Пенсионное обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов

Тема: Пенсионное обеспечение лиц пожилого возраста и инвалидов в РФ

Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.

Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов.

Виды пенсий.

Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным, прежде всего, остановиться на право­вых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составля­ющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе адми­нистрации. Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду меж­дународно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольне­ние работников только по той причине, что они достигли пен­сионного возраста является антиконституционным актом.

Пенсионное законодательство, представленное Федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста. Выход на пенсию - ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина, и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.

Действующее пенсионное законодательство многократно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.

Так, пенсии по Закону «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г. назначаются не только лицам, работающим (работавшим) по трудовому договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.

Закон 1990 г. ввел новый порядок финансирования расходов на пенсии, Образован Пенсионный фонд РФ, средства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.

Согласно Закону 1990 г. размер пенсии зависит не только от индивидуального заработка работника, но и от продолжительности его трудового стажа (ст. 16—18). В дополнение к этому предусмотрен порядок определения заработка для исчисления пенсии, которой позволяет будущему пенсионеру сделать выбор (ст. 102). Кроме того, в заработок для исчисления пенсии включается все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязательств), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 100).

Впервые вышеназванным Законом введена социальная пенсия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста, либо призванный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию.

Как факт дополнительной социальной поддержки для определенного круга граждан старшего поколения следует рассматривать возможность одновременного получения двух пенсий, предусмотренную ст. 5 названного Закона.

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пен­сионного законодательства, работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пенсии в период работы получают в полном размере.

Важным нововведением является судебный порядок разрешения споров по пенсионным вопросам (ст. 129).

Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

В перечне социального законодательства—Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 12 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.).

Это—один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии, пенсии на льготных основаниях. Наряду с пенсией по старости Закон выделяет трудовые пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.

Право на получение двух пенсий имеют родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной - 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не ме­нее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

• Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социали­стического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней - на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• чемпионам Олимпийских игр - на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• участникам Великой Отечественной войны - на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным - на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями - на 100% мини­мального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства дети-инвалиды до 16 лет дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия -это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости:

- инвалидам III группы - в размере 1/2 пенсии.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляются за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выпла­чивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляции. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пен­сионного обеспечения.

Государство стремится поддерживать социально незащищенные слои населения. В эту категорию входят и пенсионеры. Выходя на заслуженный отдых в связи с достигнутым возрастом, человек сможет получить целый набор социальных услуг, которые установлены на федеральном и региональном уровнях. Подробности далее.

Какие льготы положены пенсионерам по старости

Пенсионеры имеют право на материальную помощь, а также трудовые, социальные, налоговые и медицинские льготы. Вопросы предоставления преференций регламентируют различные нормативно-правовые акты, в частности:

  • ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400 — регламентирует правила предоставления пенсии по старости, определяет необходимый трудовой стаж, фиксирует размер, сроки назначения выплат, особенности проведения перерасчета.
  • Трудовой кодекс РФ — фиксирует перечень льгот, которые положены работающим пенсионерам в трудовой сфере.
  • Налоговый кодекс — определяет перечень налоговых льгот, положенных пенсионеру.

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе о том, какие льготы имеют пенсионеры . Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+ .

Льготы по оплате ЖКХ

Льготы на коммунальные услуги предоставляются на федеральном и региональном уровнях. Выбирая получателей преференции, государство оценивает их уровень дохода. Если затраты на коммунальные платежи превышают определенную долю от совокупного дохода семьи, может быть предоставлена субсидия (ст. 159 ЖК РФ ). Ее размер определяется исходя из расходов на оплату помещения и действующих коммунальных стандартов. Они, в свою очередь, зависят от местности, в которой проживает пенсионер. Одно из самых низких значений установлено в Москве. Субсидию можно получить, если семья тратит на услуги ЖКХ больше 10% от совокупного дохода.

Для назначения субсидии не должно быть долгов по квартплате. Если они есть, субсидию не выплатят. Обратите внимание, что субсидию нельзя отобрать, если задолженность возникла по уважительной причине. Существуют случаи, когда пенсионерам не только возвращали субсидию, но и предоставляли компенсацию за моральный ущерб (через суд).

Льготы по капремонту

Вопрос предоставления льгот по капремонту регламентирует ста. 169 ЖК РФ . В нормативно-правовом акте говорится, что предоставление преференций находится в ведении местных властей. Они имеют право предоставить льготы пенсионерам от 70 лет. Лица, вошедшие в эту категорию, имеют право платить только половину от суммы взносов на капитальный ремонт. Если человек старше 80 лет, его могут полностью освободить от платежей.

Льготы по приобретению жилья

При покупке квартиры пенсионер может рассчитывать на налоговый вычет. Получение денежных средств зависит от статуса гражданина. Если пенсионер работает, то работодатель перечисляет за него подоходный налог в размере 13%. Можно получить вычет и вернуть до 260 000 руб. Возможность есть лишь в том случае, если человек официально трудоустроен, так как возвращается уплаченный налог. А с черной зарплаты налог не платят, поэтому и возвращать нечего.

Льготы по налогообложению

Пенсионеры считаются социально незащищенной категорией граждан. Поэтому государство стремится поддержать их и предоставляет целый перечень льгот:

  • Право не платить налог на имущество. Соответствующую возможность закрепляет ст. 407 НК РФ . Пенсионер может не платить налог на дом, квартиру, комнату, недвижимый комплекс, гараж, машиноместо, помещение, используемое для мастерской, галереи или библиотеки.
    Льготы предоставляют только на один объект каждого вида. Льготу оформляется один раз, а в последующем предоставляется автоматически. Следует известить налоговую о том, на какой объект человек хочет получить льготу. Обычно отдают предпочтение самому дорогому недвижимому имуществу. Для этого нужно направить уведомление через МФЦ.
    С 1 января 2019 года в РФ повысился пенсионный возраст. Однако для получения преференций остались прежние требования. Воспользоваться льготой могут женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет.
  • Освобождение от уплаты налогов с доходов. Вопрос регламентирует ст. 217 НК РФ . Например, отчисления в бюджет не производят с пенсии и социальных доплат к ним, а также с подарков, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей.
  • Уменьшение налога на земельный участок, находящийся в собственности. Согласно ст. 391 НК РФ с 6 соток земли налог не взимается. Если площадь участка меньше, денежные средства в бюджет перечислять не нужно. Когда участок больше, из его стоимости вычтут цену за 6 соток и с получившейся суммы рассчитают налог. Однако правила могут меняться в зависимости от местного законодательства. Муниципалитет имеет право установить свой размер вычета.

Льготный проезд в общественном транспорте

Пенсионеры имеют право получать льготы на проезд. Преференции устанавливаются региональными, федеральными и местными законами. Льгот много. Среди них:

  • Преференции на авиабилеты. Государство предоставляет субсидии, направленные на компенсацию недополученной прибыли. Компании, в свою очередь, готовы предоставить авиабилеты, в том числе и для пенсионеров. Субсидии выделяются не всем организациям. Ежегодно перечень меняется. Обычно субсидии получает Аэрофлот, Уральские авиалинии, S7. Льгота доступна жителям Дальнего Востока, Крыма и Калининграда. Причем преференция распространяется только на определенные маршруты. Так, получить скидку на полет в Таиланд не получится. А вот посетить Москву вполне возможно. Списки субсидируемых маршрутов обозначены на сайтах авиакомпаний. Здесь же можно купить билет. Дополнительно возможно приобретение в кассе. Однако потребуется предоставить не только паспорт, но и подтверждение права на льготу. Билеты только в эконом-класс. Сами компании также часто делают скидки пенсионерам.
  • Преференции на проезд железнодорожным транспортом. Пенсионер имеет право бесплатно ездить дважды в год по личным надобностям и один раз в год к месту лечения и обратно. Обычного статуса пенсионера недостаточно. Необходимо иметь звание Героя РФ или СССР либо быть полным кавалером ордена Славы. Герои социалистического труда или лица, награжденные орденом Трудовой Славы или за службу Родине в вооруженных силах СССР, могут ездить на поездах бесплатно один раз в год. В честь Дня Победы аналогичную преференцию предоставляют ветеранам ВОВ. Отдельные льготы на проезд на электричках устанавливаются муниципальными властями. Так, жители Москвы и Подмосковья могут перемещаться на пригородных поездах бесплатно. Летом аналогичная преференция доступна пенсионерам Санкт-Петербурга. Так городские власти облегчают жизнь дачникам.
  • Преференции на проезд на городском транспорте. Льготы предоставляют и местные власти. Существует несколько вариантов. Так, пенсионеры Московской области могут бесплатно пользоваться городским и пригородным общественным транспортом. Альтернативой выступает предоставление денежных компенсаций. Они доступны ветеранам труда. Такая льгота присутствует в Нижнем Новгороде. Власти города предоставляют 300 рублей за каждый проездной билет и общую стоимость 4 поездок в месяц в автомобильном транспорте. Одним из вариантов выступает предоставление талонов на поездки или льготных проездных билетов. Такая мера реализована, например, в Волгограде.

Медицинская помощь

Перечень льгот зависит от конкретного субъекта. Так, пенсионеры имеют право на ежегодную бесплатную диспансеризацию. Нужно обратиться в клинику, к которой гражданин прикреплен.

На уровне регионов часто закреплены льготы на протезирование зубов. Услугу могут предоставить бесплатно или с большой скидкой. При этом компенсируют только стоимость зубных протезов, изготовленных государственными медицинскими учреждениями. Непосредственно сам процесс установки зубов пенсионер оплачивает самостоятельно. Потребуется предоставить чек.

Бесплатные и льготные лекарства

Льготу устанавливают на региональном и федеральном уровнях. Однако она положена не всем пенсионерам. На федеральном уровне преференция доступна инвалидам, ветеранам боевых действий, жителям блокадного Ленинграда, героям РФ и СССР. В каждом субъекте перечень льготников свой. Обычно в эту категорию включаются пенсионеры без детей; лица пенсионного возраста, имеющие на содержании несовершеннолетних иждивенцев; граждане, пострадавшие от репрессий и в последующем реабилитированные.

В Москве лица, получившие право на преференцию, могут получить скидку в размере 50% на приобретаемые медикаменты. Некоторые виды лекарств предоставляют бесплатно. Для этого необходимо обратиться в поликлинику.

Льготы для прохождения санаторно-курортного лечения

В приказе Минздрава РФ от 07.06.2018 № 321н отражен полный перечень заболеваний, выступающих основанием для прохождения санаторно-курортного лечения. Это заболевания крови, эндокринной, нервной систем. Если у пенсионера есть болезнь из списка, можно оформить путевку на санаторно-курортное лечение. Она будет предоставлена бесплатно. Дополнительно государство готово оплатить проезд в пригородном, железнодорожном и междугороднем транспорте.

Продолжение лечения напрямую зависит от разновидности заболевания. В среднем срок нахождения в санатории составляет 18 дней. Если пенсионер страдает от последствий травм спинного и головного мозга, период может быть продлен до 24-42 дней.

Все вышеуказанные услуги можно заменить денежными выплатами. Для этого нужно до 1 октября текущего года обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда с заявлением. Процедура работает и в обратную сторону. Если человек решит, что ему необходима льгота в натуральном выражении, он может обратиться в ПФР повторно.

Социальная помощь

Вопрос предоставления социальных льгот регламентирует ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178 . В эту категорию включают следующие виды помощи:

  • доплата к пенсии для доведения выплаты до размера прожиточного минимума;
  • предоставление бесплатных лекарств;
  • возможность прохождения бесплатного лечения в санатории;
  • бесплатный проезд к месту лечения.

Льготы доступны одиноким малоимущим пенсионерам, если их доход ниже величины прожиточного минимума по региону. При расчете во внимание принимают все доходы пенсионера. Обычно преференцию предоставляют только неработающим гражданам. Если человек прекратил трудовую деятельность, но затем решил выйти на работу, он обязан уведомить об этом Пенсионный фонд и Управление соцзащиты. Иначе излишне предоставленную сумму удержат из пенсии. Представить уведомление можно во время личного визита в вышеуказанные инстанции, отправив сведения по почте или через личный кабинет на сайте ПФР.

Дополнительно пенсионеру могут быть предоставлены денежные выплаты и натуральная помощь в виде продуктов питания, обуви, медикаментов, топлива и одежды. Обратиться с просьбой о предоставлении помощи можно, направив заявление в орган соцзащиты или территориальное подразделение ПФР.

Юридическая помощь

Бесплатная помощь предоставляется с учетом положений ФЗ «О бесплатной юридической помощи» от 21.11.2011 № 324 . В ст. 20 этого закона отражено, что граждане пожилого возраста, проживающие в учреждениях соцобслуживания, могут рассчитывать на получение бесплатной юридической помощи. Также право на бесплатную помощь имеют инвалиды первой и второй групп, ветераны ВОВ.

Льготы работающим пенсионерам

Если гражданин продолжает трудовую деятельность, большинство льгот ему недоступны. Так, часто этой категории граждан не начисляют социальную доплату до прожиточного минимума. Однако право на часть преференций всё же сохраняется. В частности, можно получить вычет при покупке недвижимости, воспользоваться скидкой при проезде в городском общественном транспорте, если она предусмотрена, получить льготы по оплате ЖКХ.

Дополнительный отпуск

Согласно ст. 128 ТК РФ работающие пенсионеры могут получить дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Его продолжительность варьируется от 14 до 60 календарных дней и зависит от категории, в которую попадает гражданин.

В соответствии с положениями ст. 185.1 ТК РФ работающие пенсионеры могут получить два дополнительных дня отдыха для диспансеризации. Этот период оплачивается. Аналогичное право присутствует у предпенсионеров.

Кроме того, эта категория лиц имеет право уволиться по собственному желанию и не отрабатывать две недели (ст. 80 ТК РФ ). Однако подобная мера добровольная. Если человек не хочет пользоваться преференцией, он не обязан прибегать к ней.

Малоимущие пенсионеры

В категорию малоимущих пенсионеров включают лиц, чей доход меньше размера регионального прожиточного минимума. Основная помощь от государства — предоставление доплаты. Размер пенсии гражданина доведут до действующего в регионе прожиточного минимума. Дополнительно может быть предоставлена помощь в натуральной форме. Пенсионер получит продовольственные товары, лекарства, одежду и обувь. Также действуют субсидии на оплату ЖКХ, компенсации расходов на телефон, налоговые и медицинские льготы.

Куда обращаться для оформления

Предоставлением льгот пенсионерам занимаются органы соцзащиты населения и Пенсионный фонд. Всё зависит от их разновидности и преференций. Для получения налогового вычета может потребоваться посещение ФНС.

Льготы на карантине

Льготы на карантине установлены на региональном уровне. Пенсионеры смогли получить денежную поддержку. В частности, единоразовые выплаты начислили жителям Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Тюменской области. Размер денежной помощи составил от 2000 до 4000 рублей.

Таким образом, государство стремится поддерживать пенсионеров. Льготы доступны в социальной, налоговой и трудовой сферах. Если человек продолжает работать, преференций меньше. В частности, не всегда предоставляют доплату для доведения пенсии до прожиточного минимума и не проводят индексацию пенсии.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Льготы пенсионерам» .

Граждане пожилого возраста (пенсионеры) - граждане, достигшие возраста, установленного российским законодательством для назначения пенсии по старости.

Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий” с 1 января 2019 года предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается переходный период с 2019 по 2023 год по окончании которого возраст выхода на пенсию составит 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).

Меры социальной поддержки пенсионеров установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет", другими нормативно-правовыми актами и на федеральном уровне включают:

  • Индексация страховых пенсий
    • Осуществляется как мера компенсации инфляционных издержек неработающим пенсионерам.
    • Индексация пенсий работающим пенсионерам
  • Социальная доплата к пенсии
    • Предоставляется в таком размере, что общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.
  • Социальная пенсия по старости
    • Устанавливается гражданам, достигшим в 2019 году возраста 65 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев (соответственно мужчины и женщины) и постоянно проживающим в Российской Федерации.
  • Увеличение размера пенсионного обеспечения после 80 лет
    • Предусмотрено законодательством по достижению 80-летнего возраста граждан, получающих страховую пенсию по старости.
  • Налоговые льготы пенсионерам
    • Предусмотрены Налоговым Кодексом РФ в отношении имущественного и земельного налогов.
  • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста
    • Предоставляется нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные льготы пенсионерам, не относящимся к льготным категориям, которые финансируются региональными бюджетами.

В частности, в регионах пенсионерам предоставляется право на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси и маршрутного такси).

Подробнее с региональными льготами пенсионерам можно ознакомиться в разделе "Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах" по своему региону проживания.

Экономист Жуковский: Пенсионная система России по сути — банкрот

В последнее время многие пенсионеры перестали получать социальные доплаты к пенсиям, которые когда-то были назначены им соцзащитой. А в ряде случаев некоторые пожилые люди и вовсе получают иски в суд, где им вменяется «неосновательное обогащение».

Социальные льготы имеют важное значение для человека, собирающегося выходить на пенсию. Большая часть привилегий для пенсионеров устанавливается местными властями. Депутат Госдумы Светлана Бессараб в интервью Федеральному агентству новостей назвала категорию граждан, которым положены федеральные льготы.

Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.

Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ». Данные Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о том, что в соответствии с этим законом пенсиями обеспечивается подавляющее большинство пенсионеров. В соответствии с законом пенсии – ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии, пенсии на льготных основаниях. Наряду с пенсией по старости Закон выделяет трудовые пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.

Право на получение двух пенсий имеют родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

Соц проблемы людей с огр воз и пути их решения.

Вопросы социальной поддержки инвали­дов постоянно находятся в поле зрения зако­нодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. В принятых в последние годы реше­ниях содержится развернутый комплекс меро­приятий по улучшению социального положе­ния инвалидов. В практической деятельности государства по реализации предусмотренных на законодательном уровне гарантий прио­ритетное внимание уделяется повышению уровня доходов людей с ограниченными воз­можностями, улучшению качества их жизни. К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина.

С наступлением инвалидности у человека возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера при адаптации к жизненным условиям. Инвалидам во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации, общественный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалид живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и дру­гие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Су­ществуют как социальные, так и экономические препятствия для близких взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью.

Социально-психологическое самочувствие большинства инва­лидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неурав­новешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах.

В России инвалидам во многом затруднен доступ к объектам социальной инфраструктуры - учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг (парикмахерских, прачечных и т.п.), местам работы и отдыха, многим магазинам в связи с архитектурными и строительными барьерами, неприспо­собленностью общественного транспорта для пользования лица­ми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов.

Игнорирование потребностей инвалидов в обычной для каж­дого человека жизнедеятельности, недоступность социально зна­чимых объектов снижают возможности лиц с физическими де­фектами полноценно участвовать в жизни общества.

Очень важным документом, определяющим правовые основы формирования безбарьерной архитектурной среды для инвалидов, является Градостроительный кодекс Российской Федерации. Он предусматривает обеспечение доступа инвалидов ко всем соору­жениям и транспортным коммуникациям, к местам работы и от­дыха, социокультурным центрам независимо от места их прожи­вания в городских и сельских поселениях.

Разработаны меры по созданию для инвалидов социальной инфраструктуры, удобной для проживания. Предполагаются обо­рудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъем­никами; создание реабилитационных комплексов со спортивными специальными тренажерами и бассейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего пассажирского общественного транспорта, связи и информатики; расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования.

К настоящему времени создана достаточно полная правовая база, регламентирующая создание безбарьерной среды жизнедея­тельности для инвалидов. Однако практическая реализация зако­нов и иных нормативных актов осуществляется медленно. Основными сдерживающими факторами выполнения поставленных задач выступают финансирование соответствующих программ, обеспе­чение проектировщиков, строителей и других участников инвес­тиционного процесса нормативно-методическими, рекомендатель­ными и проектными материалами.

Таким образом, рассмотрев инвалидность как социальную проблему, можно отметить, что основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Инвалидам же надо помочь в адаптации: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить мага­зины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спус­ки, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препят­ствия. Необходимо, чтобы они чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам - всем тем, кто неполноценен физически или психически.

Человек после выхода на пенсию должен иметь материальное обеспечение в том или ином виде. Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающую достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает обязанность государства гарантировать каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления социальной политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; охрана здоровья пожилых людей и другое.

Старение населения развивается во всех странах мира и является глобальным процессом, который проявляется не только в увеличении удельного веса, но и абсолютной численности лиц пожилого и преклонного возраста. Эти изменения возрастной структуры населения обусловили появление многих социальных и экономических проблем, острота которых в разных странах зависит от уровня их развития.

Наиболее «болезненная» социальная проблема, связанная с изменениями в возрастной структуре и процессом интенсивного старения населения - это пенсионное обеспечение. Принцип организации пенсионного обеспечения всегда остается единым - пенсионный фонд создается за счет определенного процента выплат от суммы заработной платы тех людей, которые в данное время являются активными и работают в различных сферах производства. Современные пенсионеры в свое время обеспечивали пенсионные выплаты предыдущему поколению лиц пожилого возраста.

Поскольку суммы выплачиваемых пенсий различаются в зависимости от среднего уровня зарплаты работника, занятого в той или иной сфере, постольку наиболее справедливым вариантом создания пенсионного фонда является его разгруппирование по этим сферам. Следует создавать отдельные фонды для выплаты пенсий тем, кто был занят в органах государственной администрации, в армии, кто работал в промышленности, сельском хозяйстве, в торговле и пр.

Остро стоит проблема соотношения численности работающих (занятых) и пенсионеров, т.е. сколько лиц пенсионного возраста приходится на одного работающего (занятого) или же наоборот - сколько работающих (занятых) приходится на одного пенсионера. Это соотношение также необходимо исчислять по отдельным отраслям (или группам отраслей).

Еще одна проблема - это формирование фонда, достаточного для выплаты пенсий, обеспечивающих людям средний прожиточный минимум. Сам расчет будущего пенсионного фонда не представляет собой никаких методических трудностей. Необходимо располагать наиболее достоверной перспективной динамикой возрастно-половой структуры населения и если результаты таких перспективных исчислений имеются, то будущий пенсионный фонд может быть определен как средний размер пенсии, умноженный на число пенсионеров по данным перспективной оценки их численности. Однако теперь уже ясно, что в России ни современный, ни будущий пенсионные фонды недостаточны для обеспечения прожиточного уровня пожилого населения.

Причинами этому служат два важнейших фактора:

  • 1. В результате высокой повозрастной смертности в России численность населения в активном, трудоспособном возрасте постоянно сокращается. В 2010 г. численность мужчин в возрасте 16-59 лет и женщин в возрасте 15-54 года составила 43440 тыс. чел., а в 2014 г. - 42000 тыс. чел. Одновременно сократилась также численность лиц пенсионного возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), но на меньшую величину - с 27196 тыс. чел. до 6946 тыс. чел., т. е. на 20250 тыс. чел. Учитывая, что аналогичная тенденция сохранится на перспективу можно предположить, что в будущем, во-первых, уменьшиться соотношение численности активного населения, приходящегося на одного пенсионера, а, во-вторых, будущий пенсионный фонд, формируемый за счет отчислений от доходов сокращающейся численности активного населения, будет уменьшаться. Уже одно это предполагает необходимость повышения процентных отчислений от доходов занятого населения в перспективе.
  • 2. Следует учитывать также, что многие современные частные фирмы, предприятия и кампании указывают в финансовых документах заведомо заниженную заработную плату своих сотрудников, доплачивая им недостающие суммы «в конвертах». Это означает, что современные отчисления в Пенсионный фонд гораздо ниже того, что должно было быть на самом деле, а пенсионеры недополучают причитающиеся им суммы, «проедаемые» в настоящее время их «детьми».

Если по каким-либо причинам размеры пенсионного фонда недостаточны для выплаты пенсий, то государство должно в этом случае доплачивать пенсионерам недостающие суммы. Вопрос заключается только в том, из каких фондов производятся эти доплаты и из каких фондов они должны производиться. Особую проблему может представить в перспективе выплата пенсий тем людям, которые приезжают на работу в Россию, в частности, в Москву из стран - бывших республик СССР. Никто пока не задумался над тем, из каких пенсионных фондов эти люди будут получать пенсию и будут ли они ее вообще получать.

Пенсионный фонд изучает и учитывает зарубежный опыт функционирования систем пенсионного обеспечения, где накопительная систему функционирует весьма эффективно. Реализация всех условий позволит превратить систему пенсионного обеспечения в систему, соответствующую лучшим мировым стандартам.

Пенсионная реформа в России радикально изменила пенсионную систему государства, включая ее организационную структуру, экономические принципы формирования пенсионных прав застрахованных лиц и расчет объема государственных обязательств перед пенсионерами, институциональные и правовые основы ее функционирования.

В 2002 году вступили в силу пенсионные законы, подготовленные в соответствии с Программой пенсионной реформы в Российской Федерации:

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Эти законы, внесенные Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, закрепляют новую структуру пенсионной системы Российской Федерации:

государственное пенсионное обеспечение - предоставление за счет сумм единого социального налога базовой части трудовых пенсий, а также за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц;

обязательное пенсионное страхование - предоставление за счет обязательных страховых взносов страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца;

дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - предоставление в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» создает условия любому лицу, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования, в течение всей трудовой деятельности формировать свой пенсионный капитал для обеспечения достойной старости. Вводится новая формула пенсий:

базовая часть трудовой пенсии будет иметь фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу;

страховая часть трудовой пенсии зависит от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение всей его трудовой деятельности;

накопительная часть трудовой пенсии, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и выплачиваемая по достижении установленного пенсионного возраста.

Программа государственного софинансирования пенсионных накоплений стартовала с 1 января 2009 года. Программа дает возможность гражданину увеличить свою будущую пенсию с участием государства. Если гражданин откладывает в накопительную часть пенсии от 2000 до 12000 рублей в год, государство вносит на его счет в Пенсионном фонде такую же сумму.

Государство будет осуществлять софинансирование пенсионных накоплений в течение 10 лет с момента уплаты участником Программы первого взноса. Участник Программы вправе сами определять и менять размер дополнительных взносов.

1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых взносах…». Основное изменение - это отмена ЕСН (единого социального налога) и передача функций администрирования страховых взносов в Пенсионному фонду. С 1 января Пенсионный фонд стал администратором платежей по двум фондам - пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.

Учет страховых взносов и контроль за их уплатой ведет Пенсионный фонд. Сейчас государство ведет совершенствование пенсионной системы с учетом опыта прошедших лет. Существующая пенсионная система достаточно сложная. Вечный парадокс пенсионной системы: работодатели жалуются, что пенсионный тариф высокий, а пенсионеры - что пенсии маленькие. Предлагаемые нововведения основаны на опыте западных стран, где все вопросы пенсионной системы обсуждаются открыто и все строиться на компромиссах между бизнесом, властью и профсоюзами.

Таким образом, пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Читайте также: