Сборника нормативных актов по льготному пенсионному обеспечению и пенсионному обеспечению

Этот сборник - для тех, кто получает или претендует на получение пенсии по одному из льготных списков. А "списочников", т.е. людей, которые трудились во вредных или особых условиях, среди выходящих сегодня на пенсию, - едва ли не каждый седьмой. Представление о контингенте "списочников" дает даже выборочное перечисление профессий, предоставляющих гражданам право на пенсионные льготы. И это не только шахтеры, работники горячих цехов или химических производств, но и представители некоторых служб МЧС, северяне, гражданские летчики. К "списочникам", чьи льготы, увы, исчерпываются практически лишь досрочной пенсией, относятся врачи и педагоги.

По словам автора предисловия к сборнику заместителя Председателя Правления Пенсионного фонда России Л. Чижик, досрочные пенсии - это пенсии, назначаемые ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при выполнении определенных законодательных условий. Поможем разобраться в них нашим читателям.

Особое внимание обратим прежде всего на следующее. Установление досрочных трудовых пенсий регулируется статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. Причем в законодательных условиях двух статей есть существенная разница. В отличие от льготников по статье 28 гражданам, занятым на работах, предусмотренных статьей 27, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохраняется лишь в том случае, если они на 1 января 2003 года имеют за плечами не менее половины требуемого срока необходимых соответствующих работ. Гражданам, отработавшим меньше этого срока, либо впервые принятым на определенную работу после указанной даты, будут устанавливаться профессиональные пенсии в соответствии со специальным федеральным законом (его проект принят Госдумой пока только в первом чтении. Выпуск сборника для "молодых" льготников - в плане редакции).

Стоит обратить внимание и еще на один нюанс законодательных условий. Для определенной категории работников трудовая пенсия по старости может назначаться досрочно независимо от страхового стажа. Например, женщинам, отработавшим в текстильной промышленности на соответствующих работах 20 лет, трудовая пенсия по старости назначается досрочно по достижении ими 50-летнего возраста без требования страхового стажа.

Лица, выработавшие необходимый страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, реализуют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с того момента, когда достигнут необходимого возраста, установленного законодательством для конкретной категории работников.

Некоторым гражданам досрочная трудовая пенсия может назначаться независимо от возраста и от продолжительности страхового стажа. В этом случае достаточно отработать определенное количество лет на соответствующих работах. Например, трудовая пенсия по старости назначается досрочно независимо от возраста и страхового стажа лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, а также лицам, осуществляющим педагогическую, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Во всех случаях обязательным условием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является наличие у застрахованного лица стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных статьями 27 и 28 упомянутого Федерального закона.

Пенсионеры, работавшие в особых условиях труда, вправе воспользоваться оценкой своих прав с учетом стажа работы в таких условиях и пересчитать размер пенсии по нормам нового законодательства. Если они имели продолжительный стаж такой работы, то вправе ожидать увеличения размера своей пенсии. Если к тарифным окладам таких работников установлены надбавки за особые условия труда, предусмотренные в отраслевых тарифных соглашениях или коллективных договорах, то работники вправе ожидать получения пенсии в более высоком размере, с учетом общей суммы взносов, которая будет уплачена с повышенной зарплаты.

Помещенные в сборнике законодательные и подзаконные акты, действующие на сегодняшний день, а также профессиональные разъяснения работников Пенсионного фонда России помогут читателям оценить свои права на пенсионные льготы и добиться их реализации.

Желающим приобрести этот сборник следует перечислить за один экземпляр 65 рублей (включая оплату за пересылку и НДС) по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО "Библиотечка "РГ", ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810300000000017 в ОАО "НК Банк", г. Москва, к/с 30101810900000000278, БИК 044579278.

В платежке обязательно укажите ваш точный обратный адрес с индексом и название заказываемого сборника. Обращаем внимание заказчиков изданий-приложений к "Российской газете": при оплате сборников через Сбербанк РФ его филиалы на местах часто не передают названия книг и адреса заказчиков. Во избежание задержек с отправкой заказов просьба присылать в наш адрес письма (можно по электронной почте) с необходимой информацией: адрес, название сборника, получатель, или сообщать эти сведения по нашим телефонам. Если вы до сих пор не получили заказанный сборник, позвоните в редакцию.

Москвичи и гости столицы могут приобрести названное издание непосредственно в редакции по адресу: Москва, ул. Правды, 24 (м. "Савеловская").

Контактные телефоны редакции: (095) 257-40-31, 257-52-47 (тел.-факс).

Заказ можно осуществить по нашему электронному адресу: Bibliotechka@rg.ru

Не откладывайте с заказом: тираж сборника ограничен!

Оптовым заказчикам предоставляются значительные скидки.

Правовая библиотечка и полезна, и доступна

С 6 апреля 2004 года снова снижены цены (за экземпляр, включая НДС и плату за пересылку) на некоторые издания серии "Библиотечка "Российской газеты" за 2003 - 2004 годы:

за сборник "Человек за рулем: сегодня и завтра. Защита его прав и интересов. (Новейшие законодательно-нормативные акты. Комментарии и разъяснения специалистов)" - 30 рублей,

за сборник "Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций внутренними (локальными) документами" - 30 рублей,

за сборник "Обособленные подразделения организаций. Правовое регулирование, налоговый и бухгалтерский учет. (Комментарий и практические рекомендации специалистов)" - 30 рублей,

за сборник "Индивидуальный предприниматель. (Законодательно-нормативная основа деятельности. Налогообложение, учет и отчетность. Комментарии и рекомендации специалистов)" - 29 рублей,

за сборник "Аудит - содействие успехам предприятий. (Законодательные и другие нормативные акты, комментарии специалистов)" - 40 рублей,

за сборник "Особенности формирования прибыли в бухгалтерском учете и для целей налогообложения. (Комментарии и рекомендации специалистов)" - 40 рублей,

за сборник "Российское патентное право. (Патентный закон Российской Федерации и другие законодательно-нормативные акты. Комментарий специалистов)" - 45 рублей,

за сборник "Как быстро и без потерь застраховать "автогражданку". Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", другие нормативные акты. (Постатейный профессионально-практический комментарий)" - 35 рублей,

за сборник "Права пострадавших от радиации. Как их защитить, добившись возмещения вреда здоровью, с помощью суда" - 50 рублей,

за сборник "Ваше жилище: как его приобрести и как платить за коммунальные услуги" - 50 рублей,

за сборник "Защита объектов интеллектуальной собственности и сферы высоких технологий" - 45 рублей,

за сборник "Уголовно-процессуальный кодекс РФ". (Новая редакция с учетом изменений и дополнений, внесенных федеральными законами, принятыми с мая 2002 г.) - 70 рублей,

за сборник "Квартирный вопрос: наследование, дарение-рента" - 65 рублей,

за сборник "Военная служба: кто годен, а кто нет". (Новое Положение о военной экспертизе и Инструкция о порядке ее проведения. Страховые выплаты за полученные военные травмы) - 60 рублей,

за сборник "Транспортно-экспедиционная деятельность и проблемы медицинского освидетельствования водителей. (Нормативно-правовая база. Комментарии специалистов)" - 50 рублей,

за сборник "Как не ошибиться в обращении с товарными знаками" (Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров") - 55 рублей,

за сборник "Договорной портфель строительных организаций: правовое регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение, арбитражная практика. Научная разработка, практические советы и рекомендации кандидата экономических наук, главного аудитора ЗАО "Аудит БТ" А.Н. Медведева" - 85 рублей.

Желающим приобрести эти сборники следует перечислить суммы их стоимости по банковским реквизитам, указанным выше.

Оптовым покупателям предоставляются значительные скидки.

Дополнительные справки по телефонам: (095) 257-40-31, 257-52-47 (тел.-факс).

Утверждение локальных нормативных актов
Документы, необходимые для назначения пенсии


Прежде чем рассматривать конкретные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, необходимо в общем виде представить себе систему законодательных актов, действующих в данной сфере, и основные вопросы, которые ими регулируются.

Основные законодательные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение в Российской Федерации:

1) Конституция Российской Федерации (действующая редакция на 01.01.2009) — в редакции Указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ, от 21.07.2007 N 5-ФКЗ, Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ);

4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ);

5) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ);

6) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ);

7) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1);

8) Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее — Закон N 21-ФЗ);

9) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);

10) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ);

11) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах » (далее — Закон N 75-ФЗ);

12) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон N 111-ФЗ).

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Законом N 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного Закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии .

Действие Закона N 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся:

1) физические лица — граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам.

Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан. Основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Законом N 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральным государственным служащим;

3) участникам Великой Отечественной войны;

4) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособным гражданам.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Закона N 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия.

К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств:

1) в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) в государственной противопожарной службе;

6) в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) в органах уголовно-исполнительной системы.

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Закон N 21-ФЗ устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и выезжающих за ее пределы.

Закон N 173-ФЗ устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.

Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Закон N 165-ФЗ дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности.

К страховым случаям в соответствии с указанным правовым актом относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Закон N 75-ФЗ регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Закон N 111-ФЗ регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

НК РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

ТК РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

от 2 октября 1991 г. N 517

О ПЕНСИЯХ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ ПО СТАРОСТИ

(ПО ВОЗРАСТУ) И ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Установить, что при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" применяются на территории РСФСР утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 и от 9 августа 1991 г. N 591:

Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях;

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Утвердить дополнения и изменения к Списку N 1 согласно Приложению.

Указанные Списки с прилагаемыми дополнениями и изменениями вводятся в действие с 1 января 1992 года.

2. Предоставить право Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.

3. Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР, Министерству печати и массовой информации РСФСР обеспечить в трехмесячный срок издание сборника нормативных актов по льготному пенсионному обеспечению и пенсионному обеспечению за выслугу лет.

4. Руководителям предприятий (объединений), организаций обеспечить своевременную подготовку к введению в действие Списков N N 1 и 2. Провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда. Определить с участием профсоюзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с указанными Списками установлено льготное пенсионное обеспечение, и ознакомить с ними трудящихся.

Совета Министров РСФСР

Совета Министров РСФСР

от 2 октября 1991 г. N 517

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

В СПИСОК N 1 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ,

ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ,

НА РАБОТАХ С ОСОБО ВРЕДНЫМИ И ОСОБО ТЯЖЕЛЫМИ

УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА

ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ (ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ,

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10

1. В подраздел 3 раздела XXI "Транспорт" внести дополнение: "12003000-11217 Бортпроводники".

2. В разделе XXIII "Общие профессии" позицию 12100000-11465 изложить в следующей редакции:

"Водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц)".

Судебная практика и законодательство — Постановление Совмина РСФСР от 02.10.1991 N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет"

е) для работников военизированных горноспасательных частей - время прохождения службы на должностях военизированного личного состава в военизированных горноспасательных частях независимо от их ведомственной принадлежности и время работы на подземных горных работах в должностях и на работах по списку N 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, с последующими дополнениями и изменениями;

Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517.

е) для работников военизированных горноспасательных частей - время прохождения службы на должностях военизированного личного состава в военизированных горноспасательных частях независимо от их ведомственной принадлежности и время работы на подземных горных работах в должностях и на работах по списку N 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, с последующими дополнениями и изменениями;

е) для работников военизированных горноспасательных частей - время прохождения службы на должностях военизированного личного состава в военизированных горноспасательных частях независимо от их ведомственной принадлежности и время работы на подземных горных работах в должностях и на работах по списку N 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, с последующими дополнениями и изменениями;

а) время прохождения службы на должностях военизированного личного состава в горноспасательных частях независимо от их ведомственной принадлежности и время работы на подземных горных работах в должностях и на работах по списку N 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, с последующими дополнениями и изменениями;

Указанные Постановления применяются на территории России в соответствии с Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 2 октября 1991 г. N 517.

Министерство социальной защиты населения Российской Федерации направляет для сведения и руководства утвержденное Постановлением Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 21з, согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации прилагаемое Разъяснение "О порядке применения утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (которые применяются на территории России в соответствии с Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 2 октября 1991 г. N 517), в связи с изменением наименований профессий и должностей отдельных категорий работников".

а) Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 и от 9 августа 1991 г. N 591, Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 , при назначении пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона;

Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" Министерство труда Российской Федерации постановляет:

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 28 марта, 3 мая, 1 июля 2011 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г., 7 марта, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Назначаются следующие виды пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Определяются условия одновременного получения двух пенсий.

Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Определяется порядок установления до 1 января 2004 года пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере. Лица, получавшие социальную пенсию, предусмотренную Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение ранее назначенной пенсии в сохраненном размере и в прежнем порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 3 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ


Пенсия по старости представляет собой форму социального материального обеспечения, выплачиваемого лицам, прекратившим трудовую деятельность в связи с достижением возраста нетрудоспособности, но согласно проводимому социально-экономическому курсу предусмотрено его постепенное повышение.

При этом некоторые категории граждан могут начать получать пенсию значительно раньше остальных. Данная льгота, в первую очередь, распространяется на тех сотрудников, работа которых связана с неблагоприятными для здоровья условиями осуществления трудовой функции, приводящими к досрочной потере трудоспособности.

Бесплатно по России

Льготный выход на пенсию в 2019 году в РФ — последние новости

Коснулись ли льготников нововведения? В 2019 году в России произошли изменения, направленные на реформирование системы социального и пенсионного обеспечения населения. Часть из них предполагает увеличение возраста, когда возникает право на пенсию.

Они были восприняты обществом неоднозначно, поскольку страховая пенсия представляет собой некую компенсацию за утраченную трудоспособность. Увеличение пенсионного возраста значительно отодвигает по времени право на получение этих выплат.

Для работников, которые вправе получать страховую пенсию по за стаж по выслуге (медики и педагоги), предусмотрена постепенная отсрочка в праве распоряжения начисленной пенсией. Так, те из них, которым выплаты начислены в 2019 году, смогут получать их только в 2020. Изменения срока отсрочки будет с каждым годом.

Для работающих на севере увеличится пенсионный возраст. По окончании реформы он составит 55 лет и 60 лет в зависимости от пола. В 2019 году «северяне» вправе выйти на пенсию в 50,5 лет и 55,5 лет соответственно.

Кому положена

Возможностью получения ранней пенсии могут воспользоваться работники, осуществляющие трудовую деятельность в неблагоприятных условиях. Перечень профессий и специальностей, предполагающих повышенную сложность, был определен еще во времена СССР, когда выделили две категории (списка) наиболее опасных видов деятельности. Регулирующий данный вопрос законодательный акт, принятый Верховным Советом Союза ССР, является действующим и поныне.

Список № 1

Список № 1 содержит перечень типов профессиональной деятельности, которые являются наиболее опасными и подрывающими здоровье за счет крайне неблагоприятных условий труда. Здесь предполагаются специалисты, трудящиеся на горнодобывающих производствах, литейных цехах, задействованные в работе с ядовитыми химическими реагентами, взрывчатыми веществами.

Право на льготную пенсию у работников данной группы мужского пола возникает после 10 лет работы в опасных условиях, что гарантировано законодательно. При этом на аналогичный же срок понижается возраст выхода на заслуженный отдых. Всего же необходимо потрудиться два десятка лет.

Женщины имеют право на льготу только при условии выработки 7,5 лет «вредного» стажа, возраст снижается на 10 лет. Общий стаж от 15 лет.


Список № 2

Список № 2 содержит перечень видов профессиональной деятельности, предполагающих тяжелые условия труда, характер которых приводит к досрочной потере трудоспособности.

К ним, кроме прочего, следует отнести специалистов, работающих на железной дороге, в строительной сфере, в области связи и т. д.

Возраст для работников этих групп снижается на 5 лет. При этом условия, при которых они вправе рассчитывать на льготу, намного более сложные. Иными словами, нужно иметь больший стаж работы как в целом, так на вредном производстве в частности.

За сотрудников, чья профессиональная деятельность связана с вредными и тяжелыми условиями труда, нужно дополнительно вносить страховые взносы:

  • из первого списка – 9%;
  • из второго списка – 6%.

Медики

Работа медиков также связана с условиями труда, представляющими определенный риск и напряженность, поэтому для них разработан и применяется льготный порядок выхода на пенсию, но при соблюдении ряда условий, в том числе касающихся места работы и занимаемой должности. Так, право на льготу дает трудовая деятельность в следующих учреждениях здравоохранения:

  • стационары;
  • поликлиники;
  • диспансеры;
  • женские консультации;
  • роддома;
  • МСЧ;
  • ФАПы;
  • СМП;
  • станции переливания крови;
  • военные госпитали и лазареты.

Сотрудники вышеозначенных учреждений должны осуществлять трудовую деятельность на должности, входящей в одну из следующих групп:

  • врачи;
  • средний медицинский персонал (медсестры, акушерки, фельдшеры, лаборанты и т. д.).

Врачи-специалисты, занимающие административные должности и не осуществляющие фактически лечебную деятельность, также вправе рассчитывать на льготу.

Для возникновения законного права и возможности получения пенсии они должны иметь стаж работы в рамках медицины не менее тридцати лет, если находятся в городе, и не менее 25 лет при работе на селе.

Педагоги

Педагогическая деятельность предполагает усиленные психоэмоциональные нагрузки, которые также приводят к ранней потере трудоспособности. В связи с этим законодательно предусмотрен ранний выход на пенсию и для этой категории работников. Как и у медиков, данная возможность зависит от выслуги лет, составляющей не менее 25 лет работы в следующих учреждениях:

  • школы (общеобразовательные, коррекционные, гимназии, лицеи);
  • учреждения дополнительного образования;
  • детские дома;
  • ССУЗы и профучилища;
  • детские сады и ясли.

Должности педагогов, дающие право на раннюю пенсию, законодательно строго определены. Среди них следует выделить следующие:

  • учителя (в том числе начальных классов);
  • директора, завучи;
  • воспитатели;
  • логопеды.


Работающие на севере

Трудовая деятельность, осуществляемая в сложных и, порой, экстремальных условиях Крайнего Севера, также предполагает начисление досрочной пенсии.

Требования, предъявляющиеся к «северянам», таковы, что стаж работы в арктических и тундровых поясах (Крайний Север) должен быть 15 лет, а в районах, которые по условиям схожи с ним, – 20 лет. При этом не следует забывать и об обязательном минимальном стаже работы в целом.

Расчет льготной пенсии

Какой-либо фиксированной суммы пенсионных выплат для льготников не существует. Их размер определяется общими показателями страхового стажа, суммами страховых взносов и накопленными страховыми баллами.


Рассчитать пенсию можно по следующей формуле:

СП – сумма страховой пенсии.

ИПК – количество пенсионных баллов.

СПБ – стоимость одного пенсионного балла.

ФВ – фиксированная выплата.
Стоимость пенсионных баллов и размер фиксированной выплаты индексируется с каждым годом. В 2019 году один балл стоит 87 рублей 24 копейки, размер выплаты 5334,19 рубля, причем для некоторых льготных категорий он еще выше.

Как оформить льготную пенсию

В этих целях назначения и оформления льготной пенсии работнику следует подать в ПФР заявление, имея на руках следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • справка о доходах;
  • справка от работодателя о льготном характере работы (не во всех случаях, а только прямо предусмотренных законом);

Срок рассмотрения заявления – 10 дней, однако при наличии спорных моментов он может быть увеличен. В случае неудовлетворения заявления возможно обеспечить свои законные интересы путем подачи иска в судейские органы.

Льготная пенсия – важная мера социальной поддержки лиц, чья профессиональная деятельность связана с тяжелыми или особыми условиями труда. Однако изменения в пенсионном законодательстве фактически будут ограничивать круг получателей льгот, так как на них смогут рассчитывать люди более старшего возраста, чем сейчас.

Более подробно о документах для оформления льготной пенсии смотрите в видео-ролике:

Читайте также: