Правовые основы пенсионного обеспечения инвалидов

В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек впервые. Увеличивается количество инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Свыше 120 тыс., человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы. В стране происходят коренные конфигурации в подходах к определению и решению особенностей инвалидности в согласовании с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не лишь лица, у которых снижена либо утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие остальные ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной промышленности и формирование российского рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Очевидна теоретическая и практическая значимость изучения проблем, связанных с особенностями конституционно-правового статуса инвалидов в Российской Федерации, их пенсионным обеспечением. Без всестороннего и глубокого анализа этой проблемы невозможно выстроить систему эффективных мер по улучшению жизни инвалидов, а также выработать правовые нормы, позволяющие инвалидам быть полноправными членами общества.

Целью данной работы является изучение особенностей трудовых пенсий по инвалидности. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

- рассмотреть организационно-правовые основы пенсионного обеспечения инвалидов;

- изучить условия назначения трудовой пенсии по инвалидности, её размер

- проанализировать основные проблемы пенсионного обеспечения инвалидов.

Объектом исследования является пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

Предметом исследования выступают трудовые пенсии по инвалидности.

Структура курсовой работы определена содержанием темы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Условия и порядок признания гражданина инвалидом

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Основания для признания гражданина инвалидом:

1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами;

2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждённых Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма.

В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь отказала гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдаётся справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков, а также переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена бессрочно, проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья, при осуществлении Главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория «ребёнок-инвалид» устанавливается на 1, 2 и 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. Категория "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:

1. Не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций и систем организма;

2. Не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма;

3. При первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в 1 и 2 пунктах, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведённых гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу, подтверждённых данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь;

4. Не позднее 6 лет после первичного установления категории "ребенок-инвалид" в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.

Медико-социальная экспертиза может проводиться по определению суда. Освидетельствование по определению суда проводится бесплатно.

Октябрьский районный суд Красноярска постановил взыскать льготные выплаты бывшему милиционеру, получившему травму при исполнении служебных обязанностей. Бывший сотрудник милиции предъявил в суде иск к Ленинскому РУВД Красноярска о возмещении вреда здоровью и судебных расходов. В иске он заявил, что был уволен из ОВД. Поскольку в соответствии с приказом МВД РФ по Красноярскому краю от 01.07.2010 года районное подразделение ОВД было реорганизовано путем его присоединения к Управлению внутренних дел по Красноярску, все права и обязанности реорганизуемого подразделения перешли к УВД, и ответчиком по делу стало УВД по Красноярску.

Из материалов дела следовало, что истец служил в должности начальника отделения по борьбе с экономическими преступлениями Ленинского РУВД Красноярска. В ноябре 2003 года, осуществляя оперативно-служебную деятельность, он получил травму ноги, повредив мениск коленного сустава. Летом 2006 года военно-врачебная комиссия ГУВД Красноярского края признала сотрудника ограниченно годным к военной службе с выставлением диагноза: военная травма. На основании заключения Главного бюро медико-социальной экспертизы по краю с 1 октября 2006 года ему была установлена третья группа инвалидности с датой переосвидетельствования в августе 2007 года.

В августе 2006 года мужчину уволили со службы по состоянию здоровья, пенсия его составила 3,5 тыс. рублей. После увольнения пенсионер обратился к начальнику РУВД с заявлением о выплате денежной компенсации за период назначения пенсии по инвалидности, составивший один год, однако ему было рекомендовано обратиться в суд. В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД и их семей», с 1 октября 2007 года выплата ему пенсии была прекращена.

Из справки ГУВД по краю о размерах денежного довольствия, которое получал бы истец, продолжая службу, с учетом его увеличения, следовало, что его денежное довольствие за период с октября 2006 по октябрь 2007 года составило бы 225 тыс. рублей.

Разрешая спор, суд указал, что порядок исчисления и выплаты денежной компенсации был определен в Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции», утвержденной Приказом МВД РФ от 31.05.1993 года № 260. В соответствии с п. 22 указанной Инструкции при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученным в связи с осуществлением служебной деятельности и ведущих к увольнению по болезни или ограниченному состоянию здоровья, сотруднику ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере разницы между получаемым на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией. В силу п. 24 названной Инструкции при перерасчете в соответствии с действующим законодательством сумм назначенных и выплачиваемых пенсий размер денежной компенсации исчисляется с учетом нового денежного содержания, принятого для расчета новой пенсии. Приказ МВД РФ № 805 от 15.10.1999 года, отменивший приказ МВД РФ № 260 от 31.10.1993 года, не предусматривает порядка исчисления и выплаты указанной компенсации. Однако отсутствие механизма реализации нормы не может вести к ущемлению прав сотрудников ОВД, в том числе и истца, на возмещение вреда здоровью, причиненному при исполнении служебных обязанностей.

При таких обстоятельствах суд сделал вывод, что истец как сотрудник милиции, получивший повреждение здоровья при осуществлении служебной деятельности, имеет право на компенсацию - разницу между получаемым на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией, составившей 154,1 тыс. рублей. Октябрьский районный суд Красноярска постановил взыскать с УВД за счет средств федерального бюджета, выделяемых на цели возмещения вреда здоровью сотрудникам ОВД, получившим увечье при исполнении служебных обязанностей, в пользу истца единовременно компенсацию за год 154,1 тыс. рублей, а также судебные расходы по оплате услуг представителя 6 тыс. рублей.

Виды пенсий по инвалидности

правовой инвалид пенсия социальный

Пенсия по инвалидности - государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности - независимо от такого стажа.

В России имеются следующие виды пенсий для инвалидов:

Трудовая пенсия по инвалидности.

Социальная пенсия по инвалидности.

Пенсия по инвалидности.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ (с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Социальная пенсия по инвалидности назначается Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нетрудоспособным гражданам при полном отсутствии у инвалида страхового стажа:

- инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства;

Наступления инвалидности вследствие совершения инвалидом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.

Пенсия по инвалидности назначается:

- участникам Великой Отечественной войны;

- гражданам, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- гражданам, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

Вопросы защиты прав инвалидов прежде всего нашли отражение в Конституции РФ. Например, ст. 37 гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, ст. 40 — право на жилище.
В Конституции РФ не содержится специальных норм об инвалидах, ведь конституционные нормы применяются в равной степени ко всем гражданам государства, проживающим на его территории. Иначе упоминание инвалидов могло бы быть расценено как ущемление прав людей с ограниченными возможностями. Конституция РФ исходит из того, что права каждого человека, независимо от их личных качеств, физических данных или социального статуса, являются равными.
24 сентября 2008 г. Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106) (далее — Конвенция) и приняла на себя серьезные обязательства по обеспечению прав инвалидов. Конвенция о правах инвалидов является документом, который возлагает на государства-участники обязанность комплексно обеспечивать инвалидам гарантии в различных сферах жизнедеятельности. Общими принципами Конвенции провозглашаются:
- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
- отсутствие дискриминации;
- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
- уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
- равенство возможностей;
- доступность;
- равенство мужчин и женщин;
- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (ст. 3).
Россия как участник Конвенции обязалась запретить любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантировать инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве; для поощрения равенства и устранения дискриминации предпринять все надлежащие шаги к обеспечению разумного приспособления (ст. 5). Разумное приспособление означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Важной для российских инвалидов является ст. 28 «Достаточный жизненный уровень и социальная защита» Конвенции о правах инвалидов, которая определяет, что государство принимает надлежащие меры к обеспечению права на социальную защиту, включая меры:
- по обеспечению инвалидам равного доступа к получению чистой воды и по обеспечению доступа к надлежащим и недорогим услугам, устройствам и другой помощи для удовлетворения нужд, связанных с инвалидностью;
- по обеспечению инвалидам, в частности женщинам, девочкам и пожилым лицам с инвалидностью, доступа к программам социальной защиты и программам сокращения масштабов нищеты;
- по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;
- по обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья;
- по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам.
К числу федеральных законов, содержащих важные гарантии социальной защиты инвалидов, относится Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. Л? 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»). В отличие от остальных нормативных актов, он регулирует не отдельные сферы жизни и деятельности инвалидов (трудовые отношения, отношения в области образования, медицинского обеспечения, отношения в жилищной и коммунальной сфере и многие другие), а все эти отношения в комплексе.
Предусмотренные Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» меры социальной защиты инвалидов обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к компетенции субъектов РФ.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» раскрывает конкретный смысл общих норм, которые содержатся в Конституции РФ, а также в Конвенции о правах инвалидов. Например, право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) отражается в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», которая определяет порядок принятия на учет для улучшения жилищных условий, получения жилья, оборудования жилья специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, обеспечение детей-инвалидов, являющихся сиротами или оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет жильем вне очереди и т. п.
Отношения в сфере социального обслуживания инвалидов регулирует также Федеральный закон от 2 августа 1995 г. J\ls 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, раскрываются в Федеральном законе от 12 января 1995 г. Л? 5- ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон «О ветеранах»).
Защита прав и интересов «чернобыльцев» — лиц, принимавших непосредственное участие в ликвидации последствий этой катастрофы, или лиц, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом РФ от 15 мая 1991 г. М 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Пенсионное обеспечение инвалидов осуществляется на основании норм Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ»), а также Федерального закона от 15 декабря 2001 г. Л? 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон * О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). Данными федеральными законами регулируются основания возникновения у инвалидов права на пенсии, порядок назначения, начисления, выплаты трудовых и государственных пенсий.
Помимо федеральных законов предоставление правовых гарантий инвалидам обеспечивается изданием и применением указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, например:
1) Указа Президента РФ от 2 октября 1992 г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;
2) Указа Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» (далее — Указ Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов»);
3) Правил признания лица инвалидом (утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95) (далее — Правила признания лица инвалидом), которыми определены порядок и условия признания лица инвалидом (подробнее о содержании Правил признания лица инвалидом см. в разделе «Как проводится медико-социальная экспертиза»);
4) постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы»;
5) постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280 «О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)"»;
6) постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 523 «О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"» и др. Существует множество подзаконных актов, регулирующих вопросы социальной защиты инвалидов и носящих ведомственный характер. Обычно они издаются исполнительными органами власти для регламентации конкретных действий или алгоритмов действий «на местах» (например, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, рекомендации, порядки).
В целом российское законодательство учитывает, что инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в защите принадлежащих им прав больше, нежели иные категории граждан.

6 минут Ирина Смирнова 2639


  • Что такое социальное обеспечение инвалидов в РФ
  • Что нужно знать о соцвыплатах для недееспособных лиц
  • Понятие страховой пенсии по инвалидности
  • Пенсия по гособеспечению
  • Социальная пенсия
  • Предоставление набора соцуслуг
  • Видео по теме

Недееспособные граждане, которые испытывают определённые функциональные затруднения в виду своего физического состояния, имеют статус незащищённости в обществе. Их отклонения от общей нормы и недостаточное развитие, вызванное заболеванием, отделяет их от социума. Для снижения разобщённости между человеком с ограниченными возможностями и обычными людьми государство разработало систему, которая направлена на социальное обеспечение инвалидов. По данным Росстата в стране насчитывается около 12,3 миллионов граждан с закреплённым статусом инвалида.

Что такое социальное обеспечение инвалидов в РФ

Поскольку жизнедеятельность этих особенных людей не осуществима, по сравнению с остальными, задача государства предоставить помощь этим индивидуумам. Форма госпомощи, которая целенаправленно предназначена для выравнивания общественного положения всех граждан, определяется как социальное обеспечение. Предназначена эта помощь для определённых людей, которые при наступлении юридических оснований попадают в круг незащищённых лиц.

Чёткого определения понятия термина «соцобеспечение» законодательством не закреплено. Важны базовые признаки направления такого федерального сопровождения. Основным юридическим нормативом, который регулирует права личности на соцобеспечение, есть ФЗ «О соцзащите инвалидов РФ».

В разрезе оказания помощи инвалидам предусмотрено несколько групп соцобеспечения в рамках общественных отношений.

К ним относятся такие виды социального обеспечения:

  • Материальные возмещения, которые выражаются во всех видах пенсий, различных пособий и положенных по закону компенсационных сумм.
  • Медицинская и социальная помощь. В эту категорию входит медпомощь, предоставление лекарственных препаратов, курортное оздоровление, обслуживание недееспособных людей.

Госпомощь может носить имущественный характер или выражаться в виде психологической или юридической поддержки.

В зависимости от источника финансирования соцвозмещений, существуют следующие виды правовых отношений:

  • за счёт бюджетных фондовых средств. Классифицируется как отношения по гособеспечению и государственному соцстрахованию;
  • получение обеспечения происходит из негосударственных средств.

Меры помощи неимущественного характера закрепляет постановление 240 о порядке обеспечения инвалидов. Законодательный акт реализовывается в системе ИПРА и носит заявительный характер. Согласно постановлению, в действующих рамках документа недееспособный человек имеет право обратиться в региональное отделение ФСС для получения необходимого ТСР.

Что нужно знать о соцвыплатах для недееспособных лиц

Граждане, которые в установленном законом порядке были признаны как нетрудоспособные имеют право на содержание по одному из видов пенсионных выплат:

  • Страхового оформления.
  • Государственная форма.
  • Социального характера.

Отдельные недееспособные лица, при наличии соответствующих показаний, имеют право на принятие денежных сумм в повышенном объёме каждый месяц. Инвалиду полагаются соцвыплаты, состоящие из нескольких частей. Одна компонента осуществляется ПФ РФ, другая – органами исполнительной власти регионального значения. При этом суммы, закреплённые за ПФ, фиксированные. Региональные компенсации разнятся в зависимости от наполнения бюджета субъектов. Эти суммы можно узнать только в местных отделениях соцзащиты.

Уход за недееспособным человеком подлежит денежной помощи со стороны государства. Здесь охватывается не только 1 группа, но и те, которым присмотр рекомендован по медицинским заключениям. Размер компенсации одинаковый по всем регионам РФ.

Оглавление

Глава 1.:Правовое регулирование страховой пенсии по инвалидности………6

1.1.Понятие и виды страховых пенсий…………………………………………..6

1.2.Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах………………………………………………………………………………15

1.3.Страховая пенсия по инвалидности………………………………………28

Глава 2.:Особенности правового регулирования пенсионного обеспечения по инвалидности…………………………………………………………………….35

2.1.Правила установления инвалидности в Российской Федерации ……….35

2.2.Порядок установления страховой пенсии по инвалидности……………. 44

2.3.Некоторые вопросы, связанных с назначением пенсии по инвалидности лицам, проходившим военную службу в других государствах………………53

Список используемых источников……………………………………………..66

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы, заключается в том, что Россия как демократическое правовое государство провозглашает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. В статье 39 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на социальное обеспечение и одновременно возлагается на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Одна из обязательных государственных гарантий - это страховая пенсия по инвалидности. Численность пенсионеров, получающих страховую пенсию по инвалидности в России, ежегодно увеличивается примерно на один миллион и в 2015г. составила около 13,5 миллионов человек. Инвалиды относятся к тем слоям общества, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Выплата инвалидам страховой пенсии по инвалидности является основным источником их дохода. Страховая пенсия по инвалидности - наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в нашей стране, так и в других странах, так как признание человека инвалидом не зависит от возраста.

В стремительно меняющихся социально-экономических условиях развития общества неизбежно возникает потребность в реформировании пенсионной системы. В Российской Федерации с 1 января 2015г. введен новый порядок исчисления пенсий. Главная цель этих преобразований - обеспечение финансовой сбалансированности пенсионной системы и повышение солидарной ответственности государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения. Связанно это с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом значимости трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В настоящее время происходит переход на новый вид пенсионного обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений в данной области.

Объектом исследования являются социально-правовые отношения возникающие при реализации социальной защиты инвалидов.

Предметом исследования выступают нормы российского права, регулирующие труд и социальное обеспечение инвалидов; нормы международного права, регулирующие защиту прав инвалидов; практика правового применения норм российского трудового права и права социального обеспечения и факторы, влияющие на их эффективность.

Целью исследования является изучение особенностей социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие и виды страховых пенсий.

2.Изучить концепцию инвалидности в международных и российских нормативных актах.

3.Исследовать страховую пенсию по инвалидности

4.Рассмотреть правила установления инвалидности в Российской Федерации

5.Проанализировать порядок установления страховой пенсии по инвалидности.

6. Охарактеризовать некоторые вопросы связанных с назначением пенсии по инвалидности лицам, проходившим военную службу в других государствах

При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: общенаучного дидактического метода познания, универсальных научных методов: структурно-функционального, системно-структурного, статистического, анализа и синтеза, специальных юридических методов:историко-правового, сравнительно-правового, формально-юридического и др..

При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, В.С. Аракчеева, Е.И. Астрахана, К.С. Батыгина, Л.Ю. Бугрова, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, С.Х. Джиоева, Е.А. Ершовой, И.К. Дмитриевой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, И.Я. Киселева, С.И. Кобзевой, К.Д. Крылова, А.М. Куренного, В.М. Лебедева, М.П. Ливицкой, М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова, С.П. Маврина, Е.Е. Мачульской, Т.К.

При написании данной работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс Российской Федерации,Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Глава 1.:Правовое регулирование страховой пенсии по инвалидности

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1861 ;

Контрольная работа

По дисциплине «Правило социального обеспечения»

Трудовые пенсии по инвалидность

Студент группы ОЗС-13 Л.Кристина

Преподаватель Айгуль Шерефзяновна

Чишмы

Введение

В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек впервые. Увеличивается количество инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Свыше 120 тыс., человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.

В стране происходят коренные конфигурации в подходах к определению и решению особенностей инвалидности в согласовании с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не лишь лица, у которых снижена либо утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие остальные ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной промышленности и формирование российского рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Очевидна теоретическая и практическая значимость изучения проблем, связанных с особенностями конституционно-правового статуса инвалидов в Российской Федерации, их пенсионным обеспечением. Без всестороннего и глубокого анализа этой проблемы невозможно выстроить систему эффективных мер по улучшению жизни инвалидов, а также выработать правовые нормы, позволяющие инвалидам быть полноправными членами общества.

Целью данной работы является изучение особенностей трудовых пенсий по инвалидности.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

- рассмотреть организационно-правовые основы пенсионного обеспечения инвалидов;

- изучить условия назначения трудовой пенсии по инвалидности, её размер

- проанализировать основные проблемы пенсионного обеспечения инвалидов.

Объектом исследования является пенсионное обеспечение инвалидов в РФ.

Предметом исследования выступают трудовые пенсии по инвалидности.

Структура курсовой работы определена содержанием темы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, информация сети Интернет и прочие актуальные источники информации.

Организационно-правовые основы пенсионного обеспечения инвалидов

Понятие инвалидности. Условия признания гражданина инвалидом

Трудовой пенсия инвалидность

Инвалидность как юридическая категория вытекает из дефиниций статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. - 1995. - №48. - Ст. 4563., дающей определения понятия «инвалид» и основания определения группы инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, инвалидность - это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Следовательно, инвалидность является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите лица, являющегося инвалидом.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Условиями признания гражданина инвалидом согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» О порядке и условиях признания лица инвалидом : постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) // СЗ РФ. - 2006. - N 9. - Ст. 1018. являются:

? нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

? ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

? необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных выше условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. Для этого необходимо наличие совокупности всех приведенных условий.

Виды пенсий по инвалидности

Пенсия по инвалидности - государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности - независимо от такого стажа.

В России имеются следующие виды пенсий для инвалидов:

- Трудовая пенсия по инвалидности.

- Социальная пенсия по инвалидности.

- Пенсия по инвалидности.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. - 2001. - N 52 (1 ч.). - Ст. 4920., согласно которому право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Социальная пенсия по инвалидности назначается Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. - 2001. - N 51. - Ст. 4831. нетрудоспособным гражданам:

- При полном отсутствии у инвалида страхового стажа:

1) инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства;

- Наступления инвалидности вследствие совершения инвалидом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.

Пенсия по инвалидности назначается:

2) участникам Великой Отечественной войны;

3) гражданам, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

4) гражданам, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) гражданам из числа космонавтов.

Заключение

Пенсия по инвалидности - пенсия, устанавливаемая в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профзаболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа: если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсия требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Признание лица инвалидом производится территориальными бюро государственной службы медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению.

Приказом Министерства здравоохранения утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, в соответствии с которыми устанавливаются степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности.

Проблемы, связанные с инвалидностью (ее понятием, дифференциацией групп инвалидности и степеней ограничения способности к трудовой деятельности, приданием юридического значения такому обстоятельству, как причина инвалидности, и др.), не исчерпываются проблемами только пенсионного обеспечения. Это также проблемы занятости инвалидов в общественном производстве, уровня их жизни, социальной адаптации и др. Новые пенсионные законы, к сожалению, вернули страну в далекое прошлое по ряду из этих принципиальных вопросов. Ныне ясно одно: наличие в семье инвалида является одним из факторов, значительно усугубляющих бедность. Пенсионеры-инвалиды оказываются зачастую даже в более тяжелых материальных условиях по сравнению с пенсионерами по старости (уровень их бедности выше в полтора раза, а крайняя бедность встречается в два раза чаще).

Контрольная работа

По дисциплине «Правило социального обеспечения»

Трудовые пенсии по инвалидность

Студент группы ОЗС-13 Л.Кристина

Читайте также: