Льготная пенсия справка в беларуси

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.




Кто имеет право досрочно уйти на льготную пенсию, рассказывает заместитель начальника управления по труду и социальной защите Слонимского райисполкома Вера Антоник.

— Правом на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон), могут воспользоваться:

1) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет: мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах; женщины — при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет. Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

2) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

4) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

5) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

6) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания;

7) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

Приравнивание отдельных пригородных маршрутов по условиям труда к городским перевозкам производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

8) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

При этом период работы непосредственно в полевых условиях в течение полугода или более полугода засчитывается за год работы, менее полугода — по фактической продолжительности, а на сезонных работах — в соответствии со статьей 53 настоящего Закона.

При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 года учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.


Право на досрочную пенсию на льготных основаниях в соответствии со статьями 17-22 Закона имеют:

1) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет; женщины — при стаже работы не менее 20 лет;

2) матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

3) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет;

4) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста;

5) матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

6) отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью;

7) лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет: мужчины — при стаже работы не менее 20 лет; женщины — при стаже работы не менее 15 лет;

8) инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет; женщины — при стаже работы не менее 20 лет.


Иллюстрационное фото tut.by

В соответствии со статьями 47-492 Закона пенсии за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию. Данным правом могут воспользоваться:

1) работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет в этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин. Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни), при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени. Последующая работа в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункты «б» и «в» настоящей статьи), засчитывается в календарном порядке для назначения полной пенсии за выслугу лет. Перечень должностей работников летного состава, порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения им пенсий, а также порядок назначения и выплаты пенсий работникам летно-испытательного состава утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

2) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;

3) инженерно-технический состав — по перечню должностей и работ, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях;

4) бортпроводники: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет бортпроводником; женщины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет бортпроводницей;

5) медицинские и педагогические работники со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при наличии специального стажа работы не менее 30 лет; женщины — при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

6) отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов — по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

7) спортсмены со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет профессиональной спортивной деятельности; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет профессиональной спортивной деятельности.

8) отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате сборных команд Республики Беларусь и (или) национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Перечень данных категорий спортсменов утверждается Советом Министров Республики Беларусь.


Иллюстрационное фото pronalogi.by

В соответствии со статьей 32 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее — Закон) пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — участники ликвидации) назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста:

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году — на 10 лет;

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) — на 5 лет.

— Сколько в органах социальной защиты Слонима на 1 января 2020 года состоит на учете получателей пенсий?

— На учете в управлении по труду, занятости и социальной защите Слонимского райисполкома на 01.01.2020 состоит 17911 получателей пенсий, из них 1733 — на льготных основаниях.

— Сколько пенсионеров продолжает работать, их возраст?

— Работающих получателей пенсий — 4056 человек, из них 882 человека (21,7%) — трудоспособного возраста.



Виталий Матвиенко, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Пружанского райисполкома:

─ В соответствии с пунктом «б» статьи 12 Закона «О пенсионном обеспечении» право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах.

Женщинам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 20 лет пенсии назначаются с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года такой работы.

В специальный стаж работы в соответствии со статьей 53 Закона засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником сохранялась средняя заработная плата.

Исчисление специального стажа за периоды работы, протекавшей после 1 января 1993 года, производится с учетом Списков № 1 и № 2, утвержденных постановлением Совета Министров от 25 мая 2005 года № 536, с учетом результатов аттестации рабочих мест.

Списка № 2 предусмотрено пенсию за работу с особыми условиями труда среднего медицинского персонала, непосредственно занятого обслуживанием больных в домах-интернатах для психических больных, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей системы социальной защиты.

Согласно приказу Министерства здравоохранения от 1 июля 2002 года № 104 «Об утверждении номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей, номенклатуры должностей и перечня соответствия медицинских и фармацевтических специальностей должностям в организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь» к категории среднего медицинского персонала относятся медицинские сестры.

В соответствии с пунктом 24 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров от 24 декабря 1992 года №777, в случаях, когда в трудовой книжке нет полных сведений, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, в подтверждение стажа работы принимаются справки работодателей по утверждаемым Министерством труда и соцзащиты формам. Справки работодателей выдаются на основании имеющихся у них первичных документов.

Профессиональный стаж после 1 января 2009 года подтверждается справкой Фонда социальной защиты населения о продолжительности периода (периодов) уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование по каждому основанию, дающему право на досрочную профессиональную пенсию в соответствии с законодательством о профессиональном пенсионном страховании.

Государственным учреждением «Шерешевский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов» предоставлена в управление ваша справка о работе, дающая право на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 12 Закона. Ваш специальный стаж в период до 1 января 2009 года - 6 лет 2 месяца 6 дней.

Справкой Пружанского районного отдела Фонда подтверждена продолжительность уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование согласно пункту 1 статьи 11 Закона от 5 января 2008 года № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» в течение 6 лет 4 месяцев 25 дней.

Суммарная продолжительность специального стажа (6 лет 2 месяца 6 дней) и периода уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование (6 лет 4 месяца 25 дней) за время вашей работы в доме-интернате превышает требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях.

В соответствии со статьей 11 Закона право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста в 2022 году и в последующие годы соответственно 63 года и 58 лет.

В государственное учреждение «Шерешевский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов» Вы были приняты на работу 01 мая 2002 года медицинской сестрой. Уволены 11 сентября 2015 года по соглашению сторон (пункт 1 статьи 35 Трудового кодекса).

При сличении документов по начислению заработной платы и перечислению средств на ее выплату в банк, нарушений не установлено.

Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.













УТВЕРЖДЕНO
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
01.12.1992 N 724

ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ
ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ
МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


Приложение 16
к постановлению
Министерства труда
и социальной защиты
Республики Беларусь
30.10.2006 N 134

- Бать, скажи как прожить, чтоб не притомиться?
- Живи как человек, набело

Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами. (с)

Я не боюсь выделяться из толпы, я боюсь ею быть.











ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАЖА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ДОСРОЧНУЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕНСИЮ
Глава 3
ИСЧИСЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАЖА С РАЗЛИЧНЫМИ ОСОБЫМИ
УСЛОВИЯМИ ТРУДА

- Бать, скажи как прожить, чтоб не притомиться?
- Живи как человек, набело

Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами. (с)

Я не боюсь выделяться из толпы, я боюсь ею быть.











Здравствуйте. Подскажите, кто должен делать справку о работе, дающей право на пенсию по возрасту в соответствии со статьёй 48 закона республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" бухгалтер или кадровик( или вместе)?





Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Такая процедура, как выход на пенсию, вызывает множество вопросов у работника. Чтобы специалист по кадрам смог оказать содействие в сборе документов, необходимых для оформления пенсии, особенно если предполагается оформление льготной или досрочной пенсии, ему необходимо иметь определенные знания законодательства о разновидностях пенсий, требованиях к их назначению и оформлению. В данном материале подробно изложены главные аспекты оформления досрочной пенсии.

Обязанность по своевременному оформлению пенсии работающему сотруднику лежит на кадровой службе организации. Перед специалистом по кадрам по месту работы будущего пенсионера стоит задача – установить время возникновения у него права на трудовую пенсию, в т.ч. и на пенсию на льготных основаниях, оформить и вовремя представить необходимые документы в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства работника.

И хотя специалист по кадрам не занимается назначением пенсий, он должен быть в курсе изменений норм пенсионного законодательства.

Трудовой стаж

С 1 января 2015 г. право на трудовую пенсию по возрасту, пенсию за выслугу лет предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – ФСЗН) в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании не менее 15 лет (Указ № 389).

Прежние условия о 10-летнем страховом стаже сохранились в отношении трудовых пенсий по возрасту для отдельных социально не защищенных категорий населения: инвалидов войны, матерей военнослужащих, многодетных матерей, родителей детей-инвалидов, лилипутов и карликов, инвалидов с детства.

Не изменились также требования в отношении трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Для получения трудовой пенсии в полном объеме общий трудовой стаж должен составлять для мужчин 25 лет, а для женщин – 20 лет.

К периодам «иной общественно-полезной деятельности» относится время прохождения военной службы, время получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, время получения пособия по безработице. В общий трудовой стаж также входит время учебы на дневном отделении учреждения образования и время отпуска по уходу за ребенком до 3 лет.

При подсчете стажа данные о таких периодах подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке нанимателями или соответствующими государственными органами. Так, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы подтверждается военным билетом, справкой военного комиссариата, воинского подразделения, архивного учреждения, записью в трудовой книжке, внесенной на основании документов, и т.д.

Периоды, связанные с безработицей (период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства), подтверждаются справкой органа государственной службы занятости.

Пенсии досрочные по возрасту

Досрочная пенсия – это назначение пенсии раньше установленного в нашей стране пенсионного возраста, т.е. до исполнения 60 лет мужчине и 55 лет женщине.

В соответствии с Законом о профстраховании с 1 января 2009 г. застрахованные лица формируют свои права на профессиональные пенсии – приобретают профессиональный страховой стаж. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляет ФСЗН.

Профессиональный стаж учитывается при назначении досрочных трудовых пенсий: пенсии по возрасту за работу в особых условиях труда и пенсии за выслугу лет. Лицам, работавшим в особых условиях труда до 1 января 2009 г., но не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию из-за недостачи особого стажа, в качестве недостающего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии учитывается профессиональный стаж, сформированный после 1 января 2009 г. (ст. 21 Закона о пенсии).

Законодательство – ст. 12, 13 Закона о пенсии; ст. 11 Закона о профстраховании – дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, кому положена досрочная пенсия. В данных законодательных актах представлен полный перечень видов работ, которые при оформлении досрочной пенсии необходимо будет подтвердить документально. В частности, это подземные работы, работы во вредных условиях и горячих цехах, с тяжелыми условиями труда, работа женщин трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях; некоторые виды работ на автомобильном, железнодорожном транспорте и метрополитене.

ЭТО ВАЖНО! Подтверждать льготный стаж обязан либо наниматель (предприятие, где человек трудился в условиях, дающих право на льготы), либо необходимые документы оформляются соответствующими государственными органами.

Не забываем, что речь идет о периодах работы до момента регистрации гражданина в системе персонифицированного учета в ФСЗН. С 2003 г. данные обо всех перемещениях работников наниматели передают в ФСЗН. То есть необходимые сведения о «льготных» периодах работы с 2003 г. стали накапливаться и при необходимости представляются ФСЗН органам по труду, занятости и социальной защите населения.

В случае невозможности представить некоторые справки или сведения от нанимателя законодательство предусматривает возможность для работников подтвердить свой льготный стаж до момента введения персонифицированного учета с помощью свидетельских показаний.

Досрочные профессиональные пенсии

С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь произошли изменения в системе назначения и выплаты пенсий за работу с особыми условиями труда. Наряду с трудовыми пенсиями по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет появился такой вид пенсий, как профессиональные пенсии.

Профессиональные пенсии выплачиваются за счет уплаченных страхователем взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН.

Существуют 2 вида профессиональных пенсий: досрочные и дополнительные.

Досрочная профессиональная пенсия назначается и выплачивается застрахованному лицу при наличии 2 условий:

1) достижение возраста, установленного ст. 11 Закона о пенсии;

2) наличие профессионального и (при необходимости) общего трудового стажа, установленного ст. 11 Закона о пенсии.

Профессиональный стаж с 1 января 2009 г. формируется на основании представленных страхователем форм ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».

При расчете профессионального стажа застрахованного лица учитываются периоды работы с особыми условиями труда, для которой предусмотрены аналогичные или более льготные условия по продолжительности профессионального стажа и возраста выхода на пенсию.

При обращении граждан после 30 сентября 2012 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за назначением досрочной пенсии указанные органы проверяют право на досрочную пенсию на основании представленных документов и справки ФСЗН о продолжительности периодов уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Обратиться за назначением досрочной профессиональной пенсии гражданин может в любое время после возникновения права на такую пенсию.

Для приобретения права на досрочную профессиональную пенсию застрахованное лицо должно иметь не менее половины требуемого профессионального стажа (ст. 11 Закона о профстраховании). Если стажа недостаточно, к профессиональному стажу, который формируется с 1 января 2009 г., добавляется специальный стаж, отработанный до 1 января 2009 г.

Например, для женщин, занятых на работах по Списку № 1, необходимо иметь 3 года 9 месяцев такого стажа до 1 января 2009 г.

Пример

Работница в возрасте 49 лет оформляет досрочную пенсию: после 1 января 2009 г. она отработала 3 года 10 месяцев в особых условиях труда по Списку № 1. При этом ее специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет 4 года и 6 месяцев, а общий трудовой стаж – 20 лет.

В данном случае женщина имеет право на досрочную профессиональную пенсию, так как выполнены условия о профессиональном стаже в особых условиях труда. Право на досрочную профессиональную пенсию работницы из Списка № 1 имеют по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 г.) на указанных работах.

Досрочная профессиональная пенсия выплачивается застрахованному лицу до достижения им общеустановленного пенсионного возраста, затем можно оформлять полную трудовую пенсию.

Пенсия за работу с особыми условиями труда

Пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы устанавливают особым категориям граждан в соответствии со ст. 12 Закона о пенсии.

Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (пп. «в»–«з»части первой ст. 12 и ст. 13 Закона о пенсии) назначают лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию.

При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 г. учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Профессиональное пенсионное страхование заключается:

– в уплате нанимателем взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности;

– формировании денежных средств за счет уплаченных взносов;

– использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.

С 1 октября 2013 г. Указом № 441 внесены некоторые изменения в систему профессионального пенсионного страхования и предоставлены дополнительные пенсионные гарантии работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, в частности:

– предоставлении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда работникам, занятым в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2, которые до введения профессионального пенсионного страхования (до 1 января 2009 г.) выработали не менее половины специального стажа, необходимого для назначения пенсии по указанным нормам (подп. 1.1 п. 1; пп. «а» и «б» части первой ст. 12 или ст. 15 Закона о пенсии).

ЭТО ВАЖНО! Наличие у таких работников права на профессиональные пенсии по Закону о профстраховании и продолжительность их профессионального стажа значения не имеют;

– предоставлении права выбора способа компенсации за работу с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности работникам, которые к 1 января 2009 г. выработали менее половины специального стажа либо не имеют такового стажа до указанной даты.

При оформлении пенсии за работу с особыми условиями труда работник может выбрать:

– или профессиональное пенсионное страхование, т.е. продолжать формировать право на досрочную (дополнительную) профессиональную пенсию. В таком случае наниматель выплачивает за него взносы на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН до достижения им общеустановленного пенсионного возраста;

– или ежемесячную доплату к заработной плате. При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Выплата доплаты, как и уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование, производится только до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Выбор работником доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работником в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периодах имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 г.

Решение о праве конкретного работника на доплату наниматель принимает по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж работы с особыми условиями труда.

Досрочная пенсия в связи с ликвидацией организации

За 2 года до наступления пенсионного возраста правом досрочного выхода на пенсию по возрасту (в т.ч. на льготных условиях) пользуются лица, уволенные при ликвидации организации (ст. 22 Закона о занятости).

Для этого необходимо наличие следующих условий:

– увольнение работника в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации). При этом в трудовой книжке должна быть указана причина увольнения: «в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации)»;

достижение предпенсионного возраста: для женщин – 53 года (по Списку № 1 – 43 года, по Списку № 2 – 48 лет), для мужчин – 58 лет (по Списку № 1 – 48 лет, по Списку № 2 – 53 года);

– регистрация гражданина безработным.

ЭТО ВАЖНО! Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за 1 год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости (часть восьмая ст. 24 Закона о занятости). Для этого необходимо наличие следующих условий:

– гражданин зарегистрирован как безработный;

– наличие права на получение пособия по безработице в течение не менее 52 календарных недель;

– гражданину осталось год и менее до пенсионного возраста.

Пенсии за выслугу лет

Такой вид пенсий, как пенсия за выслугу лет, назначается отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию (ст. 46 Закона о пенсии). В такие категории выделены медицинские, педагогические и театральные работники, а также спортсмены.

Периоды занятости отдельными видами профессиональной деятельности после 1 января 2009 года учитываются при определении права на пенсию за выслугу лет при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Право на пенсию за выслугу лет имеют отдельные категории медицинских и педагогических работников:

– мужчины – по достижении 55 лет и при наличии специального стажа работы не менее 30 лет;

– женщины – по достижении 50 лет и при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (ст. 48 Закона о пенсии).

Отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой деятельности от 20 до 30 лет – по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь (ст. 49. Закона о пенсии).

На пенсию за выслугу лет имеют право спортсмены:

– мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет профессиональной спортивной деятельности;

– женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет профессиональной спортивной деятельности.

Отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате национальных сборных команд Республики Беларусь не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин (ст. 49-2 Закона о пенсии).

Документы:

Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (Закон о пенсии).

Указ Президента Республики Беларусь от 03.09.2013 № 389 (Указ № 389).

Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (Закон о профстраховании).

Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (Правила № 837).

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда»:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1);
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2).

Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального страхования и пенсионного обеспечения» (Указ № 441).

Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (Закон о занятости).

Справочно:

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсии по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, как и перечень категорий спортсменов утверждает Совет Министров Республики Беларусь.

Читайте также: