Проблемы при назначении льготных пенсий

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

В связи с большим количеством нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение, и часто меняющимся в нашей стране законодательством, разобраться в пенсионных правах простому человеку бывает непросто. Довольно часто Пенсионный фонд отказывает в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не включая в льготный стаж определенные периоды работы.

Причиной отказа в назначении льготной пенсии может быть формальное не соответствие профессии или должности, указанной в трудовой книжке соответствующему наименованию в списках профессий, работ, производств, должностей, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия. Примеров множество: списком предусмотрена профессия монтажника по монтажу ж/б конструкций, в трудовой книжке указано "монтажник ж/б конструкций" – слова "по монтажу" отсутствуют; работник фактически работает каменщиком в постоянно действующей бригаде каменщиков, в трудовой книжке указана профессия каменщика – монтажника; вместо варщика асфальтовой массы указана профессия оператора и т.д.

Подтвердить в подобных случаях специальный стаж работы довольно сложно. Доказательством выполнения определенной трудовой функции могут служить справки от организации о характере работы, выписки из приказов, лицевых счетов и другие документы, в которых содержится указание на выполняемые вами работы или занимаемую должность, а с января 2002 года работодатель обязан указывать код льготы профессии или должности в сведениях, подаваемых в пенсионный фонд. Не стоит также игнорировать наименование и описание профессии, установленное различными квалификационными справочниками. Ст. 57 Закона РФ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ": если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот, то их наименование и квалификационные требования к ним должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках. Любые другие наименования, придуманные работодателем, являются ненормативными.

На практике нередко приходится обращаться в суд с исковым заявлением о включении указанных периодов в специальный стаж. Так, решением Советского районного суда г. Омска включены в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Правительства 1991 года периоды работы в должности каменщика-монтажника, Управление Пенсионного фонда обязано назначить и выплачивать пенсию в связи с особыми условиями труда с момента обращения. И таких примеров довольно много.

В каждом конкретном случае вопрос о назначении льготной пенсии решается индивидуально, на что указывается и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005г: судам необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Подсчет льготного стажа

Другая причина отказа - изменился порядок подсчета льготного стажа. Конституционный Суд РФ неоднократно признавал не соответствующими Конституции нормы, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством (постановления от 16 октября 1995 г. по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", определение от 5 ноября 2002г. о проверке конституционности п. "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона РФ " О государственных пенсиях в РФ").

Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом должен применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона. В настоящее время периоды работы, дающие право на досрочную пенсию, засчитываются в стаж в календарном порядке. Однако если необходимый стаж выработан до 2002 года, должен применяться действовавший на тот период порядок его подсчета. Так, по ранее действовавшему законодательству полный навигационный период на водном транспорте исчислялся в льготном порядке - за год работы. На этом основании Ленинским районным судом г. Омска признано право на досрочную пенсию машинистам, работающим в плавсоставе на судах речного пароходства с льготным порядком исчисления соответствующего стажа работы.

Порядок подачи заявления в Пенсионный фонд

Управление Пенсионного фонда по месту жительства обязано принять заявление о назначении трудовой пенсии соответствующего вида – по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, независимо от того, с какими документами Вы пришли и имеете ли Вы вообще право на получение пенсии. Все эти вопросы должны решаться после подачи заявления: Вам указывают недостающие документы и предоставляют срок, в течение которого они должны поступить в Пенсионный фонд. Решение о выплате пенсии или об отказе принимается в течение двух месяцев с момента подачи заявления.

Распространенный случай – Вас отправляют "домой", даже не принимая заявления о назначении пенсии, на словах мотивируя тем, что права на нее Вы не имеете. Сразу отметим, что эти действия незаконны и нарушают права граждан на пенсионное обеспечение. Впоследствии складывается ситуация, что такое доверие устному объяснению специалиста Пенсионного фонда и несвоевременное обращение за юридической помощью лишает человека возможности получать честно заработанную пенсию в течение нескольких лет.

В соответствие с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения в Пенсионный фонд. Днем обращения считается день подачи заявления с необходимыми документами в Пенсионный фонд. Таким образом, если момент возникновения права на пенсию и момент подачи заявления о ее назначении по времени не совпадают, Вы теряете право требовать в суде выплаты пенсии за период до момента подачи соответствующего заявления.

Комментарии, статьи, судебную практику см. в рубрике "Трудовые споры, пенсии"

Отрохова Ольга, Генеральный директор ООО Правовой центр «Логос», 30.03.2005


Пенсия по старости представляет собой форму социального материального обеспечения, выплачиваемого лицам, прекратившим трудовую деятельность в связи с достижением возраста нетрудоспособности, но согласно проводимому социально-экономическому курсу предусмотрено его постепенное повышение.

При этом некоторые категории граждан могут начать получать пенсию значительно раньше остальных. Данная льгота, в первую очередь, распространяется на тех сотрудников, работа которых связана с неблагоприятными для здоровья условиями осуществления трудовой функции, приводящими к досрочной потере трудоспособности.

Бесплатно по России

Льготный выход на пенсию в 2019 году в РФ — последние новости

Коснулись ли льготников нововведения? В 2019 году в России произошли изменения, направленные на реформирование системы социального и пенсионного обеспечения населения. Часть из них предполагает увеличение возраста, когда возникает право на пенсию.

Они были восприняты обществом неоднозначно, поскольку страховая пенсия представляет собой некую компенсацию за утраченную трудоспособность. Увеличение пенсионного возраста значительно отодвигает по времени право на получение этих выплат.

Для работников, которые вправе получать страховую пенсию по за стаж по выслуге (медики и педагоги), предусмотрена постепенная отсрочка в праве распоряжения начисленной пенсией. Так, те из них, которым выплаты начислены в 2019 году, смогут получать их только в 2020. Изменения срока отсрочки будет с каждым годом.

Для работающих на севере увеличится пенсионный возраст. По окончании реформы он составит 55 лет и 60 лет в зависимости от пола. В 2019 году «северяне» вправе выйти на пенсию в 50,5 лет и 55,5 лет соответственно.

Кому положена

Возможностью получения ранней пенсии могут воспользоваться работники, осуществляющие трудовую деятельность в неблагоприятных условиях. Перечень профессий и специальностей, предполагающих повышенную сложность, был определен еще во времена СССР, когда выделили две категории (списка) наиболее опасных видов деятельности. Регулирующий данный вопрос законодательный акт, принятый Верховным Советом Союза ССР, является действующим и поныне.

Список № 1

Список № 1 содержит перечень типов профессиональной деятельности, которые являются наиболее опасными и подрывающими здоровье за счет крайне неблагоприятных условий труда. Здесь предполагаются специалисты, трудящиеся на горнодобывающих производствах, литейных цехах, задействованные в работе с ядовитыми химическими реагентами, взрывчатыми веществами.

Право на льготную пенсию у работников данной группы мужского пола возникает после 10 лет работы в опасных условиях, что гарантировано законодательно. При этом на аналогичный же срок понижается возраст выхода на заслуженный отдых. Всего же необходимо потрудиться два десятка лет.

Женщины имеют право на льготу только при условии выработки 7,5 лет «вредного» стажа, возраст снижается на 10 лет. Общий стаж от 15 лет.


Список № 2

Список № 2 содержит перечень видов профессиональной деятельности, предполагающих тяжелые условия труда, характер которых приводит к досрочной потере трудоспособности.

К ним, кроме прочего, следует отнести специалистов, работающих на железной дороге, в строительной сфере, в области связи и т. д.

Возраст для работников этих групп снижается на 5 лет. При этом условия, при которых они вправе рассчитывать на льготу, намного более сложные. Иными словами, нужно иметь больший стаж работы как в целом, так на вредном производстве в частности.

За сотрудников, чья профессиональная деятельность связана с вредными и тяжелыми условиями труда, нужно дополнительно вносить страховые взносы:

  • из первого списка – 9%;
  • из второго списка – 6%.

Медики

Работа медиков также связана с условиями труда, представляющими определенный риск и напряженность, поэтому для них разработан и применяется льготный порядок выхода на пенсию, но при соблюдении ряда условий, в том числе касающихся места работы и занимаемой должности. Так, право на льготу дает трудовая деятельность в следующих учреждениях здравоохранения:

  • стационары;
  • поликлиники;
  • диспансеры;
  • женские консультации;
  • роддома;
  • МСЧ;
  • ФАПы;
  • СМП;
  • станции переливания крови;
  • военные госпитали и лазареты.

Сотрудники вышеозначенных учреждений должны осуществлять трудовую деятельность на должности, входящей в одну из следующих групп:

  • врачи;
  • средний медицинский персонал (медсестры, акушерки, фельдшеры, лаборанты и т. д.).

Врачи-специалисты, занимающие административные должности и не осуществляющие фактически лечебную деятельность, также вправе рассчитывать на льготу.

Для возникновения законного права и возможности получения пенсии они должны иметь стаж работы в рамках медицины не менее тридцати лет, если находятся в городе, и не менее 25 лет при работе на селе.

Педагоги

Педагогическая деятельность предполагает усиленные психоэмоциональные нагрузки, которые также приводят к ранней потере трудоспособности. В связи с этим законодательно предусмотрен ранний выход на пенсию и для этой категории работников. Как и у медиков, данная возможность зависит от выслуги лет, составляющей не менее 25 лет работы в следующих учреждениях:

  • школы (общеобразовательные, коррекционные, гимназии, лицеи);
  • учреждения дополнительного образования;
  • детские дома;
  • ССУЗы и профучилища;
  • детские сады и ясли.

Должности педагогов, дающие право на раннюю пенсию, законодательно строго определены. Среди них следует выделить следующие:

  • учителя (в том числе начальных классов);
  • директора, завучи;
  • воспитатели;
  • логопеды.


Работающие на севере

Трудовая деятельность, осуществляемая в сложных и, порой, экстремальных условиях Крайнего Севера, также предполагает начисление досрочной пенсии.

Требования, предъявляющиеся к «северянам», таковы, что стаж работы в арктических и тундровых поясах (Крайний Север) должен быть 15 лет, а в районах, которые по условиям схожи с ним, – 20 лет. При этом не следует забывать и об обязательном минимальном стаже работы в целом.

Расчет льготной пенсии

Какой-либо фиксированной суммы пенсионных выплат для льготников не существует. Их размер определяется общими показателями страхового стажа, суммами страховых взносов и накопленными страховыми баллами.


Рассчитать пенсию можно по следующей формуле:

СП – сумма страховой пенсии.

ИПК – количество пенсионных баллов.

СПБ – стоимость одного пенсионного балла.

ФВ – фиксированная выплата.
Стоимость пенсионных баллов и размер фиксированной выплаты индексируется с каждым годом. В 2019 году один балл стоит 87 рублей 24 копейки, размер выплаты 5334,19 рубля, причем для некоторых льготных категорий он еще выше.

Как оформить льготную пенсию

В этих целях назначения и оформления льготной пенсии работнику следует подать в ПФР заявление, имея на руках следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • справка о доходах;
  • справка от работодателя о льготном характере работы (не во всех случаях, а только прямо предусмотренных законом);

Срок рассмотрения заявления – 10 дней, однако при наличии спорных моментов он может быть увеличен. В случае неудовлетворения заявления возможно обеспечить свои законные интересы путем подачи иска в судейские органы.

Льготная пенсия – важная мера социальной поддержки лиц, чья профессиональная деятельность связана с тяжелыми или особыми условиями труда. Однако изменения в пенсионном законодательстве фактически будут ограничивать круг получателей льгот, так как на них смогут рассчитывать люди более старшего возраста, чем сейчас.

Более подробно о документах для оформления льготной пенсии смотрите в видео-ролике:

Как Вы, наверное знаете, основным направлением моей деятельности является защита законных прав и интересов граждан по семейным спорам. Но это совершенно не означает, что я не занимаюсь и другими категориями гражданских дел. К примеру, в 2016 году я впервые взялась за дело по спору с УПФР, когда Пенсионный отказал заявителю в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (льготной пенсии). Тогда я взялась за дело только потому, что меня очень попросил заняться этим вопросом мой коллега, который, будучи адвокатом, тоже не особо разбирался в пенсионном законодательстве, но отказать обратившемуся к нему человеку не мог- "несостоявшийся пенсионер" являлся родственником его жены. Коллегой было принято такое решение - он под предлогом занятости "скидывает родственника" мне, а я представляю интересы, как могу и, если что, неудача будет списана на мою неопытность, а удача выльется в глубокую благодарность))). "Он все равно найдет другого адвоката и заплатит, а зачем платить кому - то, если ты, я уверен, справишься не хуже?" На том и порешили.

По состоянию на май 2020 года мной довольно - таки удачно было обжаловано несколько отказов ПФР в назначении льготной пенсии. Первое дело далось, честно говоря, с трудом - приходилось изучать новое, неведомое для меня направление. Второе - чуть легче. А с каждым последующим доверителем было все проще и проще. Так, я прослыла "защитником электросварщиков"))). Вот вчера ко мне обратился еще один "несостоявшийся пенсионер", проработавший в сфере ЖКХ электросварщиком ни много ни мало 25 лет, но в специальный (льготный) стаж ПФР ему не включил 13 лет 4 месяца и 5 дней, потому как профессия, указанная в его трудовой книжке: "электросварщик" не относится к профессиям, дающим право на досрочный выход на пенсию.

Ну, посудите сами? Если в трудовой книжке написано, человек принят на работу в качестве " электрогазо сварщика, занятого на ручной резке и сварке", то ему полагается льготная пенсия. А если написано " газоэлектро сварщик", то уже права на льготную пенсию человек не имеет. Вот и "электросварщик" права на льготну пенсию не имеет. Правда, если бы в трудовой книжке было написано "Электросварщик ручной сварки", то это было бы совсем другое дело - быть такому сварщику льготником))), правда, при условии, что работодатель не забывал весь период в отчетах ПФР код льготы указывать).

Объяснять работягам то, что ПФР формально прав - дело неблагодарное - это я по личному опыту сужу).Ни при каких обстоятельствах 55 - ти летний мужик, проработавший на сварке (хоть газо, хоть электро, хоть на обеих сразу), не примет, как должное, что ему льготы не положены))). Такая уверенность в своей правоте, в справедливость - очень хорошее подспорье мне, как представителю, в судебных процессах).

"Так, в чем же суть? В чем проблема - то? Почему отказывает ПФР, если суд потом принимает решение об отмене такого решения?" - спросите Вы. Я постараюсь ответить на этот вопрос.

Дело в том, что существуют некие списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. В таких списках указаны конкретные профессии. Именно этими списками и руководствуется ПФР, принимая решение о назначении или отказе в назначении льготной пенсии. Если в трудовой книжке указана должность, которой в таких списках нет, то и право на льготную пенсию человек утрачивает. К примеру, у человека указано в трудовой книжке "прораб". Нет такой профессии в списках. Есть профессия "производитель работ". Именно так должно быть указано в трудовой, иначе "прорабу" не быть льготником, не смотря на то, что прораб и производитель работ - это по сути, одно и тоже).

Вы не поверите, но списки, которыми руководствуется ПФР, были утверждены давным давно (один из Списков был утвержден еще до рождения некоторых сегодняшних потенциальных пенсионеров - льготников))))

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установило правило: "при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Вот с электросварщиками ситуация самая сложная. Потому как разделом XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22 августа 1956 года, была предусмотрена профессия « электросварщики и их подручные ». А Разделом ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 от 26 января 1991 года, такой профессии уже не предусматривалось, зато были предусмотрены « электросварщики ручной сварки » и « электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не низке 3 класса опасности»

Несмотря на то, что сам Пенсионный фонд РФ своим письмом № 06-27/7017 от 02 августа 2000 года разъяснил, что «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, ПФР при решении вопроса о назначении пенсии все равно не включает в специальный стаж потенциальному пенсионеру период работы, если в трудовой написано "газоэлектросварщик"))).

Получается так. Работодатель по какой - то генетической привычке пишет в трудовую "электросварщик" (как в списке от 1956 года), полагая, что работник - будущий льготник, вместо нужного "электросварщик ручной сварки" или "электрогазосварщик". Да, прогресс идет вперед и теперь нужно уточнять характер работ "ручная сварка". К слову, электросварщики в нашем регионе, как работали "ручной сваркой", так и работают - оборудование десятилетиями не меняется). Все об этом знают, но "додумывание" недопустимо. И идут электросварщики и газоэлектросварщики в суд - доказывать, что они не какие - нибудь просто сварщики, а сварщики, работающие руками))).

Вот мой последний доверитель и по сей день трудится в действующей организации, так что проблем с ним не должно быть - работодатель уже дал уточняющие сведения и даже в суд пойдет за него заступаться. А что делать тем, кто работал давно, в разных организациях, которые давно ликвидированы, а в спец. стаж те периоды включены не были? В помощь только ответы из архивов (если сведения есть) и свидетельские показания.

Благо, что у нас в регионе Суд лояльно относится к правам пенсионеров - льготников (в частности, к работягам) и оказывает полное содействие в истребовании и собирании доказательств. К примеру, по двум последним делам суд сам по своему усмотрению назначил судебную экспертизу условий труда, производство которой поручил экспертам Министерства социальной защиты, труда и занятости населения РМ. Эксперты дали хорошее заключение, согласно которого "электросварщик" приравнивается к "электросварщику на ручной сварке" и имеет право на льготную пенсию.

Какое вынесет суд решение на этот раз, я обязательно Вам расскажу в одной из следующих статей.


Одним из основных условий назначения страховой пенсии является достижение гражданином определённого возраста. Но некоторые категории трудящихся, согласно действующему законодательству, вправе рассчитывать на досрочный уход на покой. Рассмотрим в данной статье, что такое льготная пенсия, кому она положена, и какие условия необходимы для её назначения.

Что такое льготная пенсия


Под понятием «льготная пенсия» подразумевается выход на заслуженный отдых до наступления возраста, определённого в ФЗ №350.

В перечень пенсионеров-льготников входят также и некоторые граждане по социальным и медицинским показателям. На сегодня такие льготники составляют 1/7 часть всех российских пенсионеров.

Все аспекты назначения льготных пенсий регламентируются положениями следующих законов и подзаконных актов:

  • ФЗ №400. Определяет основные положения назначения страховых пенсий;
  • ФЗ №426. Регламентирует процедуру оценки рабочих мест на производствах с точки зрения их вредности для здоровья человека;
  • ФЗ №173. Устанавливает порядок начисления трудовых пенсий;
  • ФЗ №166. Содержит перечень малых народов севера, которым положено досрочное оформление страховой пенсии;
  • Правительственное постановление №665. Содержит список опасных и вредных профессий, представители которых вправе рассчитывать на льготный выход на пенсию;
  • Правительственное постановление №555. Оно регламентирует процесс досрочного ухода на покой для медиков и педагогов.

Кому положена льготная пенсия

Досрочная льготная пенсия доступна при наличии нескольких обязательных условий. Первой и самое основное из них – отнесение производства к категории вредных или опасных для жизни и здоровья работника.

Существует 2 категории вредности, отнесённых к двум разным спискам:

  1. I список – производства с опасными и вредными условиями труда.
  2. II список – производства с тяжёлыми условиями труда.

В обоих вышеперечисленных случаях у работников высока вероятность получения опасных производственных травм, а также профессиональных заболеваний. Всё это неизбежно негативно отражается на здоровье человека, с чем и связан их досрочный выход на пенсию. Оценка вредности условий труда производится специально уполномоченной комиссией, которая действует на основании ФЗ №426.


Причинами признания производства вредным для человека выступают такие факторы:

  • Высокая вероятность получения производственной травмы;
  • Работа с веществами и предметами, потенциально опасными для жизни и здоровья человека;
  • Высокая степень загазованности;
  • Низкая степень освещённости рабочего места;
  • Повышенный уровень шума;
  • Наличие радиационного фона, превышающего допустимые пределы;
  • Прочие воздействия, неблагоприятные для здоровья человека.

К дополнительным условиям, без которых невозможно назначение страховой льготной пенсии, относятся:

  1. Определённый стаж работы на вредном производстве.
  2. Наличие в активе гражданина необходимого количества лет общего рабочего стажа.
  3. Количество пенсионных баллов ИПК должно превышать минимально установленный уровень.
  4. Наличие российского гражданства.
  5. Являться участником программы пенсионного страхования.

Также правом досрочного выхода на пенсию обладает ряд лиц, в зависимости от социального положения, или медицинских показаний:

  • Многодетные матери;
  • Инвалиды по зрению и по росту, инвалиды детства, или ставшие инвалидами в ходе травмы, полученной в боевых действиях;
  • Жители северных регионов, и районов, приравненных к таковым.

Льготные категории граждан для выхода на пенсию

Правительственное постановление №665 устанавливает список вредных для здоровья работника производств, которым идёт льготный стаж для выхода на пенсию. Все они сгруппированы в два списка, в зависимости от степени вредности.

Список №1

В I список входят следующие производства и отрасли:

  1. Горнодобывающие предприятия.
  2. Обработка продукции горнодобывающих предприятий.
  3. Чёрная и цветная металлургия.
  4. Химическое и коксохимическое производство
  5. Металлообрабатывающие предприятия
  6. Электротехническая отрасль.
  7. Нефтяная и газовая промышленность.
  8. Переработка угля и сланца.
  9. Предприятия стекольной промышленности.
  10. Целлюлозно-бумажная отрасль.
  11. Производства, связанные с работой с радиоактивными и токсичными веществами, в том числе атомная энергетика.
  12. Производство стройматериалов.
  13. Изготовление взрывчатых веществ и боеприпасов.
  14. Фармацевтическая промышленность.
  15. Транспортная отрасль.
  16. Полиграфия.

Список №2

Во II список входят профессии и производства со сложными и тяжёлыми условиями работы.

  1. Профессии, связанные с горной добычей, переработкой руды и угля, не вошедшие в I список.
  2. Профессии металлургической отрасли (чёрной и цветной), не вошедшие в I список.
  3. Прочие профессии отраслей, указанных в I списке, но не считающиеся опасными для здоровья.
  4. Строительная отрасль.
  5. Связь.
  6. Отрасли сельского хозяйства, связанные с использованием ядохимикатов.
  7. Электроэнергеника.

Дополнительный список льготников

Кроме представителей приведённых выше профессий, правом на досрочную льготную пенсию обладают:

  1. Работники медицинских учреждений и образовательных заведений. Данные преференции установлены Правительственным постановлением №555.
  2. Лица, получившие инвалидность в результате боевых действий.
  3. Раньше прочих граждан выходят на пенсию трудоустроенные инвалиды по зрению, имеющие I группу, а также инвалиды, страдающие нарушением функционирования гипофиза – лилипуты и карлики.
  4. Многодетные матери, воспитавшие не менее пятерых детей, могут рассчитывать на досрочное оформление пенсии.
  5. Представители малых народов, и лица, трудящиеся в северных регионах, а также в районах, приравненных к таковым. Национальности и народности, представители которых входят в льготную группу, прописаны в ФЗ №166. На сегодня таких народов, обитающих в основном на севере и в дальневосточных регионах, насчитывается 39.

По каким правилам рассчитывается льготный стаж

При расчёте льготного стажа используются особые правила и коэффициенты.

Согласно КЗоТ, льготный стаж – это время, отданное человеком работе на вредном производстве. При расчете льготного стажа происходит снижение количества лет, необходимого для выхода на пенсию.

К примеру, для работников производств, входящих в I и II список вредности, снижение составляет 10 лет. Для лиц, проработавших необходимое количество лет в условиях севера, снижение необходимого для назначения пенсии стажа составляет 5 лет. На 3 года раньше могут уйти на покой женщины, воспитавшие свыше пяти детей.

Условия досрочного выхода на пенсию

Для оформления досрочной льготной пенсии, работник должен отвечать ряду обязательных требований:

  • Возраст работника не должен быть меньше установленного соответствующим ФЗ для конкретной льготной категории;
  • Имеется минимально необходимый общий рабочий стаж;
  • В общем стаже нужное количество лет отдано работе на вредных или опасных производствах.

Расчёт льготной пенсии

При расчёте льготной пенсии используется та же формула, что и при исчислении обычных страховых пенсионных выплат. Её величина напрямую зависит от количества баллов ИПК, накопленных человеком за свою трудовую карьеру.

В представленной формуле Лп означает величину льготной пенсии, Кб – количество баллов ИПК, Сб – стоимость одного балла, Фв – фиксированная выплата, величина которой устанавливается правительством, и равна 5,4 тысячи рублей.

Сроки выхода на льготную пенсию рассчитываются в индивидуальном порядке для каждой категории.

Как рассчитывается пенсия по вредности

Лицам, работающим на вредном и опасном для здоровья производстве, положено назначение пенсии на 10 лет раньше, чем прочим трудящимся. Условия для назначения представлены в таблице:

I список вредности

II список вредности

Для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера

Работники производств, расположенных в северных регионах страны, и в районах, по своим климатическим особенностям приравненных к таковым, также вправе претендовать на льготную пенсию.

Работающие на Крайнем севере
Минимальный общий рабочий стажИз них «северный» стаж
Мужчины25 лет15 лет
Женщины20 лет12,5 лет
Работающие в районах, приравненных к северным
Мужчины25 лет20 лет
Женщины20 лет15 лет

Как рассчитать льготную пенсию учителю

ФЗ № 781 наделяет правом досрочного выхода на покой педагогов, работающих в дошкольных и общеобразовательных учебных учреждениях.

Как рассчитать льготную пенсию медработнику

Правительственное постановление №555 предоставляет возможность назначения досрочной пенсии медработникам.

Сотрудники медицинских учреждений могут выйти на пенсию, отработав по специальности установленное количество лет:

  • 25 лет для медиков, трудящихся в сельской местности;
  • 30 лет для работников городских медучреждений.

Для сотрудников внутренних дел

Особенностью пенсионного обеспечения сотрудников силовых ведомств, к которым относится и МВД, является отсутствие у них страховых накоплений в системе ОПС. С зарплат полицейских, служащих МинЧС и ФСБ не удерживаются налогвые сборы и страховые взносы. Их пенсионное обеспечение полностью лежит на госбюджете страны, а не на пенсионном фонде. Работники полиции относятся к льготной группе, которой полагается досрочный выход на покой.

Для военнослужащих

У кадровых офицеров, прапорщиков и солдат-контрактников с денежного довольствия также не взимаются взносы в пенсионный страховой фонд. Поэтому для военнослужащих, как и для полицейских, не существует понятия страховой стаж или баллы ИПК.

Однако, кроме стандартного исчисления выслуги, когда каждый день идёт как 1:1, в ВСРФ применяются и другие порядки расчёта:

  • 1 день службы идёт за 3 дня, если боец участвует в контртеррористической операции, или в боевых действиях;
  • 1 день считается за 1,5 дня у представителей некоторых военных профессий: лётчиков, моряков-подводников и моряков атомных надводных кораблей, пограничников.

При расчёте общей величины службы, льготные сроки рассчитываются отдельно, и плюсуются затем с остальным временем службы.

Как оформить льготную пенсию

Для оформления льготной пенсии, при наступлении необходимых условий, следует обращаться в местное отделение пенсионного фонда.

Вниманию сотрудников ПФ следует представить такой пакет документации:

  1. Паспорт РФ, либо заменяющее его удостоверение личности.
  2. Трудовая книжка в подтверждение рабочего стажа.
  3. Справка о размере доходов, полученных за истёкшие 5 лет.
  4. Пенсионная карточка СНИЛС.
  5. Заявление с просьбой оформить досрочную пенсию.

После рассмотрения поданных документов, сотрудники ПФ в десятидневный срок принимают решение о назначении обратившемуся гражданину льготной пенсии.

Заключение

На сегодня значительное количество россиян имеют право на досрочное оформление пенсий по тем или иным мотивам. Важно только знать, когда наступают условия, необходимые для их назначения, и своевременно обратиться за начислением пенсионных выплат.

Проблемы и перспективы реформирования льготного пенсионного обеспечения

Реформирование системы пенсионного страхования и обеспечения, просуществовавшей 10 лет и унаследовавшей заслуги и ошибки советского пенсионного обеспечения, началось с января 2002 г. Итоги пенсионных реформ в любой стране принято подводить спустя не годы и десятилетия, а даже через поколения. Тем не менее, функционирование сегодняшней пенсионной системы позволяет сделать некоторые выводы и акцентировать внимание на нерешенных в ходе пенсионной реформы проблемах. Одной из таких актуальных и важных проблем является реформирование льготного пенсионного обеспечения.

Регулирование назначения льготных (досрочных) пенсий сегодня осуществляется в соответствии с Законом 2001 г. “О Трудовых пенсиях в РФ“ (ст. 27, 28) на основании утвержденных

ранее различных списков и дополнительных положений. При этом финансирование этих пенсий в рамках создаваемой системы пенсионного страхования осуществляется не на страховых принципах. Выплата досрочных пенсий производится за счет изъятия части уплаченных в Пенсионный фонд России (ПФР) взносов, но расходуется не на пенсии работников, за которых эти взносы внесены, а на выплату досрочных пенсий людям, за которых дополнительно взносы никто не платил. Данное изъятие в масштабах страны становится весьма существенным. Рассмотрим такую ситуацию на примере одного из субъектов Российской Федерации - Алтайском крае. По данным Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Алтайскому краю (ОПФР) доля рабочих мест на предприятиях, имеющих льготные рабочие места, в общей численности рабочих мест составляет более 60%, а доля численности работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию, колеблется в пределах 16,43-17,58% (табл. 1). То есть около 20% средств, которые должны направляться на финансирование трудовых пенсий расходуется на выплату досрочных пенсий (по некоторым оценкам “льготником“ является каждый третий пенсионер).

Кроме того, законом “О Трудовых пенсиях в РФ“ предполагалось с 1 января 2003 г. постепенно переводить финансирование досрочных пенсий в сферу действия создаваемых профессиональных пенсионных систем (ППС). При этом создание таких систем предполагается только для работников, имеющих право на досрочную пенсию в соответствии со Списками N 1 и N 2 (согласно проектам законов “О Профессиональных пенсионных системах в РФ“ и “О взносах в профессиональные пенсионные системы“). То есть создание обязательных ППС в настоящее время не предусматривается для лиц, имеющих право на досрочную пенсию в соответствии с “малыми списками“ и по выслуге лет. Данные категории работников в создании

новой профессиональной пенсионной системы вообще упускаются по какой-то причине, хотя их доля в общем количестве лиц с правом на досрочную пенсию существенна. Если создание ППС в рамках действия Списков N 1 и N 2 еще может быть оправдано, то по другим категориям работников остается вопрос. По данным ОПФР ЕПС по Алтайскому краю за 4 года складывается следующее соотношение различных категорий работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию (табл. 1): по Спискам N 1 и 2 - 37-39% общей численности “льготников“, по “малым спискам“ - 7-8%, по выслуге лет - 54-55%. Таким образом, доля пенсионеров-льготников, уходящих на досрочную пенсию в соответствии с “малыми“ списками и по выслуге лет составляет более 60%, что требует значительного из ПФР оттока средств на их пенсионное обеспечение.

Таблица 1. Численность работников, имеющих право на льготное
пенсионное обеспечение, на предприятиях Алтайского края

Еще одним фактом является то, что

постановлениями Правительства РФ сохранено право на досрочную пенсию для педагогических, медицинских и творческих работников только государственных и муниципальных организаций. Таким образом, разрывается профессиональная привязка назначения льготных пенсий и возвращается ведомственная.

Помимо этого, реформирование системы льготного пенсионного обеспечения необходимо и для самих работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию. Это связано, в первую очередь, с ведением накопительного элемента в финансировании пенсии. То есть выше указанные работники смогут получать только ту пенсию, что успели накопить за льготный период трудовой деятельности, при условии оставления ими рабочего места. Для оценки будущего размера досрочных пенсий были проведены прогнозные расчеты. При проведении данных расчетов будущих размеров пенсий сделаны некоторые условные допущения:

среднесписочная численность работников на предприятиях различных отраслей неизменна в течение расчетного периода;

прогнозный расчет будущей пенсии проводится для мужчин в возрасте 20 лет;

размер ставки единого социального налога остается неизменным в течение всего расчетного периода - 26%;

работник, приобретая право на досрочную пенсию, прекращает свою трудовую деятельность;

среднемесячный размер заработной платы на предприятии не зависит от различных доплат и надбавок;

расчет производится в идеальной экономической среде, т.е. не учитывается ежегодный прирост среднемесячной заработной платы, уровень инфляции и т.д.

Проведенные прогнозные расчеты ожидаемого размера пенсий в сложившихся условиях показывают следующие результаты (табл. 2).

Отклонение размера льготной пенсии от размера пенсии на общих
основаниях

Досрочная пенсия, начисленная в рамках новой пенсионной системы у разных категорий работников трех предприятий, имеющих право на досрочную пенсию, меньше, чем пенсия работников тех же предприятий, но не имеющих право на досрочную пенсию. Наибольшее отклонение наблюдается у работников, имеющих право на досрочную пенсию за выслугу лет - 1 136,35 руб. или 47,22%. Также значительное отклонение мы видим у работников, имеющих право на досрочную пенсию по Списку N 1. В самом выгодном положении оказываются работники, имеющие право на досрочную пенсию в соответствии с “малыми“ списками.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что реформа системы льготного пенсионного обеспечения нужна не только государству в лице Пенсионного фонда для увеличения резервов по выплате пенсий, но и будущим пенсионерам-льготникам. В данном же случае встает вопрос о взаимоувязке интересов ПФР, работодателей и работников, имеющих право на досрочную пенсию. В связи с этим необходимо предусмотреть ряд мероприятий, направленных на преобразования в системе льготного пенсионного обеспечения.

Наиболее радикальным способом реформирования системы льготного пенсионного обеспечения является отмена всех льгот при назначении пенсий. Но такая мера не может быть реализована, так как к системе ЛПО относятся не только льготные профессиональные пенсии, но и льготные социальные пенсии, т.е. такое решение может привести к серьезным социальным последствиям.

Другим способом реформирования системы ЛПО, не менее радикальным, является переложение всех обязательств перед пенсионерами-льготниками на плечи работодателей. Что касается работников промышленных предприятий с опасными и вредными условиями труда, то для них с учетом уровня заработной платы вполне приемлемым является негосударственное пенсионное страхование (и данным работодателям это под силу). Но как уже отмечалось, на сегодня большая часть пенсионеров-льготников является работниками бюджетной сферы (медицинские, педагогические, творческие работники). Для них данный способ решения поставленной проблемы не может иметь места. В данном случае должна быть разработана иная программа реформирования.

Во-первых, на наш взгляд, необходимо разделить понятия льготных профессиональных и льготных социальных пенсий, так как источники финансирования данных пенсий, а также условия труда работников, имеющих право на льготную пенсию, различны. Так, к льготным профессиональным пенсиям нужно относить досрочные пенсии, назначенные в связи с особыми условиями труда и тяжестью работ (например, в горячих цехах и т.п.). В свою очередь льготные социальные пенсии - это досрочные пенсии отдельным категориям граждан, назначенные по основаниям не имеющих прямого отношения к характеристикам труда (многодетным женщинам, инвалидам и др.). В связи с этим, на наш взгляд, необходимо разрабатывать два направления реформирования льготного пенсионного обеспечения, учитывающие данные особенности.

Во-вторых, можно использовать гибкий возраст выхода на пенсию для работников, которые достигли минимально возможного пенсионного возраста и выработали минимально необходимый трудовой стаж. При этом одним из условий получения пенсии должно стать освобождение такого работника от занимаемой им должности в связи с увольнением или переводом на другую должность. К тому же в случае с льготными профессиональными пенсиями необходимо объединить усилия профсоюзов и работодателей в создании отраслевых профессиональных пенсионных систем. В этом случае работник, накопив в течение установленного периода времени достаточную сумму для получения достойной пенсии, может выходить на пенсию досрочно.

В-третьих, возможно, следует воспользоваться опытом зарубежных стран, в частности Польши, с целью постепенной ликвидации института досрочных пенсий для ряда категорий льготников. Для этого необходимо вести планомерную работу по оценке реальных условий труда на предприятиях различных отраслей, имеющих рабочие места с правом на досрочную пенсию, так как в связи с научно-техническим прогрессом происходит постоянное изменение условий труда работников. Такие целенаправленные мероприятия приведут к обоснованной отмене ряда льгот, не имеющих достаточных оснований.

Таким образом, реформирование льготного пенсионного обеспечения и страхования в Российской Федерации имеет и предпосылки, и возможности (пути) эффективной реализации с учетом социальных и экономических интересов всех участников: государства, пенсионного фонда, работодателей и работников.

доктор экономических наук, профессор,

Алтайский государственный университет

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 18, сентябрь 2006 г.

Читайте также: