Льготы на пенсии членам избирательной комиссии

ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

от 29 марта 2006 года N 67

О Порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости
(инвалидности), определения размера среднемесячного денежного содержания для ее
исчисления членам избирательной комиссии Хабаровского края*

(с изменениями на 19 декабря 2014 года)

__________________________
Утратило силу с 1 января 2019 года на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 18 декабря 2018 года N 89
__________________________


Во исполнение пункта 2 статьи 2 Закона Хабаровского края от 30 ноября 2005 г. N 322 "О гарантиях членам избирательной комиссии Хабаровского края, работающим на постоянной (штатной) основе"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), определения размера среднемесячного денежного содержания для ее исчисления членам избирательной комиссии Хабаровского края (далее - Порядок). (Пункт изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.

2. Министерству социальной защиты населения края (Цилюрик Н.И.) осуществлять выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) членам избирательной комиссии Хабаровского края (далее - доплата к пенсии) в соответствии с настоящим Порядком. (Пункт изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
3. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) предусматривать при разработке краевого бюджета на соответствующий год средства на доплату к пенсии в соответствии с Законом Хабаровского края от 30 ноября 2005 г. N 322 "О гарантиях членам избирательной комиссии Хабаровского края, работающим на постоянной (штатной) основе".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - руководителя аппарата Губернатора и Правительства края Мкртычева А.Н. (Пункт изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.

УТВЕРЖДЕН
постановлением
Губернатора края
от 29 марта 2006 года N 67

Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), определения размера среднемесячного денежного содержания для ее исчисления членам избирательной комиссии Хабаровского края

(с изменениями на 19 декабря 2014 года)


1. Настоящий Порядок регулирует процедуру назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) (далее - доплата к пенсии) членам избирательной комиссии Хабаровского края, а также устанавливает правила исчисления среднемесячного денежного содержания для определения размера доплаты к пенсии. (Пункт изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
2. Гражданин Российской Федерации, не менее одного года исполнявший полномочия члена избирательной комиссии Хабаровского края (далее - член избирательной комиссии) на профессиональной постоянной основе и освобожденный от должности в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеет право на доплату к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.
3. Доплата к пенсии устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". (Пункт изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
4. Член избирательной комиссии может обращаться за доплатой к пенсии в любое время после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления на имя председателя избирательной комиссии Хабаровского края по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. (Пункт изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
5. Решение о представлении к назначению ежемесячной доплаты к страховой пенсии в соответствии с Законом Хабаровского края "О гарантиях членам избирательной комиссии Хабаровского края, работающим на постоянной (штатной) основе" принимается председателем избирательной комиссии Хабаровского края и оформляется согласно приложению 2 к настоящему Порядку. (Пункт изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
6. Решение о представлении к назначению доплаты к пенсии в 10-дневный срок со дня его принятия направляется в министерство социальной защиты населения Хабаровского края. К решению о представлении к назначению доплаты к пенсии прилагаются:
(Абзац изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
- заявление члена избирательной комиссии о назначении доплаты к пенсии;
- справка о должностях, периоды службы (работы) в которых учитываются при исчислении стажа для назначения доплаты к пенсии, оформленная согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
- справка о размере среднемесячного денежного содержания, оформленная согласно приложению 4 к настоящему Порядку;
- расшифровка к справке о размере среднемесячного денежного содержания, оформленная согласно приложению 5 к настоящему Порядку;
- копия решения об освобождении от занимаемой должности;
- копия трудовой книжки;
- справка о назначенной (досрочно оформленной) страховой пенсии с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена (досрочно оформлена). (Абзац изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
7. Министерство социальной защиты населения края в месячный срок со дня получения всех необходимых документов осуществляет их проверку, определяет размер доплаты к пенсии, готовит проект распоряжения Губернатора Хабаровского края о назначении доплаты к пенсии и о решении, принятом Губернатором края, сообщает заявителю письменно.
8. Размер доплаты к пенсии исчисляется исходя из среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев, предшествовавших увольнению члена избирательной комиссии с занимаемой должности.
Среднемесячное денежное содержание определяется путем деления суммы полученного за 12 месяцев денежного содержания на 12.
Из расчетного периода исключается время, когда член избирательной комиссии не работал в связи с временной нетрудоспособностью или в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождался от исполнения должностных обязанностей с сохранением среднего заработка. В этом случае суммы полученного пособия по временной нетрудоспособности и выплаченного среднего заработка не включаются в денежное содержание, исходя из которого исчисляется размер доплаты к пенсии. При этом среднемесячное денежное содержание определяется путем деления суммы полученного в расчетном периоде денежного содержания на фактически проработанные в этом периоде дни и умножается на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).
В состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера доплаты к пенсии, включаются должностной оклад и ежемесячное денежное поощрение. (Абзац изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
Размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется доплата к пенсии, не должен превышать 0,7 должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения, установленных на день увольнения члена избирательной комиссии. (Абзац изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 3 сентября 2007 года № 130 .

9. Доплата к пенсии назначается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с должности члена избирательной комиссии, и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности). (Пункт изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
10. Перерасчет доплаты к пенсии производится по решению министерства социальной защиты населения края в случаях:
- изменения размера страховой пенсии по старости (инвалидности); (абзац изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
- увеличения размеров денежного содержания, из которого исчислена доплата к пенсии, со дня принятия соответствующего нормативного правового акта Губернатора Хабаровского края.
11. Доплата к пенсии не устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной службы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, или установлена в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации ежемесячная доплата к страховой пенсии. (Пункт изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 декабря 2014 года N 95.
12. При нахождении лица, получающего доплату к пенсии, на государственной должности Российской Федерации, государственной должности края, должности государственной гражданской службы, выборной муниципальной должности или муниципальной должности муниципальной службы выплата доплаты к пенсии приостанавливается со дня нахождения на указанных должностях решением министерства социальной защиты населения края по заявлению получателя доплаты к пенсии. К заявлению прилагается копия приказа (распоряжения) о его назначении на одну из указанных должностей.
13. При последующем освобождении от указанных должностей выплата доплаты к пенсии возобновляется по заявлению, представленному в министерство социальной защиты населения края, с приложением копии решения об освобождении от соответствующей должности.
14. Решение о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принимается министерством социальной защиты населения края. Выплата доплаты к пенсии возобновляется со дня, следующего за днем освобождения от должностей, указанных в пункте 12 настоящего Порядка.
15. Выплата доплаты к пенсии лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, не производится.
16. Получатели доплаты к пенсии обязаны в 5-дневный срок извещать министерство социальной защиты населения края о наступлении обстоятельств, по которым выплата должна быть приостановлена. В случае несвоевременного выполнения данного обязательства, влекущего перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, министерство социальной защиты населения края приостанавливает выплату доплаты к пенсии. При этом излишне выплаченные суммы доплаты к пенсии возмещаются по заявлению ее получателя, а в случае несогласия взыскиваются в судебном порядке.
17. Споры по вопросам назначения и выплаты доплаты к пенсии рассматриваются в судебном порядке.

Приложение 1 к Порядку

Приложение 1
к Порядку назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии
по старости (инвалидности), определения размера среднемесячного денежного содержания
для ее исчисления членам избирательной комиссии Хабаровского края



Председателю избирательной
комиссии Хабаровского края
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество, адрес,
_____________________________________
телефон, паспортные данные заявителя)

ЗАЯВЛЕНИЕ


В соответствии с Законом Хабаровского края "О гарантиях членам избирательной комиссии Хабаровского края, работающим на постоянной (штатной) основе" прошу назначить мне ежемесячную доплату к страховой пенсии _______________________________________________________________________,

выплачиваемой в соответствии с федеральным законодательством.
Страховую пенсию получаю _____________________________________________________________________________________________.

(наименование отделения пенсионного фонда)

Ежемесячную доплату к страховой пенсии прошу перечислять на мой расчетный счет ______________________________________________.

(кредитное учреждение, номер текущего счета)

Обязуюсь в случае замещения государственной должности Российской Федерации, государственной должности края, должности государственной гражданской службы, выборной муниципальной должности или муниципальной должности муниципальной службы, а также в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации сообщить об этом в министерство социальной защиты населения края в 5-дневный срок.

"___" ____________ 20__ г.

Приложение 2 к Порядку

Приложение 2
к Порядку назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии
по старости (инвалидности), определения размера среднемесячного денежного содержания
для ее исчисления членам избирательной комиссии Хабаровского края

РЕШЕНИЕ О представлении к назначению ежемесячной доплаты к страховой пенсии в соответствии с законом Хабаровского края "О гарантиях членам избирательной комиссии Хабаровского края, работающим на постоянной (штатной) основе"

"___" ______________ 20___ г. N ______

Представить к назначению ежемесячной доплаты к пенсии с
"______" года ___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, замещаемая должность)

исходя из стажа, дающего право на доплату, __________________ лет.
Ежемесячная доплата к пенсии составляет суммарно с учетом

страховой пенсии по старости (инвалидности)

процентов среднемесячного денежного содержания.
К настоящему решению прилагаются следующие документы:
1. Заявление установленного образца.
2. Справка о периодах работы, учитываемых при исчислении стажа государственной службы, дающего право на доплату к пенсии.
3. Справка о размере среднемесячного денежного содержания.
4. Пункт исключен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 3 сентября 2007 года № 130 .

5. Копия решения об освобождении от занимаемой должности.
6. Копия трудовой книжки.
7. Справка о назначенной (досрочно оформленной) страховой пенсии.

Председатель избирательной комиссии Хабаровского края

___________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество)

Решение зарегистрировано ______________________________________ г.

М.П. министерства социальной защиты населения Хабаровского края

_______________________________________
(подпись, инициалы, фамилия и должность работника министерства социальной защиты населения края, уполномоченного регистрировать документы на назначение доплаты к пенсии)

Приложение 3 к Порядку

Приложение 3
к Порядку назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии
по старости (инвалидности), определения размера среднемесячного денежного содержания
для ее исчисления членам избирательной комиссии Хабаровского края

СПРАВКА о должностях, периоды службы (работы) в которых учитываются при исчислении стажа для назначения доплаты к пенсии членам избирательной комиссии Хабаровского края

Номер записи в трудовой книжке

Продолжительность государственной службы (работы)

Стаж государственной службы, принимаемый для исчисления доплаты к пенсии

Здравствуйте,я являюсь членом УИК с правом решающего голоса на пенсии положена ли доплата к пенсии как члену УИК

Ответы юристов ( 1 )


Светлана Викторовна, добрый вечер!

Для решения данного вопроса необходимо ознакомиться с Законом Саратовской области №12 -ЗСО от 5 марта 2004 года.

Статья 18. Пенсионное обеспечение лиц, замещавших должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии области, члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе

1. При выходе на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации лица, замещавшие должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии области, члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, не менее двух лет, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии

2. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма установленной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии области, члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, от двух лет до четырех лет (включительно) 55 процентов, свыше четырех лет — 75 процентов установленного законом области месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности области. В случае назначения лицу, замещавшему должности, указанные в части 1 настоящей статьи, двух и более пенсий при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии учитывается сумма этих пенсий (за исключением накопительной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее — Федеральный закон «О накопительной пенсии»). При определении размера ежемесячной доплаты к пенсии не учитывается размер накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии». Лицу, которому установлена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии учитываются размеры установленных страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

3. Ежемесячная доплата к пенсии выплачивается за счет средств областного бюджета. Порядок и сроки назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, в том числе приостановления, возобновления и прекращения выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, устанавливаются Губернатором области.Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при повышении (увеличении) в установленном порядке размера денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности области, изменении размеров установленных пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии получателя ежемесячной доплаты к пенсии.

5. Ежемесячная доплата к пенсии лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, не назначается, а выплата ранее назначенной ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается при замещении ими государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, замещаемой на постоянной основе, должности государственной гражданской службы, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, или должности муниципальной службы.Возобновление выплаты ежемесячной доплаты к пенсии указанным лицам осуществляется в соответствии с установленным порядком.(часть в редакции, введенной Законом Саратовской области от 25.03.2011 N 22-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

5_1. Лицам, имеющим право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящим Законом, получение пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, пенсии государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, пенсии муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов, ежемесячное пожизненное содержание или дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ежемесячные доплаты к пенсии по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, производятся либо доплата в соответствии с настоящим Законом, либо указанные выплаты по их выбору (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 02.08.2012 N 117-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Выплата доплаты в соответствии с настоящим Законом осуществляется независимо от получения следующих выплат: ежемесячной доплаты к пенсии гражданам, назначенной на основании Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»; дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения, назначенного на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 года N 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы — участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»; дополнительного ежемесячного материального обеспечения, назначенного на основании Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»; дополнительного ежемесячного материального обеспечения, назначенного на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы»; накопительной пенсии, назначенной на основании Федерального закона «О накопительной пенсии».5_2. Информация о назначенной (об установленной) в соответствии с настоящим Законом ежемесячной доплате к пенсии размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (часть дополнительно включена Законом Саратовской области от 27.03.2018 N 16-ЗСО).

6. Гарантии, установленные настоящей статьей, не распространяются на лиц, замещавших должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии области, члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, полномочия которых прекращены в связи с виновными действиями (бездействием) (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 23.07.2004 N 36-ЗСО. см. предыдущую редакцию).

Какие существуют льготы членам участковых избирательных комиссий со стажем в этой области более 20 лет?


Юрий, только трудовые. Члены УИК с правом решающего голоса не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя до окончания срока своих полномочий (п. 19 ст. 29 ФЗ-67). На членов УИК с правом совещательного голоса аналогичная гарантия распространяется только в период избирательной кампании (кампании референдума). Отметим, что в Законе речь идет о запрете увольнения указанных лиц только по инициативе работодателя, т. е. они могут быть уволены по иным основаниям, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ не связаны с инициативой работодателя. Так, допускается увольнение работника, являющегося членом УИК, в связи с:

- истечением срока трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ),

- отказом работника от перевода в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ),

- назначением работнику административного наказания, исключающего возможность исполнения им обязанностей по трудовому договору (п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ),

- отказом работника от работы, вызванного изменением определенных условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)

и в других случаях увольнения не по инициативе работодателя (случаи увольнения по инициативе работодателя перечислены в ст. ст. 71 и 81 ТК РФ). Кроме того, надо иметь в виду правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросу допустимости увольнения члена УИК с правом решающего (совещательного) голоса в ситуациях:1) Грубого нарушения работником-членом УИК своих трудовых обязанностей (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 160-О-П).


Положены ли дополнительные дни отдыха к отпуску, учитывается ли время льготного выхода на пенсию, есть ли прибавка к пенсии?


Отпуск только без сохранения заработной платы! Некоторыми нормативно-правовыми актами предусмотрено предоставление членам УИК с правом совещательного голоса неоплачиваемых отпусков на работе по их требованию.

К примеру, в соответствии с ч. 4 ст. 22 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» работодатель обязан предоставить члену избирательной комиссии с ПСГ по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы со дня регистрации ЦИК РФ соответствующего федерального списка кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думу.

Про пенсию. На Федеральном уровне льгот я не нашел, но в субъектах Российской Федерации региональным законодательством предусмотрены доплаты к пенсии в зависимости от занимаемой должности в комиссии и стажа работы в ней.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Трудовой кодекс Российской Федерации


8 сентября выборы я член участковый комиссии имею ли я право на 1 выходной после выборов.


К сожалению нет, не имеете, только на период выполнения обязанностей члена УИК, то есть на период проведения выборов, но не более: Статья 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Статус членов комиссий 17. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума. Статья 170 ТК РФ Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.


А как же закон о выборах?


Если работник, согласно закону, привлекается к исполнению таких обязанностей в рабочее время, то его обязаны освободить от работы (ст. 170 ТК РФ). Законодательством о выборах прямо предусмотрена обязанность работодателей освободить от работы зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, а также членов избирательных комиссий. В отношении наблюдателей такая обязанность прямо не установлена пп. 1, 3 ст. 16, п. 5 ст. 23, п. 1 ст. 42, пп. 3, 6 ст. 43, п. 3 ст. 64 Закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (далее — Закон № 19-ФЗ).

Отгул в связи с исполнением общественных обязанностей, избирательным законодательством прямо не предусмотрено.

В случае если исполнение работником общественных обязанностей в период подготовки и проведения выборов приходится на его рабочее время, то работодателю следует освободить такого сотрудника от работы на время исполнения этих обязанностей с сохранением за ним места работы (должности) ст. 170 ТК РФ. При этом не имеет значения, предусмотрено ли избирательным законодательством освобождение от работы для лиц, занятых в подготовке и проведении выборов. Например, если для наблюдателя, направленного на избирательный участок в день голосования на выборах, воскресенье является рабочим днем, то работодателю следует освободить от работы такого сотрудника для выполнения обязанностей наблюдателя в этот день.


Я состою в центре занятости по безработице и являюсь членов участковой комиссии. Мне сказали что если я буду участвовать как член то меня снимут с учета. Может ли это быть.


Трудовые гарантии, предоставляемые работникам-членам участковых избирательных комиссий (УИК)

1 ноября 2012 г. вступили в силу существенные изменения ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Теперь участковые избирательные комиссии формируются не для проведения конкретных выборов, а сразу на 5 лет и будут работать в одном составе на выборах всех уровней. Таким образом, срок полномочий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, назначенных в 2013 г., истечет только в 2018 году.

Так как большинство членов участковых избирательных комиссий являются наемными работниками, особое значение для них имеют законодательные гарантии в сфере труда.

Гарантии членов участковых избирательных комиссий «разбросаны» по разным нормативно-правым актам, являющимся частью избирательного законодательства РФ, не все из них нашли отражение в Трудовом кодексе РФ. В связи с этим специалистами АНО «Центр социально-трудовых прав» была проведена работа по выявлению и систематизации трудо-правовых гарантий членов участковых избирательных комиссий и разработаны рекомендации по их использованию.

Отметим, что избирательное законодательство РФ достаточно противоречиво, а судебные споры членов участковых избирательных комиссий по поводу их незаконного увольнения, а тем более невыплаты им положенных сумм, не распространены. Все это не позволяет говорить о существовании сложившейся судебной практики по тому или иному вопросу.

В дальнейшем, по мере появления практики применения нового законодательства, мы будем работать над усовершенствованием этой брошюры. Мы будем признательны, если Вы поделитесь своим мнением о данном тексте или предоставите материалы, которые могут быть полезны для его доработки .

Список принятых сокращений:

УИК – участковая избирательная комиссия;
ТИК – территориальная избирательная комиссия;
ЦИК – Центральная избирательная комиссия России;
ТК – Трудовой кодекс РФ;
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях;
ФЗ – Федеральный закон.
ФЗ-67 – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67
ПРГ – Право решающего голоса
ПСГ – Право совещательного голоса

I ГАРАНТИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РАБОТНИКАМ-ЧЛЕНАМ УИК

Итак, Вы являетесь наемным работником и стали членом УИК. Теперь необходимо разобраться с гарантиями, которые Вы приобретаете вместе с получением данного статуса.
Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее, разделив предоставляемые гарантии на подгруппы.

1. ЗАЩИТА ОТ УВОЛЬНЕНИЯ

Члены УИК с правом решающего голоса не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя до окончания срока своих полномочий (п. 19 ст. 29 ФЗ-67). На членов УИК с правом совещательного голоса аналогичная гарантия распространяется только в период избирательной кампании (кампании референдума).Отметим, что в Законе речь идет о запрете увольнения указанных лиц только по инициативе работодателя, т. е. они могут быть уволены по иным основаниям, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ не связаны с инициативой работодателя. Так, допускается увольнение работника, являющегося членом УИК, в связи с:
- истечением срока трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ),
- отказом работника от перевода в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ),
- назначением работнику административного наказания, исключающего возможность исполнения им обязанностей по трудовому договору (п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ),
- отказом работника от работы, вызванного изменением определенных условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)
и в других случаях увольнения не по инициативе работодателя (случаи увольнения по инициативе работодателя перечислены в ст. ст. 71 и 81 ТК РФ).Кроме того, надо иметь в виду правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросу допустимости увольнения члена УИК с правом решающего (совещательного) голоса в ситуациях:1) Грубого нарушения работником-членом УИК своих трудовых обязанностей (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 160-О-П).

Конституционный Суд РФ указал, что работника, являющегося членом УИК, можно уволить по инициативе работодателя в случае, если он допустил грубое нарушение своих трудовых обязанностей и увольнение не связано с дискриминацией такого работника по причине его деятельности в УИК. Конституционный Суд РФ при вынесении названного акта не дал определения «грубого» нарушения работником трудовых обязанностей. Степень «грубости» нарушения будет оцениваться конкретным судьей в каждом конкретном деле. Грубыми традиционно считаются нарушения, предусмотренные в п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ, поэтому суд с высокой степенью вероятности отклонит иск работника-члена УИК о восстановлении на работе, если последний:

– совершит прогул;
– появится на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
– разгласит охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную), ставшую известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе персональные данные другого работника;
– совершит по месту работы хищение чужого имущества, растрату, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, что будет подтверждено вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
– нарушит требования охраны труда, если это нарушение повлечет за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создаст реальную угрозу наступления таких последствий, что будет установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда.Возможно увольнение работника-члена УИК и в других случаях, когда суд усмотрит в его действиях «грубое» нарушение трудовых обязанностей. Поэтому члену УИК следует вести себя на работе добросовестно и использовать свой статус только в необходимых случаях.

2) Увольнения работника-руководителя организации, являющегося членом УИК (см. Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. № 514-О-О).Конституционный Суд РФ признал возможным увольнение руководителя организации, являвшегося членом УИК с правом решающего голоса, на основании решения собственников организации, если при этом ими не допущено дискриминации работника в связи с его деятельностью в качестве члена УИК и произвола (злоупотребления правом).

Отметим, что в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. № 840-О-О была выражена правовая позиция о недопустимости увольнения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с сокращением численности (штата) работников организации (индивидуального предпринимателя).

Стоит сказать и о том, что если на момент увольнения о Вашем статусе не было известно руководителю организации, он может ссылаться в суде на то, что Вы допустили злоупотребление правом, т. е. специально не уведомили его о своем статусе, чтобы быть восстановленным в судебном порядке и получить оплату вынужденного прогула.

Верховный Суд РФ в п. 27 Постановления Пленума от 17.03.2004 № 2 разъяснил, что злоупотребление правом со стороны работника недопустимо. Под злоупотреблением правом Верховный Суд РФ понимает, к примеру, умышленное сокрытие работником факта временной нетрудоспособности на момент его увольнения (так как в законодательстве установлен запрет на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника).

При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе, поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.Вы не обязаны уведомлять работодателя о своем статусе, однако если у Вас есть возможность уведомить руководителя организации о назначении Вас членом УИК в письменной форме, то мы рекомендуем это сделать и получить доказательства направления такого уведомления (отправить работодателю уведомление ценным письмом с описью вложений, попросить уполномоченного представителя работодателя сделать отметку о принятии уведомления на его копии и т. п.). В противном случае Вы можете быть уволены из организации по инициативе работодателя в период осуществления своих полномочий, а работодатель получит возможность говорить в суде о том, что не знал о Вашем членстве в соответствующей УИК в связи с тем, что Вы умышленно скрыли эту информацию (злоупотребили своим правом).

Недавно нам стало известно о существовании судебных решений, подтвердивших наши опасения по поводу возможности признания судами злоупотребления правом со стороны работников-членов УИК.
Так, Мончегорский городской суд, а потом и Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда пришли к выводу о наличии злоупотребления правом со стороны работника-члена УИК, которое, по мнению судов, выразилось в не извещении работником руководителя организации о своем статусе (в момент увольнения). Некоторую пикантность этой истории придает тот факт, что работодателем уволенного работника являлась редакция муниципальной газеты, в одном из номеров которой было опубликовано решение ТИК о назначении работника членом УИК с правом решающего голоса. Однако это не помогло уволенному сотруднику отстоять свою правоту, так как в ходе судебного разбирательства главный редактор газеты пояснила, что она не читает официальные разделы газеты, не видела опубликованное решение ТИК, а об особом статусе работника впервые узнала в суде. Не убедила судей и ссылка работника на показания допрошенных свидетелей, которые пояснили, что некоторые сотрудники редакции знали о наличии у работника статуса члена УИК.

В связи с этим еще раз повторимся, что не стоит пренебрегать официальным уведомлением руководства организации о приобретении Вами статуса члена УИК и получением доказательств такого уведомления.

Пример письменного уведомления о статусе члена УИК:

Пример письменного уведомления о статусе члена УИК:

Читайте также: