Какие льготы сельским учителям пенсионерам украина

Бесстрастная статистика свидетельствует о постоянном оттоке провинциального населения в города. Причин тому немало. И одна из них – недостаток качественного среднего образования на селе. Эту проблему власти стараются решать на всех уровнях: от федерального до местного. Один из способов стимулирования педагогов к работе в провинциальных школах – обеспечение их всевозможными преференциями.

Какие льготы положены сельскому учителю

Наиболее распространены различные формы социальных преференций педагогам именно в России. Причина тому – невысокий уровень оплаты труда, который нивелируется с помощью введения дополнительных стимулирующих рычагов в виде льгот и компенсаций.

Предоставление льгот сельским учителям является действием, регламентируемым не только государственными законами, но и законами субъектов Федерации.

Региональные льготы могут дополнять, но не дублировать и тем более не отменять привилегии федерального уровня. На настоящий момент основное количество образовательных организаций на селе имеет статус государственных муниципальных учреждений. Педагогические преференции действуют только применительно к работникам государственных школ, интернатов и др.

Основные социальные привилегии, которые распространяются на работников сферы образования в сельской местности:

  • сокращенный рабочий день (18 часов в неделю);
  • увеличенный трудовой отпуск;
  • возможность получения длительного отпуска без содержания после достижения 10-летнего стажа;
  • досрочный выход на пенсию по достижении непрерывного стажа 25 лет;
  • предоставление социального жилья в наем;
  • содействие в частичном погашении ипотечного кредита;
  • премии и надбавки;
  • единовременное пособие при переезде;
  • компенсации коммунальных платежей;
  • льготы сельскому учителю при переезде.

Регулярные премиальные выплаты педагог начинает получать по достижении стажа 3 года. До этого действуют другие дотационные механизмы, распространяемые на молодых специалистов с небольшим стажем работы.

Льготы ЖКХ сельским учителям

Согласно постановлению правительства России № 963 от 26.10.2013, коммунальные льготы сельским учителям предоставляются в фиксированной сумме 1200 руб. в месяц. Выплаты финансируются за счет федерального бюджета, но из денежных средств конкретного региона. К сожалению, на местном уровне такой вид компенсаций уже редко где работает и находится под угрозой отмены в связи с повышением зарплат работникам образовательной сферы.

Перечень и размеры дотационных выплат по коммунальным услугам по каждому отдельно взятому региону отличаются друг от друга. Субъекты законодательно предусматривают собственные размеры компенсационных выплат, начиная от 25 % до 100%-ной льготы ЖКХ сельским учителям.

Это зависит как от условий проживания на селе, так и от финансовых возможностей регионов. К примеру, если сравнить, какие льготы положены учителям сельской местности Калининградской области и Приморского края, то получится, что для первых компенсации по коммунальным платежам в настоящее время составляют фиксированную сумму и равны 3500 руб. в месяц и размер субсидии на погашение ипотечного кредита составляет 20 % от всей суммы. Те же льготы ЖКХ учителей сельской местности Приморье устанавливает в размере компенсации 100 % стоимости коммунальных услуг, если преподаватель – собственник помещения. На покупку жилья там же он получит ссуду в размере 70 % от стоимости кредита, но при условии, что возраст претендента будет не больше 35 лет.

Льготы учителям в сельской местности предоставляются, если предъявить следующие документы:

  • трудовой договор с образовательной организацией,
  • паспорт с отметкой о месте регистрации,
  • справка о перечне коммунальных услуг с указанием их стоимости.

Преподавателям, работающим в государственных школах на периферии, положены следующие компенсации:

  • частичная оплата жилищно-коммунальных услуг и некоторых ремонтных работ;
  • компенсация оплаты природного газа по счетчикам или нормативу, а также твердого топлива (дрова) при отсутствии центрального отопления;
  • оплата электроэнергии по факту или по нормативу.

Надо отметить еще один момент, который касается всех категорий граждан. Компенсацию по ЖКХ можно получать не только в виде льготы учителям в сельской местности. Субсидии на оплату услуг ЖКХ полагаются всем, у кого затраты на эту категорию расходов превышают 22 % от суммарного дохода.

Льготы учителю – пенсионеру сельской местности

При выходе на заслуженный отдых педагоги задаются вопросом, какие льготы сельским учителям сохраняются при выходе на пенсию. Компенсации этой категории пенсионеров, конечно, будут сохранены, но не все. Частично сохраняются за работниками школ такие социальные выплаты, как компенсация услуг ЖКХ.

Для сохранения компенсации части коммунальных платежей за вышедшими на пенсию работниками образовательной сферы требуется, чтобы их педагогический стаж в школе на тот момент был не менее 10 лет. В противном случае при выходе на пенсию сельские льготы учителям отменят. К сожалению, в суммарный стаж не входят периоды отпусков по уходу за ребенком или периоды, когда стаж педагога был прерван по его инициативе.

К тому же эта форма компенсации сохранится за вышедшим на пенсию преподавателем в том случае, если он будет продолжать проживать на периферии. Возможность предоставления этой льготы сельским учителям в городе не предусмотрена.

В перечень преференций включены и те льготы сельским учителям на пенсии, которые предусмотрены для всех пенсионеров на общих основаниях. Это освобождение от имущественного и земельного налогов, а также транспортного налога на автомобили до 100 л. с.

Льготы молодым сельским педагогам

Другое дело, если за получением преференций обращается молодой сельский учитель. Льготы федерального и регионального уровней молодому специалисту предоставляются следующие:

  • подъемные в виде единовременной денежной выплаты (ЕДВ);
  • премии в качестве ежемесячной денежной выплаты;
  • предоставление субсидий на приобретение жилья.

Субъекты РФ, испытывающие острую нехватку преподавательских кадров, стараются всячески привлечь специалистов, предоставляя весьма внушительные льготы молодым учителям в сельской местности. Их перечень зависит от региона, и его следует уточнить по месту проживания.

Единовременные выплаты молодым специалистам, выбравшим работу в регионах

Подъемные в виде единовременной денежной выплаты (ЕДВ). Например, в Приморском крае ее размер составляет от 300 до 440 тысяч рублей и зависит от того, какое у претендента образование: среднее специальное или высшее, – а также от наличия у молодого педагога диплома с отличием. В Тамбовской области подъемные составляют 120 тыс. руб. с выплатой суммы двумя равными частями. При этом специалист будет обязан отработать на месте не менее 3 лет.

В некоторых российских регионах с 2020 года пересмотрены размеры подъемных для выпускников вузов в сторону их существенного увеличения. Например, в Хабаровском крае их размер увеличится с прежних 4 до 8 должностных окладов. Важно помнить, что возможность получить подъемные имеет ограничение срока: 3 месяца с момента окончания учебного заведения до трудоустройства.

Премии как ежемесячные денежные поощрения. Молодой учитель сельской школы льготы в виде ежемесячной надбавки получает в течение трех лет непрерывного стажа с момента трудоустройства. В среднем по субъектам Федерации эта сумма составляет примерно 10 тысяч рублей.

Жилищные привилегии

Статья 47 закона об образовании декларирует предоставление работникам педагогических учреждений привилегий на приобретение жилья. Но содействие в приобретении жилья оказывается молодым специалистам из региональных бюджетных средств. Поэтому они могут отличаться по условиям предоставления. К примеру, ипотечные льготы молодым учителям в сельской местности Калининградской области предоставляются как субсидии на погашение суммы первоначального взноса – 20 % стоимости ипотечного кредита.

Для получения жилищной льготы учителям, работающим в сельской местности, требуется соблюсти ряд условий:

  • возраст претендента не должен превышать 35 лет (в некоторых регионах он снижен до 30 лет);
  • наличие документа о признании кандидата нуждающимся в приобретении жилья или улучшении условий проживания;
  • стаж работы должен быть не менее 1 года;
  • подтверждение финансовой состоятельности для оплаты первоначального взноса.

Федеральные программы стимулирования молодых преподавателей

Федеральными властями разработан и подготовлен ряд проектов для решения проблем образования на селе. Одной из них стала программа «Земский учитель». Впервые она была озвучена О. Васильевой – министром образования РФ. Предусматривает программа введение разовой льготы молодым учителям в сельской местности в размере 1 млн рублей в качестве подъемных. Программа должна стартовать с начала 2020 г. Пока что в регионах эти привилегии для выпускников вузов действуют в виде субсидий на улучшение жилищных условий. К настоящему времени стартовала пилотная версия проекта в Республике Дагестан и в Пермском крае, где в качестве льготы сельским учителям предоставляется единовременная невозвратная ссуда.

Согласно правилам программы, педагог должен переехать на постоянное место жительства и устроиться на работу в муниципальное среднее образовательное учреждение в местности с населением, не превышающим 50 тыс. человек. Возраст претендента на получение 1 млн рублей ограничен в основном 35 годами. В регионах, где наиболее остро ощущается нехватка педагогических кадров, возрастная планка увеличена до 40 лет. Также варьируются сроки заключения трудового договора с учебным заведением. В разных регионах диапазон составляет от 3 до 5 лет. Немаловажным моментом в этой программе является предоставление налоговой льготы молодым учителям в сельской местности. К настоящему времени Госдумой утвержден законопроект об освобождении единовременной выплаты по программе «Земский учитель» от НДФЛ. К сожалению, к настоящему времени проект поддержан не во всех субъектах РФ по причине недостаточного финансирования.

Привилегии, предоставляемые преподавателям – молодым специалистам, желающим работать на селе, распространяются только на выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, прошедших государственную аккредитацию. Но важно помнить, что статус молодого специалиста сохраняется за выпускником только в течение 1 года с момента получения диплома.

Итог

Независимо от того, какие предоставляются привилегии молодым педагогам, а какие льготы – пенсионерам, сельского учителя орган социального обеспечения обяжет их оформить в заявительном порядке.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

ЦК Профспілки працівників освіти і науки України повідомляє, що постановою Кабінету Міністрів України від 22.08.2018 № 657 «Про внесення зміни до пункту 2 Порядку надання пільг, компенсацій і гарантій працівникам бюджетних установ, військовослужбовцям, особам рядового і начальницького складу» внесено зміну до пункту 2 Порядку надання пільг, компенсацій і гарантій працівникам бюджетних установ, військовослужбовцям, особам рядового і начальницького складу, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 31 березня 2003 р. № 426, замінивши в абзаці першому слово «четвертої» словом «третьої».

Таким чином, згідно з пунктом 2 Порядку пільги, компенсації і гарантії, на які мають право пільговики (далі - пільги), надаються шляхом відшкодування пільговику передбаченої законодавством частини фактичних витрат за користування житлом (квартирної плати), паливом, телефоном, комунальними послугами та за проїзд (крім педагогічних, медичних та фармацевтичних працівників і працівників культури, пільги яким передбачаються абзацом першим частини третьої статті 57 Закону України «Про освіту», пунктом «ї» частини першої статті 77 Основ законодавства України про охорону здоров'я, частиною п'ятою статті 29 Закону України «Про культуру» у розмірі грошового еквівалента пільг, визначеного відповідно до цього Порядку. Абзацом третім цього пункту встановлено що пільги педагогічним, медичним та фармацевтичним працівникам і працівникам культури надаються щомісяця шляхом зменшення плати за користування житлом з опаленням та освітленням.

Норма про забезпечення державою педагогічних працівників, які працюють у сільській місцевості і селищах міського типу, а також пенсіонерів, які раніше працювали педагогічними працівниками в цих населених пунктах і проживають у них, безплатним користуванням житлом з опаленням і освітленням передбачалася частиною четвертою попередньої редакції Закону України «Про освіту» в редакції від 23.03.1996 № 100/96-ВР з урахуванням унесених змін.

З прийняттям нової редакції Закону України «Про освіту» від 05.09.2017 № 2145-VIII норма щодо пільгового безплатного користування житлом з опаленням та освітленням передбачена у частині третій статті 57. Як і в попередньому законі, так і в чинному встановлено, що зазначені пільги надаються за умови, що розмір середньомісячного сукупного доходу сім'ї в розрахунку на одну особу за попередні шість місяців не перевищує величини доходу, який дає право на податкову соціальну пільгу, у порядку, визначеному Кабінетом Міністрів України.

Згідно з пунктом 1 Порядку пільги, компенсації і гарантії, на які згідно із законом мають право окремі категорії працівників бюджетних установ, військовослужбовці та особи рядового і начальницького складу (далі - пільговики), щодо знижки плати за користування житлом, паливом та плати за комунальні послуги (водопостачання, газ, електрична та теплова енергія тощо), надаються за умови, якщо розмір середньомісячного сукупного доходу пільговика за попередні шість місяців (далі - середньомісячний дохід) не перевищує величини доходу, що дає право на податкову соціальну пільгу, визначеної відповідно до підпункту 169.4.1 пункту 169.4 статті 169 Податкового кодексу України.

Тобто пільговиками в застосуванні Порядку вважаються лише працівники, військовослужбовці та особи рядового і начальницького складу.

Щодо пенсіонерів з числа педагогічних працівників, то відповідно пункту 2 Порядку забезпечення працівників бюджетних установ (закладів) безплатним користуванням житлом з опаленням і освітленням відповідно до пункту «ї» частини першої статті 77 Основ законодавства України про охорону здоров'я, частини п'ятої статті 29 Закону України «Про культуру», абзацу першого частини четвертої статті 57 Закону України «Про освіту», затвердженого наказом Міністерства праці та соціальної політики України, Міністерства освіти і науки України, Міністерства охорони здоров'я України, Міністерства культури і туризму України від 13.09.2006 № 341/651/619/769, що розроблений на виконання пункту 5 Порядку фінансування видатків місцевих бюджетів на здійснення заходів з виконання державних програм соціального захисту населення за рахунок субвенцій з державного бюджету, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 4.03.2002 № 256, право на безплатне користування житлом з опаленням і освітленням мають пенсіонери, які раніше працювали педагогічними, працівниками у сільській місцевості і селищах міського типу, проживають у таких населених пунктах, мають відповідний стаж роботи не менше трьох років і на момент виходу на пенсію працювали на посадах педагогічних працівників.

Тож залежність від сукупного доходу для забезпечення пільгами на безплатне користування житлом з опаленням та освітленням стосується лише педпрацівників, які працюють у сільській місцевості і селищах міського типу. Такий сукупний дохід у 2018 році не повинен перевищувати величини прожиткового мінімуму для працездатних осіб, який на 1 січня 2018 року складає 1762 грн, збільшеного в 1,4 рази та заокругленого до 10 гривень, тобто розміру 2470 гривень.

Пенсіонери з числа педагогічних працівників не є пільговиками, для яких застосовується обмеження сукупним доходом для отримання зазначених пільг.


Чи забезпечується безоплатними комунальними послугами сільський педагог, якщо вже 3 роки перебуває на пенсії за вислугу років?

Частиною 4 статті 57 Закону України «Про освіту» в редакції від 23 березня 1996 року № 100/96-ВР з наступними змінами встановлено, що педагогічним працівникам, які працюють у сільській місцевості і селищах міського типу, а також пенсіонерам, які раніше працювали педагогічними працівниками в цих населених пунктах і проживають у них, держава відповідно до чинного законодавства забезпечує безплатне користування житлом з опаленням і освітленням у межах встановлених норм.

Законом України від 28.12.2007 р. № 107-VI «Про Державний бюджет України на 2008 рік та про внесення змін до деяких законодавчих актів України» було внесено зміни до зазначеної частини цієї статті, якими передбачалося, що пільги на безплатне користування житлом з опаленням та освітленням, надаються працівникам за умови, якщо розмір наданих пільг у грошовому еквіваленті разом із середньомісячним сукупним доходом працівника за попередні шість місяців не перевищує величини доходу, який дає право на податкову соціальну пільгу, у порядку, визначеному Кабінетом Міністрів України, та пенсіонерам за умови, якщо середньомісячний сукупний доход сім'ї в розрахунку на одну особу за попередні шість місяців не перевищує величини доходу, який дає право на податкову соціальну пільгу, у порядку, визначеному Кабінетом Міністрів України.

Але рішенням Конституційного Суду № 10-рп/2008 від 22.05.2008 зміни, внесені Законом № 107-VI визнано неконституційними.

Порядок забезпечення працівників бюджетних установ (закладів) безплатним користуванням житлом з опаленням і освітленням відповідно до пункту "ї" частини першої статті 77 Основ законодавства України про охорону здоров'я, частини четвертої статті 29 Основ законодавства України про культуру, абзацу першого частини четвертої статті 57 Закону України "Про освіту" затверджено наказом Міністерства праці та соціальної політики України, Міністерства освіти і науки України, Міністерства охорони здоров'я України, Міністерства культури і туризму України від 13 вересня 2006 року № 341/651/619/769, який зареєстровано в Міністерстві юстиції України 10 листопада 2006 р. за № 1193/13067.

Згідно з пунктом 2 Порядку право на безплатне користування житлом з опаленням і освітленням мають, зокрема, педагогічні працівники, які працюють у сільській місцевості і селищах міського типу і перелік посад яких затверджено постановою Кабінету Міністрів України від 14.06.2000 № 963 "Про затвердження переліку посад педагогічних та науково-педагогічних працівників" (із змінами); а також пенсіонери, які раніше працювали педагогічними працівниками в сільській місцевості і селищах міського і проживають у таких населених пунктах, мають відповідний стаж роботи не менше трьох років і на момент виходу на пенсію працювали на посадах педагогічних працівників.

При цьому передбачена умова, щоб на момент виходу на пенсію мала місце робота на відповідних посадах (для педагогічних працівників - це робота на педагогічних посадах). Але вимоги щодо виду пенсії не встановлено.

Порядком не встановлено також обмежень щодо реалізації права на безоплатне користування цими послугами залежно від отримуваного доходу.

Про застосування на даний час цього Порядку зазначається в пункті 1 постанови Кабінету Міністрів України від 23 квітня 2008 р. № 407 «Про порядок надання пільг, компенсацій та гарантій», яка набрала чинності з 1 травня 2008 року.

На запит Центрального комітету Профспілки працівників освіти і науки України щодо порядку надання державних гарантій педагогічним працівникам та пенсіонерам з їх числа в сільській місцевості і селищах міського типу відповідно до статті 57 Закону України «Про освіту» Міністерством освіти і науки України у листі від 27.02.2012 р. № 1/11-2527 «Щодо порядку надання державних гарантій, який регулюється нормативно-правовими актами» повідомляється, що дія постанови Кабінету Міністрів України від 31.03.2003 № 426 "Про затвердження Порядку надання пільг, компенсацій і гарантій працівникам бюджетних установ, військовослужбовцям, особам рядового і начальницького складу" не поширюється на пенсіонерів, які залишили роботу на посадах педагогічних працівників.

Такі пенсіонери повинні бути включені до Єдиного державного автоматизованого реєстру осіб, які мають право на пільги, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 29.01.2003 № 117 «Про Єдиний державний автоматизований реєстр осіб, які мають право на пільги».

Зазначений реєстр запроваджено з метою удосконалення обліку осіб, які мають право на пільги за соціальною ознакою.

За роз'ясненням Мінсоцполітики, до цього реєстру включається інформація про пенсіонерів, які мають право на пільги (у тому числі і тих, які працювали на педагогічних посадах).

Згадані гарантії пенсіонерам з числа педпрацівників надаються за рахунок субвенції з державного бюджету.

Порядок фінансування видатків місцевих бюджетів на здійснення заходів з виконання державних програм соціального захисту населення за рахунок субвенцій з державного бюджету затверджено постановою Кабінету Міністрів України від 04.03.2002 № 256 «Про затвердження Порядку фінансування видатків місцевих бюджетів на здійснення заходів з виконання державних програм соціального захисту населення за рахунок субвенцій з державного бюджету».

Головними розпорядниками коштів субвенції з державного бюджету місцевим бюджетам на надання пільг (гарантій) з житлово-комунальних послуг, на придбання твердого і рідкого пічного побутового палива, зокрема, і передбачених абзацом першим частини четвертої статті 57 Закону України "Про освіту" є управління праці та соціального захисту населення.

У листі також повідомляється, що в даний час існує суперечність між постановами КМУ № 530 від 28.05.2008 та № 426 від 31.03.2003 р., оскільки в першій постанові йдеться про межу розміром 900 грн. при наданні пільг, а в другій - про податкову соціальну пільгу, розмір якої щорічно змінюється шляхом відповідного розрахунку.

Рішенням Конституційного Суду ще від 22.05.2008 № 10-рп/2008 введення податкової соціальної пільги було визнано неконституційним. Тобто обидві постанови у зазначеній вище частині суперечать діючому законодавству.

Виходячи з викладеного, у 2012 (як і в попередні роки) гарантоване державою безоплатне користування житлом з опаленням і освітленням в межах встановлених норм для педагогічних працівників сільської місцевості, селищ міського типу, а також пенсіонерів з їх числа повинно реалізуватись у повному обсязі, оскільки постанови як підзаконні акти не можуть звужувати положень законів України, бо вони мають вищу юридичну силу.

Тож пенсіонерка, яка вийшла на пенсію за вислугу років з педагогічної посади навчального закладу сільської місцевості, має право на безплатне користування житлом з опаленням і освітленням за наявності стажу роботи не менше трьох років, незалежно від виду пенсії.

Ці гарантії забезпечуються в межах норм, затверджених постановою Кабінету Міністрів України від 01.08.96 № 879 «Про встановлення норм користування житлово-комунальними послугами громадянами, які мають пільги щодо їх оплати».

Зокрема, безоплатне освітлення житла надається у розмірі 30 кВт. год. на місяць незалежно від кількості осіб, які мають на це право.

У будинках, які обладнано електроопалювальними установками, використовується 28 кВт. годин електричної енергії на 1 кв. метр опалюваної площі на місяць в опалювальний період з розрахунку 21 кв. метр опалюваної площі на кожну особу, яка постійно проживає в житловому приміщенні і має право на знижку плати, і додатково 10,5 кв. метра на сім”ю. Природний газ, що використовується на опалення житла, надається з розрахунку на опалення 21 кв. метра опалюваної площі на кожну особу, яка постійно проживає в житловому приміщенні і має право на знижку плати, і додатково 10,5 кв. метра на сім’ю – 11 куб. метрів природного газу на 1 кв. метр площі на місяць в опалювальний період.

Щодо норм на тверде паливо, то вони затверджуються Радою міністрів Автономної Республіки Крим, обласними, Київською і Севастопольською міськими державними адміністраціями в межах бюджетних асигнувань, передбачених на ці цілі.

Місцеві органи влади мають право встановлювати збільшені норми на придбання твердого палива за рахунок коштів відповідних місцевих бюджетів розміру отримуваної пенсії.

  • Общество, Статьи
  • 2019-11-24
  • 2185 Просмотры
  • 0 комментарии

В редакцию пришло письмо: «Мы с мужем – пенсионеры-учителя, проживающие в сельской местности. Площадь нашего дома составляет 67,5 кв. м, он оборудован электроотопительной установкой. По закону государство должно обеспечивать нас бесплатным отоплением и освещением. С 2006 года нам как льготникам выделялось в месяц 3600 кВт/час электроэнергии. Однако в последние годы эту льготу урезали до 2955 кВт/час. В апреле этого года мы использовали лишь 1485 кВт и, несмотря на это, в мае получили платежку на сумму 546,48 грн. Почему мы должны платить эту сумму? Ни в управлении соцзащиты, ни в энергоснабжающей компании нам никто так и не смог ничего пояснить. Семья Явдощук, село Черномин, Винницкая область». Отвечаем.

Что положено?


В соответствии со статьей 57 Закона Украины «Об образовании» №2145-VIII от 5 сентября 2017 года (с изменениями от 6.06.2019 г.), пенсионеров, которые раньше работали педагогическими работниками в сельской местности и поселках городского типа и проживают в них, государство обеспечивает бесплатным пользованием жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм.

В свою очередь нормы утверждены Постановлением Кабмина «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» №409 от 6 августа 2014 года (с изменениями от 14.08.2019 г.). В данном документе, в частности, сказано, что для индивидуального отопления государство предоставляет льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг из расчета 21 кв. м отапливаемой площади на одного человека и дополнительно 10,5 кв. м на семью. При использовании электроэнергии для индивидуального отопления считают льготу в объеме 30 кВт/час на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц. Согласно постановлению, также льготные 30 кВт/час в месяц на одного человека выделяется гражданам, которые проживают в селах и поселках городского типа и согласно с нормами законодательства обеспечиваются бесплатным освещением жилья, то есть учителям-пенсионерам.

Как рассчитать?

На основании все того же Постановления Кабмина №409 для льготников и субсидиантов, использующих электрическую энергию для индивидуального отопления, отопительный период устанавливается с 16 октября до 15 апреля включительно. Этим же документом для каждого региона утверждены корректирующие коэффициенты для расчета размеров расхода электроэнергии на потребности индивидуального отопления. В Винницкой области для 1-2-этажных домов этот коэффициент составляет 1,042. Из этого можно сделать вывод, что в отопительный период государство должно предоставлять вам льготу в объеме 1701,15 кВт/час. Почему? Произведем расчет:

(21 + 21 + 10,5) х 30 х 1,042 + (30 х 2 чел.) = 1701,15 кВт/ч,

где 21 кв. м – норма предоставления льготы на одного человека;

10,5 кв. м – норма предоставления льготы на семью;

30 кВт/ч – объем, в пределах которого государство предоставляет льготы при использовании электроэнергии для индивидуального отопления на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц;

1,042 – корректирующий коэффициент для расчета расходов электроэнергии на потребности индивидуального отопления в Винницкой области;

30 кВт/ч – льготная норма в месяц на одного человека для лиц, которые проживают в селах и поселках городского типа и согласно с нормами законодательства обеспечиваются бесплатным освещением жилья.

Согласно Постановлению НКРЭКУ* №220 от 26 февраля 2015 года, тарифы на электроэнергию для населения с 1 октября по 30 апреля составляют:

  • 0,90 грн. – за объем электроэнергии, потребленной до 3000 кВт/ч;
  • 1,68 грн. – за объем электроэнергии, потребленной свыше 3000 кВт/ч в месяц.

Следовательно, для обогрева и освещения вашего дома в отопительный период государство ежемесячно должно компенсировать ваши расходы в размере 1531,03 грн. (1701,15 кВт/ч х 0,90 грн. = 1531,03). А с учетом того, что отопительный период при предоставлении льгот для индивидуального отопления устанавливается до 15 апреля включительно, в апреле государство должно было компенсировать ваши расходы по потреблению электроэнергии во вдвое меньшем объеме, чем за целый месяц отопительного сезона. В деньгах это приблизительно 765 грн. (1701,15 : 2 х 0,90 = 765,50). То есть в объеме, примерно равном 850 кВт/ч (1701 : 2 = 850,60). За остальные порядка 635 кВт/ч (1485 – 850 = 635) расхода электроэнергии вы должны были заплатить самостоятельно.

Нормы урезали

К слову, в первоначальной редакции Постановления Кабмина «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» №409 от 6 августа 2014 года было утверждено, что при расчете электроэнергии для индивидуального отопления государство предоставляет гражданам льготы из расчета 65 кВт/ч на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц. Однако Кабмин эту норму урезал: сначала до 51 кВт/ч (Постановление №51 от 6.02.2017 г.), а затем – до 30 кВт/ч (Постановление №329 от 27.04.2018 г.). Кроме того, уменьшили также корректирующие коэффициенты для расчета размера расходов электроэнергии на нужды отопления для всех регионов Украины, в том числе и для Винницкой области – с 1,097 до 1,042.

Почему? Ответ очевиден: это связано с экономией средств, которых у государства просто не хватает.

* Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

«Мы с мужем – пенсионеры-учителя, проживающие в сельской местности. Площадь нашего дома составляет 67,5 кв. м, он оборудован электроотопительной установкой. По закону государство должно обеспечивать нас бесплатным отоплением и освещением. С 2006 года нам как льготникам выделялось в месяц 3600 кВт/час электроэнергии. Однако в последние годы эту льготу урезали до 2955 кВт/час. В апреле этого года мы использовали лишь 1485 кВт и, несмотря на это, в мае получили платежку на сумму 546,48 грн. Почему мы должны платить эту сумму? Ни в управлении соцзащиты, ни в энергоснабжающей компании нам никто так и не смог ничего пояснить.

Семья Явдощук, село Черномин, Винницкая обл.»

Что положено?

В соответствии со статьей 57 Закона Украины «Об образовании» №2145-VIII от 5 сентября 2017 года (с изменениями от 6.06.2019 г.), пенсионеров, которые раньше работали педагогическими работниками в сельской местности и поселках городского типа и проживают в них, государство обеспечивает бесплатным пользованием жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм.

В свою очередь нормы утверждены Постановлением Кабмина «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» №409 от 6 августа 2014 года (с изменениями от 14.08.2019 г.). В данном документе, в частности, сказано, что для индивидуального отопления государство предоставляет льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг из расчета 21 кв. м отапливаемой площади на одного человека и дополнительно 10,5 кв. м на семью. При использовании электроэнергии для индивидуального отопления считают льготу в объеме 30 кВт/час на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц. Согласно постановлению, также льготные 30 кВт/час в месяц на одного человека выделяется гражданам, которые проживают в селах и поселках городского типа и согласно с нормами законодательства обеспечиваются бесплатным освещением жилья, то есть учителям-пенсионерам.

Как рассчитать?

На основании все того же Постановления Кабмина №409 для льготников и субсидиантов, использующих электрическую энергию для индивидуального отопления, отопительный период устанавливается с 16 октября до 15 апреля включительно. Этим же документом для каждого региона утверждены корректирующие коэффициенты для расчета размеров расхода электроэнергии на потребности индивидуального отопления. В Винницкой области для 1-2-этажных домов этот коэффициент составляет 1,042. Из этого можно сделать вывод, что в отопительный период государство должно предоставлять вам льготу в объеме 1701,15 кВт/час. Почему? Произведем расчет:

(21 + 21 + 10,5) х 30 х 1,042 + (30 х 2 чел.) = 1701,15 кВт/ч, где

21 кв. м – норма предоставления льготы на одного человека;

10,5 кв. м – норма предоставления льготы на семью;

30 кВт/ч – объем, в пределах которого государство предоставляет льготы при использовании электроэнергии для индивидуального отопления на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц;

1,042 – корректирующий коэффициент для расчета расходов электроэнергии на потребности индивидуального отопления в Винницкой области;

30 кВт/ч – льготная норма в месяц на одного человека для лиц, которые проживают в селах и поселках городского типа и согласно с нормами законодательства обеспечиваются бесплатным освещением жилья.

Согласно Постановлению НКРЭКУ* №220 от 26 февраля 2015 года, тарифы на электроэнергию для населения с 1 октября по 30 апреля составляют:

0,90 грн. – за объем электроэнергии, потребленной до 3000 кВт/ч;
1,68 грн. – за объем электроэнергии, потребленной свыше 3000 кВт/ч в месяц.

Следовательно, для обогрева и освещения вашего дома в отопительный период государство ежемесячно должно компенсировать ваши расходы в размере 1531,03 грн. (1701,15 кВт/ч х 0,90 грн. = 1531,03). А с учетом того, что отопительный период при предоставлении льгот для индивидуального отопления устанавливается до 15 апреля включительно, в апреле государство должно было компенсировать ваши расходы по потреблению электроэнергии во вдвое меньшем объеме, чем за целый месяц отопительного сезона. В деньгах это приблизительно 765 грн. (1701,15 : 2 х 0,90 = 765,50). То есть в объеме, примерно равном 850 кВт/ч (1701 : 2 = 850,60). За остальные порядка 635 кВт/ч (1485 – 850 = 635) расхода электроэнергии вы должны были заплатить самостоятельно.

Нормы урезали

К слову, в первоначальной редакции Постановления Кабмина «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» №409 от 6 августа 2014 года было утверждено, что при расчете электроэнергии для индивидуального отопления государство предоставляет гражданам льготы из расчета 65 кВт/ч на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц. Однако Кабмин эту норму урезал: сначала до 51 кВт/ч (Постановление №51 от 6.02.2017 г.), а затем – до 30 кВт/ч (Постановление №329 от 27.04.2018 г.). Кроме того, уменьшили также корректирующие коэффициенты для расчета размера расходов электроэнергии на нужды отопления для всех регионов Украины, в том числе и для Винницкой области – с 1,097 до 1,042.

Почему? Ответ очевиден: это связано с экономией средств, которых у государства просто не хватает.

* Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Регулирующая база

Перечень льгот и иные меры государственной поддержки сельским учителям, определен соответствующими законодательными актами. Основным документом является ФЗ № 273 «Об образовании». Данный документ регулирует вопросы предоставления коммунальных льгот и денежных выплат компенсационного характера (статья №47). В соответствии с нормами, настоящие меры поддержки учителям предоставляются за счет бюджета субъекта федерации в котором трудоустроен специалист.

Ранее, меры поддержки сельским педагогам определялись нормами ФЗ №3266, согласно которым объем и вид льгот не имел зависимости от уровня учебного заведения и его муниципальной принадлежности. В действующей редакции ФЗ, административные меры учитывают территориальную принадлежность учебного заведения, возраст педагога и иные аспекты. Таким образом, сельским учителям предоставляются дополнительные льготы, которые недоступны коллегам, работающим в городах.

Льготы общего и частного характера



Каждый педагог, вне зависимости от того где расположено учебное заведение, имеет право на ряд дополнительных мотивирующих надбавок к основному окладу по должности. Дополнительные денежные средства начисляются совместно с ежемесячной зарплатой. К так называемым зарплатным льготам можно отнести следующие виды доплат, начисляемых за:

  • руководство классом;
  • работу по программам коррекции;
  • домашнее обучение;
  • проверку тетрадей;
  • вредность при работе с химическими реагентами и иными веществами;
  • приобретение методических пособий и т.д.

Размер и наличие некоторых льгот зависят от региона трудоустройства учителя, администрация населенного пункта имеет право самостоятельно регулировать их перечень в рамках действующего законодательства. Приведённый выше список закреплен на федеральном уровне и является обязательным к предоставлению. Что касается сельских учителей, то в данном случае имеют место следующие льготы, адресного характера:

  • разовое денежное пособие. Предоставляется по факту переезда педагога в сельскую местность и трудоустройства в одном из учебных заведений. Цель выплаты – материальная поддержка специалиста и повышение уровня грамотности сельских детей школьного возраста;
  • надбавки к окладу. В рамках программы льгот учителям, работающим в сельской местности положена соответствующая доплата. Расчет суммы надбавки осуществляется по коэффициенту, большему нежели применяется в прочих случаях. Размер доплаты подлежит увеличению в зависимости от стажа, накопленного учителем в период работы в сельском учебном заведении;
  • дополнительная премия. Еще одна стимулирующая выплата, положенная педагогу, отработавшему три года и более;
  • транспортные льготы. Педагоги имеют право на бесплатный проезд в пригородных маршрутах. В некоторых регионах предоставляется полная или частичная компенсация затрат.

Настоящие привилегии закреплены за сельскими учителями федеральным законодательством, на уровне регионов могут предоставляться дополнительные льготы.

Денежные компенсации

В части мотивирующих и компенсационных выплат, предусмотренных по закону педагогам необходимо отметить:

  • возмещение затрат по линии жилищно-коммунального хозяйства. Денежные средства выплачиваются в установленном размере (регулирует местная администрация) по расчетам в процентах от начисленной суммы. Для получения льготы следует зарегистрировать статус и предоставить требуемые документы в представительстве местного аппарат власти;
  • компенсация расходов по арендной плате. Сельским учителям, не имеющим собственного жилья и проживающим на арендуемой площади, государство предусматривает возмещение части расходов. Денежные средства выплачиваются по факту предоставления квитанции, подтверждающей соответствующие расходы;
  • покрытие части затрат на оплату счетов по основным ресурсам и ремонту. В рамках льготы денежные средства выплачиваются за израсходованное топливо, в том числе при использовании автономных систем, горячее водоснабжение, электроэнергию и т.д.

Компенсационные выплаты по линии ресурсов осуществляются из расчета нормы потребления, показателей приборов учета и т.д. Некоторые льготы и выплаты, предусмотрены только сельским учителям, достигшим пенсионного возраста и накопившим более 10 лет ведомственного (непрерывного) стажа.

Привилегии молодым учителям



Выпускникам педагогических ВУЗов, решившим работать в сельских школах, государство предоставляет дополнительные льготы в рамках соответствующей мотивационной программы. Повышенный коэффициент надбавок к окладу и жилищные компенсации – одни из основных стимулирующих мер. Кроме этого, молодые специалисты, решившие трудится «на селе», могут рассчитывать на следующие льготы:

  • материальная помощь. Так называемые подъемные, выплачиваются учителям, при согласии работать в сельских школах;
  • премия за отработанное время. Выплачивается каждые три года;
  • компенсация стоимости проездного билета по междугородним маршрутам;
  • жилищные субсидии. При оформлении ипотечного кредита, государство готово внести до 40% требуемой суммы (от стоимости приобретаемой недвижимости);
  • участие в программах льгот по направлению жилищного кредитования;
  • рефинансирование ранее взятого ипотечного кредита.

В соответствии с действующей редакцией Трудового Кодекса РФ, молодым учителям сельских школ, в обязательном порядке предоставляется жилплощадь. При отсутствии жилья в выбранной местности, педагогу предоставляется недвижимость в аренду, с компенсацией части затрат на оплату.

Льготы учителям-пенсионерам



Российское законодательство предусматривает разностороннюю поддержку пенсионеров. Сельским педагогам, отработавшим по профессии, не меняя места работы, от 25 лет положена пенсия по выслуге лет. Наряду с общими пенсионными привилегиями, пенсионерам системы образования, наработавшим стаж в сельских учебных заведениях, предоставляются следующие льготы:

  • 100-процентная компенсация затрат стоимости потребляемого природного газа. Возмещение предусмотрено при использовании автономных и централизованных потребителей (систем отопления, духовых шкафов и т.д.) газового топлива;
  • льготы по тарифам на электроэнергию. Расчет суммы к оплате для сельских учителей производится с учетом нормативов, устанавливаемых в конкретном регионе и зависящих от площади жилья;
  • скидки или компенсации (зависит от региона) при покупке твердого топлива. Привилегии предусмотрены также по другим видам топлива. В данном направлении действуют нормативы, препятствующие фактам незаконной коммерческой деятельности. То есть, пенсионер не имеет право покупать топливо по специальной цене выше максимума, рассчитываемого исходя из отапливаемой площади.

Настоящие льготы сельским учителям-пенсионерам предоставляются по принципу компенсационных выплат. Гражданин потребляющий ресурс должен предоставить квитанции, подтверждающие отсутствие задолженности по линии ЖКХ, а также чеки с сумами затрат на ресурсы.

Порядок выплаты денежных компенсаций по линии ЖКХ, для сельских педагогов (линейный и руководящий состав) числящихся в штате сотрудников государственных образовательных учреждений, регламентирован постановлением №963. Сумма, выплачиваемая учителям в рамках льготы установлена в размере до 1200 рублей. Компенсации подлежат расходы на оплату счетов по отоплению, энергоснабжению и хозяйственно-бытовому обслуживанию жилых помещений.

Настоящие льготы предоставляются в заявительном порядке, процедура оформления права на скидку достаточно проста, пройти ее можно обратившись по месту работы. Пенсионные привилегии педагогическим работникам оформляются также через отдел кадров по месту бывшей работы. В соответствии с действующим законодательством, льготы сельским учителям пенсионерам предоставляются по факту накопления 25 лет непрерывного трудового стажа.

Особенности предоставления льгот ЖКХ


Несмотря на простоту процедуры оформления, следует учитывать, что существует разница между перечнем компенсируемых услуг для педагогов, живущих в частном доме и учителей, проживающих в квартире. В первом случае работник может рассчитывать на возмещение стоимости потребленной электроэнергии и тепла. При отсутствии централизованной системы отопления льготы предоставляются по линии закупки топлива – твердого или газообразного. Жителям сельских многоквартирных домов, наряду с основными ресурсами компенсируются такие услуги ЖКХ как: капремонт, вывоз ТБО и т.д.

Размер компенсации по прочим коммунальным услугам, исключая электричество и тепло, рассчитывается по формуле и имеет зависимость от дополнительных факторов, в том числе дохода учителей, наличия специальных званий и прав на дополнительные льготы. В целом, сельским педагогам может предоставляться скидка в размере до 60% от суммы затрат. Кроме вышеуказанных факторов, влияние на размер льготы может оказывать регион проживания работника (пенсионера), так как местная администрация вправе устанавливать собственные правила.

В ряде случаев, сельским учителям может предоставляться 100-процентное возмещение затрат по линии ЖКХ. Такие льготы предусмотрены для пенсионеров системы образования вышедших на заслуженный отдых по выслуге лет. В рассматриваемом случае, размер компенсации и право на ее получение не зависят от решений местных чиновников, типа жилья, принадлежащего пенсионеру и иных факторов упомянутых выше. В целом, льготы предоставляются вне зависимости от наработанного стажа и наличия дополнительных статусов.

Заключение

Государство предоставляет учителям, выбравшим сельские учебные заведения в качестве основного места работы, расширенный перечень льгот по сравнению с коллегами, трудоустроенными в городских школах. В список дополнительных привилегий можно добавить:

  • право на предоставление собственного или арендуемого жилья;
  • компенсации по линии ЖКХ и транспортные льготы;
  • возможность рефинансирования старых ипотечных кредитов;
  • право на получение субсидированного жилищного кредита и т.д.

Молодым сельским учителям выплачиваются подъемные. Для педагогов, трудоустроенных в городских ОУ, актуальны иные льготы.

Читайте также: