Когда были отменены льготы для военных пенсионеров

компенсация за земельный налог для военных пенсионеров отменена с 01 января 2015 года - Приморский РВК г.Санкт-Петербург!

Ответы юристов ( 1 )


Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат“ и Федерального закона „О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ пункт 7 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ „О статусе военнослужащих“ был дополнен датой „до 1 января 2015 года“, сейчас данная норма звучит так:

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

7. Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В настоящее время налоговые льготы по налогу на имуществу физических лиц установлены статьей 407 Налогового кодекса РФ

Статья 407. Налоговые льготы
1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:
1)…
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
1) квартира или комната;
2) жилой дом;
3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
5) гараж или машино-место.
5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса.
6. Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.
7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.
Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Надеюсь данная информация будет для Вас полезной!

Какие льготы положены военным пенсионерам

В соответствии со ст.5 ФЗ №5 данная категория служащих в виду заслуг перед государством может получить почетное звание «Ветерана военной службы», что в свою очередь подразумевает предоставление определенного перечня льгот, установленного для ветеранов в качестве меры социальной поддержки.

Льготы военнослужащим в 2020 году

Размер такого пособия зависит от того, сколько лет военнослужащий “проработал”. При сроке службы менее 20 лет — 2 должностных оклада, более 20 лет – до 7 окладов. Более того, если гражданина увольняют без видимых и обоснованных причин, он вправе рассчитывать на моральную и денежную компенсацию.

Льготы военнослужащих на проезд в условиях социального реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации

железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

Льготы военнослужащим: выплаты и привилегии, полагающиеся военным и их семьям

Следует подчеркнуть, что с начала текущего 2020 года состоялось расширение соцгарантий в отношении ряда категорий военнослужащих-контрактников. Благодаря законодательным изменениям, для семей военнослужащих зафиксирован ряд привилегий в части охраны здоровья и получения медпомощи.

Льготы для военных пенсионеров — оплата ЖКХ, санаторно-курортное лечение и другие

  • получение увечья или заболевания в ходе нахождения в рядах силовой структуры;
  • наступление инвалидности в течение 3-х месяцев после увольнения;
  • если инвалидность связана с травмами или болезнями, полученными в течение службы, вне зависимости от даты ее установления.

Льготы военным пенсионерам в 2020 году — перечень положенной материальной помощи и размер субсидий

  • жилищной субсидии;
  • жилого помещения по договору социального найма;
  • земельного участка, предназначенного для строительства жилого дома;
  • однократной денежной помощи на строительство индивидуального жилого дома;
  • денежной компенсации за наем жилых помещений;
  • права стать членом в жилищно-строительного кооператива вне очереди.

Отмена положенных льгот военным пенсионерам

Значительное упразднение льгот на жилищно-коммунальные услуги и налоги на имущество вызвали серьезные протесты и публичное осуждение среди пенсионеров. Снять льготы с военных пенсионеров решали постепенно, но это было стратегической задачей правительства. Недостаток бюджета теперь решили залатать за счет этой социальной категории граждан. Экономическая выгода для правительства Москвы и области очевидна. Причем область с ее ценами на коммунальные услуги даже выигрывает у города.

Льготы военнослужащих в 2020 году

Место обращения зависит от адреса, по которому гражданин проживает на постоянной основе. Допустимо использование в качестве основы адреса, на который оформляются документы. 1 ноября в текущем году – время, с которого идут новые периоды. Значит, все бумаги по старому периоду сдаются до наступления данной даты.

Перечень налоговых льгот для военнослужащих

Несмотря на то, что налоги военнослужащих, как и других граждан РФ, являются важной статьей доходов государственного бюджета, Правительство страны старается максимально снизить налоговое бремя для тех, кто проходит срочную службу в рядах ВС РФ. Этой категории военных положены льготы касательно следующих налоговых сборов:

Льготы военных пенсионеров

  1. Льготы при оплате ЖКХ. Данный бонус предоставляется лишь некоторых категориям граждан, например, инвалиды, многодетные родители. Для таких пенсионеров предусмотрены скидки от 30 до 50%.
  2. Трудовые льготы, а именно:
    • первоочередное трудоустройство через Центр занятости;
    • бывший военнослужащий не может занимать должность, которая является ниже предыдущей;
    • предоставление отпуска в любое удобное время;
    • дополнительный (неоплачиваемый) отпуск до 35 дней;
    • сохранение рабочего места при общем сокращении штата (льготы действует только на первой работе).
  3. Льготное обучение в государственных учреждениях и на специализированных курсах, в том числе льготы при поступлении в ВУЗ (без вступительных экзаменов).
  4. Бесплатная перевозка личных вещей (до 20 тонн) при переезде на новый адрес.
  5. Первоочередная установка домашнего телефона.
  6. Вступление в жилищные и гаражные кооперативы вне очереди.

Ветераны военной службы

  • налоговые льготы;
  • пенсия и социальные выплаты;
  • привилегии по получению жилья от государства;
  • скидки по оплате ЖКХ и оплаты проживания для ветерана и его семьи;
  • подключение стационарного телефона без ожидания очередности;
  • медицинские льготы: бесплатное обеспечение или компенсация приобретения протезов, за исключением зубных, право получить медицинское обслуживание без очереди и прикрепление к специализированным медицинским организациям;
  • ежегодный отпуск, в том числе без оплаты, должен быть предоставлен по требованию гражданина в любое время;
  • приобретение проездных документов на транспорт любого вида вне очереди. Внеочередность при обслуживании в объектах социальной инфраструктуры;
  • государственная помощь в захоронении ветеранов: доставка тела до места захоронения, ритуальные услуги, изготовление и монтаж памятника.

Льготы для военных пенсионеров и членов их семей

Социальные гарантии по-прежнему распространяются на офицеров, которые уволились в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или из за организационно штатных мероприятий при общей продолжительности военной службы в льготном исчислении 20 лет и более. При общей продолжительности военной службы 25 лет и более, вне зависимости от основания увольнения, социальные гарантии распространяются и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по указанным выше основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Льготы для военных пенсионеров

  • если здравница принадлежит Министерству Оборону пенсионер оплатит лишь 25% стоимости путевки, а сумма проезда компенсируется полностью.
  • более 25% придется оплатить, если санаторий не подведомственен Министерству Обороны.
  • если учреждение находится за пределами России, в таком случае возмещается стоимость проезда от места отбытия до территории границы России, а на проживание и лечение субсидии не распространяются.

Льготы военным пенсионерам

Для этого гражданин обращается в налоговую инспекцию в районе, где находится земельный участок, предоставляет документы, подтверждающие личность, статус и право пользования землей. Потребуется сделать копии всех бумаг, а также заверить их у нотариуса, если вопросами льгот будут заниматься доверенные лица.

Права и льготы ветеранам военной службы России в 2020-2020 году

Федеральное законодательство предусматривает меру поддержки, которая позволяет приобретать протезы или протезно-ортопедические товары за счет государства. При этом государство не оплачивает процедуру по установке протезов. То есть саму операцию ветеран военной службы оплачивает сам, если иное не предусмотрено на региональном уровне и не гарантируется ему другим льготным статусом.


НЕТ, конечно не правда.


Имеет ли смысл подавать заявку на льготное санаторно-курортное лечение для военного пенсионера на 2021 год?


Предоставление льготной путевки военнослужащим и гражданским сотрудникам Министерства обороны РФ регламентируется приказом Министра обороны РФ от 15 марта 2011 г. №333 с изменениями и дополнениями от 9 марта 2016 г. На льготное санаторно-курортное обслуживание имеют право:

Военнослужащие Вооруженных сил РФ, проходящие службу по контракту, военные пенсионеры; члены их семей; лица, находящиеся на их иждивении.

Примечание: офицеры и прапорщики, ушедшие в запас, получают право на льготное санаторно-курортное обслуживание при условии, что срок их службы до ухода на пенсию составлял не менее 20 лет.

Военные пенсионеры, имеющие право на бесплатное санаторно-курортное обслуживание, получают бесплатные путевки только в том случае, если к моменту подачи заявления нигде не работают.

Поэтому, если Вы соответствуете критериям, то стоит!


Для военных пенсионеров останется льготная путевка в военный санаторий и бесплатный проезд к месту отдыха в 2021 г или нет?


Пока изменений нет, но в связи с коронавирусом санатории могут закрыть.


На основании чего в московской области отменён бесплатный проезд для военных пенсионеров и ветеранов военной службы.


Бесплатный проезд для военных пенсионеров отменен после того, как был отменен проезд для всех военнослужащих контрактной службы (за исключением служащих по призыву). У ветеранов военной службы никогда и не было этой льготы.


Отменят ли льготы на сан курортное лечение военным пенсионерам в 2021 году.


Пока ПП РФ о данной отмене официально не заявляло.


Я пенсионер МВД с 2003 года майор инвалид 2 группы, какие льготы мне на санаторное лечение и на проезд.


Напишите заявление в соц. отдел администрации.


Этот вопрос достаточно подробно рассмотрен, с соответствующими раскладами, например, по этому адресу:


Есть ли льготы на проезд в электричках и междугородних автобусах для инвалида 3 группы и пенсионера по возрасту, со стажем 45 лет.


На 2019 год предусмотрен следующий список льгот на проезд инвалидам 3 группы в общественном транспорте:

бесплатный проезд для инвалидов 3 группы на общественном транспорте городского и пригородного сообщения;

льготы на ЖД билеты инвалидам 3 группы составляют 50% от его стоимости в период с 1 октября по 15 мая; а также скидка в 50% на одну поездку в иное время года.

Пенсионеру со стажем положено

бесплатный проезд в общественном транспорте, включая метро, исключением является проезд на частном такси.


ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ ПАССАЖИРОВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО БЕСПЛАТНОГО ПРОЕЗДА НА ГОРОДСКОМ И ПРИГОРОДНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

N п/п Наименование категорий граждан Нормативные акты, предусматривающие право бесплатного проезда

Инвалиды (группа "И")

1 Инвалиды войны Положение о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих, утв. Постановлением СМ СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Федеральный закон "О ветеранах" от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ

2 Военнослужащие лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)-"-3 Инвалиды всех других категорий, в том числе: Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

3.1 Инвалиды, не имеющие двух конечностей или с параличом двух конечностей Положение о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих, утв. Постановлением СМ СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 27 марта 1986 г. N 400 "О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства"

3.2 Дети - инвалиды по зрению Постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС "О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства" от 27 марта 1986 г. N 400

3.3 Дети-инвалиды, лицо, сопровождающее ребенка-инвалида (родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами) Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

3.4 Инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы и аварии на ПО "Маяк" Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 11 декабря 1996 г. N 149-ФЗ. Федеральный закон "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ

4 Лицо, сопровождающее инвалида войны 1 группы Федеральный закон "О ветеранах" от 02.01.2000 N 40-ФЗ

5 Лица, сопровождающие инвалидов других категорий По решению соответствующих органов власти субъектов РФ

Пенсионеры и ветераны (группа "П")

6 Ветераны труда (при выходе на пенсию) Федеральный закон "О ветеранах" от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ

7 Участники Великой Отечественной войны-"-8 Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, и военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период-"-9 Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденные медалью "За оборону Ленинграда", и лица, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда" Федеральный закон "О ветеранах" от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ

10 Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог

11 Лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ Федеральный закон "О ветеранах" от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ

12 Ветераны боевых действий-"-13 Ветераны военной службы и ветераны государственной службы (по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости). Родители и супруги погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий-"-14 Бывшие несовершеннолетние узники фашизма Указ Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" от 15 октября 1992 г. N 1235

15 Лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 3 сентября 1993 г. N 5698-1

16 Другие категории пенсионеров По решениям соответствующих органов власти субъектов РФ (за счет средств местных бюджетов)

Военнослужащие (группа "ВС")

17 Военнослужащие Минобороны России (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву или поступившие на военную службу по контракту) Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ

18 Военнослужащие МЧС России-"-19 Военнослужащие Минсвязи России-"-20 Военнослужащие Минатома России-"-21 Военнослужащие железнодорожных войск-"-22 Военнослужащие строительных войск-"-23 Военнослужащие органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации Федеральный закон "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ

24 Военнослужащие внутренних войск МВД России Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ

25 Личный состав Государственной противопожарной службы (при исполнении служебных обязанностей) Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ

26 Офицеры, прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ

27 Граждане из подразделений особого риска Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18 июня 1992 г. N 3061-1

28 Жены погибших военнослужащих Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989 г. N 313-1

Работники органов власти и управления (группа "ВА")

29 Члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации Федерального Собрания и статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ

30 Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ-"-31 Помощники, сопровождающие депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ-"-32 Лицо, сопровождающее депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ - инвалида I группы-"-33 Судьи Конституционного Суда РФ (действующие и ушедшие в отставку) Указы Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 941 "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда РФ" и от 15 сентября 1995 г. N 947 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ"

34 Судьи (действующие и ушедшие в отставку) Закон Российской Федерации "О статусе судей в РФ" от 26 июня 1992 г. N 3132-1

35 Судебные приставы-исполнители Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ

36 Мировые судьи Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ

37 Прокуроры и следователи, научные работники (прокурорские работники) Федеральный закон "О прокуратуре" от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ)

38 Должностные лица таможенных органов Федеральный закон "О службе в таможенных органах РФ" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ

39 Сотрудники оперативных подразделений и подразделений физической защиты федеральных органов налоговой полиции Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. N 5238-1

40 Сотрудники милиции, следователи органов внутренних дел Закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-1

41 Сотрудники федеральной фельдъегерской службы Федеральный закон "О федеральной фельдъегерской связи" от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ

42 Работники уголовно-исполнительной системы Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. N 5473-1

43 Работники Российской транспортной инспекции Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 26 ноября 1991 г. N 20

44 Депутаты законодательных органов власти субъектов Федерации, городов и районов По решениям соответствующих органов власти субъектов РФ

45 Работники других местных органов власти и управления По решениям соответствующих местных органов власти (за счет средств местных бюджетов)

Работники других организаций и прочие категории граждан (группа "ПР")

46 Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы Закон РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" от 15 января 1993 г. N 4301-1

47 Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой славы Федеральный закон "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ

48 Граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР" Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 9 июня 1993 г. N 5142-1

49 Участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 гг. и аварии на ПО "Маяк" в 1957 - 1958 гг. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 11 декабря 1996 г. N 149-ФЗ. Федеральный закон "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ

50 Водители и кондукторы автобусов предприятий транспорта общего пользования Постановление Совета Министров РСФСР от 1 июля 1969 г. N 399. Распоряжение Совета Министров СССР от 30 декабря 1987 г. N 2807

51 Водители троллейбусов и трамваев Распоряжение Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 г. N 2289-р

52 Работники дорожных органов Постановление Совета Министров РСФСР от 25 января 1972 г. N 64

53 Работники санитарно-эпидемиологической службы (в пределах обслуживаемых административных территорий) Постановление Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. N 264

54 Почтальоны организаций федеральной почтовой связи (при исполнении ими служебных обязанностей) Федеральный закон "О почтовой связи" от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ

55 Социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания (если их профессиональная деятельность связана с разъездами) Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ

56 Члены добровольных народных дружин при исполнении обязанностей по охране общественного порядка Постановление Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. N 379

57 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах, в школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 "О мерах по дальнейшему улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

58 Дети и их родители из многодетных семей Указ Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 5 мая 1992 г. N 431

59 Другие категории граждан По решению соответствующих местных органов власти (за счет средств местных бюджетов)







С 1 июля с. г. отменен целый ряд льгот в связи с повышением пенсий. Приведем выдержки только из двух писем, содержащих вопросы, ответы на которые волнуют большую часть военных пенсионеров.

БОРИС Павлович Бодытчик из Казани пишет: "8 мая, накануне празднования 57-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, Президент России В. В. Путин на встрече с военными пенсионерами - участниками войны сообщил о предстоящем с 1 июля повышении окладов и военных пенсий, отметив при этом, что дополнительно военным пенсионерам остаются ранее существовавшие льготы. А потом на страницах "АиФ" появилось интервью начальника Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Л. Куделиной, которая сказала, что, к сожалению, военные пенсионеры, не достигшие 60-летнего возраста, с 1 июля 2002 года теряют льготы по оплате коммунальных услуг и телефона. Хотелось бы прояснить этот вопрос".

ОТ ИМЕНИ жен бывших военнослужащих написала в редакцию Антонина Петровна Бардакова, которая проживает в Краснодарском крае: "Наши мужья служили в боевом полку, имеют удостоверения участников боевых действий, ветеранов Вооруженных сил. И вот с 1 июля с них неожиданно сняли все льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не столь уж сильно повысили пенсии, в среднем рублей на 800. Сейчас получается, что они ветеранами будут считаться только после 60 лет, если, конечно, доживут. Зачем же тогда вообще выдают эти удостоверения? Расскажите, пожалуйста, какие льготы остались у военных пенсионеров и у военнослужащих".

Ситуацию разъясняет полковник Иван ИВАНЮК, член Академии проблем военной экономики и финансов.

В эпицентре трех реформ

ЕСЛИ совершить небольшой экскурс в историю, то можно отметить, что сигнал к наступлению на льготы был дан в бюджетном послании Президента РФ в 2000 году. В нем, в частности, отмечалось, что необходимо пересмотреть объем и структуру обязательств государства перед своими гражданами, с тем чтобы перейти к адресной социальной политике. В соответствии с действующим федеральным законодательством таких обязательств на бюджет возлагается очень много, и денег в казне на их реализацию хронически не хватает. При этом в послании было особо подчеркнуто, что мы не отказываемся от наиболее важных социальных гарантий населению. Напротив, мы должны твердо гарантировать социальную поддержку наиболее нуждающимся гражданам.

Второй аргумент, который приводился разработчиками системы реформ в социальной сфере, состоит в том, что людей, пользующихся льготами, слишком много - более 40 категорий.

Исследования показали, что около 70 процентов населения имеют право на получение различных социальных льгот, выплат, компенсаций, что составляет примерно 100 млн. человек, т. е. более двух третей населения страны. При этом до наиболее нуждающихся граждан деньги, как правило, не доходят: только менее 20 процентов из них попадает в малообеспеченные семьи.

Основные подходы к реформированию системы социальных льгот изложены в программе социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. В ней заложен постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.

Согласно программе, льготы, установленные для ряда категорий работающих граждан, в том числе для военнослужащих и работников правоохранительных органов, должны быть переведены в форму денежных выплат.

Таким образом, военнослужащие и, следовательно, военные пенсионеры оказались в эпицентре трех реформ: военной, жилищно-коммунальной и реформы по пересмотру льгот. Они первыми ощутили на себе новую социальную политику. В основном все льготы, предоставляемые в натуральном виде, компенсации и выплаты семьям военнослужащих были сохранены. К примеру, остался бесплатным проезд в городском транспорте (кроме такси) и пригородных электричках. Или, скажем, по-прежнему для военнослужащих остается ежемесячный паек, который можно получить либо в натуральном виде, либо как денежную компенсацию. Хотя реальная стоимость общевойскового продовольственного пайка в сутки еще год назад составляла 42 рубля 92 копейки, законом "О федеральном бюджете" установлено, что в 2002 году выплата военнослужащим и приравненным к ним лицам денежной компенсации взамен продовольственного пайка производится в размере 20 рублей в сутки. Соответственно, из этой суммы идет и расчет военных пенсий в этом отношении.

Изменения же, внесенные в систему льгот, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, коснулись главным образом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также установки и пользования квартирным телефоном. Основной массе с 1 июля 2002 года приходится платить 100 процентов стоимости этих услуг вместо 50, что компенсировано повышением денежного довольствия. По оценкам Министерства финансов, оно выросло для младших офицеров в 1,7-1,8 раза, для старших - в 1,3-1,5 раза, для военных пенсионеров - в 1,7-1,9 раза. Со следующего года должны примерно в 1,5 раза вырасти еще и оклады по воинским званиям, что прибавит в семейный бюджет каждого, кто носит погоны, а также военных пенсионеров еще несколько сотен рублей.

Государство делает выбор

НАДО отметить, что существующие в настоящее время льготы для военнослужащих и военных пенсионеров занимают достаточно большое место в совокупном доходе их семей. По данным ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей, проводимого Министерством труда и социального развития совместно с силовыми ведомствами, рост потребительских цен на товары и услуги в 2001 году составил более 118 процентов по отношению к 2000 году. Естественно, это привело к увеличению стоимости льгот и компенсаций для среднестатистического военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в среднем с 1618 руб. в 2000 году до 2020 руб. в 2001 году без учета льгот по медицинскому обслуживанию.

Оценочная ежемесячная стоимость льгот для среднестатистического военнослужащего в конечном итоге составляет 2020 рублей в месяц. Стоимость льгот для военного пенсионера исчисляется исходя из этой суммы.

Отсюда со всей очевидностью следует, что если бы государство решило отменить все льготы военнослужащим, попытавшись компенсировать это увеличением денежного довольствия, то ему пришлось бы сильно раскошелиться: денежное выражение всех льгот вполне соизмеримо с денежным довольствием.

Итак, для кого же сохранились льготы по оплате занимаемой жилой площади, коммунальных услуг, а также по установке и пользованию телефоном? После внесения 7 мая этого года соответствующих изменений в закон "О статусе военнослужащих", льготы сохранены лишь военнослужащим и членам их семей, попадающим под действие других законодательных актов, которые ввели в действие аналогичные льготы. Так, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"

они предоставляются лишь тем военным, которым присвоено звание "Ветеран военной службы" (основной критерий присвоения этого звания - наличие 20-летней выслуги лет на военной службе в календарном исчислении) и которые достигли пенсионного возраста, установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет).

Среднестатистический мужчина в нашей стране живет немногим более 60 лет, так что далеко не все смогут воспользоваться правами, которые предоставляет (пока) закон "О ветеранах".

А вы, боевые подруги.

С БОЕВЫМИ подругами военных ситуация еще сложнее. Многие из них, мыкаясь по гарнизонам, не могли устроиться на работу и потому у них нет достаточного трудового стажа, чтобы претендовать на звание "Ветеран труда". Ситуация эта еще более усугубилась в нынешнем году. До этого в законе о пенсиях был пункт о трудовом стаже жен военнослужащих, и время, в течение которого они не могли устроиться на работу, им шло в зачет трудового стажа. В новом законе, вступившем в действие с 1 января 2002 года, такого пункта нет. В то же время в законе "О статусе военнослужащих" 1998 года в статье 10 пункт 4 указано, что женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установки пенсии, засчитывается весь период проживания с мужем до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинской части.

Таким образом, два закона вступили в противоречие, и пока есть только один путь отстаивания своих прав - через суд. Однако вовсе не факт, что суд в подобном случае пойдет навстречу истцу, точнее, истице.

Закон есть закон

- Военнослужащие наравне с другими гражданами имеют право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В упоминавшемся уже законе от 7 мая 2002 г. содержится поручение Правительству РФ в течение месяца со дня вступления в силу данного закона определить особенности применения для военнослужащих, проходящих службу по контракту, и отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в случае, если среднерегиональные размеры оплаты жилья и коммунальных услуг федерального стандарта превышают допустимую долю собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи. К сожалению, решение Правительством РФ по данному вопросу пока не принято.

- Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, являющиеся ветеранами боевых действий, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имеют право на льготную оплату только жилой площади. Коммунальные услуги и пользование телефоном они должны оплачивать в полном объеме на общих основаниях.

- Членов семей погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в зависимости от объема и характера предоставляемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг можно условно разделить на две категории. Первая - это члены семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Они оплачивают жилую площадь, коммунальные услуги и пользование телефоном в размере 50 процентов. Вторая - члены семей военнослужащих и граждан, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) вследствие причин, не связанных с исполнением обязанностей военной службы. Они имеют право на получение ежемесячной 50-процентной денежной компенсации расходов, произведенных на указанные цели. Порядок получения данной компенсации должен быть определен Правительством РФ. Однако нормативный акт по данному вопросу тоже пока не принят.

- Система повышения пенсий военным пенсионерам с параллельной отменой ряда льгот действует уже четыре месяца. Практика показала, что при таком положении права пенсионеров не нарушаются и их материальные интересы не ущемляются. Пенсии повысились в среднем в 1,7 - 1,9 раза, стоимость же льгот, утраченных военными пенсионерами, в самом худшем случае не превышает одной четверти этой прибавки. То есть в итоге пенсионеры оказались в выигрыше. Что же касается заявления автора одного из приведенных выше писем в редакцию А. Бардаковой о том, что прибавка к пенсии составляет в среднем 800 рублей, то это не совсем точно: величина прибавки к пенсии зависит от многих факторов - воинского звания, размера последнего служебного оклада и т.д. Часть пенсионеров получила прибавку не менее 1500 - 1800 рублей. А если говорить об авторе другого письма в редакцию газеты "АиФ. Долгожитель" - Б. Бодытчика (который, судя по всему, не является ветераном Великой Отечественной войны), то его можно понять. Но. закон может не нравиться гражданину или целой категории граждан, но это - закон.

Читайте также: