Льготы в законе о пенсионном страховании

С 1 января 2019 года в рамках Пенсионной реформы 2019 года:

законодательно закрепленной Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 № 350-ФЗ,

было скорректировано понятие «граждане предпенсионного возраста»,

введено новое понятие «предпенсионеры» и

определена новая льготная категория граждан – «граждане предпенсионного возраста (предпенсионеры)».

К предпенсионерам (гражданам предпенсионного возраста) новое пенсионное законодательство отнесло:

  • граждан в возрасте «не более чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста», установленного Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, с учетом переходного периода.

Для граждан предпенсионного возраста (предпенсионеров) был установлен ряд новых льгот и мер социальной поддержки, в том числе:

установлены дополнительные гарантии трудовой занятости для предпенсионеров. В отношении работодателей предусмотрена административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме предпенсионеров на работу по причине возраста;

установлен повышенный размер пособия по безработице для предпенсионеров;

разрешен предпенсионерам досрочный выход на страховую пенсию по старости;

установлены льготы для предпенсионеров по проезду в общественном транспорте и по оплате жилищно-коммунальных услуг;

введено освобождение предпенсионеров от имущественного и земельного налогов и ряд других налоговых льгот;

введены льготы, связанные с возможностью ежегодного прохождения диспансеризации предпенсионерам. При этом за работодателем закреплена обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Льготы предпенсионерам, условия их получения в рамках Пенсионной реформы 2019 года Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ введены в разные федеральные законы и имеют определенные особенности:

налоговые льготы для предпенсионеров - установлены Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

льготы, связанные с возможностью ежегодного прохождения диспансеризации для предпенсионеров – установлены статьей 185.1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации» Трудового кодекса РФ;

дополнительные гарантии трудовой занятости для предпенсионеров – установлены статьей 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» Закона РФ 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

Меры социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста (предпенсионеров) в рамках Пенсионной реформы 2019 года установлены не только федеральным, но и региональным законодательством:

к примеру, в городе Москве - Закон № 19 от 26 сентября 2018 года «О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения»;

в Московской области - Закон Московской области № 153/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки» и Закон Московской области № 154/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве» ;

в Санкт-Петербурге - Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2018 № 501-100 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга в части обеспечения дополнительных гарантий социальной защиты граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно)».

Льготные условия получения пособия по безработице для предпенсионеров

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в рамках реализации Пенсионной реформы 2019 года в Закон РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" была введена новая статья 34.2 «Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста».

В соответствии с этой статьей Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации":

период выплаты пособия по безработице предпенсионерам, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, за исключением:

граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,

граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ,

а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия,

не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев;

период выплаты пособия по безработице указанным предпенсионерам:

имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо

имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности;

период выплаты пособия по безработице указанным предпенсионерам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев;

указанным предпенсионерам, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется:

в первые 3 месяца в размере 75% их среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы,

в следующие 4 месяца - в размере 60% такого заработка,

в дальнейшем - в размере 45% такого заработка.

При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, ежегодно определяемых Правительством РФ, увеличенных на размер районного коэффициента;

указанным предпенсионерам, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется:

в размере минимальной величины пособия по безработице;

стипендия, выплачиваемая предпенсионерам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, начисляется:

в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице:

Год, на который установлена величина пособия по безработице Величина пособия по безработице Основание установления минимальной и максимальной величин пособия по безработице
минимальная максимальная
на 2019 год 1 500 рублей - для всех категорий граждан 1 1280 рублей - для предпенсионеров;
8 000 рублей - для иных категорий граждан
Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375
на 2018 год 850 рублей 4 900 рублей Постановление Правительства РФ от 24.11.2017 № 1423

Досрочный выход на пенсию предпенсионеров

В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в п. 2 статьи 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" были внесены соответствующие корректировки в части досрочного выхода на пенсию предпенсионеров:

по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства

не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и

имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо

имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя,

с их согласия может назначаться страховая пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно,

но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

Такой досрочный выход на пенсию предпенсионеров устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":

наличие соответствующего страхового стажа - не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно;

наличие соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионных баллов) - в 2019 году не ниже 16,2 с последующим ежегодным увеличением до достижения величины 30.

По достижении возраста предпенсионера, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно:

  • предпенсионер вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.

К данной досрочной пенсии предпенсионеру может быть установлена пенсия за выслугу лет:

  • в соответствии со статьей 7 «Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим» Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным предпенсионерам, определяются:

  • Приказом Минтруда России от 29.06.2012 № 10н (ред. от 20.06.2016) "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".

При поступлении на работу выплата страховой пенсии, установленной безработным предпенсионерам, прекращается. После прекращения указанной работы выплата этой пенсии восстанавливается.

Статья 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Налоговые льготы предпенсионерам

В рамках реализации Пенсионной реформы 2019 года Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ были внесены изменения:

в статью 391 «Порядок определения налоговой базы» и

статью 407 «Налоговые льготы» части второй Налогового кодекса РФ.

Федеральный закон № 378-ФЗ разработан для обеспечения дополнительных социальных гарантий предпенсионерам в связи с начавшимся с 1 января 2019 года поэтапным повышением пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на страховую пенсию.

Данный Закон предусматривает сохранение предоставляемых до 1 января 2019 года пенсионерам федеральных льгот при налогообложении недвижимости, которые с 01.01.2019 попадают в категорию предпенсионеров, т.е. соответствующих условиям назначения страховой пенсии, установленным в соответствии с законодательством РФ, действующим на 31.12.2018 года.

Согласно Федеральному закону № 378-ФЗ предпенсионеры с 2019 года будут иметь право:

на льготы по земельному налогу в виде налогового вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток - статья 391 «Порядок определения налоговой базы» Налогового кодекса РФ и

по налогу на имущество для предпенсионеров в виде освобождения от уплаты по одному объекту определенного вида - статья 407 «Налоговые льготы» части второй Налогового кодекса РФ.

Для использования права на эти налоговые льготы предпенсионерам целесообразно обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы, указав в нем документы-основания, выданные Пенсионные фондом РФ. Прорабатывается вопрос, что сам Пенсионный фонд РФ будет регулярно автоматически отправлять в налоговые органы сведения о гражданах предпенсионного возраста. В этом случае перевод предпенсионеров на льготный режим налогообложения будет происходить без непосредственного участия предпенсионера.

Кроме льгот по имущественным налогам в ряде субъектов федерации для предпенсионеров предусматриваются региональные льготы, в том числе по транспортному налогу. В силу того, что транспортный налог является региональным, то и льготы по нему предоставляются на местном уровне. Если предпенсионер владеет автотранспортным средством, ему следует обратиться в местный налоговый орган и узнать, действуют ли такие налоговые льготы для предпенсионеров в его регионе.

Занятость предпенсионеров

Главная льгота для предпенсионеров:

  • это запрет на их увольнение на основании возрастного ценза.

Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" дополнил УК РФ статьей 144.1 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста»:

необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам -

наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Данная законодательная норма вступила в силу с 14.10.2018 года.

Теперь увольнение предпенсионера по инициативе работодателя без достаточных на то оснований, равно как и необоснованный отказ в приеме на работу предпенсионеров грозит руководителю:

штрафом до 200 тыс. рублей или

в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев либо

обязательными работам на срок до 360 часов.

Учитывая поэтапное повышение пенсионного возраста, а также право отдельных категорий работников на досрочное назначение пенсии, работодателю может оказаться непросто определить, кто из его работников относится к категории предпенсионеров. Помочь ему в этом может Пенсионный фонд РФ, куда работодатель может направить соответствующий запрос.

Конечно, введение уголовной ответственности еще не означает, что увольнение работника предпенсионного возраста полностью исключается:

работодатель может уволить предпенсионеров наравне с другими работниками в случае ликвидации организации или сокращения численности (штата), в случае грубого нарушения работником трудовых обязанностей (например, прогул или появление на работе в нетрезвом виде);

иными словами, обоснованное увольнение предпенсионера по инициативе работодателя не запрещается;

но предполагается, что работодатель будет особенно ответственно подходить к принятию решения об увольнении предпенсионера, зная какие последствия это может иметь для него.

К равнозначному преступлению относится и отказ в приеме на работу предпенсионера.

Если все-таки предпенсионер оказался безработным, то он вправе претендовать на пособие по безработице. Данные пособия предпенсионерам, как уже отмечалось выше, имеют повышенный характер в сравнении с идентичными пособиями по безработице для других граждан.

Также, следует отметить, что в 2019 году начала свое действие государственная программа по обучению (переобучению) предпенсионеров за государственный счет.

В начале каждого нового отчетного периода налогоплательщик обязан декларировать свои взносы в налоговую инспекцию. Обязанности по контролю за внесенными взносами были переданы сотрудникам ФНС в 2017 году, поэтому если человеку потребуется проверить перечисленные налоги или решить вопрос по образовавшейся задолженности, ему придется обращаться в этот государственный орган.

Общая характеристика

Денежные средства, которые работодатель перечисляет за сотрудников своей организации, дают гражданам возможность в будущем рассчитывать на получение нескольких видов выплат:

  1. Пенсионного обеспечения.
  2. Пособия по инвалидности.
  3. Иных пособий, имеющих социальный характер.

На данный момент все финансовые средства, которые перечисляются таким образом в бюджет страны, сразу используются для обеспечения нетрудоспособных граждан всеми полагающимися им социальными пособиями.


В целом весь этот процесс регламентирован в налоговом законодательстве.

Изменение размера тарифов

Рассмотрим более подробно.

Отмена льгот

Произошла отмена льготных тарифов по социальным взносам для двух самых больших категорий плательщиков, которым было наиболее удобно пользоваться привилегиями:

  1. Предприниматели.
  2. Компании на специальных режимах.

Эта категория льготников ранее имела возможность оплачивать только взносы в ПФР в размере 20% от заработной платы своих сотрудников.

Под условия льготы попадало большое количество предпринимателей и организаций, благодаря чему у них была возможность официально трудоустраивать к себе людей, и при этом экономить свои денежные средства, не прилагая особых усилий.

Так, если в этих организациях были официально трудоустроенные лица, то компания могла сэкономить до 10% от фонда заработной платы именно на внесении таких взносов.


Кто вправе пользоваться льготами

С 2019 года в законодательство были введены новые льготы, которые будут действовать до 2024 года. Преимуществами могут воспользоваться все категории, за исключением вышеперечисленных, хотя для них тоже увеличить процентные ставки.

Чтобы воспользоваться льготами, организация должна отвечать ряду условий:

  1. Иметь достаточный оборот.
  2. Бизнес должен относиться к редкому.
  3. Организация должна подтвердить свой статус.

Для каждого вида деятельности законодательством предусматриваются свои требования. К примеру, это может быть требование о наличии организации в специальном резерве, наличии достаточной численности сотрудников или получение документа, свидетельствующего о наличии статуса.

Пониженные тарифы

Вид плательщиковТарифы, %
Пенсионное страхованиеСоциальное страхованиеМедицинское страхование
Российские организации, которые работают в области информационных технологий и занимаются:

  • социального обслуживания населения;
  • научных исследований и разработок;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);
  • массового спорта (кроме профессионального).

Ставки взносов для работодателей

До 2019 года тарифы по страховым взносам считались временными, так как с 2020 года планировалась их увеличение. Однако позднее это решение было пересмотрено, и все ставки были переведены в разряд постоянных, то есть их рост не планируется.

  1. Размер ставки на пенсионное страхование составляет 22% — предельная величина и 10 процентов при ее превышении.
  2. Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности — 2,9%.
  3. Медицинская страховка составляет 5,1%.
  4. Взносы на травматизм варьируются от 0,2 до 8,5%.


Условия, на которых применяются льготные тарифы


Отдельные субъекты деятельности вправе рассчитывать на получение определенных послаблений при определении размера выплат, перечисляемых в фонды. В частности, воспользоваться такими привилегиями вправе компании, которые занимаются деятельностью, направленной на внедрение результатов интеллектуального труда и их партнеры.

Размер льготных ставок для таких организаций в 2020 году составляет:

  1. Пенсионное страхование — 20%.
  2. Взносы на случай нетрудоспособности — 2,9% на иностранных сотрудников и 1,8% — на лиц без гражданства.
  3. Медицинская страховка — 5,1%.

Чтобы компания могла пользоваться льготными тарифами, она должна выполнять сразу несколько условий:

  1. Выполнение опытно-конструкторской деятельности.
  2. Вся деятельность должна осуществляться на упрощенке.
  3. В реестре должны быть сведения о создании этого общества.

Воспользоваться льготами вправе компании и индивидуальные предприниматели, которые занимаются:

  1. Технико-внедренческой деятельностью.
  2. Туристско-рекреационной деятельностью.

Льготные ставки для этой категории организаций аналогичны.

Организации-резиденты, которые занимаются разработкой информационных систем и ПО, вправе пользоваться иными льготными ставками по тарифам:

  1. В ПФР и ФСС перечисляется 8% от заработной платы.
  2. Размер взносов на медицинское страхование составляет 4%.

Но воспользоваться такими льготами можно только при соблюдении ряда условий:

  1. Есть документ, подтверждающий наличие аккредитации.
  2. Доход, получаемый от основной деятельности компании, составляет 90% за отчетный период.
  3. Среднесписочная численность работников составляет более 7 человек.

Воспользоваться льготами при уплате взносов могут юридические лица и предприниматели, которые имеют один из нижеперечисленных статусов:

  1. Участник свободной экономической зоны.
  2. Резидент зоны, опережающей социально-экономическое развитие.
  3. Резидент порта города Владивосток.

Для этой категории плательщиков действуют самые низкие ставки по взносам:

  1. На пенсионное страхование всего 6%.
  2. На случай временной нетрудоспособности — 1,5%.
  3. На медицинское страхование — 0,1%.

Выплаты, не облагаемые взносами


В первую очередь к доходам, на которые не начисляются страховые взносы, относятся суммы, не являющиеся объектом налогообложения. К примеру, выплаты и вознаграждения, которые были получены человеком в рамках договора дарения, аренды, ссуды и купли-продажи.

Начисление взносов не происходит и в отношении дивидендов, так как налоги с них не уплачиваются.

В законодательстве перечислены и еще несколько выплат, на которые не происходит начисление страховых взносов:

  1. Пособия по временной нетрудоспособности, по БИР, по уходу за ребенком.
  2. Суточные выплаты.
  3. Матпомощь, размер которой не превышает 4 000 рублей на одного сотрудника.

Кто осуществляет применение льгот


По закону лицо, которое выступает плательщиком взносов, является страхователем для всех своих сотрудников. Среди таких плательщиков можно выделить:

  1. Организации, где трудятся сотрудники, оформленные по трудовому договору или договору ГПХ.
  2. Индивидуальный предприниматель.
  3. Физлица, если они являются источниками дохода для других граждан, даже если у них отсутствует статус предпринимателя.
  4. Физлица, занимающиеся ведением адвокатской практики или оказывают услуги нотариального характера.

Получение льгот


Момент начисления доходов человека и всех полагающихся ему выплат определяется по дате такого начисления. Чаще всего им является последний день расчетного периода. Соответственно, до наступления этого момента у организации не возникает никаких задолженностей по взносам.

Но воспользоваться такими условиями могут не все. К примеру, ИП, адвокаты и нотариусы обязаны уплачивать взносы со дня своего страхования. То есть отсутствие в штате наемных работников не может быть причиной для неуплаты взносов, так как эта категория граждан обязана вносить средства за себя.

Все плательщики самостоятельно определяются размер ставки по взносам. В качестве основных показателей учитывается статья НК и несколько условий:

  1. Промежуток времени, в течение которого плательщик осуществляет свою деятельность.
  2. Численность трудоустроенных работников.
  3. Объемы выручки
  4. Вид льготируемой деятельности.

Взносы на страхование от самозанятого населения


Самозанятые граждане — лица, которые занимаются частной практикой и ИП, которые обязаны осуществлять внесение взносов в фонд, независимо от того, есть ли у них в численности сотрудники и был ли получен какой-либо доход.

Для данной категории плательщиков предусматриваются несколько видов тарифов:

  1. При доходах менее 300 000 рублей за страхование по пенсии придется уплатить по формуле 12 месяцев * на величину МРОТ * на 26%.
  2. Если доходы человека превышают 300 000 рублей, то в дополнение к основному платежу на пенсионное страхование, плательщик должен перечислить 1% от превысившей минимальный порог суммы.
  3. Взносы на страховку по ОМС являются фиксированными и не зависят от размера полученного дохода: 12 месяцев * на величину МРОТ * на 5,1%.

Законодательно предусматривается несколько ситуаций, в которых человек может быть освобожден от уплаты взносов:

  1. Прохождение срочной службы.
  2. Отпуск по БИР.
  3. Отпуск по уходу за ребенком.

Ответственность для ИП


Если ИП не внес платежи в определенные законом сроки или перечислил их не полностью, он может быть привлечен к ответственности в виде штрафа. Размер наказания составляет 20% от не перечисленной в фонды суммы. Если такая неуплата была допущена умышленно, то размер штрафа увеличивается до 40%.

Чаще всего территориальные органы применяют по отношению к такому нарушителю только пени, но только если оплата все-таки была произведена в небольшой промежуток времени, а размер задолженности оказался небольшим.

Пени начисляются независимо от того, какие именно меры ответственности были применены к должнику. Начисление производится в размере 1/300 от ставки рефинансирования.

Заключение

На самом деле определить точные размеры ставок по тарифам на будущее достаточно просто. В законодательство постоянно вносятся изменения, в результате чего льготы появляются и отменяются.

Даже за последние пару лет для некоторых льготных категорий налогоплательщиков размер ставок по тарифам был существенно увеличен, иногда даже более чем в два раза. Поэтому точно предугадать наличие льгот на последующее время невозможно.

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2001 года

5 декабря 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

"б(1)) периоды уплаты страховых взносов физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин "пенсионное законодательство".

Согласно пункту 2 статьи 243 Кодекса сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) (далее - страховые взносы) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).

По строке 0300 отражается сумма примененного налогоплательщиком за налоговый период налогового вычета при исчислении суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в виде суммы начисленных за этот же период платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 1, ст. 2, ст. 13; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3088; N 49, ст. 4854, ст. 4856; 2005, N 1, ст. 9; N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636; N 31, ст. 3436) и отраженных в графе 6 по строке 0200 Раздела 2 Декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ;

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3028; 2003, N 1, ст. 13; N 46, ст. 4431; 2004, N 31, ст. 3217; 2005, N 1, ст. 9; N 19, ст. 1755; 2006, N 6, ст. 636; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3619; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7036, 7037, 7040; 2012, N 50, ст. 6965, 6966; 2013, N 30, ст. 4044, 4084; N 49, ст. 6352; N 52, ст. 6961, 6975; 2014, N 30, ст. 4219; N 49, ст. 6912, 6919; 2015, N 27, ст. 4001; 2016, N 1, ст. 41, 47) (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ);

В день увольнения застрахованного лица или в день прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" начисляются страховые взносы, страхователь обязан передать застрахованному лицу сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.3 настоящей статьи.";

45. Основанием для начала выполнения административной процедуры по вынесению решения об установлении (отказе в установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии является наличие у территориального органа ПФР сведений о выплатах, учитываемых при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, и о факте прекращения осуществления работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Э.П. Кочедыков оспаривает конституционность пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), согласно которому в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

привлечение физических лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями), за которых уплачиваются страховые взносы на финансирование накопительной пенсии (далее - застрахованные лица), для организации работы по оформлению с застрахованными лицами от имени фонда договоров ОПС в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и полномочиями, предоставленными агенту договором;

Деятельность негосударственных пенсионных фондов (в части действия федеральных законов "О негосударственных пенсионных фондах", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", "О накопительной пенсии", "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти)

Принято считать, что пенсионеры относятся к уязвимым, социально незащищенным слоям населения. Для поддержки этой наиболее возрастной категории граждан российское законодательство предусматривает множество различных мер, среди которых важное место занимают пенсионные льготы. К сожалению, пожилые люди не всегда в состоянии разобраться с теми юридическими тонкостями, с которыми сопряжено получение подобной помощи. Попытаемся разобраться, на что могут рассчитывать наши пенсионеры и как получить положенные законом льготы.


Кому положены пенсионные льготы?

Законодательство РФ предусматривает дополнительные льготы для следующих категорий пенсионеров:

  • участники боевых действий
  • инвалиды;
  • ветераны труда;
  • ликвидаторы последствий аварий на Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк»;
  • работающие пенсионеры (по возрасту);
  • лица с доходами, не достигающими уровня прожиточного минимума.

Пожилые люди, не отнесенные ни к одной из указанных выше групп, претендуют на льготы в порядке, установленном региональным законодательством. Как правило, эти льготы не имеют принципиальных отличий в различных регионах за исключением некоторой корреляции размеров выплат и пособий.


Кроме того, российские законы предполагают возможность более раннего выхода на пенсию при наличии определенных оснований. Например, по состоянию на 2017 год таким правом обладают представители ряда профессий, а также лица, осуществляющие трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, многодетные матери и т.д. Следует отметить, что преждевременный выход на пенсию не влияет на порядок получения пенсионных льгот.


Виды пенсионных льгот

Достигшие пенсионного возраста россияне могут рассчитывать на следующие меры поддержки со стороны государства:

  • улучшение жилищных условий;
  • сокращение стоимости услуг ЖКХ;
  • частичное или полное возмещение расходов на капитальный ремонт;
  • оказание социально-бытовых услуг;
  • льготный порядок медобслуживания и отпуска лекарств;
  • право на получение необходимого санаторно-курортного лечения;
  • льготный налоговый режим.

Пенсионеры, испытывающие материальные трудности, могут получить некоторую субсидию на оплату услуг ЖКХ. Также они имеют право на возмещение части средств, затраченных на капремонт многоквартирного дома.

Наиболее важным видом льгот для людей преклонного возраста являются, так называемые, оздоровительные социальное льготы, среди которых скидки при отпуске медпрепаратов в аптеках, организация бесплатного проезда к медучреждению, получение на льготной основе санаторно-курортных путевок, преимущественное право на обслуживание в организациях здравоохранения. Перечень пенсионных льгот инвалидов предусматривает право на дополнительное социально-бытовое обслуживание, а пенсионные льготы ветеранов труда, как правило, предусматривают возможность пользование услугами тех организаций здравоохранения, к которым они были прикреплены во время работы.

Также пенсионеры имеют право на льготный проезд в общественном транспорте. Размер компенсации регулируется местными законами. Как правило, человек может отказаться от приобретения проездного на льготных условиях. Тогда сумму компенсации рассматривают как прибавку к основному пенсионному пособию, выплачиваемому из федерального пенсионного фонда. Особое внимание пожилым людям следует обратить на возможность получения налоговых льгот:

  • отсутствие необходимости уплаты подоходного налога;
  • отсутствие необходимости уплаты налога на недвижимость и иное имущество;
  • получение субсидии при уплате земельного налога (до 10000 рублей);
  • освобождение от платы за подачу судебного иска;
  • налоговый вычет при приобретении жилья.

Многие россияне продолжают работать даже в весьма преклонном возрасте. Льготы пенсионерам предусматривают дополнительный двухнедельный неоплачиваемый отпуск (35 дней для ветеранов Великой Отечественной войны и 60 дней для инвалидов).Если пенсионер изъявит желание уйти на заслуженный отдых, работодатель обязан уволить его без каких-либо отработок. Кроме того, при возникновении подобной ситуации человек имеет право встать на учет в местном центре занятости, после чего ему будет выплачено единовременное денежное пособие в размере месячной заработной платы.

Все перечисленные выше льготы предоставляются по заявительному принципу. Это означает, что для их получения граждане должны самостоятельно обратиться в соответствующие государственные органы. Подтверждение права на льготы происходит по пенсионному удостоверению.


Куда обратиться и какие документы взять с собой

На федеральном уровне гражданам РФ положены определенные льготы на оплату коммунальных услуг. Вот 3 способа получить льготу и снизить квартплату.

Подтверждите статус льготника

Нужно быть причисленным к определенной категории льготников:

  • Герои РФ или СССР;
  • Герои социального или просто Труда;
  • Кавалеры ордена Трудовой Славы.

Эти люди и члены их смей полностью освобождаются от плат за содержание жилья и комуслуги.

А эти граждане могут оплачивать только 50% от стоимости коммуналки:

  • участники ВОВ;
  • ветераны, которые участвовали в боевых действиях;
  • люди, которые помогали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и те, кто там жил;
  • инвалиды.

Они платят половину, а вторую половину за них вносит государство.

На региональном уровне могут добавить льготы донорам, ветеранам труда или труженикам тыла.

Воспользуйтесь правом на субсидии

Если льготный статус оформить не получится, можно попросить субсидию. Для этой категории принципиально, какой уровень доходов у пенсионера и его семьи. Каждый регион самостоятельно рассчитывает значение доли, которую может вносить за пенсионера. Обычно максимум не превышает 22%.

Не платите за отдельные услуги

Можно изучить местное законодательство и не платить отдельные взносы, например:

  • с пенсионера, если он не собственник, не могут взыскивать взносы на капремонт;
  • пенсионер-собственник не платит за капремонт, если ему 80 лет и он живет один или с инвалидом 1-2 группы.

Какие нужны документы

  • паспорт;
  • документы, которые подтверждают право на жилье – свидетельство или выписка из ЕГРН;
  • реквизиты счета, на который будут перечисляться субсидии;
  • копии всех квитанций;
  • бумаги, в соответствии с которыми можно получить льготу.

С документами нужно обратиться в МФЦ или в местную администрацию, там подскажут, как действовать дальше.


На что можно оформить льготу

В перечень льготных услуг входят:

  • водоснабжение (холодная и горячая вода);
  • водоотведение;
  • канализация;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение.

Размер льготы или субсидии редко превышает 20%.

Срок оформления льготы и когда начнут выплачивать

Стандартно на оформление уходит до 10 дней, но в отдельных случаях может затянуться до месяца.

Читайте также: