Проблемы пенсионеров и инвалидов в россии

8 минут Светлана Поздникова 6037


  • Кто такой «инвалид»
  • Медико-социальные проблемы
  • Профессиональные трудности
  • Семейные трудности
  • Социально-педагогическая проблема
  • Жилищные трудности
  • Бытовые вопросы
  • Виктимологические проблемы
  • Видео по теме

Инвалиды относятся к наиболее уязвимой группе в России. Их общее число превышает 13 миллионов, их них 700 тысяч – дети. Поэтому проблемы инвалидов являются острым вопросом для государства, задачей которого считается уничтожение барьеров, мешающих реализации прав маломобильных людей, созданных веками.

Кто такой «инвалид»

К инвалиду относится гражданин, имеющий стойкое нарушение здоровья в следствии основного заболевания, болезни или увечья, вызванного негативным влиянием профессиональных факторов, травмой. В результате чего возникает ограничение жизнедеятельности, необходимость социальной защиты.

Ограниченная жизнедеятельность определяется в частичной или полной утрате самостоятельного передвижения, обслуживания, контролирования поведения, обучения, ведения трудовой деятельности. Данные критерии определяются в ходе медицинской комиссии, которая присваивает степень нарушения и возможность реабилитации.

К инвалидам относятся следующие категории:

  • глухие;
  • слепые;
  • имеющие нарушенную координацию движения;
  • имеющие дефекты конечностей;
  • частично или полностью парализованные;
  • имеющие внешние отличия от окружающих;
  • страдающие внутренними заболеваниями, которые мешают вести обычную жизнедеятельность.

В недавнем времени рассматривалась инвалидность, как социальная проблема. Тем не менее, большинству из них не требуется изоляция от общества. Они способны при незначительной помощи окружения вести самостоятельную жизнь, трудиться на местах, приспособленных под индивидуальные особенности, иметь семьи и содержать их. На протяжении длительного времени обществом стало меняться отношение к людям с инвалидностью, изменился социальный портрет инвалида.

Это связано с культурными традициями, социально-экономическим состоянием страны, менталитетом. Переродились общественные стереотипы, сформированные годами. В последнее время, благодаря государственным программам, начали решаться многие проблемы инвалидов. Тем не менее, некоторые из них остаются полностью не разрешенными, маломобильные лица продолжают испытывать ряд затруднений.

Медико-социальные проблемы

Медико-социальные проблемы инвалидов устанавливаются на МСЭК (медико-социальной экспертизе), где определяется наличие стойкой утраты работоспособности. Медицинская комиссия предоставляет перечень мер реабилитации, которые направляются на социальную адаптацию больного, учитывая соматическое состояние, социальную инфраструктуру. Для решения медико-социальных проблем берутся в учет следующие реабилитационные формы.

Медицинская

Медицинская реабилитация, которая направляется на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма. Она проводится при помощи мероприятий корректирующего, лечебного направления. Эти меры состоят:

  • из санаторно-курортного лечения;
  • восстановительной терапии;
  • реконструктивной хирургии;
  • протезирования;
  • ортезирования;
  • физиотерапии;
  • лечебной физкультуры;
  • грязелечения;
  • психотерапии.

Пути их решения разрабатываются государством, которое в полном объеме предоставляет необходимую медицинскую помощь, включая обеспечение лекарственными препаратами. Законодательство РФ контролирует осуществление льготной или бесплатной помощи инвалидам. Задачей медицинского направления является не только облегчение самочувствия маломобильного лица, но и приспособление его к современному обществу, к возможности ведения общественной деятельности.

Социальная

Социальная реабилитация – это широкая форма реабилитации инвалида, которая представлена средовой, бытовой, социальной адаптацией в определенных социальных условиях и приспособление к ним инвалида. Социальный аспект помощи людям с инвалидностью охватывает влияние общества на течение заболевания, отношение к инвалидам обществом, взаимоотношение семьи и маломобильного человека.

К неразрешенным проблемам социально-психологического аспекта относятся:

  • невозможность самореализации;
  • психические расстройства;
  • депрессия;
  • социальная невостребованность;
  • комплекс неполноценности;
  • замкнутость;
  • страх;
  • нарушение адаптации к обществу;
  • нереализованная потребность общения.

Социальные проблемы часто возникают на фоне недостаточной поддержки семьи и общества, недоступности здравоохранения, посещения культурных мероприятий, образования, сложностей в бытовой среде, отсутствие архитектурной среды, необходимой для инвалидов.

Профессиональные трудности

Профессионально-трудовые трудности испытывают многие инвалиды не только с первой и второй группой. Нередко, даже присвоенная на МСЭК третья группа инвалидности становится препятствием для официального трудоустройства человека. Для решения данных вопросов государством принята система мероприятий, направленных:

  • на определение профессиональной реабилитации людей с инвалидностью;
  • профессиональное обучение, переобучение в специальных центрах;
  • трудоустройство людей, исходя из индивидуального реабилитационного плана, состояния здоровья, с учетом квалификации, личных склонностей.

Профессионально-трудовая реабилитация происходит в специальных общественных организациях, в которых обучаются или трудятся люди с инвалидностью, реабилитационных центрах, на производстве, которое готовит необходимых им сотрудников с учетом состояния инвалида. Трудоустройством инвалида, оказавшего без работы, занимается центр занятости населения, где имеются специально разработанные программы.

В зависимости от присвоенной группы инвалидности, возможно решение проблем с трудоустройством. Для инвалидов-колясочников можно организовать рабочее место на дому или на предприятии, с решением вопроса доставки к рабочему месту. Порой это влечет дополнительные неудобства ввиде:

  • оборудования рабочего места дома;
  • доставки заказов домой;
  • перевозки готовой продукции потребителю;
  • технического снабжения;
  • выделения транспорта для доставки маломобильного лица на рабочее место.


Семейные трудности

Нередко социальные проблемы инвалидов начинаются с семьи. Кроме материальных трудностей, связанных с серьезными дополнительными тратами, у семей, имеющих ребенка-инвалида, увеличивается процент разводов. В 50% отцы уходят из семьи, где имеются дети с группой инвалидности.

Получается, что на семьи, воспитывающие детей-инвалидов, кроме медицинских, материальных трудностей, обрушиваются еще проблемы воспитания несовершеннолетних в условиях неполной семьи. Пути решения данного вопроса находятся в получении элементарной помощи специалиста социальной реабилитации при получении социального обслуживания. Данная помощь неоспорима даже в безвыходной ситуации.

Социально-педагогическая проблема

В России к актуальным проблемам инвалидов относятся трудности с получением образования, без которого нет возможности принимать участие в жизни общества, заработать себе на жизнь. Пенсии, выплачиваемой государством, не хватает на нужды больного человека. Поэтому его содержанием занимаются близкие люди.

Основополагающая роль в получении образования инвалидами отдана школьному обучению. Маломобильным детям не всегда возможно посещение школы, так как многие из них испытывают страхи насмешек, взглядов. Кроме того, современные образовательные учреждения не имеют за собой материальной базы, позволяющей организовать:

  • приобретение специальной мебели;
  • широкие коридоры для колясочников;
  • пандусы;
  • готовность педагогического и медицинского персонала.

Невозможность создания необходимых инвалиду по здоровью условий является основным аргументом администрации школы в предложении ребенку домашнего обучения. Специальные детские учреждения, созданные с учетом физических и психических особенностей, не считаются престижными, не дают перспектив для возможности трудоустройства.

Проблемой на государственном уровне считается неприспособленность учебных заведений, чтобы создать интегрированную форму образования. Благодаря физическим особенностям инвалиды нуждаются в создании среды без барьеров. Для этого требуется специализированная архитектура помещения, оборудование учебного места под нужды ребенка, технические средства обучения, специальная методика, получение услуг сурдпереводчика.

Не во всех образовательных учреждениях имеются кадры, готовые работать с детьми-инвалидами. Решение этого вопроса предполагает получение надомного образования, обучение в ВУЗах дистанционно. Государством предложены льготы при поступлении в техникумы, институты, университеты, при условии успешно сданных экзаменов.

Жилищные трудности

В России остро стоит жилищная проблема. Она решается довольно медленно из-за ограниченного финансирования. В результате сложной экономической обстановки, трудностей с выделением финансов на жилищное строительство, во всех регионах страны наблюдаются нарушения жилищного права людей с инвалидностью. Но имеются примеры получения жилья, улучшения жилищных условий инвалидами.

Исходя из законодательства РФ семьи с детьми-инвалидами, инвалиды могут рассчитывать:

  • на льготную оплату коммунальных услуг, жилья;
  • улучшение жилищных условий. Лица с инвалидностью могут стоять на очереди одновременно по месту жительства и на работе;
  • скидку на отопление в частном доме;
  • предоставление жилья в соответствии с рекомендациями, указанными в индивидуальном реабилитационном плане на МСЭК с учетом состояния здоровья;
  • безочередную установку стационарного телефона, скидку на получение услуг связи;
  • предоставление земельного участка недалеко от места жительства больного;
  • получение дополнительной жилой площади в форме отдельной комнаты в соответствии с заболеванием.

Государством выделяются категории людей, которые имеют право на безочередное получение квартиры. Это граждане, чья инвалидность является следствием основной болезни. В перечень данных заболеваний входит туберкулез открытой формы, ВИЧ, проказа, поражения мочеполовой системы, нарушение опорно-двигательного аппарата, которое препятствует перемещению без помощи третьих лиц.

Бытовые вопросы

Многие инвалиды и пожилые люди, которые проживают в одиночку, в следствии состояния здоровья не могут самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане. Государством предусмотрено социально-бытовое обслуживание, направленное на социальную реабилитацию, адаптацию, обеспечение бытовых интересов, защиту прав маломобильных граждан.

Социально-бытовые услуги могут предоставляться в специализированном учреждении или на дому. Это решают органы социальной защиты населения в соответствии с заболеванием и его формой. Сегодня на территории РФ люди с инвалидностью могут рассчитывать на получение помощи на дому, в отделении ночного или дневного пребывания полустационарного заведения, в стационарном заведении, в виде срочного обслуживания, в виде консультативной помощи.

На дому маломобильным гражданам предоставляются следующие услуги:

  • приобретение и доставка домой продуктов питания, предметов первой необходимости за средства получателя;
  • помощь в приготовлении пищи, при необходимости кормление;
  • помощь в уборке помещения;
  • доставка воды при отсутствии водопровода;
  • содействие в получении топлива и топка помещения при отсутствии центрального отопления;
  • сдача в стирку вещей, доставка их обратно за средства получателя услуги;
  • помощь в посещении культурных мероприятий;
  • присмотр за детьми-инвалидами кратковременного характера;
  • содействие в произведении оплаты коммунальных услуг;
  • содействие в погребении.

Виктимологические проблемы

При неблагоприятной социализации имеется риск возникновения виктимологческих проблем инвалидов. Люди оказываются в сложной жизненной ситуации, им требуется социальная и психологическая помощь. Нередко отклонение в развитии формируется не только в результате заболевания, дефекта, а комплексом общественных отношений, представлений, сложившихся в окружении об статусе инвалида.

Конечно, в последнее время, благодаря государственным программам, замечена тенденция на улучшение данного вопроса, но в целом социум относится к маломобильным людям, как к несчастным, убогим, неприспособленным к жизни. Генеральной Ассамблеей ООН был принят Закон о правах инвалидах, исключающий дискриминацию, призывающий относится к маломобильным людям, как к полноправным членам общества.

Государство должно предоставить гражданам возможность вести достойную, полноценную жизнь. Законодательством контролируется право на обучение, лечение, медицинское обслуживание, ведение трудовой деятельности в меру физических возможностей. Им гарантируются денежные выплаты, бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПР (индивидуальной программой реабилитации).

Самое важное! На сегодняшний день государство разработало множество программ, направленных на решение многих проблем людей с инвалидностью. Но вследствие недостаточного финансирования, неготовности общества маломобильные люди продолжают испытывать многие трудности.

Анализ норм российского законодательства о социальной защите инвалидов показал, что под влиянием международных правовых актов постепенно формируется современная законодательная база, направленная на поддержку и социальную защиту граждан с ограниченными возможностями. Проблема инвалидности из проблемы сугубо медицинской, приобретает социальный аспект и рассматривается как проблема не только одного человека, но и всего общества в целом Российская Федерация 24 сентября 2008 года подписала Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов» Конвенция о правах инвалидов. Утверждена Революцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 // СЗ РФ. - 2013. - N 6. - Ст. 468.. Данный факт накладывает на Российскую Федерацию обязательство по дальнейшей ратификации Конвенции. На подготовительном этапе в России активизировалась работа, направленная на совершенствование законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в том числе и в направлении пенсионного обеспечения инвалидов. В частности, положительной оценки застуживают изменения, упразднившие с 1 января 2010 года степень ограничения способности к трудовой деятельности как основной критерий при назначении трудовых пенсий по инвалидности См.: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страховании Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». // СЗ РФ. - 2009 . - № 30. - Ст. 3739.. Однако последовательность в проводимой законодателем политике не всегда прослеживается. Н.А.Карпунина критически оценивает нормы пенсионного законодательства, одновременно вступившие в силу с 1 января 2010 года, предусматривающие «автоматическое» назначение пенсии и перевод с одного вида пенсии на другой, то есть без подачи гражданами соответствующего заявления. Прежде всего, это касается социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации :автореф. дисс. - М.,2010. - 30 с..

Категория «инвалидность» является объектом изучения различных наук: философии, социологии, медицины, психологии, права и др. С учетом ее направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данного биосоциального явления. Именно поэтому в одних случаях, например, инвалидность имеет значение медицинского факта, в других социального факта, в-третьих, юридического факта.

С юридическим фактом-состоянием инвалидности пенсионное законодательство связывает субъективное право граждан на пенсию по инвалидности соответствующего вида и размера. Анализ норм пенсионного законодательства позволяет сделать вывод о том, что юридические фактические составы - основания возникновения пенсионных правоотношений по инвалидности для различных категорий граждан по своему составу значительно различаются. Связано это с тем, что помимо «ключевого факта» - инвалидности, двухсторонних юридических действий (волеизъявления гражданина и решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении пенсии по инвалидности), юридические фактические составы включают в себя дополнительные юридические факты. Например, это факт участия в Великой Отечественной войне, факт награждения знаком «Житель блокадного Ленинграда», факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, факт работы в качестве застрахованного лица и др.

В науке права социального обеспечения определения инвалидности, традиционно основываются на понимании инвалидности, как сложной медико-социальной характеристики состояния здоровья человека, в том числе его способности к трудовой деятельности. При этом состояние здоровья человека (медицинский критерий) рассматривается в качестве причины инвалидности, а утрата трудоспособности как следствие состояния здоровья человека (социальный критерий). Нет правильных или неправильных определений инвалидности, они зависят, во-первых, от того, как в конкретном обществе определяется инвалидность, во-вторых, от цели того или иного государства, которое, по мнению диссертанта, всегда ответственно за принятие необходимых мер, способствующих улучшению условий жизни инвалидов.

Социальная составляющая содержания понятия инвалидности, заключается в ограничении жизнедеятельности инвалида по ряду категорий, которые в той или иной мере могут быть ограничены вследствие нарушения здоровья:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Ограничение жизнедеятельности может возникнуть на любом этапе жизни человека: в раннем детстве, в зрелом возрасте или в старости. К сожалению, в ряде случаев оно воздвигает барьеры для лиц с инвалидностью, препятствует доступу в различные инфраструктуры общества, создает трудности с трудоустройством, образованием, в целом приводит к определенным последствиям на социальном уровне. Однако ограничение тех или иных способностей человека в результате нарушения здоровья не должны ставить человека в худшее положение по сравнению с другими членами общества. Государство должно гарантировать такому человеку право на достойную жизнь, вне зависимости от его состояния здоровья, способностей выполнять трудовые функции, физических или психических недостатков. Следовательно, возникает необходимость социальной защиты прав и интересов лиц с ограниченными возможностями. При этом под социальной защитой лиц с ограниченными возможностями следует понимать систему медицинских и социально-экономических мероприятий, реализуемых государством в лице его различных органов и учреждений, направленных на обеспечение достойных условий жизни и равных возможностей, всестороннего развития, а также нейтрализации или компенсации ограничений жизнедеятельности указанной категории лиц.

Основные проблемы и противоречия пенсионного обеспечения инвалидов

? разрозненность социальной политики и отсутствие единой стратегии

? пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью) и также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.

? пенсии не относятся к льготам и компенсациям активной реабилитации

? законы, обеспечивающие льготы, принимаются без учета возможности их реального финансового исполнения.

Решение сложившихся проблем в сфере пенсионного обеспечения инвалидов требует создания комплексной программы, которая затронет все проблемные зоны.

Заключение

Пенсия по инвалидности - пенсия, устанавливаемая в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профзаболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа: если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсия требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Признание лица инвалидом производится территориальными бюро государственной службы медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению.

Приказом Министерства здравоохранения утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, в соответствии с которыми устанавливаются степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности.

Проблемы, связанные с инвалидностью (ее понятием, дифференциацией групп инвалидности и степеней ограничения способности к трудовой деятельности, приданием юридического значения такому обстоятельству, как причина инвалидности, и др.), не исчерпываются проблемами только пенсионного обеспечения. Это также проблемы занятости инвалидов в общественном производстве, уровня их жизни, социальной адаптации и др. Новые пенсионные законы, к сожалению, вернули страну в далекое прошлое по ряду из этих принципиальных вопросов. Ныне ясно одно: наличие в семье инвалида является одним из факторов, значительно усугубляющих бедность. Пенсионеры-инвалиды оказываются зачастую даже в более тяжелых материальных условиях по сравнению с пенсионерами по старости (уровень их бедности выше в полтора раза, а крайняя бедность встречается в два раза чаще).









ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Инвалидность как социальное явление само является актуальной проблемой современности. Оно обуславливает появление такой категории населения как инвалиды – люди с ограниченными возможностями здоровья. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способностей и возможностей к нормальному функционированию.

Инвалиды, как и все люди, имеют потребности. Только инвалиды наряду с общими потребностями - аналогичными нуждам остальных граждан, имеют особые потребности, которые вызваны той или иной болезнью.

Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов являются следующие:

- восстановление (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности (социальная реабилитация);

- общение с другими людьми;

- свободный доступ к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

- возможность получать знания, получение образования;

- комфортные бытовые условия;

Невозможность удовлетворения потребностей порождают у инвалидов большое количество разнообразных проблем в различных сферах.

В современных условиях можно выделить несколько наиболее острых проблем: 1) социально-бытовые проблемы, 2) психологические проблемы, 3) проблемы в получении образования и 4) проблемы трудоустройства. Рассмотрим данные проблем инвалидов в современных условиях.

1) Социально-бытовые проблемы инвалидов связаны с возможностью адаптации их к условиям жизни в обществе. В ряду социально-бытовых проблем выделяют:

1. Ограничение функций самообслуживания. Данная проблема проявляется в неспособности самостоятельно одеваться, принимать пищу, соблюдать личную гигиену, самостоятельно передвигаться, самостоятельно садиться или вставать. Для этого необходима посторонняя помощь. Не всегда в этом случае могут помогать близкие родственники, здесь на помощь приходит социальный работник. Часто люди с такой проблемой находятся в стационарных учреждениях и центрах по социальной реабилитации.

2. Ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности, включает ограничение социальной роли в семье, ограничение социальных контактов, ограничение или невозможность трудиться. В современном мире для человека необходимо реализовать себя в жизни во всех сферах. Каждый человек стремиться к созданию семьи, получению высокого социального статуса, другими словами к осуществлению своих потребностей [4, c. 87].

2) Инвалидность ставит перед человеком множество психологических проблем. Психологические проблемы инвалидов обусловлены получением некой психологической травмы в связи с наступлением определенного увечья. Получение инвалидности всегда откладывает отпечаток на психике человека. Инвалиды замыкаются в себе, злятся на себя и на окружающих – происходит неудовлетворенность жизнью. Психологические проблемы требуют формирования у него, прежде всего, психологической защищенности, которая включает правильное использование механизмов психологической защиты; адекватную самооценку; способность правильно определять свою и чужую ответственность; внутренний локус контроля — поиск причин поведения и событий в себе; реалистичность уровня притязаний.

Одной из психологических проблем является их самовосприятие. Инвалиды себя считают «другими», это влечет за собой замкнутость и неудовлетворенность собственной жизнью. По результатам исследований, среди инвалидов, определяющих качество своего существования как хорошее, оценили только 3,8 % [7].

Решение психологических проблем предполагает процесс психологической реабилитации и адаптации. Она предполагает использование различных арттерапевтических методов: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия и другие. В последнее время методы арт-терапии приобрели большую актуальность.

В настоящее время процесс психологической реабилитации и адаптации инвалидов затруднён, поскольку:

- удовлетворённость жизнью у инвалидов низка и имеет динамику роста;

- самооценка также имеет отрицательную динамику;

- существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;

- эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.

3) Остро стоят проблемы получения образования и трудоустройства, т.к. они порождают еще большое количество проблем.

В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Проблема получения образования обусловлена ограниченностью инвалида в передвижении, доступности информации, не развитой инфраструктурой и др. [6, с. 170].

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды с детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодежи с инвалидностью не имеют возможности реализовать свое законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов [2].

Сейчас государство принимает активные меры для решения проблемы получения образования, в частности, разработана система дополнительного образования. В широком смысле дополнительное образование представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства. Рассмотрим дополнительное образование, ориентированное на конкретную социальную группу - инвалидов. В России инвалидов более 13 млн., что говорит о масштабности рассматриваемой проблемы. Из них - более 5 млн. в возрасте от 20 до 50 лет, 80% которых хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать

Система дополнительного образования выполняет две функции: первая - досуговая (музыкальное образование, художественное, спортивное и т.п.), вторая - профессиональное образование, направленное на получение человеком новой специальности, повышение профессиональной квалификации, переподготовку специалиста. Первое можно рассматривать также и как образование «для себя», развитие своего творческого потенциала, потому что реализация его программ в основном связана с развитием у человека креативных способностей, раскрытием личностных ресурсов, природных задатков. Потребление программ дополнительного образования второго типа - профессионального, прежде всего, связано с самосовершенствованием личности в профессиональном плане, потребностью в достижении карьерных целей, либо изменением своего положения на рынке труда.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии - это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности.

4) Проблемы получения образования порождают проблемы трудоустройства инвалидов. Экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в России, в конечном итоге должны быть направлены на обеспечение баланса прав, обязанностей и интересов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности. Одно из главных условий - обеспечение права человека на труд.

Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. Согласно статистике 20,5 % инвалидов имеют работу [8].

При этом в условиях рыночной экономики инвалид должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда. Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации становится весьма актуальной. Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложившаяся система помощи инвалидам в России никогда не была ориентирована на их интеграцию в общество. Многие годы основными принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация и изоляция. Приоритетным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация [5, с. 167].

Для осуществления реформы нужны новые специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Такие специалисты должны непременно обладать способностью сострадать и быть профессионалами супервысокого класса, а также иметь достойную материально-техническую базу для осуществления своей деятельности. Труд инвалидов имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей и играет, в некоторой степени, терапевтическую роль. Рынок же труда инвалидов как специфический сегмент общего рынка труда характеризуется большой деформированностью: на фоне высокого спроса инвалидов на рабочие места практически отсутствует их предложение. Для его развития требуется корректировка извне. Анализ государственных мер в области занятости инвалидов (квотирование рабочих мест, штрафные санкции) выявил их неэффективность.

В современном обществе инвалиды сталкиваются с большим количеством различных проблем, которые тесно связаны между собой. Решение проблем инвалидов возможно при межведомственном взаимодействии компетентных органов и проведении комплексной работы с данной группой населения.

В отношении инвалидов ведется активная государственная социальная политика. Она направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Социальная политика государства в отношении инвалидов имеет несколько направлений:

1. Организация медицинской помощи. Политика в сфере здравоохранения направлена на оказание гражданам с ограниченными возможностями доступной и качественной медицинской помощи, создание условий способствующих улучшению состояния их здоровья

2. Обеспечение инвалидов жилой площадью. Законодательство основывается на необходимости деятельности органами государственной власти и местного самоуправления условий для осуществления гражданам с ограниченными возможностями права на жилище, на его безопасность, неприкосновенность и недоступность произвольного его лишения.

3. Образование инвалидов. Государство обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.

4. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и социальной инфраструктуры.

5. Содействие занятости инвалидов. Содействие трудоустройству инвалидам осуществляется путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

6. Содействие в организации досуга инвалида. В целях эффективной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо особое внимание уделить включенности их в досуговую деятельность (занятие спортом, посещение музеев, библиотек, театров и др.).

7. Материальное обеспечение инвалидов. Данное направление включает денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, компенсации) [9].

В рамках социальной программы в России разработана и действует федеральная социальная программа «Доступная среда», целью которой является формирование условий, для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения [1].

Основные направления программы «Доступная среда»:

- создание архитектурных сооружений общего пользования с учетом нужд инвалидов;

- установка баннеров и специальных карт для улучшения информированности людей с ограниченными возможностями;

- организация культурных мероприятий, где инвалиды могут принимать участие наравне с полноценными гражданами.

- адаптация жилых домов под нужды инвалидов;

- решение вопроса трудоустройства таких граждан и др.

За время реализации программы «Доступная среда» были достигнуты такие результаты: увеличение реабилитационных центров и улучшение качества их обслуживания; улучшение медицинской экспертизы по определению степени ограниченности. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации также подтверждает сокращение инвалидов на 200 тысяч за 2015-2016 год [7].

Социальная защита инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Стоит отметить, что данное направление активно развивается в нашей стране.

Библиографический список:

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 №1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/44926.html (дата обращения: 15.01.2016).

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.01.2016).

Федеральный закон от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 15.01.2016)

Морозов, А. И. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов/А.И.Морозов. – М.: 2008. - 179 с.

Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок.- М.: 2008. - 179 с.

Фирсов М.В., Е.Г.Студенова. Теория социальной работы. - М.: Академический Проект, 2009. - 512 с.


Из этой статьи вы узнаете:

С какими проблемами сталкиваются пожилые люди

Какие социальные проблемы для пожилого человека особенно встают остро

Как бороться с психологическими проблемами пожилого человека

Каким болезням подвергнуты люди в пожилом возрасте

Где искать решение проблем пожилых людей

Основные проблемы пожилых людей связаны с ухудшающимся состоянием здоровья, возникающими финансовыми трудностями и социальной адаптацией. Когда человек стареет, его жизнь кардинально меняется: образ жизни, самочувствие, социальное положение, состояние здоровья. Человеку тяжело принять подобные возрастные изменения. Можем ли мы помочь пожилым людям? Для этого нам нужно хорошо изучить особенности проблем пожилых людей и понять, что на самом деле происходит с человеком, который стареет. В этой статье мы подробно рассмотрим современные проблемы пожилых людей и возможные варианты их решения.

Социальные проблемы пожилых людей

Здоровье

Проблема здоровья пожилых людей является одной из самых важных, ведь она особенно их беспокоит. Качество жизни пожилых людей резко снижается из-за высокого уровня заболеваемости. В пожилом возрасте уровень заболеваемости увеличивается в 2 раза по сравнению с молодым возрастом, а в старческом возрасте — в шесть раз.

В основном людей беспокоят хронические заболевания, которые не так сильно проявлялись в молодости. Они также часто жалуются на ухудшение зрения, понижение слуха, проблемы с суставами. По статистике в России один пожилой человек имеет два-четыре заболевания. При этом лечение обходится пожилому человеку приблизительно в полтора раза дороже, чем лечение молодёжи.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Материальное положение

Материальное положение — не менее распространенная проблема людей пожилого возраста. Финансовое положение сильно беспокоит пожилых людей. Они встревожены уровнем инфляции, ростом цен на необходимые продукты, высокими ценами на лекарственные препараты.

К сожалению, все эти факторы действительно сказываются на жизни пожилых людей. Рацион питания многих из них оставляет желать лучшего и совершенно не соответствует нуждам пожилого человека. Зачастую пенсионеры не могут позволить себе покупку обуви или одежды, не говоря уже о расходах на развлекательную и культурную программу. Это приводит к стрессу и, конечно же, сказывается на состоянии здоровья.

Одиночество

Проблема одиночества пожилых людей крайне актуальна. Одиночество — это социально-психологическое состояние, которое возникает вследствие того, что у человека сужается или совсем отсутствует круг общения. Из-за чего возникает одиночество в пожилом возрасте? У пожилых людей теряются деловые связи. Они могут прекратить общаться с друзьями и приятелями по причине длительной болезни. Их близкие умирают. Смерть одного из супругов является одной из самых основных причин одиночества.

Кроме того, социальные проблемы пожилых людей в России усугубляются тем, что разница в численности между мужчинами и женщинами пожилого возраста просто огромная. Женщин больше, чем мужчин в два раза . Это объясняется тем, что продолжительность жизни сильной половины человечества намного ниже.

Мужчины и женщины воспринимают смерть супруга по-разному. Пожилой мужчина быстрее адаптируется к смерти жены, так как он менее приспособлен жить в одиночестве. Кроме того, мужчине проще найти себе новую женщину. Женщина же, потерявшая супруга, ведет себя иначе. Чаще всего её не интересует замужество, ведь она может сама о себе позаботиться, так как обладает необходимыми навыками. Женщины часто заводят себе новых друзей.

Интересно, что пожилые люди стремятся найти себе партнёра, чтобы разделить с ним финансовые проблемы, обрести хорошего собеседника и человека, о котором можно заботиться и на которого всегда можно положиться.

В то же время некоторые пожилые люди вовсе не стремятся найти себе партнера, так как воспринимают одинокую жизнь, как ценность, позволяющую быть свободным и независимым. Они умышленно сужают круг своего общения и остаются довольны таким положением.

Какие проблемы возникают у пожилых людей со здоровьем

С возрастом кожа пожилых людей становится очень тонкой. Это особенно проявляется на ступнях, кистях, в местах костных выступов, крупных суставов. У пожилого человека уменьшается потоотделение и салоотделение, что делает кожу менее эластичной. Кожа становится морщинистой и сухой. Количество подкожно-жировой клетчатки уменьшается. Кожа легко смещается, становится дряблой. Её легко травмировать, она часто трескается и плохо заживает.

Волосы в течение жизни изменяются из-за воздействия гормональных, иммунных, генетических факторов. Фолликулы и луковицы волос претерпевают изменения, волосы теряют цвет, становятся более редкими и ломкими. С возрастом уменьшается общее количество костной ткани. Суставные хрящи истончаются, появляется боль, изменяется осанка.

Уменьшается количество мышечной ткани , что ослабляет активность и трудоспособность пожилых людей. Так как пожилые люди быстро устают, они не могут заниматься привычными для них делами, не могут доделать работу до конца.

Нарушается походка. Походка становится более медленной. Пожилой человек ходит неустойчиво, шаг укорачивается, походка становится шаркающей. Период опоры на две ноги увеличивается. Пожилые люди поворачиваются медленно и неуклюже.

Легочная ткань теряет свою эластичность. Подвижность диафрагмы и грудной клетки снижается. Легкие уже не могут расправляться при вдохе полностью. У пожилых людей появляется одышка. Бронхиальная проходимость снижается, нарушается «очистительная» функция бронхов. Легкие плохо вентилируются, что способствует развитию застойной пневмонии.

Психологические проблемы пожилых людей

Перечислим основные психологические проблемы пожилого человека:

Потеря социальной полноты жизни . Пожилые люди ограничивают свои связи с обществом. Порой это приводит к полной самоизоляции.

Психологическая защита , которая полностью сковывает разум и чувства пожилых людей. Психологическая защита позволяет человеку обрести душевное равновесие на какое-то время. Но в случае с пожилыми людьми психологическая защита приводит к противоположному эффекту. Они не могут воспринимать новую информацию, принимать новые обстоятельства, которые так или иначе отличаются от уже сложившихся стереотипов.

Своеобразное ощущение времени . Пожилые люди всегда живут в настоящем. Но в этом настоящем оказываются и прошлое в виде воспоминаний, и будущее в виде страхов и переживаний. Пожилые люди становятся более запасливыми и осторожными. Жизнь становится всё более и более плавной. Они начинают планировать и морально готовиться даже к элементарным действиям, например, к походу в аптеку, визиту к врачу, звонку друзьям и так далее.

  • Некоторые черты характера, которые в более молодом возрасте не так явно проявлялись, становятся очевидными. Пожилые люди превращаются в более сварливых, раздражительных, вспыльчивых.
  • Читайте материал по теме: Старческая деменция

    Социально-психологические проблемы пожилых людей вызывают у них ту или иную реакцию, которая формируется в жизненную позицию. Рассмотрим пять основных видов «взглядов на мир» или жизненных позиций людей в пожилом возрасте .

    Конструктивная позиция

    Пожилые люди с таким взглядом на мир всегда были спокойными и счастливыми. Они и в старости позитивно относятся ко всему, ведут активный образ жизни, стремятся помогать окружающим. Они не делают трагедии из своего возраста и заболеваний, ищут общения с другими людьми, занимаются своими увлечениями, развлекаются. Такие люди радостно и спокойно живут даже в пожилом возрасте.

    Зависимая позиция

    Такая позиция присуща тем, кто в молодом возрасте был слабовольным, пассивным и уступчивым. В пожилом возрасте такие люди еще более усердно ищут помощи, просят внимания, и, не получая этого, обижаются и чувствуют себя несчастными.

    Защитная позиция

    Такая позиция свойственна людям, «покрытым бронёй». Они не нуждаются в общении, получении помощи от кого-либо, ведут себя замкнуто, отгораживаются от людей. Они ненавидят старость, ведь именно из-за неё им приходится быть зависимыми, отказаться от активной жизни и работы.

    Позиция враждебности миру

    Такая позиция свойственна людям, которые обвиняют своё окружение в том, что те испортили им всю жизнь и виноваты во всех неудачах. Такие люди агрессивно себя ведут, никому не доверяют, испытывают отвращение по отношению к своему пожилому возрасту. Они часто цепляются за возможность работать, как за спасательный круг.

    Позиция враждебности к себе и своей жизни

    Такие люди очень пассивны, безынициативны, имеют склонность к депрессиям. Они чувствуют себя ненужными, одинокими, считают свою жизнь неудавшейся, к смерти относятся, как к способу избавиться от несчастного существования.

    Перечисленные типы позиций отражают поведение и жизнедеятельность большинства пожилых людей. Данная типология позволяет объективно оценивать действия человека пожилого возраста, выбирать методы и формы общения с ним. Помните, что некоторые позиции могут успешно сочетаться, то есть, пожилой человек может придерживаться сразу одной-двух позиций.

    Пожилому человек нужно:

    общаться, независимо от того, работает он или нет;

    не поддаваться бездеятельности, апатии;

    не настраивать себя на негатив;

    ухаживать за собой, за близкими людьми, помогать другим. Это дает ощущение собственной важности, полезности.

    Где искать решение проблем пожилых людей

    Проблемы пожилых людей и инвалидов решить не так-то просто. Каждый из нас рано или поздно встречается с проблемой лицом к лицу: престарелым родителям нужно обеспечить должный уход . Это прекрасно, что родители доживают до преклонного возраста, ведь не всем это удаётся. Но в наше время не каждый может ухаживать за пожилым человеком самостоятельно.

    Во-первых, не у всех есть такая возможность. Во-вторых, уход за пожилым часто сопровождается необходимостью медицинского обслуживания. Конечно, можно просто уволиться с работы и посвятить себя уходу за пожилым человеком. Или воспользоваться услугами государственного дома престарелых. Но мало кто готов пойти на это.

    Идеальным решением проблемы может стать частный дом престарелых . Пожилому человеку будет уютно и комфортно в таком месте. Здесь он точно получит вовремя помощь, если будет в ней нуждаться, обретёт новый круг общения, заботу и поддержку. Персонал организации поможет решить проблемы адаптации пожилых людей в новом для них месте.

    Читайте материал по теме: Как выбрать пансионат

    Уход за престарелыми людьми предполагает наличие определенных умений, знаний, навыков. Немногие из нас могли бы делать это, так как нужных знаний и навыков у нас просто нет. В частном доме для престарелых работают настоящие профессионалы, которые получили соответствующее образование и обладают необходимым опытом и знаниями.


    Конечно, очень многое зависит от человеческого фактора, но техническое оборудование такого рода заведения имеет решающее значение. Ведь самый лучший специалист не сможет ничем помочь престарелому человеку, если у него нет нужных инструментов, медикаментов или оборудования.

    Частные дома престарелых всегда оснащены современным оборудованием, ведь владельцы заведения заинтересованы в том, чтобы оказывать качественные услуги. Пользоваться услугами частного дома престарелых могут даже те, кто искренне любит своих пожилых родителей.

    Очень часто престарелые люди начинают чувствовать себя намного лучше, находясь в частном пансионате. И дело не только в уходе и лечении, а в возможности общаться с теми, кто тебя понимает. Приятное общение полезно каждому, ведь положительные эмоции придают сил и заставляют забыть про все невзгоды и болезни.

    Чтобы получить подробную информацию по всем
    интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
    позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

    Читайте также: