Пенсионные льготы за радиацию

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

11 октября 2018 14:20

2595 смолян, пострадавших в результате радиационных катастроф получают пенсии и ежемесячные денежные выплаты (далее ЕДВ) через органы ПФР области согласно норм федерального законодательства. Что касается компенсационных выплат, то они устанавливаются и выплачиваются через органы социальной защиты населения.

Пенсии гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливаются согласно норм Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- законы № 1244-1, №166-ФЗ, №400-ФЗ).

Для «чернобыльцев» действующим законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости, установление пенсий по инвалидности, а также при определенных условиях предусмотрено установление двух пенсий и ЕДВ.При наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, пенсия по старости (инвалидности) устанавливается в более высоком размере в зависимости от количества иждивенцев. Также, в случае смерти такого гражданина, для нетрудоспособных членов семьи (эти категории определены законом) предоставлены более льготные условия при назначении пенсии по случаю потери кормильца

Право и величина снижения пенсионного возраста выхода на пенсию по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), напрямую зависит от статуса лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы. А именно, для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах, - возраст выхода на пенсию уменьшается на 10 лет; для принимавших участие в указанных работах в 1988-1990 годах - на 5 лет. Лицам, постоянно проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территориях, которые подверглись радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС (территориально определено законом 4 зоны), снижение возраста выхода на пенсию производится в зависимости от того, в какой зоне постоянно проживал (работал) гражданин, а также от продолжительности проживания (работы) в этой зоне.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин. Таким образом, законодательством ограничена максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости на 10 лет).

Согласно Закону № 1244-1, пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом «О страховых пенсиях» при наличии определенной продолжительности страхового стажа ( в 2018г –не менее 9лет и постепенно такой стаж увеличивается к 2024г до 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента- балла (в 2018- не менее 13,8 балла, к 2025-не менее 30), или в соответствии с Законом №166-ФЗ- при стаже не менее 5 лет.

С 01.01.2015 г. по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом №1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Таким образом, пенсии по старости могут быть назначены в соответствии с Законом №1244-1 бессрочно.

Следует учитывать, что пенсии по старости, назначенные по Закону №1244-1, размер которых определялся в порядке, предусмотренном Законом №400-ФЗ, страховыми не являются и подлежат индексации (корректировке) в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, независимо от факта работы граждан.

Право на установление пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению (по нормам Закона 166-ФЗ) имеют граждане, признанные инвалидами I, II и III группы инвалидности с причиной инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Причем, при определении права на пенсию по инвалидности продолжительность трудового стажа не имеет значение (достаточно иметь хотя бы один день трудового стажа).

Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению по этому же закону с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет ( т.е мужчинам при достижении возраста 50 лет, женщинам- 45 лет), при наличии не менее 5-ти лет трудового стажа.

Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по Закону № 166-ФЗ. Необходимым условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца (далее- СПК) является наличие у умершего кормильца трудового стажа любой продолжительности (в случае отсутствия трудового стажа такие нетрудоспособные приобретают право на установление социальной пенсии по потере кормильца).

К гражданам, члены семьи которых в случае их смерти имеют право на пенсию по СПК, относятся:

  • - получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • - инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • - участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.

При этом, в целях определения права на пенсию по СПК в случае смерти указанных выше граждан, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца являются:

- нетрудоспособные родители (достигшие возраста 60 лет и 55 лет отец и мать соответственно либо моложе этого возраста, в случае установления им инвалидности) - независимо от нахождения на иждивении;

  • - дети до 18 лет - независимо от нахождения на иждивении, а также учащиеся дети в возрасте старше 18 лет по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет - в случае нахождения на иждивении умершего родителя;

- супруг (жена, муж), занятый уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет, - независимо от нахождения на иждивении и факта работы;

- супруг (жена, муж) по достижении возраста 50 лет (жена) и 55 лет (муж) либо ранее указанного возраста в случае установления инвалидности - независимо от нахождении на иждивении и времени, прошедшего со дня смерти кормильца;

  • - дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.

Указанным выше нетрудоспособным членам семьи может быть одновременно установлена пенсия по случаю потери кормильца (по нормам ст.10,17 Федерального Закона № 166-ФЗ) и страховая пенсия по старости, или страховая пенсия по инвалидности, или социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, устанавливаемой в связи со смертью кормильца).

Инвалидам «чернобыльцам» вследствие военной травмы предоставлено право на одновременное назначение двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности от военной травмы по государственному пенсионному обеспечению. При этом, назначение второй страховой пенсии по старости может быть осуществлено, как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (балла), определенной законом с учетом переходных норм ( в 2018г- не менее 13,8 балла, к 2025году- в размере не менее 30 баллов).

Членам семьи умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по СПК как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

В этом случае причина связи смерти с военной травмой должна быть подтверждена заключением медико-социальной экспертизы.

Федеральным законом от 03.10.2018г №350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2019г, внесены изменения в пенсионное законодательство, предусматривающие с указанной даты поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию. Следует отметить, что на граждан, пострадавших в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, увеличение пенсионного возраста не распространяется. Для них пенсионный возраст останется прежним.

Справочно: при возникновении вопросов за консультацией следует обращаться в территориальный орган ПФР Смоленской области по месту проживания.

Тел горячей линии Отделения- 62-19-28

11.10.2018г Государственное учреждение- Отделение ПФР по Смоленской области

Ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, назначается на основании Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в дальнейшем по тексту - Закон N 1244-I) следующим категориям граждан:

Размер ежемесячной денежной выплаты чернобыльцам с 1 февраля 2020 года

  • Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы
    • Размер ЕДВ - 2782,67 руб.
  • Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Размер ЕДВ - 2227,55 руб.
  • Ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы 1986-1987 гг.
    • Размер ЕДВ - 2782,67 руб.
  • Ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы 1988-1990 гг.
    • Размер ЕДВ - 2227,55 руб.
  • Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения
    • Размер ЕДВ - 2227,55 руб.
  • Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение
    • Размер ЕДВ - 556,88 руб.
  • Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Размер ЕДВ - 556,88 руб.
  • Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы
    • Размер ЕДВ - 556,88 руб.
  • Дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона от 15.05.1991 г. №1244-I, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей
    • Размер ЕДВ - 1391,34 руб.
  • Дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, ставшие инвалидами
    • Размер ЕДВ - 2782,67 руб.
  • Дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей
    • Размер ЕДВ - 2227,55 руб.
  • Дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом
    • Размер ЕДВ - 836,24 руб.
  • Рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, ставшие инвалидами
    • Размер ЕДВ - 2782,67 руб.
  • Рабочие и служащие, а также военнослужащих, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения
    • Размер ЕДВ - 2227,55 руб.

Если гражданин имеет право одновременно на ЕДВ по нескольким основаниям, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по одному из оснований по его выбору. Однако лица, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом N 1244-1 могут получать ЕДВ одновременно по двум основаниям.

Недавно очень многие в России с увлечением смотрели изрядно нашумевший сериал "Чернобыль". Не буду обсуждать его достоинства и недостатки, это - дело участников тех событий и зрителей. Однако убеждена: появление этого фильма на наших экранах было полезно уже потому, что напомнило многим про.

Госдума рассмотрит в третьем окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогообложения отдельных категорий работников правоохранительных органов.

Самый простой способ уменьшить оплату за коммунальные услуги - оформить соответствующие льготы. Но, к сожалению, нет единого закона, где бы перечислялись все категории граждан, имеющие право на субсидии или компенсации при оплате коммунальных услуг. Эта информация разбросана по разным законам. Специально.

В.Г. БЕЛЯКИН,
нач. отд. льготного пенсионного обеспечения Минтруда России.

Источники ионизирующих излучений и их характеристики
Льготное пенсионное обеспечение работников здравоохранения, работающих с радиоактивными веществами
Пенсионные льготы работникам всех отраслей экономики, где используются источники определенной активности на рабочем месте

Пенсионные льготы работникам указанной категории предоставляются по разд. XIX “Учреждения здравоохранения” Списка № 1, разд. XXIV “Учреждения здравоохранения и cоциального обеспечения” Списка № 2, разд. XXII “Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами” Списка № 1 и разд. XXXII “Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений и бериллием” Списка № 2, а также по разделам XXIV и XXXIV “Атомные энергетика и промышленность” Списков № 1 и № 2 соответственно.

Эти разделы распространяются на работников предприятий, учреждений, лабораторий и других организаций, которые производят (добывают), обрабатывают, применяют, хранят, транспортируют радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений, перерабатывают и обезвреживают радиоактивные отходы, производят монтаж и наладку оборудования, приборов, аппаратов и установок, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, а также устройств, генерирующих ионизирующее излучение.

Следует иметь в виду, что работникам шахт и рудников, занятым подземной добычей сырья, содержащего радиоактивные вещества, досрочная трудовая пенсия по старости назначается по разд. I “Горные работы” Списков № 1 и № 2. Определенной категории работников, осуществляющих работы по добыче, может назначаться досрочная трудовая пенсия по старости на условиях, предусмотренных в подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

В соответствии с нормами радиационной безопасности (НРБ-96), утв. постановлением Госсанэпиднадзора России от 19.04.96 № 7, источником ионизирующего излучения является как радиоактивное вещество, так и устройство, способное испускать ионизирующее излучение.

Радиоактивным называется вещество (материал) в твердом, жидком или газообразном состоянии, содержащее радионуклид или смесь радионуклидов и способное испускать ионизирующее излучение. Радионуклид представляет собой радиоактивный изотоп определенного химического элемента. Радиоактивные вещества в отраслях экономики используются как в открытых, так и в закрытых источниках ионизирующих излучений. В зависимости от их природы радиоактивные вещества могут испускать излучение одного или одновременно нескольких типов, известных как альфа-, бета-, гамма-излучения.

Радиоактивные вещества, встречающиеся в природе, называются естественными радиоизотопами, а радиоактивные вещества, получаемые в ядерных реакторах и ускорителях элементарных частиц, относятся к искусственным радиоизотопам. И те и другие находят применение при использовании ядерной энергии в мирных целях. Искусственные радиоизотопы, благодаря их многообразию и относительно низкой стоимости, широко применяют в различных отраслях промышленности, медицине, научных исследованиях.

Радиоактивные вещества могут использоваться (применяться) в любом состоянии: твердом, жидком, газообразном. Их можно также применять в виде компактных металлов, сплавов, порошков, различных химических соединений, растворов, газообразных веществ.

Что является вредным фактором при работе с радиоактивными веществами?

Вредными факторами при работе с радиоактивными веществами являются: внешнее облучение за счет внешнего воздействия на работников радиоактивных (ионизирующих) излучений; внутреннее облучение, обусловленное поступлением радиоактивных веществ в организм человека через органы дыхания, пищеварения, кожный покров.

Источники ионизирующего излучения могут быть как природного, так и техногенного (излучения, специально созданные для полезного использования или являющиеся побочным продуктом технической деятельности) происхождения.

Ионизирующие источники бывают открытыми и закрытыми. Устройство закрытого источника исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа. При использовании открытого источника возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду.

Рентгеновские трубки, ускорители, генераторы и другие технические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, не являются радионуклидными источниками, т. е. содержащими радиоактивные вещества. В отличие от радиоактивных источников, эти устройства испускают ионизирующее излучение только во включенном состоянии.

В каком порядке и кому из работников здравоохранения, работающих с радиоактивными веществами, источниками ионизирующего излучения, предоставляется право на досрочное назначение пенсии по старости?

Льготное пенсионное обеспечение по разд. XIX Списка № 1 и разд. XXIV Списка № 2 предоставляется работникам учреждений здравоохранения, которые постоянно и непосредственно заняты с радиоактивными веществами, а также на гамма-терапевтических аппаратах и рентгеновских установках.

В соответствии с разд. XIX Списка № 1 досрочная трудовая пенсия по старости назначается работникам независимо от наименования их профессии или должности, постоянно и непосредственно занятым с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, а также на гамма-терапевтических аппаратах.

Пенсия по разд. XXIV Списка № 2 устанавливается работникам учреждений здравоохранения, непосредственно занятым с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ. К ним относятся медицинские работники, занятые приготовлением и отпуском радоновых ванн, а также работники на обслуживании больных, заряженных радиоактивными веществами, работники радиологических отделений больниц.

Рабочим местом в данном случае является место (помещение) пребывания персонала для выполнения производственных функций в течение не менее половины рабочего времени или 2 ч подряд. Если работы с радиоактивными веществами выполняются на различных участках помещения, то рабочим местом считается все помещение.

Как отмечалось выше, в Списке № 1 предусмотрены работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно занятые на гамма-терапевтических аппаратах. Эти работники осуществляют лечение больных методом лучевой терапии с применением радиоактивных веществ непосредственно на указанных аппаратах. При этом они обеспечивают подготовку аппарата к работе, укладывают больных под аппарат, производят центрацию рабочего пучка, а также другие работы, связанные непосредственно с обслуживанием гамма-терапевтических аппаратов.

К работникам, осуществляющим работы непосредственно на указанных аппаратах, не относятся санитарки, поскольку в их обязанности входят: подготовка к работе и уборка кабинетов; сопровождение больных после проведения лечебного сеанса, сдача белья и другие работы, не связанные с непосредственным обслуживанием гамма-терапевтических аппаратов.

Врачи-рентгенологи приобретают право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 (разд. XIX) независимо от того, в каком кабинете, отделении или медицинском учреждении они заняты.

Несколько по-другому решается вопрос о пенсионных льготах по Списку № 1 других врачей, которым приходится работать с рентгеновскими аппаратами или во время работы находиться под воздействием рентгеновского излучения. Они приобретают право на пенсионные льготы при условии, если постоянно заняты только в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах.

Рентгенолаборантам, как и врачам-рентгенологам, досрочная трудовая пенсия по старости по Списку № 1 (поз. 12300000–24577) назначается также независимо от того, в каком кабинете, отделении или подразделении медицинского учреждения они заняты.

Старшие рентгенолаборанты относятся к среднему медицинскому персоналу, и поэтому пенсионные льготы им предоставляются по Списку № 1 (поз. 12300000–24713) как среднему медицинскому персоналу, постоянно занятому в рентгеновских отделениях (кабинетах) или в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах, что должно подтверждаться соответствующими документами.

В целях специализированной медицинской помощи больным сердечными, сосудистыми, легочными и прочими заболеваниями, связанными с нарушением кровообращения, для проведения комплексных рентгенофункциональных исследований на современном уровне организованы центры по контрастным методам рентгенологического исследования (ангиографии) в составе рентгеновских отделений лечебно-профилактических учреждений. Персонал таких центров состоит в штате рентгенологических отделений. Работникам центров по контрастным рентгенологическим исследованиям льготное пенсионное обеспечение устанавливается по Списку № 1 (разд. XIX) как персоналу рентгенологических отделений.

В соответствии с разд. XXII и разд. XXXII Списков № 1 и № 2 соответственно льготное пенсионное обеспечение предоставляется работникам предприятий и организаций всех отраслей экономики (в некоторых случаях работникам НИИ, конструкторских и опытно-конструкторских организаций, а также лабораторий), где применяются и используются радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений.

Имеет ли значение уровень радиационной активности на рабочем месте для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости? На работников каких отраслей экономики распространяются пенсионные льготы?

При рассмотрении вопроса об установлении работникам права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 1 разд. XXII Списка № 1, который распространяется на предприятия всех отраслей экономики, научно-исследовательские институты, лаборатории (в т. ч. и центральные заводские), конструкторские и опытно-конструкторские организации и медицинские учреждения, нужно иметь в виду следующее.

Указанные в подразд. 1 разд. XXII Списка № 1 условия, необходимые для определения права на пенсионные льготы, а именно – постоянная занятость в условиях радиационной или бериллиевой вредности отработкой или совершенствованием техпроцессов промышленной добычи, переработки радиоактивного сырья, промышленного использования атомной энергии, промышленного или опытного получения радиоактивных веществ, бериллия и изделий из них, – относятся к рабочим, руководителям и специалистам, постоянно работающим как в опытных цехах, так и на опытных, опытно-производственных и укрупненных лабораторных установках.

Например, работники соответствующего НИИ, работающие в условиях радиационной вредности на установках в лабораторных условиях, будут иметь право на льготное пенсионное обеспечение по данному основанию, если заняты на укрупненных лабораторных установках отработкой или совершенствованием технологических процессов промышленной добычи, переработки радиоактивного сырья, промышленного использования атомной энергии, промышленного или опытного получения радиоактивных веществ, бериллия и изделий из них.

В подразд. 3 разд. XXII Списка № 1 предусмотрены рабочие, руководители и специалисты, которым пенсионные льготы предоставляются, если они заняты постоянно на приемке, перетаривании, расфасовке, хранении и выдаче радиоактивных веществ и источников с активностью свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ в условиях радиационной вредности.

К этой категории нельзя относить работников, которые не заняты непосредственно на выполнении указанных работ в хранилищах и на складах радиоактивных веществ; например, работников службы охраны территории складов и хранилищ.

Аналогично рассматривается вопрос о льготном пенсионном обеспечении работников складов и хранилищ радиоактивных веществ на предприятиях атомной промышленности и энергетики.

На каких условиях досрочно назначается трудовая пенсия работникам, занятым ремонтом оборудования, работающего в учреждениях здравоохранения?

Как указывалось выше, работникам учреждений здравоохранения, занятым с радиоактивными веществами определенной активности на рабочем месте, пенсия назначается по разд. XIX и XXIV соответственно Списков № 1 и № 2. В этих разделах не указан ремонт. Работникам, занятым ремонтом оборудования, работающего в учреждениях здравоохранения, пенсия может назначаться в соответствии с подразд. 1 разд. XXII Списка № 1 и в соответствии с подразд. 2 разд. XXXII Списка № 2, если они работают в таких же условиях, что и работники, занятые непосредственно с радиоактивными веществами определенной активности на рабочем месте.

Не следует забывать, что подразд. 2 разд. XXII Списка № 1 распространяется только на рабочих, руководителей и специалистов, постоянно занятых эксплуатационными и экспериментальными работами в условиях радиационной вредности на исследовательских, транспортных, опытно-промышленных атомных и других реакторах и установках, указанных в этом подразделе. К этим работникам не относятся рабочие и специалисты промышленных санитарных лабораторий предприятий и организаций, медицинских учреждений и инспекций Госпроматомнадзора России и ведомственных служб радиационной безопасности, постоянно занятые обслуживанием атомных реакторов. Для них, как и для рабочих и специалистов, занятых обслуживанием атомных станций и производств радиоактивных веществ и бериллия, льготное пенсионное обеспечение установлено по Списку № 2 (разд. XXXII, подразд. 4).

Не пользуются правом на пенсионные льготы в соответствии с этим подразделом и работники, занятые на промышленных атомных реакторах и других перечисленных в нем установках. Таким работникам пенсионные льготы установлены по разд. “Атомные энергетика и промышленность” Списков № 1 и № 2. Правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 (разд. XXII, подразд. 2) пользуются также работники НИИ, лабораторий, конструкторских и опытно-конструкторских организаций, занятые на работах, предусмотренных данным подразделом.

Работникам, постоянно и непосредственно занятым на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий, пенсия по Списку № 1 (разд. XXII, подразд. 5) назначается независимо от того, какие материалы и изделия они просвечивают в промышленности и в строительстве.

Право на пенсионные льготы в соответствии с данной позицией Списка № 1 дают работы не только по непосредственному просвечиванию материалов и изделий, но и по транспортировке и установке этих установок на рабочем месте, а также работы по текущему ремонту.

Работникам же, постоянно и непосредственно занятым на рентгеновских установках, пенсия по Списку № 1 в соответствии с указанным разделом назначается, если они работают только в промышленности (в т. ч. на регулировке и наладке этих установок). Таким правом пользуются и работники лабораторий, занятые на рентгеновских установках в промышленности.

Работы на рентгеновских установках могут выполняться как в цеховых рентгеновских лабораториях (кабинетах), так и в рентгеновских лабораториях (кабинетах) центральных заводских лабораторий (ЦЗЛ). Поэтому работники лабораторий (кабинетов) ЦЗЛ, постоянно занятые выполнением контрольных операций на рентгеновских установках согласно технологическому процессу, а также регулировкой и наладкой рентгеновского оборудования, также могут пользоваться правом на пенсионные льготы в соответствии с данным разделом Списка № 1. Следует иметь в виду, что ремонт и монтаж рентгеновского оборудования права на пенсионные льготы не дают.

Аналогично должен рассматриваться вопрос о льготном пенсионном обеспечении работников, состоящих в штате ЦЗЛ, но постоянно работающих на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий согласно технологическому процессу производства.

Нормативная база:

  • Федеральный закон от 09.01.96 № 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения”
  • Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”
  • Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 “Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение” (с изм. и доп.)
  • Постановление Госкомсанэпиднадзора России от 19.04.96 № 7 “Об утверждении и введении в действие норм радиационной безопасности – НРБ-96”

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Кроме компенсационных выплат Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) также предусмотрен ряд льгот для граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы. Основное отличие компенсаций от льгот - компенсации - это дополнительные выплаты, а льготы – преимущества, предоставляемые определенным категориям граждан, например, установка телефона вне очереди, бесплатный проезд на транспорте, дополнительный отпуск и так далее.

Рассмотрим некоторые виды льгот, предусмотренные Законом №1244-1, при предоставлении которых зачастую возникает вопросы, связанные с налогообложением, и их неоднозначное толкование.

Нужно помнить, что статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, отнесены:

«1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Таким образом, суммы, выплачиваемые работникам и не являющиеся компенсациями, являются объектом обложения НДФЛ.

В соответствии со статьей 238 НК РФ не являются объектом налогообложения ЕСН:

«1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Относительно ЕСН существуют две точки зрения. С одной стороны, суммы, не отнесенные к компенсациям, выплачиваются в связи с предоставляемыми гражданам льготами и, следовательно, являются объектом обложения ЕСН. Однако статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что все расходы, связанные с реализацией его положений, финансируются из федерального бюджета и организациям, осуществляющим выплаты своим работникам в рамках Закона №1244-1, их расходы возмещаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, суммы, выдаваемые работникам, как в порядке компенсации, так и в связи с предоставлением льгот, выплачиваются не из средств организации, а в рамках целевого финансирования и не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Поэтому данные выплаты могут не включаться в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Кроме того, остается открытым вопрос об источнике, за счет которого должен быть начислен ЕСН. Суммы ЕСН, начисленные в данном случае, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в налоговом учете и не могут быть отнесены на себестоимость в бухгалтерском. Как правило, ЕСН начисляется за счет того источника, за счет которого произведены выплаты. Выплата денежных сумм в связи с предоставлением льгот осуществляется за счет целевого финансирования из федерального бюджета. Однако, хотя статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что организациям возмещаются «расходы, связанные с реализацией положений Закона» (а суммы начисленного ЕСН являются расходами, связанными с выплатой гражданам сумм в связи с предоставленными льготами), возмещение организациям сумм начисленного и уплаченного ЕСН законодательно не предусмотрено.

Тем не менее, поскольку позиция налоговых органов однозначна – все выплаты, не относящиеся к компенсациям, являются объектом обложения ЕСН. Организация, не начисляющая на эти суммы ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ, должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Эта льгота предоставляется:

¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

¨ инвалидам вследствие катастрофы;

¨ участникам ликвидации последствий катастрофы.

Доплата производится до момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Начисление доплаты оформляется бухгалтерской проводкой:

Статьей 182 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) такая доплата отнесена к гарантиям, поэтому не считается компенсационной выплатой. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ, согласно которой гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Отнесение этой доплаты к льготам следует из буквального прочтения первого абзаца статьи 15 Закона №1244-1.

Соответственно, сумма доплаты должна включаться в налогооблагаемый доход граждан и с нее должен быть исчислен и удержан НДФЛ.

Относительно начисления ЕСН – смотрите выше.

¨ 21 календарный день (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим в зоне отселения, до их переселения в другие районы - с 26 апреля 1986 года;

¨ 14 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение - с 26 апреля 1986 года;

¨ 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда):

ü лицам, работающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, - со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, - со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы), - до 2 декабря 1995 года;

¨ 14 календарных дней:

ü лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

ü участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах;

ü гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (статьи 14, 15, 17 Закона №1244-1).

Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, размер которого Законом №1244-1 не установлен.

Начисление оплаты дополнительного отпуска оформляется бухгалтерской проводкой:

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Так как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является льготой, суммы оплаты дополнительного отпуска на наш взгляд являются доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

Кроме того, в соответствии с Законом №1244-1 гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ. Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (Письмо МНС Российской Федерации от 6 мая 2004 года №04-2-07/4 «О налогообложении доходов физических лиц»).

Но налоговые органы придерживаются иной точки зрения. По мнению налоговиков, суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного статьями 14 и 19 Закона №1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следует отнести к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Исходя из изложенного, по мнению МНС, выплаты по дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Такая точка зрения изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2004 года №03-05-02-04/23. По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155).

Исходя из вышеизложенного, организациям, не облагающим дополнительные отпуска «чернобыльцам» налогом на доходы, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам. Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21.

Согласно статье 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. В связи с этим считаем, что выплачиваемая организацией работнику сумма денежной компенсации взамен дополнительного отпуска в данном случае не может формировать финансовые результаты деятельности организации, так как подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете данные операции.

Пример 1.

Работнику ООО «Феникс» Котову П.К., принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в отчетном месяце предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и на основании его письменного заявления выплачивается денежная компенсация взамен 14 дней дополнительного отпуска в размере 3556 рублей. Котов П.К. имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей:

Читайте также: