Предпенсионный возраст льготы украина


  • » Обратная связь
  • » Реклама на сайте
  • » Добавить новость
  • » Правила на сайте
  • ГЛАВНАЯ |
  • ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ |
  • ВИДЕО НОВОСТИ |
  • РАБОТА |
  • ГОРСПРАВКА |
  • ТРАНСПОРТ |
  • ТАРИФЫ |
  • КАРТА ГОРОДА |
  • АФИША
  • СПРАВОЧНИК: ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
  • Бесплатные объявления •
  • Недвижимость •
  • Услуги •
  • Строительство и ремонт •
  • Авторынок |
  • РЕКЛАМА
  • ГДЕ ОТДОХНУТЬ 2020 |
  • ГОРОДСКОЙ ФОРУМ |
  • ПОГОДА В ГОРЛОВКЕ |
  • ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ |
  • СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ |
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ

За неделю

За 14 дней

За месяц






































В Украине будут по-новому заботиться о стариках.

Сегодня Кабмин планирует рассмотреть законопроект о внесении о социальной защите людей пожилого возраста.

По сравнению с действующим законодательством, изменений много.

Во-первых, уточнят сам термин "пожилые лица", которые сейчас фигурирует в законах.

Если проект примут, в Украине будет сразу несколько категорий украинцев в возрасте:

- лица предпенсионного возраста, которым осталось два года до пенсии;
- лица пожилого возраста (с 60 лет, без привязки к пенсионному возрасту, как сейчас);
- лица старческого возраста (от 75 до 90 лет);
- долгожители (старше 90 лет).

Для разных категорий прописаны разные льготы.

Для лиц предпенсионного возраста преференций, собственно, не так много. Прописано их право на поиск работы через службу занятости, а также переквалификацию.

Кроме того, в случае потери работы такие украинцы могут зарегистрироваться на бирже и получать помощь. Но указано, что она будет выплачиваться "вместо пенсии".

Тогда как действующая формулировка - до момента наступления пенсионного возраста и получения пенсии по возрасту.

То есть, непонятно, будут ли такие выплаты временными, пока человек не достигнет пенсионного возраста, или же постоянными.

Ведь последнем случае людям могут попросту урезать содержание, так как социальная помощь далеко не всегда дотягивает до размера пенсии по возрасту.

Для лиц пожилого, старческого возраста и долгожителей предусмотрены следующие льготы:

- социальные услуги, в том числе, за счет привлечения негосударственных организаций (им будут компенсировать затраты из бюджета)

- для ветеранов труда — бесплатные рецептурные препараты, которые назначит врач

- для этой же категории граждан — освобождение от коммуналки (в пределах норм потребления, утвержденных Кабмином) и абонплаты за стационарные телефон. Последние две льготы есть и сейчас, их только по другому сформулировали.

- для ветеранов труда — право на бесплатный капремонт квартиры или дома. Эта норма - тоже действующая. Но в новом проекте есть нюанс.

Сейчас такой ремонт проводится в соответствии с Положением о системе обслуживания, ремонта и реконструкции жилых домов, но, если законопроект примут, порядок проведения таких бесплатных ремонтов еще должен прописать Кабмин.

То есть, пока неясно, что в нем будет. А так как в Украине требуют капремонта десятки если не сотни тысяч многоэтажек и частных домов, не исключено, что чиновники творчески откорректируют нормы его проведения, тем более, бесплатно.

- право на помощника, который будет представлять интересы пожилого человека, в том числе, имущественные. Эта льгота распространяется только на лиц, требующих стороннего присмотра

- покупка товаров и продуктов питания по сниженным ценам на ярмарках, в выездных магазинах и пр.

Но такие программы - на усмотрение местных властей и с учетом "финансовых возможностей местных бюджетов". То есть, будут ли они работать на практике - не факт.

- право на "кнопку безопасности". Это специальной устройство, с помощью которого человек может оперативно вызвать подмогу (в частности, "Скорую помощь").

Такие "кнопки" будут выдаваться по необходимости, но обязательно при утрате двигательной активности, тяжелых болезнях и др.

По расчетам Минсоцполитики, на "кнопки безопасности" и бюджета дополнительно понадобится 20 млн гривен (по 800 гривен за штуку) и еще 45 млн в год - на техническую поддержу приборов.

- компенсации на покупку памперсов и пеленок лежачим старикам.

На памперсы Минсоцполитики запросило 365 млн гривен, на пеленки - 182,5 млн.

- льготные цены на билеты в кинотеатры, театры, выставочные залы и музеи. Все затраты, опять-таки, — на местных бюджетах. По их решению могут быть определены отдельные дни для бесплатного посещения музеев.

Но есть льготы, которые действуют сейчас, но могут быть отменены в случае принятия проекта.

Во-первых, предлагается убрать из действующего законодательства пункт о первоочередном праве ветеранов труда на ссуды под застройку или на покупку жилья, дачного участка и пр.

Во-вторых, ветеранов труда хотят лишить права на первоочередное получение "местных строительных материалов на строительство или капремонт жилья".

То есть, самые затратные для бюджета статьи предлагается отменить.

Стоит отметить, что и сейчас эти нормы работают через раз. Но так они законодательно прописаны, старики могут требовать их выполнения. И лишатся такого права с принятием нового законопроекта.

Зато пожилым украинцам обещают содействие в продлении активного образа жизни. Местные власти обяжут создавать специальные программы для туризма, отдыха и творчества наших стариков.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.


В Украине будут по-новому заботиться о стариках. Сегодня Кабмин планирует рассмотреть законопроект о внесении о социальной защите людей пожилого возраста.

По сравнению с действующим законодательством, изменений много. Во-первых, уточнят сам термин "пожилые лица", которые сейчас фигурирует в законах.

Если проект примут, в Украине будет сразу несколько категорий украинцев в возрасте:

  • лица предпенсионного возраста, которым осталось два года до пенсии.
  • лица пожилого возраста (с 60 лет, без привязки к пенсионному возрасту, как сейчас)
  • лица старческого возраста (от 75 до 90 лет)
  • долгожители (старше 90 лет)

Для разных категорий прописаны разные льготы.

Для лиц предпенсионного возраста преференций, собственно, не так много. Прописано их право на поиск работы через службу занятости, а также переквалификацию.

Кроме того, в случае потери работы такие украинцы могут зарегистрироваться на бирже и получать помощь. Но указано, что она будет выплачиваться "вместо пенсии". Тогда как действующая формулировка - до момента наступления пенсионного возраста и получения пенсии по возрасту.

То есть, непонятно, будут ли такие выплаты временными, пока человек не достигнет пенсионного возраста, или же постоянными. Ведь последнем случае людям могут попросту урезать содержание, так как социальная помощь далеко не всегда дотягивает до размера пенсии по возрасту.

Для лиц пожилого, старческого возраста и долгожителей предусмотрены следующие льготы:

- социальные услуги, в том числе, за счет привлечения негосударственных организаций (им будут компенсировать затраты из бюджета)

- для ветеранов труда — бесплатные рецептурные препараты, которые назначит врач

- для этой же категории граждан — освобождение от коммуналки (в пределах норм потребления, утвержденных Кабмином) и абонплаты за стационарные телефон. Последние две льготы есть и сейчас, их только по другому сформулировали.

- для ветеранов труда — право на бесплатный капремонт квартиры или дома. Эта норма - тоже действующая. Но в новом проекте есть нюанс. Сейчас такой ремонт проводится в соответствии с Положением о системе обслуживания, ремонта и реконструкции жилых домов, но, если законопроект примут, порядок проведения таких бесплатных ремонтов еще должен прописать Кабмин. То есть, пока неясно, что в нем будет. А так как в Украине требуют капремонта десятки если не сотни тысяч многоэтажек и частных домов, не исключено, что чиновники творчески откорректируют нормы его проведения, тем более, бесплатно.

- право на помощника, который будет представлять интересы пожилого человека, в том числе, имущественные. Эта льгота распространяется только на лиц, требующих стороннего присмотра

- покупка товаров и продуктов питания по сниженным ценам на ярмарках, в выездных магазинах и пр. Но такие программы - на усмотрение местных властей и с учетом "финансовых возможностей местных бюджетов". То есть, будут ли они работать на практике - не факт.

- право на "кнопку безопасности". Это специальной устройство, с помощью которого человек может оперативно вызвать подмогу (в частности, "Скорую помощь"). Такие "кнопки" будут выдаваться по необходимости, но обязательно при утрате двигательной активности, тяжелых болезнях и др. По расчетам Минсоцполитики, на "кнопки безопасности" и бюджета дополнительно понадобится 20 млн гривен (по 800 гривен за штуку) и еще 45 млн в год - на техническую поддержу приборов.

- компенсации на покупку памперсов и пеленок лежачим старикам. На памперсы Минсоцполитики запросило 365 млн гривен, на пеленки - 182,5 млн.

- льготные цены на билеты в кинотеатры, театры, выставочные залы и музеи. Все затраты, опять-таки, — на местных бюджетах. По их решению могут быть определены отдельные дни для бесплатного посещения музеев.

Но есть льготы, которые действуют сейчас, но могут быть отменены в случае принятия проекта.

Во-первых, предлагается убрать из действующего законодательства пункт о первоочередном праве ветеранов труда на ссуды под застройку или на покупку жилья, дачного участка и пр.

Во-вторых, ветеранов труда хотят лишить права на первоочередное получение "местных строительных материалов на строительство или капремонт жилья".

То есть, самые затратные для бюджета статьи предлагается отменить.

Стоит отметить, что и сейчас эти нормы работают через раз. Но так они законодательно прописаны, старики могут требовать их выполнения. И лишатся такого права с принятием нового законопроекта.

Зато пожилым украинцам обещают содействие в продлении активного образа жизни. Местные власти обяжут создавать специальные программы для туризма, отдыха и творчества наших стариков.


«Предпенсионеры» — кто они?

Напомним, что говорим о следующей норме, которая заработает с 01.01.2018 г.:

«Для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»** осталось 10 и менее лет, предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников от 8 до 20 лиц устанавливается квота в размере не менее одного лица в среднеучетной численности штатных работников».

Вроде как все понятно. Но лишь до того времени, пока мы не откроем ст. 26 Закона № 1058. Для лиц, которые достигнут пенсионного возраста в 2018 году и далее (ведь нас этот вопрос и станет интересовать с 2018 года), установлены следующие правила:

— выйти на пенсию на общих основаниях в возрасте 60 лет они смогут при наличии страхового стажа как минимум 25 лет в 2018 году, и этот минимум будет увеличиваться на 1 год в каждом последующем году выхода вплоть до 2028 года, начиная с которого для выхода на пенсию в возрасте 60 лет нужно будет иметь минимум 35 лет страхового стажа. Опять же остается в силе, так сказать, «женская переходная табличка» (от прежнего женского пенсионного возраста 55 лет к общему 60);


См. ч. 1 ст. 26 Закона № 1058.

— если страховой стаж не дотянет до того, который позволит согласно указанному выше условию уйти на пенсию в возрасте 60 лет (или согласно «женской переходной табличке»), то гражданин сможет это сделать лишь по достижении возраста 63 года и при минимальном страховом стаже: в 2018 году — 15 лет, и этот минимум тоже будет увеличиваться на 1 год в каждом последующем году выхода вплоть до 2028 года, начиная с которого для выхода на пенсию в возрасте 63 лет нужно будет иметь минимум 25 лет страхового стажа;

— если же страховой стаж гражданина не дотянет даже до того минимума, который позволит согласно предыдущему условию выйти на пенсию в возрасте 63 лет (или согласно «женской переходной табличке»), то он сможет это сделать, во-первых, не ранее, чем достигнет возраста 65 лет, а во-вторых, не ранее 2019 года, но зато при еще меньшем страховом стаже: начиная с 2019 года — минимум 15 лет.


См. ч. 3 ст. 26 Закона № 1058.

То есть обладать информацией лишь о возрасте человека недостаточно. Нужна еще информация о его страховом стаже
.

Отметим, что за период до 01.01.2011 г. страховой стаж определяют на основании записей в трудовой книжке работника. Для подтверждения страхового стажа с 01.01.2011 г. работодателю может помочь справка по форме ОК-5 или ОК-7 (например, если работник в этом периоде работал у другого работодателя).

Отметим, что лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058 осталось 10 лет и менее, входили и будут далее входить в перечень категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству согласно ч. 1 ст. 14 Закона о занятости***.


«Предпенсионеры» — это лишь одна позиция из восьми.

По таким гражданам уже давно установлена квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год. Эта квота распространяется только на предприятия, учреждения и организации с численностью штатных работников более 20 лиц (ч. 2 ст. 14 Закона о занятости). Причем выполнять эту пятипроцентную квоту предприятия могут за счет трудоустройства любых «незащищенных» граждан из списка, приведенного в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости, а не только за счет трудоустройства «предпенсионеров».

Так вот, для таких предприятий (с количеством работников более 20) после 01.01.2018 г. ничего не поменяется. Они должны будут выполнять «трудовую» квоту в том же порядке, что и раньше.

А вот предприятия, учреждения и организации с численностью штатных работников от 8 до 20 лиц в 2018 году впервые столкнутся с необходимостью трудоустройства именно «предпенсионеров». Для них установлена квота в размере не менее 1 лица в среднеучетной численности штатных работников.


Таких работодателей-«малышей» пятипроцентная квота, предусмотренная абз. 1 ч. 2 ст. 14 Закона о занятости, не касается.

Опять же, мы считаем, что обязанность трудоустраивать предпенсионеров не распространяется на физлиц-предпринимателей. «Трудовая» квота установлена только для юрлиц: предприятий, учреждений и организаций.

И хотя из разъяснений Минсоцполитики (см. письмо от 23.09.2013 г. № 733/021/106-13) следует обратное, мы с этим категорически не согласны
.

Как определить, касается ли нас квота и если да, то какая?

Определить численность работников для квоты достаточно просто — по показателю СКШР (среднеучетного количества штатных работников) за прошлый год. А с учетом «логики» подачи пятипроцентной «квотной» отчетности — за два прошедших года**** (хотя возможно для «предпенсинеров» будет предложен иной подход).

**** Детали найдете в статье «Трудовая» квота. Пришла пора отчитываться» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 3).

Первый раз по выполнению работодателями-«малышами» «предпенсионной» квоты отчитываться придется в 2019 году. Соответственно, иметь значение будут показатели СКШР за 2017 и 2018 годы.

Если его значение более 20, то вы пятипроцентный «квотник», если от 8 до 20 включительно — для вас квота 1 «предпенсионер». Если меньше 8 — вы вообще не «квотник»
.

Показатель СКШР для целей выполнения «трудовой» квоты рассчитывают по тому же принципу, что и для выполнения «инвалидного» норматива, в порядке, предусмотренном п. 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286 (ср. 025069200). Напомним алгоритм расчета в общем случае.

1. Сначала определяем количество штатных работников за каждый день каждого месяца отчетного года, включая выходные, праздничные и нерабочие дни.

2. Потом рассчитываем СКШР за каждый месяц отчетного года: суммируем количество штатных работников за каждый календарный день месяца и полученную сумму делим на число календарных дней месяца.

3. И, наконец, определяем СКШР за год: суммируем СКШР за все месяцы отчетного года и делим на 12.


В расчетах СКШР нет места совместителям!

Заметьте! Количество «предпенсионеров» тоже считают «не в лоб». Для этого, опять-таки, понадобится показатель СКШР. Но при расчете нужно будет брать только «предпенсионеров», трудоустроенных на полную занятость на основное место работы. Работников с неполным рабочим временем, в том числе совместителей, в расчет не берем.


Это следует из ч. 3 ст. 14 Закона о занятости.

Для выполнения квоты необязательно, чтобы предпенсионер отработал целый год. Так, если один будет находиться в штате не менее 6 месяцев, результат округления в любом случае даст 1. Можно также нанять несколько «предпенсионеров», которые отработают по несколько месяцев (например, 2 предпенсионера по три месяца или 3 предпенсионера по 2 месяца).

По новой квоте по «предпенсионерам» первую отчетность будем подавать в 2019 году. Нужно понимать, что все будет идти по «накатанным рельсам». Так же как сейчас подается до 1 февраля Информация о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

Наконец, самый интересный момент. За невыполнение «трудовой» квоты (в частности, за нетрудоустройство предпенсионеров) ответственность не предусмотрена. Однако предприятие могут наказать за необоснованные отказы в трудоустройстве неконкурентоспособных граждан в рамках невыполненной квоты, в частности, если гражданина прислал центр занятости.

Штраф составляет 2 минзарплаты, установленные на момент выявления нарушения, за каждый такой отказ (ч. 2 ст. 53 Закона о занятости). В 2017 году размер штрафа составляет 6400 грн. Если с 01.01.2018 г. минзарплата вырастет до 3723 грн., как это предусмотрено проектом Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 15.09.2017 г. № 7000, то штраф будет равен 7446 грн.

Но получается, все это не раньше 2019 года (после того как будет подана первая отчетность).



В Минсоцполитике разработали новый законопроект о социальных гарантиях для пожилых людей.

Название законопроекта - "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно социальной защиты лиц пожилого возраста".

Право на пенсионные выплаты

В Министерстве социальной политики предлагают изменить норму статьи 18 Закона "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине", которая называется "Пенсия по возрасту".

На данный момент в этой статье указано, что "право на пенсию по возрасту имеет каждый гражданин пожилого возраста, который достиг пенсионного возраста и имеет необходимый страховой стаж. Это право обусловлено трудовым вкладом и не ограничивается любыми обстоятельствами, включая наличие других доходов. Пенсии по возрасту выплачиваются в полном размере без учета получаемого заработка (другого дохода)".

Но эту статью предлагают переписать в такой формат: "Право на пенсионное обеспечение. Порядок и условия пенсионного обеспечения лиц пожилого возраста устанавливаются Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и другими актами законодательства, которые регулируют отношения в этой сфере".

Для пожилых людей хотят ввести классификацию

В Министерстве социальной политики предложили полностью изменить нормы о том, кто в Украине относится к пожилым.

Прописывается, что лица пожилого возраста - это граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, которым исполнилось 60 лет.

В зависимости от возраста, выделяются такие категории:

1. Лица старческого возраста – от 75 до 90 лет включительно.

2. Долгожители – от 90 лет.

Лицами предпенсионного возраста предлагается считать граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства, которым до достижения пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" осталось не более 2 лет.

Игры с терминологией

Также, в Закон "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине" будут внесены следующие изменения:

1. Изменится норма о том, что государство гарантирует КАЖДОМУ ветерану труда и ГРАЖДАНИНУ пожилого возраста надлежащий уровень жизни, удовлетворение РАЗЛИЧНЫХ жизненных потребностей, предоставление разных видов помощи.

2. Так, уберут слова о том, что это гарантируется каждому, а потребности могут быть различные. Вместо этого пропишется, что государство гарантирует социальную помощь.

3. Кроме этого, вместо словосочетания "граждане" пожилого возраста по всему тексту будет прописываться "ЛИЦА пожилого возраста".

4. Вместо гарантии государства о том, что оно должно организовать социально-бытовое обеспечение развития сети материально-технической базы для стационарных учреждений и надомных форм обслуживания граждан пожилого возраста, а также для подготовки соответствующих специалистов прописывается, что государство "обеспечивает реализацию права на социальные услуги путем приобщения предоставителей таких услуг НЕГОСУДАРСТВЕННОГО сектора.

5. Кроме того, в гарантии дописали такие пункты, как "обеспечение позитивного отношения общества к лицам пожилого возраста", "информирование населения" и пр. лозунги.

6. Законопроект "размывает" и нормы о запрете дискриминации пожилых в сфере охраны здоровья, труда и пр.

7. Исключается норма о том, что ветераны труда имеют право на получение займа на индивидуальное (кооперативное) жилое строительство. Меняется норма и о льготах для лиц, которые имеют особые трудовые заслуги.

Кнопка безопасности и персональный QR-код

В Закон также вводится новая статья 43-1, согласно которой пожилые люди, которые не могут передвигаться самостоятельно, могут получить персональную беспроводную сигнализацию "Кнопка безопасности".

А пожилые люди с психическими расстройствами смогут получить браслет с персональным QR-кодом.

Однако, такое решение сначала должен принять местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления. А также необходимо еще согласие на обработку персональных данных.

Нагрудных знаков больше не будет

Вносятся изменения в статью 46 Закона, согласно с которыми ветеранам труда больше не будут выдавать нагрудные знаки. Нагрудный знак - это не подтверждение права на льготы, однако требует расходов из государственного бюджета на его изготовление.

Следите за новостями на нашем “ Telegram-канале “

После распада Советского Союза все страны, бывшие его республиками, имели общие формы построения системы социального обеспечения. Большинство государств попыталось сохранить эти модели, однако, по объективным причинам, не у всех получилось это осуществить на практике.

Так, системы пенсионного обеспечения во многих странах бывшего СССР претерпели довольно серьезные изменения. Советскую модель сохранить не удалось, поскольку это не позволили сделать сложные экономические и демографические условия, в которых они оказались.

Бесплатно по России

В частности, пенсионная система современной Украины, которая хоть и похожа на российскую, однако к настоящему моменту зашла в тупик и нуждается в кардинальных реформах. Об ее особенностях и пойдет речь далее.

Структура пенсионной системы в Украине

В Украине на сегодняшний момент действует система государственного пенсионного обеспечения. Целью ее функционирования является обеспечение материальной поддержки пожилых и нетрудоспособных граждан.

Пенсионная система в Украине строится на солидарных принципах. На практике это означает, что денежные средства для выплат нынешним пенсионерам формируются за счет взносов работающих граждан. При этом данная система в украинских условиях показывает себя неэффективной.

Так, на конец 2019 года в стране проживало более 11 млн. пенсионеров, что составляет значительный процент от населения страны. По неофициальным же данным, каждый третий украинец является получателем пенсионного обеспечения.

В связи с этим, а также сложной экономической ситуацией, ПФУ имеет значительный дефицит денежных средств. Так, известно, что в 2019 году более 15% от всего бюджета государственного фонда составляли специально выделенные для целей пенсионного обеспечения средства из бюджета страны.

Сами же взносы в ПФУ являются обязательными для всех категорий работающих граждан. За наемных сотрудников единый социальный взнос (ЕСВ) обязаны уплачивать работодатели.

Кроме государственной системы пенсионного обеспечения, в стране действуют десятки частных пенсионных фондов, которые предлагают гражданам услуги по формированию негосударственной пенсии.

Украинское законодательство выделяет три вида таких организаций:

  1. Открытые.С ними могут заключать договоры любые лица без исключений. Открытые НПФ предлагают различные частные программы для граждан, позволяющие накопить достаточное количество средств для обеспеченной старости.
  2. Корпоративные.Эти фонды создаются крупными организациями, а их деятельность направлена исключительно на обеспечение частной пенсией сотрудников этих компаний. Корпоративная пенсия зачастую выступает как часть социального пакета.
  3. Профессиональные.Как правило, учредителями таких организаций выступают профессиональные объединения. Участниками пенсионных программ, которые предлагаются такими фондами, могут выступать только члены соответствующих профсоюзов.

Пенсионный фонд Украины

Органом, осуществляющим политику по обеспечению деятельности системы государственного обеспечения нетрудоспособных граждан, является Пенсионный фонд Украины.

Его центральный аппарат расположен в столице страны – Киеве по адресу: улица Бастионная, дом 9.

В областях Украины функционируют территориальные органы, которые осуществляют исполнение положений законодательства о государственном пенсионном обеспечении в пределах конкретного региона.

Звонок в контакт-центр является совершенно бесплатным для всех номеров, зарегистрированных на территории Украины.

В интернете функционирует сайт ПФУ. На этом ресурсе пользователь может получить исчерпывающую информацию о деятельности фонда, видах пенсионного обеспечения и правилах его начисления, узнать последние новости.

Кроме этого, на сайте имеется контактная информация для обращения в фонд, в том числе адресе территориальных отделений в областях Украины.

Через сайт пенсионного фонда граждане могут пройти на портал электронных услуг, где имеется возможность создания личного кабинета.

  • посредством подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФУ;
  • посредством использования электронно-цифровой подписи.

После регистрации на портале электронных услуг ПФУ застрахованное лицо сможет следить за состоянием своего пенсионного счета, подавать заявления и получать необходимые документы в режиме онлайн.

Условия для выхода на пенсию

При определении права на получение пенсионного обеспечения в Украине используется два критерия – возраст и страховой стаж гражданина.

Так, на данный момент в стране проходит пенсионная реформа, одной из целей которой является повышение возраста выхода на заслуженный отдых.

В 2020 году украинцы выходят на пенсию в зависимости от накопленного страхового стажа. Под последним следует понимать периоды, когда за работника производились выплаты единого социального взноса в ПФУ.

Таким образом, в Украине принята система, согласно которой продолжительность трудовой деятельности и год рождения непосредственно влияют на возраст выхода на заслуженный отдых.

Пенсионный возраст в Украине

В настоящее время в Украине проходит реформа пенсионной системы, благодаря чему материальное обеспечение начинает выплачиваться в зависимости от количества стажа.

Так, в 2020 году украинцы могут выйти на пенсию в 60 лет, но при этом получать только минимальную пенсию. Для этого им потребуется отработать не менее 27 лет (в зависимости от возраста).

Пенсионное обеспечение в полном объеме выплачивается с 63 лет, при этом, в зависимости от возраста, страховой стаж должен быть в пределах 17-27 лет.

По итогам данной реформы в 2028 году для выхода на пенсию женщинам и мужчинам в 60 лет потребуется минимум 35 лет страхового стажа. Гражданам, которые не наберут необходимое количество лет стажа, придется работать до 63 или даже 65 лет.

Кто может выйти на пенсию раньше

В соответствии с украинским законодательством отдельные категории граждан вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение ранее положенного срока.

Так, в первую очередь, это касается работников вредных и опасных для здоровья производств. В их число входят и шахтеры.

Кроме этого, на льготную пенсию имеют право:

  • многодетные матери;
  • матери, воспитывающие ребенка-инвалида;
  • инвалиды по зрению;
  • участники вооруженных конфликтов;
  • лица, имеющие редкие генетические заболевания (карликовость).

Также значительно раньше на пенсию выходят военнослужащие и сотрудники силовых структур. Однако следует отметить, что им пенсия назначается в особом порядке – в зависимости от выслуги.

Что изменилось для медиков и учителей

Педагогическая деятельность и работа в сфере здравоохранения предполагают повышенные психоэмоциональные нагрузки, что приводит к профзаболеваниям и ранней потере трудоспособности. В этой связи для данных категорий работников на Украине установлена льгота, связанная с досрочным выходом на пенсию. Основным условием для этого является наличие достаточного количества лет специального стажа.

Проходящие в стране изменения, связанные с пенсионным обеспечением, коснулись медиков и учителей в полном объеме. Спецстаж поднимается поэтапно, при этом в 2024 году для указанных категорий специалистов для получения льготы будет необходимо отработать не менее 30 лет на соответствующих должностях.

Размер пенсионных выплат

Размер украинской пенсии остается одним из самых низких в Европе. Столь неблаговидное положение не спасают даже периодические индексации выплат, производимые руководством страны.

Так, в январе 2020 года минимальный размер пенсии по старости в Украине составлял 1638 гривен. В то же время в среднем украинские пенсионеры получают 3083 гривны.

Важно! Украинское законодательство предполагает «потолок» пенсионных выплат. Так, максимальная пенсия в стране не может превышать 16380 гривен.

Особенности расчета пенсии

Пенсия в Украине рассчитывается из 3 важных показателей.

  1. Средняя заработная плата. Берется в расчет только зарплата за три последних года.
  2. Размер заработной платы. От этого параметра зависит размер ЕСВ и, соответственно, объем пенсионных прав.
  3. Длительность трудового стажа.Высчитывается соответствующий коэффициент.

Есть ли задержки в выплатах пенсии – причины

Несмотря на довольно непростое экономическое положение, задержки пенсии в стране перестали быть массовым явлением, однако возможны. Так, основной причиной является недостаток денежных средств, связанный с дефицитом ПФУ.

Кроме этого, на местах невыплата денег может быть связана с ошибками технического и административного характера.

Будет ли проведена пенсионная реформа

В силу неэффективности сложившейся в Украине пенсионной модели многие граждане и эксперты настаивают на ее реформировании. Так, неоднократно высказывается мнение о повышении пенсионного возраста с сопутствующим увеличением среднего размера материального обеспечения. Напрямую такая реформа не проводится, однако на сегодняшний день в стране уже происходит ужесточение требований для будущих пенсионеров.

Пенсии на Украине одни из самых низких в Европе. Правительство страны на сегодняшний день проводит ряд действий, ужесточающих требования для получения выплат. Несмотря на это индексация выплат происходит крайне медленно и, соответственно, пенсии растут ниже, чем инфляция.

Полезное видео

О повышении пенсий на Украине в видео:

Читайте также: