей исполнить судебный акт".

    • Закон, по мнению людей в мантиях вполне допускает "обращать взыскание на пенсию должника путем удержаний в размере, не превышающим 50 процентов".

    • Инвалид был вынужден обратиться за защитой своих прав в Верховный суд.

    Позиция Верховного суда (Определение N 16-КГ 18-10)

    Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, обосновав своё решение следующими доводами:

    Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой: если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путём сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

    По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учётом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П и определения от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1560-О).

    Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.

    А как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель не исполнил процессуальную обязанность и не представил доказательства, подтверждающие правомерность установления удержаний из пенсии в максимально допустимом законом размере.

    Согласно справкам Пенсионного фонда Скромнов получателем пенсии не является, а получает ежемесячную денежную выплату по категории «инвалид II группы» с на основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    Вышеуказанный федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Денежные выплаты, предусмотренные статьёй 28.1 этого закона, включаются в материальное обеспечение инвалидов и пенсией не являются несмотря на то, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина регламентирован главой 11 Закона об исполнительном производстве, включая статью 101, устанавливающую 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, в том числе на ежемесячные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (пункт 6 части 1).

    Таким образом, федеральным законодателем установлен прямой запрет на обращение взыскания на социальные выплаты, следовательно, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для принятия обжалуемого постановления.


    Согласно законодательству, действующему в РФ, все граждане имеют одинаковые права и возможности.

    Благодаря этому, инвалиды могут реализовать себя в трудовой деятельности, как и остальные категории граждан.

    Есть определенные государственные программы, позволяющие чувствовать себя комфортно, в том числе инвалидам. В ходе разговора о трудоустройстве, речь обычно идет об инвалидах второй и третьей группы. Может ли работать гражданин, считающийся инвалидом, будет зависеть от степени ограничения трудоспособности.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

    Кто имеет право на выплаты по потере трудоспособности?

    По закону РФ инвалидам полагается выплата пенсий в полном размере, и никаких ограничений по этому поводу не предусмотрено.

    Пенсия по инвалидности – это начисления, на которые может рассчитывать гражданин в связи с временной или постоянной потерей трудоспособности. Конкретные условия пенсионных выплат будут зависеть от определенных обстоятельств и подробностей трудовых отношений, причин потери дееспособности.

    • Рабочие и служащие имеют право на получение пенсии, если имеют инвалидность первой, второй или третьей группы (как назначается для 3 группы?). Выплаты могут начисляться по-разному, в зависимости от факторов, которые стали причиной утраты дееспособности.
    • Если речь идет об увечье в связи с работой, профессиональном заболевании, то начисления осуществляются без учета трудового стажа. Если же потеря трудоспособности наступила в результате общего заболевания, то трудовой стаж при начислении пенсии учитывается. Чем меньше возраст у гражданина, тем меньший стаж необходим.
    • Учитывая законодательство, пенсия по потери трудоспособности полагается лицам, которые признаны инвалидами первой, второй или третьей группы. Гражданин может быть признан инвалидом, если проводилась медицинская экспертиза, в соответствие с ФЗ №181.
    • Выплаты по потере трудоспособности производятся, несмотря на то, когда она наступила. А произойти это могло во время трудового дня, до устройства на работу, а также после увольнения.
    • Чтобы пенсия по инвалидности была назначена, нужен страховой стаж любой продолжительности. Длительность данного стажа зависит от категории инвалидности.
    к оглавлению ↑

    Можно ли работать, получать зарплату и не терять положенное?

    Согласно законодательству РФ (статья 3, 92, 94 ТК РФ), инвалиды могут работать, если условия труда не противопоказаны по состоянию здоровья (полагаются ли пенсии работающим инвалидам?). Вторая группа инвалидности признана отчасти рабочей.

    Если инвалида признают трудоспособным, то его можно оформить на работу, создав для него специальные условия. Например, должно быть специально оформленное рабочее место.

    Пенсия по причине потери трудоспособности выплачивается гражданину любого возраста. Таким образом, гражданин может и дальше трудиться, если позволяет здоровье и рабочие условия.

    При данном обстоятельстве руководитель должен выплачивать зарплату в одинаковом порядке для всех, а также производить конкретные выплаты в Пенсионный фонд. В базе обязательного пенсионного страхования начисления весь год будут суммироваться, и их может увидеть работник на своем личном счете.

    Все начисления будут переведены в баллы, а позднее использоваться для перерасчета пенсионных выплат. Инвалид не теряет пенсию, он получает её в полном размере, и это правило не зависит от размера зарплаты на рабочем месте.

    Страховая пенсия по причине нетрудоспособности полагается гражданам, которые имеют с первой по третью группу инвалидности. При этом не имеют значения причины, по которым наступила нетрудоспособность.

    Пенсию выплачивают в обязательном порядке, не зависимо от того, устроится на работу гражданин или нет. Увеличение пенсии должно происходить в индивидуальном порядке, с учетом возраста и размера заработка трудящегося пенсионера (об особенностях индексации читайте тут).

    Также пенсионеру должны производиться начисления вместе с надбавками, которые установлены согласно законодательству РФ.

    Таким образом, будет компенсирована неспособность к трудовой деятельности и получению заработной платы. При этом гражданин должен будет выбрать, какая пенсия выгоднее для него.

    Особенности трудоустройства инвалида 2 группы

    Итак, вторая категория инвалидности – рабочая.
    Не могут трудиться лишь инвалиды первой группы.

    По закону все предприятия должны брать на работу лиц с ограниченными возможностями. Число инвалидов на одно предприятие может составлять 4% от всех работников.

    Когда кандидат на должность будет проходить собеседование, ему необходимо представить документ работодателю, в котором будет указана конкретная категория инвалидности. Благодаря этому документу, особенный сотрудник может получать социальные выплаты.

    Согласно законодательству, трудовые отношения с инвалидом работодатель имеет право прекратить на общих для всех основаниях.

    По закону нет определенных рамок при приеме работников с ограниченными возможностями, но немногие работодатели спешат иметь в качестве подчиненного такого сотрудника.

    На сегодняшний день во многих областях существуют организации для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Например, комплексы для граждан с дисфункцией глаз или слуха. Но, нужно иметь в виду, что в таких организациях невысокие заработные платы и недостаточно рабочих мест.

    Одно из самых подходящих трудовых мест для инвалидов является надомная работа. Благодаря удаленной работе, гражданин с ограниченными возможностями может планировать рабочий график по собственному желанию.

    Нередко люди с особенностями выбирают фриланс. У такой работы есть и недостатки. Например, она считается неофициальной, значит, трудовой стаж не засчитывается.

    По закону такие особенные граждане могут работать, если руководитель предприятия не возражает. Соответственно, не взять на работу руководитель имеет право гражданина по медицинским противопоказаниям, а не потому, что у человека есть группа.

    По этой причине заинтересованное лицо может трудиться, если нет противопоказаний к определенному роду деятельности, а также есть комфортные условия для работы. Если в документе не прописаны противопоказания, то руководитель не может отказать кандидату на должность.

    На какой размер пенсии можно рассчитывать?

    Лица, имеющие вторую группу инвалидности, имеют право трудоустраиваться. Это обстоятельство будет учитываться при выплате пенсии. Выплата пенсионерам полагается двух видов:

    • Социальная выплата.
    • Трудовая выплата.

    Для данных выплат характерно то, что их начисление происходит по-разному. К примеру, социальная пенсия может быть меньше, чем трудовая выплата.

    Всем работающим инвалидам на данный момент полагается ежемесячная пенсия в размере четырех тысяч четыреста рублей. Пока эту сумму не собираются увеличивать, но есть единовременная выплата всем пенсионерам, которую можно получить один раз в год, и она составляет пять тысяч рублей.

    Итак, можно ли инвалиду второй группы работать, сохранив при этом пенсию? Ответ будет положительный однозначно. Каждый гражданин с ограниченными возможностями, который желает трудиться, должен помнить о своих правах и обязанностях при устройстве на официальное место труда.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

    Нет. Такое удержание совершенно не редкость в наше время. Пристав накладывает арест на все банковские счета должника по поступлении исполнительного листа, но если такое произошло, нужно незамедлительно писать жалобу старшему судебному приставу и требовать отменить постановление о наложении ареста на счет, на который поступают выплаты по инвалидности и возвратить незаконно удержанные денежные средства.

    В случае отказа в удовлетворении такой жалобы, следует обращаться с соответствующим административным иском в суд общей юрисдикции.

    Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой: если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путём сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

    По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учётом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П и определения от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1560-О).

    Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.

    Это дает возможность не только инвалидам, но и обычным пенсионерам оспаривать размеры удержаний из пенсии.

    Но, пенсия по инвалидности вообще таковой не является.

    Если Вы закажете справку в Пенсионном фонде о размере пенсии по инвалидности, то увидите, что получателем пенсии инвалид на самом деле не является, а получает ежемесячную денежную выплату по категории «инвалид 1, 2 или 3 группы» с на основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    Вышеуказанный федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Денежные выплаты, предусмотренные статьёй 28.1 этого закона, включаются в материальное обеспечение инвалидов и пенсией не являются несмотря на то, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина регламентирован главой 11 Закона об исполнительном производстве, включая статью 101, устанавливающую 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, в том числе на ежемесячные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (пункт 6 части 1).

    Таким образом, федеральным законодателем установлен прямой запрет на обращение взыскания на социальные выплаты, следовательно, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют правовые основания для принятия постановления о наложении ареста и удержаний на расчетный счет, на который поступают выплаты по инвалидности.

    Кроме того, если этот расчетный счет является единственным у должника, Вы также можете смело требовать от судебного пристава -исполнителя на основании части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве,

    прекратить исполнительное производство в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

    Берегите себя и своих близких, Ваш адвокат Хромых Л.Г.


    Все проведенные в последние время реформы пенсионного обеспечения возлагавшихся на них задач не решили, а сама идея накопительной системы оказалась не только концептуально необоснованной, но и плохо рассчитанной. Концептуально ее порочность была в том, что само право гражданина на достойную пенсию, записанное в Конституции, превратилось в его обязанность копить самому себе средства на старость.

    Эта идея лицемерна по сути, потому что право копить деньги невозможно отнять в принципе.

    Процент же, который в пенсионной системе человек может получить от накопления, по исходным правилам меньше, чем процент, который он может получить от тех же накоплений, помещенных в банк. С той разницей, что каким бы ни был его "белый доход" и сколько бы его фонд накопления не составил, он не может получать пенсию больше заранее определенной суммы – на сегодняшний день это около 12 тысяч рублей. То есть, в советском измерении, это примерно 60 рублей того времени, в два раза меньше, чем мог получить пенсионер в 70-80-х годах. При этом, как признался премьер Медведев, оказалось, что человек, попавший по году своего рождения в накопительную систему, получит меньшую пенсию, чем тот, кто в нее не попал. А Пенсионный фонд живет с нарастающим дефицитом, который сегодня составляет триллион рублей.

    С точки зрения нормальной логики, субъект, которому не хватает денег для выполнения своих финансовых обязательств, ищет пути их заработать, то есть что-то произвести и реализовать, обеспечив возрастание стоимости. Но люди, осуществляющие экономическую власть в России, категориями "произвести" не мыслят. Они мыслят категориями "распродать", "занять", "отобрать", "поделить" и особенно – "сократить расходы".

    Однако официальная государственная политика требует повышать социальные выплаты, в том числе и пенсии. Значит, при существующей ущербной логике экономических властей, нужно либо собрать у кого-то больше денег, либо доходы на одного человека повысить, но число тех, кому их выплачивают – сократить. Отсюда, в частности, и вытекает идея повышения пенсионного возраста: платить меньшему количеству людей и в течение меньшего периода времени. Кроме того, пока они будут работать, собирать с них налоги.

    Пока это сделать не удается, но сократить расходы очень хочется. Встает вопрос о том, как официально ничего не пересматривая, уменьшить число тех, кому нужно платить. Сократить число пенсионеров по возрасту не удается. Но есть категория пенсионеров по инвалидности. В Москве, например, таких, по имеющимся данным, 1,2 млн. человек. Москва – это 10 % населения страны, выходит, что в целом по России их около 12 миллионов человек. При пенсии в 10 тысяч рублей это уже составляет сумму в 120 миллиардов. Кроме того, инвалид имеет право на бесплатные лекарства, бесплатный проезд в транспорте, санаторное обеспечение, льготы по коммунальным платежам. Все вместе это дает сумму, сопоставимую с суммой самой пенсии.

    Уменьшение числа инвалидов хотя бы на 10 % – это уже под 20 миллиардов рублей в год. Но лишить человека пенсии по возрасту невозможно. Лишить пенсии по инвалидности – можно, если объявить инвалида здоровым. Ведь четких критериев предоставления инвалидности нет. Формально их три: ограничение способности выполнять трудовую деятельность, ограничение способности к передвижению, ограничение способности самообслуживания.

    Есть у человека такие ограничения в результате его заболевания или нет, решают в бюро медико-социальной экспертизы, где существует трехуровневая система: местное бюро, главное бюро по субъекту Федерации, федеральное бюро. В них работают эксперты, формально считающиеся врачами. Но сегодня это не медики, профессионально связанные с лечением и обладающие компетенцией в оценке здоровья. Большая часть экспертов вообще не имеют отношения к здравоохранению – это чиновники Министерства труда.

    Сегодня эксперты бюро не имеют врачебных обязательств перед больными и лечащим учреждением. Но они имеют служебные обязательства перед начальством. Состояние здоровья человека их в принципе не волнует. Зато они могут произнести замечательную фразу: "Заболевания у вас есть, они тяжелые, но ограничений трудоспособности мы у вас не находим". Так они выполняют указания начальства – экономить средства. То есть, по возможности, новых инвалидов инвалидами не признавать, а у старых инвалидность либо снимать вообще, либо снижать группу.

    При этом освидетельствование вообще проходит своеобразно. Человек приходит в назначенный ему день, перед этим пройдя осмотр врачей своей поликлиники, и представив заключение стационара, если он проходил в нем лечение. На этом этапе его смотрят именно профильные специалисты, дающие заключение, касающиеся его здоровья. Но окончательное решение о предоставлении или подтверждении инвалидности (ее, кстати, нужно подтверждать каждый год в течении пяти лет после первого предоставления) принимает бюро медико-социальной экспертизы.

    Однако, во-первых, никакой комиссии может и не быть – председатель бюро позже просто подпишет акт у не присутствовавших на осмотре членов комиссии. Во-вторых, все заключения лечебных учреждений вообще не играют никакой роли. Даже если там написано, что у больного был инсульт, инфаркт или выявлена острая почечная недостаточность, "эксперт" с усмешкой может заявить: "Я ограничений в жизнедеятельности не нахожу. А лечащие врачи устанавливать ее некомпетентны".

    Формально у вас есть право обжаловать это решение – вам выдадут бланк, и в течении трех дней дело вместе с апелляцией будет передано в вышестоящее бюро. Но вполне очевидно, что эта организация сделает все возможное, чтобы оправдать действия своих низовых коллег. Правда, здесь с вами будут обращаться более пристойно, чем раньше.

    Еще одна деталь: при работе экспертов будет присутствовать молодой человек в штатском, который, если его спросить, представится юристом. Он может сдержанно, но начальственным тоном обрывать экспертов, если они попытаются признать, что проблемы с трудоспособностью у пациента все же существуют. Он похож одновременно и на "силовика", и на фининспектора, контролирующего расход средств.

    Здесь тоже можно обжаловать решение – вам опять выдадут бланк и сами отвезут дело в федеральное бюро МСЭ. Но система понятна – экономия будет обеспечена. Если правительство требует сократить число получающих социальные выплаты, это требование исполняют. Можно, конечно, подать на экспертов в суд, но в современной России суды не защищают человека.

    Содержание статьи:

    Инвалиды в России

    Инвалидами в России признаются лица, которые по медицинским показателям не могут своими силами обеспечить себе приемлемое качество жизни. Большинство случаев инвалидности связано с травмами и увечьями, нарушениями по зрению, а также профессиональными заболеваниями. Зачастую показания к установлению инвалидности несут врожденный характер. Основные гарантии и права инвалидов заложены в 181-ФЗ.

    Подобные различия требуют от государства устанавливать градацию инвалидов. Существует три группы инвалидности и особая категория детей-инвалидов. Первая группа предполагает наибольшие повреждения функций организма (настолько большие, что жизнь человека невозможна без постороннего вмешательства), третья — наименьшие. Степень повреждений устанавливается медицинскими экспертизами. Фактические различия выражаются в наличии и доступности определённых законами льгот, а также суммой, в размере которой назначается пенсия по инвалидности.

    Виды пенсий по инвалидности

    Инвалиды имеют право на получение трёх различных видов пенсий. Каждый вид предполагает соответствие определённым критериям, за счёт чего иногда можно выбрать вид пенсии. Во всех случаях требуется подтверждённое экспертами длительное неудовлетворительное состояние здоровья:

    Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

    1. Страховая пенсия по инвалидности доступна лицам, имеющим любой официально подтверждённый трудовой стаж, за который были уплачены страховые взносы. Особенностью является начисление пенсии исходя из пенсионных накоплений инвалида. В некоторых случаях пенсионный стаж может быть настолько мал, что назначение трудовой пенсии нецелесообразно. Тогда возможен выбор альтернативы — минимальной социальной пенсии.
    2. Социальная пенсия по инвалидности в 2019 году доступна всем гражданам России. Отсутствие иных критериев делает единственно доступным данный вид пенсии детям-инвалидам, инвалидам, не имеющим стажа, а также лицам, которые получили инвалидность по достижении 18 лет (бывшие дети-инвалиды).
    3. Государственная пенсия присуждается лицам, подпадающим под особые постановления правительства, указы президента и федеральные законы. Данный вид пенсии получает наименьшее число лиц, в частности ветераны войны, блокадники и ликвидаторы аварии ЧАЭС.

    В 2019 году в силу вступает пенсионная реформа, согласно которой будет увеличен возраст выхода на пенсию:

    • для мужчин он составит 65 лет;
    • 60 лет для женщин.

    Увеличение будет происходить поэтапно, с шагом в 1 год. Обращаем ваше внимание, что данные изменения никак не коснутся пенсий по инвалидности.

    Группы инвалидности применимы ко всем этим видам пенсий. Первая группа подразумевает стойкую потерю навыков, возможности общаться и обслуживать себя без посторонней помощи. Вторая подразумевает сильные повреждения, мешающие осуществлять трудовую деятельность полностью (лишь при исключительных обстоятельствах). Третья группа предполагает частичную утрату трудоспособности, то есть лицо может продолжить нормальную деятельность с установленными врачом ограничениями.

    Отличия между видами пенсии выражаются и в частоте повышения — социальная индексируется всего единожды за год (страховая вдвое чаще). Размер пенсии по инвалидности 3 группы является самым низким относительно других групп, поскольку подобная категория не предполагает существенных ограничений. Пенсия инвалидам в 2019 году также будет проиндексирована 1 февраля или 1 апреля в зависимости от ее вида.

    Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) инвалидам 1,2,3 группы в 2019 году

    Если инвалид 1, 2 или 3 группы требует заменить ему льготы на деньги, подобное можно осуществить в соответствии с 122-ФЗ. Норма была введена в 2004 и широко известна, как монетизация льгот. Выплату производит Пенсионный фонд, посредством почты, социальных служб и иных государственных организаций в том же режиме, в котором выплачивается пенсия.

    Процедура предельно упрощена — инвалиду не нужно проходить повторную экспертизу, достаточно обратиться в территориальное отделение ПФ РФ с заявлением. Зачисление проходит по тому же лицевому счёту.

    Индексация в 2019 году будет проведена 1 февраля на 4,3% . С 1 февраля 2019 года размеры ЕДВ составят:

    • III группа — 2177,44 руб.
    • II группа — 2720,07 руб.
    • I группа — 3808,77 руб.

    Данный вид пособия финансируется совокупными средствами федерального и регионального бюджетов. Причём большая часть обязательств может быть возложена на регионы. Ежегодно часть средств соответствующих бюджетов переводится в ведение пенсионной системы страны.

    Таблица повышения размера ЕДВ для инвалидов 1,2,3 группы с 1 февраля 2019 года

    НСУ, получаемое пенсионером ЕДВ для инвалида 1 группы ЕДВ для инвалида 2 группы ЕДВ для инвалида 3 группы ЕДВ для детей-инвалидов
    Лекарства 2919,19 руб. 1837,87 руб. 1298,92 руб. 1837,87 руб.
    Лекарства, путевка в санаторий 2785,57 руб. 1704,25 руб. 1165,30 руб. 1704,25 руб.
    Лекарства, бесплатный проезд на ж/д транспорте 2795,14 руб. 1713,82 руб. 1174,87 руб. 1713,82 руб.
    Путевка в санаторий 3649,32 руб. 2568,00 руб. 2029,05 руб. 2568,00 руб.
    Путевка в санаторий, бесплатный проезд на ж/д транспорте 3525,27 руб. 2443,95 руб. 1905,00 руб. 2443,95 руб.
    Бесплатный проезд на ж/д транспорте 3658,89 руб. 2577,57 руб. 2038,62 руб. 2577,57 руб.
    Полный набор НСУ (лекарства, путевка в санаторий, проезд на ж/д транспорте) 2661,52 руб. 1580,20 руб. 1041,25 руб. 1580,20 руб.
    Отказ от получения НСУ 3782,94 руб. 2701,62 руб. 2162,67 руб. 2701,62 руб.

    Размер и расчёт пенсий по инвалидности

    Методика расчёта различных видов пенсий тоже отличается:

    • Страховая пенсия по инвалидности рассчитывается суммированием базового размера в соответствии со степенью нетрудоспособности с объемом персональных накопленных пенсионных средств, разделённых на длительность вероятного дожития (нормами установлено 240 месяцев). На расчёт влияют районные коэффициенты, наличие иждивенцев (по уходу за ребёнком), проживание в условиях крайнего севера и стаж. 20 лет стажа дают право получать пенсию по более высокому тарифу.
    • Социальная пенсия не рассчитывается — она установлена государством и подвержена изменениям лишь на основании соответствующих актов;
    • Государственная пенсия вычисляется из размера социальной пенсии (то есть, в конечном итоге, тоже фиксированная), умножаясь на величину от 100% до 300%. На коэффициент влияет группа инвалидности и основание получения государственной пенсии.

    Социальные пенсии установлены на уровне (в рублях):

    • III группа — 4403,24 руб.;
    • II группа — 10360,52 руб.;
    • I группа — 12432,44 руб. Пенсия инвалидам 2 группы в 2019 году равна этой сумме, если инвалидность возникла в детстве.

    Страховые пенсии рассчитываются по формуле, но имеют стабильный компонент в виде фиксированной базовой выплаты. Её размер на 2019 год составил 5334,19 рубля.

    Пенсии финансируются из средств бюджета Пенсионного фонда, который выступает в роли обезличивающего средства на пути от выплат нынешних работающих лиц и консолидированного госбюджета.

    Изменения пенсий могут быть связаны с ростом цен (инфляцией) и осуществляются 1 февраля (ЕДВ и страховые пенсии) и 1 апреля (социальные пенсии).

    Индексация социальной пенсии в 2020 году

    13 сентября 2019 года зампред правительства РФ Татьяна Голикова сообщила, что в 2020 году социальные пенсии будут проиндексированы на 7%, а социальные выплаты инвалидам и ветеранам поднимут на 3,8%.

    Ожидается, что в следующем году средний размер социальных обеспечений в РФ составит 9 900 рублей.

    Пример расчета пенсии по инвалидности


    Антонина Анатольевна имеет инвалидность 3 группы. Страховой стаж женщины в месяцах равен 96. На иждивении у нее имеется 2 человека. Размер пенсионного капитала равен 210 000 рублей. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии составляет 192 месяца.

    Рассчитаем коэффициент длительности страхового стажа к моменту присвоения пенсионной выплаты — 96 месяцев/180 месяцев = 0,53. Базовый фиксированный размер выплаты — 2279 рубля.

    Теперь можем рассчитать трудовую пенсию по инвалидности женщины: 210 000 / (192× 0,53) + 2279+ 3040 (доплата за двух иждивенцев)= 7383 рубля.

    Порядок получения пенсий по инвалидности 1,2,3 группы в 2019 году

    Получение права на пенсионное обеспечение связано с бюрократическими процедурами, многие из которых могут быть существенно упрощены, учитывая состояние гражданина. В большинстве случаев необходимо:

    1. Обратиться к лечащему врачу, который должен выдать справку 088/у-06 и направление на экспертизу.
    2. Собрать доказательства нетрудоспособности для медико-социальной экспертизы.
    3. Обратиться в территориальную комиссию МСЭ, где необходимо доказать невозможность нормальной жизни с имеющимся заболеванием, равно как и невозможность полноценно трудиться, обеспечивать себя.
    4. Со справкой обратиться в Пенсионный фонд России.
    5. Ежегодно (раз в два года при первой группе) проходить переосвидетельствование. Процедура может быть убрана при значительной бесперспективной форме заболевания или травмы (например, отсутствии конечности).

    Условия назначения при оформлении представителем лица не меняются, её могут оформлять родители (мать, отец) или иной опекун. Помимо прочего, лицу будет выдан индивидуальный план реабилитации, призванный помочь в нормальной жизнедеятельности. На основании этого плана, территориальный Страховой фонд может выделять технические средства реабилитации, назначать дополнительные изменения в распорядок инвалида (включая лечение в санаториях).

    Список необходимых документов

    Для обращения к врачу необходимо предоставить лишь паспорт и полис. Процедура МСЭ требует:

    • Удостоверяющие документы.
    • Направление на МСЭ (медико-социальную экспертизу).
    • Заполненный образец заявления с требованием провести МСЭ и назначить группу инвалидности.

    В ПФ РФ, для оформления пенсии, необходимо предоставить:

    • Паспорт.
    • СНИЛС.
    • Справку-акт медицинского освидетельствования.
    • ИПР (индивидуальная программа реабилитации).

    Заключение

    Социальные службы России работают с целью упрощения интеграции инвалидов в российское общество. Государство осуществляет социальную деятельность на основании федеральных законов и Конституции, регламентирующей равные права. Когда права не могут быть уравнены по естественным причинам, назначается компенсация. Защита инвалидов базируется на:

    • Деятельности органов, собирающих информацию, разрабатывающих варианты помощи и выплачивающих пособия;
    • Деятельности медицинских комиссий, по назначению которых гражданин вправе получать особые права и гарантии для нетрудоспособных;
    • Деятельность общественных и государственных органов, занимающихся всесторонней помощью, в том числе и юридической, а также особой структуры социальных служб, работающих на улучшение быта инвалида.

    Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

    Читайте также: