Список льготного пенсионного обеспечения ссср

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике - в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году - для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы - низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам - большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД - 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.


Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».


Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

от 2 октября 1991 г. N 517

О ПЕНСИЯХ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ ПО СТАРОСТИ

(ПО ВОЗРАСТУ) И ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Установить, что при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" применяются на территории РСФСР утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 и от 9 августа 1991 г. N 591:

Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях;

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Утвердить дополнения и изменения к Списку N 1 согласно Приложению.

Указанные Списки с прилагаемыми дополнениями и изменениями вводятся в действие с 1 января 1992 года.

2. Предоставить право Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.

3. Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР, Министерству печати и массовой информации РСФСР обеспечить в трехмесячный срок издание сборника нормативных актов по льготному пенсионному обеспечению и пенсионному обеспечению за выслугу лет.

4. Руководителям предприятий (объединений), организаций обеспечить своевременную подготовку к введению в действие Списков N N 1 и 2. Провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда. Определить с участием профсоюзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с указанными Списками установлено льготное пенсионное обеспечение, и ознакомить с ними трудящихся.

Совета Министров РСФСР

Совета Министров РСФСР

от 2 октября 1991 г. N 517

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

В СПИСОК N 1 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ,

ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ,

НА РАБОТАХ С ОСОБО ВРЕДНЫМИ И ОСОБО ТЯЖЕЛЫМИ

УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА

ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ (ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ,

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10

1. В подраздел 3 раздела XXI "Транспорт" внести дополнение: "12003000-11217 Бортпроводники".

2. В разделе XXIII "Общие профессии" позицию 12100000-11465 изложить в следующей редакции:

"Водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц)".

Судебная практика и законодательство — Постановление Совмина РСФСР от 02.10.1991 N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет"

е) для работников военизированных горноспасательных частей - время прохождения службы на должностях военизированного личного состава в военизированных горноспасательных частях независимо от их ведомственной принадлежности и время работы на подземных горных работах в должностях и на работах по списку N 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, с последующими дополнениями и изменениями;

Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517.

е) для работников военизированных горноспасательных частей - время прохождения службы на должностях военизированного личного состава в военизированных горноспасательных частях независимо от их ведомственной принадлежности и время работы на подземных горных работах в должностях и на работах по списку N 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, с последующими дополнениями и изменениями;

е) для работников военизированных горноспасательных частей - время прохождения службы на должностях военизированного личного состава в военизированных горноспасательных частях независимо от их ведомственной принадлежности и время работы на подземных горных работах в должностях и на работах по списку N 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, с последующими дополнениями и изменениями;

а) время прохождения службы на должностях военизированного личного состава в горноспасательных частях независимо от их ведомственной принадлежности и время работы на подземных горных работах в должностях и на работах по списку N 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, с последующими дополнениями и изменениями;

Указанные Постановления применяются на территории России в соответствии с Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 2 октября 1991 г. N 517.

Министерство социальной защиты населения Российской Федерации направляет для сведения и руководства утвержденное Постановлением Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 21з, согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации прилагаемое Разъяснение "О порядке применения утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (которые применяются на территории России в соответствии с Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 2 октября 1991 г. N 517), в связи с изменением наименований профессий и должностей отдельных категорий работников".

а) Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 и от 9 августа 1991 г. N 591, Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 , при назначении пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона;

Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" Министерство труда Российской Федерации постановляет:


В публикации рассмотрены особенности повышенного пенсионного обеспечения. Обращено внимание на его субъективный характер. Показаны примеры назначения отраслевых пенсий.

Одним из важнейших инструментов кадровой политики Советского Союза являлось пенсионное обеспечение. До второй половины 1950-х гг. в СССР не существовало единой системы пенсионного обеспечения для всех советских граждан. Пенсионные льготы предоставлялись определенным категориям советских рабочих и служащих в зависимости от первостепенных государственных задач: ликвидация неграмотности обусловила обеспечение учителей пенсиями за выслугу лет, индустриализация - появление пенсий по старости для текстильщиков, горнорабочих, металлургов, железнодорожников и т.д. В послевоенные годы потребовались квалифицированные кадры для восстановления разрушенного народного хозяйства, поэтому для работников ряда ведущих отраслей промышленности было установлено так называемое повышенное пенсионное обеспечение. Отраслевые повышенные пенсии назначались по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Интересные сведения о ситуации, сложившейся в системе повышенных пенсий в начале 1950-х гг., содержатся в докладных записках Министра социального обеспечения РСФСР Н.А. Муравьевой (1952 - 1961 гг.), предназначенных для вышестоящих государственных и партийных органов, которые в настоящее время хранятся в фондах Государственного архива Российской Федерации.

По данным руководителя российского Минсобеса на апрель 1953 г., для установления повышенного пенсионного обеспечения работникам приоритетных отраслей "начиная с 1947 года издано более 300 открытых постановлений и распоряжений Правительства и почти такое же количество закрытых" (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478- Ф. А-413. Оп. 4. Д. 426. Л. 4.). Среди важнейших отраслей промышленности: горная, угольная, нефтяная, золото-платиновая, алмазная, химическая и химико-фармацевтическая; морской и железнодорожный транспорт. Также повышенные пенсии предусматривались для ученых, работавших в ведомственных учебных и научных заведениях.

Здесь нужно сказать, что повышенными пенсии, предусмотренные для работников ведущих отраслей, являлись по отношению к обычным страховым пенсиям. В это время пенсии по старости на общих основаниях советские рабочие и служащие могли получать по достижении 60 лет мужчины и 55 лет женщины, если они выработали 25 и 20 лет трудового стажа соответственно. Размеры таких пенсий были весьма небольшими. При этом из-за множества ограничений формального характера обычные пенсии многим советским гражданам были недоступны. В научной среде повышенные пенсии по размерам и набору льготных показателей превосходили так называемые академические пенсии.

Отличительной чертой повышенных пенсий являлся отраслевой субъективизм:

• условия назначения и правила расчета пенсий для нужной отрасли устанавливались, как было сказано выше, отдельными распоряжениями и постановлениями Совета министров СССР, исходя из конкретных приоритетов. Возможно, имело место отраслевое лоббирование. Например, работникам горных институтов и горных факультетов (постановление Совмина СССР № 742 от 19.02.1949) пенсии назначались в возрасте 50 лет как мужчинам, так и женщинам, в размере от 50 до 65% от оклада (ставки); работникам высших медицинских и фармацевтических учебных заведений и НИИ (постановление Совмина СССР от 23.01.1951 № 200) - в возрасте 55 лет в размере 40% ставки; в вузах и НИИ железнодорожного транспорта (постановление Совмина СССР от 24.07.1949 № 3184) - в возрасте 50 лет женщинам и 55 лет мужчинам в размере от 50 до 65% оклада, а в вузах и НИИ морского флота, а также Министерства финансов - тоже с 50 - 55 лет, но исходя только из 50% ставки (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2678. Л. 3). Характеризуя удивительное разнообразие условий и норм повышенного пенсионного обеспечения, к вышеприведенным примерам можно добавить следующие факты: работникам предприятий судостроительной промышленности предел заработка, из которого исчислялась пенсия по инвалидности, был установлен в 600 руб., а для работников паровозостроительных предприятий - 500 руб.; работникам системы Министерства путей сообщения в стаж, дающий право на повышенную пенсию, могло быть засчитано время работы в судостроительной промышленности, а работникам судостроительной промышленности время работы в системе Министерства путей сообщения - нет (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 4. Д. 426. Л. 4).

Анализируя пенсионную статистику за 1952 г., Н.А. Муравьева направила в Президиум Верховного Совета СССР следующую информацию: всего пенсионеров в РСФСР - 8 570,6 тыс. человек. При этом ежемесячный размер в рублях у получателей обычных пенсий по социальному страхованию находился в пределах: по старости от 50 до 180 руб., по инвалидности - от 99 до 300 руб. Инвалидам недавно закончившейся Великой Отечественной войны пенсии выплачивались в границах от 56 до 500 руб., а семьям погибших воинов - от 32 до 300 руб. У получателей повышенных пенсий картина получалась несколько иная. Пенсии по инвалидности работники приоритетных отраслей получали в пределах от 235 до 780 руб. в месяц; по случаю потери кормильца - от 235 до 584 руб. в месяц. Обеспечение по старости министр характеризовала отдельно на конкретных примерах. Так, работник аппарата Министерства финансов, Министерства связи или Министерства электростанций, достигший 55-летнего возраста (при окладе 3 000 руб.), получал пенсию 1 500 руб. в месяц, продолжая работать. Такой же работник Министерства иностранных дел, юстиции, строительства, машиностроения и многих других министерств при возрасте 60 лет и при том же окладе получал пенсию только 150 руб. в месяц. Слесарь, работавший на электростанциях, при тарифной ставке в 980 руб. получал пенсию по старости в размере 588 руб. в месяц, а такой же квалификации слесарь заводов машиностроения - только 150 руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 4. Д. 426. Л. 2 - 3). Сведения об общем количестве получателей повышенных пенсий содержатся в секретной записке за подписью А.Н. Косыгина, направленной в апреле 1955 г. в адрес Совета министров СССР: пенсия по старости обычно 150 руб. в месяц. Такие низкие нормы пенсий распространяются примерно на 70% всех пенсионеров из числа рабочих и служащих, утративших трудоспособность. Остальные 30% пенсионеров получают повышенные пенсии (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. Р-9553. Оп. 3. Д. 4. Л. 255).

Весьма показательная ситуация с повышенным обеспечением сложилась в академической среде. Весной 1955 г. руководитель российской пенсионной службы сообщала в отдел науки при ЦК КПСС, что профессор, заведующий кафедрой университета, имеющий оклад 6 000 руб., в возрасте 60 лет мог получить академическую пенсию по старости в размере 40% от ставки в 4 000 руб., т.е. 1 600 руб. в месяц, только оставив работу, а профессор, заведующий кафедрой Горного института с таким же окладом 6 000 руб., получал пенсию по старости с 50 лет в размере от 50 до 65% от полного оклада в 6 000 руб., и его пенсия составляла от 3 000 до 3 900 руб. Причем последний продолжал работать, сохраняя и свой оклад. Интересно, что наибольшее количество работающих получателей повышенных пенсий было среди медицинских и фармацевтических работников. При этом Нонна Александровна называла фамилии выдающихся советских академиков, которые, оставив работу, стали получать пенсии в размерах от 600 до 2 400 руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2678. Л. 3 - 4), т.е. оказались в менее выгодных условиях, чем их коллеги, занятые в приоритетной отраслевой науке.

В том же 1955 г. Н.А. Муравьева привлекала внимание отдела науки ЦК КПСС к средствам, затраченным на выплату повышенных пенсий научным работникам всего четырех учебных заведений, а именно Московского горного института им. И.В. Сталина, Института горного дела АН СССР, Первого и Второго Московских медицинских институтов. Министра возмутил факт получения за один год всего лишь 132 работавшими в четырех перечисленных учреждениях г. Москвы пенсионерами льготных пенсий на сумму около 3 млн руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2757. Л. 22 - 23). Разделив 3 млн на 132 пенсионера и на 12 месяцев выплаты в год, получим средний ежемесячный размер повышенной пенсии 1 894 руб. Интересно сравнить полученный результат с размерами обычных академических пенсий. На конец 1954 г. в РСФСР по Положению о пенсионном обеспечении работников науки (Положение о пенсионном обеспечении работников науки, утв. постановлением Совета министров СССР от 28.09.1949 № 4140) получали пенсии 4 993 человек, которым за указанный год было выплачено 30,9 млн руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2678. Л. 2 - 3), т.е. средний размер их пенсий составил 515 руб.

Уже после отмены повышенного обеспечения известный советский ученый-правовед В.А. Ачаркан обращал внимание на еще одну его характерную черту: ". в одних отраслях высококвалифицированному специалисту и уборщице пенсии по старости назначались в одинаковых размерах, в других - соотношение между минимальными и "повышенными" пенсиями достигало 1: 50" (Ачаркан В.А. Обеспечение ветеранов труда в СССР. М.: Наука, 1965. С. 47). На современном этапе, упоминая пенсии данного вида при анализе советской системы социального обеспечения, ученые также отмечают ведомственный подход, "излишества в пенсионном обеспечении, особенно руководящих и инженерно-технических работников; элементы субъективизма при назначении".

Нужно ли говорить, что повышенное пенсионное обеспечение во многих профессиональных кругах вызывало глубокое недовольство. Понимание этого во многом благодаря аналитике министра российского социального обеспечения существовало в руководстве Коммунистической партии и советского правительства. В феврале 1956 г. с трибуны XX съезда КПСС в Отчетном докладе Центрального комитета партии Н.С. Хрущев заявил о необходимости улучшить дело пенсионного обеспечения. При этом он заметил: ". в пенсионном деле есть серьезные недостатки. в размерах пенсий существует недопустимый разнобой. Для ряда категорий пенсионеров установлен низкий размер пенсий, в то время как некоторые лица, в том числе работоспособные, еще не старые люди, получают высокие пенсии" (Хрущев Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии // XX съезд КПСС: стенографический отчет. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. Т. 1. С. 77). Поэтому ЦК партии и Совету министров было поручено принять "меры по упорядочению вопросов пенсионного обеспечения с тем, чтобы размеры низших разрядов пенсий значительно увеличить, а размеры неоправданно высоких пенсий несколько снизить" (Хрущев Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии - Там же).

В июле 1956 г. сессией Верховного Совета СССР был принят Закон «О государственных пенсиях», который унифицировал пенсионные права советских рабочих и служащих и, соответственно, отменил повышенное пенсионное обеспечение как таковое. Однако льготные пенсии в складывающейся системе всеобщего государственного пенсионного обеспечения были сохранены. Пенсии на льготных условиях и в льготных размерах назначались работникам, занятым в производствах с опасными для жизни условиями труда. Ко времени вступления в силу Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» были разработаны Списки производств, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, иначе говоря, "льготные" Списки. Конечно же, данные нормативные акты создавались в соответствии с приоритетами развивающейся промышленности, но не по отраслевому принципу или, иначе говоря, не по принципу ведомственной принадлежности, а в зависимости именно от условий труда. Например, пенсии работникам, занятым в металлургическом производстве, назначались независимо от того, кому было подчинено предприятие: Министерству черной металлургии или Министерству судостроительной промышленности.

При назначении льготных пенсий по Закону СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» ряд преференций был сохранен. Прежде всего, сохранялась возможность уйти на пенсию ранее установленного для обычных пенсий срока: на 10 лет для работников, занятых на подземных или во вредных условиях труда (Список № 1, утв. постановлением Совета министров СССР от 22.08.956 № 1173 (далее- Постановление № 1173)), и на пять - для занятых в тяжелых условиях труда (Список № 2, утв. Постановлением № 1173). Списки 1956 г. (с последующими дополнениями) просуществовали до распада СССР. Они делились на разделы в зависимости от видов производства. Присутствовала возможность получать пенсии в больших размерах, но льготные размеры от основных отличались незначительно. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца для рабочих и служащих, занятых во вредных условиях труда и на тяжелых работах, также были немного выше соответствующих пенсий, назначаемых на общих основаниях.

Памятуя о недовольстве граждан слишком большими размерами пенсий, предназначенными для весьма узкого круга получателей, советским пенсионным законодательством образца 1956 г. для рабочих и служащих был установлен единый пенсионный максимум, равный 1 200 (с 1961 г. - 120) руб. Для граждан, проработавших во вредных условиях труда (Список № 1, утв. Постановлением № 1173) более 15 лет, максимальные пенсии могли быть назначены в пределах от 1 400 (140) до 1 600 (160) руб. С января 1983 г. многие советские рабочие и служащие стали получать пенсию 132 руб.: максимум 120 руб. плюс 12 руб. надбавки за непрерывный стаж. Академические пенсии были на порядок выше: немногочисленные советские академики могли получать 2 400 (240) руб.; профессора и доктора наук - 1 600 (160) руб. Однако и эти пенсии не достигали прежних повышенных размеров. Вспомним получаемые некоторыми категориями специалистов в начале 1950-х гг. отраслевые пенсии равные 3 900 (390) руб.

Подводя общие итоги, нужно сказать, что практически забытые сегодня повышенные пенсии как особый вид пенсионного обеспечения просуществовали недолго, всего лишь с 1947 по 1956 гг., при этом название "повышенные пенсии" не отражало всей системы льгот и преимуществ, которые таковые пенсии предусматривали. Кроме увеличенных размеров среди основных характеристик пенсионного обеспечения данного вида можно назвать уменьшение пенсионного возраста и возможность продолжать работать на прежнем месте после его предоставления. Еще одной важнейшей чертой пенсий, предназначенных для работников приоритетных отраслей, было многообразие правовых условий и норм, регламентирующих их назначение и выплату.

По материалам («Социальное и пенсионное право», 2017)


В свете крайне непопулярной пенсионной реформы, суть которой заключается в повышения возраста, когда граждане могут обращаться за начислением материальных выплат, все чаще в обществе озвучиваются положительные мнения о системе социального обеспечения при СССР.

Многие ныне живущие граждане считают, что пенсия в советском государстве назначалась справедливее, а размер выплат обеспечивал более безбедное существовании граждан преклонного возраста, чем в наше время. Но так ли оно было на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в этой статье далее.

Бесплатно по России

Немного истории

На протяжении первых десятилетий существования СССР пенсии не выплачивались вовсе, а пенсионной системы в принципе не существовало. Конечно, на государственном уровне социальная поддержка нетрудоспособным оказывалась, однако в крайне ограниченной форме. Так, до наступления 1956 года выплаты получали лишь отдельные категории граждан (инвалиды, работники некоторых видов производств), однако ее размер был крайне низким, а о периодической индексации и вовсе не заводилось и речи.

Закон СССР «О государственных пенсиях», который вступил в силу в 1956 году, предполагал, что на пенсионное обеспечение по старости могут рассчитывать все советские рабочие, служащие и военные. Также осуществлялись выплаты содержания в случае утраты трудоспособности с присвоением инвалидности и по потере кормильца.

При этом данный правовой акт совершенно не учитывал интересы сельских жителей, трудящихся в колхозах. Денежные выплаты от государства им стали назначаться лишь в 1964 году, однако их суммы были значительно меньше, чем у других категорий граждан СССР.

Предполагалось, что колхозы должны сами обеспечивать бывших работников, для чего колхозниками создавались специальные фонды. Однако на практике эта система практически не работала так, как задумывалась изначально.

Закон 1956 года установил следующие критерии для возникновения права на госпенсию:

  • достижение определенного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин);
  • трудовой стаж – не менее 20 лет;
  • стаж непосредственно перед выходом на отдых – не менее 3 лет.

Отдельные категории граждан, например, работники производств, опасных для здоровья, могли рассчитывать на уменьшение возраста, когда они смогут получать выплаты, на 5 лет.

Отличия в пенсиях и пенсионный возраст в республиках бывшего СССР


Следует понимать, что размер пенсии в Советском Союзе также был разным. Он непосредственно зависел от заработной платы работника, составляя определенный процент от нее.

Соответственно, говоря крайне упрощенно, чем выше зарплата, тем больше размер материальных выплат.

Какой-либо дифференциации по размеру пенсии в разных советских республиках не было, однако их экономические показатели были очень разными, равно как уровень жизни и зарплат. Так, наиболее высоким благосостоянием могли похвастаться жители Прибалтийских республик – Латвии, Литвы, Эстонии. Размер выплат у тамошних пенсионеров был наиболее высоким. Чуть меньше размер пенсий был у жителей Украины и Грузии, также считавшимися экономически развитыми частями страны.

В азиатской части государства, в частности, в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане уровень жизни был хуже всего, поэтому и пенсию в этих республиках получали минимальную.

Возраст был установлен союзным законодательством и не различался в разных районах страны.

Было ли повышение пенсионного возраста когда-либо

Система выплаты госпенсий, которая сложилась в Союзе ССР после 1956 года, оказалась довольно прочной, однако не лишенной изъянов. К концу 80-х годов число пожилых граждан выросло практически вдвое, а это означало, что дотации союзного бюджета на их поддержку выросли в разы.

Однако пенсионный возраст не увеличивался, оставаясь на прежнем уровне до конца существования советского государства, а в России этот критерий использовался вплоть до 2019 года, когда власти решили все же поднять его.

Несколько иначе выглядела ситуация с колхозниками, которые хоть и получали государственную пенсию, однако обязанность по их содержанию по большей части лежала на самих колхозах. Возраст начала выплат не был отрегулирован союзным законодательством, а вопрос этот решался руководителями колхозных хозяйств самостоятельно.

Размер пенсии в СССР

Средняя пенсия в стране Советов составляла около 35 рублей в начале 60-х годов и 76 рублей в 80-х годах. Максимальная пенсия, которую получали работники интеллектуального труда, составляла 120 рублей.

Это было совсем немного, учитывая, что средняя заработная плата, скажем, в начале 80-х годов составляла около 150 рублей. Этой суммы хватало для удовлетворения повседневных потребностей, но не более. В принципе, пенсия советских пенсионеров была примерно сопоставима с размером выплат нынешним пожилым гражданам.

Отличалась ли сумма выплаты в зависимости от места работы и должности

От места работы зависела заработная плата и, как следствие, размер пенсионного обеспечения, составлявший 85% от нее, но не более 120 рублей в месяц. Так, наибольшие деньги получали учителя, врачи, инженеры и прочие работники умственного труда. Именно они и могли рассчитывать на максимальные выплаты.

Льготы в СССР

Как таковых льгот у пенсионеров по старости, по общему правилу, не было. Ими могли воспользоваться лишь те граждане, которые имели какие-либо заслуги перед страной и обществом.

Кроме этого, льготы имели и инвалиды. Это был бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, 50% оплаты ЖКУ и телефона, а также раз в год инвалид мог без платы отправиться в любую точку страны на поезде или самолете.

Часть этих льгот в той или иной мере сохранилась и в наше время, это касается субсидий на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте.

Всеобщая пенсия в СССР начала выплачиваться только после 1956 года. Вопреки распространенному мнению, размер ее был крайне невелик и значительно зависел от уровня зарплаты, которую получал пенсионер, будучи трудоспособным. В целом, уровень пенсионного обеспечения в советском государстве был вполне сопоставим с сегодняшним.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео с интересной информацией:

Читайте также: