Проблемы социального обеспечения инвалидов и пенсионеров



Конституция Российской Федерации признает наше государство социальным. Социальное государство основывается на выполнении главных принципов, которое закрепляет право. Взаимная ответственность, всеобщая солидарность, а также социальное равенство относятся в ряд этих принципов [1].

Обозначить наше государство социальным не совсем верно. Российская Федерация только стремится к осуществлению всех потребностей общества. Она пытается каждому гражданину выделить свой прожиточный минимум.

Со времен СССР для инвалидов и лиц пожилого возраста стало больше доступных возможностей. Появились приборы для передвижения, пособия, пенсии по инвалидности, начисляемые гражданам. Процесс развития ускорился, но если гражданина признали инвалидом и он не может передвигаться без инвалидной коляски, то до сих пор сложно получить ее от государства. Это является одной из больших проблем в Российской Федерации по обеспечению инвалидов средствами для самообслуживания.

С 1995 г. статистика инвалидов значительно возрастает [3].


Среди общества не всегда можно встретить людей на инвалидных колясках или даже других людей со значимыми проблемами со здоровьем, у которых возникает трудность в передвижении. На самом деле наша страна с высокой численностью инвалидов и с каждым годом численность становится больше. Даже закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за все свое время действует с полной эффективностью [2].

Государство пытается обеспечить инвалидов транспортными средствами, но воспользоваться простой человек такой помощью не в силах. Цена колясок и транспортных средств должна быть минимальной, чтобы востребованный товар был доступен инвалидам на их средства для проживания.

Процесс реабилитации играет большую роль. Инвалидам должны дать шанс в восстановлении к обычной жизни. У людей с ограниченными способностями должна быть цель на путь восстановлению. В первую очередь они должны хотеть быть равноправными членами общества.

В 2016 году пособия и социальные выплаты увеличатся на 6,4%. С 1 апреля повысятся выплаты инвалидам, что будет составлять средний размер выплаты 2 400 рублей. По сравнению с выплатами за 2015 год, повышение хоть и не большое, но значимое для граждан [4].

С каждым годом государство стремится на осуществление всех требований установленных законом «О социальной защите инвалидов РФ» [2].

Государство, которое провозглашает себя социальным, или, по крайней мере, стремится таковым быть, одной из основных целей своей внутренней политики устанавливает социальную защиту и обеспечение инвалидов. Россия в данном случае не является исключением и одной из своих задач называет создание комфортных условий для жизни инвалидам в реалиях современного общества, ведь государство, в котором человек с ограниченными возможностями может существовать полноценно, является по-настоящему развитым и цивилизованным.

К сожалению, сегодня в России количество людей с ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом, однако большая часть людей-инвалидов может осуществлять трудовую деятельность. Несмотря на то, что государство ежемесячно выплачивает каждому гражданину-инвалиду специализированное пособие, множество инвалидов стремятся работать наравне с остальным населением, чтобы максимально обеспечить себе должный уровень материального благосостояния. Тем не менее, главной проблемой в вопросах обеспечения инвалидов рабочими местами является отсутствие у потенциальных работодателей финансовых и иных ресурсов, с помощью которых работодатель смог бы создать комфортные условия труда для своих сотрудников-инвалидов.

В данном случае целесообразным решением проблемы стало бы государственное финансирование работодателей, готовых принимать на работу людей с ограниченными возможностями в рамках реализации федерального законодательства, посвященного социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Например, сегодня Трудовым кодексом РФ установлено, что крупные компании и предприятия, количество сотрудников на которых составляет 100 и более человек, обязаны выделять в своем штате места для работников-инвалидов, причем численность таких мест должна быть не менее 2-х % от числа всего персонала организации. Чтобы максимально свести на нет возможную дискриминацию в отношении инвалидов при попытке трудоустройства, государству следует разрабатывать больше целевых программ федерального значения, которые стимулировали бы работодателей принимать на работу сотрудников с ограниченными возможностями.

Еще одной проблемой на сегодняшний день является получение инвалидами образования, причем проблема актуальна как для детей-инвалидов, так и для взрослого населения, обучающегося в учреждениях высшего образования. Законодательство России подразумевает бесплатное предоставление специальных технических и иных средств, необходимых для получения инвалидами полноценного образования, но далеко не каждый бюджет того или иного региона может позволить себе закупку оборудования для ведения учебного процесса учащихся-инвалидов. В результате получается, что инвалиды с ограничениями слуха, зрения или двигательных функций не в силах ввиду отсутствия необходимого оборудования получать образования наравне со здоровыми обучающимися.

К счастью, с каждым годом государство оказывает всё большее содействие образовательным учреждениям в вопросах технического оснащения для учеников-инвалидов. Так, государство регулярно финансирует образовательные учреждения по всем регионам в целях закупки оборудования для обучения инвалидов. Также нововведением государства в решении проблемы стало финансирование молодых учителей-выпускников педагогических институтов, которые готовы работать с учениками-инвалидами в специализированных ученических классах для учащихся с ограниченными возможностями.

Также основной проблемой в создании инвалидам комфортных условий проживания в обществе является недостаточная оснащенность общественного транспорта. Так, инвалиды, страдающие заболеваниями, затрудняющими движение, не могут полноценно передвигаться из одного пункта назначения в другой на общественном транспорте. Решением проблемы может стать оборудование общественного транспорта специальными пандусами, позволяющими инвалиду самостоятельно входить и выходить из транспортного средства.

В целом, можно сделать вывод, что сегодня в России в вопросах обеспечения инвалидам комфортного проживания есть некоторые проблемы, однако внутренняя политика государства по данному направлению совершенствуется с каждым годом, создавая всё больше возможностей для комфортного существования инвалидов в обществе.

Анализ норм российского законодательства о социальной защите инвалидов показал, что под влиянием международных правовых актов постепенно формируется современная законодательная база, направленная на поддержку и социальную защиту граждан с ограниченными возможностями. Проблема инвалидности из проблемы сугубо медицинской, приобретает социальный аспект и рассматривается как проблема не только одного человека, но и всего общества в целом Российская Федерация 24 сентября 2008 года подписала Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов» Конвенция о правах инвалидов. Утверждена Революцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 // СЗ РФ. - 2013. - N 6. - Ст. 468.. Данный факт накладывает на Российскую Федерацию обязательство по дальнейшей ратификации Конвенции. На подготовительном этапе в России активизировалась работа, направленная на совершенствование законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в том числе и в направлении пенсионного обеспечения инвалидов. В частности, положительной оценки застуживают изменения, упразднившие с 1 января 2010 года степень ограничения способности к трудовой деятельности как основной критерий при назначении трудовых пенсий по инвалидности См.: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страховании Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». // СЗ РФ. - 2009 . - № 30. - Ст. 3739.. Однако последовательность в проводимой законодателем политике не всегда прослеживается. Н.А.Карпунина критически оценивает нормы пенсионного законодательства, одновременно вступившие в силу с 1 января 2010 года, предусматривающие «автоматическое» назначение пенсии и перевод с одного вида пенсии на другой, то есть без подачи гражданами соответствующего заявления. Прежде всего, это касается социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации :автореф. дисс. - М.,2010. - 30 с..

Категория «инвалидность» является объектом изучения различных наук: философии, социологии, медицины, психологии, права и др. С учетом ее направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данного биосоциального явления. Именно поэтому в одних случаях, например, инвалидность имеет значение медицинского факта, в других социального факта, в-третьих, юридического факта.

С юридическим фактом-состоянием инвалидности пенсионное законодательство связывает субъективное право граждан на пенсию по инвалидности соответствующего вида и размера. Анализ норм пенсионного законодательства позволяет сделать вывод о том, что юридические фактические составы - основания возникновения пенсионных правоотношений по инвалидности для различных категорий граждан по своему составу значительно различаются. Связано это с тем, что помимо «ключевого факта» - инвалидности, двухсторонних юридических действий (волеизъявления гражданина и решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении пенсии по инвалидности), юридические фактические составы включают в себя дополнительные юридические факты. Например, это факт участия в Великой Отечественной войне, факт награждения знаком «Житель блокадного Ленинграда», факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, факт работы в качестве застрахованного лица и др.

В науке права социального обеспечения определения инвалидности, традиционно основываются на понимании инвалидности, как сложной медико-социальной характеристики состояния здоровья человека, в том числе его способности к трудовой деятельности. При этом состояние здоровья человека (медицинский критерий) рассматривается в качестве причины инвалидности, а утрата трудоспособности как следствие состояния здоровья человека (социальный критерий). Нет правильных или неправильных определений инвалидности, они зависят, во-первых, от того, как в конкретном обществе определяется инвалидность, во-вторых, от цели того или иного государства, которое, по мнению диссертанта, всегда ответственно за принятие необходимых мер, способствующих улучшению условий жизни инвалидов.

Социальная составляющая содержания понятия инвалидности, заключается в ограничении жизнедеятельности инвалида по ряду категорий, которые в той или иной мере могут быть ограничены вследствие нарушения здоровья:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Ограничение жизнедеятельности может возникнуть на любом этапе жизни человека: в раннем детстве, в зрелом возрасте или в старости. К сожалению, в ряде случаев оно воздвигает барьеры для лиц с инвалидностью, препятствует доступу в различные инфраструктуры общества, создает трудности с трудоустройством, образованием, в целом приводит к определенным последствиям на социальном уровне. Однако ограничение тех или иных способностей человека в результате нарушения здоровья не должны ставить человека в худшее положение по сравнению с другими членами общества. Государство должно гарантировать такому человеку право на достойную жизнь, вне зависимости от его состояния здоровья, способностей выполнять трудовые функции, физических или психических недостатков. Следовательно, возникает необходимость социальной защиты прав и интересов лиц с ограниченными возможностями. При этом под социальной защитой лиц с ограниченными возможностями следует понимать систему медицинских и социально-экономических мероприятий, реализуемых государством в лице его различных органов и учреждений, направленных на обеспечение достойных условий жизни и равных возможностей, всестороннего развития, а также нейтрализации или компенсации ограничений жизнедеятельности указанной категории лиц.

Основные проблемы и противоречия пенсионного обеспечения инвалидов

? разрозненность социальной политики и отсутствие единой стратегии

? пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью) и также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.

? пенсии не относятся к льготам и компенсациям активной реабилитации

? законы, обеспечивающие льготы, принимаются без учета возможности их реального финансового исполнения.

Решение сложившихся проблем в сфере пенсионного обеспечения инвалидов требует создания комплексной программы, которая затронет все проблемные зоны.

Заключение

Пенсия по инвалидности - пенсия, устанавливаемая в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профзаболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа: если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсия требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Признание лица инвалидом производится территориальными бюро государственной службы медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению.

Приказом Министерства здравоохранения утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, в соответствии с которыми устанавливаются степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности.

Проблемы, связанные с инвалидностью (ее понятием, дифференциацией групп инвалидности и степеней ограничения способности к трудовой деятельности, приданием юридического значения такому обстоятельству, как причина инвалидности, и др.), не исчерпываются проблемами только пенсионного обеспечения. Это также проблемы занятости инвалидов в общественном производстве, уровня их жизни, социальной адаптации и др. Новые пенсионные законы, к сожалению, вернули страну в далекое прошлое по ряду из этих принципиальных вопросов. Ныне ясно одно: наличие в семье инвалида является одним из факторов, значительно усугубляющих бедность. Пенсионеры-инвалиды оказываются зачастую даже в более тяжелых материальных условиях по сравнению с пенсионерами по старости (уровень их бедности выше в полтора раза, а крайняя бедность встречается в два раза чаще).

Одной из острейших проблем остается законодательное обеспечение пенсионной системы, направленное на повышение пенсий до социально приемлемого уровня, а также оказание помощи пенсионерам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания.

В данном выпуске Аналитического вестника, подготовленного управлением Аппарата Совета Федерации, помещены материалы, отражающие меры по совершенствованию пенсионного законодательства и повышению пенсий c 1 мая 2000 года в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 года

«О компенсационной выплате пенсионерам» и «Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера», другие мероприятия в этой сфере, намеченные Правительством Российской Федерации в а также документы и материалы, характеризующие систему мероприятий по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, одобренных Президентом Российской Федерации, Правительством России и Пенсионным фондом Российской Федерации

При подготовке вестника были использованы материалы Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и др.

Л. Ф. Безлепкина, советник Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проблемы законодательного обеспечения пенсионной системы в Российской Федерации и меры по повышению пенсий, намечаемые Правительством Российской федерации в

Л. Ф. Безлепкина, советник Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации,
С. И. Иваненко, консультант отдела социальной политики управления Аппарата Совета Федерации.
О состоянии стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов

Приложения
Указ Президента Российской Федерации «Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера» от 15 апреля 2000 года №680

Указ Президента Российской Федерации «О компенсационной выплате пенсионерам» от 15 апреля 2000 года № 681

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за I квартал 2000 года для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 мая 2000 года» от 15 апреля 2000 года №338

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения» от 29 января 2000 года № 115

Постановление Правительства Российской Федерации «О правилах направления, расходования и контроля за целевым использованием средств, полученных в результате осуществления дополнительных мер по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации» от 2 марта 2000 года № 178

Правила направления, расходования и контроля за целевым использованием средств, полученных в результате осуществления дополнительных мер по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации

Распоряжение Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 марта 2000 года № 18 «Об организации работы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.01.2000 г. № 115»

Схема рассмотрения материалов по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.01.2000 года № 115 в Пенсионном фонде Российской Федерации

Динамика основных показателей пенсионного обеспечения в 1999 году

Прожиточный минимум по группам населения за 1999 год

Динамика изменения минимального размера пенсии, минимальной зарплаты, размера индексации и компенсационной выплаты в

Динамика изменения минимального размера пенсии, минимальной зарплаты, размера индексации и компенсационной выплаты в

Динамика изменения минимального размера пенсии минимальной зарплаты, размера индексации и компенсационной выплаты в

Численность пенсионеров и средние размеры назначенных месячных пенсий с учетом компенсационных выплат по состоянию на 31 декабря 1999 года

Структура численности пенсионеров по состоянию на 30 июня 1999 года

Структура численности пенсионеров, получающих трудовую пенсию, по состоянию на 30 июня 1999 года

В соответствии с действующим законодательством пенсионеры по инвалидности подразделяются на следующие основные категории:

  • · вследствие общего заболевания;
  • · вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
  • · вследствие радиационных катастроф.

Следует отметить, что далеко не все инвалиды являются получателями пенсии по инвалидности (трудовой). Если говорить об инвалидах молодых возрастов, это связано с тем, что пенсию по инвалидности назначают только лицам трудоспособного возраста (независимо от продолжительности общего трудового стажа). Таким образом, теоретически пенсия по инвалидности может быть назначена человеку в возрасте 15 лет, а практически ее начинают выплачивать только после достижения инвалидом возраста 17 лет (Рис.2 и Рис.3). До достижения этого возраста инвалиды, как правило, получают социальную пенсию или пенсию по случаю потери кормильца. В трудоспособном возрасте большинство инвалидов получает пенсию по инвалидности, так как если инвалид с детства работал (по статистике инвалид начинает работать после достижения возраста 17 лет), то в рамках старой пенсионной системы ему было выгодно переоформить назначенную ранее социальную пенсию на пенсию по инвалидности. В случае наступления инвалидности в трудоспособном возрасте у человека просто не было и нет другой альтернативы, как оформить пенсию по инвалидности. Численность пенсионеров по инвалидности в этом возрасте определяется интенсивностью инвалидизации населения, которая хорошо аппроксимируется экспоненциальной кривой. Как было сказано выше, при достижении пенсионного возраста многие инвалиды переоформили пенсию по инвалидности на пенсию по старости, а при наступлении инвалидности уже в пенсионном возрасте пенсию по инвалидности, как правило, не оформляли. В этом возрасте большинство населения уже получало пенсию по старости и переоформлять ее на меньшую по размеру пенсию по инвалидности не имело экономического смысла. Исключение составляли участники Великой Отечественной войны, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, и некоторые другие категории граждан, имеющие право на одновременное получение двух пенсий. Поэтому сегодня большинство инвалидов старших возрастов является получателями пенсии по старости.

Действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости и по инвалидности определяется практически одинаковым образом с учетом размера ПК (расчетного или фактического) и ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, а при определении размера пенсии по инвалидности учитывается дополнительный коэффициент K. По достижении пенсионного возраста пенсионер по инвалидности продолжит получать страховую часть трудовой пенсии, размер которой будет определяться, во-первых, начальной величиной страховой части трудовой пенсии, рассчитанной на дату начала ее выплаты; во-вторых, имевшей место индексацией страховой пенсии и, в-третьих, взносами на страховую часть трудовой пенсии (при их наличии), уплаченными в период получения пенсии по инвалидности. Таким образом, при возможном переоформлении пенсии по инвалидности на пенсию по старости размер страховой части трудовой пенсии измениться не должен. Следовательно, распространенный в прошлом переход из когорты пенсионеров по инвалидности в когорту пенсионеров по старости в будущем не будет иметь смысла, поэтому в новой системе не должно быть уменьшения численности получателей страховой части трудовой пенсии по инвалидности при достижении инвалидами пенсионного возраста.

Выплата накопительной части трудовой пенсии лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности, будет начинаться не ранее достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Поэтому количество пенсионеров по инвалидности, получающих накопительную часть трудовой пенсии, будет определяться количеством пенсионеров по инвалидности в данном возрасте и также в будущем не должно увеличиться.Писарева, И.В. Пенсионный процесс [Текст] // Пенсия. - 2009. № 1(148)

Еще одним фактором, влияющим на численность инвалидов, а следовательно, и на численность пенсионеров по инвалидности, является сверхсмертность инвалидов. Различие в смертности инвалидов и не инвалидов отмечали Т. М. Малева, С. А. Васин, О. Ю. Голодец и С. В. Бесфамильная. По их мнению, "эти различия сводятся к следующему:

  • · смертность инвалидов-получателей пенсии по инвалидности значительно выше смертности остального населения в возрасте до 60 лет;
  • · с возрастом различия убывают".

Последнее утверждение отражает стирание качественных различий между инвалидами и не инвалидами, свидетельствуя в пользу гипотезы о том, что "в пенсионных возрастах инвалидность носит принципиально иной, связанный с конъюнктурно-мотивационными факторами характер".

Самым узким местом социальной политики в отношении инвалидов остается ее разрозненность и отсутствие единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной системной концепцией. При этом утрачивается реальное представление об эффективности льгот, об их ориентированности на конкретные социальные задачи. Социальные меры часто дублируют друг друга по целям и финансированию. Например, в дореформенный период выплаты по возмещению вреда составляли разницу между утраченным заработком и пенсией по инвалидности. Теперь пенсии по инвалидности в расчет не принимаются и потерпевший получает возмещение вреда как восполнение утраченного заработка плюс пенсию по инвалидности. Отсутствие концепции ведет к тому, что у политики отсутствует реальная финансовая основа. Законы, обеспечивающие льготы, принимаются без учета возможности их реального финансового исполнения. Вообще говоря, эти законы противоречат основному финансовому закону страны - Закону о федеральном бюджете РФ. Законы по льготам исходят из обязательного выполнения обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта федерации перед получателем. Между тем российский закон о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения различных статей бюджета и предусматривает возможность недофинансирования по отдельным статьям. Бюро экономического анализа (БЭА). Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. Информационно-аналитический бюллетень №3, 2010

По своим провозглашенным целям социальная политика в отношении инвалидов должна носить активный характер. На практике провозглашенные цели подменяются мероприятиями по социальному обеспечению инвалидов. В общем объеме расходов на социальную защиту инвалидов (без учета трансфертов регионам) средства Пенсионного фонда (пенсии инвалидам с учетом компенсационных выплат) составляют 98,1%. При выплате пенсий и компенсационных льгот государство исходит из необходимости абсолютного удовлетворения всех потребностей инвалидов за счет государства без учета уровня доходов и других критериев, кроме заключения медико-социальной экспертизы.

Принципиального различия между пенсией по старости и пенсией по инвалидности для инвалида не существует. Инвалиду по достижении пенсионного возраста дано право выбирать вид пенсии, и, естественно, пенсионер останавливается на пенсии большего размера. Как следует из демографических и статистических оценок, инвалидов-получателей пенсий в России насчитывается 9,34 млн. чел. Эта численность близка к максимальным оценкам инвалидности и практически исключает вероятность того, что значимая группа инвалидов, которая по российским законам признается таковыми, не претендует на пенсии по инвалидности.

Несовершенство существующей системы финансового обеспечения политики в отношении инвалидов приводит к недофинансированию отдельных мероприятий этой политики, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций, к реальной недоступности благ, гарантированных законом.

Решение сложившихся проблем в сфере пенсионного обеспечения инвалидов требует создания комплексной программы, которая затронет все проблемные зоны.


Рубрика: Социология

Дата публикации: 25.01.2019 2019-01-25

Статья просмотрена: 3711 раз

Библиографическое описание:

Щепетнова, О. Ю. Проблемы социальной защиты инвалидов в современном обществе / О. Ю. Щепетнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55969/ (дата обращения: 06.12.2020).

В статье рассматриваются проблемы людей, с ограниченными возможностями в современном обществе, разъяснено определение инвалидности, а также даны основные два вида. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» рассмотрены основные формулировки. А также на основании современных проблемсоциальной защиты и адаптации инвалидов сформулирована цель, которую следует достичь для нормальной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: инвалид, Российская Федерация, социальная защита, реабилитация, социальная защита инвалидов.

Как всем известно, наше общество не может существовать без установления определенных прав, свобод и установок. Данные правила не могут устанавливаться произвольно, поэтому государству очень важно иметь юридически закрепленный закон. Гарантированные права человека, свобода граждан Российской Федерации находятся в основном законе — Конституции. Социальная защита населения, в том числе такой категории граждан как инвалиды базируются на конституционно-правовых постановлениях о правах и свободах человека. Создание комфортных условий — прямая обязанность государства.

Проблемы инвалидности рассматривает Белясов Сергей Николаевич — преподаватель института экономики и предпринимательства. Инвалид — лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. Инвалидов можно разделить на две группы: дети и взрослые. Первым актом в этой области является — Закона от 24 ноября 1995 г. № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон о социальной защите инвалидов ввел единое понятие инвалидности, как для взрослых, так и для детей. До этого времени инвалидность взрослых рассматривалась как снижение или утрата трудоспособности в результате болезни или травмы, а у детей определялось в соответствии в соответствии с «Перечнем медицинских показаний, при которых ребенок до 16 лет признавался инвалидом» [3, ст. 6609].

По оценке многих специалистов инвалиды (70 %) входят в группу бедных слоев населения. Так же подмечено, что бедность может быть как следствием, так и причиной инвалидности [2, с. 76]. Обзор в области здравоохранения показывает, что инвалидность распространена наиболее ярко в странах с низким уровнем дохода, чем в странах с высоким. Таким образом, борьба с бедностью является профилактикой инвалидности.

Стоит отметить тот факт, что проблемой является то, что в наших городах и учреждениях практически отсутствует инфраструктура. Более острой является данная проблема для детей-инвалидов. В нашей стране не все автобусы адаптированы для перевозки детей с ограниченными возможностями в школу. Проблема транспортного обслуживания тесно связана с вопросом доступности транспорта для инвалидов, которая в связи с этим относится к доступной для инвалидов среде жизнедеятельности. Технические требования, обеспечивающие доступность для инвалида транспорта, связаны с вопросом необходимости соответствия индивидуальных вспомогательных технических средств (кресла-коляски) тем приспособлениям, которые должны быть установлены на транспорте. Эти требования разработаны, необходима их реализация [1, с. 76–80]. Подъем на колясках в жилых домах, в учреждениях — чаще всего просто невозможен.

Хотя сейчас новые дома строятся уже с учетом новых стандартов. Но такое происходит скорее наперекор обстоятельствам, а не благодаря системным мерам, предпринятым государством и обществом [4, с. 4].

Практика показывает, что значительное количество инвалидов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной семейной, трудовой и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. Почему это происходит? Малоэффективным является правовое регулирование, которое обеспечивает реализацию эргономических принципов при трудоустройстве инвалидов, т. е. необходимости полного приспособления рабочих мест, разработки инструментов, станков и оборудования специально для инвалидов. Действующие в этой области нормативные акты носят исключительно ведомственный характер, они не систематизированы. Стоит отметить, что отсутствует единый типовой документ (хотя бы на ведомственном уровне), который объединял бы все вопросы проектирования и оснащения рабочих мест для инвалидов [1, с. 76–80].

Серьезные недостатком в реабилитации инвалидов, является неразвитая правовая база на региональном уровне. Она является все еще слабой, а ее дальнейшее развитие сдерживается в силу отсутствия должного финансирования мероприятий по реабилитации инвалидов в том или ином регионе [1, с. 76–80].

В части обеспечения должной социальной защиты инвалидов и доступности их к услугам сферы жизнедеятельности, предстоит сложная работа (финансовая, информационная, правовая, а главное — организационная), которая должна быть направленна на приведение сфер образования, медицины, труда, социальных услуг и других в соответствие с потребностями людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, исходя из вышесказанного, было бы хорошо разработать закон, который законодательно закрепил бы права инвалидов на их реабилитацию, предусмотрел систему мер по реализации медицинской, профессиональной реабилитации, урегулировал порядок инвестирования денежных и иных средств в сферу реабилитации в целях ее стимулирования. Ключевая цель социальной защиты состоит в том, чтобы инвалиды не только имели права, но и могли их в полной мере реализовать. Именно к этой задаче должно стремиться общество и государство.

1. Белясов С. Н. Социальная защита инвалидов, как обязанность государства // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 76–80.

2. Федянина М. М. Проблемы социальной защиты населения в социальной политике современного российского государства: Политико-правовой и организационный аспекты: дис. канд. политических наук. — Москва, 2003. — С. 76.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 2003, № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 50, ст. 6609)

  1. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5350 (271) от 1 декабря 2010 г.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев А. Ю.

Статья посвящена актуальным проблемам социальной защиты такой категории населения в России, как инвалиды . Разобраны вопросы правового обеспечения данной сферы на федеральном и региональном уровнях.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлев А. Ю.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы государственной социальной защиты инвалидов в России»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

Государственный университет управления, г. Москва

Статья посвящена актуальным проблемам социальной защиты такой категории населения в России, как инвалиды. Разобраны вопросы правового обеспечения данной сферы на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова инвалиды, социальная защита, социальная политика.

В Российской Федерации, как конституционно-провозглашенном социальном государстве, реализуется по ряду направлений социальная политика. Одним из таковых является социальная защита инвалидов. Будучи довольно сложной сферой, она не лишена проблем, о которых пойдет речь ниже.

Если говорить об основных путях развития социальной политики за последние годы, то ими стали повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Один из масштабных проектов по улучшению условий жизни инвалидов и их адаптации представлен государственной программой «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Ее целями стали:

- формирование к 2016 г. условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам различных сферах жизнедеятельности инвалидов (образование, здравоохранение, социальная защита, культура, физическая культура и спорт, транспорт, информация и связь и др.);

- совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы для интеграции инвалидов с обществом.

Решение задач госпрограммы будет осуществляться в два этапа: 1-й -2011-2012 гг. и 2-й - 2013-2014 гг.

На 1-м этапе идет подготовка соответствующих нормативных правовых актов и методических документов, предусматривающих комплекс мер по формированию беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам жизнедеятельности. В целях обобщения опыта субъектов Российской Федерации и отработки механизмов обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов в 2011-2012 гг. реализовался пилотный проект с участием трех регионов (Республика Татарстан, Тверская и Саратовская области).

* Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.

2-й этап предполагает проведение работ по обеспечению доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. С 2013 г. предусмотрено участие субъектов Российской Федерации в мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. В настоящее время в большинстве регионов разработаны или готовятся программы по формированию доступной среды для инвалидов.

Вместе с тем, формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на низком уровне. Результаты социологических исследований в 2011 г. показали, что 60 % граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата вынуждены преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 % - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха. Мнения инвалидов, полученные в ходе социологических опросов, подтверждаются данными проведенного в ряде субъектов Российской Федерации анализа состояния доступности объектов социальной инфраструктуры. Так в Новгородской области соответствуют требованиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности только 10 % таких объектов, в г. Архангельске - 13 %, в г. Курске - 5 % [1].

Рассмотрим проблемы доступности окружающей среды для инвалидов на примере г. Москвы как одного из наиболее продвинутых в данном направлении регионов.

Прежде всего, определимся с содержанием понятия «доступность». В Законе г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» сказано, что доступным является только тот объект, которым могут воспользоваться без посторонней помощи все категории инвалидов.

Таких категорий четыре: инвалиды-колясочники; инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата; инвалиды по зрению (слепые и слабовидящие); инвалиды по слуху (глухие и слабослышащие).

Согласно тому же нормативному правовому акту, при строительстве новых объектов нужно получать в профильном органе исполнительной власти г. Москвы техническое задание, чтобы адаптировать такой проект под нужды инвалидов, а уже построенные здания - переоборудовать. Существуют методические указания по требованиям к метрополитену, зданиям, пешеходным переходам, тротуарам. Также выпущена методичка для руководителей предприятий и организаций, в которой доходчиво со схемами объяснены требования по безбарьерной среде. Однако на практике указанные требования не всегда реализуются.

Два года назад был разработан проект «Город без барьеров», который представляет собой карту, где тремя цветами отмечены различные объекты

общественного пользования и состояние пандусов, ведущих к ним. Объектам присваиваются три категории: «есть пандус», «пандус требует внимания», «пандуса нет» (зеленый, желтый и красный цвета соответственно). Предполагается, что карта поможет людям с ограниченными возможностями выбирать наиболее комфортный маршрут. В результате осмотра объектов на карте видно, что 60 % зданий не оснащены пандусами вовсе.

Карта устроена так, что в принципе любой человек может добавить новое здание. Но, во-первых, человек, не знающий ничего об этой сфере, не может компетентно определить помогает ли этот пандус инвалидам. Между тем, достаточно лишь немного превысить необходимый угол и пандусом нельзя будет пользоваться. Во-вторых, от такой карты в целом мало пользы, т.к. здание с образцовым пандусом внутри может быть совершенно не предусмотрено для инвалидов. Например, лестница остановит колясочника уже в фойе.

Таким образом, если к работе привлекаются непрофессионалы в настоящей узкой сфере и не выполняются необходимые измерения, то подобные карты будут содержать искаженную информацию.

Много вопросов вызывает состояние столичных улиц. Одним из главных вопросов является ситуация с массовой укладкой тротуарной плитки и тем, может ли она мешать движению инвалидов. Очевидно, что некачественно выполненные работы в данной области ведут к затруднениям при движении не только инвалидов, но и всех остальных граждан. Особенно в ненастную и дождливую погоду, когда в нишах образуются лужи, преодолевать которые пешеходам приходится по проезжим частям или газонам.

Еще одной проблемой являются направляющие линии на тротуарах. Они вызывают массу нареканий. Направляющая - это обычно контрастная линия на пешеходной части, по ней человек с плохим зрением ориентируется в городе. Некачественно положенная плитка может привести пешехода с плохим зрением на проезжую часть, а отсутствие ориентиров в пространстве - к травмам (удару о фонарный столб, иную преграду) или более тяжелым последствиям.

Вызывает вопросы и желтый цвет специальной плитки, указывающий слабовидящим нужное направление. Нормативно установлено, что плитка должна быть просто контрастной, то есть отличаться от основного цвета и быть тактильной (на ощупь отличаться от гладкого асфальта).

Следующая проблема это съезды. Их делают не везде, где требуется, и инвалидам приходится возвращаться в начало улицы или по проезжей части добираться до нужного перехода. Естественно, это создает аварийную ситуацию на дороге.

Инвалиды испытывают сложности и при трудоустройстве. Несмотря на то, что среди них не меньше способных высококвалифицированных профессионалов и талантливых людей, нежели среди «нормальных» граждан, их менее охотно принимают, чем людей без физических изъянов.

Государственные меры поддержки занятости инвалидов представляются несколько спорными. Им предоставляется возможность встать на учёт в центре занятости населения. При этом в анкете указывается, что человек является инвалидом. Также при подборе работы для инвалидов им часто предлагаются лишь те рабочие места, которые работодатель обозначил как «места для инвалидов», что затрудняет трудоустройство человека с ограниченными возможностями. В случае постановки на учет в центре занятости населения, инвалид лишается городской надбавки к пенсии и начинает получать пособие по безработице.

Множество проблем возникает и при попытках инвалидами получить образование. Несмотря на неоднократно провозглашенный приоритет дистанционного образования перед традиционными формами обучения, оно еще не получило столь широкого распространения, чтобы дать возможность всем желающим лицам с ограниченными возможностями его получить.

Существуют и сложности, связанные с уходом за инвалидами и их обслуживанием на дому. Государство на данные цели выделяет значительные средства, но на практике это нередко сводится к приносу социальным работником батона хлеба и пакета молока.

Усугубляет ситуацию рост численности инвалидов, находящихся в преклонном возрасте.

Подводя итог, стоит отметить, что, несмотря на немалые усилия и большие финансовые ресурсы, затрачиваемые на помощь инвалидам, основная масса проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, не решена.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».

2. Закон города Москвы от 17 января 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы».

3. Город без барьеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Й1р://рап-dus.molparlam.ru.

4. Бебрис А.О. Разработка стратегии инновационного развития как механизма обеспечения конкурентоспособности венчурной фирмы: автореф. дисс. . канд. экон. наук. - М., 2011.

5. Зотов В.Б. Взаимодействие органов исполнительной власти г. Москвы с инструментами гражданского общества в реализации социальных программ в Юго-Восточном административном округе // Экономика мегаполисов и регионов. - 2009. - № 5. - С 2-8.

6. Мусинова Н.Н., Соколова С.В., Шапошников С.В. Проблемы территориальной организации столичного мегаполиса и пути их решения // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 4. - С. 125-130.

7. Яковлев А.Ю. Системные сбои в государственном управлении и их последствия: исследование вопроса на примере Индии // Ars administrandi. -2012. - № 1. - С. 85-100.

Читайте также: