Права пожилых граждан и инвалидов на пенсию

Тема: Пенсионное обеспечение лиц пожилого возраста и инвалидов в РФ

Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.

Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов.

Виды пенсий.

Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным, прежде всего, остановиться на право­вых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составля­ющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе адми­нистрации. Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду меж­дународно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольне­ние работников только по той причине, что они достигли пен­сионного возраста является антиконституционным актом.

Пенсионное законодательство, представленное Федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста. Выход на пенсию - ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина, и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.

Действующее пенсионное законодательство многократно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.

Так, пенсии по Закону «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г. назначаются не только лицам, работающим (работавшим) по трудовому договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.

Закон 1990 г. ввел новый порядок финансирования расходов на пенсии, Образован Пенсионный фонд РФ, средства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.

Согласно Закону 1990 г. размер пенсии зависит не только от индивидуального заработка работника, но и от продолжительности его трудового стажа (ст. 16—18). В дополнение к этому предусмотрен порядок определения заработка для исчисления пенсии, которой позволяет будущему пенсионеру сделать выбор (ст. 102). Кроме того, в заработок для исчисления пенсии включается все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязательств), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 100).

Впервые вышеназванным Законом введена социальная пенсия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста, либо призванный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию.

Как факт дополнительной социальной поддержки для определенного круга граждан старшего поколения следует рассматривать возможность одновременного получения двух пенсий, предусмотренную ст. 5 названного Закона.

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пен­сионного законодательства, работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пенсии в период работы получают в полном размере.

Важным нововведением является судебный порядок разрешения споров по пенсионным вопросам (ст. 129).

Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

В перечне социального законодательства—Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 12 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.).

Это—один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии, пенсии на льготных основаниях. Наряду с пенсией по старости Закон выделяет трудовые пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.

Право на получение двух пенсий имеют родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной - 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не ме­нее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

• Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социали­стического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней - на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• чемпионам Олимпийских игр - на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• участникам Великой Отечественной войны - на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным - на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями - на 100% мини­мального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства дети-инвалиды до 16 лет дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия -это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости:

- инвалидам III группы - в размере 1/2 пенсии.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляются за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выпла­чивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляции. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пен­сионного обеспечения.

У пенсионеров в России имеется различная поддержка. Она заключается не только в гарантированной пенсии, но других мерах, закреплённых в законодательстве. К сожалению, не все граждане осведомлены о своих правах.

В данной статья я постарался собрать наиболее распространённые меры поддержки пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста.

Права пенсионеров и лиц предпенсионного возраста в России.

1. Право на пенсию.

Самая распространённая мера поддержки со стороны государства - выплата пенсии, лицам достигшим определённого возраста.

Выплачиваемых государством денег не хватает для полноценного проживания, существуют также иные меры поддержки. Размер пенсии у граждан различается, зависит от трудового стажа, накопленных балов и возраста выхода на пенсию.

2. Право работать и получать пенсию.

Уволить гражданина достигшего определённого возраста никто не имеет права. Право на труд одно из основополагающих прав человека и гражданина.

Пенсионер вправе решить, продолжать ли ему трудиться или нет.

В данном случае, гражданин может выбрать: продолжить работать и получать пенсию; уволиться и получать пенсию; продолжить работать и отложить выход на пенсию.

Пенсия за работником сохраняется. Единственное, что теряет пенсионер, право на индексацию пенсии. С января 2020 года индексация - 6,6%.

Многие граждане, чтобы получить индексацию, уволились в 2019 году, затем в 2020 году снова выйдут на работу.

Но нужно помнить, что некоторые льготы положены только не работающим пенсионерам. Следует поставить в известность ПФР, что вы работаете, иначе может наступить ответственность.

3. Право на алименты.

Трудоспособные дети обязаны содержать и заботиться о своих родителях. Данная норма предусмотрена Семейным Кодексом РФ, статьёй 87.

Это касается также лиц достигших предпенсионного возраста, 60 лет мужчины, 55 лет женщины.

Алименты можно получить в твёрдой денежной форме, в виде ежемесячной выплаты. Если дети отказываются поддерживать родителей, то родители вправе обратиться в суд, для присуждения алиментов в судебном порядке.

Помимо детей, поддерживать пенсионеров обязаны также: супруги, в том числе бывшие; братья и сёстры, если нет детей и супругов; внуки, если нет детей и супругов; пасынки и падчерицы.

4. Право брать выходной для ежегодной диспансеризации.

Пенсионер может ежегодно брать за счёт работодателя два дня для прохождения диспансеризации.

Работодатель не может отказать пенсионеру в данном праве.

Следует взять соответсвующие справки в поликлиники и предупредить работодателя заранее, чтобы не было прогула.

5. Право уволиться без отработки.

Работник может прекратить трудовые отношения с работодателем, уведомив его за четырнадцать дней. Но пенсионеры вправе прекратить работу сразу при направлении уведомления, без отработки положенного времени.

Важный момент, пенсионер может неоднократно пользоваться данным правом, если он снова начинает свою трудовую деятельность. Увольнение всегда будет без отработки.

6. Право на надбавки к пенсии.

Дополнительная денежная поддержка со стороны государства выражается в предоставлении надбавки к пенсии отдельным категориям граждан. У данных лиц пенсия будет выше.

Право на надбавку имеют: лица старше 80 лет; сельские жители; инвалиды; лица с определённым непрерывным трудовым стажем; жители Крайнего Севера; пенсионеры с иждивенцем.

В некоторых случаях страховая часть пенсии увеличивается в два раза.

7. Право докупить пенсионный стаж и баллы.

Неприятность может случиться тогда, когда работодатель не платил пенсионных отчислений в бюджет. Также это касается тех, кто работал не официально или кому не хватает пенсионного стажа и баллов.

В этом случае можно сделать взнос для покупки стажа и баллов. В 2020 году платёж составит порядка 32 тыс. рублей. Необходимо заключить договор по добровольному пенсионному страхованию. Приобретается не более половины требуемого стажа и баллов.

8. Право на социальную пенсию.

Если трудового стажа и баллов не хватает, то можно рассчитывать на социальную пенсию. Она положена всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Её выплачивают на 5 лет позже, чем страховую пенсию. Размер такой пенсии составляет не более 10 тыс. рублей.

9. Право на обязательную долю в наследстве.

Данным правом обладают также лица достигшие предпенсионного возраста. Гражданским Кодексом РФ, статьёй 1149, предусмотрена обязательная доля в наследстве, это не менее половины доли, которая причиталась бы при наследовании по закону. Право сохраняется, даже если есть завещание.

10. Право платить меньше налогов.

Законодатель освободил пенсионеров от уплаты налога на доход в виде получения пенсии (социальной, страховой, накопительной).

Также пенсионеры имеют льготы по уплате земельного налога и транспортного.

Освобождаются от уплаты налога на имущество, в отношении одного объекта каждого вида: участок меньше 6 соток, квартиры, гаража, дома и его части, комнаты, творческой мастерской, хозяйственной постройки.

11. Право выхода в отпуск, без права на отказ работодателем.

Брать отпуск на четырнадцать дней можно в любое время, достаточно просто уведомить работодателя об этом. Всем остальным требуется согласие, а пенсионеру отказать не вправе. Для получения отпуска необходимо написать заявление.

12. Получать пенсию находясь за границей.

Получать выплату можно не только на карту "Мир" в данном случае. Однако необходимо ежегодно подтверждать Пенсионному Фонду России, что вы живы. Сделать это можно лично обратившись в ПФР, или направив в ПФР удостоверенное нотариусом уведомление.

13. Право на налоговый вычет при покупке жилья.

Пенсионерам предоставляется три года, за которые они могут получить налоговый вычет. При покупке квартиры, жилого дома или земельного участка, можно вернуть выплаченный государству НДФЛ за три года (у всех остальных граждан срок меньше). Но не более 13 % от 2 млн. рублей (стоимости приобретённой недвижимости).

14. Льготы по оплате проезда и услуг ЖКХ.

Пенсионеры имеют право на получение субсидий на оплату коммунальных услуг, льготы по оплате взносов на капитальный ремонт, компенсацию жителям Крайнего Севера по проезду в места отдыха.

Также многие регионы предоставляют пенсионерам право бесплатного проезда в транспорте. Для некоторых проездов предоставляется скидка.

В органах социальной защиты в месте вашего проживания можно узнать о всех предоставляемых льготах и правах.

Многие пенсионеры имеют право на бесплатную путёвку в санаторий или гостиницу, для осуществления ежегодного отдыха и лечения.



  • Признание факта нетрудоспособности
  • Трудовая пенсия по инвалидности
  • Кто имеет право на государственную пенсию по инвалидности
  • Перечень документов
  • Размеры
    • Размеры выплат
  • Право пожилых и инвалидов на получение пенсии:

Оформление пенсии по инвалидности представляет собой процедуру обращения гражданина, признанного инвалидом, в Пенсионный фонд РФ с просьбой о назначении соответствующего вида обеспечения с приложением требуемых документов.

Инвалид – человек, признанный таковым из-за проблем со здоровьем, которые ограничивают возможности его жизнедеятельности.

Инвалиды могут получать один из трех видов пенсий:

  • социальная - инвалидам с детства;
  • трудовая;
  • государственная по инвалидности.


Признание факта нетрудоспособности

Прежде чем начать оформление необходимо подтвердить справедливость притязаний, то есть то, что человек действительно имеет серьезные проблемы со здоровьем и не может вести ту же полноценную жизнь, что и здоровые люди.

Процесс установления нетрудоспособности начинается с диагностики, курса лечения и реабилитации в медицинских учреждениях. Только после этого будет выдано направление на МСЭ (медико-социальную экспертизу), на которую вправе направить:

  • клинико-экспертная комиссия ЛПУ (от районной поликлиники);
  • органы соцзащиты;
  • отделение ПФР (Пенсионного фонда).

При прохождении МСЭ нужно предъявить:

  • паспорт обследуемого или его представителя;
  • заявление о прохождении экспертизы;
  • направление на МСЭ.

По результатам экспертизы человеку, признанному инвалидом выдают:

  • справку-выписку из акта освидетельствования;
  • индивидуальную программу реабилитации (ИПР).

МСЭ определяет группу инвалидности: I группа устанавливается сроком на 1 год, II и III – на 2 года с последующим переосвидетельствованием, тех, кто младше 18 лет, относят к категории «ребенок-инвалид».

После установления этого факта нужно обратиться в ПФР за назначением обеспечения соответствующего вида.

Трудовая пенсия по инвалидности

За этим видом обеспечения могут обратиться лица, ставшие нетрудоспособными из-за:

  • профессионального заболевания;
  • трудовой травмы;
  • иного заболевания.

Для назначения данных выплат установлены следующие ограничения:

  • обратившийся должен быть инвалидом;
  • нетрудоспособность не может быть следствием совершения этим человеком уголовного преступления или предумышленного нанесения травмы самому себе;
  • наличие хотя бы 1 дня стажа.

В ПФР следует предъявить:

  • паспорт;
  • документы, подтверждающие установление указанных проблем;
  • трудовую книжку либо иное подтверждение трудового стажа, выданное работодателем.

Первые два документа следует предоставить и при притязании на социальную выплату.

Также могут затребовать:

  • сведения о среднемесячном доходе за 5 лет подряд (разрешено выбрать любой период, но до 01.01.2002 г.);
  • подтверждение наличия нетрудоспособных иждивенцев;
  • бумагу, свидетельствующую о месте имеющейся регистрации или фактического пребывания за границей или в России;
  • свидетельства о смене имени, отчества либо фамилии.

Кто имеет право на государственную пенсию по инвалидности




Данный вид дохода выплачивается ежемесячно тем, кто признан инвалидом. Она назначается при условии наличия определенного трудового стажа, но в отдельных случаях наличие стажа учитываться не будет.

Ее назначают людям:

  • пострадавшим в техногенных или радиационных катастрофах;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • отмеченным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • военнослужащим;
  • космонавтам.

Указанный вид обеспечения назначается военнослужащему, если он стал инвалидом:

  • во время службы по призыву;
  • в течение трех месяцев после увольнения из армии;
  • по прошествии трех месяцев со дня ухода в отставку (в запас), если причиной проблем со здоровьем стали ранение, увечье, контузия или иное заболевание, полученные еще во время службы.

Если нетрудоспособность стала следствием противоправных действий военнослужащего, он сможет претендовать только на социальную выплату.

Для того, чтобы получить данный вид обеспечения как инвалиду ВОВ или жителю блокадного Ленинграда необходимо соблюдение ряда условий:

  • наличие соответствующего статуса по 5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. (для инвалидов ВОВ см. ст. 2, п. 1, пп. 1, ппп. а-ж, и);
  • наличие инвалидности, если она не является следствием противоправных действий гражданина.

Перечень документов

Документы необходимые для оформления выплат по инвалидности военнослужащим:

  • паспорт;
  • бумаги, подтверждающие факт и сроки нахождения на военной службе;
  • документы, подтверждающие наличие проблем со здоровьем.

Дополнительно могут запросить предоставить:

  • документальное подтверждение того, что нетрудоспособность есть следствие заболевания или травмы, полученной во время службы в армии или в определенные временные периоды после увольнения (условия назначения перечислены выше);
  • сведения об имеющихся нетрудоспособных членах семьи.

Если человек признан пострадавшим от катастрофы (радиационной или техногенной), надлежит предоставить:

  • паспорт;
  • документы, подтверждающие факт наличия сложностей со здоровьем, а также уровень ограничений к трудовой деятельности;
  • подтверждение того, что нетрудоспособность наступила в результате Чернобыльской катастрофы (аварии на ЧАЭС) или иной катастрофы.

Для этой категории наличие стажа не является обязательным условием. Они вправе отказаться от данного вида обеспечения в пользу трудовой пенсии.

Размеры

Размер военной пенсии устанавливается в процентах от размера социальной пенсии (см. таблицу).

Размеры выплат

Группа Процент размера социальной пенсии
По военной травме
I 300
II 250
III 175
По заболеванию, полученному во время службы в вооруженных силах
I 250
II 200
III 150
По проблемам со здоровьем, появившимся в результате различных катастроф
I 250
II 250
III 250-125
По участию в ВОВ
I 250
II 200
III 150
В связи с награждением знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
I 200
II 150
III 100

Если у гражданина находятся на иждивении нетрудоспособные члены семьи – то размер социальной выплаты, принятой к расчету, увеличивается на 1 441,25 рубль на каждого (учитывается не более трех человек).

Размер пенсии по инвалидности для космонавтов определяется в процентах от денежного довольствия (заработка):

  • при I-II группе – 85%;
  • III группе – 50%.

Расчет пенсии по инвалидности предусматривает учет «северных» коэффициентов, но при смене места жительства данная льгота может быть утрачена (если переезд произошел в местность с более мягким климатом).

Люди вправе получать и государственную выплату по инвалидности, и трудовую по старости, если они:

  • стали нетрудоспособными по военной травме;
  • являются участниками ВОВ (см. ограничения, указанные выше);
  • находились в блокадном Ленинграде.

Космонавты вправе рассчитывать и на указанные выплаты, и на пенсионное обеспечение по выслуге лет или выплаты по инвалидности вкупе со страховой частью трудовой пенсии.

Право пожилых и инвалидов на получение пенсии :

Граждане пожилого возраста (пенсионеры) - граждане, достигшие возраста, установленного российским законодательством для назначения пенсии по старости.

Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий” с 1 января 2019 года предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается переходный период с 2019 по 2023 год по окончании которого возраст выхода на пенсию составит 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).

Меры социальной поддержки пенсионеров установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет", другими нормативно-правовыми актами и на федеральном уровне включают:

  • Индексация страховых пенсий
    • Осуществляется как мера компенсации инфляционных издержек неработающим пенсионерам.
    • Индексация пенсий работающим пенсионерам
  • Социальная доплата к пенсии
    • Предоставляется в таком размере, что общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.
  • Социальная пенсия по старости
    • Устанавливается гражданам, достигшим в 2019 году возраста 65 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев (соответственно мужчины и женщины) и постоянно проживающим в Российской Федерации.
  • Увеличение размера пенсионного обеспечения после 80 лет
    • Предусмотрено законодательством по достижению 80-летнего возраста граждан, получающих страховую пенсию по старости.
  • Налоговые льготы пенсионерам
    • Предусмотрены Налоговым Кодексом РФ в отношении имущественного и земельного налогов.
  • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста
    • Предоставляется нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные льготы пенсионерам, не относящимся к льготным категориям, которые финансируются региональными бюджетами.

В частности, в регионах пенсионерам предоставляется право на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси и маршрутного такси).

Подробнее с региональными льготами пенсионерам можно ознакомиться в разделе "Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах" по своему региону проживания.

Экономист Жуковский: Пенсионная система России по сути — банкрот

В последнее время многие пенсионеры перестали получать социальные доплаты к пенсиям, которые когда-то были назначены им соцзащитой. А в ряде случаев некоторые пожилые люди и вовсе получают иски в суд, где им вменяется «неосновательное обогащение».

Социальные льготы имеют важное значение для человека, собирающегося выходить на пенсию. Большая часть привилегий для пенсионеров устанавливается местными властями. Депутат Госдумы Светлана Бессараб в интервью Федеральному агентству новостей назвала категорию граждан, которым положены федеральные льготы.

6 минут Ирина Смирнова 2639


  • Что такое социальное обеспечение инвалидов в РФ
  • Что нужно знать о соцвыплатах для недееспособных лиц
  • Понятие страховой пенсии по инвалидности
  • Пенсия по гособеспечению
  • Социальная пенсия
  • Предоставление набора соцуслуг
  • Видео по теме

Недееспособные граждане, которые испытывают определённые функциональные затруднения в виду своего физического состояния, имеют статус незащищённости в обществе. Их отклонения от общей нормы и недостаточное развитие, вызванное заболеванием, отделяет их от социума. Для снижения разобщённости между человеком с ограниченными возможностями и обычными людьми государство разработало систему, которая направлена на социальное обеспечение инвалидов. По данным Росстата в стране насчитывается около 12,3 миллионов граждан с закреплённым статусом инвалида.

Что такое социальное обеспечение инвалидов в РФ

Поскольку жизнедеятельность этих особенных людей не осуществима, по сравнению с остальными, задача государства предоставить помощь этим индивидуумам. Форма госпомощи, которая целенаправленно предназначена для выравнивания общественного положения всех граждан, определяется как социальное обеспечение. Предназначена эта помощь для определённых людей, которые при наступлении юридических оснований попадают в круг незащищённых лиц.

Чёткого определения понятия термина «соцобеспечение» законодательством не закреплено. Важны базовые признаки направления такого федерального сопровождения. Основным юридическим нормативом, который регулирует права личности на соцобеспечение, есть ФЗ «О соцзащите инвалидов РФ».

В разрезе оказания помощи инвалидам предусмотрено несколько групп соцобеспечения в рамках общественных отношений.

К ним относятся такие виды социального обеспечения:

  • Материальные возмещения, которые выражаются во всех видах пенсий, различных пособий и положенных по закону компенсационных сумм.
  • Медицинская и социальная помощь. В эту категорию входит медпомощь, предоставление лекарственных препаратов, курортное оздоровление, обслуживание недееспособных людей.

Госпомощь может носить имущественный характер или выражаться в виде психологической или юридической поддержки.

В зависимости от источника финансирования соцвозмещений, существуют следующие виды правовых отношений:

  • за счёт бюджетных фондовых средств. Классифицируется как отношения по гособеспечению и государственному соцстрахованию;
  • получение обеспечения происходит из негосударственных средств.

Меры помощи неимущественного характера закрепляет постановление 240 о порядке обеспечения инвалидов. Законодательный акт реализовывается в системе ИПРА и носит заявительный характер. Согласно постановлению, в действующих рамках документа недееспособный человек имеет право обратиться в региональное отделение ФСС для получения необходимого ТСР.

Что нужно знать о соцвыплатах для недееспособных лиц

Граждане, которые в установленном законом порядке были признаны как нетрудоспособные имеют право на содержание по одному из видов пенсионных выплат:

  • Страхового оформления.
  • Государственная форма.
  • Социального характера.

Отдельные недееспособные лица, при наличии соответствующих показаний, имеют право на принятие денежных сумм в повышенном объёме каждый месяц. Инвалиду полагаются соцвыплаты, состоящие из нескольких частей. Одна компонента осуществляется ПФ РФ, другая – органами исполнительной власти регионального значения. При этом суммы, закреплённые за ПФ, фиксированные. Региональные компенсации разнятся в зависимости от наполнения бюджета субъектов. Эти суммы можно узнать только в местных отделениях соцзащиты.

Уход за недееспособным человеком подлежит денежной помощи со стороны государства. Здесь охватывается не только 1 группа, но и те, которым присмотр рекомендован по медицинским заключениям. Размер компенсации одинаковый по всем регионам РФ.


Презентация к лекции Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_strategiya_pensionnogo_obespecheniya_.pptx 112.1 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Петровск - Забайкальское медицинское училище (техникум)» Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ Преподаватель: МДК 01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами . Лоншакова О.Н

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1 .Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. 2.Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов. 3.Право пожилых и инвалидов на получение пенсии. Условия назначения и порядок выплаты пенсий пожилым и инвалидам.

Нормативно – законодательное регулирование : Конституция РФ; ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ« ФЗ №167 –ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. №2524-р

Статья 39 Конституции РФ гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры и т.д. Каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.

Определение: Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств, для материального обеспечения и обслуживания граждан

Принципы построения социального обеспечения : - всеобщность; - общедоступность; - размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда; - разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг; - демократический характер организации социального обеспечения и его управления.

Основные виды расходов по социальному обеспечению – выплаты пенсий и пособий Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Расчет пенсии по старости: Размер пенсии по старости = БЧ + СЧ+НЧ БЧ – определяется законодательно СЧ = Сумма страховой части (12 месяцев* T ) НЧ = Сумма накопительной части (12 месяцев* T ) T - время дожития (19 лет)

Расчет страховой и накопительной частей Осуществляется для лиц родившихся не ранее: - 1953 г (для мужчин) и - 1957 г. (для женщин). Только для них с 2002 г, часть средств (накопительная часть) переводится на личные накопительные счета. Процент начисления в ПФ (персонифицированный учет) составляет в настоящее время 14%.

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Цель Стратегии - определение направлений и задач по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы. Стратегия определяет на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации.

Инерционный сценарий развития пенсионной системы приведет: невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп пенсионеров . К 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы в Российской Федерации будет снижаться;

обострение проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для среднего класса; нарастание рисков, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов; отсутствие источника и механизма обеспечения сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом их возрастающих объемов; межбюджетные трансферты из федерального бюджета в пенсионную систему на обеспечение ее сбалансированности на период до 2030 года могут увеличиться до 3 процентов валового внутреннего продукта.

Причинами складывающейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе экономические и демографические факторы: макроэкономические параметры, структура занятости, показатели производительности труда, инфляция и невысокие размеры заработной платы; большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы; рост демографической нагрузки в части изменения соотношения застрахованных лиц, за которых осуществляется уплата страховых взносов, и получателей пенсий, а также высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте.

М одернизация основных институтов пенсионной системы . При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели: первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения; третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

Совершенствование тарифно-бюджетной политики В соответствии с законодательством Российской Федерации тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, уплачивающих страховые взносы за наемных работников, в 2012 - 2015 годах установлен в размере 22 процентов с заработной платы, являющейся базой для начисления страховых взносов, и дополнительно 10 процентов с сумм, превышающих эту базу.

Этапы реализации Стратегии В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается: установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ; введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам; изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав; совершенствование системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;

В рамках второго этапа (2014 - 2015 годы) предлагается : совершенствование и уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации; совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования; совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов; формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности; комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ; установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В рамках третьего этапа (2016 - 2030 годы) предлагается: предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав; определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии; стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста; уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан

Ожидаемые результаты Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию. При этом предусматривается: достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате; достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера; достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизация положения в формальном секторе рынка труда и легализация теневого рынка труда, а также повышение производительности труда.

В части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.

Читайте также: