Пенсия по инвалидности в таджикистане

В каких случаях назначается пенсия по инвалидности?

Пенсия по инвалидности назначается в случае наступления инвалидности, результатом которой стала полная или частичная утрата трудоспособности вследствие:

  • трудового увечья или профессионального заболевания;
  • общего заболевания (не связанного с профессиональной деятельностью);
  • военной травмы или заболевания, полученного во время военной службы.

Группы инвалидности

Инвалидность разделяется на три группы. Группа инвалидности определяется государственной службой медико-социальной экспертизы.

Значение стажа работы

Инвалидность вследствие военной травмы или заболевания, полученного во время военной службы

Размеры пенсии

Инвалидность вследствие трудового увечья, профессионального или общего заболевания

Группа инвалидностиРазмер пенсии по инвалидностиМинимальный размер пенсии по инвалидностиМаксимальный размер пенсии по инвалидности
I группа 70% от среднемесячного заработка 100% минимальной пенсии по возрасту 10 минимальных размеров пенсии по возрасту, но не менее максимального размера пенсии по возрасту
II группа 70% от среднемесячного заработка 100% минимальной пенсии по возрасту 8 минимальных размеров пенсии по возрасту, но не менее максимального размера пенсии по возрасту
III группа 50% от среднемесячного заработка 50% минимальной пенсии по возрасту 6 минимальных размеров пенсии по возрасту, но не менее максимального размера пенсии по возрасту

Если у инвалидов любой из трех групп имеется трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту, то пенсия по инвалидности назначается в размере, соответствующем пенсии по возрасту.

Инвалидность вследствие общего заболевания

Группа инвалидностиРазмер пенсии по инвалидностиМинимальный размер по инвалидности
I группа Пропорционально трудовому стажу 100% минимального размера пенсии по возрасту
II группа Пропорционально трудовому стажу 100% минимального размера пенсии по возрасту для инвалидов с детства и 50% минимального размера пенсии по возрасту для остальных инвалидов
III группа

Инвалидность вследствие военной травмы

Группа инвалидностиРазмер пенсии по инвалидностиМинимальный размер по инвалидности
I группа 85% от соответствующих сумм денежного довольствия 3 минимального размера пенсии по возрасту
II группа 85% от соответствующих сумм денежного довольствия 2,5 минимального размера пенсии по возрасту
III группа 50% от соответствующих сумм денежного довольствия 2 минимального размера пенсии по возрасту

Выплата пенсии

Выплата пенсии производится по месту прописки. Пенсия по инвалидности I группы может выплачиваться по доверенности, срок которой не может превышать 12 месяцев.

Выплата пенсии прекращается при восстановлении трудоспособности.

Момент назначения пенсии

Пенсия по инвалидности назначается со дня установления группы инвалидности уполномоченным органом, при условии, что обращение произошло не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности.

В ином случае пенсия по инвалидности назначается со дня обращения.

Надбавки к пенсии

К пенсиям по инвалидности назначаются надбавки:

  • неработающим инвалидам I и II групп, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи;
  • инвалидам I и некоторым инвалидам II групп, нуждающимся в уходе;
  • инвалидам-Героям Советского Союза;
  • инвалидам, зараженным вирусом СПИДа;
  • инвалидам, проживающим в Мургабском районе;
  • инвалидам, удостоенным государственных наград и т.д.

Выплаты пенсии по инвалидности производятся вне зависимости от других заработков инвалида.

Пенсия – это награда за трудовую жизнь каждого человека. Во многих странах назвать пенсионные выплаты наградой очень сложно из-за мизерности суммы.

Пенсия в Таджикистане принадлежит именно к такой «награде»: если распределить выплату на каждый день, получается приблизительно 6 сомони. На эти деньги можно купить пару хот-догов или 3 лепешки (уровень жизни в Таджикистане). Трудно сказать, что такая система является справедливой.

Более того: каждый работодатель, будь это частная компания, организация, индивидуальный предприниматель, все они проводят отчисления в фонд соцзащиты за своих сотрудников и при этом выплачивают суммы, гораздо больше, чем те в дальнейшем получают.

Куда же уходит остаток социальных отчислений? Их тратят на пособия и пенсии для граждан, бывших сотрудников бюджетного сектора. Это представители таких профессий, как учителя, врачи, спортсмены, коммунальные рабочие, деятели культуры.

В это число входит и огромное количество госчиновников – депутатов, силовиков, милиция, прокурорские работники, льготники и т. д. Их работодателем являются государственные структуры, которые не выплачивают взносы в социальный фонд.

Такой подход к пенсионным накоплениям выгоден только монополии государства. Данная ситуация сегодня очень волнует народ, поэтому власти решили внести изменения в пенсионный закон.

Что ожидает пенсионеров

Чтобы урегулировать пенсионные выплаты, задействовано 6 законов, которые имеют непосредственное отношение к этому вопросу. Главный из них тот, что касается обязательного пенсионного страхования. В подписанном в 1993 году документе говорилось о том, что работодатели в обязательном порядке вынуждены оформлять страхование своих сотрудников для пополнения отчислениями государственного резерва, а само государство собирает средства, накапливает их и далее распределяет на социальные выплаты:

  1. Пенсии гражданам, вышедшим на заслуженный отдых.
  2. Пенсии по инвалидности.
  3. Пенсии при потере кормильца.

В законе о государственных и страховых пенсиях (Порядок назначения и выплаты страховых и государственных пенсий в Таджикистане.) даются разъяснения относительно каждого вида выплат. Для получения страховой пенсии каждому отдельному гражданину рассчитывают сумму индивидуально. При этом учитывается его стаж (с применением коэффициента), индивидуальные пенсионные накопления и другие показатели.

К сожалению, ни в одном документе не указан точный механизм начисления пенсии. Соответственно, пенсионерам приходится безоговорочно соглашаться с той суммой, которую им предъявили к получению, так как не имеется никаких критериев проверки.


Страховые пенсии могут получать не только лица, достигшие пенсионного возраста, но и лица с инвалидностью, потерявшие кормильца несовершеннолетние граждане (если у кормильца был нужный страховой стаж). При отсутствии нужного стажа, потерявшие родителя дети могут претендовать только на социальную пенсию. Это минимальные выплаты, которые получают также те, кто по достижении пенсионного возраста не имеет нужного стажа и лишен возможности получения страховой пенсии.

Страховая или трудовая пенсия

Отвечая на вопросы корреспондента газеты Asia-Plus Назокат Одиназова, которая является первым заместителем директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве, сказала, что для того чтобы узнать размер страховой пенсии, нужно умножить сумму пенсионного капитала на коэффициент его страхового стажа. Полученную цифру необходимо разделить на количество месячных выплат.


Первый заместитель директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве Таджикистана Назокат Одиназова

В законе указано точное количество месяцев: 180. Для определения коэффициента страхового стажа делят количество общего трудового стажа (в месяцах) на показатель норматива.

Для женщин нормативный показатель составляет 240 месяцев, а для мужчин на 60 месяцев больше.

В среднем жители Таджикистана живут около 76 лет. Это правительственная оценка, а согласно международным оценкам таджики живут минимум на 2–3 года меньше.

Для получения пенсии каждый мужчина должен отработать самое малое 20 лет. Если весь период с его зарплаты будут отчисляться социальные выплаты, коэффициент пенсии составит только 0,8. Это происходит потому, что за 20 лет человек отработает только 240 месяцев из необходимых 300, поэтому будет получать меньше пенсию, чем его же сверстники, но отработавшие весь положенный срок.

Кстати, если мужчина отработает меньше 20 лет, права на получения трудовой пенсии при достижении возраста 63 года он не имеет. Для женщин обязательный минимальный трудовой стаж – 15 лет. Если отработано будет меньше, женщины также могут претендовать только на социальную пенсию.

Период дожития – это термин, упоминается в пенсионном законе Таджикистана. Речь идет о количестве лет (в среднем) которые живут граждане после достижения пенсионного возраста.

До 01.11.2017 «период дожития» составлял 120 месяцев, но с первого января был увеличен на 50%. Это значит, что теперь законодательно утвержден новый срок, на который государство «растягивает» выплаты каждому пенсионеру.

Реалистично ли каждому пенсионеру прожить столько лет после выхода на заслуженный отдых? Какой может быть пенсия, если бы пенсионные выплаты не принадлежали государственной системе?

Согласно тому, что мужчины в Таджикистане в среднем живут около 72–74 лет, получить все предназначенные для них деньги они не смогут, (74-63=11 лет) так как их пенсия растянута на 15 лет. Продолжительность жизни женщин больше, поэтому они обычно проживают не меньше – а то и больше определенных правительством 15 лет.

Проведя простые вычисления легко определить конкретную сумму выплаты для каждого таджикского пенсионера, если бы все деньги, которые выплачивает его работодатель, шли не в государственный, а в пенсионный фонд, принадлежащий частному лицу, или на личный счет в банке.


Кроме того, что с работодателя сегодня отчисляют 25% заработка работника в Фонд соцзащиты, удерживают на счет также дополнительно и с самого работника 1% его зарплаты. Поэтому желая сэкономить средства, сегодня работодатели в РТ неохотно принимают систему, при которой отчисления переводят на карточки.

Они даже нашли выход: официально указывают в документах не полную зарплату, а ее часть, а остальное (причем чаще всего это большая часть зарплаты) выплачивают неофициально, в «конвертах».

Но выход есть: если работодатель станет отчислять средства в счет страхового пенсионного накопления, как поощрение за добросовестный труд – это было бы ему выгоднее, так как работники старались бы работать на полную силу, зная, что от этого зависит размер их пенсии в будущем. Кроме того, сами работники, скорее всего, заинтересованы в легализации заработка и так называемые серые схемы отпадут сами собой.

Согласно поданной первым заместителем руководителя Агентства пенсий и соцстрахования Назоката Одиназова информации, на сегодняшний день минимальная пенсия таджиков составляет 180, а максимальная – 900 сомони. До января 2016 года существовало ограничение на размер пенсионных выплат, из-за чего больше 746 сомони никто не получал.

В начале 2016 года данные ограничения были отменены, благодаря чему размер максимальной пенсии возрос до 15 000 сомони – именно столько получали в 2017 году 9 человек, достигших пенсионного возраста.

Общий размер выплаченных пенсий в Таджикистане в 2019 году составил порядка 932 млн. сомони.

Пенсионный возраст: когда выходить на заслуженный отдых

Во всех странах постсоветского пространства ранее был установлен единый возраст для выхода на пенсию: для женщин 55 лет, для мужчин 60. За прошедшие после распада Союза годы в разных государствах был изменен этот показатель. Так в Таджикистане женщины теперь выходят на пенсию после достижения 58-летнего возраста, а мужчины в возрасте 63 лет.

Коснулись эти изменения и военнослужащих, им тоже повысили уровень трудового стажа. Так, ранее, чтобы выйти на пенсию, военные должны были отработать 20 лет. Сегодня для получения пенсии нужно иметь стаж в 25 лет. Был поднят и предельный возраст военнослужащих.

Теперь генерал-полковник может выйти на пенсию после достижения не 60, а 63 лет, полковник – 53 лет (а было 50), имеющие другие военные звания могут получать пенсионные выплаты не в 45, а в 48 лет.

В начале текущего года начали проводиться переговоры между Министерствами труда Таджикистана и России о судьбе мигрантов, которые на протяжении многих лет трудятся на территории РФ. Речь идет о тех гражданах Таджикистана, которые легально устроились на работу в России, платят налоги, имеют социальную страховку и официально получают заработную плату. Вопрос решается о том, чтобы и пенсию им выплачивала страна, где они трудятся легально многие годы, и отработали необходимый для получения пенсионных выплат стаж.

Планируется завершить решение вопроса и подготовку окончательного проекта соглашения к следующему году. Не только Таджикистану, но и России выгодно такое сотрудничество: ухудшение демографической ситуации уже сейчас сказывается на экономике. Работающие легально мигранты смогут восполнить недостаток рабочей силы, а отчисления с их зарплат заметно пополнят социальные фонды.

Чтобы закон представить на утверждение необходимо уладить несколько пунктов, противоречащих российскому законодательству. Один из них – размер зарплат граждан РТ: они получают меньше за ту же работу, чем представители других стран СНГ.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 25 июня 1993 года №796

О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 01.02.1996 г. №223, 22.05.1998 г. №622, 13.11.1998 г. №696, 14.05.1999 г. №748, 03.09.1999 г. №832, 11.12.1999 г. №911, 02.12.2002 г. №76, 02.12.2002 г. №84, 25.07.2005 г. №104, 30.07.2007 г. №333, 06.10.2008 г. №442, 05.10.2009 г. №554, 26.12.2011 г. №789, 16.04.2012 г. №823, 03.07.2012 г. №853, 18.03.2015 г. №1199)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан гарантирует всем гражданам, проживающим в Республике Таджикистан, право на материальное обеспечение в старости и в других случаях путем предоставления трудовых и социальных пенсий, предусмотренных настоящим Законом.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого гражданина республики, исключая уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с увеличением или уменьшением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности экономики республики.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Право граждан на пенсионное обеспечение

Граждане Республики Таджикистан имеют право на пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законом.

Проживающие в Республике Таджикистан граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Таджикистан.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 2. Виды пенсий

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

- по возрасту (по старости) (в дальнейшем именуются - пенсии по возрасту);

- по случаю потери кормильца;

б) социальные пенсии.

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, при соблюдении других условий, предусмотренных Законом:

а) работающие на основании трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, либо на основании членства в колхозах и других кооперативах (в дальнейшем именуются предприятия и организации, если оговорено иное) - при условии уплаты предприятиями и организациями страховых взносов в уполномоченный орган;

б) занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном дехканском (фермерском) хозяйстве, а также индивидуальной предпринимательской деятельностью на основании патента или свидетельства - при условии уплаты страховых взносов в уполномоченный орган;

в) члены творческих союзов, а также другие творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, - при условии уплаты страховых взносов в уполномоченный орган;

г) другие лица подлежащие государственному социальному страхованию;

д) работники военизированных формирований, не подлежащие государственному социальному страхованию, лица начальствующего и рядового состава Службы связи при Правительстве Республики Таджикистан;

е) учащиеся высших и средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспиранты и клинические ординаторы, докторанты;

ж) лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, либо в связи с выполнением долга гражданина Республики Таджикистан по спасению человеческой жизни, по охране государственной, коллективной собственности, собственности граждан и правопорядка;

з) лица, осуществляющие уход за инвалидами 1 группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшем 80-летнего возраста;

и) члены семей лиц, указанных в настоящей статье, и пенсионеры из числа этих лиц - в случае потери кормильца.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и служащих военизированных формирований, не подлежащих в соответствии с законодательством Республики Таджикистан государственному социальному страхованию, и членов их семей, устанавливаются Законом Республики Таджикистан "О пенсионном обеспечении военнослужащих". Им также предоставляется право на получение пенсии в порядке, установленном настоящим Законом. В этом случае выплата пенсии, назначенной в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О пенсионном обеспечении военнослужащих", прекращается.

(Текст статьи 4 изложен в новой редакции в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4-1. Лица, имеющие право на досрочную пенсию

Право на досрочную пенсию за один год до наступления пенсионного возраста имеют граждане, которые по независящим от них причинам оказались безработными и имеют право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, мужчины - при стаже не менее 25 лет, женщины при стаже не менее 20 лет.

Государственным служащим, освобождённым от государственной должности при ликвидации, реорганизации и реструктуризации государственного органа, сокращении численности или штатных единиц государственных служащих, при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин, 20 лет для женщин, из них не менее 10 лет стажа государственной службы, предоставляется право выхода на пенсию на два года раньше установленного законодательством Республики Таджикистан срока.

Пенсия, установленная досрочно для безработных, в случае поступления указанных пенсионеров на работу, не выплачивается. После достижения такими лицами пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих основаниях, выплата им пенсии производится в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.

(В статью 4-1 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4-2. Пенсионное обеспечение государственных служащих
Статья 5. Лица, имеющие право на социальную пенсию

Право на социальную пенсию имеют все нетрудоспособные граждане независимо от социальной принадлежности на условиях, определяемых настоящим Законом.

Статья 6. Право выбора пенсии

Лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 7. Обращение за назначением пенсии

Обращение за назначением пенсии осуществляется в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Статья 8. Средства на выплату пенсий. Освобождение пенсий от налогов

Выплата пенсий осуществляется из уполномоченного органа.

Пенсии не подлежат обложению налогами.

Денежные средства уполномоченного органа включается в доходы и расходы государственного бюджета отдельным разделом бюджетной классификации используются по целевому назначению, изъятию не подлежат.

Статья 9. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение по настоящему Закону производится органами социального обеспечения социальной защиты населения.

Управление уполномоченным органом и государственная экспертиза условий труда по вредности и тяжести осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Правительством Республики Таджикистан. Единообразное применение настоящего Закона определяется Верховным Советом Республики Таджикистан.

Статья 10. Вопросы, относящиеся к ведению Совета Министров Правительства Республики Таджикистан

К ведению Совета Министров Правительства Республики Таджикистан помимо вопросов, предусмотренных в настоящем Законе, относятся также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельных категорий граждан, с соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.

Раздел II. Трудовые пенсии. Пенсии по возрасту

Статья 11. Условия назначения пенсий

Право на пенсию по возрасту имеют:

с 1 июля 2001 года:

- мужчины - по достижении 61 года и при стаже работы не менее 25 лет;

- женщины - по достижении 56 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

с 1 июля 2002 года:

- мужчины - по достижении 62 года и при стаже работы не менее 25 лет;

- женщины - по достижении 57 лет при стаже работы не менее 20 лет;

с 1 июля 2003 года:

- мужчины - по достижении 63 лет при стаже работы не менее 25-лет;

- женщины - по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 12. Льготные пенсии, связанные с особыми условиями труда

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту независимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, и по результатам аттестации рабочих мест:

- мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

- женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет и 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, и по результатам аттестации рабочих мест:

- мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев на указанных работах;

- женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного в статье 11 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах и совхозах, - мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

г) женщины, работающие в качестве тракториста-машиниста, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, - по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 15 лет на указанной работе;

д) женщины, работающие в качестве доярок (операторов машинного доения), свинарей-операторов в колхозах, совхозах, по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Правительством Республики Таджикистан;

е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца, и на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

Мужчины, занятые в течение полного сезона на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет. При этом до достижения мужчинами пенсионного возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выплату пенсии производить за счет средств колхозов и совхозов;

ж) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

з) водители пассажирского и грузового транспорта по перечню, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан:

- мужчины - по достижении 55 лет при общем стаже работы не менее 25 лет, из них 15 лет непосредственно на указанных работах;

- женщины - по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет непосредственно на указанных работах.

При этом до достижения ими пенсионного возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выплату пенсии производить за счет средств предприятий.

и) рабочие локомотивных бригад и отдельные категории работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте - по Спискам профессий и должностей, утверждаемым Правительством Республики Таджикистан;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Подробно объясняем, как оформить пенсию в Таджикистане и тем, кто работает в стране и трудовым мигрантам.

Если хотите получить хорошую пенсию, вы должны получать белую зарплату и постараться добиться высоких государственных наград и званий.

В Таджикистане давно существует практика неформальной занятости трудоспособных людей, которые получают неофициальную зарплату. Это негативно влияет на финансовую устойчивость пенсионной системы и становится предметом спора при начислении пенсий. Люди часто жалуются, что в свое время получали хорошую зарплату, а пенсия вышла по минимуму.

Так вот, размер будущей пенсии зависит исключительно от официальной заработной платы.

Оплата труда является основой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование и основным источником формирования страховых пенсий граждан.

Нелегальными являются выплата так называемых «черных» и «серых» зарплат. В первом случае сотрудник не оформляется официально и получает деньги “в конверте”. Она не облагается налогами и сотрудник не защищен законом.

Во втором случае сотруднику платят «минималку» и с этой суммы оплачиваются налоги, а остальное добавляют конвертом. Подобная схема считается самой распространенной в частном бизнесе.

Как отметил на февральской пресс-конференции директор Агентства социального страхования и пенсии Дилмурод Давлатзода, мизерные пенсии у наёмных сезонных работников, членов ДФХ, индивидуальных предпринимателей, которые работают на основе патентов и свидетельств.

А теперь более детально о том, как начисляются пенсии.

От чего зависит начисление пенсии?

В соответствии со статьёй 13 закона «О страховых и государственных пенсиях» исчисление размера страховой пенсии зависит от уплаченных взносов на пенсионное страхование за весь период трудовой деятельности застрахованного лица; показателей инфляции за периоды с 1999 по 2020 год (если вы оформляетесь в этом году) и трудового стажа, приобретенного до 1 января 1999 года и периода ожидаемой выплаты, равного 180 месяцам.

При выходе на пенсию раньше учитывали среднюю зарплату за последние годы работы. А как сейчас?

Раньше пенсия исчислялась согласно статье 71 Закона «О пенсионном обеспечении граждан». Согласно этой статье, для исчисления пенсии учитывался стаж за 24 последних месяца подряд перед оставлением работы. А для продолжающих работать - за 24 последних месяца работы подряд перед обращением за пенсией, либо за любые 5 лет работы подряд (по выбору обратившегося).

Ныне по закону «О страховых и государственных пенсиях» пенсия рассчитывается исходя из общего объема уплаченных страховых взносов за весь период трудовой деятельности, скорректированного на показатели инфляции.

Работая в совершенно одинаковых условиях, работники выходят на пенсию с разными начислениями – одному платят больше, другому меньше. Как это происходит?

Одинаковые условия подразумевают выход работников на пенсию с одинаковым трудовым стажем до 1 января 1999 года, одинаковой зарплатой после 1 января 1999 года и уплатой страховых взносов; одним временем выхода на пенсию; расчету размера пенсии по нормам одного и того же закона о пенсиях; наличия особых заслуг перед государством.

Если все условия выхода одинаковы, то размер пенсии не может различаться.


Какая самая меньшая сумма пенсий, а какова самая высокая? Существует ли потолок?

В соответствии со ст. 31 закона «О страховых и государственных пенсиях» самый низкий размер социальной пенсии составляет 60% от базовой пенсии, что составляет 108 сомони. Самый высокий размер страховой пенсии по состоянию на 1 января 2020 года - 3 790 сомони. Ограничение на размер страховой пенсии не предусмотрено законом.

Как начисляется пенсия самозанятым людям и трудовым мигрантам?

Лицам, осуществляющим индивидуально-предпринимательскую деятельность, страховая пенсия назначается по нормам закона «О страховых и государственных пенсиях» на общих основаниях.

Трудовым мигрантам пенсия назначается на основании соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года.

Для этого они должны представить в уполномоченный орган по начислению и выплате пенсий, подтверждающие документы о страховом стаже и уплате взносов на социальное страхование.

В соответствии со ст. 6 Соглашения исчисление пенсий производится по месту жительства из заработка (дохода) за период работы, которая засчитывается в трудовой стаж.

Какие надбавки к своим пенсиям получат заслуженные люди?

Лица, имеющие государственные награды, имеют право на получение надбавки к пенсии в соответствии с Законом "О государственных наградах Республики Таджикистан".

Лицам, удостоенным звания «Кахрамони Точикистон» (Герой Таджикистана), производится ежемесячная 100-процентная надбавка к назначенной им пенсии.

Гражданам, награжденным орденом «Ситораи Президенти Точикистон» (Звезда Президента Таджикистана), независимо от других надбавок к пенсиям, производится ежемесячная надбавка к назначенной пенсии в размере 50% (для I степени), 40% (для II степени), 30% (для III степени).

Обладателям ордена «Зарринтодж» дают 40% (для I степени), 30% (для II степени) и 20% (для III степени).

Награжденные орденом «Исмоили Сомони» получают надбавку - 35% (для I степени), 25% (для II степени), 15% (для III степени).

Гражданам, имеющим почетные звания народного поэта, певца, артиста, художника, заслуженного работника, деятеля культуры, науки и техники надбавка состоит 20%, заслуженному артисту Таджикистана положены надбавки к пенсии в размере 15%, почетному донору - 10%.


И еще, что важно знать!

Выдержки из Закона РТ «О страховых и государственных пенсиях»:

Из статьи 11. Формирование и обеспечение страховых пенсий

1. Страховая пенсия назначается и выплачивается гражданам Республики Таджикистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в республике, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования.

Из статьи 17. Исчисление страхового стажа для назначения страховой пенсии

1. В страховой стаж для определения права на страховую пенсию засчитываются периоды трудовой деятельности, за которые застрахованным лицом (или за него) уплачивались взносы по обязательному пенсионному страхованию.

Из статьи 22. Исчисление страховой части страховой пенсии по возрасту

1. При назначении страховой пенсии по возрасту используются сведения о страховом стаже, объеме условного пенсионного капитала, суммах пенсионных накоплений в специальной части индивидуального лицевого счета и другие сведения, представление которых требуется настоящим Законом.

Из статьи 31. Размер социальных пенсий

1. Социальные пенсии назначаются лицам, имеющим право на её получение, в следующих размерах:

а) социальная пенсия по возрасту – 60 процентов установленного размера базовой пенсии;

б) социальная пенсия по инвалидности:

- инвалидам I группы и инвалидам I и II групп с детства, детям – инвалидам до 18 лет – 100 процентов установленного размера базовой пенсии;

- инвалидам II и III групп, инвалидам с детства III группы – 60 процентов установленного размера базовой пенсии.

в) социальная пенсия по случаю потери кормильца:

- на детей до 18 лет, лишившихся отца или матери (учащихся образовательных учреждений с дневной формой обучения до окончания названных заведений, но не более 23 лет) на одного ребенка – 60 процентов, на двух детей – 90 процентов, на трех и более детей – 120 процентов установленного размера базовой пенсии;

- на детей, лишившихся обоих родителей (учащихся образовательных учреждений с дневной формой обучения до окончания названных заведений, но не более 23 лет), на одного ребенка - 100 процентов, на двух детей – 150 процентов, на трех и более детей – 200 процентов установленного размера базовой пенсии.

2. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, социальная пенсия по инвалидности вследствие военной травмы назначается в следующих размерах:

- инвалидам I и II группы - в размере 100 процентов установленной базовой пенсии;

- инвалидам III группы - в размере 80 процентов установленной базовой пенсии.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, назначается в размере 100 процентов установленной базовой пенсии.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Imo, Whatsapp, Telegram, Viber по номеру +992 93 792 42 45.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Читайте также: