Могут ли лишить льготной пенсии

На каких основаниях Пенсионный фонд лишает граждан пенсии или прекращает её выплату.

Пенсионное обеспечение в России не отличается выгодными для людей преклонного возраста условиями. Чтобы получить пособие на законных основаниях необходимо:

  • достичь определенного возраста, который увеличивается с каждым годом до 2025-го для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин – с 55 до 60 лет;
  • иметь минимальный стаж: по данным на 2019 год –10 лет, а к 2025 году станет 15 лет;
  • иметь минимальную сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов: для 2019 года – 16,2 балла, а к 2025 году станет 30 баллов.

Соблюдение всех вышеупомянутых требований не будет гарантией того, что начисленная пенсия будет достаточной и способной удовлетворить даже самые минимальные человеческие потребности. Высоким уровнем в России пособия не блещут и, чаще всего, несмотря на внушительный трудовой стаж по факту человек получает минимальную пенсию, не дотягивающую и до 10 000 руб.

Более того, как показывает практика, и ту малость, которую ежемесячно имеет право получать пожилой человек, могут отобрать. Конечно, не без оснований, но приятного мало. В наше время остаться без средств к существованию смерти подобно, поэтому даже эти мизерные выплаты приобретают для пенсионеров жизненно важную ценность.

В каких случаях могут отобрать пенсию

На самом деле в современной России существует не так много оснований для приостановки выплаты пенсий или причин для того, чтобы человека вовсе лишить пособия. Мы проанализировали многие возможные ситуации и отобрали самые распространенные варианты.

I. Утерянный трудовой стаж. В судебной практике были случаи, когда пенсионеры вынуждены были обращаться к третьей власти за помощью, чтобы отстоять свои права на получение пенсионного пособия. Это связано с тем, что достигнув необходимого возраста гражданин идет в Пенсионный фонд, сотрудники которого начинают проверять трудовой стаж и индивидуальные пенсионные коэффициенты. В процессе расчета оказывается, что ни того, ни другого пожилому человеку не хватает для оформления пенсии на законных основаниях, но при этом всю свою сознательную жизнь он работал, не покладая рук.

Чаще всего такая ситуация происходит с теми, чей основной трудовой стаж приходился на 90-тые годы прошлого столетия, когда некогда крепкая единая страна распалась, предприятия массово закрывались, трудовые книжки терялись порой вместе с внутренними архивными документами. Когда доказать наличие стажа гражданин не может, он вынужден обращаться за помощью в суд, который не всегда принимает сторону истца, потому что опирается на факты, подтвержденные документально, а их попросту нет. Вот и приходится человеку либо искать доказательства и добиваться истины, либо позабыть про заслуженную страховую пенсию и ждать через 5 лет социальную, продолжая работать.

II. Есть работа – нет пенсии. Согласно п. 1 и п. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» служба занятости может предложить безработным гражданам, которые воспользовались всеми предоставленными возможностями и так и не смогли трудоустроиться, назначить им пенсию досрочно. Сделать это можно не ранее чем за 2 года до наступления пенсионного возраста при соблюдении ряда требований. Но не это главное, а то, что начисленную раньше положенного времени пенсию по закону прекращают выплачивать, если гражданин найдет себе работу.

III. ПМЖ на территории другой страны. Выплата пенсии будет приостановлена, если в Пенсионный фонд поступят документы о выезде пенсионера на постоянное жительство в иностранное государство, с которым у России заключен международный договор. Согласно этому документу обязательства по пенсионному обеспечению несет то государство, на территории которого проживает пенсионер. Это возможно только при условии, если в Пенсионный фонд не поступили документы, подтверждающие, что лицо не имеет права на получение пенсии на территории указанного государства.

при получении рапорта на увольнение по льготной пенсии с указанным в нем числе могу ли я не выходить на службу после того числа указанного в рапорте даже если этот рапорт типо утерялся у них и не подписан начальником(начальник только написал резолюцию о проведении беседы со всеми его замами)чем это грозит?могут ли лишить льготной пенсии и уволить по статье?или лишить каких либо выплат?

Ответы юристов ( 1 )


Добрый день Артур!

Вам сначала нужно ознакомиться с приказом об увольнении на пенсию!

статья 58 пункт в только не найду что она подразумевает в общем плане

Положения о службе в овд? Вы служте во ФСИН?

Статья 58. Основания для увольнения из органов внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по следующим основаниям:

а) по собственному желанию;

б) по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

д) в связи с нарушением условий контракта;

е) по сокращению штатов — при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе;

ж) по болезни — на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;

з) по ограниченному состоянию здоровья — на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;

и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке;

к) за грубое нарушение служебной дисциплины;

л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел;

м) в связи с осуждением сотрудника за преступление, в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

н) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

о) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;

п) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника органов внутренних дел требованиям законодательства Российской Федерации в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

Увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах «б», «в», «г», «д» настоящей статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел.

Я думаю пункту «в»

это да по пункту в и рапорт написан и отправлен почтой.ими уже получен, но мне интересно другое могу ли я смело не выходить на работу после указанного числа в рапорте даже если на нем просто стоит резолюция начальника? там как я понимаю должна быть отметка в канцелярии и потерять его они уже не имеют права?

Там определенной порядок увольнения.

Приказ №76 от 06.06.2015

17.11. Перед представлением сотрудников к увольнению уточняются данные о прохождении ими службы, подтверждаются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении и отдельно в льготном исчислении. Согласно законодательству исчисляется выслуга лет для назначения пенсии, которая объявляется сотруднику.
17.12. О предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением (приложение 21), вручаемым сотруднику под расписку с соблюдением сроков, установленных Положением. В случае отказа сотрудника от получения уведомления кадровым подразделением составляется об этом в установленном порядке соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из уголовно-исполнительной системы направляется заказным письмом.
Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.
К участию в беседах с увольняемыми по их просьбе могут быть приглашены представители кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений.
Если в ходе беседы с увольняемыми сотрудниками ставятся вопросы, которые не могут быть разрешены соответствующими учреждениями или органами уголовно-исполнительной системы, руководители, проводящие беседы, докладывают эти вопросы на решение вышестоящего прямого начальника.

17.13. До представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на ВВК с целью установления степени годности к военной службе. Заключения ВВК учитываются при определении основания увольнения.

17.14. На сотрудников, подлежащих увольнению, соответствующими прямыми начальниками на имя начальника, имеющего право их увольнения, направляются представления к увольнению из уголовно-исполнительной системы (приложение 22). К представлению прилагаются:
рапорт сотрудника;
заключение ВВК;

17.16. Приказ об увольнении сотрудника уголовно-исполнительной системы объявляется ему под роспись. Копия приказа об увольнении сотрудника вручается вместе с предписанием о постановке на воинский учет в двухнедельный срок.

С Вами должна быть проведена вся процедура увольнения!

Вас должны вызвать в кадры до истечения этого периода!

Пенсии, если она к Вас есть, никто Вас не лишит!

Если ответ на данный вопрос Вас удовлетворил, то прошу оставить положительный отзыв(нажать на плюс) в конце моего поста!

Льготными пенсиями называют досрочные трудовые пенсии по старости, назначаемые в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[1]. Этой статьей предусмотрены льготные основания для назначения пенсий по старости отдельным категориям работников. Отступление от общего правила обусловлено предоставлением со стороны государства особой поддержки тем работникам, чья трудовая деятельность связана с тяжелыми или опасными условиями труда[2], а также тем, чьи профессии признаны социально-значимыми[3]. Преференции выражаются в виде предоставления им ряда льгот и возможностей, в том числе, льготный подсчет трудового стажа и досрочный выход на пенсию.

Однако нередки случаи, когда работники, обладающие правом на льготную пенсию, выработав необходимое количество лет, обращаются в Пенсионный фонд РФ за ее назначением, но им отказывают. И, как правило, отказывают из-за ошибок, допущенных работодателем.

В настоящей статье проанализируем самые распространенные из них, большей частью относимые к назначению льготных пенсий работникам, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения и работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

· Направление работника на курсы специализации или курсы повышения квалификации.

Повышение квалификации работников предусмотрено трудовым законодательством[4]. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяется работодателем. Более того, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. То есть обучение на таких курсах – профессиональная и производственная необходимость, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности работника и должны включаться в стаж работ для назначения льготной пенсии.

По правилам, направление работника на повышение квалификации оформляется приказом (распоряжением) руководителя о направлении на курсы (семинары)[5]. Несмотря на то, что обучение на курсах проходит с отрывом от работы, за работником сохраняется и должность и средняя заработная плата, с которой производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом включению в стаж для назначения льготной пенсии подлежит каждый такой период вне зависимости от его продолжительности.

Надо заметить, что судебная практика по этому вопросу однозначно положительная при достаточности оснований в подтверждение направления на повышение квалификации и успешного ее прохождения. Поэтому остается непонятным, почему органы Пенсионного фонда РФ, осуществляя проверку достаточности стажа для назначения льготной пенсии, выносят отрицательные решения, исключая периоды обучения на курсах повышения квалификации.

Практика:

Так, решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 8 февраля 2011 года по иску К.С. к Управлению пенсионного фонда РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга, требования о включении в специальный стаж, в том числе, периодов обучения на курсах повышения квалификации – удовлетворены. Определением кассационной инстанции решение оставлено без изменения. При этом, ввиду того, что заявитель работала в Бюро судебно-медицинской экспертизы, стаж работы в котором, согласно Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, засчитывается в льготном исчислении, указанные периоды судом включены в стаж также в льготном исчислении – один год как один год и шесть месяцев.

По другому делу, Колышлейский районный суд Пензенской области 5 марта 2008 года вынес Решение об удовлетворении требований истицы о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью – включил в ее специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Кассационная инстанция постановленное решение оставила без изменения, указав при этом, что Управление Пенсионного Фонда РФ по Колышлейскому району Пензенской области необоснованно поставило истицу в неравное положение с другими гражданами, периоды работы которых в вышеназванных должностях засчитаны в специальный стаж, что противоречит конституционному принципу справедливости, а также принципу равенства всех перед законом, закрепленному в ст. 19 Конституции РФ.

Вышеуказанные доводы аналогично применимы и к служебным командировкам работников[6], работающих на соответствующих Спискам должностях и работах, имеющих право на досрочную пенсию, и к периодам отрыва от работы в связи с участием (поездками) на конференции и семинары (короткие временные отрывы от работы). Все эти периоды также подлежат включению в стаж, при условии, что направление работника оформлено приказом, и в приказе указано основание убытия работника и сохранение за ним должности и средней заработной платы.

· Отсутствие отчислений за работника страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Нередки случаи, когда работодатель не надлежаще исполняет свои обязательства по уплате обязательных страховых взносов за работника. В результате, при подсчете стажа, необходимого для выхода на льготную пенсию, из него могут исключить даже те периоды, которые при соблюдении работодателем уплаты отчислений, бесспорно должны были бы входить в него. Под страховыми взносами понимаются взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования.

Обращаем внимание, что работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами[7]. В том числе, согласно Закону об обязательном пенсионном страховании, страхователи обязаны зарегистрироваться в установленном порядке в территориальных органах страховщика (территориальные отделы Пенсионного фонда РФ)[8], своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд[9].

Неисполнение обязательных отчислений для работодателя влечет наступление неблагоприятных последствий (санкций) в виде привлечения к ответственности, а для работника фактическое отсутствие отчислений в итоге становится причиной отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Как итог, в стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права[10].

Поэтому важно понимать, что отказ Пенсионного фонда РФ в назначении льготной пенсии по этому основанию не правомерен. Неуплата страхователем (работодателем) в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Практика:

Судебная практика по данному вопросу практически отсутствует, особенно, что касается вопросов о восстановлении пенсионных прав лицам, осуществляющим медицинскую и педагогическую деятельность. Однако проблема отказа органов Пенсионного фонда на этом основании (то есть ввиду неисполнения работодателем обязанности уплаты страховых взносов за работника в Пенсионный фонд РФ) в назначении досрочной пенсии, существует. В связи с этим, приведем в пример недавнее решение суда Московской области по данному вопросу, доводы которого, по мнению автора статьи, могут быть применимы и в отношении других категорий работников, претендующих на льготную пенсию.

Истица обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ о включении периода работы в страховой стаж при начислении пенсии. Судом в удовлетворении ее требований было отказано ввиду того, что в выписке ее лицевого счета застрахованного лица нет сведений о стаже и заработке за спорный период работы, то есть работодателем не производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд. Кассационная инстанция указанное решение отменила и удовлетворила требования истицы в полном объеме, указав, что на истицу, как на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию, не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд РФ (Определение Московского областного суда от 20.12.2011 г.).

· Нахождение работника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком.

Ситуация с периодом нахождения в отпуске по беременности и родам как правило сложностей не вызывает. В соответствии с Трудовым кодексом РФ[11] отпуск по беременности и родам оформляется листком нетрудоспособности (больничным листом), и поэтому чаще всего не исключается из стажа работниками Пенсионного фонда РФ. Продолжительность отпусков по беременности и родам по общему правилу составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов[12].

С периодом же нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком (до полутора или до трех лет) ситуация немного сложнее. Дело в том, что в настоящее время Трудовой кодекс РФ прямо оговаривает, что этот период засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения досрочной трудовой пенсии по старости[13]. Вместе с тем, законом установлено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов[14]. До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. После вступления его в законную силу (06 октября 1992 года) этот период перестал включаться.

То есть, гражданину, работающему в соответствующих Спискам должностях и учреждениях, воспользовавшемуся правом на отпуск по уходу за ребенком после изменения законодательства, этот период не будет засчитываться в льготный стаж для назначения досрочной пенсии. Эта дата действительно является пресекательной. Однако следует отметить, что период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком будет включаться в специальный стаж в том случае, когда приказ о назначении отпуска по уходу за ребенком датирован, к примеру, 05 октября 1992 года, при том - полный его период.

Практика:

Октябрьским районным судом г. Ижевска удовлетворены требования истицы, просившей суд включить в ее специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, не включенный ранее Пенсионным фондом в ее специальный стаж лечебной деятельности, вплоть до 18 сентября 1994 года (Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от 01.03.2011 г.).

По другому дел, суд также включил в стаж и обязал Пенсионный Фонд назначить истице досрочную пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. При этом указал, что отпуск по уходу за ребенком с 06.10.1992 года подлежит зачету в специальный стаж, поскольку установлено, что отпуск у истца начался до внесения изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР, т.е. до 6 октября 1992 года, и с учетом положений ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 чт. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции РФ, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (Решение Московского областного суда РФ от 08.09.2011 г.).

Вышеуказанные ошибки работодателей приводят к отказу Пенсионного фонда РФ в назначении работникам льготной пенсии. Конечно, эти периоды, в случае если они все-таки исключены из специального трудового стажа, при достаточности оснований могут быть восстановлены в судебном порядке.

В целях единства в правоприменительной практике, а также во избежание длительных судебных процессов, будет справедливым отметить, что существуют периоды, которые действительно не учитываются при подсчете стажа для назначения льготной пенсии. Речь идет об отпусках без сохранения заработной платы; периодах работы на несоответствующих утвержденным спискам должностях, работах и профессиях (если они не были предусмотрены ранее действующим законодательством); периодах работы, хотя и на предусмотренных утвержденными списками должностях, работах и профессиях, однако не имеющих официального подтверждения (без записи в трудовой книжке и при отсутствии иных подтверждающих документов) и в некоторых других случаях.

Не включаются также отпуска по уходу за ребенком, назначенные работникам после той самой пресекательной даты – 06 октября 1992 года. Поскольку так называемый «льготный» или «специальный» стаж исчисляется в календарных днях, фактически отработанных на соответствующих видах работ или в соответствующих должностях без условия непрерывности, то периоды работы на должностях, не соответствующих спискам, утвержденным Правительством РФ, даже если они имели место быть между так называемыми учитываемыми периодами работы, при условии исключения установления их тождественности и оспоримости по иным основаниям, также не включаются в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В настоящее время обсуждается принятие отдельного федерального закона, который будет регулировать назначение пенсий отдельным категориям работников – Закон о профессиональных пенсионных системах, проект которого уже внесен в Государственную Думу[15]. Отметим лишь, что связывать его с Законом о трудовых пенсиях будет то, что льготные пенсии по новому закону будут назначаться в тех случаях, если застрахованные лица проработали на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также, если лица приняты для выполнения этих работ после дня вступления в силу нового закона. Если же на дату вступления в силу Закона о профессиональных пенсиях работники, претендующие на назначение льготной пенсии, выработали необходимый стаж, условия ее назначения будут регулироваться Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

В связи с большим количеством нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение, и часто меняющимся в нашей стране законодательством, разобраться в пенсионных правах простому человеку бывает непросто. Довольно часто Пенсионный фонд отказывает в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не включая в льготный стаж определенные периоды работы.

Причиной отказа в назначении льготной пенсии может быть формальное не соответствие профессии или должности, указанной в трудовой книжке соответствующему наименованию в списках профессий, работ, производств, должностей, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия. Примеров множество: списком предусмотрена профессия монтажника по монтажу ж/б конструкций, в трудовой книжке указано "монтажник ж/б конструкций" – слова "по монтажу" отсутствуют; работник фактически работает каменщиком в постоянно действующей бригаде каменщиков, в трудовой книжке указана профессия каменщика – монтажника; вместо варщика асфальтовой массы указана профессия оператора и т.д.

Подтвердить в подобных случаях специальный стаж работы довольно сложно. Доказательством выполнения определенной трудовой функции могут служить справки от организации о характере работы, выписки из приказов, лицевых счетов и другие документы, в которых содержится указание на выполняемые вами работы или занимаемую должность, а с января 2002 года работодатель обязан указывать код льготы профессии или должности в сведениях, подаваемых в пенсионный фонд. Не стоит также игнорировать наименование и описание профессии, установленное различными квалификационными справочниками. Ст. 57 Закона РФ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ": если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот, то их наименование и квалификационные требования к ним должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках. Любые другие наименования, придуманные работодателем, являются ненормативными.

На практике нередко приходится обращаться в суд с исковым заявлением о включении указанных периодов в специальный стаж. Так, решением Советского районного суда г. Омска включены в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Правительства 1991 года периоды работы в должности каменщика-монтажника, Управление Пенсионного фонда обязано назначить и выплачивать пенсию в связи с особыми условиями труда с момента обращения. И таких примеров довольно много.

В каждом конкретном случае вопрос о назначении льготной пенсии решается индивидуально, на что указывается и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005г: судам необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Подсчет льготного стажа

Другая причина отказа - изменился порядок подсчета льготного стажа. Конституционный Суд РФ неоднократно признавал не соответствующими Конституции нормы, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством (постановления от 16 октября 1995 г. по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", определение от 5 ноября 2002г. о проверке конституционности п. "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона РФ " О государственных пенсиях в РФ").

Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом должен применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона. В настоящее время периоды работы, дающие право на досрочную пенсию, засчитываются в стаж в календарном порядке. Однако если необходимый стаж выработан до 2002 года, должен применяться действовавший на тот период порядок его подсчета. Так, по ранее действовавшему законодательству полный навигационный период на водном транспорте исчислялся в льготном порядке - за год работы. На этом основании Ленинским районным судом г. Омска признано право на досрочную пенсию машинистам, работающим в плавсоставе на судах речного пароходства с льготным порядком исчисления соответствующего стажа работы.

Порядок подачи заявления в Пенсионный фонд

Управление Пенсионного фонда по месту жительства обязано принять заявление о назначении трудовой пенсии соответствующего вида – по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, независимо от того, с какими документами Вы пришли и имеете ли Вы вообще право на получение пенсии. Все эти вопросы должны решаться после подачи заявления: Вам указывают недостающие документы и предоставляют срок, в течение которого они должны поступить в Пенсионный фонд. Решение о выплате пенсии или об отказе принимается в течение двух месяцев с момента подачи заявления.

Распространенный случай – Вас отправляют "домой", даже не принимая заявления о назначении пенсии, на словах мотивируя тем, что права на нее Вы не имеете. Сразу отметим, что эти действия незаконны и нарушают права граждан на пенсионное обеспечение. Впоследствии складывается ситуация, что такое доверие устному объяснению специалиста Пенсионного фонда и несвоевременное обращение за юридической помощью лишает человека возможности получать честно заработанную пенсию в течение нескольких лет.

В соответствие с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения в Пенсионный фонд. Днем обращения считается день подачи заявления с необходимыми документами в Пенсионный фонд. Таким образом, если момент возникновения права на пенсию и момент подачи заявления о ее назначении по времени не совпадают, Вы теряете право требовать в суде выплаты пенсии за период до момента подачи соответствующего заявления.

Комментарии, статьи, судебную практику см. в рубрике "Трудовые споры, пенсии"

Отрохова Ольга, Генеральный директор ООО Правовой центр «Логос», 30.03.2005


Пенсия по старости представляет собой форму социального материального обеспечения, выплачиваемого лицам, прекратившим трудовую деятельность в связи с достижением возраста нетрудоспособности, но согласно проводимому социально-экономическому курсу предусмотрено его постепенное повышение.

При этом некоторые категории граждан могут начать получать пенсию значительно раньше остальных. Данная льгота, в первую очередь, распространяется на тех сотрудников, работа которых связана с неблагоприятными для здоровья условиями осуществления трудовой функции, приводящими к досрочной потере трудоспособности.

Бесплатно по России

Льготный выход на пенсию в 2019 году в РФ — последние новости

Коснулись ли льготников нововведения? В 2019 году в России произошли изменения, направленные на реформирование системы социального и пенсионного обеспечения населения. Часть из них предполагает увеличение возраста, когда возникает право на пенсию.

Они были восприняты обществом неоднозначно, поскольку страховая пенсия представляет собой некую компенсацию за утраченную трудоспособность. Увеличение пенсионного возраста значительно отодвигает по времени право на получение этих выплат.

Для работников, которые вправе получать страховую пенсию по за стаж по выслуге (медики и педагоги), предусмотрена постепенная отсрочка в праве распоряжения начисленной пенсией. Так, те из них, которым выплаты начислены в 2019 году, смогут получать их только в 2020. Изменения срока отсрочки будет с каждым годом.

Для работающих на севере увеличится пенсионный возраст. По окончании реформы он составит 55 лет и 60 лет в зависимости от пола. В 2019 году «северяне» вправе выйти на пенсию в 50,5 лет и 55,5 лет соответственно.

Кому положена

Возможностью получения ранней пенсии могут воспользоваться работники, осуществляющие трудовую деятельность в неблагоприятных условиях. Перечень профессий и специальностей, предполагающих повышенную сложность, был определен еще во времена СССР, когда выделили две категории (списка) наиболее опасных видов деятельности. Регулирующий данный вопрос законодательный акт, принятый Верховным Советом Союза ССР, является действующим и поныне.

Список № 1

Список № 1 содержит перечень типов профессиональной деятельности, которые являются наиболее опасными и подрывающими здоровье за счет крайне неблагоприятных условий труда. Здесь предполагаются специалисты, трудящиеся на горнодобывающих производствах, литейных цехах, задействованные в работе с ядовитыми химическими реагентами, взрывчатыми веществами.

Право на льготную пенсию у работников данной группы мужского пола возникает после 10 лет работы в опасных условиях, что гарантировано законодательно. При этом на аналогичный же срок понижается возраст выхода на заслуженный отдых. Всего же необходимо потрудиться два десятка лет.

Женщины имеют право на льготу только при условии выработки 7,5 лет «вредного» стажа, возраст снижается на 10 лет. Общий стаж от 15 лет.


Список № 2

Список № 2 содержит перечень видов профессиональной деятельности, предполагающих тяжелые условия труда, характер которых приводит к досрочной потере трудоспособности.

К ним, кроме прочего, следует отнести специалистов, работающих на железной дороге, в строительной сфере, в области связи и т. д.

Возраст для работников этих групп снижается на 5 лет. При этом условия, при которых они вправе рассчитывать на льготу, намного более сложные. Иными словами, нужно иметь больший стаж работы как в целом, так на вредном производстве в частности.

За сотрудников, чья профессиональная деятельность связана с вредными и тяжелыми условиями труда, нужно дополнительно вносить страховые взносы:

  • из первого списка – 9%;
  • из второго списка – 6%.

Медики

Работа медиков также связана с условиями труда, представляющими определенный риск и напряженность, поэтому для них разработан и применяется льготный порядок выхода на пенсию, но при соблюдении ряда условий, в том числе касающихся места работы и занимаемой должности. Так, право на льготу дает трудовая деятельность в следующих учреждениях здравоохранения:

  • стационары;
  • поликлиники;
  • диспансеры;
  • женские консультации;
  • роддома;
  • МСЧ;
  • ФАПы;
  • СМП;
  • станции переливания крови;
  • военные госпитали и лазареты.

Сотрудники вышеозначенных учреждений должны осуществлять трудовую деятельность на должности, входящей в одну из следующих групп:

  • врачи;
  • средний медицинский персонал (медсестры, акушерки, фельдшеры, лаборанты и т. д.).

Врачи-специалисты, занимающие административные должности и не осуществляющие фактически лечебную деятельность, также вправе рассчитывать на льготу.

Для возникновения законного права и возможности получения пенсии они должны иметь стаж работы в рамках медицины не менее тридцати лет, если находятся в городе, и не менее 25 лет при работе на селе.

Педагоги

Педагогическая деятельность предполагает усиленные психоэмоциональные нагрузки, которые также приводят к ранней потере трудоспособности. В связи с этим законодательно предусмотрен ранний выход на пенсию и для этой категории работников. Как и у медиков, данная возможность зависит от выслуги лет, составляющей не менее 25 лет работы в следующих учреждениях:

  • школы (общеобразовательные, коррекционные, гимназии, лицеи);
  • учреждения дополнительного образования;
  • детские дома;
  • ССУЗы и профучилища;
  • детские сады и ясли.

Должности педагогов, дающие право на раннюю пенсию, законодательно строго определены. Среди них следует выделить следующие:

  • учителя (в том числе начальных классов);
  • директора, завучи;
  • воспитатели;
  • логопеды.


Работающие на севере

Трудовая деятельность, осуществляемая в сложных и, порой, экстремальных условиях Крайнего Севера, также предполагает начисление досрочной пенсии.

Требования, предъявляющиеся к «северянам», таковы, что стаж работы в арктических и тундровых поясах (Крайний Север) должен быть 15 лет, а в районах, которые по условиям схожи с ним, – 20 лет. При этом не следует забывать и об обязательном минимальном стаже работы в целом.

Расчет льготной пенсии

Какой-либо фиксированной суммы пенсионных выплат для льготников не существует. Их размер определяется общими показателями страхового стажа, суммами страховых взносов и накопленными страховыми баллами.


Рассчитать пенсию можно по следующей формуле:

СП – сумма страховой пенсии.

ИПК – количество пенсионных баллов.

СПБ – стоимость одного пенсионного балла.

ФВ – фиксированная выплата.
Стоимость пенсионных баллов и размер фиксированной выплаты индексируется с каждым годом. В 2019 году один балл стоит 87 рублей 24 копейки, размер выплаты 5334,19 рубля, причем для некоторых льготных категорий он еще выше.

Как оформить льготную пенсию

В этих целях назначения и оформления льготной пенсии работнику следует подать в ПФР заявление, имея на руках следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • справка о доходах;
  • справка от работодателя о льготном характере работы (не во всех случаях, а только прямо предусмотренных законом);

Срок рассмотрения заявления – 10 дней, однако при наличии спорных моментов он может быть увеличен. В случае неудовлетворения заявления возможно обеспечить свои законные интересы путем подачи иска в судейские органы.

Льготная пенсия – важная мера социальной поддержки лиц, чья профессиональная деятельность связана с тяжелыми или особыми условиями труда. Однако изменения в пенсионном законодательстве фактически будут ограничивать круг получателей льгот, так как на них смогут рассчитывать люди более старшего возраста, чем сейчас.

Более подробно о документах для оформления льготной пенсии смотрите в видео-ролике:

Читайте также: