Есть ли льготы у пенсионеров на платных дорогах


Как сообщает агентство ТАСС, в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект о бесплатном проезде по платным дорогам для инвалидов.Такое право также предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и России, труда, а также жителям населенных пунктов, прилегающих к платным участкам автотрасс. О новых льготах для инвалидов, поддержанных Президентом РФ В.В.Путиным - читайте ниже.

Законодательное собрание Краснодарского края в декабре 2020 года внесло в Госдуму РФ законопроект, дающий право бесплатного проезда по платным дорогам инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и России, труда, а также жителям населенных пунктов, прилегающих к платным участкам автотрасс. Текст документа размещен в электронной базе данных нижней палаты. Если законопроект пройдет все 3 чтения, то в сам закон вступит в силу уже в 2021 году.

Действующее законодательство освобождает от платы за проезд по таким дорогам общественный транспорт, автомобили пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, а также машины почтовой связи.

"Несмотря на активное развитие в нашей стране системы платных дорог, которая направлена на обеспечение транспортной доступности между объектами инфраструктуры как внутри населенных пунктов, так и между ними, льготный проезд по платным дорогам для многих категорий граждан (инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и России, Герои труда, а также жители населенных пунктов, прилегающих к платным участкам автомобильных дорог) до настоящего времени не предусмотрен, что не отвечает их интересам", - говорится в пояснительной записке к инициативе. Кроме того, инициатива распространяет право бесплатного проезда на школьные автобусы и транспортные средства государственных и муниципальных медицинских учреждений, осуществляющие перевозку донорской крови.

Проблемы людей с ограниченными возможностями особенно остро проявились в пандемию коронавируса. Они еще чаще сталкиваются со сложностями в сфере предоставления самых разных услуг. Это касается не только здравоохранения и образования, но и досуга. Кроме того, инвалиды имеют большие трудности с поиском работы. При этом именно они оказались наиболее незащищенной группой на фоне сокращений в 2020-2021 году. Об этом «Известиям» рассказали эксперты по итогам встречи президента с представителями общественных организаций, которая прошла в декабре 2020 года. Владимир Путин призвал решать вопросы «не на бумажке», а на практике. Кроме того, он поддержал идею о бесплатном втором образовании для инвалидов.

В целом в России инвалиды продолжают сталкиваться с массой проблем в самых разных областях. В частности, это касается предоставления услуг, в том числе в культурных заведениях. В кинотеатрах, например, глухие не могут получить тот формат, с которым они комфортно посмотрят фильм, рассказала «Известиям» директор общественного объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России» Наталья Крель. По ее словам, больше всех в поиске решений для инвалидов продвинулись музеи. Всё остальное пока еще требует доработок.

В сфере здравоохранения также хватает сложностей, так как многие больницы не адаптированы для людей с инвалидностью. При этом серьезной проблемой стало лекарственное обеспечение и оказание помощи в условиях пандемии COVID-19, считает зампред комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Екатерина Курбангалеева. В частности, возникают трудности при общении медиков в защитных масках со слабослышащими пациентами. Выходом из ситуации может стать использование специальных шлемов, сообщил профильный министр Михаил Мурашко. Владимир Путин призвал решать вопросы «не на бумажке», а чтобы всё было реализовано на практике.

Серьезные проблемы есть и в сфере образования. Официальная статистика насчитывает примерно 0,7 млн детей с ограниченными возможностями. Однако только пятая часть российских школ приспособлена для потребностей таких учеников, отметила в беседе с «Известиями» директор Института прогрессивного образования Анна Маркс.Такой формат сталкивается с неприятием со стороны родителей и учебных заведений, но эксперты уверены, что российской системе образования он необходим — Очень частое заблуждение: если в школе установлен пандус, то данную среду можно считать инклюзивной. Однако это не так. У детей множество других потребностей. Неравный доступ к образовательным ресурсам мы сегодня видим даже при дистанционном образовании, — отметила эксперт.

Казалось бы, онлайн-уроки — наиболее комфортный формат для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как не требует дополнительных временных и энергетических затрат на перемещения и позволяет индивидуализировать сам процесс обучения, подстраивая темп под потребности ученика. С другой стороны, он в большинстве случаев не учитывает потребности детей, которые имеют проблемы со зрением, слухом, опорно-двигательной системой, подчеркнула Анна Маркс.

— Большинство даже государственных образовательных ресурсов элементарно не имеют версию для слабовидящих, видеоуроки не сопровождаются субтитрами, которые необходимы детям с нарушением слуха. Чаще всего ресурсы были разработаны без учета мировых стандартов или даже хотя бы отечественного ГОСТа по доступности цифровой среды. Это приводит к системным «багам», не позволяющим скринридерам и речевым синтезаторам считывать информацию с сайтов в полном объеме, — добавила она.

К сожалению, большое количество вузов по-прежнему не готовы принимать людей с инвалидностью. Причем проблема тут не только в услуге, но и в осознании, напоминает Наталья Крель.

— Для людей с инвалидностью важно получить бюджетные места, а они распределяются не очень правильно. В одной категории распределения инвалиды и дети-сироты. На мой взгляд, этого нельзя делать, это разные социальные категории, — отметила она.

Новые решения нужны и в области трудоустройства граждан с инвалидностью. В ряде регионов просто не хватает рабочих мест, которые могли бы занимать люди с ограниченными возможностями, отметила в беседе с «Известиями» председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко. Сейчас в России стабильную работу имеют около 28% инвалидов трудоспособного возраста. Власти планируют довести показатель до 50% к 2025 году.

— Зарплаты для людей с инвалидностью ниже, поэтому многие выбирают пенсии по инвалидности. А если кто и устраивается, то в «серые зоны». Сейчас, в условиях эпидемии, они пострадали больше остальных, поскольку в первую очередь «выбрасывать» стали их. Они не могут восстановиться, потому что не были оформлены, — пояснила Екатерина Курбангалеева.

Помочь решить проблему может предоставление второго образования, эту идею поддержал Владимир Путин. Речь идет о людях, которые получили инвалидность после окончания вуза, лишившись возможности работать по первой специальности. Президент также положительно отнесся к запуску спецпрограммы по оказанию психологической поддержки инвалидам. По мнению главы государства, важно, «чтобы люди не замыкались в себе, не сидели в четырех стенах, несмотря на тяжелую жизненную ситуацию».

ИТОГО, в 2021 году указанные изменения коснутся инвалидов из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

1. Кому положен бесплатный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро в Москве?

Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси ) положен таким зарегистрированным в Москве по месту жительства региональным льготникам, как:

  • дети до 7 лет;
  • дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет (обучающиеся в школах — до 18 лет);
  • один из родителей в многодетной семье;
  • дети-инвалиды, их родители (опекуны, попечители), лица, сопровождающие ребенка-инвалида, а также один из родителей инвалида с детства в возрасте до 23 лет, обучающегося в образовательном учреждении;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся за счет средств бюджета Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот в возрасте до 18 лет;
  • предпенсионеры ;
  • граждане, награжденные знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор России», «Почетный донор Москвы» ;
  • получатели городских мер социальной поддержки, которые не выбрали предоставление услуги в денежном эквиваленте . Это могут быть:
  • получатели ЕГДВ (ежемесячной городской денежной выплаты):
  • труженики тыла ;
  • ветераны труда и приравненные к ним лица;
  • реабилитированные лица ;
  • граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий .
  • пенсионеры:
  • пенсионеры ;
  • участники обороны Москвы ;
  • инвалиды I и II группы по зрению;
  • члены семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий;
  • участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года.

А также независимо от места жительства в Москве:

  • участники пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (дети и приемные родители — на период участия в проекте).

И являющимся пенсионерами и зарегистрированным по месту жительства в Москве таким федеральным льготникам, как:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней, независимо от получения ЕДВ (для незарегистрированных в Москве — только в случае отказа от ЕДВ);
  • инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий и приравненные к ним лица ;
  • участники Великой Отечественной войны ;
  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, принимавшие участие при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в боевых действиях:
  • в Китае:
  • с марта 1946 года по апрель 1949 года;
  • с марта по май 1950 года (для личного состава группы войск ПВО);
  • с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая);
  • в Венгрии в 1956 году;
  • в районе острова Даманский в марте 1969 года;
  • в районе озера Жаланашколь в августе 1969 года;
  • лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • ветераны боевых действий ;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • бывшие несовершеннолетние узники фашизма — бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды ;
  • граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации .

2. Кому положен бесплатный проезд в электричке?

Бесплатный проезд в пригородных электричках положен таким зарегистрированным в Москве по месту жительства региональным льготникам, как:

  • предпенсионеры ;
  • пенсионеры, пенсия которым назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • граждане, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР» и «Почетный донор Москвы»;
  • родители, иные законные представители детей-инвалидов;
  • родитель инвалида с детства, обучающегося в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательным программам высшего образования — бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры — до 23 лет;
  • дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет (обучающиеся в школах — до 18 лет);
  • один из родителей в многодетной семье;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся за счет средств бюджета Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • один из опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (единственный опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель), воспитывающий ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте до 18 лет;
  • получатели городских мер социальной поддержки, которые не выбрали предоставление услуги в денежном эквиваленте . Это могут быть:
  • получатели ЕГДВ (ежемесячной городской денежной выплаты):
  • труженики тыла ;
  • ветераны труда и приравненные к ним лица;
  • реабилитированные лица ;
  • граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий .

А также независимо от места жительства в Москве:

  • участники пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (дети и приемные родители — на период участия в проекте).

И также таким зарегистрированным по месту жительства в Москве федеральным льготникам, как:

  • получатели набора социальных услуг, не выбравшие предоставление услуги в денежном эквиваленте . Это могут быть:
  • инвалиды (I, II и III группа);
  • дети-инвалиды;
  • ветераны и члены семей погибших (умерших) ветеранов;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • пострадавшие от воздействия радиации ;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей , а также Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, не получающие ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).

Дети до 5 лет могут ездить бесплатно независимо от места регистрации, от 5 до 7 лет — только зарегистрированные в Москве или Московской области.

3. Кому положен бесплатный проезд на МЦК и МЦД?

Бесплатным проездом на Московском центральном кольце (МЦК) и на Московских центральных диаметрах (МЦД) в пределах зон «Центральная» и «Пригородная» могут воспользоваться такие жители Москвы, как:

  • те, у кого есть право бесплатного проезда в электричках;
  • участники обороны Москвы;
  • участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года;
  • пенсионеры;
  • предпенсионеры ;
  • родители, иные законные представители детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
  • родитель инвалида с детства, обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, — до 23 лет;
  • лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
  • граждане, награжденные знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» и «Почетный донор Москвы»;
  • один из родителей семьи с тремя и более детьми до достижения младшим ребенком возраста 16 (обучающимся в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, — 18) лет;
  • опекун (попечитель), приемный родитель, воспитывающий ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте до 18 лет;
  • патронатный воспитатель ребенка, нуждающегося в государственной поддержке.

В зоне «Дальняя» МЦД льгота на бесплатный проезд распространяется на следующие категории:

  • все, у кого есть право бесплатного проезда в электричках;
  • предпенсионеры.

4. Могут ли жители Москвы бесплатно ездить в Подмосковье?

Да, могут. Между Москвой и Московской областью заключено соглашение , предоставляющее право бесплатно ездить в Подмосковье на автобусах, троллейбусах и трамваях жителям Москвы, относящимся к льготным категориям:

Региональные льготники:

  • труженики тыла;
  • ветераны труда и лица, приравненные к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
  • реабилитированные лица, подвергшиеся необоснованным политическим репрессиям;
  • граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий;
  • участники обороны Москвы;
  • участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года;
  • пенсионеры (не относящиеся к другим льготным категориям);
  • родители, иные законные представители детей-инвалидов;
  • родитель инвалида с детства, обучающегося в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательным программам высшего образования — бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, — до 23 лет;
  • лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов;
  • граждане, награжденные нагрудными знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России»;
  • дети из семей с 3 и более детьми до достижения каждым ребенком возраста 16 лет (если ребенок учится в школе — до достижения им 18 лет);
  • один из родителей семьи с 3 и более детьми до достижения младшим ребенком возраста 16 лет (если младший ребенок учится в школе — до достижения им 18 лет);
  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • опекун (попечитель), приемный родитель, воспитывающий ребенка, оставшегося без попечения родителей, или ребенка-сироту в возрасте до 18 лет;
  • патронатный воспитатель ребенка, нуждающегося в государственной поддержке;
  • предпенсионеры .

Федеральные льготники:

  • инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • ветераны боевых действий, имеющие право бесплатного проезда в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен, за исключением железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • инвалиды I, II, III группы;
  • дети-инвалиды;
  • граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации .

5. А жители Подмосковья могут бесплатно ездить в Москве?

Да, могут. Практически все федеральные и региональные льготники, зарегистрированные по месту жительства в Подмосковье, могут бесплатно ездить в московском городском транспорте. С полным перечнем льготников можно ознакомиться в соглашении , заключенном между Москвой и Московской областью, и на сайте Правительства Московской области.

6. Как льготнику воспользоваться правом бесплатного проезда?

По карте москвича

Москвичам, чтобы бесплатно ездить в автобусах, троллейбусах и трамваях, пользоваться метро и МЦК, нужна карта москвича для льготника. Если она у вас уже есть (и у вас есть право на бесплатный проезд), просто прикладывайте ее к турникетам и валидаторам при входе в транспорт — проездной на нее уже записан.

Если вы планируете пользоваться МЦД, то вам необходимо обратиться в кассы пригородных поездов для того, чтобы на вашу социальную карту записали проездной на МЦД. По социальной карте вы можете ездить в пределах зон «Центральная» и «Пригородная», в зоне «Дальняя» — по правилам проезда на электричке.

Для проезда в электричках вам также понадобится карта москвича для льготника. Ее нужно предъявить в кассе пригородных поездов, чтобы получить безденежный билет. Для прохода к поездам вам нужно будет вставить в турникет именно этот билет. Сохраняйте его до конца поездки — на некоторых станциях он требуется и на выходе, а также его могут проверить контролеры поезда.

Подробнее о том, как работают карты москвича в транспорте, читайте в нашей инструкции.

По социальной карте жителя Московской области

Жители Московской области, имеющие право на бесплатный проезд в московском общественном транспорте, используют для проезда социальную карту жителя Московской области. Чтобы ей воспользоваться, вам нужно обратиться в центр социальной защиты, который выдал вам карту, для перекодировки карты.

Если вы планируете пользоваться МЦД, то вам необходимо обратиться в кассы пригородных поездов для того, чтобы на вашу социальную карту записали проездной на МЦД. По социальной карте вы можете ездить в пределах зон «Центральная» и «Пригородная», в зоне «Дальняя» — по правилам проезда на электричке.

Для проезда в электричке по социальной карте жителя Московской области вам нужно предъявлять социальную карту в кассах пригородного сообщения, взамен вам выдадут безденежный билет. Именно его нужно прикладывать к турникету.

Без карты москвича или жителя Московской области

Без использования карты москвича или карты жителя Московской области бесплатно передвигаться общественным транспортом в Москве могут:

  • дети до 7 лет (билет не нужен, за исключением МЦД: для оформления безденежного проездного билета необходимо обратиться в кассу АО «Центральная ППК»);
  • герои Советского Союза, герои Российской Федерации, герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней, не являющиеся жителями Москвы и Московской области (нужно получить билет в кассе, предъявив соответствующее удостоверения и справку, подтверждающую право на получение набора социальных услуг, которая выдается территориальными органами ПФР);
  • члены Московской городской народной дружины по предъявлении проездного документа дружинника Московской городской народной дружины (не имеют право бесплатного проезда на МЦК и МЦД).

Всем гражданам при себе нужно иметь документ, подтверждающий льготу.

5 июня 2020 г. 11:50


Депутаты Законодательного собрания Краснодарского края подготовили и направили в Государственную Думу законопроект, предусматривающий льготы на проезд по платным трассам для инвалидов, ветеранов и жителей населенных пунктов, прилегающих к этим дорогам. Об этом, как передает ТАСС, журналистам в пятницу, 5-го июня, сообщили в пресс-службе члена Совета законодателей Краснодарского края, депутата Государственной Думы РФ Светланы Бессараб.

В 2019-м году жители районов Краснодарского края, где есть платные участки дорог, проводили собрания граждан для того, чтобы добиться возможности бесплатного передвижения по этим участкам, люди, кроме того, перекрывали движение по дорогам. На данный момент законодательством возможность бесплатного проезд по платным трассам, в принципе, не предусмотрена.

В связи с этим депутаты Краснодарского края предложили закрепить в федеральном законодательстве льготы на проезд по платным участкам дорог для жителей ближайших населенных пунктов, а также для инвалидов и ветеранов. Инициатива была одобрена на конференции Южно-Российской парламентской ассоциации (ЮРПА). Ее поддержали, в том числе, эксперты Общероссийского народного фронта и профсоюзы Краснодарского края.

«Граждане ежедневно, направляясь на работу в соседний населенный пункт, вынуждены были платить за проезд до 200 рублей в одну сторону. Ежедневные траты в 400 рублей вызвали справедливое негодование у населения, поскольку альтернативной дороги у водителей не было», — приводит пресс-служба слова Светланы Бессараб.

Речь идет о жителях Кущевского, Павловского и Крыловского районов Краснодарского края: их выступления начались после того, как с 29-го апреля прошлого года платным стал участок трассы М-4 «Дон» с 1195-го по 1319-й километр. По этой дороге, в частности, местные жители ездят в Краснодар на работу, учебу, за медицинской помощью и т.п. При этом альтернативный участок, который у платной трассы, за исключением районов Крайнего Севера, обязательно должен быть, удален от населенных пунктов и вынуждает делать крюк.

Отметим, что это не единственные протесты жителей населенных пунктов, прилегающих к платным дорогам. Перед тем как в конце 2017-го года платным должен был стать участок трассы М-4 «Дон» в Ростовской области с 1091-го по 1119-й километр, этому начали возмущаться жители Азовского и Кагальницкого районов: им пришлось бы платить за дорогу на работу и обратно до 100 рублей в день. При этом альтернативная бесплатная дорога находилась в плохом состоянии, а из поселка Оперный на нее, в принципе, выехать было нельзя.

Однако в компании «Автодор» местным жителям пошли навстречу: в соответствии с заключенным соглашением между региональным Министерством транспорта и Администрациями Кагальницкого и Азовского районов, стоимость проезда для них уменьшили в 100 раз, до 1 рубля в обе стороны.

Добавим также, что сейчас штрафы за неоплаченный проезд по платной дороге законодательством не предусмотрены. Чтобы предотвратить бесплатные заезды на платные участки (а недовольные водители, в том числе из ближайших населенных пунктов, желая избежать оплаты, нередко сбивали шлагбаум или пристраивались за впереди едущей машиной) и привлечь «зайцев» к ответственности, ГК «Автодор» установила на пунктах взимания платы жесткие шлагбаумы и ввела особую систему фиксации оплаты, включив в нее светофоры и дорожные камеры.

Зеленый свет загорается только после оплаты, а камера, в свою очередь, фотографирует автомобили, пересекающие стоп-линию на красный свет. В результате, собственику приходит штраф в размере 1 тыс. рублей (при повторном нарушении — 5 тыс. рублей).

Вместе с тем сейчас в Государственной Думе уже находится законопроект, предполагающий взимание штрафов за неоплаченый проезд: 2,5 тыс. рублей — с легковых автомобилей, 5,5 тыс. рублей — с грузовиков и автобусов. Правда, в очередной версии нового Кодекса об административных правонарушениях, который должен вступить в силу с 1-го января следующего годя, штрафы для «легковушек» почему-то отсутствуют.


Главное преимущество ЦКАД-3 — ощутимая экономия времени в пути. Если проводить параллели с бесплатными альтернативами — А-107 (Малая бетонка) или МКАД — то по новой трассе можно добраться от Солнечногорского до Ногинского района Подмосковья в три раза быстрее. А все благодаря отсутствию одноуровневых пересечений со второстепенными дорогами, светофоров, заторов, пешеходных переходов, а также увеличенному скоростному режиму и системе безбарьерного взимания платы «Свободный поток».

ЦКАД-3 стала первой трассой в России, где применена технология Free-flow. Пункты новой системы оплаты представляют собой П-образные опоры-рамки с камерами, датчиками и антеннами, посредством которых деньги за проезд списываются со баланса транспондера водителя автоматически, либо распознается билет на проезд или выставляется счет по госномеру. Перед рамками даже не нужно притормаживать, не то, что останавливаться — радары безошибочно «считывают» транспондеры и госномера автомобилей на максимальной разрешенной скорости.


Да-да, система «Свободный поток» взимает плату с автомобилистов не только с помощью транспондеров, но и госномеров. Так что на ЦКАД-3 могут свободно заезжать и те, у кого устройства нет — нужно лишь заранее купить билет на официальном сайте компании «Автодор — Платные Дороги», в мобильном приложении «Автодор» (возрастное ограничение 3+), терминале самообслуживания Элекснет или в Центре поддержки и обслуживания пользователей.

Чтобы оформить «проездной», необходимо указать следующую информацию: предполагаемый маршрут, дату и время поездки, категорию и госномер транспортного средства, а также e-mail и номер телефона. А что же делать тем, кто оказался на ЦКАД-3 случайно, без заранее приобретенного билета? Ничего — наслаждаться своим путешествием. Главное — в течение первых пяти дней после поездки погасить задолженность.

МКАД, А-107 или ЦКАД-3: какая дорога «едет» быстрее


А-113 ЦКАД: когда новое подмосковное «кольцо» откроется полностью

Сделать это можно любым из выше перечисленных способов. Например, посредством официального сайта «Автодор — Платные Дороги»: вводите номер телефона, подтверждаете его по СМС-коду, затем указываете контактный email, госномер автомобиля, и на экране появится сумма задолженности. Пятидневный срок оплаты по той или иной причине упущен? Тогда вам придется оплатить и стоимость проезда и штраф, который, впрочем, аннулируется, если рассчитаться за проезд в течение 60 дней.

По истечении двух месяцев административный штраф вступает в действие. Помимо оплаты за проезд, водителю необходимо также внести в государственную казну 2500 рублей (для легковых автомобилей и мотоциклов) или 5000 (для грузовиков). Поправки в Кодекс административных правонарушений, включающие новую статью с санкциями за «безбилетное» использование скоростных дорог, уже прошел первое чтение в Государственной думе.

Да, штрафы появятся в КоАП лишь спустя некоторое время, но это вовсе не значит, что пока официальные наказания нормативными правовыми актами не регулируются, за проезд можно не рассчитываться. Задолженность могут взыскивать с водителей в судебном порядке.


Для оформления билета или оплаты задолженности придется указывать все данные по своему транспортному средству, времени поездки и нельзя ошибиться — иначе билет не распознается в системе при проезде. Поэтому лучше все-таки использовать транспондер. Во-первых, это избавит от необходимости каждый раз вносить данные и перечислять средства. Во-вторых, пользователям устройств T-pass доступна детализация всех поездок. Ну, а в-третьих, они могут рассчитывать на крупные скидки.

— Мы распространили на ЦКАД принцип, действующий на магистрали М-11 — чем дальше пользователь едет, тем больше экономит. На ЦКАД-3 для автомобилистов, имеющих транспондеры T-pass, разработана система скидок за короткие, средние и длинные маршруты, — отметил Андрей Лепихов, заместитель директора департамента инвестиционного и стратегического планирования ГК «Автодор».

Так, коротким маршрутом считается участок от трассы М-11 «Нева» до развязки с А-107 «Никольское-Горки». На нем предусмотрена скидка в размере 15% — то есть там, где водитель с электронным билетом заплатит 65 рублей, у автомобилиста с транспондером со счета спишется 55,25. При единичных поездках разница, быть может, и не ощутима, однако если пользоваться дорогой регулярно, экономия очевидна.


Минтранс допустил введение бесплатного проезда в общественном транспорте в российских городах к 2035 году. Об этом говорится в обновленном проекте транспортной стратегии, который подготовило ведомство и с которым ознакомился РБК. Подлинность документа подтвердил представитель Российского союза промышленников и предпринимателей, в который министерство отправило стратегию для ознакомления.

После выхода статьи РБК представитель Минтранса подтвердил, что правительство действительно рассматривает возможный переход к бесплатному общественному транспорту в городах к 2035 году.

При каких условиях возможен бесплатный проезд

Бесплатный проезд в общественном транспорте Минтранс предлагает ввести при условии внедрения механизма «пользователь платит» для всех категорий автомобилистов. Эта схема предусматривает, что с 2025 года будет взиматься плата за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году — со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций. Но в стратегии не уточняется, станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог.


Внедрение механизма «пользователь платит» поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование как перевозчиками, так и населением, указано в документе. «В том числе [механизм нужен] для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах», — говорится в проекте стратегии. На территориях населенных пунктов Минтранс предлагает стимулировать население ездить на немоторизированных видах транспорта (велосипеды, самокаты), а в районах массовой застройки активно развивать внеуличный транспорт (метро и легкий рельсовый транспорт).


Но пока общественный транспорт пользуется меньшей популярностью у жителей России, чем личный, констатировал сам Минтранс в докладе о реализации действующей транспортной стратегии (была принята в 2013 году). Как указывало министерство, в 2019 году продолжилась тенденция оттока пассажиров с общественного транспорта, «несмотря на рост привлекательности систем городского пассажирского и сервисов такси». Причина — «кардинальное улучшение дорожных условий, особенно в европейской части страны», что позволяло использовать личные автомобили как для деловых поездок, так и для туризма. При этом абсолютно другая ситуация была в Москве: «удобный общественный транспорт, парковочная политика» и другие факторы, по данным министерства, позволили вернуть часть пассажиров в городскую транспортную систему. Как итог, в частности, в Москве был зафиксирован двукратный рост популярности каршеринга — общее число перевезенных пассажиров в этом секторе превысило 47 млн человек.


Предыдущую версию новой транспортной стратегии Минтранс направил в правительство еще в конце марта 2020 года, но тогда ее отправили на доработку. Уже в этой версии стратегии содержался принцип «пользователь платит», отмечает представитель ведомства. Проект транспортной стратегии был доработан на площадке правительства, при этом положения о внедрении механизма «пользователь платит» и возможности перехода к бесплатному пользованию транспортом общего пользования в городских агломерациях в проекте сохранились, добавил он. По словам источника, близкого к правительству, финальная версия доработанного варианта стратегии будет внесена в правительство в феврале 2021 года.

Как выглядит транспортная система России и какой она должна стать

По данным Росстата, на конец 2019 года протяженность дорог общего пользования в России составляла 1,54 млн км, ж/д путей общего пользования — 87 тыс. км, трамвайных путей и троллейбусных линий — 2,4 тыс. и 5,1 тыс. км соответственно, метро — 0,6 тыс. км.

На 100 тыс. жителей в среднем приходилось 114 эксплуатационных автобусов (больше всего автобусов в Северо-Кавказском федеральном округе — 146), а личных автомобилей — 315,5 штуки на каждую тысячу жителей страны. Согласно проекту стратегии, транспортная подвижность населения на общественном транспорте (пассажиро-километры на одного человека в год) должна увеличиться с 4,05 тыс. км по итогам 2018 года до 6 тыс. км в 2035-м. Полностью через 15 лет должны исчезнуть аварийно-опасные места на дорогах, в которых происходят основные ДТП, а также должен быть достигнут нулевой уровень смертности в таких происшествиях. Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, должна сократиться до 6%.

Минтранс предлагал вводить плату за проезд по дорогам общего пользования, включая въезд в города, для ограничения движения транспорта еще несколько лет назад. Эту идею тогда поддержал мэр Москвы Сергей Собянин, а Госдума рассматривала соответствующий законопроект в 2016 году. Но эта инициатива вызвала волну критики не только населения, но и депутатов. В правовом управлении Госдумы предупреждали, что местные власти получат «неопределенные по объему» полномочия. Сама же идея, по их словам, противоречит российскому законодательству, требующему наличие альтернативного бесплатного проезда. В результате этот законопроект так и не был принят.

Но в прошлом году, в августе, вступил в силу закон, разрешающий строить дороги без альтернативных путей объезда. Он касается трасс в районах Крайнего Севера, а деньги за проезд разрешается взимать только с владельцев грузового автотранспорта. Цель инициативы — привлечь частные инвестиции в дорожное строительство на территориях региона.

Первый платный участок дороги появился в России весной 1999 года — деньги за проезд стали брать на 20-километровом участке трассы М-4 «Дон» в Липецкой области в обход села Хлевное. Как отмечал ранее министр транспорта Евгений Дитрих, к концу 2019 года общая протяженность платных участков дороги по всей России должна была составить почти 1,5 тыс. км.


Насколько реальна идея с бесплатным транспортом

В мировой практике встречается и бесплатный проезд в общественном транспорте (в 2018 году ввела Эстония, в феврале 2020 года — Люксембург), и механизм «пользователь платит» (например, в Лондоне платный въезд в центральную часть города).


Но гендиректор «ВТБ-лизинга» Дмитрий Ивантер считает сомнительным с экономической точки зрения введение бесплатного проезда в общественном транспорте в России. «Общественный транспорт — это государственная услуга, и она имеет свою себестоимость. Средства, получаемые от продажи билетов, и сегодня не окупают всю ее стоимость, и транспорт субсидируется за счет бюджетов Федерации», — указывает он. Если сделать общественный транспорт бесплатным, основная нагрузка ляжет на бюджеты и будет распределена среди всех налогоплательщиков поровну, добавляет эксперт.

Такое нововведение возможно только в некоторых городах-миллионниках с развитой транспортной отраслью — в Москве и Санкт-Петербурге, уверен руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. С помощью механизма «пользователь платит» и пересадки пассажиров на общественный транспорт Минтранс сможет решить проблему с доступом к городской инфраструктуре, а также улучшить экологическую ситуацию, считает он. Кроме того, по словам Худалова, инициатива может получить широкую общественную поддержку из-за своей ярко выраженной социальной направленности.

Сам механизм «пользователь платит» уже возможен с точки зрения законодательства, говорит юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Но вводить плату за проезд местные власти не могут, поскольку закон предусматривает необходимость наличия альтернативных бесплатных дорог, также подчеркивает он. «Обойти этот принцип можно только при условии, что плата за пользование дорожной сетью конкретного региона или всей страны будет взиматься в рамках уплаты дорожного налога или разового платежа в определенный срок или при въезде», — объясняет юрист.

Читайте также: