Есть ли льгота на транспортный налог для пенсионеров в беларуси

Транспортным налогом называется финансовый сбор, взимаемый в бюджет страны с владельцев авто- и мототранспорта (это касается и граждан, и организаций, а также предпринимателей).

Фактически это пошлина, которая обязательно вносится для допуска ТС к участию в дорожном движении. Ее часто называют «дорожным сбором», поскольку она вводилась для создания постоянно пополняемого источника денег, направляемых на ремонт, обслуживание, строительство, реконструкцию дорог.

Когда нужно платить

Сроки внесения транспортного налога законодательно не установлены. Но в любом случае это надо сделать перед поездкой на технический осмотр, так как по итогам этой процедуры принимается решение о допуске любого механического ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования. Действует следующий порядок:

  • за транспортные средства, с момента производства которых прошло до 10 лет, налог платится за два года сразу, так как периодичность техосмотра для них составляет 2 года;
  • за транспортные средства, с момента производства которых прошло от 10 лет, пошлина вносится раз в 12 мес. (в преддверии очередного техосмотра);
  • оплата госпошлины не является платой за техосмотр – данная услуга имеет отдельную цену, деньги за нее перечисляются на другие реквизиты (поэтому перед заездом на диагностическую линию нужно иметь две квитанции – о внесении дорожного налога и об оплате гостехосмотра).

Если у машины, на которую имеется сертификат техосмотра, сменился владелец, то данный документ сохранит юридическую значимость до истечения указанного в нем срока действия. Это означает, что до этого времени ехать на станцию диагностики и платить транспортный сбор не потребуется.

Размер дорожного налога

Сумма определяется ежегодно с учетом:

  • актуальной базовой величины;
  • типа механического ТС, его массы;
  • числа посадочных мест (актуально для пассажирских автобусов);
  • категории собственника — фирма (организация) либо частное лицо (причем ИП приравнены к обычным физлицам);
  • имеющихся преференций (понижающих коэффициентов, льгот).

Калькулятор транспортного налога

  • 6 БВ Размер налога
  • 162 руб. Сумма налога
  • 24 мес. Срок действия

Конкретные ставки приведены в таблице:

Ставки, на основании которых рассчитывается сумма сбора, представлены в таблице выше. В частности, за легковую машину весом 1,8 тонн, выпущенную более 10 лет назад, надо уплатить: 27 руб. (размер БВ) * 6 (действующая ставка) = 162 руб.

За аналогичное по массе авто, имеющее возраст до 10 лет, необходимо внести 324 руб. (за 2 года).

Где оплатить транспортный налог

Организации оплачивают данный вид пошлины через бухгалтерию собственного предприятия, с отнесением суммы на соответствующую статью расходов. Что касается частных лиц, то для них доступны следующие способы:

  • в банковском отделении;
  • на почте;
  • с помощью ЕРИП.

Документ, свидетельствующий о внесении данной государственной пошлины (квитанция, чем или др.), показывают сотруднику диагностической станции до отправки осматриваемого транспортного средства на линию.

Как оплатить дорожный сбор через ЕРИП

Способ доступен с любого компьютера, смартфона, планшета, ноутбука, другого аналогичного устройства. Коды платежей — 03005, 03006.

Войдите в ЕРИП, и в разделе «Прочие республиканские услуги» последовательно выберите «Белтехосмотр», а затем → «Госпошлина» (обратите внимание → для граждан и юрлиц предусмотрены разные позиции).

Аналогичным образом дорожный сбор платится в инфокиосках, причем в данных случаях распечатывать чек или квитанцию для предъявления сотрудникам диагностической станции необязательно.

Льготы по транспортному налогу

Есть граждане, которые полностью или в определенной степени освобождены от внесения данной госпошлины. В частности, снижение ставки на 50% действует для:

  • механических ТС, находящихся во владении у инвалидов 1-2 групп, также аналогичная льгота дается ветеранам ВОВ – в случае, если они имеют медицинскую справку о возможности управления соответствующим типом транспорта (кроме ситуаций, когда они стопроцентно освобождены от внесения дорожного сбора);
  • механических ТС, конструктивно адаптированных для перевозки опасных грузов.

Внесение транспортного сбора не предусмотрено в отношении следующих видов транспорта:

  • автомобили со спецоснащением для эксплуатации инвалидами, а также машины, купленные при содействии социальных служб;
  • общественный транспорт, который зарегистрирован республиканским Минтрансом;
  • автомобили лечебно-медицинских организаций и служб быстрого реагирования;
  • транспортные средства, зарегистрированные на иные силовые ведомства, а также находящиеся в собственности Комитета госконтроля и Следственного комитета.

Кроме этого, оплата госпошлины не осуществляется организациями – владельцами механических ТС, которые обозначены нанесенной согласно законодательству надписью «Социальная служба».

Ответственность за неуплату

Прямая ответственность за игнорирование транспортной госпошлины законом не установлена. Однако следует понимать, что неоплаченная госпошлина влечет непрохождение государственного техосмотра, поэтому сотрудники Госавтоинспекции применят пункты 5 и 9 ст. 18.12 КоАП РБ. Это означает, на первый раз нарушителя предупредят или оштрафуют от 1 до 3 БВ, а в случае повторения ситуации в течение года штраф увеличится до 2-5 БВ.

Последние новости

Долгое время шли разговоры об «отвязке» дорожного сбора от техосмотра, и об осуществлении контроля его оплаты с помощью камер. Но это пока неосуществимо с технической точки зрения (требуется разработать, внедрить и настроить соответствующее программное обеспечение).

Наряду с этим планируется разрешить оплату дорожного сбора поэтапно, с минимальным оплачиваемым сроком – 1 месяц. Это позволит сократить ежегодную сумму налога тем собственникам ТС, которые ездят нерегулярно (например, только в летнее время). Но при единовременной оплате сразу за год планируется предоставлять 20%-ую скидку. По словам премьер-министра, данные инициативы сейчас проходят стадию обсуждения в соответствующих инстанциях.

Последнее сообщение на тему пошлины появилось 9 марта на канале «Беларусь» . Из нового — планируется уменьшить размер дорожного налога для юрлиц на 20%. Сейчас, к примеру за авто 1-2 тонны, физлицо платит 6 базовых, а юрлицо — 9 базовых.

До этого, 17.02.2020 высказывался министр финансов Максим Ермолович. Он сообщил, что министерство все еще ведет подготовку проекта указа. Планируется отвязать дорожный налог от техосмотра, изменить периодичность уплаты и сделать скидки для тех, кто оплачивает на длительный срок.

Министерство финансов сообщало, что осуществляется подготовка проекта Указа Президента Республики Беларусь «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети» — ссылка http://www.minfin.gov.by/public/ru/faq/


Новые правила могут заработать в 2020 году, но пока проект не подписан, действуют старые правила, которые указаны в этой статье. Если вы хотите быть в курсе, когда примут изменения, подпишитесь на комментарии к этой статье. Как только будут новости, я напишу комментарий и вам придет на почту письмо. На скриншоте ниже показал как это сделать:


Далеко не каждый владелец автомобиля воспринял как должное изменения, внесенные в 249-ую статью Налогового кодекса РБ после 31-ого декабря 2013 года. Согласно им, в стране появилась новая госпошлина — так называемый транспортный налог, как метко его сразу окрестили те, кто не представляет свою жизнь без «баранки». В чем его особенность и для чего он вообще нужен? Где и как можно оплатить этот налог, пошлину, или плату за участие, в 2020 году в Беларуси? Обо всем этом — в подробном материале ниже.

Что такое транспортный налог и зачем он нужен?

Еще в 2016-ом году на трое белорусов приходился как минимум 1 личный автомобиль. Примените эту нехитрую статистическую выкладку к общему количеству населения страны — и поймете, что ежедневно дорожные просторы Беларуси бороздят около 3 миллионов единиц автомобилей. И это принимаются в расчет только личные авто — к полученной цифре можно смело добавлять и те транспортные средства, которые числятся на балансе у различных предприятий.

Конечно, такой интенсивный трафик наносит непоправимый урон имеющимся дорогам, и правительство Беларуси как раз и попыталось решить этот вопрос введением вышеупомянутой государственной пошлины. Юридически она закреплена в Налоговом кодексе РБ в 249-ой статье – читайте пункт 1.64. Вырученные средства направляются в республиканский и местный бюджеты на строительство новых дорог и ремонт уже существующих.


Сам документ хранится на национальном интернет-портале: вы в любой момент можете с ним ознакомиться.


Да, с точки зрения законодательства, так называемый транспортный налог, или дорожный сбор — это упрощенное и распространенное обозначение «выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Только после того, как вы уплатили пошлину, ваш автомобиль допускается к прохождению техосмотра. Именно эта привязка и вызвала возмущение у многих автовладельцев, для которых одновременная выплата нового налога и стоимости техосмотра стала ощутимым ударом по семейному бюджету.

Сколько надо платить (таблица)

Один из главных нюансов — это возраст автомобиля. Если ваше транспортное средств «моложе» 10 лет, то оплачивать транспортный налог нужно сразу на 2 года вперед. Это правило не распространяется на грузовики и автобусы.

Также в расчет принимается общая масса авто. Есть 4 общепринятые категории:

  • до 1,5 тонн;
  • от 1,5 до 2 тонн;
  • от 2 до 3 тонн;
  • более 3 тонн.

Ставки транспортного налога

Они прописаны в пункте 112 Закона Республики Беларусь №96-3 от 31 декабря 2013 года.


Самые актуальные ставки по всем существующим категориям для максимального удобства мы отразили в развернутой таблице.

Стоимость платы за участие в дорожном движении, которую планируется ввести для физлиц вместо пошлины, такая же. Но платить физическим лицам можно не сразу за год, а по месяцам. А при оплате за год и более — скидка 20%. Т.е. указанные суммы надо умножить на понижающий коэффициент 0,8. Чтобы рассчитать, сколько платить за месяц — разделить сумму на 12.

Таблица широкая, на смартфонах протягивайте ее влево для полной просмотра.

Ставки для юридических лиц: Ставки для физических лиц:
Максимально разрешенная масса Кол-во базовых величин Цена за год, BYN Максимально разрешенная масса Кол-во базовых величин Цена за год, BYN
Автобус с числом посадочных мест
до 20 включительно 12 324 12 324
от 21 до 40 включительно 17 459 17 459
свыше 40 22 594 22 594
Легковой автомобиль
не более 1 тонны 7 189 не более 1,5 тонны 3 81
более 1 тонны, но и не более 2 тонн 9 243 более 1,5 тонны и не более 2 тонн 6 162
более 2 тонн, но не более 3 тонн 11 297 8 216
более 3 тонн 14 378 11 297
Прицеп не более 0,75 тонны 5 135 2 54
Прицеп более 0,75 тонны 12 324 11 297
Прицеп-дача (караван) 7 189 5 135
Грузовой автомобиль
не более 2,5 тонны 12 324 8 216
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 17 459 17 459
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 22 594 22 594
более 12 тонн 25 675 25 675
Прочее
Мотоцикл 3 81 2 54
Седельный тягач 20 540 независимо от разрешенной максимальной массы 20 540

Есть ли льготы?

Да, люди с 1 и 2 группами инвалидности оплачивают 50% от стоимости «дорожного налога». Некоторое время назад такая же льгота полагалась и пенсионерам, но с 2016 года она официально упразднена.

Способы оплаты

Если вы физическое лицо, то можете оплатить транспортный налог в любом банке или почтовом отделении. Отметим, что даже если вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель, вы все равно пользуетесь для оплаты тарифами для физических лиц.

А вот оплата налога юридическими лицами (организации) возможна только в банке.

Как заплатить через ЕРИП?

Продемонстрируем, как происходит оплата транспортного налога через ЕРИП. Использовать для этого можно как обычный инфокиоск, подключенный к Системе (РАСЧЕТ), так и любой интернет-банкинг, которым вы пользуетесь.

В нашем случае это будет программный продукт «Беларусбанка», но разницы нет никакой – «Дерево ЕРИП» имеет универсальную структуру и везде выглядит одинаково.


1. В главной ветке услуг открываем раздел «Прочие платежи».


2. Выбираем «Белтехосмотр».


3. Нажимаем на раздел «Госпошлина» (представлено и для физических, и для юридических лиц).


4. Для оплаты понадобится серия и номер техпаспорта транспортного средства.


После проведения оплаты можно сохранить электронный чек и распечатать его — он и будет служить официальным документом, подтверждающим вашу оплату транспортного налога. Впрочем, делать это и хранить чек вовсе необязательно — вся информация о платеже остается в базе ЕРИП, и работники «Белтехосмотра» без труда отыщут нужные сведения по номеру операции.

Важно: не путайте госпошлину на допуск к участию в дорожном движении с оплатой за непосредственно проведенный техосмотр.

Что будет, если не платить?

Так как транспортный налог в Беларуси на сегодняшний день по-прежнему привязан к техосмотру, то без его уплаты вы просто не сможете получить допуск к дорожному движению.

Конечно, всегда можно включить режим невозмутимого игнора и сесть за руль, но штрафы за отсутствие техосмотра в Беларуси немаленькие.

С 1 апреля 2019, при отсутствии платы за участие в дорожном движении, с нарушителей будет взиматься плата в двойном размере. Планируется, что контроль уплаты будет проходить автоматически, с помощью камер видеофиксации.

Планируемые изменения в 2020 году

Еще 5 октября 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас на выступлении в Палате представителей заявил о том, что транспортный налог планируется отвязать от техосмотра.

Одно из ключевых изменений — возможность внесения помесячной оплаты через ЕРИП. Это решение кажется справедливым для тех водителей, которые не используют свой автомобиль целый год. Также разбивка на небольшие доли поможет решиться на оплату налога тем, кто не желает расставаться сразу с крупной для себя суммой.

Однако вопрос до сих пор в проработке.

Конечно, вопрос контроля над оплатой транспортного налога остается открытым: тот же Румас апеллировал к использованию баз фотофиксаторов для выявления уклоняющихся. Но, опять же, это все озвучивалось исключительно в плоскости гипотетических рассуждений, а какое будет принято решение в итоге, покажет только время.

Пока этот налог остается камнем преткновения между властями и автовладельцами. Аргументы обеих сторон предельно понятны и справедливы, дело за малым — грамотно «упаковать» их в юридические формулировки и представить в виде соответствующих положений. А пока что рекомендуем вам оплатить госпошлину за пользование дорогами, если вы этого еще не сделали — и получать от езды по Беларуси истинный комфорт и наслаждение.


Льготы на транспортный налог для пенсионеров больше не будет

Фото: Евгения ГУСЕВА

В следующем году чиновники намерены убрать около 15 налоговых льгот, которые, по их словам, больше не актуальны. И одна из самых массовых льгот, которых мы лишимся в 2016-м - это льгота на налог на авто для пенсионеров (официально этот сбор называется госпошлиной на доступ к дорожному движению). Вот уже два года его обязаны уплачивать все автовладельцы. А год назад чиновники решили, что с пенсионеров нужно брать сумму в два раза меньше: скажем, не 540 тысяч рублей (три базовые величины) в год за старенькую легковушку весом до 1,5 тонны, а 270 тысяч. Льгота полагалась тем водителям-пенсионерам, у которых есть автомобиль в собственности и действующая медицинская справка.

В новом же году пенсионеры снова будут платить налог на авто наравне со всеми.

- Как я говорил, мы работаем над сокращением и оптимизацией всех налоговых льгот. Данные предложения, я считаю, достаточно обоснованы и приемлемы с учетом всех факторов, которые мы неоднократно обсуждали. Пенсионеры в основном работают, - объяснил министр финансов Владимир Амарин.

- Инвалидам тоже отменят льготу? - спросили у чиновника журналисты.

- Нет, инвалиды I, II групп остаются с коэффициентом 0,5, как и ветераны Великой Отечественной войны.

Владимир Амарин также рассказал, куда пойдут деньги от транспортного налога.

- В будущем году предлагается расширить использование средств, полученных от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, дополнив их текущим ремонтом дорог, - сказал министр финансов.

Кстати, изначально чиновники предлагали увеличить налог для ремесленников и владельцев агроусадьб, но эти предложения не прошли. Кроме того, не прошло еще одно предложение - брать с тех, кто сдает квартиру и не платит фиксированную сумму налога, в пять раз больше.

- Мы вносили это предложение для того, чтобы стимулировать добровольное исполнение налогового законодательства. Чтобы было выгоднее платить налог, чем не платить, - пояснил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко.

- Сколько, по-вашему, нелегальных сдатчиков?

- Трудно сказать, не очень большое количество. Но надо их привлекать к налогообложению. Всего у нас более 100 тысяч легальных квартиросдатчиков, а нелегальных, по нашим оценкам, порядка 5 - 7%.

Россияне тоже будут платить налог с выигрышей в белорусских казино

В следующем году налоговых льгот лишатся еще и те счастливчики, которые выиграли в казино или, например, букмекерской конторе. Раньше они ничего не должны были государству, а теперь будут платить 4% от суммы выигрыша.

- Налог будет удерживаться организатором в момент выплаты выигрыша, при этом в чеке будет указана сумма удержанного налога. Декларацию физическому лицу подавать не надо, - пояснили в Министерстве по налогам и сборам.

- А россияне, которые часто приезжают в белорусские казино, будут платить этот налог?

- Налог будет удерживаться у каждого физического лица, которому будет выплачиваться выигрыш.

Какие еще налоговые изменения ждут белорусов в этом году?

- Организациям и ипэшникам, которые оказывают услуги интернет-площадок или торгуют в интернете, нельзя будет использовать упрощенную систему налогообложения.

- Ипэшникам, у которых предельная валовая выручка составит 1,5 миллиарда рублей, нельзя будет использовать упрощенную систему налогообложения (раньше лимит был равен 13,7 миллиарда рублей).

- Курортный сбор увеличится с 3% от стоимости путевки до 5%.

- Тем, у кого в собственности больше одной квартиры, придется платить со второй и последующих 0,2% ставки налога на недвижимость (вместо 0,1%).

- В стоимость электричества и газа включат НДС, и их стоимость вырастет для потребителей на 20%.


С наступлением 2016-го года в Беларуси отменяют полтора десятка налоговых льгот. Одна из которых, 50% скидка на транспортный налог для пенсионеров, была введена только в прошлом году.

Член постоянной комиссии по бюджету и финансам, депутат Владимир Шитько утверждает, что далеко не все его коллеги изначально поддержали отмену льготы.

"Пытались убедить Минфин, что если льгота для пенсионеров введена, может быть, не стоит ее отменять. Но Минфин в свою очередь убеждал, что ситуация сложная, и нужно для всем установить одинаковую ставку пошлины".


С 1 января пенсионеры, проходя техосмотр на машине весом от 1,5 до 2 тонн будут платить государству шесть базовых величин транспортной пошлины. С нового года базовая увеличилась до 210 000 рублей, соответственно, выплата за один год будет 1260000. Но если авто моложе десяти лет, то платить придется сразу за два года — то есть 2520000 рублей. Тем временем, средняя пенсия в Беларуси близка всего к 3 миллионам рублей.

Депутат Зинаида Мандровская тоже не была в восторге от отмены льготы для пенсионеров. По ее словам, в правительстве также не было единодушного взгляда на проблему.

"Лично я и еще одна депутат на нулевом чтении в овальном зале задавали проблемные вопросы Кобякову (премьер-министру, — Еврорадио) и Амарину (министру финансов, — Еврорадио). Они, в принципе, почти согласились, что эта мера непопулярна, так как пенсии невысокие. Во-вторых, отмена льготы принесет не такие уж и высокие доходы. Сам по себе транспортный налог обязательно нужен, иначе не будет за что содержать дороги. Но пенсионеры, по моему мнению, ездят меньше других. Ко второму чтению ситуацию еще раз проанализировали. Правительство, которое отвечает за финансирование разнообразных программ, и президент рассматривали нашу поправку по данному налогу. Когда эту поправку рассмотрели со всеми заинтересованными сторонами, она не прошла в связи со сложной финансовой ситуацией", — объясняет Зинаида Мандровская.

Парламентарий убеждена, что проблему рассмотрели со всех сторон. Однако на окончательное решение повлияли аргументы, что в Беларуси невысокий пенсионный возраст и более 25% пенсионеров работают. Тем, кто не работает, оставить льготу сложно из-за необходимости предоставлять справки и других бюрократических причин. К тому же, многие молодые депутаты, которые воспитывают детей, высказывали мнение, что по данному вопросу "ко всем категориям граждан нужно подходить одинаково".


"Мы отстаивали эту льготу, но правительство не согласилось, так как 60 лет — такой возраст, когда еще все работают и ездят на автомобилях, — объясняет одна народная избранница, депутат постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Наталья Гуйвик. — Наверное, правительство подсчитало, что из-за этих льгот государство действительно много денег потеряло. Действительно, многие пенсионеры у нас работают, половина парламента, наверное, пользовалась этой льготой. Но, учитывая сложную финансовую и экономическую ситуацию в стране, нужно, наверное, с пониманием ко всему этому относиться! Жизнь ведь, к сожалению, состоит из черных и белых полос".

Сложно не согласиться! Но, виноваты ли пенсионеры в том, что им приходится работать и после 60 лет?

Еврорадио вспомнило, как 26 апреля 2015-го года во время визита в город Славгород Могилевской области Александр Лукашенко имел спонтанную беседу с местным ветераном войны и членом БНФ, 89-летним Феликсом Шкирманковым. Ветеран просит главу государства отменить "транспортный налог" хотя бы для ветеранов, среди которых единицы до сих пор ездят за рулём. Александр Григорьевич пообещал сделать это к 9-му мая, когда праздновалась 70-я годовщина победы в Великой Отечественной войне. Тогда Феликс Шкирманков с сарказмом воспринял обещание, мол, посмотрим, что значит слово президента и как оно будет.

"Ну вот и проверил! Ну как мне к этому относиться? Как я могу уважать этого человека, если он так делает? Продолжать чего-то добиваться — бессмысленно. Но ездить я продолжу, ведь без автомобиля я уже не могу, мне трудно ходить. Как раз сейчас собираюсь в магазин за молоком, хлебом. дойти я уже не смогу, поэтому поеду", — рассуждает ветеран.

Об отмене льготы для пенсионеров Феликс Шкирманков узнал от Еврорадио, так как в государственных СМИ об этом скромно промолчали. А вот в конце 2014-го года, когда скидку в 50% на транспортный налог вводили, об этом вещали из каждого утюга.

Правда, Феликса Шкирманкова отмена льгот не трогает, так как ветеранам войны их все же оставили. Видимо, подсчитали, что для государства это небольшие потери, сколько тех ветеранов способны сесть за руль. Но, чтобы узнать об этом, пришлось усердно прочитать 123-страничный документ о внесении поправок в Налоговый Кодекс. Кстати, если верить сайту Палаты представителей, депутаты его приняли в течение одних суток, без поправок. А с ним и еще три документа вместе с бюджетом страны на 2016 год.

Владельцы транспортных средств обязуются ежегодно выплачивать налог. Это правило применяется и в отношении пенсионеров. В 2019 году был введён ряд мер, направленных на предоставление льгот по транспортном налогу для лиц, находящимся на пенсии. Нововведения носили федеральный характер. Однако на региональном уровне действуют свои субсидии. О том, платят ли транспортный налог пенсионеры в России, по какой ставке, могут ли они избежать платежей, поговорим ниже.

Общие сведения о транспортном налоге

Налог на транспорт взимается со всех граждан, в распоряжении которых имеются зарегистрированные транспортные средства, подходящие под представленные государством критерии. Размер платежа обычно зависит от целого ряда факторов: регион проживания, мощность и класс автомобиля. Транспортный налог является обязательным платежом. Граждане обязуются выплачивать его ежегодно. Россияне обязуется делать взносы при использовании легковых автомобилей, мотоциклов, грузовых машин, самоходных средств передвижения.

Сумма налогового сбора зависит преимущественно от мощности двигателя машины, а также от региона проживания гражданина, который её использует. В некоторых территориальных субъектах РФ действуют свои льготы для некоторых категорий граждан, в том числе и для пенсионеров.

Платят ли пенсионеры налог на транспорт?

Ответ на вопрос о том, платят ли пенсионеры налог на машину, зависит в первую очередь от мощности двигателя транспортных средств, на которых они передвигаются. Лица, вышедшие на пенсию, освобождаются от налоговых обязательств в том случае, если мощность моторов в машине составляет меньше 100 л. с. При превышении этих показателей пенсионер обязуется платить налог по установленной в регионе ставки.

Пример. Гражданин Н., являющийся пенсионером, владеет автомобилем, мощность которого составляет 110 лошадиных сил. В регионе, где он проживает, действует ставка — 10 р. за 1 л. с. Следовательно, гражданин должен вносить ежегодно 1100 рублей налога за использование транспортного средства.

Важно! В некоторых регионах действуют дополнительные льготы для пенсионеров, воспользоваться которыми могут все лица, независимо от того, работают они на данный момент или нет. Это также касается граждан, которые вышли на пенсию раньше положенного срока в связи с работой на вредных для здоровья предприятиях.

Региональная налоговая ставка для пенсионеров

Региональный взнос налога на авто для пенсионеров варьируется в пределах 5-25 рублей за 1 л. с. В каждом территориально субъекте устанавливаются свои ставки в зависимости от средних доходов граждан, а также качества дорог. Поэтому владельцы машин одинаковых марок и моделей в разных регионах России заплатят за них разный налог. Правительство некоторых территориальных субъектов создаёт дополнительные субсидии для инвалидов, пенсионеров, ветеранов. Подобные привилегии можно наблюдать в следующих регионах:

  • Санкт-Петербург. Пенсионеры города получают льготы на транспортный налог. Но только на один автомобиль. При этом его мощность должна быть не выше 150 лошадиных сил.
  • Новосибирск. Пенсионеры Новосибирска получают льготы в размере 20 % при внесении налогового сбора. Мощность автомобилей при этом также должна быть меньше 150 лошадиных сил.
  • Киров. Граждане Кирова могут претендовать на льгот в размере 50 % при оплате транспортного налога (мощность транспорта — до 150 лошадиных сил. Если лицо, вышедшее на пенсию, дополнительно имеет статус инвалида 2 и 3 группы, размер скидки пенсионера на налог на машину увеличивается до 70 %. Инвалиды 1 группы освобождаются от выплаты налоговых сборов.
  • Самара. Дорожный налог для пенсионеров оплачивается со скидкой 50 %. При этом мощность транспортных средств в этом случае не учитывается.

В столице на 2020 год нет льготных условий для пенсионеров, касающихся оплаты налогового сбора. Исключением становятся случаи, когда лицо, находящееся на пенсии, является инвалидом или ветеранов ВОВ. В этом случае ему полагаются субсидии на общих основаниях.

Федеральные льготы

Действующее Законодательство РФ подразумевает начисление налоговых ставок на транспорт преимущественно на региональном уровне. Но в некоторых случаях государство может вводить собственные законы, распространяющиеся на все субъекты РФ. Сюда можно отнести льготы для инвалидов, ветеранов боевых действий. При этом граждане не обязательно должны находиться на пенсии. Субсидии также полагаются родителям детей-инвалидов, которые водят машины, оборудованные под людей с ограниченными возможностями.

Важно! Федеральные льготы распространяются на автомобили мощностью до 100 лошадиных сил, которые были приобретены социальными службами для инвалидов.

Что касается пенсионеров, для них специальных субсидий на федеральном уровне нет. Исключением служат лишь те случаи, когда лица, находящиеся на пенсии, дополнительно имеют статус ветерана ВОВ или инвалида. Тогда граждане получат субсидии в любом случае. В остальном необходимо ориентироваться на Налоговую ставку и условия платежей в своём регионе.

Оформление льготы на транспортный налог

Чтобы получить субсидии на оплату транспортного налога, пенсионеры должны самостоятельно подавать заявку в Налоговую Службу. Работники ФНС не могут лично информировать каждого о пенсионера о действующих льготах и скидках. Поэтому гражданам необходимо самостоятельно знакомиться с действующими правилами и процентной ставкой по налогам в своем регионе. Если в месте проживания заявителя действуют субсидии для лиц вышедших на пенсию, ему потребуется подготовить следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ (оригинал и копии).
  • Пенсионное удостоверение.
  • Документация на транспортное средство (ПТС, свидетельство о постановке на учёт).
  • ИНН.

В Налоговой Службе пенсионер должен будет заполнить заявление на предоставление льгот и внести в него следующие данные:

  • Наименование государственной структуры, куда непосредственно подаётся документ.
  • Паспорт не данные.
  • Номер ИНН.
  • Основания для получения субсидии.

Важно! В конце заявления ставится дата подачи и подпись заявителя.

Способы подачи заявления

Подать заявление на получение льготных привилегий можно несколькими способами:

  • Лично. Пенсионер должен самостоятельно прийти в Налоговую с пакетом документов и предоставить их сотруднику государственного учреждения.
  • Почтой. В этом случае заявление отправляется в виде заказного письма на почте.
  • Онлайн. Подача документации возможна через портал Госуслуги.
  • Через законного представителя. Пенсионеры могут доверить личные дела третьим лицам, которые смогут подавать документы в Налоговую от их лица. Недостаток этого способа в том, что предварительно потребуется оформить нотариальную доверенность на распоряжение документами лица, находящегося на пенсии.

При отправке данных почтой заверять их у нотариуса не потребуется. В некоторых регионах РФ может применяться более упрощённая форма подачи заявок и иной перечень необходимой документации. Поэтому перед составлением заявления лучше позвонить в ФНС и ознакомиться с требованиями, которые выдвигаются для его заполнения в конкретном регионе.

Какие субсидии могут полагаться пенсионерам?

Установление налоговых субсидий на транспорт — прерогатива региональных властей. Поэтому в разных субъектах страны действуют иные правила оплаты транспортного налога. В этом случае выделяют два подхода, которые используются местными властями:

  • Пенсионеры платят транспортный сбор по сниженной ставке. Это преимущество действует на определённые категории транспорта. Подобные меры практикуются в Карачаево-Черкасской республике, Карелии, Новосибирской, Кировской областях.
  • Пенсионеры не получают льготы. Исключением становятся только инвалиды и ветераны Войны. Такие меры действуют в республике Адыгея, Башкортостане, Волгоградской, Калужской области).

В некоторых субъектах субсидии предоставляются только на легковой вид транспорта, выпущенного отечественным производителем. В большинстве случаев субсидии даются только на одно транспортное средство, зарегистрированное на пенсионера.

Есть ли льготы на роскошный автотранспорт?

Обязаны ли платить взносы пожилые люди, которые ездят на дорогом автотранспорте? Если пенсионер владеет дорогим автомобилем, стоимость которого превышает 3 млн рублей, он обязуется выплачивать налоговые сборы в стандартном режиме. Независимо от цены транспортного средства, оплата транспортного налога пенсионерами должна проводиться в полном объёме на общих или региональных основаниях.

Важно! В действующем Законодательстве нет никаких привилегий по оплате налога для пенсионеров, которые владеют машинами премиум-класса. Рассчитывать в этом случае можно только на региональные субсидии.

Льготы на грузовой транспорт

Если пенсионер владеет большегрузным транспортом, он не получает никаких скидок при оплате налога. Это правило распространяется на всех налогоплательщиков, владеющих подобным автотранспортом. До конца 2018 года пенсионеры, владеющие большегрузными машинами, могли рассчитывать на полное освобождение от уплаты налога или на получение хорошей скидки. Полностью избавиться от налоговых сборов можно было в следующих случаях:

  • Транспорт был зарегистрирован в системе «Платон».
  • Оплата в системе «Платон» по большегрузу превышала сумму транспортного налога или была равна ей.

Если сумма налогов была больше, чем внесённые в систему платежи, гражданам предоставлялись льготы. Но с 2019 такие привилегии стали недоступными.

Транспортным налогом называется финансовый сбор, взимаемый в бюджет страны с владельцев авто- и мототранспорта (это касается и граждан, и организаций, а также предпринимателей).

Фактически это пошлина, которая обязательно вносится для допуска ТС к участию в дорожном движении. Ее часто называют «дорожным сбором», поскольку она вводилась для создания постоянно пополняемого источника денег, направляемых на ремонт, обслуживание, строительство, реконструкцию дорог.

Когда нужно платить

Сроки внесения транспортного налога законодательно не установлены. Но в любом случае это надо сделать перед поездкой на технический осмотр, так как по итогам этой процедуры принимается решение о допуске любого механического ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования. Действует следующий порядок:

  • за транспортные средства, с момента производства которых прошло до 10 лет, налог платится за два года сразу, так как периодичность техосмотра для них составляет 2 года;
  • за транспортные средства, с момента производства которых прошло от 10 лет, пошлина вносится раз в 12 мес. (в преддверии очередного техосмотра);
  • оплата госпошлины не является платой за техосмотр – данная услуга имеет отдельную цену, деньги за нее перечисляются на другие реквизиты (поэтому перед заездом на диагностическую линию нужно иметь две квитанции – о внесении дорожного налога и об оплате гостехосмотра).

Если у машины, на которую имеется сертификат техосмотра, сменился владелец, то данный документ сохранит юридическую значимость до истечения указанного в нем срока действия. Это означает, что до этого времени ехать на станцию диагностики и платить транспортный сбор не потребуется.

Размер дорожного налога

Сумма определяется ежегодно с учетом:

  • актуальной базовой величины;
  • типа механического ТС, его массы;
  • числа посадочных мест (актуально для пассажирских автобусов);
  • категории собственника — фирма (организация) либо частное лицо (причем ИП приравнены к обычным физлицам);
  • имеющихся преференций (понижающих коэффициентов, льгот).

Калькулятор транспортного налога

  • 6 БВ Размер налога
  • 162 руб. Сумма налога
  • 24 мес. Срок действия

Конкретные ставки приведены в таблице:

Ставки, на основании которых рассчитывается сумма сбора, представлены в таблице выше. В частности, за легковую машину весом 1,8 тонн, выпущенную более 10 лет назад, надо уплатить: 27 руб. (размер БВ) * 6 (действующая ставка) = 162 руб.

За аналогичное по массе авто, имеющее возраст до 10 лет, необходимо внести 324 руб. (за 2 года).

Где оплатить транспортный налог

Организации оплачивают данный вид пошлины через бухгалтерию собственного предприятия, с отнесением суммы на соответствующую статью расходов. Что касается частных лиц, то для них доступны следующие способы:

  • в банковском отделении;
  • на почте;
  • с помощью ЕРИП.

Документ, свидетельствующий о внесении данной государственной пошлины (квитанция, чем или др.), показывают сотруднику диагностической станции до отправки осматриваемого транспортного средства на линию.

Как оплатить дорожный сбор через ЕРИП

Способ доступен с любого компьютера, смартфона, планшета, ноутбука, другого аналогичного устройства. Коды платежей — 03005, 03006.

Войдите в ЕРИП, и в разделе «Прочие республиканские услуги» последовательно выберите «Белтехосмотр», а затем → «Госпошлина» (обратите внимание → для граждан и юрлиц предусмотрены разные позиции).

Аналогичным образом дорожный сбор платится в инфокиосках, причем в данных случаях распечатывать чек или квитанцию для предъявления сотрудникам диагностической станции необязательно.

Льготы по транспортному налогу

Есть граждане, которые полностью или в определенной степени освобождены от внесения данной госпошлины. В частности, снижение ставки на 50% действует для:

  • механических ТС, находящихся во владении у инвалидов 1-2 групп, также аналогичная льгота дается ветеранам ВОВ – в случае, если они имеют медицинскую справку о возможности управления соответствующим типом транспорта (кроме ситуаций, когда они стопроцентно освобождены от внесения дорожного сбора);
  • механических ТС, конструктивно адаптированных для перевозки опасных грузов.

Внесение транспортного сбора не предусмотрено в отношении следующих видов транспорта:

  • автомобили со спецоснащением для эксплуатации инвалидами, а также машины, купленные при содействии социальных служб;
  • общественный транспорт, который зарегистрирован республиканским Минтрансом;
  • автомобили лечебно-медицинских организаций и служб быстрого реагирования;
  • транспортные средства, зарегистрированные на иные силовые ведомства, а также находящиеся в собственности Комитета госконтроля и Следственного комитета.

Кроме этого, оплата госпошлины не осуществляется организациями – владельцами механических ТС, которые обозначены нанесенной согласно законодательству надписью «Социальная служба».

Ответственность за неуплату

Прямая ответственность за игнорирование транспортной госпошлины законом не установлена. Однако следует понимать, что неоплаченная госпошлина влечет непрохождение государственного техосмотра, поэтому сотрудники Госавтоинспекции применят пункты 5 и 9 ст. 18.12 КоАП РБ. Это означает, на первый раз нарушителя предупредят или оштрафуют от 1 до 3 БВ, а в случае повторения ситуации в течение года штраф увеличится до 2-5 БВ.

Последние новости

Долгое время шли разговоры об «отвязке» дорожного сбора от техосмотра, и об осуществлении контроля его оплаты с помощью камер. Но это пока неосуществимо с технической точки зрения (требуется разработать, внедрить и настроить соответствующее программное обеспечение).

Наряду с этим планируется разрешить оплату дорожного сбора поэтапно, с минимальным оплачиваемым сроком – 1 месяц. Это позволит сократить ежегодную сумму налога тем собственникам ТС, которые ездят нерегулярно (например, только в летнее время). Но при единовременной оплате сразу за год планируется предоставлять 20%-ую скидку. По словам премьер-министра, данные инициативы сейчас проходят стадию обсуждения в соответствующих инстанциях.

Читайте также: