Штрафы за неуплату льготной пенсии

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

Льготными пенсиями называют досрочные трудовые пенсии по старости, назначаемые в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[1]. Этой статьей предусмотрены льготные основания для назначения пенсий по старости отдельным категориям работников. Отступление от общего правила обусловлено предоставлением со стороны государства особой поддержки тем работникам, чья трудовая деятельность связана с тяжелыми или опасными условиями труда[2], а также тем, чьи профессии признаны социально-значимыми[3]. Преференции выражаются в виде предоставления им ряда льгот и возможностей, в том числе, льготный подсчет трудового стажа и досрочный выход на пенсию.

Однако нередки случаи, когда работники, обладающие правом на льготную пенсию, выработав необходимое количество лет, обращаются в Пенсионный фонд РФ за ее назначением, но им отказывают. И, как правило, отказывают из-за ошибок, допущенных работодателем.

В настоящей статье проанализируем самые распространенные из них, большей частью относимые к назначению льготных пенсий работникам, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения и работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

· Направление работника на курсы специализации или курсы повышения квалификации.

Повышение квалификации работников предусмотрено трудовым законодательством[4]. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяется работодателем. Более того, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. То есть обучение на таких курсах – профессиональная и производственная необходимость, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности работника и должны включаться в стаж работ для назначения льготной пенсии.

По правилам, направление работника на повышение квалификации оформляется приказом (распоряжением) руководителя о направлении на курсы (семинары)[5]. Несмотря на то, что обучение на курсах проходит с отрывом от работы, за работником сохраняется и должность и средняя заработная плата, с которой производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом включению в стаж для назначения льготной пенсии подлежит каждый такой период вне зависимости от его продолжительности.

Надо заметить, что судебная практика по этому вопросу однозначно положительная при достаточности оснований в подтверждение направления на повышение квалификации и успешного ее прохождения. Поэтому остается непонятным, почему органы Пенсионного фонда РФ, осуществляя проверку достаточности стажа для назначения льготной пенсии, выносят отрицательные решения, исключая периоды обучения на курсах повышения квалификации.

Практика:

Так, решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 8 февраля 2011 года по иску К.С. к Управлению пенсионного фонда РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга, требования о включении в специальный стаж, в том числе, периодов обучения на курсах повышения квалификации – удовлетворены. Определением кассационной инстанции решение оставлено без изменения. При этом, ввиду того, что заявитель работала в Бюро судебно-медицинской экспертизы, стаж работы в котором, согласно Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, засчитывается в льготном исчислении, указанные периоды судом включены в стаж также в льготном исчислении – один год как один год и шесть месяцев.

По другому делу, Колышлейский районный суд Пензенской области 5 марта 2008 года вынес Решение об удовлетворении требований истицы о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью – включил в ее специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Кассационная инстанция постановленное решение оставила без изменения, указав при этом, что Управление Пенсионного Фонда РФ по Колышлейскому району Пензенской области необоснованно поставило истицу в неравное положение с другими гражданами, периоды работы которых в вышеназванных должностях засчитаны в специальный стаж, что противоречит конституционному принципу справедливости, а также принципу равенства всех перед законом, закрепленному в ст. 19 Конституции РФ.

Вышеуказанные доводы аналогично применимы и к служебным командировкам работников[6], работающих на соответствующих Спискам должностях и работах, имеющих право на досрочную пенсию, и к периодам отрыва от работы в связи с участием (поездками) на конференции и семинары (короткие временные отрывы от работы). Все эти периоды также подлежат включению в стаж, при условии, что направление работника оформлено приказом, и в приказе указано основание убытия работника и сохранение за ним должности и средней заработной платы.

· Отсутствие отчислений за работника страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Нередки случаи, когда работодатель не надлежаще исполняет свои обязательства по уплате обязательных страховых взносов за работника. В результате, при подсчете стажа, необходимого для выхода на льготную пенсию, из него могут исключить даже те периоды, которые при соблюдении работодателем уплаты отчислений, бесспорно должны были бы входить в него. Под страховыми взносами понимаются взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования.

Обращаем внимание, что работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами[7]. В том числе, согласно Закону об обязательном пенсионном страховании, страхователи обязаны зарегистрироваться в установленном порядке в территориальных органах страховщика (территориальные отделы Пенсионного фонда РФ)[8], своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд[9].

Неисполнение обязательных отчислений для работодателя влечет наступление неблагоприятных последствий (санкций) в виде привлечения к ответственности, а для работника фактическое отсутствие отчислений в итоге становится причиной отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Как итог, в стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права[10].

Поэтому важно понимать, что отказ Пенсионного фонда РФ в назначении льготной пенсии по этому основанию не правомерен. Неуплата страхователем (работодателем) в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Практика:

Судебная практика по данному вопросу практически отсутствует, особенно, что касается вопросов о восстановлении пенсионных прав лицам, осуществляющим медицинскую и педагогическую деятельность. Однако проблема отказа органов Пенсионного фонда на этом основании (то есть ввиду неисполнения работодателем обязанности уплаты страховых взносов за работника в Пенсионный фонд РФ) в назначении досрочной пенсии, существует. В связи с этим, приведем в пример недавнее решение суда Московской области по данному вопросу, доводы которого, по мнению автора статьи, могут быть применимы и в отношении других категорий работников, претендующих на льготную пенсию.

Истица обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ о включении периода работы в страховой стаж при начислении пенсии. Судом в удовлетворении ее требований было отказано ввиду того, что в выписке ее лицевого счета застрахованного лица нет сведений о стаже и заработке за спорный период работы, то есть работодателем не производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд. Кассационная инстанция указанное решение отменила и удовлетворила требования истицы в полном объеме, указав, что на истицу, как на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию, не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд РФ (Определение Московского областного суда от 20.12.2011 г.).

· Нахождение работника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком.

Ситуация с периодом нахождения в отпуске по беременности и родам как правило сложностей не вызывает. В соответствии с Трудовым кодексом РФ[11] отпуск по беременности и родам оформляется листком нетрудоспособности (больничным листом), и поэтому чаще всего не исключается из стажа работниками Пенсионного фонда РФ. Продолжительность отпусков по беременности и родам по общему правилу составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов[12].

С периодом же нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком (до полутора или до трех лет) ситуация немного сложнее. Дело в том, что в настоящее время Трудовой кодекс РФ прямо оговаривает, что этот период засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения досрочной трудовой пенсии по старости[13]. Вместе с тем, законом установлено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов[14]. До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. После вступления его в законную силу (06 октября 1992 года) этот период перестал включаться.

То есть, гражданину, работающему в соответствующих Спискам должностях и учреждениях, воспользовавшемуся правом на отпуск по уходу за ребенком после изменения законодательства, этот период не будет засчитываться в льготный стаж для назначения досрочной пенсии. Эта дата действительно является пресекательной. Однако следует отметить, что период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком будет включаться в специальный стаж в том случае, когда приказ о назначении отпуска по уходу за ребенком датирован, к примеру, 05 октября 1992 года, при том - полный его период.

Практика:

Октябрьским районным судом г. Ижевска удовлетворены требования истицы, просившей суд включить в ее специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, не включенный ранее Пенсионным фондом в ее специальный стаж лечебной деятельности, вплоть до 18 сентября 1994 года (Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от 01.03.2011 г.).

По другому дел, суд также включил в стаж и обязал Пенсионный Фонд назначить истице досрочную пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. При этом указал, что отпуск по уходу за ребенком с 06.10.1992 года подлежит зачету в специальный стаж, поскольку установлено, что отпуск у истца начался до внесения изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР, т.е. до 6 октября 1992 года, и с учетом положений ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 чт. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции РФ, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (Решение Московского областного суда РФ от 08.09.2011 г.).

Вышеуказанные ошибки работодателей приводят к отказу Пенсионного фонда РФ в назначении работникам льготной пенсии. Конечно, эти периоды, в случае если они все-таки исключены из специального трудового стажа, при достаточности оснований могут быть восстановлены в судебном порядке.

В целях единства в правоприменительной практике, а также во избежание длительных судебных процессов, будет справедливым отметить, что существуют периоды, которые действительно не учитываются при подсчете стажа для назначения льготной пенсии. Речь идет об отпусках без сохранения заработной платы; периодах работы на несоответствующих утвержденным спискам должностях, работах и профессиях (если они не были предусмотрены ранее действующим законодательством); периодах работы, хотя и на предусмотренных утвержденными списками должностях, работах и профессиях, однако не имеющих официального подтверждения (без записи в трудовой книжке и при отсутствии иных подтверждающих документов) и в некоторых других случаях.

Не включаются также отпуска по уходу за ребенком, назначенные работникам после той самой пресекательной даты – 06 октября 1992 года. Поскольку так называемый «льготный» или «специальный» стаж исчисляется в календарных днях, фактически отработанных на соответствующих видах работ или в соответствующих должностях без условия непрерывности, то периоды работы на должностях, не соответствующих спискам, утвержденным Правительством РФ, даже если они имели место быть между так называемыми учитываемыми периодами работы, при условии исключения установления их тождественности и оспоримости по иным основаниям, также не включаются в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В настоящее время обсуждается принятие отдельного федерального закона, который будет регулировать назначение пенсий отдельным категориям работников – Закон о профессиональных пенсионных системах, проект которого уже внесен в Государственную Думу[15]. Отметим лишь, что связывать его с Законом о трудовых пенсиях будет то, что льготные пенсии по новому закону будут назначаться в тех случаях, если застрахованные лица проработали на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также, если лица приняты для выполнения этих работ после дня вступления в силу нового закона. Если же на дату вступления в силу Закона о профессиональных пенсиях работники, претендующие на назначение льготной пенсии, выработали необходимый стаж, условия ее назначения будут регулироваться Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Неуплата работодателем страховых взносов в пенсионный фонд может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа. Дополнительно к злостным неплательщикам, уклоняющихся от своих обязанностей постоянно и намеренно, могут применяться более серьезные меры наказания в виде уголовной ответственности.

Кто и куда должен платить страховые взносы?


Работодатель несет определенную ответственность перед своими сотрудниками. На него накладываются вполне конкретные обязанности, невыполнение которых может повлечь за собой наложение штрафа.

Так, работодатель удерживает с зарплаты подоходный налог и перечисляет его в ФНС. На него накладываются обязательства и по выплате страховых взносов в зависимости от размера заработной платы.

С 1 января 2017 года все страховые взносы (исключение – взносы «на травматизм») уплачиваются страхователями не в ПФР и ОМС, а в территориальный орган налоговой службы. В связи с этим ответственность за неуплату страховых взносов в ПФР правильнее связывать не с Пенсионным Фондом, а ФНС, ведь именно она теперь занимается приемом страховых взносов, наложением штрафов за несвоевременное выполнение обязательств.

Законодательством определяется перечень лиц, ответственных за перевод страховых сумм. Ими являются работодатели, имеющие сотрудников, то есть юридические лица и ИП. Причем последние также должны вносить взносы еще и за себя.

Получателем выплат выступает ФНС, точнее, территориальный орган, к которому относится головная организация компании (для ИП – по месту регистрации).

Разновидности страховых взносов

Все работодатели без исключения должны делать страховые взносы на своих работников. При этом применяются единые тарифы:

  • пенсионное страхование – 22%;
  • социальное страхование – 2,9%;
  • медицинское – 5,1%.

Дополнительно устанавливаются лимиты по выплатам взносов и тарифы для сумм, превышающих эти ограничения. В целом же работодатель уплачивает 30% от зарплаты сотрудников.

Для чего нужны?

Важность страховых взносов переоценить сложно. Из этих выплат формируются денежные фонды на соответствующие цели. Пенсия нетрудоспособному населению выплачивается как раз из 22% заработной платы работников, формируя при этом базу их будущих пенсионных выплат.

Медицинское страхование формирует фонды для бюджетных учреждений здравоохранения, которые люди с полисом ОМС посещают бесплатно. За счет них люди без затрат ходят в поликлиники, больницы вне зависимости от того, в каком городе страны они находятся.

Невыполнение обязательств страхователем создает брешь в бюджете, а значит, и размер фондов сокращается. В итоге у государства не получается обеспечить гражданам достойный уровень социального обслуживания и защиты.

В связи с важностью страховых выплат и было принято решение об ужесточении наказания за уклонение работодателей от выполнения своих обязанностей.

Применяется ли уголовная ответственность?


До середины августа 2017 года за неуплату страховых взносов уголовная ответственность не предусматривалась. Однако после принятия федерального закона № 250-ФЗ от 29 июля 2017 года ситуация изменилась коренным образом.

Вообще, после передачи страховых взносов в ведение ФНС ответственность страхователей сильно ужесточилась. Собственно, перераспределение обязанностей надзорных органов и произошло потому, что Налоговая инспекция подтвердила свою высокую эффективность в вопросах сбора платежей и недоимок.

Теперь организация или ИП, не уплачивая взносы за своих сотрудников, может быть привлечена к уголовной ответственности. Касается это всех видов взносов, включая пенсионные. В том числе и взносов «на травматизм», хотя ими заведует ФСС.

После введения уголовной ответственности у страхователей появился страх, что за малейшее отклонение от сроков их могут посадить. Такое мнение ошибочно. Применяют подобные меры исключительно к злостным неплательщикам. Если количество дней просрочки и ее размер невелики, страхователю просто высчитают пени и штраф.

Освобождены от уголовной ответственности будут и те, кто исчислил взносы верно и передал сведения о расчетах в ФНС. Даже несвоевременная уплата не станет в этом случае причиной для заключения под стражу.

Для организаций


Собственно применение уголовной ответственности к самим организациям по сути своей невозможно. В этом случае имеется в виду наказание в отношение руководителя предприятия. Статья 199 УК РФ определяет ему выплату штрафа в размере 100 – 300 тысяч рублей при неуплате в крупном размере. Если же подсудимому вменяется уклонение от выплат в особо крупном размере (или если в этом замешана группа лиц), то штраф возрастает до 200 – 500 тысяч рублей.

Кроме этого, к организации могут быть применены и другие наказания, в том числе и уголовная ответственность. Например, руководителю предприятия могут выписать штраф, зависящий от размера его заработной платы. Он может достигать суммы за 1 – 3 года в зависимости от тяжести ситуации.

Пример. Руководитель компании «Юнтегра» обвиняется в умышленном уклонении от выплаты страховых взносов за работников в крупном размере. Каков будет штраф в зависимости уровня дохода, если средний месячный заработок подсудимого составляет 45 тысяч рублей? Так как речь идет о невыплатах крупного размера, то штраф может составлять размер заработной платы за 1 – 2 года, что равно 540 – 1 080 тысяч рублей соответственно.

Также руководителя могут арестовать на полгода, лишить свободы на 2 – 6 лет или обязать выполнять принудительные работы в течение 2 – 5 лет. Дополнительно в отношении лица могут быть установлены ограничения по тому, через какой срок он сможет вступить в определенную должность.

«Крупность» размера также определена законодательно. К крупным относятся несделанные выплаты на сумму от 15 до 45 миллионов рублей, к особо крупным – выше этой суммы. Установлены ограничения по суммам и на 3 последних календарных года (более 5 и 15 миллионов рублей соответственно), причем доля невыплаченных взносов должна составлять более 25 и 50% соответственно.

Для ИП


Обязанности по выплате страховых взносов вменяются и ИП при наличии работников на предприятии. Причем за невыполнение этих обязанностей также предусмотрены различные виды ответственности. Размеры штрафов идентичны тем, что присваиваются в рамках организаций (и в фиксированном размере, и в отношении заработной платы), а вот лишить свободы могут максимум на 1 и 3 года соответственно при крупных и особо крупных размерах неуплаты. Срок принудительных работ ограничивается 3 годами.

По-другому для ИП определяется крупный и особо крупный размер. Крупными считаются долги по страховым взносам перед государством на сумму от 2,7 до 13,5 миллионов рублей. Все, что выше – уже особо крупный размер. В долевом соотношении рамки более строгие, чем для организаций – 10 и 20% соответственно.

Освобождение от ответственности

Если правонарушение было совершено организацией или ИП впервые, уголовная ответственность к ним может не применяться. В этом случае на них накладывается обязательство по выплате недоимки, пени и штрафа.

Неукоснительная компенсация работодателей для снабжения пенсий их сотрудников в будущем, также производство выплат пенсионерам в нынешнее время – это и есть страховой взнос в ПФР (Пенсионный Фонд Российской Федерации).

  • Предусмотренная ответственность за неуплату взносов в пенсионный фонд
    • За что и на какую сумму могут назначить штраф по неуплате взносов в ПФР?
  • В каких случаях можно избежать санкций за несвоевременную уплату взносов в ПФР
  • Изменения по взысканиям за неуплату страховых взносов

Работодатели являются значительными участниками пенсионной системы. Страховые взносы начисляются по назначенному законодательством проценту от фонда заработной платы с выплат или других жалований в пользу работника.

В ПФР России уплачиваются две формы взносов:

  • пенсионное;
  • медицинское.

Также пенсионный взнос делится на два дополнительных вида: которые зачисляются на накопительную часть пенсии и на страховую.

Данная система неукоснительных страховых платежей работает с 2002 года. Все наниматели, которые осуществляют деятельность на территории России, называются страхователями. Страхуются лица по договору найма или другому гражданско-правовому договору. Соответственно Пенсионный Фонд является страховщиком на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Также в Пенсионном Фонде создаётся лицевой счёт на каждого работающего для сбора сведений о совершённых для него выплатах.

Поступающая сумма в Пенсионный фонд, делится на:

Первый пункт поступает на страховку пенсии, а второй пункт является накопительной частью. По этим расчётам составляется пенсия на будущее.

Помимо работодателей, сами застрахованные лица имеют право пополнять и накапливать долю пенсии. Это называется система государственного софинансирования пенсии.

Налогоплательщиками страховых взносов могут быть:

  • лица, которые совершают уплаты/другие жалования физическим лицам;
  • различные организации;
  • индивидуальные предприниматели (ИП и главы крестьянского фермерского хозяйства КФХ) и лица, которые занимаются частной практикой и работают на себя, а не на работодателя (например, работа адвоката, нотариуса, врача);
  • физические лица, которые не имеют отношение к индивидуальному предпринимательству.

Если налогоплательщик имеет отношение сразу к нескольким категориям, то он оплачивает страховые взносы по каждому пункту.

Предусмотренная ответственность за неуплату взносов в пенсионный фонд

Если страхователь вовремя не будет перечислять платёж во внебюджетные фонды, то ему грозит несение ответственности в виде пени за просрочку взносов и наложение штрафа за их невыплату.

Подобные взносы не являются авансовыми, потому что должна поступать плата каждый месяц. Поэтому назначение штрафа контролирующими органами является правомерной.

За что и на какую сумму могут назначить штраф по неуплате взносов в ПФР?

Размер штрафа зависит от того, произошла ли неуплата страховых взносов с умыслом или без умысла страхователя.

Ст. 47 Законом 212-ФЗ предусматривается обязательство в виде штрафа в размере 20% несвоевременного платежа страховых взносов или неполного платежа (совершено неумышленно, например, при неверных расчётов взносов, искажении данных учёта и занижении облагаемой базы). А если налоговая инспекция при проведении налоговой проверки представит доказательства о том, что страхователем взнос не доплачен умышленно, то штраф будет около 40% от неуплаченной суммы.

Предпринимателя не избавляет назначение штрафных санкций от уплаты самого взноса в полном объёме. Путь обращения взыскания на денежные средства, которые находятся на расчетном счете ИП, проводится из-за требования в принудительном порядке. До того, как направят документы о взыскании взносов и штрафных санкций в банк, пенсионный фонд обязан переслать претензию самому плательщику налога. Претензии выставляются в течение 3-х месяцев с момента обнаружения долга. Должно быть указана сумма, которая подлежит взиманию, крайняя дата оплаты долга, меры, которые предупреждают плательщика о неисполнении ответственности. Если чего-то в вышеупомянутых претензий нет, то их можно обжаловать в суде. Очень даже возможно, что разбирательство будет на стороне плательщика.

В каких случаях можно избежать санкций за несвоевременную уплату взносов в ПФР

Есть случаи, когда неполная плата не является поводом для наложения штрафа:

  • письменные указания уполномоченными органами государственной власти придерживались страхователем;
  • (после того как уплачена пеня и недоимка по взносам) страхователем предъявлен уточнённый расчёт до обнаружения ошибки контролирующими органами. Также штраф не накладывается, если уточненный расчет был сдан после выездной проверки, но проверяющие не смогли найти искажений в учете.

Изменения по взысканиям за неуплату страховых взносов

Самая основная перемена в сфере страховых взносов в 2017 году – это предоставление правомочий Федеральной налоговой службе по внебюджетным фондам, взысканию долгов и приёма отчётов по взносам (до 2010 г. Налоговая служба была ответственна за сбор платежей).

Бухгалтерские услуги

Бухгалтерское обслуживание

  • Бухгалтерское обслуживание ИП
  • Бухгалтерское обслуживание организаций (ООО, ЗАО)

Услуги профессиональных бухгалтеров

  • Заполнение деклараций по налогам 3-НДФЛ, 4-НДФЛ
  • Кадровое делопроизводство и аудит
  • Консультации по системе налогообложения
  • Консультационные услуги по бухучету
  • Налоговая декларация 2-НДФЛ
  • Нулевая отчётность ООО, ИП
  • Персонифицированный учет в ПФР
  • Расчет заработной платы
  • Услуга «Личный бухгалтер»
  • Налоговое консультирование организаций

Юридические услуги

Юридическое сопровождение

  • Арбитраж
  • Налоговые споры
  • Трудовые споры
  • Юридическое сопровождение крупного бизнеса
  • Юридическая поддержка среднего и малого бизнеса
  • Юридическая помощь организациям
  • Юридические консультации для ООО, ИП

Создание и регистрация фирм

Ликвидация

  • Ликвидация ООО
  • Ликвидация ИП

Дополнительные услуги

Специализация Бэк-Офиса

  • Бухгалтерский учет для Агентства недвижимости
  • Бухгалтерский учет для Турфирмы и Турагенства
  • Бухгалтерский учет в розничной торговле. Ведение бухучета в рознице.
  • Бухгалтерский учет в оптовой торговле. Восстановление бухучета в оптовой торговле.
  • Бухгалтерский учет в интернет-магазине. Приходящий бухгалтер.
  • Бухгалтерский учет в салоне красоты. Бухгалтер для парикмахерской.
  • Бухгалтер для стоматологии
  • Бухгалтер для частного врача
  • Бухгалтерский учет для юриста
  • Бухгалтер для адвоката
  • Удаленная бухгалтерия для медицинского центра
  • Бухгалтерский учет в аптеке. Ведение бухгалтерии аптеки.
  • Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях
  • Организация бухгалтерского учета на предприятии
  • Бухгалтерский учет в транспортной компании. Бухучет транспортных услуг.
  • Бухгалтерский учет автомобилей (аренда, торговля, лизинг)
  • Бухгалтерский учет в общественном питании. Бухучет в общепите.
  • Бухгалтерский учет в строительных организациях. Бухучет в строительстве.
  • Аренда — бухгалтерский и налоговый учет. Бухучет сдачи в аренду здания, помещения, оборудования, земли.
  • Бухгалтерский учет в магазине. Бухгалтер для магазина.
  • Бухгалтерский учет в туризме
  • Бухгалтерский учет ИП на ЕНВД
  • Бухгалтерский учет у страховых брокеров. Бухучет у брокеров.
  • Бухгалтерский учет в сфере услуг
  • Бухгалтерский учет в ресторане, кафе, доставке питания
  • Бухгалтерский учет у агентов. Бухучет у агента.

by artem • 04.02.2014


Согласно закону Российской Федерации «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ» за № 212–ФЗ от 24 июля 2009 года, определенны категории трудящегося населения, которые должны уплачивать обязательные пенсионные взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. К ним относятся:

  • Организации и предприятия, находящиеся, как на частном, так и на государственном финансировании;
  • Лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • ИП, оказывающие различные виды юридических услуг в частном порядке (нотариусы и адвокаты);
  • Самозанятое население (при занятии трудовой деятельностью, без выплаты вознаграждения другим лицам).

Штрафы за неуплату пенсионных взносов в ПФР

Законом предусматривается два варианта уплаты пенсионных взносов:

  1. единовременная выплата в виде фиксированной суммы один раз в год;
  2. ежемесячные выплаты, размер которых исчисляется в установленных процентах от суммы полученного вознаграждения.

При не соблюдении сроков выплаты пенсионных взносов, установленных Законом РФ №212-ФЗ (ст. 16, п.2), на ИП, юридическое лицо и прочие провинившиеся организации налагается штраф за неуплату пенсионных взносов в ПФ, и начисляются пени за каждый просроченный день.

  • При выборе единовременной формы уплаты фиксированной суммы пенсионного взноса, срок перечисления — до 31 декабря текущего года.
  • Лица, которые выбрали ежемесячную схему уплаты пенсионных взносов, обязаны внести необходимую сумму до 15 числа каждого следующего календарного месяца, за фактически отработанным месяцем с начислением заработной платы и соответственно обязательного пенсионного платежа.

Фиксированные выплаты в ПФ по единовременной схеме (за год) должны быть выплачены в строго установленный срок, независимо от полученного предприятием дохода в текущем году. Они должны быть перечислены, даже если предприятие сработало с убытком.

Штрафы за неуплату пенсионных взносов в ПФР

Штрафные санкции налагаются согласно закону Российской федерации «О страховых взносах в ПФ» за № 212-ФЗ, принятого 24 июля 2009 года, статья 47. Сумма штрафа в 2014 году остается на уровне прошлых лет. Она исчисляется следующим образом.

  1. В случае если предприниматель (организация и т.д.) занизил сумму для перечисления выплат (искажение данных, повлекших недоимку пенсионных сборов) и своевременно не перечислил их на счет пенсионного фонда, размер штрафа за неуплату пенсионных взносов в ПФР составит 20% от размера невыплаченной суммы.
  2. В случае если проверяющие службы Пенсионного фонда сочтут, что ИП преднамеренно отказывался перечислять фиксированные суммы, и умышленно искажал данные для начисления выплат, то штраф будет увеличен в два раза и составит 40% от неуплаченной суммы.
  3. Если платеж просрочен, но при этом все сведения о начислении пенсионных выплат указаны без искажения данных (снижение размеров вознаграждений и т.д.), то плательщику начисляются только пени, без наложения штрафа.

Прежде чем, предъявить к плательщику штрафные санкции, необходимо доказать, что он совершил правонарушение. Для этого Пенсионным фондом проводятся специальные санкционированные проверки, во время которых устанавливается достоверность предоставленных данных о стаже работающих, размерах их вознаграждений и т.п. Если при этом установлено, что работодатель своевременно не сообщил сведения, оказывающие влияние на размер выплат, и это привело к недоимкам, то с него взыскивается штраф за неуплату пенсионных взносов в ПФР в размере одной тысячи рублей. При повторении этого нарушения в течение текущего года, размер штрафа увеличивается в пять раз.

Порядок взыскания штрафа

Пенсионный фонд принимает решение о наложении штрафных санкций и взыскании недостающей суммы с плательщика после проведения выездной или камеральной проверки. При этом проштрафившийся предприниматель (предприятие) обязан выплатить полностью недостающую сумму за весь период начисления, добавив к ней сумму назначенного штрафа за неуплату пенсионных взносов в ПФР.

При отказе выплатить указанные суммы в добровольном порядке, Пенсионный фонд имеет право в принудительном порядке взыскать их с расчетного банковского счета предприятия (ИП). Для этого, после проведенной проверки, в трехмесячный срок с момента установления факта задолженности, плательщику предъявляется «Требование» о ее ликвидации. В нем обязательно должно быть указано следующее:

  1. Конкретная дата (срок) погашения задолженности, по истечению которой меры воздействия к неплательщику будут ужесточены.
  2. Полная сумма необходимой выплаты.
  3. Меры, которые будут предприняты при неисполнении данного «Требования».

При невыполнении «Требования» Пенсионный фонд имеет право обратиться в банк с запросом о взыскании искомой суммы с расчетного счета плательщика. Данный запрос должен быть сделан в течение двух месяцев после истечения установленной в «Требованиях» даты выплаты.

Читайте также: