Пенсий для пожилых и инвалидов

ПФР объявил, что будет выплачивать по 12 130 рублей в месяц тем, кто ухаживает за стариками и инвалидами.

Эта информация многих заинтересовала — и стали поступать вопросы о том, кому положена обещанная выплата и на какие еще пособия может рассчитывать тот, кто посвятил себя уходу за нетрудоспособным человеком.

Да, наше законодательство предусматривает доплаты в таких случаях. Но с сожалением приходится отметить, что реальная картина не столь радужна, как хотелось бы.

Итак, соцвыплаты для ухаживающих на данный момент есть федеральные (их можно получать на всей территории России, независимо от места жительства) и есть региональные (их размер и условия их начисления зависят от того, в каком регионе проживает получатель).

1. Федеральная выплата

Она полагается тем, кто осуществляет уход за:

- престарелым, которому исполнилось 80 лет,

- или за пожилым человеком, которому еще нет 80 лет, но по заключению врача он нуждается в постоянном постороннем уходе.

Подтверждать родственные отношения или совместное проживание с ухаживающим при этом не требуется.

Но ухаживающий должен быть трудоспособным (т. е. еще не достиг пенсионного возраста и не является инвалидом).

И самое главное — он не должен быть трудоустроенным (в т.ч. работать по гражданско-правовым договорам либо в качестве ИП или «самозанятого»), а также получать пенсию или другие социальные пособия (например, по безработице).

Если все условия соблюдаются, можно оформить уход за нетрудоспособным в ПФР, подав заявление о назначении компенсационной выплаты и необходимые документы.

Ухаживающему будут ежемесячно начислять компенсационную выплату. Ее размер составляет:

- 10 000 рублей — если родитель, опекун или попечитель ухаживает за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы,

- а всем остальным полагается всего лишь 1 200 рублей в месяц (Указ Президента РФ от 26.02.2013 № 175).

Эта сумма не пересматривалась уже много лет, несмотря на ее массовую критику.

Кроме того, даже эти небольшие деньги не смогут получить те, кто ухаживают за своими родными, будучи на пенсии. Или те, кто ухаживают за инвалидами не 1-й, а 2-й группы, например.

Что касается объявленной Пенсионным фондом выплаты в размере 12 130 рублей, то и она полагается, к сожалению, далеко не всем.

Получить ее смогут лишь те, кто оформил временную опеку над инвалидом, пожилым человеком или ребенком-сиротой, находившимися в стационарных учреждениях системы соцзащиты.

Причем при условии, что опека была установлена в период с апреля по июнь этого года и длилась не менее 7-ми дней.

Выплаты перечислят только за эти 3 месяца, по заявлению, на основе сведений об опекунах, которые предоставят Пенсионному фону РФ региональные органы власти (Постановление Правительства РФ от 30 мая 2020 г. № 797).

2. Региональные выплаты

Правительство поддерживает идею развития в регионах приемных семей для пожилых людей. Судя по официальным данным, уже порядка 40 субъектов России ввели у себя эту программу.

Ее суть заключается в том, что орган опеки подбирает для одинокого пожилого человека помощника, который принимает его в свою семью.

Заключается трехсторонний договор (между ухаживающим, пожилым человеком и органом опеки), где прописываются условия ухода и порядок несения расходов.

Орган опеки обеспечивает контроль за тем, чтобы договор соблюдался, и приемная семья не злоупотребляла бы своими правами. За счет регионального бюджета ухаживающему назначается денежная компенсация.

В среднем ее размер составляет от 3 до 6 тысяч рублей в месяц. Одна из самых высоких выплат назначается сейчас в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре — это 10 263 рубля.

Узнать о том, какие меры соцподдержки полагаются ухаживающим за нетрудоспособными людьми в вашем регионе, можно через местное отделение соцзащиты.

Тема: Пенсионное обеспечение лиц пожилого возраста и инвалидов в РФ

Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.

Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов.

Виды пенсий.

Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным, прежде всего, остановиться на право­вых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составля­ющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе адми­нистрации. Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду меж­дународно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольне­ние работников только по той причине, что они достигли пен­сионного возраста является антиконституционным актом.

Пенсионное законодательство, представленное Федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста. Выход на пенсию - ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина, и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.

Действующее пенсионное законодательство многократно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.

Так, пенсии по Закону «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г. назначаются не только лицам, работающим (работавшим) по трудовому договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.

Закон 1990 г. ввел новый порядок финансирования расходов на пенсии, Образован Пенсионный фонд РФ, средства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.

Согласно Закону 1990 г. размер пенсии зависит не только от индивидуального заработка работника, но и от продолжительности его трудового стажа (ст. 16—18). В дополнение к этому предусмотрен порядок определения заработка для исчисления пенсии, которой позволяет будущему пенсионеру сделать выбор (ст. 102). Кроме того, в заработок для исчисления пенсии включается все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязательств), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 100).

Впервые вышеназванным Законом введена социальная пенсия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста, либо призванный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию.

Как факт дополнительной социальной поддержки для определенного круга граждан старшего поколения следует рассматривать возможность одновременного получения двух пенсий, предусмотренную ст. 5 названного Закона.

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пен­сионного законодательства, работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пенсии в период работы получают в полном размере.

Важным нововведением является судебный порядок разрешения споров по пенсионным вопросам (ст. 129).

Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

В перечне социального законодательства—Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 12 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.).

Это—один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии, пенсии на льготных основаниях. Наряду с пенсией по старости Закон выделяет трудовые пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.

Право на получение двух пенсий имеют родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной - 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не ме­нее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

• Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социали­стического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней - на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• чемпионам Олимпийских игр - на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• участникам Великой Отечественной войны - на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным - на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями - на 100% мини­мального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства дети-инвалиды до 16 лет дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия -это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости:

- инвалидам III группы - в размере 1/2 пенсии.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляются за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выпла­чивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляции. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пен­сионного обеспечения.

Многие люди пожилого возраста, проживающие на территории Москвы и Московской области, не знают о положенных им выплатах пособий. Всего их около 20.

Льготы для пенсионеров, про которые не все знают: в Москве и Московской области

Оформив льготы и выплаты, о которых мало кто знает в местных государственных органах, люди могут улучшить свое финансовое положение. Но нужно знать, какие льготы положены и как их запросить.

Ежегодные пособия

Ежегодные выплаты делаются ветеранам Великой Отечественной Войны в размере от 3 до 10 тысяч рублей. Ежегодно платят реабилитированным пенсионерам, которым пришлось пострадать в связи с политическими репрессиями. Около 100 тысяч рублей выплачивается инвалидам боевых действий, проживающим в Москве и Московской области, которые принимали участие в войнах локального характера.

Единовременные пособия для пенсионеров


Разовое или единовременное получение денежных средств полагается для пожилых граждан с целью погребения. Максимальная сумма составляет около 10 тысяч рублей. Для пар, отмечающих юбилей свадьбы, тоже полагаются выплаты. Тут размер пособия зависит от прожитых вместе лет:


  • 50 лет — 21120 рублей;
  • 55 — 26400 р.;
  • 60 — 26400 р.;
  • 65 — 31680 р.;
  • 70 — 31680 р.

Юбилярам, которым исполняется 100 лет жизни, каждый последующий год выплачивают 26 тысяч 400 рублей.

Выплата полагается в честь празднования дня Победы и других праздников. Точная сумма еще не определена. По указу губернатора Московской области пожилые могут единоразово получить денежные средства в размере 10 тысяч.

Какой может быть ежемесячная материальная помощь


Многие люди, достигшие пожилого возраста, проживающие на территории Москвы и Московской области имеют право на материальную помощь:

  1. Одинокие пенсионеры старше 70 лет – 1000 рублей.
  2. Ветераны труда, блокадники, люди, награжденные медалью «За оборону Москвы» – 300 рублей плюс оплата стационарного телефона.
  3. Граждане, имеющие заслуги перед государством, ветераны ВОВ — до 18000 рублей.
  4. Вдовы героев России, СССР — 700 рублей.
  5. Члены семей военных, которые погибли при боевых действиях — до 1000 рублей.
  6. Пенсионеры, зарегистрированные на территории Москвы более 10 лет. Размер определяется индивидуально, в зависимости от суммы самой пенсии. Выплата доводится до минимума — 19500 р. (на 2020 год).
  7. Граждан, старше 18 лет, потерявшие одного из родителя, имеющие инвалидность, совмещающие очную учебу с работой, полается выплата до окончания учебы или достижения 23 лет. Она зависит от места, должности и зарплаты на работе.
  8. Не более 20000 рублей могут получить пенсионеры, занимающие должности в государственных и муниципальных организациях, связанных с образованием, спортом, здравоохранением, защитой населения, культурой, государственной ветеринарной работой, архивах и библиотеках, ЗАГСах, центрах занятости;
  9. Пенсионеры, работающие в сфере ЖКХ (дворники, рабочие, уборщики улиц и домов), могут получать доплату в зависимости от места работы и должности, но не более 20 тысяч рублей.


Для тех, кто старше 65 лет и имеет маленькую заработную плату в Подмосковье предусмотрена доплата к пенсии — 1000 рублей.

Получать выплаты, о которых не все знают, могут только те граждане, кто постоянно зарегистрирован на территории Москвы и Московской области более 10 лет.

Какие льготы положены по возрасту в Москве и Московской области: что положено


Существует перечень льгот для людей пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) Москвы и Московской области. Такие льготы устанавливают органы региональной власти. Важно, чтобы страховой стаж был достаточным для назначения пенсии и соответствующих льгот человеку по старости:

  1. Налоговые льготы на недвижимое имущество. Такой налог могут не платить пенсионеры, у которых в собственности квартира, дом, строения площадью не более 50 кв. м, гараж, мастерская и парковочное место. Льгота действует только на один из перечисленных объектов.
  2. Субсидии на услуги ЖКХ. Субсидия выделяется в том случае, когда расход на оплату коммунальных услуг превышает 10% от суммы дохода всех членов семьи, имеющих постоянную регистрацию в этом месте проживания. Гражданам старше 70 лет в качестве дополнительной поддержки выделяется скидка в размере 50 % на оплату капитального ремонта дома. После 80 лет люди от таких платежей полностью освобождаются.
  3. Поддержка неработающих лиц пенсионного возраста. По Москве выплата достигает 12578 рублей, по области — 9980 рублей. Производится доплата для работающих лиц подобной категории. Это люди, работающие в сфере ЖКХ, инвалиды 1 и 2 группы, сотрудники организации ОАО «Комбинат гардеробного обслуживания».
  4. Москвичи имеют возможность использования специальной социальной карты — карты москвича. По ней полагаются льготы. На нее поступают выплаты, на остаток которых начисляется 4 % годовых. Такая карта может выступать в качестве полиса ОМС.
  5. К льготным условиям относится бесплатный проезд на транспорте общественного пользования.
  6. Некоторые категории держателей карты могут бесплатно получать лекарства;
  7. Многие Московские аптеки предоставляют скидки до 30%.
  8. Оплата коммунальных платежей без дополнительной комиссии.
  9. Бесплатное пользование наземным транспортом, кроме маршруток и такси.
  10. По медицинским показаниям пожилым гражданам предоставляют возможность бесплатного отдыха и лечения в санаториях (до 18 дней). Тем, кто не работает, можно воспользоваться услугой протезирования зубов. Оплата производится из бюджета города и области.
  11. Компенсация размером 250 рублей на использование стационарного телефона.
  12. Посещения культурных мероприятий, театров, музеев, концертов со скидкой до 50% от стоимости билета. На некоторые мероприятия пенсионерам можно попасть бесплатно.

Все необходимые выплаты можно оформить через Пенсионный фонд, МФЦ или портал Госуслуг.

Льготы в других регионах: список

Размер и перечень льгот социальной поддержки и помощи пенсионерам в регионах отличается от Москвы и Подмосковья:

  • медицинскую помощь людям преклонного возраста предоставляют только по месту проживания;
  • налоговые льготы действую на 1 жилищный объект, а при расчете земельного налога площадь участка уменьшают на 6 соток;
  • средняя скидка на ЖКХ (примерно 20%) определяется управляющими компаниями;
  • материальную помощь в регионах напрямую не выплачивают;
  • проезд и скидки по социальным картам остаются без изменений.

В Воронеже, например, действует следующая система льгот:

  • проезд на городском транспорте, поездах и электричках;
  • доплата из бюджета региона;
  • на оплату налогов;
  • получение налогового вычета при покупке жилья.

  1. Инвалидам Чернобыльской АЭС полагается 50% компенсация на оплату ЖКХ, плату за госжилье, покупку топлива.
  2. Бесплатный проезд на транспорте по городу, поездах и электричках;
  3. На капитальный ремонт дома;
  4. Доплаты к пенсии для тех, кто не работает и получает меньше прожиточного минимума.


В Краснодаре система предоставления льгот пенсионерам схожа с системой в Воронеже.


  • проезд на городском транспорте;
  • поддержка региональной власти дополнительными выплатами пенсионерам;
  • привилегии по уплате налогов на транспорт, землю и имущество;
  • за покупку жилья можно получить налоговый вычет.

В Пскове пенсионеры имеют полное освобождение от уплаты налога на имущество.

  • компенсация по оплате коммунальных услуг;
  • налоговый вычет на покупку дома или квартиры в собственность;
  • социальная помощь одиноким лицам пенсионного возраста, нуждающихся в индивидуальном уходе посторонних людей;
  • льготный проезд.

Система поддержки пенсионеров в Москве, Подмосковье и регионах каждый год совершенствуется. Вводятся дополнительные выплаты, индексируются размеры пенсий. Важно соблюдать условия получения всех полагающихся доплат, собрав необходимые подтверждающие документы. Оформить получение денежной суммы по пособию, назначению пенсии можно службах Пенсионного фонда, МФЦ или на портале предоставления государственных и муниципальных услуг.

На этой неделе парламентарии рассмотрят законопроект о бюджете Пенсионного фонда. Какая индексация пенсий запланирована?

На этой неделе в Госдуме обсудят сразу несколько законопроектов, которые окажут влияние на жизнь пенсионеров в 2021 году. Какие новшества ожидают граждан старшего возраста, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

– Елена Васильевна, на этой неделе Госдума рассмотрит два важных законопроекта — о федеральном бюджете на следующую трехлетку и о бюджете Пенсионного фонда. Какие индексации пенсий запланированы в следующем году?

– Напомню, по действующему законодательству индексация всех страховых пенсий неработающим пенсионерам, включая пенсии по старости, проводится с 1 января. В сентябре во время встречи с сенаторами президент Владимир Путин вновь подчеркнул: как бы ни складывалась социально-экономическая ситуация в стране, страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3 процента. Причем это почти в полтора раза превысит инфляцию — она, по прогнозам, в этом году составит 3,7-3,8 процента. То есть пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей.

Наряду с пенсиями многие, в частности ветераны боевых действий, инвалиды всех категорий, получают ежемесячные денежные выплаты — они будут повышены с 1 февраля. Здесь размер индексации определяется исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8 процента.

С 1 апреля проиндексируют социальные пенсии — они положены тем, кто не смог набрать нужного количества пенсионных баллов и нужного стажа для назначения страховой пенсии. Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину «прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера». Пока это 2,6 процента, но показатель еще может быть скорректирован.

– Федерация независимых профсоюзов России обратилась в Правительство с предложением исключить накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования. А при рассмотрении в Госдуме в первом чтении законопроекта о заморозке накопительной части замглавы Минфина Антон Дроздов рассказал, что инициатива, предполагающая реформу этой системы, может быть внесена в Правительство и в парламент уже в следующем году. Почему назрела такая необходимость?

– Институт накопительных пенсий, на мой взгляд, пока не совсем урегулирован. Да, есть закон о накопительных пенсиях, но отчисления в системе обязательного пенсионного страхования на накопительные счета не осуществляются — с 2014 года проводится так называемая заморозка. Сейчас на рассмотрении Госдумы действительно находится законопроект, предлагающий продлить такую заморозку и на 2023 год. Думаю, это решение будет поддержано, однако делать это до бесконечности нельзя. Тема находится на контроле Правительства, уже предлагалось несколько вариантов решения проблемы, но окончательного алгоритма не выработано. Мое мнение, что накопительная пенсия все же должна быть не в рамках обязательной пенсионной системы, а либо добровольной, либо корпоративной.

– Расширяя меры поддержки пожилых людей, власти заботятся не только о материальной составляющей. Почему вообще этой теме сейчас уделяется такое внимание?

– Наше общество — не только в России, но и во всем мире — стареет. Ежегодно людей старше 60 лет становится все больше. Если сегодня ООН насчитывает около миллиарда человек такого возраста (это около 13 процентов населения всего земного шара), то к 2050 году, по прогнозу, их станет в два раза больше. Это изменяет отношение общества к пожилым людям. Любая страна, и наша в том числе, заинтересована, чтобы они как можно дольше были здоровы, обеспечены, вели активный образ жизни.

Пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

С моей точки зрения, пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

Однако перспектива остаться не у дел, стать обузой, потерять возможность самореализации беспокоит многих — и здесь важно вовлечь пожилых людей в любую сферу деятельности. Близкие могут подключить их к заботе о внуках, правнуках, а государству надо постараться вовлечь их в активную общественную и социальную жизнь.

Главная задача — помочь избежать изоляции, которая так волнует людей, выходящих на пенсию.

– Какие меры принимаются для этого на государственном уровне?

– Еще в 2016 году была разработана и сейчас реализуется Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения. Она предполагает работу в двух направлениях. С одной стороны, важно как можно дольше поддерживать наших пенсионеров в активном состоянии, то есть чтобы они могли сами о себе заботиться, были заняты, чувствовали себя востребованными, нужными обществу. С другой — надо развивать стационарное обслуживание и стационарозамещающие технологии, чтобы людям, подошедшим к рубежу, после которого сами заботиться о себе не могут, было по-прежнему комфортно жить.

Эти вопросы нашли свое отражение и в национальных проектах, в частности в рамках нацпроекта «Демография» разработан федеральный проект «Старшее поколение». Он предусматривает увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни с помощью вовлечения граждан в общественно-политическую жизнь; организацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профобразованию россиян предпенсионного возраста. Еще одна задача — содействие в приведении региональных организаций соцобслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидация очередей в них; развитие стационарозамещающих технологий; создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Практически во всех регионах есть собственные программы по работе с гражданами старшего поколения. Например, во многих субъектах развивается новое движение — «Серебряное волонтерство», в рамках которого пожилые люди занимаются добровольчеством, помогают другим гражданам…

Мы должны сделать так, чтобы люди жили не просто дольше, а могли оставаться активными, не страдали от одиночества и могли реализовать себя. Чтобы жизнь пожилого человека или имеющего ограничения по здоровью была насыщенной и разнообразной.

– А какая помощь оказывается тем, кто все-таки из-за возраста или проблем со здоровьем не может жить самостоятельно?

– Когда возраст или болезни все же берут свое, люди начинают нуждаться в эпизодической либо постоянной посторонней помощи. В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода. В настоящее время в проекте участвуют 18 регионов, а с 2022 года к нему должны подключиться все субъекты Федерации. Система станет важнейшим элементом помощи людям, нуждающимся в посторонней помощи.

Долгое время социальное обслуживание в нашей стране было направлено только на оказание отдельных социальных услуг. В рамках этого проекта отрабатываются новые сервисы и технологии долговременного ухода, выстраиваются более эффективные механизмы выявления нуждающихся в помощи, совершенствуется перечень критериев нуждаемости, разрабатываются нормативно-правовые акты, развиваются стационарозамещающие технологии.

В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода

Например, перед исполнительной властью стоит задача своевременно выявлять граждан, нуждающихся в помощи органов соцобслуживания, ведь далеко не все обращаются за ней сами. Для этого привлекаются различные «источники информации» — от почтальонов, разносящих пенсию, до врачей, которые, оказывая помощь пациенту старшего возраста, видят, что все же заботиться о себе самостоятельно этот человек больше не может.

Все сведения передаются в службу социальной защиты. Со своей стороны, соцработники проводят обследование этого человека и берут его на учет, для того чтобы в случае необходимости своевременно оказать помощь.

Причем подчеркну: система долговременного ухода подразумевает оказание именно того вида помощи, в котором нуждается человек, и здесь могут быть разные варианты — возможно, ему нужна сиделка на несколько часов, возможно, достаточно будет просто «курьерской помощи» — принести продукты, лекарства, кому-то помочь по хозяйству.

Изучая опыт регионов-пилотников, мы отмечаем: при правильно организованном межведомственном взаимодействии повышается оперативность оказания социальной и медпомощи, улучшается ее качество; создается система поддержки семей, осуществляющих уход за своими родственниками; серьезно снижается нагрузка на стационары.

Бывает и так, что соцработники видят: жить самостоятельно пожилой человек уже не может. Один из вариантов в этом случае — помещение его в дом-интернат. Система стационаров в настоящее время также переживает коренные изменения, в том числе уменьшается количество подопечных на одного работника: если раньше было 15-25 человек, то сейчас не более восьми.

Хотя, конечно, для пожилого человека, привыкшего жить дома, переезд в стационар — сильнейший стресс. Поэтому очень многие пенсионеры, нуждающиеся в помощи, уезжать в дом-интернат не хотят. Потому все популярнее становятся стационарозамещающие формы обслуживания, например приемные семьи для пожилых людей.

– И что подразумевает эта форма?

– Это относительно новый институт, действующий уже более чем в половине российских регионов. Пожилой человек или инвалид, который по состоянию здоровья не может жить самостоятельно, нуждается в постоянном постороннем уходе и не хочет покидать свой дом и переезжать на постоянное место жительства в стационарное учреждение (дом-интернат), может остаться в приемной семье, то есть у людей, которые готовы его принять, чтобы о нем заботиться. Причем не важно, заберет ли эта семья человека к себе в дом или придет к нему…

Договор заключают три стороны: сам пожилой человек или инвалид, нуждающийся в постоянном постороннем уходе, представитель семьи, которая его принимает для проживания, и орган исполнительной власти (как правило, центр социальной защиты населения), который обеспечивает контроль за тем, чтобы этому пожилому человеку в новой семье было комфортно, чтобы его не обижали, чтобы он не был ущемлен. Также центр обеспечивает финансовую поддержку семьи — за счет средств региональных бюджетов.

– Какие материальные взаимоотношения между ними?

– Тот человек, который приходит в семью, точно так же, как если бы он жил в социальном учреждении, отдает этой семье порядка 75 процентов своих доходов — на питание, одежду, лекарства.

Семья, принимающая человека, получает от региональной администрации компенсацию, то есть своего рода заработную плату за то, что ухаживает за этим человеком. Как правило, размер компенсации привязывается к МРОТ — в зависимости от финансовых возможностей региона.

– Много ли таких приемных семей у нас в стране?

– Пока что эта форма только развивается, причем в большей мере в сельской местности. В некоторых регионах в процессе задействовано 100 семей, где-то больше, где-то меньше… Очень надеемся, что процесс и дальше будет идти поступательно, так как любому человеку уютнее и комфортнее жить в тех условиях, где он провел всю жизнь. Пока что институт приемной семьи регулируется региональными законами, однако наш комитет держит эту тему на контроле. В случае необходимости готовы оперативно подготовить поправки и в федеральное законодательство.

– Какую помощь государство готово оказать родственникам, которые заботятся о пожилом человеке, нуждающемся в постоянном уходе?

– Здесь важно избавить их от эмоционального выгорания, сохранить возможность полноценной жизни. Развиваются школы ухода, позволяющие повысить компетенции родственного ухода, развиваются пункты проката, потому что не сразу человек, нуждающийся в средствах реабилитации, может их получить. Очень интересна и полезна внедряемая технология «центры дневного пребывания», в которых занимаются пожилые и инвалиды в течение рабочего дня, позволяя членам семьи работать, а самим посетителям справиться с различными функциональными нарушениями.


Из этой статьи вы узнаете:

Какой является средняя пенсия пожилых людей

Каковы размеры пенсий в разных регионах

На какие доплаты к пенсии могут рассчитывать пожилые люди 80 лет и старше

Куда нужно обращаться пожилым людям для получения доплат к пенсии

Главным обоснованием повышения пенсионного возраста с 2019 года является увеличение пенсии пожилых людей. Средства на повышение размера выплат и улучшение благосостояния граждан будут формироваться за счет освободившихся в Пенсионном фонде денег. Так как с 2019 года пенсионеров станет меньше, появится возможность увеличить выплаты. Ниже мы расскажем, на какую индексацию могут надеяться те, кто уже закончил свою рабочую карьеру.

Пенсия пожилых людей в 2019 году

Средние данные, которые упоминает министр труда, ошибочны как раз потому, что они средние. В действительности же у некоторых пенсионеров выплаты вырастут более чем на 1000 рублей в месяц, а у других – менее. Кроме того, остается часть пожилых людей, кому пенсии поднимать не планируется в принципе. И это как раз о самых неблагополучных стариках в России. Давайте разберемся в данной несправедливости. Процент людей, получающих минимальную пенсию, достаточно высок. Это граждане, которые никогда не работали по объективным причинам (инвалиды детства) или просто не участвовали в экономике страны. Таким полагается минимальная пенсия в размере 7000 рублей в месяц. Но в некоторых регионах прожиточный минимум больше этой суммы. Например, если прожиточный минимум в регионе составляет 9000 рублей, а пенсия – 7000, то государство доплачивает человеку 2000 рублей, чтобы ему было, на что жить. Иными словами – проявляет заботу об этом гражданине. Соответственно, рассчитывать на повышение пенсии в таком случае – абсурдно и неблагодарно.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

На деле это выглядит следующим образом: социальная пенсия в 7000 рублей с начала 2019 года будет равняться примерно 7500, и из бюджета все равно пойдет доплата до прожиточного минимума, но в меньшем объеме. Суммы фактических начислений в этом случае никаких изменений не претерпят. То есть таких пожилых людей средняя индексация по стране вообще никак не касается.

Существуют ли хоть какие-то шансы, что размеры социальной пенсии вырастут? Конечно, да, но они очень призрачны. Это произойдет в том случае, если власти конкретного региона серьезно поднимут прожиточный минимум. Допустим, администрация Удмуртии (к примеру) приведет аргументы, что в республике прожиточный минимум не 8500–9000, а 13 000–15 000. Тогда и минимальные пенсии вырастут до этих размеров. Информация о прожиточном минимуме берется из цен на основные продукты питания и стоимости оплаты коммунальных услуг. Она индексируется в случае ощутимой инфляции и в каждом регионе различна.
То есть минимальная пенсия напрямую зависит от решения властей каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации. В июне текущего года появилась информация о том, что рассматривается возможность принятия единого прожиточного минимума по всей стране, и вопросы, связанные с ним, будут решаться на уровне Государственной Думы, а не администраций регионов. Однако надеяться на то, что минимальную пенсию приравняют к московской, все же не стоит. Скорее, у жителей столицы будет пересмотрен прожиточный минимум в меньшую сторону, так как будут браться данные в среднем по стране. Таким образом, повышение произойдет только там, где этот показатель имеет среднее значение. На сегодняшний день он составляет 8500 рублей. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что размер выплат за счет повышения пенсионного возраста ощутимо вырастет только у тех, у кого сейчас пенсия выше средней. Пожилые люди, получающие социальную минималку, это вряд ли ощутят.

Пенсионные выплаты в 2019 году в разных регионах

Как мы знаем, средний показатель редко отражает реальность. Кто-то ест капусту, кто-то – рис, а кто-то – мясо, и в среднем эти три человека едят голубцы. Людей больше интересует привязка к региону. Ведь именно данный фактор влияет в конечном итоге на размер пенсий.

В текущем году минимальные выплаты по субъектам страны выглядят следующим образом:

московские пенсионеры получают минимум 11 908 рублей;

питерские – 8796 рублей;

саратовские – 7931 рубль;

самарские – 8418 рублей;

волгоградские – 8791 рублей;

курские – 9170 рублей;

камчатским пожилым людям повезло больше всех: повышающий коэффициент этого региона вывел минимальную пенсию на уровень 17896 рублей;

обратная ситуация в Новосибирске – здесь выплата составляет 8788 рублей;

екатеринбургским пенсионерам положено почти столько же – 8796 рублей;

гражданам Казани – 8479 рублей;

пенсионерам из Нижнего Новгорода – 8324 рубля;

челябинским – 8779 рублей;

омским гражданам – 8464 рубля.

Нерешенным остался вопрос о работающих пожилых людях. А их в стране примерно 9,5 миллиона человек (официально трудоустроенных). Если их пенсии не подвергнутся индексации, Пенсионный фонд сэкономит 0,7 % в текущем году и 0,6 % в 2019-м.

Читайте материал по теме: Пенсия по старости

Права и льготы для пенсионеров старше 80 лет

По достижении возраста 80 лет граждане, получающие страховую пенсию по старости, приобретают право на дополнительную финансовую помощь, предусмотренную законодательством для этой категории лиц:

Право на ежемесячную компенсацию для лица, которое ухаживает за престарелым человеком.

Кроме этого, осуществляется социальная поддержка и предусмотрены дополнительные льготы. Их размеры и наличие зависят от законодательства региона и местности, в которой проживает старик.

Надбавка к пенсии после 80 лет в 2018 году

Для граждан, которые работали в условиях Крайнего Севера, предусмотрено дополнительное повышение фиксированной пенсии на 100 %, а также:

на 50 % от суммы лицам, отработавшим как минимум 15 календарных лет в условиях «северной» деятельности;

на 30 % от суммы гражданам, отработавшим минимум 20 календарных лет на Крайнем Севере или приравненных к нему территориях.

Пожилым людям, претендующим одновременно и на применение к выплате районного коэффициента, и на повышение пенсии за труд в суровых условиях, выплачивается только что-то одно по их выбору.

При расчетах этих коэффициентов рассматривается перечень местностей и районов, которые относятся к Крайнему Северу, действующий на момент индексации.
Перерасчет пенсии по достижении гражданами восьмидесятилетнего возраста Пенсионный фонд Российской Федерации производит самостоятельно на основании данных персонифицированного учета. Выплата увеличивается автоматически. Следующее после дня рождения пенсионера начисление будет проиндексировано в большую сторону. Самим пожилым людям нет необходимости обращаться в какие-либо инстанции, собирать какие-то документы и писать заявление. Все происходит без непосредственного участия пенсионера.

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Читайте также: