Постановление 517 о пенсиях на льготных условиях

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 июля 2007 г. N 556-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОДПУНКТОВ 1 И 2 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА “О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“, ПУНКТОМ 1

ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА

N 517 “О ПЕНСИЯХ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ ПО СТАРОСТИ (ПО ВОЗРАСТУ)

И ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ“, ПОДПУНКТОВ “А“ И “Б“ ПУНКТА 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ИЮЛЯ 2002 ГОДА N 537 “О

СПИСКАХ ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ

ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ

СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ

РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ РАБОТНИКАМ ЛЕТНОГО СОСТАВА

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки В.И. Зуевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. С 1 декабря 1988 года по 16 июля 1999 года гражданка В.И. Зуева работала сортировщиком кварца 2 разряда в дробильно-обогатительном цехе геолого-промышленного предприятия, где была занята на сортировке нерудных ископаемых, содержащих двуокись кремния. В 2006 году по достижении 45 лет, считая, что имеет право на пенсию по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10), она обратилась в управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Первоуральску, которое отказало в назначении пенсии. В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку N 1, не был засчитан период ее работы с 1 января 1992 года по 16 июля 1999 года, поскольку с этого времени, согласно указанному Постановлению Кабинета Министров СССР (введено в действие на территории РСФСР Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991

года N 517), данная профессия предусмотрена Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (раздел II “Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых“).

Первоуральский городской суд Свердловской области решением от 26 октября 2006 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 января 2007 года, в удовлетворении требований В.И. Зуевой также отказал на том основании, что Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 профессия, в которой она работала, с 1 января 1992 года исключена из Списка N 1.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.И. Зуева просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации следующие нормативные положения:

подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, устанавливающие, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно

не менее 25 и 20 лет;

пункт 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517, которым предусмотрено, что при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР“ применяются на территории РСФСР утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 Список N 1 и Список N 2;

подпункты “а“ и “б“ пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537, на основании которых при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: а) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10; б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2, утвержденный названным постановлением.

Заявительница утверждает, что этими положениями нарушено ее право на пенсионное обеспечение, и, кроме того, Правительство Российской Федерации, принимая названные нормативные акты, вышло за пределы своих полномочий, предоставленных ему Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.И. Зуевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее

статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Оспариваемые гражданкой В.И. Зуевой положения подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ предусматривают назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста и направлены на льготное пенсионное обеспечение работников, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также на работах с тяжелыми условиями труда. Указанные положения сами по себе не могут расцениваться как нарушающие пенсионные права граждан.

Положения подпунктов “а“ и “б“ пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537, предусматривающие, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, оспариваются заявительницей в связи с тем, что, по ее мнению, они вступают в противоречие со статьей 27 названного Федерального закона, однако пунктом 2 указанной статьи Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать такие списки правила исчисления периодов

работы и назначения трудовых пенсий.

Что касается пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517, то он в деле заявительницы не применялся.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда работникам трудовая пенсия по старости назначается в районе возраста, определенного данным Законом для трудовых пенсий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно закреплен данный перечень, установлен список должностей и работ, однако на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, отказывают в таковом. Причины тому самые разнообразные.

Наиболее частые из них:

- ненадлежащее оформление трудовой книжки — 36%

- в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда — 52%;

- отсутствие штатного расписания — 2%;

- в числе страхователей, имеющих рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, работодатель не значится — 2%;

- отсутствие правовых актов, закрепляющих основания для досрочного назначения пенсии — 5%;

- отсутствие иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период — 3 %.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 25 апреля 2013 г. удовлетворено исковое заявление Ж. к ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о понуждении зачесть периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочно трудовую пенсию по старости. В судебном заседании установлено, что Ж. обратилась в ГУ УПФРФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР ей было отказано по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в него не зачтены периоды отпусков по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации. При удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с которым время работы в должности учителя и воспитателя в школах и детских садах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781

В силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (действующего на период спорных правоотношений) период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 6.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6.10.1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежал включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Н., обратился в ГУ УПФР с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что стаж его работы с тяжелыми условиями труда составил более лет, он достиг возраста 55 лет и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа и недостаточной продолжительности страхового стажа, при этом Управлением в специальный трудовой стаж не были включены периоды его работы, поскольку в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда, а также не включены в страховой стаж периоды его работы в связи с допущенными нарушениями правил оформления трудовой книжки (нечитаемая печать, отсутствие даты приказа об увольнении). При удовлетворении исковых требований Окуловский районный суд Новгородской области исходил из того, что согласно подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работниками, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, — Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.

Исходя из раздела XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22.08.1956 г. право на назначение пенсии на льготных условиях имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 г. не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено только в Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.

Как следует из информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 г., «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» — это разные наименования одной профессии.

Вместе с тем из представленной истцом архивной справки видно, что в документах архивного фонда Государственного унитарного предприятия имеются сведения о трудовом стаже Н., согласно которым истец был принят на работу учеником такелажника на участок, затем электросварщиком на заводе, далее учеником такелажника на заводе и уволен приказом от года.

При вынесении решения суд также руководствовался п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. Министерства труда РФ «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», устанавливающего, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Кроме того, в судебном заседании были допрошены несколько свидетелей.

Таким образом, работник вынужден доказывать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по причинам ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, а также отсутствия упорядоченной нормативной базы по данному вопросу. Процесс доказывания по таким делам является весьма трудоемким по времени и возможностям в силу возраста, ликвидации учреждений, в которых они когда-то осуществляли трудовую деятельность, необходимости запроса архивных данных, привлечения свидетелей.

Личный трудовой опыт позволяет выделить основные проблемные моменты таких дел:

  • всегда требуют временных затрат;
  • обжалуются УПФР во всех случаях. При этом без получения решения с отметкой о вступлении в законную силу с приложенной копией апелляционного определения никто исполнять решение суда не станет;
  • всегда энергозатратны. Поскольку обязанность по доказыванию всегда возлагается в данных делах на истцов, то они вынуждены «добывать» доказательства, обращаясь в архивы, к прежним работодателям, лично носить запросы суда в необходимые инстанции, лично добиваться явки свидетелей в суд.
Рассмотренная практика показала, что решения по данным вопросам однотипны, что и позволило выделить мотивы, по которым лицо вынуждено обращаться в суд. Однако это, по неизвестным причинам, не является для законодателя основанием для приведения нормативно-правовой базы в соответствие. Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязанность по доказыванию принадлежащих по закону прав всегда лежит в таких спорах на истце. И принимая во внимание, что законом предусмотрен месячный срок для вступления решения суда в законную силу, а также тот факт, что эти категории дел обжалуются УПФР во всех случаях, добиться своего права претенденту на досрочную пенсию весьма сложно.

Постановление Совмина РСФСР от 02.10.1991 N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет"Статья 68. Льготы по исчислению стажа за время пребывания на фронте.

Военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, а также пребывание в партизанских отрядах и соединениях засчитываются в стаж на льготных условиях в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсий за выслугу лет военнослужащим.

Ответы юристов


Если о трудовой пенсии - к страховому стажу это не может относиться.

Вопрос № 10720651


Пенсия не страховая а льготная.

Ответы юристов


Так вот ещё раз.

Эти льготы по подсчету стажа могут быть только в случае, если вы военнослужащий.

Вопрос № 10726556


В том числе при выполнении интернационального долга, затем стали гражданскими а льготы для кого?

Ответы юристов


---Здравствуйте, для тех кто продолжает служить. Что здесь непонятного. Всего хорошего.

Вопрос № 10726577


Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Установить, что при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" применяются на территории РСФСР утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10

Ответы юристов


---а всё остальное доказывайте в суде, и не факт что докажете.

Вопрос № 10732778


Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"

Ответы юристов


В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Вопрос № 10735043


Доказывать будем, а задача юриста, полагаю разъяснять закон, а не отсылать в суд.

Вопрос № 9820441


Включается ли в льготный стаж для назначения пенсии за выслугу лет (педагогам) время проведенное на курсах повышения квалификации?

Ответы юристов


Пенсионный фонд в большинстве случаев отказывает. В судебном порядке возможно включить указанный период в педагогический стаж для досрочного назначения пенсии.


курсы повышения квалификации не включается в специальный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии, но можно пробовать через суд.

Вопрос № 12203770


В Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения (из действующего до 1993 г. Постановления Совмина СССР) в пункте 2 сказано, что в стаж засчитывается "время обучения в педуниверситетах, если ему непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала пед. деятельность". Можно ли доказать в суде этот пункт, если считать "временем обучения" не все 5 лет учебы с 1986 до 1991 г, а только два последних года, т.к. пед. деятельность была летом после 3 курса? В Пенсионном Фонде сказали, что зачтут только сам период работы, а время обучения после него в стаж включать не будут. Если можно подать в суд в данном случае, то какие документы предоставить?

Заранее благодарю за ответ.

Ответы юристов

Вы написали, что пед. деятельность была летом после 3 курса. С этим понятно. Если после окончания Вы сразу начали работать - то можете обратиться в суд и сослаться в иске на указанное Вами Постановление. Удачи и добра!


Если судиться, в этом случае можно включить все годы обучения.

Дата опубликования: 28 мая 2015 г.

Апанасенковский районный суд Ставропольского края.

Вопрос № 2002651


О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ

ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ о т 1959 года сказано, что засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Во время учёбы в педучилище, в 1985 году, я на каникулах работала пионервожатой в пионерском лагере, есть запись в трудовой и копии распоряжений профкома о принятии меня на работу, затем в трудовой запись об учёбе, следующая запись о принятии учителем. ПФ не понимает, что после учёбы может быть больше месяца перерыв (в это время я нигде не работала) а затем работала учителем, как доказать что, я имею право на досрочную пенсию?

Ответы юристов


Для назначения льготной пенсии нужно 25 лет пед. стажа, если они у вас есть, независимо прерывалась ли трудовая деятельность или нет, то пенсия назначается. Если вам отказали в назначении льготной пенсии, то отказ нужно обжаловать в суд. Если есть отказ, то пришлите посмотреть. Но прежде позвоните, скажу куда выслать.

Вопрос № 911303


Скажите, пожалуйста, входит ли в педагогический стаж для назначения пенсии за выслугу лет работа в вечерней школе?

Ответы юристов


Естественно если вы работали на педагогической должности там, а не техническим работником.


Работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

До этой даты - без ограничений.

Вопрос № 8614164


Я имею необходимый стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, но ещё не достигла пенсионного возраста. Если я уволюсь с гражданской службы до достижения пенсионного возраста, буду ли я иметь при выходе на пенсию по старости помимо основной пенсии доплату к пенсии за выслугу лет? Спасибо.

Ответы юристов


Да, будите иметь доплату. Размер пенсии измениться.

Вопрос № 15923673


Ответы юристов


Согласно ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации;

Вопрос № 10790554


Засчитывается ли стаж муниципальной службы в стаж службы в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет?

Ответы юристов


Вопрос № 10796228


Я 9 лет являлась муниципальным служащим, на главной муниципальной должности, затем поступила на службу в ОВД (милиция, полиция), где моя выслуга на сегодня составляет 13 лет. Имею ли я право выхода на пенсию по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (минимум 20 лет в ОВД)? Отдел пенсионного обеспечения МВД считает, что стаж муниципальной службы не входит в стаж службы в ОВД для назначения пенсии за выслугу лет. В выслугу ОПО мне засчитает лишь стаж службы в ОВД и половину учебы в институте - у меня это все - 15 лет. Но ведь муниципальная служба - вид госслужбы.

Ответы юристов


Назначение пенсии работникам ОВД регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

При этом согласно ст.18 указанного Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Так что если нет возможности уйти на пенсию по смешанному стажу, то надо послужить еще 5 лет.

Подписанный Президентом 3 октября 2018 г. закон № 350-ФЗ, которым предусматривается повышение пенсионного возраста с 2019 года, существенно изменяет действующую сейчас систему досрочных пенсий в России. В частности, новый закон предусматривает изменение сроков выхода для таких льготных пенсий, как:

  • по выслуге лет — для учителей, медработников, творческих профессий;
  • для жителей районов Крайнего севера и приравненных к ним территорий.

Для этих категорий граждан увеличится период трудоспособности, начиная с 1 января 2019 г. Все изменения будут проводить постепенно, предусматривая переходные положения, в течение которых срок выхода на пенсию будет постепенно повышаться, пока не достигнет предусмотренных законопроектом значений.

Стоит сразу отметить, что закон не предусматривает изменений в условиях назначения:

  • льготных пенсий по вредности (работникам из так называемых льготных списков 1 и 2 и ряда других льготных профессий, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда — например, летчики, шахтеры, геологи и т.п.);
  • по состоянию здоровья и социальным мотивам (например, для многодетных матерей, родителей детей-инвалидов и т.п.);
  • для военнослужащих (например, за выслугу лет, по инвалидности).

Изменения в льготной пенсии медработникам и учителям в 2020 году

По условиям старого законодательства для педагогов и медиков предусматривалась возможность выйти досрочно на пенсию при наличии определенного стажа работы по профессии:

  • для учителей — 25 лет педагогического стажа;
  • для медицинских работников — 25 лет специального стажа в сельской местности или 30 лет в городе.

Согласно новому закону требования к специальному профессиональному стажу для этих категорий работников изменяться не будут, но срок оформления пенсионных выплат для них будет отложен на 5 лет относительно года приобретения требуемого стажа. Такое изменение будут производить поэтапно, ежегодно увеличивая отсрочку на 1 год, пока эта величина не достигнет установленного значения — 5 лет (кроме первых двух лет, в течение которых предусмотрен льготный выход на пенсию).

Сроки выхода на пенсию для учителей и врачей, согласно новому закону, представлены в таблице:

Год приобретения требуемого специального стажа На сколько лет будет отложен выход на льготную пенсию Год оформления пенсионных выплат по новому закону
2019 + 0,5 2019-2020
2020 + 1,5 2021-2022
2021 + 3 2024
2022 + 4 2026
2023 и т.д. + 5 2028 и т.д.

Примечание: таблица составлена с учетом окончательного закона, учитывающего поправку Президента РФ В. Путина, согласно которой в первые 2 года действия нового пенсионного закона можно будет оформить на 6 месяцев раньше предусмотренного срока.

Таким образом, начиная с 2023 г. для всех медицинских и педагогических работников будет установлен новый нормативный срок оформления льготной пенсии — через 5 лет после получения необходимого количества лет специального стажа.

Помимо медиков и педагогов, право на досрочное оформление пенсионных выплат полагается работникам творческой деятельности (в театрально-зрелищных организациях). Для них старым законом установлены требования к специальному стажу в зависимости от вида работ — от 15 до 30 лет.

  • При наработке необходимого количества лет стажа работники творческих профессий до 2019 года имели возможность выйти на пенсию досрочно в 50-55 лет (женщины и мужчины).
  • Новый закон предусматривает для них аналогичное повышение возраста до 55-60 лет соответственно. Изменение для них будет происходить тоже поэтапно, с ежегодным повышением на 1 год.

Повышение пенсионного возраста для жителей Крайнего Севера

Для граждан, которые в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выходят на пенсию досрочно, закон о пенсиях с 1 января 2019 года также предусматривает ряд изменений, касающихся увеличения периода трудоспособности. В 2018 году они могли оформить выплаты досрочно при достижении 55 и 50 лет для мужского и женского населения соответственно.

Пенсионная реформа предусматривает для них повышение установленных величин льготного пенсионного возраста, начиная с 2019 года. Ежегодно эти значения будут повышаться на 1 год (кроме 2019 и 2020 гг., когда будут действовать льготные условия, предложенные В.Путиным), пока не установятся в окончательном варианте — 60 и 55 лет (то есть предусматривается увеличение на 5 лет для мужчин для женщин).

Год оформления пенсионных выплат по старому законодательству Пенсионный возраст по предложенному законопроекту Год выхода на пенсию согласно законопроекту
Мужчины Женщины
2019 + 0.5 года = 55.5 + 0.5 года = 50.5 2019 и 2020
2020 + 1.5 года = 56.5 + 1.5 года = 51.5 2022
2021 + 3 года = 58 + 3 года = 53 2024
2022 + 4 года = 59 + 4 года = 54 2026
2023 + 5 лет = 60 и т.д. + 5 лет = 55 и т.д. 2028

Примечание: Таблица составлена с учетом окончательно принятого закона, содержащего изменения, предложенные В.Путиным 29.08.2018 г. (снижение пенсионного возраста для женщин и смягченные условия выхода на пенсию в первые два года реформы — на 6 месяцев раньше). Подробнее об этих изменениях читайте в статье пенсионная реформа для северян.

  • Для мужчин, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему районов, переходный период продлится с 2019 по 2023 г. — в этот период для них будут происходить постепенное повышение возраста. Начиная с 2023 года для них будет окончательно закреплено значение пенсионного возраста — 60 лет.
  • Для женщин переходные положения также будут действовать в течение периода 2019-2023 годов, а окончательное значение будет закреплено в 2023 году — 55 лет.

Необходимо отметить, что увеличение периода трудоспособности не коснется работников Крайнего Севера и приравненных к ним районов, если они осуществляют свою трудовую деятельность в тяжелых или вредных условиях (например, работники черной и цветной металлургии, шахтеры, железнодорожники и т.п.). Для них принятым законом никаких изменений не запланировано.

Льготная пенсия по вредности в 2020 году

Как уже было отмечено ранее, никаких корректировок в условиях назначения досрочных пенсий по вредности (так называемые «список 1» и «список 2») Правительство не планирует. Право на досрочное оформление пенсионных выплат для них обусловлено тяжелыми и вредными условиями труда, в связи с которыми работодатель уплачивает дополнительные взносы в ПФР для формирования льготной пенсии.

Перечень профессий, которые дают право на досрочное оформление пенсии по старости, определен Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 г. Условиями назначения для них льготной пенсии с 2019 года по-прежнему остаются (см. таблицу):

  1. Достижение пенсионного возраста, установленного отдельно для списков 1 и 2.
  2. Наличие полного общего страхового стажа и необходимого количества пенсионных баллов (ИПК).
  3. Наличие необходимого льготного стажа.

Условия льготного назначения пенсии по старости для работников из списков 1 и 2 представлены в таблице:

Пол Условие (в годах)
Пенсионный возраст Общий стаж Льготный стаж
Список № 1
Мужчины 50 не менее 20 10
Женщины 45 не менее 15 7,5
Список № 2
Мужчины 55 не менее 25 12,5
Женщины 50 не менее 20 10

Снижение пенсионного возраста по вредности осуществляется при наличии не менее половины требуемого льготного стажа и полного страхового (общего) стажа следующим образом:

  • за каждый полный год льготной работы по списку № 1 пенсионный возраст уменьшается на 1 год;
  • при работах по списку № 2 уменьшение на 1 год возраста выхода на пенсию производится мужчинам за каждые 2,5 года льготного стажа, а женщинам — за каждые 2 года.

Читать подробнее о том, как будет оформляться пенсия по вредности с 2019 года с учетом принятых изменений в пенсионное законодательство.

Читайте также: