Льготная пенсия тракториста в сельском хозяйстве в беларуси




Кто имеет право досрочно уйти на льготную пенсию, рассказывает заместитель начальника управления по труду и социальной защите Слонимского райисполкома Вера Антоник.

— Правом на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон), могут воспользоваться:

1) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет: мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах; женщины — при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет. Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

2) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

4) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

5) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

6) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания;

7) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

Приравнивание отдельных пригородных маршрутов по условиям труда к городским перевозкам производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

8) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

При этом период работы непосредственно в полевых условиях в течение полугода или более полугода засчитывается за год работы, менее полугода — по фактической продолжительности, а на сезонных работах — в соответствии со статьей 53 настоящего Закона.

При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 года учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.


Право на досрочную пенсию на льготных основаниях в соответствии со статьями 17-22 Закона имеют:

1) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет; женщины — при стаже работы не менее 20 лет;

2) матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

3) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет;

4) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста;

5) матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

6) отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью;

7) лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет: мужчины — при стаже работы не менее 20 лет; женщины — при стаже работы не менее 15 лет;

8) инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет; женщины — при стаже работы не менее 20 лет.


Иллюстрационное фото tut.by

В соответствии со статьями 47-492 Закона пенсии за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию. Данным правом могут воспользоваться:

1) работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет в этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин. Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни), при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени. Последующая работа в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункты «б» и «в» настоящей статьи), засчитывается в календарном порядке для назначения полной пенсии за выслугу лет. Перечень должностей работников летного состава, порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения им пенсий, а также порядок назначения и выплаты пенсий работникам летно-испытательного состава утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

2) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;

3) инженерно-технический состав — по перечню должностей и работ, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях;

4) бортпроводники: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет бортпроводником; женщины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет бортпроводницей;

5) медицинские и педагогические работники со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при наличии специального стажа работы не менее 30 лет; женщины — при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

6) отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов — по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

7) спортсмены со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет профессиональной спортивной деятельности; женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет профессиональной спортивной деятельности.

8) отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате сборных команд Республики Беларусь и (или) национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Перечень данных категорий спортсменов утверждается Советом Министров Республики Беларусь.


Иллюстрационное фото pronalogi.by

В соответствии со статьей 32 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее — Закон) пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — участники ликвидации) назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста:

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году — на 10 лет;

принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) — на 5 лет.

— Сколько в органах социальной защиты Слонима на 1 января 2020 года состоит на учете получателей пенсий?

— На учете в управлении по труду, занятости и социальной защите Слонимского райисполкома на 01.01.2020 состоит 17911 получателей пенсий, из них 1733 — на льготных основаниях.

— Сколько пенсионеров продолжает работать, их возраст?

— Работающих получателей пенсий — 4056 человек, из них 882 человека (21,7%) — трудоспособного возраста.

17 января Глава государства подписал Указ № 15. Труженики, в том числе большая группа аграриев, занятых долгие годы на работах с особыми условиями, получили право пенсионироваться по старым правилам. Более молодые – право выбирать, как и когда распорядиться профессиональными сбережениями. Подробности – в нашем разговоре.


На вопросы «СГ» отвечает Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич

– Ирина Анатольевна, давайте уточним, кто имеет право досрочно уйти на заслуженный отдых?

– Ранние пенсии назначаются за работу во вредных условиях труда (это списки № 1 и 2), а также в отдельных профессиях, например педагогам и медикам, водителям городского пассажирского транспорта, жен­щинам-ткачам, летчикам, артистам.

В сельском хозяйстве такие выплаты назначаются трактористам-машинистам, непосредственно занятым в производстве сельхозпродукции, а также женщинам – операторам машинного доения, телятницам, свинарям-операторам.

– Какие условия необходимо соблюсти, чтобы назначили льготную пенсию?

– Прежде всего нужно иметь стаж по профессии с особыми условиями труда не менее 20 лет. Выйти на пенсию можно за 5 лет до общего пенсионного возраста. Так, в 2020 году для мужчин-трактористов – 57 лет, для женщин-доярок, телятниц, свинарей-операторов – 52 года.

Раньше пенсии за работу в особых условиях назначались в общем порядке и исчислялись из общей пенсионной системы. Но с 1 января 2009 года специально для льготных пенсий создана новая система профессионального пенсионного страхования (ППС). Начиная с этого периода работодатели уплачивают за каждого работника особой профессии целевые взносы в Фонд социальной защиты населения. Их размеры разные — от 1,5 до 9 процентов, в зависимости от категории работников. Уплачиваются они в дополнение к 28 процентам, в сельском хозяйстве — к 24 страховых взносов на пенсии. Для тех, кто работает в неблагоприятных условиях, это дополнительная социальная гарантия.

Учет взносов в системе ППС ведется отдельно по каждому человеку в Фонде соцзащиты. В 2019 году взносы поступали примерно за 350 тысяч человек. Около 64 тысяч из них — работники сельского хозяйства. Суммы, перечисляемые нанимателями, накапливаются и приумножаются. А когда работник достигает пониженного пенсионного возраста, ему в течение пяти лет (до назначения общей пенсии) выплачивается досрочная профессиональная пенсия из накопившихся на счету средств. Ее размер напрямую зависит от величины таких сбережений: сколько накопил, столько получил.

– Ирина Анатольевна, почему тогда появилась необходимость изменений?

– Хочу сказать, что при введении профессионального пенсионного страхования оговаривалось, что новые пенсии будут назначаться не сразу, а только когда работник после 1 января 2009 года накопит более половины требуемого льготного стажа. Для аграриев это более 10 лет. Сейчас мы подошли к моменту, когда работники сельского хозяйства вырабатывают эту половину, однако весомые сбережения не успели сформироваться. В результате профессиональные выплаты пока ниже, чем пенсии по старым нормам. Отсюда и решение – изменить порядок перехода от пенсий по старым правилам к новым, профессиональным.

– Что меняет Указ № 15?

– С принятием указа учитывается, какой стаж выработан до 1 января 2009 года. Если есть 10 лет и более, тогда для аграриев пенсия с особыми условиями труда назначается по старым правилам. При этом не важно, сколько отработано после 2009 года. Главное, чтобы в сумме было не менее 20 лет. Отмечу, что у каждой профессии свой требуемый льготный стаж. Так, у педагогов и медиков он 25 лет для женщин и 30 – для мужчин. Соответственно, половина этого стажа – 12,5 и 15 лет.

– Выходит, теперь профессиональные пенсии отменяются?

– Конечно нет. В системе ППС остаются более молодые люди, у кого на январь 2009 года было менее 10 лет стажа. И чтобы их будущие профессиональные пенсии были выше, с 2021 года Указом № 15 повышаются целевые взносы работодателей более чем в два раза. Например, за трактористов, женщин-доярок, телятниц, свинарей – с 2,3 до 6 процентов.

К слову, эти люди попадают под новые правила. Вместо будущей ранней пенсии они могут выбрать доплаты к текущему заработку. В таком случае работодатель перечисляет взносы не в ФСЗН, а ежемесячно доплачивает работнику сумму в размере не ниже установленного тарифа.

– Что еще нужно знать тем, кто попадает в систему профессиональных пенсий?

– Есть особые правила их выплаты. Досрочная профессио­нальная пенсия в период вредной работы не выплачивается. Как ее получить? Первый вариант: по достижении пониженного пенсионного возраста человек может перейти на работу с нормальными условиями и получать досрочную профессиональную пенсию. Она выплачивается пять лет до общего пенсионного возраста. Размер досрочной пенсии, напомню, у каждого свой, он зависит от величины пенсионных сбережений.

Второй вариант, как показали обращения в министерство, тоже важный: работник остается в профессии и не обращается за ранней пенсией. В этом случае все его пенсионные сбережения будут выплачиваться в виде дополнительной профессиональной пенсии к общей по возрасту. Например, нынешняя средняя пенсия по возрасту – 446 рублей. К ней будет выплачиваться дополнительная в размере бюджета прожиточного минимума. Сегодня это чуть более 231 рубля. Дополнительная пенсия платится до тех пор, пока работник не исчерпает свои пенсионные сбережения.

Что еще важно. Если на момент выхода на пенсию по возрасту профессиональные сбережения большие (свыше 60 величин бюджета прожиточного минимума), то сумму превышения можно забрать сразу.

В целом действует правило: пенсионные сбережения, не использованные на досрочную пенсию, возвращаются работнику, для которого они сформированы, в дополнение к его пенсии по возрасту.

– Ирина Анатольевна, указ принесет еще больше плюсов для работников?

– Да. Работники с длительным стажем до 2009 года получат раннюю пенсию по старым правилам. Молодые, кто только формирует льготный стаж, за счет повышения взносов получат более высокие профессиональные пенсии. При этом у них есть выбор: получать доплату к заработку, выйти на раннюю пенсию либо иметь более высокий доход в старости за счет дополнительной пенсии из накопленных сбережений.

– А куда обращаться за пенсией работникам с большим льготным стажем до 2009 года?

– Процедура обращения за пенсией остается прежней. Для ее оформления нужно подать заявление и необходимые документы в органы пенсионного обеспечения по месту жительства. Работающие граждане это делают через своего работодателя.

– Благодарим за интервью, Ирина Анатольевна!

Наталья Остапчук, «Сельская газета», 24 января 2020 г.

Пенсионной ловушки больше нет





С прошлого года отдельные категории работников, занятые в особых условиях труда, попали в так называемую пенсионную ловушку. До 2009-го они могли получать досрочную пенсию, продолжая работать на прежних местах. Она выплачивалась из общей пенсионной системы. После этой даты было введено профессиональное пенсионное страхование. Пенсия по новым правилам должна выплачиваться из накопленных средств, учтенных на отдельном счете работника. Больше время накопления — больше сумма — выше пенсия. Но при этом надо оставить работу в особых условиях.

Отработавшие после 1 января 2009 года менее 10 лет имеют право на досрочную пенсию по старым правилам, более этого срока — по новым. Например, если тракторист-машинист отработал в сельском хозяйстве после января 2009-го 10 лет, он автоматически утрачивал право на досрочную пенсию по прежним правилам и приобретал право на досрочную профессиональную пенсию. Вроде бы все нормально, если не считать одного существенного «но».

Как пояснил заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков, практика показала: работники, перешедшие в профессиональную пенсионную систему, не смогли накопить достаточно средств для нормальной дополнительной пенсии. Это обусловлено, во-первых, непродолжительным периодом формирования взносов, во-вторых, достаточно низким тарифом для нанимателей по выплате взносов за своих работников, которые трудятся в неблагоприятных условиях. Особенно на важности изменений настаивали некоторые работники сельского хозяйства (трактористы-машинисты, операторы машинного доения), водители городского транспорта и другие категории работников, у которых необходимый специальный стаж составляет 20 лет и как раз в 2019 году с момента ввода профессиональной пенсионной системы половина этого срока уже была пройдена. Как это отразилось на конкретных судьбах?


Директор ОАО «Святая Воля» Ивацевичского района Владимир Любушак рассказал следующее. Механизатор Сергей Ковалевич в августе получает право досрочного выхода на пенсию. Если бы он остался заниматься прежним делом, то есть работать большую часть года на полях, то к этому времени было бы более 10 лет требуемого стажа и он переходил бы на получение пенсии по новым правилам. Но по названным выше причинам она была бы меньше 100 рублей. Кто же на такое пойдет. Поэтому, когда этот срок был еще чуть менее 10 лет, механизатора перевели на ферму. Там обычные условия труда. Это значит, что пенсию он получит на общих основаниях.

Более сложная ситуация в ОАО «Черлена» Мостовского района. Здесь в прошлом году, по словам директора Анатолия Свистуна, 7 человекам пришлось поменять место работы. Оператор машинного доения Лилия Шкурко пошла телятницей, 6 механизаторов с полей перебрались на фермы. Если бы не пошли на такой шаг, доярка получила бы пенсию в размере 60 рублей, механизаторы — 100. Конечно, при смене работы они потеряли в зарплате. Возникли трудности и для руководства, которое вынуждено было перераспределять нагрузки на других механизаторов.

Подобные ситуации возникали повсюду, сообщил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда:

— В прошлом году к нам пошел вал обращений по этому поводу. Люди понимали: чтобы сохранить за собой право выхода на пенсию по прежним правилам, им необходимо оставить свое место работы. Это опытные, квалифицированные работники. Они заинтересованы в том, чтобы работать дальше. Наниматели также заинтересованы в том, чтобы сохранить кадровый состав. На некоторых предприятиях доходило до того, что уволиться могла сразу треть специалистов. Поэтому в прошлом году мы обратились к Главе государства с инициативой сохранить за работниками, которые много лет отработали в особых условиях труда, прежние правила выхода на досрочную пенсию. Минтруда разработало соответствующий проект нормативного правового акта, который был утвержден Президентом. Безусловно, это справедливо и честно по отношению к людям.

В чем суть нового указа? Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в эфире телеканала «Беларусь 1» пояснила: работники, выработавшие не менее половины специального стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии по возрасту либо за выслугу лет, могут остаться в общей пенсионной системе, из средств которой пенсия им назначается в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении». А лица, у которых до 1 января 2009 года сформирован незначительный специальный стаж, будут в дальнейшем пенсионироваться по правилам профессионального пенсионного страхования.

Есть три механизма получения такой пенсии.

Первый. Человек уходит с работы с вредными условиями труда, выходит на досрочную пенсию за 5 лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста и получает выплаты. Далее он может трудиться на работе с нормальными условиями, потом достичь пенсионного возраста и получать общеустановленную пенсию по возрасту.

Второй. Получение дополнительной выплаты к пенсии по возрасту. Продолжаешь работать во вредных условиях, достигаешь общеустановленного пенсионного возраста, выходишь на пенсию, получаешь пенсию по возрасту (сегодня это в среднем 446 рублей) и дополнительную профессиональную пенсию в размере бюджета прожиточного минимума. Если накопил на 5 лет, то получаешь эту дополнительную пенсию в течение пяти лет.

Третий. Можно не выходить на досрочную пенсию и отказаться от дополнительной выплаты к пенсии, продолжать работать во вредных условиях труда и получать доплату к зарплате в размере не ниже установленного указом Президента тарифа в зависимости от категории работника.

Управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома о назначении пенсий работникам сельхозотрасли.



Пенсии трактористам-машинистам, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства.
В соответствии со ст.12 (пункт «д») Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда, независимо от места последней работы, предоставлено трактористам-машинистам, непосредственно занятым в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчинам – со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе.
К трактористам-машинистам, непосредственно занятым в производстве сельхозпродукции, относятся работники, которые оформлены на работу в качестве тракториста-машиниста, имеют соответствующее удостоверение, выполняют работы согласно характеристике профессии тракториста-машиниста сельхозпроизводства и которые в течение полного сезона выполняют работы в растениеводстве и животноводстве. К предприятиям сельского хозяйства могут относиться крестьянские (фермерские) хозяйства, в объеме производства которых сельхозпродукция составляет наибольший удельный вес.
Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда при соблюдении условий, предусмотренных законодательством, назначаются трактористам-машинистам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию.
С 1 января 2009 года действует Закон «О профессиональном пенсионном страховании». При соблюдении установленных критериев оценки условий труда право на досрочную профессиональную пенсию на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста имеют мужчины, работающие трактористами-машинистами сельхозпроизводства, непосредственно занятые в производстве сельхозпродукции, при профессиональном стаже не менее 20 лет и стаже работы не менее 25 лет. Право на досрочную профпенсию трактористы-машинисты приобретают при наличии не менее половины требуемого профстажа, сформированного с 1 января 2009 года (10 лет). Профессиональный стаж засчитывается при условии уплаты работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Таким образом, при наличии у тракториста-машиниста после 1 января 2009 года профстажа 10 лет и более право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, согласно пункту «д» ст. 12 Закона «О пенсионном обеспечении», отсутствует. Однако приобретается право на досрочную профпенсию (Закон «О профессиональном пенсионном страховании»).
Например, Лучков В.И.,10.01.1963 г.р.,имеет стаж работы в качестве тракториста-машиниста 22 года 6 месяцев. Из них специальный стаж по 31.12.2008 составляет 12 лет 4 месяца, профессиональный стаж с 01.01.2009 – 10 лет 2 месяца. При достижении 10 июля 2019 г. возраста 56 лет 6 месяцев (в 2019 общеустановленный пенсионный возраст для мужчин – 61 год 6 месяцев) Лучков В.И. обращается за назначением досрочной пенсии по возрасту. Так как его профстаж после 1 января 2009 составляет половину требуемого – 10 лет (10 лет 2 месяца), то он имеет право на досрочную профпенсию (Закон «О профессиональном пенсионном страховании»), которую назначают органы Фонда соцзащиты населения. Оснований для назначения управлением по труду, занятости и соцзащите трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, согласно пункту «д» ст. 12 Закона «О пенсионном обеспечении», не имеется.

Пенсии дояркам (операторам машинного доения), телятницам, свинарям-операторам в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства.
Согласно ст. 12 (пункт «е») Закона «О пенсионном обеспечении», право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда, независимо от места последней работы, предоставлено женщинам, работающим доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, – со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда при соблюдении условий, предусмотренных законодательством, назначаются дояркам (операторам машинного доения), телятницам, свинарям-операторам, не имеющим права на досрочную профпенсию.
При соблюдении установленных критериев оценки условий труда право на досрочную профессиональную пенсию на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста имеют женщины, работающие животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ (по перечню), а также работающие доярками (операторами машинного доения), при профессиональном стаже не менее 20 лет – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет.
Право на досрочную профессиональную пенсию животноводы, свиноводы, доярки, приобретают при наличии не менее половины требуемого профстажа, сформированного с 1 января 2009 года (10 лет) (профстаж засчитывается при условии уплаты работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование).
Таким образом, при наличии у доярки (оператора машинного доения), телятницы, свинаря-оператора после 1 января 2009 года профессионального стажа 10 лет и более право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «е» ст. 12 Закона «О пенсионном обеспечении» отсутствует, но приобретается право на досрочную профессиональную пенсию (Закон «О профессиональном пенсионном страховании»).
Например, Малахова М.П., 20.02.1968 г.р., имеет стаж работы в качестве оператора машинного доения 25 лет. Из них специальный стаж по 31.12.2008 составляет 15 лет, профстаж с 01.01.2009 – 10 лет. При достижении 20 августа 2019 возраста 51 год 6 месяцев (в 2019 общеустановленный пенсионный возраст для женщин – 56 лет 6 месяцев) Малахова М.П. обращается за назначением досрочной пенсии по возрасту. Так как ее профстаж после 1 января 2009 г. составляет половину требуемого – 10 лет, то она имеет право на досрочную проф-пенсию в соответствии с Законом «О профессиональном пенсионном страховании», которую назначают органы Фонда соцзащиты населения. Оснований для назначения управлением по труду, занятости и соцзащите трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (пункт «е» ст. 12 Закона «О пенсионном обеспечении») не имеется.

На примере мужчин, работающих трактористами-машинистами, и женщин, работающих животноводами, рассмотрим систему профессионального пенсионного страхования (далее – ППС) по следующим критериям:

– порядок оценки условий их труда;

– назначение профессиональной пенсии;

– взаимодействие с органами ФСЗН.

Кто вправе получать досрочную профессиональную пенсию

Право на досрочную профессиональную пенсию предоставлено раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

– мужчинам, работающим трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, при профессиональном стаже не менее 20 лет и стаже работы не менее 25 лет;

– женщинам, работающим животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющим определенные виды работ (по перечню), а также работающим доярками (операторами машинного доения) при профессиональном стаже не менее 20 лет (подп. 1.5, 1.7 п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»; далее – Закон о ППС).

Как проводится оценка условий труда

Одним из важнейших требований, установленных Законом о ППС для включения того или иного работника в систему ППС, является оценка условий труда на конкретном рабочем месте, которую обязан провести страхователь (работодатель). Эта оценка осуществляется с использованием различных инструментов в зависимости от категории работников, на которых распространяется ППС.

В отношении работников, занятых на подземных и других работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Список № 1), а также на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда (Список № 2), и работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, – оценка проводится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

В отношении остальных категорий работников инструментом оценки условий труда является применение соответствующих критериев, которые определены для каждой категории работников (см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»).

Наиболее характерными из них являются занятость в определенной должности (профессии) в течение полного рабочего дня; занятость на полную ставку (оклад); выполнение установленных норм и т.д. Контроль за правильностью применения работодателями критериев оценки условий труда законодательством осуществляют республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.

По результатам оценки условий труда работодатель с участием профсоюза обязан локальным нормативным правовым актом утвердить перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации (п. 2 ст. 6 Закона о ППС). Только после утверждения этого перечня у работодателя наступает обязанность по уплате взносов на ППС за каждого работника, рабочее место которого включено в перечень.

Если при проведении последующей оценки условий труда не подтверждены факторы, послужившие основанием для включения рабочего места в перечень, оно исключается из него. Критерии оценки условий труда для каждой категории лиц должны соблюдаться в совокупности. В частности, критериями оценки условий труда для мужчин – трактористов - машинистов сельскохозпроизводства являются:

1. непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством), в т.ч.:

1.1. выполнение агротехнических мероприятий в растениеводстве на тракторах и других самоходных сельскохозяйственных машинах;

1.2. выполнение других работ на стационарных и прицепных установках и агрегатах, по ремонту сельскохозяйственной техники, на животноводческих фермах – при отсутствии агротехнических мероприятий в растениеводстве;

2. занятость не менее чем на полную ставку (оклад).

Критериями оценки условий труда для женщин, работающих животноводами и свиноводами, являются:

1. непосредственное выполнение работы, предусмотренной перечнем видов работ для целей ППС животноводов и свиноводов в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством);

2. занятость в профессии животновода (оператора животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиновода (оператора свиноводческих комплексов и механизированных ферм) не менее чем на полную ставку (оклад);

3. выполнение норм обслуживания, установленных на основе рекомендуемых норм обслуживания, утверждаемых Минсельхозпродом по согласованию с Минтруда и соцзащиты.

Критериями оценки условий труда для женщин, работающих доярками (операторами машинного доения), являются:

1. непосредственное выполнение работы, обусловленной занятостью в указанных профессиях, в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством);

2. занятость в профессии доярки (оператора машинного доения) не менее чем на полную ставку (оклад);

3. выполнение норм обслуживания, установленных на основе рекомендуемых норм обслуживания, утверждаемых Минсельхозпродом по согласованию с Минтруда и соцзащиты.

В периоды временного уменьшения обслуживаемого поголовья скота по не зависящим от работника причинам (болезнь скота, выбраковка поголовья, перегруппировка стада) работник подлежит ППС при условии сохранения численности обслуживаемого поголовья не менее 80 % среднегодовой нормы обслуживания. Норма обслуживания в таких случаях не пересматривается. При этом период временного по независящим от работника причинам уменьшения обслуживаемого поголовья относительно нормы не может превышать 6 месяцев в течение одного календарного года.

Дополнительно изучайте тут >>>

Как определить фактическую занятость работников в особых условиях труда

Для правильности исчисления взносов на ППС работодатель должен обеспечить учет рабочего времени, позволяющий определить фактическую занятость работника в особых условиях труда, а также периоды, не связанные с выполнением работы во вредных условиях.

Справочно: к периодам, не связанным с работой в особых условиях труда, относятся периоды:

– работы в обычных условиях труда;

– работы на неполную ставку или неполный рабочий день;

– работы по гражданско-правовым договорам;

– служебных командировок, не связанных с выполнением работ в особых условиях труда;

– обучения, переподготовки, повышения квалификации;

– обследований и осмотров в медицинских учреждениях;

– выполнения государственных или общественных обязанностей;

– ухода за больным;

– социальных отпусков (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, по уважительным причинам личного и семейного характера и т.п.);

– болезни и временной нетрудоспособности; санаторно-курортного лечения и оздоровления;

– одного свободного дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

– другие периоды незанятости в особых условиях труда (п. 28 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7).

Взаимодействие с органами ФСЗН

С 1 января 2009 г. застрахованные лица и страхователи могут получить в органах ФСЗН информацию о поступивших взносах на ППС и профессиональном стаже.

Справочно: порядок представления информации застрахованному лицу и страхователю утвержден постановлением правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.12.2009 № 18 (далее – Порядок № 18).

Застрахованное лицо вправе обратиться в территориальный орган ФСЗН, а страхователь – по месту постановки на учет в качестве плательщика страховых взносов. Застрахованное лицо предъявляет страховое свидетельство государственного социального страхования и документ, удостоверяющий личность, а также заполняет заявление установленной формы (приложение 1 к Порядку № 18). Страхователь подает заявление в электронном формате, к которому прилагает заявление на бумажном носителе (приложение 3 к Порядку № 18).

Отдел ФСЗН, принявший заявление застрахованного лица или страхователя, как правило, может представить информацию в тот же день. В исключительных случаях на формирование сведений требуется 10 рабочих дней со дня приема заявления от застрахованного лица или страхователя (п. 8 Порядка № 18).

За работников, занятых на рабочих местах, которые включены в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации, страхователь обязан своевременно и в установленных размерах уплачивать взносы на ППС.

Тариф взносов на ППС для вышеуказанных работников составляет 2,3 % (приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование»).

В качестве компенсации за работу в особых условиях труда предусмотрены 2 вида профессиональных пенсий

Существуют 2 вида профессиональных пенсий – досрочная профессиональная пенсия и дополнительная профессиональная пенсия.

Досрочная профессиональная пенсия – это профессиональная пенсия, назначаемая и выплачиваемая застрахованному лицу в период до достижения им общеустановленного пенсионного возраста.

С 1 января 2019 г. право на нее приобретают в т.ч.:

1) женщины, работающие:

– животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ;

– свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ;

– доярками (операторами машинного доения);

2) мужчины, работающие трактористами – машинистами сельскохозяйственного производства.

При наличии у вышеназванных категорий застрахованных лиц не менее половины требуемого профессионального стажа возникает право на досрочную профессиональную пенсию (подп. 2.2 п. 2 ст. 11 Закона о ППС). При этом учитываются периоды работы с особыми условиями труда до 1 января 2009 г., для которой Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1596-XII) предусмотрены аналогичные или более льготные условия по продолжительности специального стажа и возрасту выхода на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

Важно! Только отдельным категориям работников, имеющим длительный стаж работы во вредных условиях труда до 1 января 2009 г., предоставлено право на назначение льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии.

Так, право на пенсию по возрасту с особыми условиями труда по пп. «а» и «б» части первой ст. 12 или 15 Закона № 1596-XII имеют работники, занятые в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2, которые до введения профессионального пенсионного страхования отработали не менее половины специального стажа, необходимого для назначения льготной пенсии по Закону № 1596-XII (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»). При этом продолжительность профессионального стажа не имеет значения.

Профессиональный стаж исчисляют органы ФСЗН на основании сведений, содержащихся на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, путем сложения периодов, за которые уплачены взносы на ППС, и соблюдения других установленных законодательством условий.

Вторым условием для назначения досрочной профессиональной пенсии является достижение установленного ст. 11 Закона о ППС возраста для каждой категории работников.

Досрочную профессиональную пенсию выплачивают с месяца, следующего за месяцем обращения за назначением пенсии, по месяц достижения общеустановленного пенсионного возраста при условии оставления работы на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации, который работодатель представляет в органы ФСЗН по месту постановки на учет.

Размер досрочной пенсии рассчитывают делением суммы пенсионных сбережений на период выплаты пенсии (в месяцах). Для ее назначения необходимо представить в органы ФСЗН:

– документ, удостоверяющий личность и постоянное проживание в Республике Беларусь (паспорт);

– справку о стаже работы установленной формы, выданную органами по труду, занятости и социальной защите.

Если застрахованное лицо по каким- либо причинам не воспользовалось правом на получение досрочной пенсии, то ему предоставляется право на получение дополнительной профессиональной пенсии.

Дополнительная профессиональная пенсия – профессиональная пенсия, назначаемая и выплачиваемая застрахованному лицу в период после достижения общеустановленного пенсионного возраста, на специальной части индивидуального лицевого счета которого на день достижения такого возраста имеются пенсионные сбережения.

Период выплаты дополнительной профессиональной пенсии зависит от суммы пенсионных сбережений. Размер этой пенсии равен величине бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующей в месяце, за который выплачивается пенсия.

Дополнительная профессиональная пенсия не будет выплачиваться (пенсионные сбережения не накапливаются), если работник получает пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или выслугу лет в соответствии с Законом № 1596-XII либо досрочную профессиональную пенсию согласно Закону о ППС.

Татьяна Ерохина, начальник отдела профессионального пенсионного страхования Минского областного управления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь

Читайте также: