Письмо минтруда рф от 28 сентября 1992 г n 1910 рб о льготном пенсионном обеспечении


Медицинским работникам независимо от возраста может быть назначена досрочная пенсия при выработке необходимого трудового стажа в сфере здравоохранения. Если такие работники имеют требуемые стаж работы во вредных или тяжелых условиях труда и страховой стаж, пенсия им назначается по достижении определенного возраста, но ранее общеустановленного.

Как правило, назначение страховой пенсии по старости до достижения лицом общеустановленного пенсионного возраста (далее - досрочной пенсии) обусловлено выполнением им определенной работы или принадлежностью к определенным социальным категориям граждан. В частности, право на досрочную пенсию имеют медицинские работники, однако условия ее назначения могут различаться, о чем пойдет речь далее. В любом случае для назначения пенсии необходимо наличие установленного размера индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), величина которого в 2019 г. должна быть не ниже 16,2 (ст. ст. 30 - 32, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Условия назначения медицинским работникам досрочной пенсии

Для назначения медицинским работникам досрочной пенсии продолжительность их лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения должна составлять (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

-не менее 25 лет - в сельской местности и поселках городского типа или

-не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Вместе с тем с 01.01.2019 досрочная пенсия медицинским работникам может быть назначена не ранее чем через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев. Однако, если такие лица приобретут стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше. Возраст медицинского работника для назначения пенсии значения не имеет (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; Приложение № 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Например, врач, стаж которого в первой половине 2019 г. достигнет 25 лет (30 лет), сможет выйти на пенсию через шесть месяцев, то есть уже во второй половине 2019 г. Если необходимый стаж будет выработан в 2021 г., право на пенсию возникнет через три года, то есть не ранее 2024 г. (Информация ПФР "Что нужно знать об изменениях в пенсионной системе").

Условия назначения досрочной пенсии медицинским работникам, работающим во вредных и тяжелых условиях труда

Медицинским работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, досрочная пенсия назначается на особых условиях. К таким условиям относятся достижение определенного возраста (для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет), наличие выработки на вредных работах (соответственно не менее 10 лет и 7,5 лет) и страхового стажа (соответственно не менее 20 лет и 15 лет). В случае отработки на вредных работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

К медицинским работникам, которые досрочно могут выйти на пенсию по данному основанию, относятся, в частности, врачи-рентгенологи, а также врачи, постоянно занятые в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; пп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665; разд. XIX Списка № 1, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение").

Кроме того, возможность досрочно выйти на пенсию есть у медицинских работников, имеющих стаж работы с тяжелыми условиями труда. Для этого они должны достичь возраста 55 лет и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), проработать на таких работах соответственно не менее 12,5 лет и 10 лет и иметь страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае отработки на тяжелых работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые два с половиной года такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

К работникам, которые могут выйти на пенсию досрочно по данному основанию, относятся, в частности, работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях и кабинетах.

Также работа младшего и среднего медицинского персонала в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях (в том числе в интернатах) относится к работе с тяжелыми условиями труда, дающей право на досрочную пенсию по старости. Такое же право предоставлено медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665; пп. "а", "в" разд. XXIV Списка № 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10; Письмо Минтруда России от 28.09.1992 № 1910-РБ "О льготном пенсионном обеспечении").

Отметим также, что изложенные условия назначения досрочной пенсии применяются, если условия труда медицинских работников подтверждены действительными результатами аттестации рабочих мест (до 31.12.2018) либо соответствовали вредному или опасному классу условий труда согласно результатам специальной оценки условий труда (ч. 6 ст. 30, ч. 8 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

По материалам ("Электронный журнал "Азбука права", 2019)

2250600б-23607 Механики цехов, отделений, участков
2250600б-23619 Микробиологи, в том числе цеховых лабораторий
2250600б-23901 Начальники отделений и их заместители
2250600б-24043 Начальники смен
2250600б-24097 Начальники участков (установок)
2250600б-24125 Начальники цехов и их заместители
2250600б-25062 Технологи
2250600б-25174 Фармакологи, в том числе цеховых лабораторий
2250600б-25211 Химики, занятые в производстве и цеховых
лабораториях
22600000 XXIV. УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
22600000-1754а Работники, занятые в противочумных учреждениях
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся назначения льготных пенсий среднему и
младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему
больных, см. Указание Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 N 1-31-У.
22600000-1754б Работники, непосредственно обслуживающие
больных:
2260000а а) в туберкулезных и инфекционных учреждениях,
отделениях, кабинетах:
2260000а Средний медицинский персонал
2260000а Младший медицинский персонал
2260000б б) в лепрозориях:
2260000б Средний медицинский персонал
2260000б Младший медицинский персонал
Письмом Минтруда РФ от 28.09.1992 N 1910-РБ разъяснено, что
младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических,
психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов
многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских
учреждений льготные пенсии следует назначать по Списку N 2,
разделу XXIV.
2260000в в) в психиатрических (психоневрологических)
лечебно - профилактических учреждениях и
отделениях домов ребенка:
2260000в Младший медицинский персонал
2260000в Средний медицинский персонал
2260000г г) в домах - интернатах для психических
больных, детских домах - интернатах для
умственно отсталых детей системы социального
обеспечения:
2260000г Средний медицинский персонал
2260000г Младший медицинский персонал
2260000д д) в подземных больницах, расположенных в
отработанных соляных шахтах:
2260000д Врачи, средний и младший медицинский персонал
2260000д Рабочие, постоянно работающие под землей для
поддержания в нормальном состоянии шахтных
выработок больниц
2260000е е) в ожоговых и гнойных отделениях:
2260000е Врачи, средний и младший медицинский персонал
2260000ж ж) в отделениях и кабинетах химиотерапии
онкологических учреждений (подразделений):
Письмом Минтруда РФ от 20.10.1992 N 2010-РБ разъяснено, что
врачам, младшему и среднему медперсоналу гематологических
учреждений (подразделений), постоянно занятым лечением
химиопрепаратами опухолей системы крови, льготные пенсии следует
назначать по Списку N 2, разделу XXIV.
2260000ж Врачи, средний и младший медицинский персонал
2260000ж Младший медицинский персонал в детских
онкологических отделениях
22600000-1754в Работники учреждений здравоохранения, постоянно
и непосредственно работающие с радиоактивными
веществами с активностью на рабочем месте не

Полезные документыДействующая редакция | На главную



Последние записи

  • Единый тарифно-квалификационный справочник
  • Полный список всех выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника профессий
  • Списки льготных профессий, должностей №1 и №2

Страницы

Метки

Только самые полезные и актуальные документы. "Помощник кадровика" 2006-2012. Страницы (RSS).

Как получить права, тренировка знаний по ПДД 2014 онлайн, экзаменационные билеты и ответы на экзамен. | Все бестселлеры, список лучшей литературы скачать книги онлайн в электронной библиотеке для смартфона, планшета, электронной книги на Android и iPhone, iPad.

Юрист, взявшийся за пенсионный спор, например по оспариванию решения пенсионного органа об отказе в назначении «льготной» пенсии, сразу сталкивается со специфической проблемой. По этой категории споров существует огромная нормативно-правовая база, включающая большое число НПА разного уровня, причем применяются НПА с 50-х годов прошлого века. Первое впечатление, тонешь в таком количестве руководящих документов.

Но основных документов общего характера по особым условиям труда не так много. Основные постоянно проходят в судебных решениях. И есть еще (плюсом) важные разъясняющие, помогающие. Вот они очень нужны юристам, работающим по пенсионным спорам.
Владение данными НПА поможет юристу хорошо ориентироваться в предмете спора.

Давайте сформируем актуальный список:

1. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской федерации» (ст. 27 и 28)

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

3. «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях», утвержденные Постановлением Кабинета Министров РСФСР N 10 от 26 января 1991 года.

4. «Списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»

7. Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (ред. от 01.10.1999) "Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР „О государственных пенсиях в РСФСР“ право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5)

8. Постановление Правительства РФ N 537 от 18 июля 2002 года "Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10) (с изменениями от 09 августа 1991 года).

9. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 (в редакции Постановлений от 08.08.2003 года N 474 и от 17.10.2009 года N 817) (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»

10. Разъяснение Минтруда РФ от 22 мая 1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»

11. Указание Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР „О государственных пенсиях в РСФСР“ при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»

12. Минсоцобеспечения РСФСР от 22.03.1979 N 1-52-И «О подтверждении права на льготное пенсионное обеспечение» (вместе с «Методическими рекомендациями по применению имеющихся на предприятиях и в организациях документов для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда в соответствии со Списками N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173»)

13. Информационное письмо Минтруда РФ N 3073–17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000

14. Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек»

15. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»)


Коллеги давайте набросаем хотя бы круг основных. Их не так много. Предлагайте для включения свои НПА. Желательно с указанием, что мы в них используем конкретно.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (За выслугу лет доплата к пенсии по старости либо по выбору пенсионера, связывается с особыми условиями труда);
ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
ст. 30 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
ст.2 Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
ст.36 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";
ст.23 Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности";
Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации";
Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности";
Указ Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями";
Постановление Правительства РФ от 14.03.2003 N 155 "Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии";
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781
(ред. от 26.05.2009)
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 02.11.2009 N 883
"О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава";
Постановление Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (вместе с "Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию", "Правилами финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях").

Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" По вопросу, касающемуся порядка применения Списка, утвержденного данным документом, см. Постановление Минтруда РФ от 20.05.1994 N 39.; Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"; Постановление Правительства РФ от 07.07.1992 N 467 "Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности" Список работ (профессий и должностей), утвержденный данным документом, применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537).; Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" По вопросу, касающемуся порядка применения Списка, утвержденного данным документом, см. Указание Минсоцзащиты РФ от 17.07.1992 N 1-54-У.; Постановление Правительства РФ от 01.10.2001 N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 установлено, что при досрочном назначении трудовых пенсий по старости лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях МЧС РФ и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются перечни должностей и специальностей работников, утвержденные данным документом.; Указ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Это для затравки :) С уважением.


Александр, Вы своими двумя постами как нельзя лучше подтвердили основной тезис темы: нормативно-правовая база по пенсионным спорам очень обширна.
Как я понимаю, она не охватывается приведенным Вами списком и на 10%!


Аналогом Информационного письма Минтруда РФ N 3073–17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000, указанного в п.13 нашего списка, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 N 440 "Об установлении тождества отдельных наименований должностей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2005 N 6865).

Только в первом случае устанавливается тождество меду наименованиями профессий "Электрогазосварщик" и "Газоэлектросварщик", а во втором установливается тождество наименований должностей "воспитатель школьной группы", "воспитатель школьного отделения", "воспитатель дошкольной группы", "воспитатель дошкольного отделения", "воспитатель логопедической группы", "воспитатель речевой группы", "воспитатель специальной (коррекционной) группы", "воспитатель коррекционной группы", "воспитатель группы коррекции" и т.д.

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда работникам трудовая пенсия по старости назначается в районе возраста, определенного данным Законом для трудовых пенсий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно закреплен данный перечень, установлен список должностей и работ, однако на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, отказывают в таковом. Причины тому самые разнообразные.

Наиболее частые из них:

- ненадлежащее оформление трудовой книжки — 36%

- в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда — 52%;

- отсутствие штатного расписания — 2%;

- в числе страхователей, имеющих рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, работодатель не значится — 2%;

- отсутствие правовых актов, закрепляющих основания для досрочного назначения пенсии — 5%;

- отсутствие иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период — 3 %.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 25 апреля 2013 г. удовлетворено исковое заявление Ж. к ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о понуждении зачесть периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочно трудовую пенсию по старости. В судебном заседании установлено, что Ж. обратилась в ГУ УПФРФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР ей было отказано по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в него не зачтены периоды отпусков по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации. При удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с которым время работы в должности учителя и воспитателя в школах и детских садах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781

В силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (действующего на период спорных правоотношений) период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 6.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6.10.1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежал включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Н., обратился в ГУ УПФР с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что стаж его работы с тяжелыми условиями труда составил более лет, он достиг возраста 55 лет и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа и недостаточной продолжительности страхового стажа, при этом Управлением в специальный трудовой стаж не были включены периоды его работы, поскольку в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда, а также не включены в страховой стаж периоды его работы в связи с допущенными нарушениями правил оформления трудовой книжки (нечитаемая печать, отсутствие даты приказа об увольнении). При удовлетворении исковых требований Окуловский районный суд Новгородской области исходил из того, что согласно подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работниками, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, — Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.

Исходя из раздела XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22.08.1956 г. право на назначение пенсии на льготных условиях имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 г. не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено только в Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.

Как следует из информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 г., «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» — это разные наименования одной профессии.

Вместе с тем из представленной истцом архивной справки видно, что в документах архивного фонда Государственного унитарного предприятия имеются сведения о трудовом стаже Н., согласно которым истец был принят на работу учеником такелажника на участок, затем электросварщиком на заводе, далее учеником такелажника на заводе и уволен приказом от года.

При вынесении решения суд также руководствовался п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. Министерства труда РФ «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», устанавливающего, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Кроме того, в судебном заседании были допрошены несколько свидетелей.

Таким образом, работник вынужден доказывать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по причинам ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, а также отсутствия упорядоченной нормативной базы по данному вопросу. Процесс доказывания по таким делам является весьма трудоемким по времени и возможностям в силу возраста, ликвидации учреждений, в которых они когда-то осуществляли трудовую деятельность, необходимости запроса архивных данных, привлечения свидетелей.

Личный трудовой опыт позволяет выделить основные проблемные моменты таких дел:

  • всегда требуют временных затрат;
  • обжалуются УПФР во всех случаях. При этом без получения решения с отметкой о вступлении в законную силу с приложенной копией апелляционного определения никто исполнять решение суда не станет;
  • всегда энергозатратны. Поскольку обязанность по доказыванию всегда возлагается в данных делах на истцов, то они вынуждены «добывать» доказательства, обращаясь в архивы, к прежним работодателям, лично носить запросы суда в необходимые инстанции, лично добиваться явки свидетелей в суд.
Рассмотренная практика показала, что решения по данным вопросам однотипны, что и позволило выделить мотивы, по которым лицо вынуждено обращаться в суд. Однако это, по неизвестным причинам, не является для законодателя основанием для приведения нормативно-правовой базы в соответствие. Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязанность по доказыванию принадлежащих по закону прав всегда лежит в таких спорах на истце. И принимая во внимание, что законом предусмотрен месячный срок для вступления решения суда в законную силу, а также тот факт, что эти категории дел обжалуются УПФР во всех случаях, добиться своего права претенденту на досрочную пенсию весьма сложно.

Ответ. В соответствии со статьей 131 Закона РСФСР от 20.11.90 гражданам, имеющим по условиям и нормам этого Закона право на более высокую пенсию, пенсия назначается (пересчитывается) в соответствии с данным Законом по документам, имеющимся в пенсионном деле.
Поэтому, если ко времени перерасчета пенсии по документам пенсионного дела в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР от 20.11.90 и новыми Списками на льготное пенсионное обеспечение пенсионер имеет стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, то пенсия ему должна быть пересчитана в соответствии с условиями и нормами нового законодательства о льготных пенсиях с 1 января 1992 г.
Такой порядок перерасчета пенсии устанавливается при обращении пенсионера до 1 июля 1993 г.
При обращении пенсионера за перерасчетом пенсии после 1 июля 1993 г. пенсия последнему может быть пересчитана только согласно статьи 121 Закона.
При этом, как правило, нет необходимости требовать от граждан представления дополнительных документов, подтверждающих льготный пенсионный стаж, кроме случаев, например, когда в новых Списках на льготное пенсионное обеспечение указываются показатели (условия), при которых им предоставляются пенсионные льготы, такие как классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках работ и т.п.
Пункт 14 Указания Минсоцзащиты России от 20.04.92 N 1-28-У применяется только при рассмотрении вопроса о перерасчете пенсии за период, предшествовавший 1 января 1992 г., когда работник пользовался меньшими пенсионными льготами, чем те, которые предоставляются в связи с введением в действие с 1 января 1992 г. Списков N 1 и N 2 вследствие дополнения их новыми профессиями, должностями или перенесения отдельных профессий, должностей из Списка N 2 в Список N 1.
2. Вопрос. Следует ли требовать при назначении пенсии по п. "ж" ст. 12 Закона РСФСР от 20.11.90 г. вальщику леса райпромкомбината наличие структурно выделенного лесозаготовительного подразделения?
Ответ. По ранее действовавшему пенсионному законодательству вальщики леса (лесорубы) пользовались правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2, раздел XXII только в том случае, если в организации, где они работали, имелось структурно выделенное лесозаготовительное подразделение.
С 1 января 1992 г. работники данной профессии пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по п. "ж" ст. 12 Закона РСФСР от 20.11.90 в соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.92 N 273, который распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
При этом законодательством не предусматривается наличие структурно выделенного лесозаготовительного подразделения.
3. Вопрос. Имеют ли право на пенсию в связи с особыми условиями труда женщины - работницы ткацких цехов швейно-галантерейных объединений, предприятий?
Ответ. Назначение с 1 января 1992 г. пенсий в связи с особыми условиями труда по п. "г" ст. 12 Закона РСФСР от 20.11.90 производится женщинам по достижении 50 лет, проработавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью не менее 20 лет. При этом не имеет значения, к какой отрасли промышленности относится предприятие, на котором организовано текстильное производство.
Предприятие, имеющее текстильное производство, может относиться, например, к отраслям легкой, химической, местной и другим отраслям промышленности.
Текстильное производство может быть организовано в виде цеха, участка, отделения или другого производства.
Главным критерием при решении вопроса о праве на льготную пенсию является включение производства и профессии работницы в Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 г. N 130 (см. Указание Минсоцзащиты России от 25.03.92 г. N 1-20-У).
4. Вопрос. Имеют ли право на льготную пенсию работники научно - исследовательских учреждений или организаций, если их профессии и должности предусмотрены в Списках N 1 и N 2?
Ответ. Работники научно - исследовательских учреждений или организаций имеют право на льготное пенсионное обеспечение по соответствующим разделам Списков N 1 и N 2, если они заняты в структурно выделенных опытных производствах, либо в тех производствах, где они прямо предусмотрены Списками.
5. Вопрос. Какими документами подтверждается право на льготное пенсионное обеспечение каменщиков?
Ответ. В соответствии с действующим законодательством правом на льготную пенсию по Списку N 2, разделу XXVII пользуются каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Постоянная занятость каменщиков в указанных бригадах должна подтверждаться в каждом конкретном случае администрацией предприятия или организации.
Такими документами могут быть приказы о создании бригады, списочный состав бригады, а также другие документы, из которых можно определить, занят ли каменщик постоянно на работах в бригадах, указанных в Списке (письмо Минтруда России от 13.10.92 N 323-14).

Читайте также: