Льготная пенсия по вредности совмещение

Совмещение наряду с совместительством – явление в практике трудовых отношений нередкое. Давайте обсудим, может ли гражданин трудиться на нескольких работах с вредными или опасными условиями труда одновременно и на каких условиях.

Принципиальная разница

Вначале определим, что представляет собой совмещение и совместительство согласно ТК РФ. Четкое понимание сходств и различий, стоящих за указанными терминами, поможет ответить на поставленный вопрос.

Совмещение упоминается в ст. 60.2 ТК РФ. Характерные особенности дополнительной работы:

  • не указывается в трудовом договоре;
  • выполняется наряду с основной в течение дня или смены;
  • может выполняться как в рамках аналогичной профессии (должности), так и по другой профессии (должности);
  • поручается работнику с его письменного согласия;
  • работник может отказаться от нее, предупредив администрацию за 3 рабочих дня;
  • администрация может отказаться от использования труда работника, предупредив его (также за 3 дня);
  • дополнительно оплачивается согласно предварительной договоренности сторон (ст. 151 ТК РФ).

Важно! Дополнительная работа при совмещении должна указываться в штатном расписании, несмотря на то что в трудовом договоре с конкретным работником не упоминается. Такова позиция судебных органов.

Если администрация решила отказаться от услуг работника, совмещающего должности, это не считается сокращением и не ведет за собой необходимость соответствующих выплат. Достаточно приказа по организации. Таким образом, для оформления совмещения или его отмены необходим приказ, а договоренность сторон оформляется соглашением. Такое соглашение является самостоятельным документом, а не частью трудового договора.

Понятие совместительства, как внутреннего, так и внешнего, предполагает заключение отдельного трудового договора, поскольку работа выполняется во время, дополнительное к основному рабочему дню (смене). Закон однозначно запрещает совместителю работать на «вредной» должности или профессии, если основная профессия уже является вредной или опасной (ст. 282 п. 5 ТК РФ).

Вывод таков: работать во вредных, опасных условиях дополнительно гражданин может, только если имеет место совмещение должностей, оформленное соглашением и приказом. При совместительстве закон подобное использование трудовых ресурсов запрещает.

«Вредные» должности при совмещении: нюансы

Подробнее остановимся на некоторых важных нюансах совмещения «вредных» работ:

  1. При совмещении выплата за дополнительную работу относится не к заработной плате, а к доплате. По сути, это компенсация за работу в условиях, отличных от нормальных. Обычно такая или подобная ей формулировка содержится в приказе, отражающем факт совмещения. При совмещении не происходит и назначения работника на новую должность.
  2. Порядок оформления, текст приказа, иных документов по совмещению должны однозначно указывать именно на факт совмещения, а не совместительства. Небрежность кадровой службы может привести к проблемам со стороны Роструда и иных контролирующих структур.
  3. Работодателю нужно помнить, что место работы не может быть произвольно названо вредным либо опасным. Оно должно получить такой статус по результатам СОУТ – спецоценки условий труда, комплекса мер по выявлению негативных факторов и воздействия их на работника (ФЗ-426 от 28/12/13).

Что касается подходов к начислению компенсационных выплат в связи с «двойной вредностью» выполняемой работы при совмещении, здесь существует две точки зрения, которые стоит рассмотреть.

Два подхода к компенсациям

Гражданин, выполняющий вредные (опасные) работы в порядке совмещения, очевидно, имеет право на гарантии и компенсации, соответствующие статусу работ по СОУТ (ст. 92, 117, 147 ТК РФ). В каком объеме он должен быть обеспечен указанными гарантиями и компенсациями?

Роструд, в частности на своем официальном сайте, отвечая на вопросы граждан, говорит об обеспечении ими работников только по основному месту работы, без охвата совмещения. Гарантии и компенсации назначаются в связи с трудовым договором и должностью, указанной в нем, в соответствующих ей размерах. Здесь за основной фактор взято количество рабочего времени, в течение которого работник подвергается или должен подвергаться по основной должности вредному (опасному) воздействию.

Другая точка зрения базируется на том, что сам факт совмещения воздействия вредных факторов на работника не отменяет. К примеру, если работник занимается сваркой металлоконструкций и в качестве совмещения ему поручено производить их окраску, он испытывает воздействие вредных факторов в обоих случаях. Вредность, согласно СОУТ, – это характеристика места работы, следовательно, и по основному месту, и по совмещению необходимо производить оплату за вредность в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ). Если дополнительная работа по совмещению выполняется в течение нескольких часов, выражена пропорцией к основной ставке (например, 1/4), учитывают повышающие проценты и применяют пропорциональный расчет.

Такой подход может быть зафиксирован в ЛНА фирмы. Он соответствует и общим правовым положениям, согласно которым позиция работника, тем более занятого на вредных работах, не должна быть ущемлена по сравнению с другими работниками.

Если обратиться к приведенному выше примеру, то работник, занятый в порядке совмещения покраской металлоконструкций, подвергается тому же вредному воздействию, что и основной работник, занятый той же работой в течение того же рабочего времени. Следовательно, лишение компенсаций, указанных в ст. 147 ТК РФ, означает фактическое ухудшение его положения, которое может стать причиной разбирательств, в том числе и судебных.

Сторонники данной позиции предлагают включать повышенные нормы оплаты труда в расчет, прилагаемый к соглашению, заключаемому с работником при оформлении совмещения. Размер должен быть увеличен с учетом вредных условий совмещения. Это вытекает и из ст. 151 ТК РФ, где говорится, что размер оплаты совмещения должен устанавливаться с учетом объема и содержания работ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Учитывается ли совмещение профессий при определении стажа работы, если совмещаемая должность - работа с вредными условиями труда?


Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), а до указанной даты - Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста*(1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам*(2).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения по п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ учитываются периоды работы, предусмотренные Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (пп.пп. "а", "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение).
Действующее пенсионное законодательство предусматривает дополнительное условие льготного пенсионного обеспечения данных категорий работников.
Так, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом, как следует из п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в тяжелых условиях труда не менее 80% рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования; время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Следовательно, если условия выполняемых работником работ соответствуют Списку N 1 или Списку N 2 и при документальном подтверждении занятости на работах с тяжелыми или вредными условиями труда полный рабочий день, период работы с совмещением профессий подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Аналогичный подход наблюдается и в судебной практике (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 марта 2017 г. по делу N 33-551/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 06 декабря 2016 г. по делу N 33-4448/2016).
Относительно же включения периода работы по совмещению в страховой стаж отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Из приведенной нормы следует, что возможность включения периода работы по совмещению в страховой стаж напрямую зависит от начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) По общему правилу право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ, п. 1 ст. 7 Закона N 173-ФЗ).
*(2) Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Закона N 400-ФЗ, ст. 2 Закона N 173-ФЗ).


© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Многие пенсионеры трудились всю свою жизнь и продолжают это делать. но не все условия труда одинаково безопасны для здоровья. Существуют вредные и откровенно опасные. В качестве ответа на это государством предусмотрены льготы пенсионерам по вредности. Ознакомиться с ними можно дальше.

Условия получения льготной пенсии по вредности

Отвечая на вопрос, какие льготы положены пенсионерам по вредности, следует отметить возможность граждан, работающих в пагубных для здоровья условиях, оформлять досрочную пенсию (при наличии требуемого числа лет специального стажа). Соответствующий возраст определяется в соответствии со специфической сеткой, устанавливаемой государством.

Вопреки домыслам и слухам, про увеличение размера льготных пенсий речи пока не ведётся.

С целью получения досрочной пенсии по вредности субъекту необходимо :

  • Достичь определенного возраста, после которого уход на пенсию уместен (в рамках конкретной категории профессиональной деятельности лица).
  • Иметь достаточное число лет стажа в должности, которая сопровождалась пагубным воздействием на здоровье. Подразумевается, что лицо должно обладать определенным количеством лет специального стажа во вредных условиях, а также общим страховым стажем. Конкретные значения запрашиваемого опыта работы определяются в соответствии с профессией.
  • Обладать требуемым объемом индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Так, выход на пенсию по вредности раньше общепринятого срока возможен в таких обстоятельствах:

  • при занятости на подземных работах мужчины вправе оформлять досрочную пенсию по вредности в минимальном возрасте 50 лет при наличии 10 лет «опасного» стажа и 20 лет – общего. В свою очередь, женщины могут оформлять аналогичную пенсию с 45 лет при наличии 7 и 15 лет стажа соответственно;
  • при трудовой деятельности в сельском хозяйстве досрочную пенсию вправе оформлять только мужчины-машинисты после пятидесяти лет;
  • при профессиональной деятельности в текстильной промышленности женщины могут оформлять досрочную пенсию по вредности с 50 лет, при условии наличия более 20 лет стажа на обозначенном производстве;

  • медицинские сотрудники могут оформлять рассматриваемый вид социального обеспечения, если у них имеется стаж как минимум 25 лет в сельской местности или 30 лет в городских условиях (возраст гражданина не учитывается);
  • педагоги могут подавать документы на досрочную пенсию по вредности после наработки 25 лет стажа;
  • сотрудники МЧС РФ, а также работники рыбных производств и авиации оформляют досрочную пенсию на пять лет раньше, если имеют 25 и 20 лет стажа (для мужчин и женщин соответственно);
  • при занятости в различных исправительных заведениях мужчины и женщины вправе выйти на пенсию по вредности на пять лет раньше при наличии 15 и 10 лет стажа в данных структурах соответственно;
  • при работе, связанной с общественным транспортом, граждане могут выйти на досрочную пенсию раньше других на 5 лет, если у мужчин имеется 20 лет стажа, а у женщин – 15.

Детализированная информация о том, какие льготы положены пенсионерам по вредности, указана в ст. 27 ТК РФ.

Также пенсионеры вправе рассчитывать на:

  • отсутствие обязательства уплачивать имущественный налог (актуально для неработающих пенсионеров). Важно отметить, что данная льгота распространяется только на один объект недвижимости площадью до 50 квадратных метров, который отвечает таким параметрам: не используется в коммерческих целях, кадастровая стоимость не превышает 300 млн. руб., владелец – один (пенсионер соответственно);
  • отсутствие необходимости выплачивать земельный налог, если площадь земли до 6 соток. Если территория больше, то от налога освобождается только часть;
  • льготы по оплате коммунальных счетов в случае, если он отдает за коммунальные счета более 22% дохода. Однако конкретный объем преференции определяется местными властями региона, где проживает субъект;
  • бесплатный проезд. Пенсионеры могут получить скидки на разовый проезд, покупку проездных по сниженной стоимости, бесплатный проезд в электричках, а также бесплатный проезд в общественном транспорте. При этом пенсионеры, проживающие на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, также могут получить компенсацию за проезд к месту отдыха и обратно;
  • медицинские льготы. Предполагается, что пенсионерам предоставляется возможность приобретать нужные им препараты (по назначению врача) по сниженной цене или получать их бесплатно.

Местные власти также могут дополнять перечень преференций, в том числе, за вредность их работы, однако только если новые льготы не противоречат федеральному законодательству.

Более подробную информацию вы можете получить на сайте «Закон и льготы» ,а именно:

А чтобы всегда быть в курсе событий, не забудьте подписаться на наш канал.

Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Недавно Правительство РФ фактически признало, что страховая пенсионная система в стране функционирует с большими проблемами. Эта система в определенной степени будет изменена. Однако остается практически прежней та ее часть, которая устанавливает особенности для работников, трудящихся в опасных и вредных условиях Работодатели должны избавляться от источников вредных и опасных факторов, тогда не будет оснований для соответствующих пенсионных льгот и самим работодателям не придется уплачивать повышенные страховые взносы. В связи с этим отдельного рассмотрения заслуживает тема занятости на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда работников, оформленных по совместительству.

Трудовое законодательство о совместителях и вредных (опасных) условиях труда

Согласно ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Совместительство – выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).

Обратите внимание: не допускается работа по совместительству во вредных и (или) опасных условиях труда, если основная работа связана с такими же условиями. В связи с этим при приеме совместителя на работу с вредными и (или) опасными условиями работодатель на втором месте работы вправе (по нашему мнению, обязан) потребовать от него справку о характере и условиях труда по основному месту работы (ст. 283 ТК РФ).

В соответствии со ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четыре часа в день. Она может быть и меньше (как далее укажем – это важно). Но в дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы за другой учетный период), установленной для данной категории работников.

Согласно ст. 286 ТК РФ лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Это касается и дополнительного отпуска, на основании ст. 117 ТК РФ предоставляемого работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным. Для совместителей в этой части ТК РФ ограничений не предусматривает.

К сведению: вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасным – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (ст. 209 ТК РФ).

При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, занятых в названных условиях труда, составляет семь календарных дней. Но, очевидно, этот минимум предполагает полностью отработанное время за расчетный период. То есть для совместителей он пересчитывается пропорционально фактически отработанному ими рабочему времени.

В то же время продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

К сведению: на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника (в том числе совместителя), которое оформляется путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающая минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые определены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Страховые взносы и пенсия, оказывается, не всегда взаимосвязаны

Налогообложение оплаты труда работников, которые в качестве совместителей трудятся во вредных или опасных условиях, ничем не отличается от налогообложения заработка работников, занятых в таких условиях постоянно. Но в отношении начисления страховых взносов особенности есть – применяются дополнительные тарифы. Они играют двойную роль. С одной стороны, стимулируют работодателя улучшать условия труда и тем самым устранять основания для начисления взносов по дополнительным тарифам. С другой стороны, связаны с предоставлением работникам льгот по пенсионному обеспечению. Задумано, что эти тарифы должны компенсировать государству расходы на предоставление пенсионных льгот за работу во вредных или опасных условиях труда.

Правда, для совместителей вторая сторона таких начислений не так очевидна.

В пункте 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечислены лица, которые имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, когда она обычно назначается, на пять или десять лет.

Ясно, что причина преференции для этих лиц – их занятость на работах с вредными и опасными условиями труда. Конкретные списки таких работ утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

В пунктах 1 и 2 ст. 428 НК РФ установлено, что если плательщик страховых взносов производит выплаты и иные вознаграждения лицам, занятым на соответствующих работах, то он должен использовать дополнительный тариф взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) на эти выплаты и вознаграждения. Размер этого тарифа относительно большинства работ, перечисленных в ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (п. 2 – 18), составляет 6%. И только при уплате выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, дополнительный тариф равен 9%.

Но такие тарифы плательщики применяют, только если они не провели СОУТ на рабочих местах.

К сведению: согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить СОУТ.

Предельный срок для проведения СОУТ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного закона, – до 31.12.2018. Указанные в названной норме рабочие места тоже не освобождены от проведения СОУТ, но в отношении них не проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Это рабочие места:

работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

в связи с занятостью на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Если СОУТ проведена, значит, для каждого рабочего места установлен класс условий труда. И в зависимости от этого класса для них устанавливаются другие дополнительные тарифы взамен указанных в п. 1 и 2 ст. 428 НК РФ. Они приведены в таблице:

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

В Письме Минфина России от 25.09.2018 № 03-15-07/68350 подчеркнуто, что взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, как и взносы по основным тарифам, начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии со ст. 420 НК РФ, за исключением сумм, поименованных в ст. 422 НК РФ.

Но далее там сказано, что в случае частичной занятости работника, оформленной надлежащим образом, в течение месяца как на работах, поименованных в пп. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах, взносы на ОПС по дополнительным тарифам плательщик рассчитывает со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Очевидно, что к названной категории работников относятся внутренние совместители. Ведь они могут получить совмещение на работах с вредными или опасными условиями труда, только если на основном рабочем месте условия нормальные.

Учет рабочего времени такого работника ведется отдельно по основному месту и там, где он совмещает. Поэтому, по нашему мнению, необходимо сложить рабочее время по обоим рабочим местам и определить долю, которую составляет рабочее время, проведенное в качестве совместителя. А с учетом этой доли – и долю выплат и вознаграждений, на которые будут начислены взносы по дополнительным тарифам.

Однако сложно сказать, согласятся ли с такой методикой налоговики.

А вот если совместитель внешний, то работодателю по второму месту работы никаких пропорциональных пересчетов делать не придется. Нужно просто взять все выплаты и вознаграждения, начисленные им этому работнику, и на них начислить страховые взносы по дополнительному тарифу.

В Письме Минфина России № 03-15-07/68350 также отмечается, что поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами, такие выплаты тоже облагаются взносами на ОПС по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке, если произведены в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Но надо ли вообще начислять дополнительные взносы на выплаты совместителю?

Как видно, Минфин считает, что на выплаты совместителю, который трудится во вредных или опасных условиях, в любом случае надо начислять дополнительные страховые взносы. Правда, практики на этот счет нет.

Однако можно обратиться к практике, которая сложилась в отношении применения Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Положения ст. 58.3 данного закона полностью соответствуют действующей сейчас ст. 428 НК РФ.

Но Минтруд, регулировавший порядок исчисления страховых взносов до 01.01.2017, не раз указывал, что, по его мнению, условием уплаты взносов по дополнительным тарифам является начисление выплат в пользу лиц, занятых (числящихся) на видах работ, поименованных в п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и формирование базы для начисления данных взносов не связано с включением периодов занятости на указанных работах в стаж для досрочного назначения пенсии (см., например, Письмо от 17.06.2016 № 17-3/В-256).

Но это принципиально важно для совместителей. Ведь согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона № 400-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516), в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных льготными списками, не менее 80% рабочего времени (п. 5 Постановления Минтруда России от 22.05.1996 № 29).

При указанном подходе Минтруда получалось, что на выплаты и иные вознаграждения совместителям, работающим во вредных или опасных условиях, дополнительные страховые взносы начислять необходимо, а вот в льготный пенсионный стаж период работы такого совместителя входить не будет.

Но с этим подходом не соглашаются арбитражные суды. Например, в Постановлении АС ЦО от 14.03.2018 № Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 было указано на то, что если у работника отсутствует право на досрочную пенсию (что подкреплено результатами СОУТ или аттестации рабочих мест), а именно такова ситуация при занятости на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда менее 80% рабочего времени, то дополнительные страховые взносы начислять не нужно. Следовательно, у организации не было обязанности по применению дополнительного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов (см. также постановления арбитров этого же округа от 11.10.2017 № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016, от 15.08.2016 № Ф10-2569/2016 по делу № А64-4872/2015).

А в Постановлении АС ЗСО от 21.11.2016 № Ф04-5137/2016 по делу № А67-887/2016 отмечено, что при отсутствии права на досрочное назначение пенсии уплата страховых взносов по дополнительному тарифу в зависимости от выплаченного работнику вознаграждения теряет свою основную цель – обеспечение пенсионных прав конкретного работника.

Поскольку увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсию, невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на такое досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя по уплате за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу (см. также Постановление АС УО от 17.01.2018 № Ф09-8480/17 по делу № А60-24933/2017).

Таким образом, у плательщиков есть все основания не начислять страховые взносы на выплаты и вознаграждения совместителям, работающим во вредных или опасных условиях (конечно, сотрудник должен быть предупрежден, что эта его работа не будет включена в льготный страховой стаж), – при условии, что такой плательщик готов судиться с чиновниками, которые, по всей вероятности, потребуют внесения дополнительных страховых взносов с этих выплат.

Но, как видно, в судах сформировалась четкая позиция, согласно которой в подобной ситуации дополнительные взносы уплачивать не надо. Причем каждый раз чиновники пытались дойти до ВС РФ и каждый раз тот поддерживал нижестоящие суды, что делает данную арбитражную практику абсолютно однозначной.

Для граждан России, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, на подземных работах или в горячих цехах (так называемые список № 1, список № 2 и «малые списки» вредных профессий РФ) законодательством предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию при наличии установленного количества специального стажа. Пенсионный возраст для этих категорий работников устанавливается по специальной сетке в зависимости от вида осуществляемой трудовой деятельности, а также от количества лет наработанного «вредного» стажа.

Выход на пенсию по вредности по новому закону

В связи с проведением пенсионной реформы в России никаких изменений в условия оформления досрочной пенсии по вредности не вносили. По новому закону все требования к специальному стажу, общему страховому стажу, а также нормативы возраста выхода на пенсию по предусмотренным льготным спискам остались прежними.

Таким образом, чтобы оформить досрочную пенсию по старости по новому закону в 2020 году в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (так называемую льготную пенсию по вредности), необходимо выполнение нескольких условий:

  1. Достичь пенсионного возраста, установленного для конкретной категории профессий.
  2. Отработать необходимое количество лет на вредном производстве — т.е. иметь необходимое количество:
    • специального стажа работы во вредных (тяжелых) условиях труда;
    • общего страхового стажа.
  3. Иметь необходимое количество сформированных пенсионных коэффициентов (ИПК).


Сколько лет нужно отработать на вредном производстве?

Для россиян, работающих в горячих цехах, в вредных, тяжелых условиях труда, на подземных работах, в том числе для граждан определенных профессий (так называемых «малых списков») пенсия по старости назначается досрочно — т.е. раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Такая возможность предусмотрена частью 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако чтобы стать пенсионером досрочно, необходимо иметь предусмотренную законом продолжительность вредного стажа — времени работы по спискам вредных профессий, установленным Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г.

Пенсионный возраст для работников вредных производств по Списку 1 и 2, а также необходимое для них количество лет специального стажа по профессии и общего страхового стажа для оформления досрочной пенсии представлено в таблице ниже:

Условия выхода на льготную пенсию По списку № 1 По списку № 2
Женщины Мужчины Женщины Мужчины
Пенсионный возраст (лет) 45 50 50 55
Необходимый специальный стаж (лет) 7,5 10 10 12,5
Необходимый общий страховой стаж (лет) 15 20 20 25

Если указанный в таблице вредный стаж был выработан не в полном объеме, то можно будет рассчитывать на снижение общеустановленного пенсионного возраста пропорционально наработанному специальному стажу.

Также необходимо отметить, что с 1 января 2013 года период работы на вредном (тяжелом) производстве включается в специальный стаж только при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в ПФР по специальному тарифу. Его величина определяется в зависимости от результатов спецоценки условий труда, которую обязан проводить работодатель.

Пенсия по списку 1, 2 с неполным стажем по вредности

Если гражданин не смог наработать предусмотренное количество стажа на вредном или тяжелом производстве, то согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ он имеет право на уменьшение общего пенсионного возраста — т.е. снижение относительно 55 и 60 лет для женщин и мужчин (несмотря на общее повышение пенсионного возраста с 2019 года, это условие для работников вредных производств изменяться не будет).

Снижение пенсионного возраста при неполном вредном стаже возможно только при выполнении двух условий:

  • наличии не менее половины установленного специального стажа (см. таблицу выше);
  • наличии в полном объеме необходимого количества общего страхового стажа и ИПК.

Уменьшение возраста выхода на пенсию в этом случае осуществляется пропорционально по следующему правилу: норматив снижается на 1 год:

  • при работе по Списку 1 — за каждый 1 полный год трудовой деятельности для женщин и мужчин;
  • при работе по Списку 2 вредных профессий — за каждые:
    • 2,5 года вредной работы для мужчин;
    • 2 года специального стажа — для женщин.

С учетом этого, возраст выхода на пенсию с неполным стажем работы на вредном или тяжелом производстве можно представить в виде таблицы:

По Списку № 1 По Списку № 2
Женщины Мужчины Женщины Мужчины
СЛС ПВ СЛС ПВ СЛС ПВ СЛС ПВ
3,75 52 5 55 5 53 6,25 58
4 51 6 54 6 52 7,5 57
5 50 7 53
6 49 8 52 8 51 10 56
7 48 9 51
7,5 45 10 50 10 50 12,5 55

Примечание: СЛС — специальный льготный стаж в годах; ПВ — пенсионный возраст в годах.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Начиная с 1 января 2013 года время работы на вредном, опасном или тяжелом производстве засчитывается в специальный стаж, позволяющий оформить пенсию досрочно, только в случае начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Тариф этих дополнительных взносов устанавливается ст. 428 Налогового кодекса РФ в зависимости от класса условий труда, которые определяются в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах.

В зависимости от условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки устанавливаются следующие тарифы доп. взносов в ПФР:

Класс условий труда Подкласс Доп. тариф
Опасный 4 8%
Вредный 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%
Допустимый 2
Оптимальный 1

Если спец. оценка условий труда не проводилась, то уплата страховых взносов происходит по следующим дополнительным тарифам:

  • 9% — для профессий Списка 1 (ч. 1 ст. 428 НК РФ);
  • 6% — для профессий Списка 2 и «малых списков» (ч. 2 ст. 428 НК РФ).

Список 1 льготных профессий для досрочной пенсии

К Списку 1 профессий, дающих право на досрочное оформление пенсии, относятся должности, связанные с подземными работами, горячими цехами, с вредными условиями труда. Для определения права на льготное оформление пенсии применяется перечень работ, должностей, утвержденный законодательными актами:

  • для периодов работ до 01.01.1992 г. применяется список, утвержденный Постановлением Совмина СССР № 1173 от 22.08.1956 г.;
  • для работ после 01.01.1992 г. используется список, предусмотренный Постановлением № 10 от 26.01.1991 г.

В Список № 1 для периодов трудовой деятельности с 1 января 1992 г. включены 24 вида производств, в каждом из которых выделены профессии, работа по которым позволяет выйти на пенсию досрочно. Приведем в качестве примера некоторые из них в таблице ниже:

Стаж на таких видах работы после 01.01.2013 г. засчитывается в льготный (специальный), если работодатель производит отчисление дополнительных страховых взносов в ПФР в соответствии с результатами спецоценки условий труда (согласно ч. 6 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

Список 2 вредных профессий для досрочной пенсии

В Список 2 профессий, позволяющих оформить пенсию досрочно, входят работы с вредными и тяжелыми условиями труда. Перечень входящих в этот список профессий устанавливается теми же нормативными актами, что и для Списка № 1: для периодов работ до 01.01.1992 г. действует Постановление № 1173 от 22.08.1956 г., с 01.01.1992 г. — Постановление № 10 от 26.01.1991 г.

В Список 2 входят 34 вида производств, в каждом из которых выделяются профессии, работа на которых позволяет выйти на пенсию досрочно. Приведем некоторые примеры в таблице ниже:

Период работы по Списку № 2 после 01.01.2013 г. засчитывается в специальный льготный стаж, если работодатель осуществляет уплату дополнительных страховых взносов в ПФР по тарифам, установленным в результате специальной оценки условий труда (ч. 6 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

Малые списки льготных профессий

В пенсионном законодательстве предусмотрены условия по досрочному выходу на пенсию и для работников других профессий, которые не были закреплены в Списках 1 и 2, но тоже связаны с тяжелыми и вредными условиями труда. Перечень таких профессий называют «малыми списками», а перечислены они в пунктах 3-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ.

Для каждого вида работ предусмотрены свои условия выхода на пенсию — определенные требования к возрасту, общему и специальному стажу. В представленной ниже таблице приводятся некоторые льготные профессии, работа на которых позволяет выйти на пенсию досрочно, с учетом условий по стажу и возрасту:

Вид работ Пол Нормативы (лет)
ПВ ОСС СЛС
Трактористы-машинисты в сельском хозяйстве, машинисты строительной, дорожной техники, погрузочно-разгрузочных машин Ж 50 20 15
Водители трамваев, троллейбусов, автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах М 55 25 20
Ж 50 20 15
Водители груз. автомобилей на шахтах, карьерах, рудниках на вывозе угля, руды, сланца и т.д. М 55 25 12,5
Ж 50 20 10
Служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, работающие с осужденными М 55 25 15
Ж 50 20 10
В текстильной промышленности, работающие с повышенными тяжестью и интенсивностью Ж 50 20
Рабочие локомотивных бригад; работники, осуществляющие организацию перевозок и безопасность на ж.д. транспорте, метрополитене М 55 25 12,5
Ж 50 20 10
Работа, связанная с управлением полетами воздушных судов гражданской авиации М 55 25 12,5
Ж 50 20 10

Примечание: ПВ — пенсионный возраст; ОСС — общий страховой стаж; СЛС — специальный льготный стаж; Ж и М — женщины и мужчины соответственно.

Читайте также: