Проект компьютер для пенсионеров и инвалидов

Программа по изучению компьютерной грамотности для начинающих

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Компьютер это просто!"»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Компьютер это просто!»

обучение людей старшего возраста и ветеранов компьютерной грамотности

Направленность. Социально-значимая направленность.

Актуальность проекта. Социальный проект поможет социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде.
Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, использовать возможности Интернета в повседневной жизни. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения.

Целесообразность проекта.

Проект обучения компьютерной грамотности «Компьютер это просто!» базируется на необходимости удовлетворения запроса нашего общества.

Одна из проблем людей пожилого возраста: информационная, социальная изоляция и одиночество, а для молодых пенсионеров - сложности с трудоустройством. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, энциклопедическую). Надо сказать, что пожилым людям обучение на компьютере дается намного сложнее, чем молодым, поэтому традиционные курсы компьютерной грамоты им не подходят. А освоить компьютер по книге это довольно утомительное занятие, поскольку на описание даже простейших действий в ней уходит по несколько абзацев текста, к тому же много "воды" и не хватает наглядности информации.

Ни для кого не секрет, что в современном динамичном мире, молодое поколение из-за загруженности не всегда может оказывать должное внимание и время общению со старшими.

Проект решает эти проблемы путем привлечения учащихся-добровольцев к преподаванию пожилым людям, создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Повышение экономической, социальной активности пожилых людей, пенсионеров и ветеранов, расширение круга общения и интересов скажется на улучшении качества жизни, придаст их жизни новый смысл. Компьютер станет новым другом и помощником на все случаи жизни.

Цель проекта: Социальная адаптация пожилых людей и их вовлечение в активную повседневную жизнь.

Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
Формирование базы потенциальных волонтеров проекта.

Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.

Подготовка методического обеспечения курса: «Компьютерная памятка пенсионеру (ветерану)».

Работа волонтеров проекта с пожилыми людьми.

Проведение мониторинга работы добровольцев и работы с добровольцами в рамках реализации проекта.

Анализ, обобщение опыта.

Распространение опыта реализации проекта.

План реализации проекта

Реализация проекта происходит в два этапа.

Первый этап. Создается группа среди учащихся старшей возрастной категории. Каждая группа состоит из 7 человек, что является удобным для индивидуальной работы с каждым обучающимся, причем, разумеется, каждый должен иметь отдельное рабочее место. Занятия с группой проводится 3 раза в неделю по 2 часа в Центре эстетического воспитания детей «Творчество». Курс проекта включает 15 занятий. Каждому обучающемуся выдается конспект курса и предоставлены методические материалы, им не придется самим придумывать практические задания, необходимые при обучении тем самым сэкономят время при работе со своими подопечными. А также дома они всегда смогут освежить в памяти полученные знания.

Второй этап. Под руководством координатора Регионального отделения «Российского движения школьников» по РСО-Алания Маргиевой Жанны Юрьевны проводятся социальные акции помощи пожилым людям приобретать навыки работы на персональном компьютере, работе в сети Интернет.

Методика обучения основана с учетом того, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, насколько просто не знакомы с ними.

Процесс обучения компьютеру устроен с полного нуля, не требует предварительных знаний и представлен в виде четко организованной обучающей системы.

Знакомство начинается с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий (какие кнопки нажимать на клавиатуре и в какой последовательности).

Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. Поэтому обучение в домашней атмосфере даст больше результата, чем на специализированных обучающих курсах.

В рамках социального проекта слушатели научатся:

уверенно общаться с персональным компьютером

самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти компьютера работать с устройствами внешней памяти компьютера (флеш-память)

создавать файлы и папки

работать с электронной почтой, быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера

общаться через Интернет посредством социальных сетей

Слушатели также получат представление:

об устройстве компьютера

об основных программах, необходимых домашнему пользователю

об основных поисковых системах

о способах подключения к сети Интернет

об основных полезных Интернет ресурсах

Ожидаемые результаты проекта

Курс обучения даст ветеранам и пенсионерам возможность получения знаний и навыков, необходимых для работы на компьютере и в сети Интернет. В обучение включены активные методики, позволяющие применять полученные знания в повседневной жизни.

Ожидается, что представители старшего поколения приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет, писать электронные письма - общаться с помощью электронной почты с родственниками из других городов и даже стран - станут полноправными членами современного информационного сообщества.

Оценка результатов реализации социального проекта.

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

· количество участников проекта – получателей услуг

· количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта

Критерием оценки успешности данного проекта будет, конечно же, устойчивая мотивация людей старшего поколения, прошедших обучение к дальнейшему практическому использованию и развитию полученных знаний и навыков, но для меня как для педагога очень важен тот факт, что мои обучающиеся получат опыт обучения и передачи своих знаний и навыков другим людям.

Предисловие

реклама

Моя бабуля, как и многие пожилые люди, проводит пару часов в день за компьютером в свободное время, исследую просторы социальных сетей и прочих "интернетов". Но ее ПК не просто морально устарел, он уже давно стал "совершеннолетним". Его производительности не хватает не только , чтобы посмотреть видеоролик в интернете, он даже не справляется с нормальной загрузкой Windows.

Пожилой человек уважает свое время, так как его и так осталось не так много. И в этой статье я предлагаю собрать современный ПК для интернета и мультимедиа пожилому человеку, чтобы он с комфортом мог проводить свободное время за компьютером.

Процессор

Основой компьютера я выбрал APU на сокете AM4 - AMD Athlon 200GE. Это отличный процессор для просмотра видео в хорошем качестве, серфинга в интернете, несложных игр, если это кому надо. Самое главное,что процессор холодный и для его охлаждения будет вполне достаточно "боксового" кулера. Процессор обладает отличным сочетанием цены/производительности/функционала. За цену в чуть больше 50$ вы уже получаете кулер, видеокарту и процессор и все это идеально подходит, когда нужен обычный компьютер для "офисных" задач.

Да, вы можете возразить мне, что дешевле будет собрать ПК для интернета на каком-нибудь FM2/FM2+, но я считаю данные решения устаревшими и экономия денег не стоит того, чтобы покупать "дохлые" процессоры под "мертвые" сокеты.

реклама

Материнская плата

реклама

Мой выбор пал на ASRock A320M-HDV R4.0. Почему именно эта материнская плата ? Она может выводить изображение через HDMI, VGA и DVI-D. Я думаю, что у многих пожилых людей сохранились мониторы с VGA, поэтому выбрав эту материнскую плату, вы сэкономите себе деньги. Также через HDMI можно выводить изображение на телевизор, пригодится.

"ASRock" делает просто шикарные бюджетные платы, эта мать вытянет даже какой-нибудь Ryzen 5 1400, советую к приобретению под самые бюджетные сборки с "дохлыми" процессорами для экономных и нетребовательных юзеров.

реклама

Оперативная память

Берем самый простой "Samsung", чтобы немного разогнать память, так как встроенное ядро будет использовать часть от объема ОЗУ. Для минимума комфорта нам понадобится две плашки памяти объемом по 4 гигабайта.

Блок питания

Блок питания для такой сборки нужен дешевый и маломощный, но при этом надежный. Все это в себе сочетает в большей или меньшей степени бюджетный блок питания, настоящая классика жанра - FSP ATX-500PNR-I. Идеально для таких бюджетных сборок.

Нет никакой переплаты за бренд, надежный производитель проверенный временем, ничего лишнего не присутствует, есть всевозможные защиты. Способен проработать крайне долго в условиях небольшой нагрузки системы, но а если даже и сгорит, то невелика потеря.

Система хранения данных

Ссылаясь на то, какие сейчас выпускают некачественные жесткие диски, я предлагаю потратиться на SSD. Отличным вариантом является Samsung MZ-76E250BW. Долговечный, надежный, объемный. Да немного дороговато, но одного такого SSD пожилому человеку хватит на все нужды до конца его жизни. Операционная система, браузер, семейный архив, десктопный меседжер, а что еще нужно? И все это абсолютно бесшумно и запускается за считанные секунды.

Корпус

Корпус для пожилого человека, наверное, даже важнее, чем оперативная память или материнская плата. Он должен не занимать много места и не шуметь. Быть может, модель Deepcool Smarter LED и не самая тихая, зато корпус достаточно бюджетный и небольшой. Также из минусов стоит отметить верхнее расположение блока питания и тонкую сталь.

А так, много места не занимает, есть пара комплектных вентиляторов на 120 мм, выглядит старомодно и имеет большие кнопки на передней панели. При желании можно даже установить привод. За свою цену это отличный корпус под тихие и малопроизводительные компактные системы.

Заключение

Такой ПК для пожилого человека обойдется примерно в 230-250 долларов. Я думаю, что это не такие большие деньги, если задуматься, сколько мы тратим на свои компьютеры, и к тому же, что это будет скорее всего подарок от всей семьи, а для апгрейда не будет требоваться никакой смены платформы, будет достаточно сменить APU на более производительный или заменить плашку памяти на более объемную, хотя для интернета объема памяти в 8 гигабайт должно хватить на многие годы вперед.

Основной регион реализации: Челябинская область

Описание

Проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде. Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией.

Меняющаяся социально-экономическая среда, структурные изменения экономики, низкий уровень жизни диктуют необходимость обучения пенсионеров, как наиболее социально уязвимой группы. С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит.

Задачи:

  1. Оборудовать помещение библиотеки для занятий с пожилыми людьми.
  2. Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
  3. Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.
  4. Подготовка методического обеспечения курса: «Компьютерная памятка пенсионеру».
  5. Организовать работу волонтеров проекта с пожилыми людьми.
  6. Проведение мониторинга работы добровольцев и работы с добровольцами в рамках реализации проекта.
  7. Анализ, обобщение опыта.
  8. Распространение опыта реализации проекта.

План действий.

Согласно Стратегии развития информационного общества, с 2015 году все государственные услуги переведены в электронный вид. Но, те, кому предлагается использовать их для удобства, часто не знают, как ими воспользоваться. Кто может им помочь? Конечно, рассчитывать в данном случае лучше на тех, кто идет в ногу со временем – на молодое поколение.

В рамках реализации проекта молодые добровольцы помогают пожилым людям приобретать навыки работы на персональном компьютере, работе в сети Интернет, а также проводят совместные праздники, например, 8 марта, Новый год и другие.

Занятия с группой планируется, проводить 1-2 раза в неделю по 1-2 часа в помещении школьной библиотеки, где будут организованы рабочие места для работы на ноутбуках. Каждая группа будет состоять из 6-12 человек, что является удобным для индивидуальной работы с каждым обучающимся, причем, разумеется, каждый должен иметь отдельное рабочее место.

Методика обучения основана с учетом того, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними.

Знакомство начинается с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий (какие кнопки нажимать на клавиатуре и в какой последовательности).

Ученикам будут бесплатно предоставлены методические материалы, которые сэкономят время: не придется вести на уроках конспекты, а дома они всегда смогут освежить в памяти полученные знания.

Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. Создается атмосфера семейного клуба и приятного времяпровождения.

В настоящее время планируется разработать 2 курса.

1. Базовый курс: домашний пользователь ПК.

Курс рассчитан на начинающих – тех, кто пока не работал на персональном компьютере, или пробовал, но чувствует себя неуверенно для самостоятельной работы. Продолжительность курса 24 академических часа (9 занятий три раза в неделю по 2 астрономических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

В рамках базового курса слушатели научатся:

- уверенно общаться с персональным компьютером

- самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти -компьютера работать с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память)

- работать с электронной почтой, быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера

2. Курс II ступени: Работа в Интернете

Продолжительность курса 8 академических часов (4 занятия по 2 академических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

- Возможности сайта «ГосУслуги»;

- Работа в личном кабинете;

- Что такое социальная сеть. Российские социальные сети.

- Работа с аккаунтом:

Загрузка личной информации. Загрузка фотографии. Поиск и добавление друзей. Сервис мгновенных сообщений. «Стена»: для чего она нужна. Создание и заполнение фотоальбомов. Комментарии Группы. Поиск по группам.

- Загрузка (инсталляция) программы «Skype».

- Работа в программе Skype:

- Тестовый звонок Добавление абонента Общение в чате Телефонный звонок Видеозвонок.

Цели
проекта

Проект обучения компьютерной грамотности «Компьютерная грамотность всем возрастам по силам» базируется на решении трех проблем нашего общества.

Первая проблема – это проблема людей пожилого возраста: информационная, социальная изоляция и одиночество, сложности с трудоустройством. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, коммерческую, политическую, энциклопедическую).

Вторая проблема – это проблема разрыва связи поколений. Проект решает её путем привлечения учащихся-добровольцев к преподаванию пожилым людям, создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Третья проблема – территориально – экономическая. Как показал наш предварительный опрос и проводимая в настоящее время запись на бесплатные компьютерные курсы, спрос на участие в проекте превысил наши ожидания.

Наш поселок Роза, достаточно большой – 12690 жителей, из которых – 5748 люди старше 50 лет. Повышение экономической, социальной активности пожилых людей и пенсионеров скажется на улучшении их качества жизни.

Отсюда и цель нашего проекта:

Цель: Социальная адаптация пожилых людей, проживающих на территории рабочего поселка Роза, Коркинского района, Челябинской области к современной компьютерной среде.

Результаты
проекта

Ожидаемые результаты проекта

Курс обучения даст пенсионерам возможность получения знаний и навыков, необходимых для работы на компьютере и в сети Интернет. В обучение включены активные методики, позволяющие применять полученные знания в повседневной жизни.

Ожидается, что представители старшего поколения приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет, писать электронные письма - общаться с помощью электронной почты с родственниками из других городов и даже стран - станут полноправными членами современного информационного сообщества.

Механизм оценки результатов

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

- количество участников проекта – получателей услуг

- количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта

Критерии оценки эффективности проекта формируются и корректируются по мере реализации проекта, а также предполагают количественные и качественные показатели. Но основным критерием оценки успешности данного проекта будет устойчивая мотивация пенсионеров, прошедших обучение к дальнейшему практическому использованию и развитию полученных знаний и навыков.

Для оценки результатов будут использоваться такие методы как анкетирование, беседы, систематические наблюдения на занятиях.


Описание разработки

1. Краткое описание содержания проекта:

Социальный проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде.

Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, развивать творческие способности. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения.

Срок выполнения проекта: не ограничен

2. Описание проекта.

2.1. Аннотация проекта

Демографический кризис и процесс старения населения неизбежно ведет к необходимости включения в социальную и трудовую деятельность лиц пенсионного возраста.

Меняющаяся социально-экономическая среда, структурные изменения экономики, низкий уровень жизни диктуют необходимость обучения пенсионеров, как наиболее социально уязвимой группы. С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит.

Повышение экономической, социальной активности пожилых людей и пенсионеров скажется на улучшении их качества жизни.

Отсюда и цель нашего проекта: образовательная поддержка социально-незащищенных слоев населения – пенсионеров, что будет способствовать развитию гражданского общества.

2.2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект.

Проект обучения компьютерной грамотности «Компьютеру все возрасты покорны» базируется на решении трех проблем нашего общества.

Первая проблема – это проблема людей пожилого возраста: информационная, социальная изоляция и одиночество, сложности с трудоустройством. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, коммерческую, политическую, энциклопедическую).

Вторая проблема – это проблема разрыва связи поколений. Проект решает её путем привлечения учащихся-добровольцев к преподаванию пожилым людям, создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Третья проблема – территориально – экономическая. Как показал наш предварительный опрос и проводимая в настоящее время запись на бесплатные компьютерные курсы, спрос на участие в проекте превысил наши ожидания.

2.3. Цели и задачи проекта.

Цель: Социальная адаптация пожилых людей, проживающих на территории п.Чульман к современной компьютерной среде.

Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.

Формирование базы потенциальных волонтеров проекта.

Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.

Подготовка методического обеспечения курса: «Компьютерная памятка пенсионеру».

Работа волонтеров проекта с пожилыми людьми.

Проведение мониторинга работы добровольцев и работы с добровольцами в рамках реализации проекта.


Анализ, обобщение опыта.

Распространение опыта реализации проекта.

2.4. План действий.

Согласно Стратегии развития информационного общества, к 2015 году все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид. Но, те, кому предлагается использовать их для удобства, часто не знают, как ими воспользоваться. Кто может им помочь? Конечно, рассчитывать в данном случае лучше на тех, кто идет в ногу со временем – на молодое поколение.

В рамках реализации проекта молодые добровольцы помогают пожилым людям приобретать навыки работы на персональном компьютере, работе в сети Интернет, а также проводят совместные праздники, например, 8 марта, Новый год и другие.

Занятия с группой проводилось 3 раза в неделю по 2 часа в помещениях, где установлены компьютеры, предоставленные в рамках реализации проекта. Каждая группа состояла из 10 человек, что является удобным для индивидуальной работы с каждым обучающимся, причем, разумеется, каждый должен иметь отдельное рабочее место.

Методика обучения основана с учетом того, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними.

Знакомство начинается с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий (какие кнопки нажимать на клавиатуре и в какой последовательности).

Ученикам будут бесплатно предоставлены методические материалы, которые сэкономят время: не придется вести на уроках конспекты, а дома они всегда смогут освежить в памяти полученные знания.

Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. Создается атмосфера семейного клуба и приятного времяпровождения.

В настоящее время разработаны 2 курса.

1. Базовый курс: домашний пользователь ПК.

Курс рассчитан на начинающих – тех, кто пока не работал на персональном компьютере, или пробовал, но чувствует себя неуверенно для самостоятельной работы. Продолжительность курса 24 академических часа (9 занятий три раза в неделю по 2 астрономических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

В рамках базового курса слушатели научатся:

уверенно общаться с персональным компьютером

самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти компьютера работать с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память)

работать с электронной почтой, быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера


1. Актуальность проекта

2. Цель, задачи проекта

3. Классификация проекта

4. Ресурсы для реализации проекта

5. Этапы проекта

6. Ожидаемые результаты проекта

7. Механизм оценки результатов

10. Выводы, рекомендации участников проекта

ВложениеРазмер
sotsialnyy_proekt.doc 143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Новобурейская СОШ № 3

Амурской области Бурейского района

Директор ГБУ АО Директор МОБУ

Новобурейский КЦСОН Новобурейской СОШ № 3

«Надежда» __________ Д. Н. Туманов

____________ Т. А. Мельникова

обучение людей старшего поколения компьютерной грамотности

«Компьютер для всех поколений»

Над проектом работали:

учитель информатики и ИКТ

Смирнова Елена Александровна;

учащиеся 10 «Б» класса

Человек никогда не стар настолько, чтобы не учиться.
Томас Мидлтон

1. Актуальность проекта

2. Цель, задачи проекта

3. Классификация проекта

4. Ресурсы для реализации проекта

5. Этапы проекта

6. Ожидаемые результаты проекта

7. Механизм оценки результатов

10. Выводы, рекомендации участников проекта

Социальный проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде.
Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, развивать творческие способности. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения.

Без компьютера, в наше время, не обойтись, даже пенсионеру! С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит. Мы начали разработку проектного задания, для чего стали собирать информацию, знакомиться с ней, начали морально готовить заинтересованных пожилых людей, что учиться никогда не поздно!

Наш проект направлен на решение следующих проблем :

- информационная, социальная изоляция и одиночество . Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, политическую, энциклопедическую);

- проблема разрыва связи поколений . Наш проект решает её путем создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Сформировать знания и умения в сфере компьютерной грамотности пожилого населения и готовность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде; социально адаптировать и обучить пожилых людей навыкам работы на компьютере для повышения качества жизни.

1.Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
Формирование базы потенциальных волонтеров проекта.

2. Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.

3. Провести анкетирование пожилых людей об имеющихся знаниях персонального компьютера.

4. Убедить в необходимости прохождения компьютерного «ликбеза», преодолеть страхи по поводу Интернет-технологий.

5. Ознакомить людей старшего поколения с устройствами и принципами работы компьютера и ноутбука.

6. Обучить уверенному владению необходимыми функциями персонального компьютера.

7. Обучить поиску нужной информации с помощью Интернета.

8. Развить навыки использования Интернета в быту и для решения практических задач.

9. Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.

- по форме работы – в малых группах;

- по способу выбора проекта – выбор в процессе коллективного обсуждения;

- по времени реализации проекта – краткосрочный;

- по направленности работы – популяризация знаний, углубление знаний в отдельной области.

Ресурсы для реализации проекта

Трудовые: заведующая ОДПН ГБУ АО Новобурейский КЦСОН «Надежда» Солмина И. А., руководитель МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Д. Н. Туманов, учитель информатики и ИКТ Е. А. Смирнова, консультанты – волонтеры учащиеся 10 класса, получатели услуг проекта – население старшего поколения, пенсионеры и люди предпенсионного возраста.

Информационные: рабочая программа, учебно-тематический план, учебное пособие Азбука Интернета, обучающая литература, Интернет.

Материальные: помещение – учебный компьютерный класс, персональные компьютеры, мультимедийный проектор, канцелярские товары для анкетирования

  1. Подготовительный этап – 09.01.2018 г. – 31.01.2018 г.
  2. Проектировочный этап – 01.02.2018 г. – 03.02.2018 г.
  3. Практический этап – 05.02.2018 г. – 03.03.2018 г.
  4. Контрольно-коррекционный этап – 05.03.2018 г.
  5. Заключительный этап – 10.03.2018 г. – 17.03.2018 г.

Ожидаемые результаты проекта

Курс обучения даст людям пожилого возраста, пенсионерам возможность получения знаний и навыков, необходимых для работы на компьютере и в сети Интернет. В обучение включены активные методики, позволяющие применять полученные знания в повседневной жизни.

Целевая аудитория (получатели услуг проекта – население старшего поколения, пенсионеры и люди предпенсионного возраста) должна знать :

- основные средства работы с ПК, с папками, файлами;

- основные принципы работы в среде текстового редактора;

- основные принципы работы в Интернете и основы сетевого этикета;

- основные поисковые Интернет-системы;

- основные понятия информационной безопасности;

- базовые принципы работы с мобильными устройствами в Интернет;

- особенности функционирования порталов органов власти региона;

- назначение, состав и принципы работы порталов государственных и муниципальных услуг;

- принцип персональной регистрации на портале государственных услуг.

Целевая аудитория (получатели услуг проекта – население старшего поколения, пенсионеры и люди предпенсионного возраста) должна уметь :

- пользоваться графическим интерфейсом;

- работать с файлами и папками;

- создавать и оформлять документы в текстовом редакторе;

- работать с сайтами, искать и находить информацию в Интернете;

- общаться с помощью средств коммуникаций взаимодействия и социальных сервисов, в том числе мобильных, использовать электронную почту, писать, отправлять и получать письма;

- участвовать в сетевом общественном сообществе пользователей электронных государственных услуг населению (онлайн опросах, форумах, чатах);

- пользоваться ресурсами порталов органов государственной власти регионов;

- пользоваться государственными и муниципальными услугами в электронном виде.

Ожидается, что представители старшего поколения приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет, писать электронные письма - общаться с помощью электронной почты с родственниками из других городов и даже стран - станут полноправными членами современного информационного сообщества.

Механизм оценки результатов

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

· количество участников проекта – получателей услуг;

· количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта;

Критерии оценки эффективности проекта формируются и корректируются по мере реализации проекта, а также предполагают количественные и качественные показатели.

Но основным критерием оценки успешности данного проекта будет устойчивая мотивация пенсионеров, прошедших обучение к дальнейшему практическому использованию и развитию полученных знаний и навыков.

Для оценки результатов будут использоваться такие методы как анкетирование, беседы, систематические наблюдения на занятиях.

  1. Байков В.Д., Байков Д.В. «Компьютер и Интернет». Самоучитель для пенсионеров, 352 стр., 2016
  2. Байков В.Д., Байков Д.В. «Компьютер и ноутбук», 286 стр., 2013
  3. Сергеева А.П., Гусева B.C., «Компьютер для пенсионеров для чайников», 2-е изд., 235 стр., 2013
  4. Нэнси Мюир «Компьютер для пенсионеров», 448 стр., 2013
  5. Шамаев О. Н. «Основы компьютерной грамотности для старшего поколения», Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2013
  6. Открытый цифровой ресурс «Мир информатики» http://metodist.lbz.ru/informatika/5/

Выводы, рекомендации участников проекта

Смирнова Елена Александровна

Интернет давно стал неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимым средством общения. Правда, далеко не все умеют использовать все преимущества интернет технологий. Пожилые люди, например, весьма далеки от электронной почты, социальных сетей, прочих атрибутов онлайн-мира. Обойтись без компьютера, конечно можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать ее более яркой и интересной. Для пожилого человека компьютер открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить жизнь.

Например, любой человек может использовать знания и умения для деловой и личной переписки (вместо бумажных писем); для живого общения по скайпу; для записи на прием к врачу; для чтения газет в электронном виде (вместо подписки на газеты в целях экономии пенсии); для создания фотоальбома; для просмотра фильмов и сериалов, любых телепередач; для увлекательных игр в минуты отдыха; для получения государственных услуг.

* Ещё один плюс – новые знакомства в социальных сетях, в тематических группах или на сайтах по кулинарии, шитью, литературе, живописи, путешествиям. При этом во время виртуального общения никого не волнует, сколько человеку лет и как он выглядит. Важно, что он знает и говорит.

* Записаться на приём к врачу, выяснить, где можно купить нужное лекарство подешевле, – компьютер позволит сделать всё это быстро. Заодно можно найти потерянную инструкцию от препарата, прочитать отзывы о том или ином враче или медицинском центре, собрать информацию о своём диагнозе.

Кстати, информация про жуликов от медицины и шарлатанских препаратах тоже раньше всего появляется в Сети. Предлагают вам купить нечто чудодейственное? Набрали название «чудо-препарата» в интернет-поиске и сразу увидите, пострадал от него кто-то или нет.

* Как ни парадоксально, появление Интернета в жизни пожилого человека заставляет его… чаще выходить из дома. Посмотрев анонсы интересных мероприятий, заказав билеты в театр, в кино, на вернисаж, вчерашний затворник поневоле с удовольствием выходит в свет.

* Освоение новых возможностей – отличное упражнение для интеллекта, который после выхода на пенсию может существенно снижаться. Согласно ряду исследований освоение компьютера после 50 лет заставляет клетки мозга активнее работать и создавать новые нейронные связи. Это предотвращает возрастное ухудшение памяти, сообразительности и скорости мышления.

* А уж найти полузабытую книгу, стихотворение, от которых в памяти сохранились лишь куски слов, пожалуй, лучше способа, чем Интернет, и не придумаешь. Заодно и сериалы, и фильмы можно посмотреть без рекламы, и новости пролистать без «умничанья» поднадоевших телеведущих.

* Оплатить квартиру, электричество, заказать продукты и лекарство через Интернет – ощутимое подспорье в дни непогоды или плохого самочувствия.



Конкурс «Я гражданин России»

А
вторы: Ермилова Анна Алексеевна,

Огарко Марина Олеговна ,Пентела Богдан

Вахитова Гузель Аликовна.

МБОУ Приполярная СОШ, 11 класс.

Научный руководитель:

Гилязова Гальфира Исламовна,

Фетисова Антонина Анатольевна.

Данная работа представляет социальный проект по практической

Актуальность темы связана с новым этапом научно-технической революции : компьютеризацией управления, услуг, общения, колоссальным интересом общества к использованию информационных технологий.

Интеллектуальный потенциал страны и его развитость в целом определяется на современном этапе степенью использования в производстве и быту возможностей компьютерных технологий. Молодое поколение нашей страны по программе информатизации, принятой в нашей стране на рубеже 20-21 веков, обучены основам ИКТ. Старшее поколение такой возможности не имели и поэтому испытывают затруднения в сфере общения, оплате государственных услуг и т. д.

Конечно, в крупных городах такая проблема может быть решена на компьютерных платных курсах. В нашем поселении такую функцию могла выполнить школа: в ней хорошая материальная база, есть обученный контингент, желающий поучаствовать в полезной для общества работе.

Перед волонтерами стояла цель: обучить желающих жителей поселения работе с

Для достижения цели авторы:

• Провели исследование потребностей населения.

• Отобрали волонтеров для работы с людьми разного возраста.

• Изучили психологию работы с людьми зрелого возраста.

• Составили программу обучения.

Стратегическая цель проекта: доказать возможность овладения компьютерной грамотностью любым желающим за 32 часа теоретических и практических занятий.

Отсюда, задачи исследования:

 выявить желающих обучаться компьютерной грамотности;

 провести социологический опрос среди школьников на тему участия в проекте;

 изучить литературу по психологии, педагогике, информатике;

 составить анкеты, опросники;

 подготовить учебно-методические материалы.

В процессе работы использовали социологические, графические, аналитические, математические методы. Осуществленный проект позволил сделать вывод, что в зрелом возрасте человека можно научить пользоваться компьютером.

План проекта.

Представленная работа является мини проектом по практической социологии.

Сегодня, невозможно представить нашу жизнь без помощи интеллектуальных машин, к которым относится и компьютер. Последствия такой промышленной революции до конца не изучены: ясно одно : умение пользоваться ПК помогает не только на производстве, но ив быту.

Побудительной причиной проекта можно считать желание людей зрелого возраста освоить компьютерные технологии.

Итак, наша гипотеза: людей, независимо от возраста и уровня образования, можно обучить компьютерной грамотности за 32 часа занятий.

Главная цель работы: научить любых грамотных людей пользоваться компьютером.

Проект состоял из нескольких этапов.

Выявление желающих обучаться при взаимодействии с Администрацией поселения.

Опрос желающих учиться.

Составление программы курсов.

Изучение литературы по теме.

Обучение(теория и практика).

Ценность работы заключалась в том, что школьники, обученные на уроках основам ИКТ, могли передать знания по ланкастерской системе. Эта система обучения предполагает передачу знаний по цепочке, что позволяет расширить круг обучаемых. Именно так декабристы в 19 веке во время ссылки обучали группу детей, которые в свою очередь обучали других. В этом году в ЮГРЕ был объявлен «Год Доброй воли», который предполагал активное участие молодежи в добрых делах на пользу общества .Отсюда. родилась эта идея.

Объект проекта- IT - технологии.

Субъект проекта- волонтеры-школьники и жители поселка.

Предмет-навыки компьютерной грамотности.

Теоретической основой проекта являются учебные программы Министерства образования, учебно-методические комплексы по информатике .

Эмпирической базой проекта являются социологические исследования жителей поселения, навыки учеников в области информатики.

Практическая значимость проекта заключается в:

обучении жителей поселка навыкам компьютерной грамотности;

улучшении качества жизни;

закреплении навыков компьютерной грамотности учащимися;

создании положительного имиджа школы.

Авторы, осуществив проект, проанализировали деятельность по совершенствованию методики обучения, программы курсов и извлекли уроки из практической деятельности.

Данная работа может быть использована при планировании работы по оказанию услуг администрациями небольших поселений, в ходе профориентационной работы со школьниками.

Пояснительная записка.

Современное государство предъявляет новые требования к выпускникам школы, содержание, формы и методы обучения должны формировать творческую личность, способную созидать и осуществлять качественную трудовую деятельность, профессионально адаптироваться в изменяющихся условиях. Будущие специалисты должны обладать такими качествами, как трудолюбие, гибкость мышления, инициативность, умение планировать и анализировать, способность овладевать практическими навыками, которые развиваются в деятельности Жизнь человека - это ,прежде всего, непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, приобретения новых навыков, направленных на достижение определенных целей. В связи с усложнением производства, технологий , компьютеризации человечество почти полностью перешло на использование различных устройств для облегчения жизни. И наиболее доступным и необходимым является компьютер.

Значение компьютеров трудно переоценить: это управление технологическими процессами, связь, развлечения, обучение, общение.

Сегодня, государство озабочено предоставлением электронных государственных услуг, начиная от записи к врачу до заказа лекарства при помощи компьютера. Молодое поколение освоило компьютер в школе. А старшее поколение такой возможности не имело.

В нашем поселке много желающих, которые хотели бы ознакомиться с компьютером. В основном это были люди зрелого возраста. Так как в поселке нет возможности поступить на курсы по изучению компьютера , мы решили осуществить социальный проект для жителей по освоению азов компьютерной грамотности, которая позволит улучшить качество жизни и может стать началом их новой жизни. Может быть, более интересной и наполненной, чем все прошедшие годы.

Проект предполагает совместную деятельность взрослых( учителей и людей зрелого возраста ) и школьников-волонтеров, где все выступают равноправными субъектами деятельности.

Принципы организации деятельности следующие:

- возможность выбора роли в совместной творческой деятельности.

Цель: создание условий для формирования у детей личностной готовности к успешной социальной адаптации и самореализации в окружающей среде.

Подростковый возраст является наиболее трудным для школьного образования, но именно здесь развивается мотивационная сфера и сфера личностных качеств ученика, которые будут необходимы в дальнейшем при профессиональном самоопределении ребёнка. Именно в этом возрасте у ребёнка формируются полагания собственной личности в мир. Я, моё место в мире, мир и моё «Я» - вот основные отношения, которые исследуются, апробируются в подростковом возрасте.

В старшей школе образовательное пространство более сложное, в нём ученик реально взаимодействует с разными педагогами, различными предметными областями и учебными предметами. Расширяется круг источников знаний, к которым обращается ученик при освоении содержания образования. Но все эти изменения определяются не только ростом интеллектуальных возможностей детей и внешними требованиями продолжения образования, но и, главное, решением задачи возраста – профессиональным самоопределением.

Метод проектов играет немаловажную роль в выборе будущей профессии . Данный метод не является принципиально новым в мировой педагогической практике. Он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метода проектов – концепция прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д.Дьюи). Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.К.Килпатриком. 1

Внимание российских учёных метод проектов привлёк в начале ХХ столетия. В 1905 году группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны. Однако отсутствие чётких разработок по использованию метода проектов привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. В 1931 году Постановление ЦК ВКПб осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца ХХ века не было серьёзных попыток возродить его. Вновь он начал внедряться в учебную деятельность на основании письма МОиН РФ № 585/11-13 от 12.04.2000г. «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология». 2

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом .

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач и проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

По типологии проект можно определить следующим образом:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

2. По признаку предметно - содержательной области:

3. По характеру контактов:

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

Все способности, сформированные учащимися в процессе проектной деятельности, будут востребованы при осуществлении любого вида профессиональной деятельности, обеспечат успешную адаптацию выпускников и комфортную жизнедеятельность в социуме независимо от выбранной профессии.

Обучение в средней школе формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности.

Во время выполнения проектных работ учащиеся учатся:организовывать свою деятельность – определять её цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

• искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернативы;

• объяснять явления действительности – культурной, социальной, технической среды, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, оценивать их

• делать выводы, формулировать собственную позицию и обосновывать её выбор;

• выбирать способы поведения;

• самостоятельно принимать решения;

• сравнивать полученное с требуемым;

• корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;

• объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования;

• собирать, анализировать и обрабатывать информацию ;

• ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования.

В результате проектной деятельности учащиеся применяют актуализированные знания и приобретают новые, осваивают разные способы человеческой деятельности, находят работу по способностям и потребностям, раскрывают творческий потенциал. На всех этапах осуществления проекта в центре внимания – уникальная целостная личность ребёнка, открытая для восприятия нового опыта.

Социальное проектирование - особый вид деятельности подростка, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение, качественно новое в личном опыте.

Участие в проекте позволяет поставить подростка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь и благополучие других людей.

Паспорт проекта.

: « IT « IT всем возрастам покорны»

Глобальные цели проекта:

1.Обучить желающих основам компьютерной грамотности.

2.Заинтересовать школьников новым видом деятельности: обучением.

3.Воспитывать ответственность и гражданственность.

4. Повысить престиж школы.

5. Укрепить связи поколений.

Нормативно -правовая база

Федеральная программа информатизации

Теоретико -методологическая основа

Лазарева М.Е «Электронный гражданин»

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.,Шеина Т.Ю.

Руководители

Гилязова Г.И. Фетисова А.А

Направленность проекта

Социальный, практически- ориентированный

Разработчик программы

МБОУ Приполярная СОШ.

Заказчик программы

Год разработки

Срок реализации

Внутренние ресурсы:

Технические ресурсы:

Сеть персональных компьютеров, ноутбуки;

Информационные ресурсы:

учебная, методическая литература;

полученные ранее навыки.

Современные методы, используемые при создании проекта.

1.Эмпирические и практические методы:

• Изучение литературы по теме проекта;

• Изучение нормативных и инструктивно – методических документов;

• Опросы, анкетирование, практикум.

2. Теоретические методы:

3. Исследовательские методы.

4. Прогностические методы.

5. Технические методы:

Принципы реализации проекта для учащихся:

Личностная и социальная значимость.

Гармоничное сочетание коллективных и личных интересов в работе.

Гласность в работе.

Сотрудничество старшего и молодого поколения.

Комфортность и психологическая совместимость.

Критерии оценки успешности реализации проекта:

Интерес к обучению.

Психологически благоприятная обстановка занятий.

Читайте также: