Список профессий для льготной пенсии в лнр

Пенсионный фонд Луганской Народной Республики разъяснил порядок назначения пенсий на льготных условиях по Спискам № 1 и № 2 с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда.

Законом Луганской Народной Республики от 27 марта 2015 года №14-ІІ "О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики" (с изменениями) предусмотрено, что назначение и выплата пенсий на территории Республики осуществляется в соответствии с законодательством Украины, действовавшим по состоянию на 30 июня 2014 года, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

Пенсионным законодательством, применяемым на территории Республики в соответствии с ч.2 статьи 86 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, предусмотрено, что пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работавших или работающих на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку №1, на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемых Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, осуществляется в соответствии с нормами Закона Украины "О пенсионном обеспечении" (далее - Закон) (п.2 раздела ХV Заключительных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании").

Согласно п.3 Порядка применения Списков №1, №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.11.2005 №383 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 01.12.2005 под №1451/11731, предусмотрено, что в льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.1992 и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.1992.

Для подтверждения результатов аттестации рабочих мест предоставляются выписки из приказа о проведении аттестации рабочих мест, перечень профессий и должностей, рабочие места которых аттестованы, согласованный с Государственной экспертизой условий труда.

Предприятия, учреждения, организации на территории Луганской Народной Республики зарегистрированы как вновь созданные предприятия, учреждения, организации.

Согласно постановлению Совета министров Луганской Народной Республики от 09 августа 2016 года № 408 "Об утверждении Порядка формирования Архивного фонда Луганской Народной Республики, выявления, приема на государственное хранение архивных документов и организации их использования", которое вступило в силу с 19 августа 2016 года, распорядителями документов предприятий, организаций, ранее функционировавших на территории Луганской области, являются предприятия, организации, учреждения Луганской Народной Республики, с аналогичными функциями, и имеют право выдачи справок социально-правового характера, копий, выписок из документов предприятий.

Соответственно, результаты аттестации рабочих мест (как впервые проведенной, так и очередной), предоставленные Распорядителями, применяются при исчислении стажа, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, что в течение этого времени на данном предприятии не менялись коренным образом условия и характер работы (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, и применяются при исчислении стажа работы на льготных условиях до даты создания такого предприятия на территории Луганской Народной Республики.

Периоды работы на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку №1, и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №2 после прекращения срока действия аттестации рабочих мест по условиям труда, не засчитываются в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение согласно нормам статьи 13 Закона.

При этом статьей 14 Закона установлено, что работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников и в металлургии, - по списку работ и профессий, утвержденного Кабинетом Министров Украины, имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет.

Список работ и профессий, которые дают право на пенсию независимо от возраста при непосредственной занятости на подземных и отрытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей), связанных с добычей угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников и в металлургии, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 31.03.1994 № 202.

Нормами статьи 14 Закона и постановлением Кабинета Министров Украины от 31.03.1994 № 202 не предусмотрено требование аттестации рабочих мест по условиям труда.

В связи с принятием Трудового кодекса Луганской Народной Республики от 30 апреля 2015 года №23-II (далее – ТК ЛНР), в котором статьей 239 определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда, и невозможностью осуществления специальной оценки условий труда из–за отсутствия законодательства, регулирующего порядок ее проведения, существуют противоречия законодательства в сфере пенсионного обеспечения, применяемого на территории Луганской Народной Республики и норм Трудового кодекса Луганской Народной Республики.

В настоящее время Министерством труда и социальной политики Луганской Народной Республики разработан проект Временного порядка проведения специальной оценки условий труда на территории Луганской Народной Республики, который проходит согласование в соответствующих министерствах Республики.


Основные правила применения Списков №1 и №2 изложены в приказе Министерства труда и социальной политики ДНР от 03.04.2017 № 32/5 «Об утверждении Порядка применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях» (зарегистрирован в Минюсте ДНР 18.04.2017 г. №1950) с изменениями от 08.08.2017 г. №89/5.

Тем не менее, существует ряд вопросов требующих комментариев для правильного применения Списков при определении права на льготное пенсионное обеспечение.

1. Прежде всего, Списки №1 и №2 не подлежат расширенному толкованию. Предприятия и другие органы (в т.ч. Государственная экспертиза условий труда), производить перевод профессий из Списка №1 в Список №2 не имеют права. Любое изменение Списков допускается только в порядке установленном законодательством (Постановление Совета Министров ДНР от 31.05.2016 № 7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики»).

2. При определении права на пенсию на льготных условиях применяются Списки №1 и №2, которые действовали в период работы лица в льготных условиях. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям, независимо от даты их внесения в Списки, при соблюдении условий:

  • подтверждение этого права результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • подтверждение дополнительных условий, предусмотренных в позициях Списков. Например, для «каменщиков» постоянную занятость на работах в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, подтверждением является приказ, или выписка из приказа. Такие данные результатами аттестации рабочих мест по условиям труда подтверждаться не могут.

3. Случается, что в Список №1 и Список№2 одновременно включены профессии одного и того же наименования и производства без дополнительных условий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В этом случае применение того или иного Списка устанавливается только результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

4. На предприятиях различных видов экономической деятельности происходят частые изменения в системе управления производством (из-за сокращения объемов работ, сырья, материалов и т.д.), а именно: перевод управления на безцеховую структуру; преобразования цехов в участки и отделения; объединение нескольких участков в один с разными видами работ; ликвидация специализированных ремонтных предприятий и ввод их в штат предприятия на правах цеха, участка и т.д. Льготное пенсионное обеспечение сохраняется лишь в том случае, если условия, характер труда объемы выполняемых этими работниками работ существенно не изменились, а также если не произошло изменений в технологии производства.

В случае существенного изменения условий и характера труда для подтверждения права на льготное по возрасту пенсионное обеспечение проводится внеочередная аттестация.

5. Изучение материалов аттестаций рабочих мест по условиям труда зачастую указывает на недостатки в записях наименований профессий и должностей в трудовых книжках работающих, что приводит к большому количеству внесенных изменений. Наименование профессий работников, рабочих мест, которые подлежали аттестации, должны соответствовать требованиям Государственного классификатора профессий ДК 003:2010, ЕТКС, Списков №1 или №2.

6. Если в Списки включены профессии рабочих под общим наименованием, то право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие всех наименований этой профессии, в том числе и главные, старшие их помощники, т.е. эти наименования являются производными от профессий, которые предусмотрены Списками. Например, «аккумуляторщик» и «помощник аккумуляторщика».

7. Разделы «Общие профессии» относятся ко всем видам экономической деятельности. Включенные в этот раздел профессии рабочих, руководителей и специалистов пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение независимо от того, в каком производстве они работают. Например, «аккумуляторщики», указанные в разделе, имеют право на льготное пенсионное обеспечение независимо от того, где работают: на машиностроительном заводе, хлопчатобумажной фабрике и т.п. Основное требование в данном случае – это постоянная занятость «аккумуляторщика» по зарядке и обслуживанию аккумуляторов.

8. Установление права на льготное пенсионное обеспечение работникам, профессии которых предусмотрены Списками №1 и №2 на «горячем участке», «горячем ремонте», «горячих работах», «правке горячего проката», «лужении горячим способом» и т.д., производится на основании результатов аттестации рабочего места по условиям труда.

«Горячими работами» (в цехах, на участках) считаются такие условия труда, при которых температура воздуха рабочей зоны и интенсивность тепловых излучений превышает предельно допустимые значения, установленные ГОСТ 12.1.005–88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», ДСН 3.3.6.042–99 «Санитарные нормы микроклимата производственных помещений».

9. Работники, занятые неполный рабочий день (менее 80% рабочего времени) в производстве, работах, профессиях и должностях, предусмотренных Списками, правом на пенсию на льготных условиях не пользуются.

Это касается также специалистов и руководителей, выполняющих экспериментальные, научно-исследовательские либо конструкторские работы. При этом периоды подготовки, составление и отработка документации, аналитические или другие работы, не включаются в рабочее время с вредными условиями труда и в льготный стаж. Такие работники не могут быть отнесены к постоянно занятым на работах, которые дают право на льготное пенсионное обеспечение.

Занятость на работах с вредными и тяжелыми условиями труда должна быть постоянной.

10. Стаж работы во вредных и тяжелых условиях труда подтверждается надлежащим образом оформленными в трудовой книжке записями о занимаемой должности и периодом выполняемой работы, выпиской из приказа по предприятию об итогах проведения аттестации на соответствующем рабочем месте. В случае отсутствия в трудовой книжке, сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, предоставляется уточняющая справка.

11. Результаты проведенной аттестации должны быть подтверждены заключением Государственной экспертизы условий труда.

12. Особо следует подчеркнуть, что ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Статью подготовил заместитель начальника инспекции-заместитель главного государственного инспектора труда-главный государственный эксперт по условиям труда Игорь Анатольевич Груба

Льготное пенсионное обеспечение за работу во вредных или опасных условиях труда подтверждается при условии занятости работников во вредных или опасных условиях труда полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени).

Наименования работ, профессий, должностей работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, должны соответствовать Списку № 1 и №2.

Следует отметить, что если специальная оценка условий труда была впервые проведена после вступления в силу Временного порядка проведения СОУТ (от 8 августа 2017 года), в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях, в льготный стаж засчитывается период работы на данном предприятии с 18 мая 2014 года, предшествующий дате утверждения результатов проведения специальной оценки условий труда, и период работы в течение следующих пяти лет.

Также для подтверждения права работников на льготную пенсию работодатель должен передать в Пенсионный фонд ЛНР копии итогового приказа о проведении СОУТ и Заключение ГЭУТ.

2. Согласно статье 96 Трудового кодекса, для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, продолжительность рабочего времени должна составлять не более 36 часов в неделю .

3. Согласно статье 123 Трудового кодекса, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, либо опасным условиям труда, м инимальная продолжительность такого отпуска не должна быть менее 7 календарных дней.

Окончательная продолжительность такого отпуска определяется работодателем и устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Предусмотренный статьей 124 Трудового кодекса ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы предоставляется независимо от результатов специальной оценки условий труда.

Советом Министров Луганской Народной Республики принят ряд постановлений по разным отраслям экономики, в которых утвердил перечни категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы и минимальная продолжительность такого отпуска. Следовательно, если должность работника включена в данный перечень, работодатель должен предоставить данный вид отпуска.

Стоит отметить, что в расчет времени, дающего право работнику на дополнительный отпуск, засчитываются дни, когда он фактически был занят на работах с особым характером работы не меньше половины продолжительности рабочего дня.

4. Согласно статье 168 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере , а минимальный размер повышения оплаты труда не должен составлять менее четырех процентов .

Конкретные размеры повышения оплаты труда опять же устанавливаются работодателем по согласованию с представительным органом работников.

Законодательством установлены минимальные размеры гарантий и компенсаций, конкретные их размеры устанавливаются работодателем на основании отраслевых соглашений, коллективных договоров с учетом финансовых возможностей предприятия.

В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций материалы специальной оценки условий труда подлежат Государственной экспертизе условий труда (ГЭУТ), которая проводится Министерством труда и социальной политики, по результатам которой выдается Заключение о возможности (невозможности) применения результатов СОУТ.

Согласно части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Луганской Народной Республики за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусмотрены санкции: в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и физических лиц – предпринимателей – от пяти до 10 тыс. руб., а также на юридических лиц .

По вопросам обращаться по адресу: г. Перевальск, ул. Громова, 22 или по номеру телефона: 4-20-14, 072-122-05-86, 050-879-85-28.

НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ

Согласно Закону Луганской Народной Республики от 27.03.2015 № 14-II «О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики» (с изменениями) назначение и выплата пенсий на территории Луганской Народной Республики осуществляется Пенсионным Фондом Луганской Народной Республики в соответствии с законодательством Украины, действовавшим по состоянию на 30.06.2014, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

Пенсионным законодательством, применяемым на территории Республики в соответствии с частью 2 статьи 86 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, предусмотрено, что пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые работали или работают на специальностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, до внедрения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды, осуществляется в соответствии с нормами Закона Украины «О пенсионном обеспечении» (далее- Закон)(пункт 2 раздела XV Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

Статьей 13 Закона закреплено право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, независимо от последнего места работы:

а) работникам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому КМУ и по результатам аттестации рабочих мест:
- мужчинам - после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
- женщинам - после достижения 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, которые имеют не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются со снижением возраста, предусмотренного ст. 12 Закона «О пенсионном обеспечении», на 1 год за каждый целый год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца - женщинам;

б) работникам, занятым полный рабочий день на других работах с вредными и тяжёлыми условиями труда, - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому КМУ и по результатам аттестации рабочих мест:
- мужчинам - после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
- женщинам - после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Работникам, которые имеют не менее половины стажа работы с вредными и тяжёлыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются со снижением возраста, предусмотренного ст.12 Закона «О пенсионном обеспечении», на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы - женщинам;

в) трактористам-машинистам, непосредственно занятым на производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, мужчинам после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанных работах;

г) женщинам, которые работают трактористами-машинистами, машинистами строительных, путевых и грузо-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, после достижения 50 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

д) женщинам, которые работают доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства,- после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии исполнения установленных норм обслуживания;

е) женщинам, занятым на протяжении целого сезона выращивания, сбора и после сборной обработки табака, после достижения 50 лет и при стаже на указанных работах не менее 20 лет;

э) работницам текстильного производства, занятых на станках и машинах,- по списку производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемый КМУ, после достижения 50 лет и при стаже указанных работ не менее 20 лет;

ж) женщинам, которые работают в сельскохозяйственном производстве и воспитали пятеро и больше детей, независимо от возраста и трудового стажа, в порядке который определяется КМУ;

з) водителям городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и большегрузных автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжёлых и вредных производств:
- мужчинам - после достижения 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанных работах не менее 12 лет 6 месяцев;
- женщинам - после достижения 50 лет и при стаже работы 20 лет, в том числе на указанных работах не менее 10 лет.


Очень часто сотрудники управления Пенсионного Фонда ЛНР в городе Ровеньки слышат такие слова «Здравствуйте, я работаю на шахте, могу ли я пойти на пенсию на льготных условиях? Во сколько лет? И сколько при этом необходимо иметь льготного и общего стажа?»

Мы бы хотели немного успокоить будущих пенсионеров – люди, работающие с вредными и тяжелыми условиями труда вправе рассчитывать на пенсию на льготных условиях.

Законом Луганской Народной Республики от 27 марта 2015 № 14-II «О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики» (с изменениями) предусмотрено, что назначение и выплата пенсий на территории Луганской Народной Республики осуществляется в соответствии с законодательством Украины, действовавшим по состоянию на 30.06.2014 года, Пенсионным Фондом Луганской Народной Республики.

При определении права на пенсию на льготных условиях независимо от возраста применяется ст. 14 Закона «О пенсионном обеспечении», которой предусмотрено, что работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей), связанных с добычей угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, — по Списку работ и профессий, утвержденному Кабинетом Министров Украины, имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах (рабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин) — если они были заняты на этих работах не меньше 20 лет.

При наличии стажа на подземных работах менее 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин за каждый полный год этих работ пенсионный возраст, предусмотренный ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении (60 лет для мужчин и 55 для женщин), уменьшается на один год.

Работникам, занятым на подземных работах, имеющим не менее 10 лет стажа работы, дающего право на пенсию независимо от возраста согласно ст. 14 Закона «О пенсионном обеспечении», но не отработавшим полный стаж, предусмотренный этой статьей, пенсия независимо от возраста назначается при наличии не менее 25 лет стажа подземной работы с зачислением в стаж:

  • каждого полного года работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горно-выемочных машин — за 1 год 3 месяца;
  • каждого полного года работы, предусмотренной в соответствующих разделах Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, — за 9 месяцев.

Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста, при непосредственной занятости в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей), связанных с добычей угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников и в металлургии, сроком не меньше 25 лет, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 31.03.1994 № 202.
Кроме ст. 14 Закона «О пенсионном обеспечении» льготы при назначении пенсий шахтерам предусмотрены также ст. 13 указанного Закона. Право на пенсию по возрасту на льготных условиях независимо от места последней работы имеют работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах; женщины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсия на льготных условиях назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам.

Согласно Порядку применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.11.2005 года № 383, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 01 декабря 2005 года за № 1451/11731, при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки, действующие на период работы лица. При этом в льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты внесения этой должности или профессии в списки.

При назначении пенсии по возрасту кроме работы на шахте в льготный стаж может быть включено также время нахождения на инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

Согласно Закону Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» время прохождения срочной военной службы засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, если на момент призыва на срочную военную службу лицо училось по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работало по профессии или занимало должность, которая предусматривала право на пенсию на льготных условиях.

В порядке, предусмотренном Законом Украины «О профессионально-техническом образовании» время обучения в профессионально-техническом учебном заведении засчитывается в стаж работы по специальности, который дает право на льготы, если перерыв между окончанием учебы и днем зачисления на работу по приобретенной специальности не превышает 3-х месяцев.

Время учебы в профессионально-техническом учебном заведении и время прохождения срочной военной службы, которое засчитывается в льготный стаж, и не должно превышать имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях.

С вопросами о назначении льготных пенсий следует обращаться в управление Пенсионного Фонда Луганской Народной Республики в городе Ровеньки, которое расположено по адресу: г. Ровеньки ул. Ленина, д. 52 или по телефонам: 5- 16- 73, 5- 16- 84, 5- 16- 06. Прием производится с понедельника по пятницу, кроме выходных и праздничных дней.

Тип документа: Постановление Совмина
Регистрационный номер: 278/20
Дата: 04.05.2020
Полное название: Об особенностях досрочного назначения пенсии отдельной категории граждан

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Луганской Народной Республики
от «04» мая 2020 года № 278/20

Порядок досрочного назначения пенсии лицам,

уволенным в связи с ликвидацией убыточных предприятий

по добыче (переработке) угля, ликвидируемых

по решению Правительства Луганской Народной Республики

1. Порядок досрочного назначения пенсии лицам, уволенным в связи

с ликвидацией убыточных предприятий по добыче (переработке) угля,

ликвидируемых по решению Правительства Луганской Народной Республики

(далее – Порядок), определяет механизм и особенности досрочного назначения

территориальными управлениями Пенсионного Фонда Луганской Народной

Республики (далее – территориальные управления) пенсии лицам, уволенным

в связи с ликвидацией убыточных предприятий по добыче (переработке) угля,

ликвидируемых в соответствии с постановлениями Правительства Луганской

Народной Республики от 10.03.2020 № 142/20 «О деятельности некоторых

филиалов Государственного унитарного предприятия Луганской Народной

Республики «ЦЕНТРУГОЛЬ», от 27.04.2020 № 246/20 «О признании

нецелесообразной деятельности некоторых убыточных предприятий по добыче

(переработке) угля», от 27.04.2020 № 247/20 «О ликвидации Государственного

унитарного предприятия Луганской Народной Республики «АНТРАЦИТ»,

от 27.04.2020 № 248/20 «О ликвидации Государственного унитарного

предприятия Луганской Народной Республики «ЦЕНТРУГОЛЬ» (далее – лица,

уволенные в связи с ликвидацией горного предприятия).

2. В настоящем Порядке понятия и термины употребляются в значениях,

приведенных в законодательстве Луганской Народной Республики, а также

в законодательстве, которое применяется в Луганской Народной Республике

в соответствии с частью второй статьи 86 Конституции Луганской Народной

3. Право на досрочное назначение пенсии в соответствии с настоящим

Порядком имеют лица, уволенные в связи с ликвидацией горного предприятия,
при условии:

увольнения такого лица не более чем за три года до достижения возраста,

дающего право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях;

наличия установленного действующим законодательством необходимого

страхового, специального стажа;

отсутствия возможности для трудоустройства.

4. Пенсия досрочно назначается в соответствии с настоящим Порядком

не ранее чем за три года до достижения возраста, дающего право на пенсию
по возрасту, в том числе на льготных условиях.

5. Территориальные управления досрочно назначают пенсии лицам,

уволенным в связи с ликвидацией горного предприятия, в порядке и на
основании документов, предусмотренных действующим законодательством, при
наличии предложений о досрочном назначении пенсии, выданных
территориальными отделениями Фонда социального страхования на случай
безработицы Луганской Народной Республики (далее – территориальные
отделения Фонда).

6. Территориальные отделения Фонда выдают лицам, уволенным в связи

с ликвидацией горного предприятия, предложения о досрочном назначении
пенсии в порядке, установленном Министерством труда и социальной политики
Луганской Народной Республики.

7. Пенсии, назначенные в соответствии с настоящим Порядком,

выплачиваются через Государственный банк Луганской Народной Республики.

8. Сумма пенсии, причитавшаяся пенсионеру из числа лиц, указанных

в пункте 3 настоящего Порядка, и оставшаяся недополученной в связи с его
смертью, а также единоразовая выплата пособия на погребение выплачиваются
в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной
Республики.

9. Расходы, связанные с досрочным назначением пенсий лицам,

уволенным в связи с ликвидацией горного предприятия, подлежат возмещению
Фондом социального страхования на случай безработицы Луганской Народной
Республики за счет выделенных средств из Государственного бюджета
Луганской Народной Республики.

Порядок возмещения расходов, связанных с досрочным назначением

пенсий лицам, уволенным в связи с ликвидацией горного предприятия,
утверждается актом Правительства Луганской Народной Республики.

Руководитель
Аппарата Правительства
Луганской Народной Республики

Льготное пенсионное обеспечение за работу во вредных или опасных условиях труда подтверждается при условии занятости работников во вредных или опасных условиях труда полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени).

Наименования работ, профессий, должностей работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, должны соответствовать Списку № 1 и №2.

Следует отметить, что если специальная оценка условий труда была впервые проведена после вступления в силу Временного порядка проведения СОУТ (от 8 августа 2017 года), в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях, в льготный стаж засчитывается период работы на данном предприятии с 18 мая 2014 года, предшествующий дате утверждения результатов проведения специальной оценки условий труда, и период работы в течение следующих пяти лет.

Также для подтверждения права работников на льготную пенсию работодатель должен передать в Пенсионный фонд ЛНР копии итогового приказа о проведении СОУТ и Заключение ГЭУТ.

2. Согласно статье 96 Трудового кодекса, для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, продолжительность рабочего времени должна составлять не более 36 часов в неделю .

3. Согласно статье 123 Трудового кодекса, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, либо опасным условиям труда, м инимальная продолжительность такого отпуска не должна быть менее 7 календарных дней.

Окончательная продолжительность такого отпуска определяется работодателем и устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Предусмотренный статьей 124 Трудового кодекса ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы предоставляется независимо от результатов специальной оценки условий труда.

Советом Министров Луганской Народной Республики принят ряд постановлений по разным отраслям экономики, в которых утвердил перечни категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы и минимальная продолжительность такого отпуска. Следовательно, если должность работника включена в данный перечень, работодатель должен предоставить данный вид отпуска.

Стоит отметить, что в расчет времени, дающего право работнику на дополнительный отпуск, засчитываются дни, когда он фактически был занят на работах с особым характером работы не меньше половины продолжительности рабочего дня.

4. Согласно статье 168 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере , а минимальный размер повышения оплаты труда не должен составлять менее четырех процентов .

Конкретные размеры повышения оплаты труда опять же устанавливаются работодателем по согласованию с представительным органом работников.

Законодательством установлены минимальные размеры гарантий и компенсаций, конкретные их размеры устанавливаются работодателем на основании отраслевых соглашений, коллективных договоров с учетом финансовых возможностей предприятия.

В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций материалы специальной оценки условий труда подлежат Государственной экспертизе условий труда (ГЭУТ), которая проводится Министерством труда и социальной политики, по результатам которой выдается Заключение о возможности (невозможности) применения результатов СОУТ.

Согласно части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Луганской Народной Республики за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусмотрены санкции: в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и физических лиц – предпринимателей – от пяти до 10 тыс. руб., а также на юридических лиц .

По вопросам обращаться по адресу: г. Перевальск, ул. Громова, 22 или по номеру телефона: 4-20-14, 072-122-05-86, 050-879-85-28.

Принципы построения списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях

Списки №1 и №2 утверждены Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 г. №7-25

«Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики».

Списки №1 и №2 составлены по производственному принципу с выделением различных видов и подвидов производств (работ) по разделам и подразделам.

Раздел Списков – это один или несколько видов экономической деятельности со своими производствами или одно самостоятельное производство.

Например, в разделе «Обработка металла» (Списки №1 и №2) помещены отдельные виды самостоятельных производств – литейное производство, кузнечно-прессовое производство, производство абразивов и т.д.

Часть разделов предназначены для одного вида производства – «Производство огнеупоров», «Производство кокса, углеподготовка» и др. В некоторых подразделах предусматривается несколько видов производств. Например, раздел «Производство неметаллических минеральных изделий (строительных материалов)» содержит такие виды производств как: производство цемента, производство и обогащение асбеста, производство минеральной ваты, камнелитейное производство.

Структура Списков кроме производств предусматривает разделение на категории работников (рабочие, руководители и специалисты) и наименования профессий и должностей, занятых в этих производствах (работах).

Списками также определяется и трудовая функция (производственная операция), например, кузнецы на молотах и прессах, пропитчики, шихтовщики и т.п.; или обслуживаемых работником машин, агрегатов, механизмов, с указанием характера выполняемых работ (машинисты землесосных установок, занятые перекачкой шлама, пульпы и реагентов); местом (объектом), структурным подразделением работы, характеризующим условия производственной сферы (машинисты экскаваторов, занятые на рудничном дворе).

Ряд подразделов Списков касается контингента работающих, которому право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется за выполнение определенных работ, независимо от наименования профессий рабочих, или должностей работников.

Особенности построения Списков устанавливают технологическую связь между профессией (должностью), трудовыми функциями (производственными операциями) и условиями труда (на основании аттестации рабочих мест), которая в целом позволяет судить о правильности применения Списков. При этом все сказанное устанавливается только документально.

Одной из наиболее распространенных ошибок является сопоставление работ, профессий, должностей с их аналогичным наименованием в Списках, без учета связи с определенным видом производства.

В первую очередь, необходимо определить производство к которому относится работа данного работника, раздел и подраздел Списка, который должен быть применен исходя из установленного вида производства, структурное подразделение в котором занят работник (если предусмотрено Списком), наименование профессии (должности), согласно тарифно-квалификационного справочника, занятость работника во вредных условиях полный рабочий день и подтверждение права на льготное пенсионное обеспечение результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Правильное понимание и решение обозначенных вопросов в значительной степени позволит обеспечить правильность назначения пенсий на льготных условиях, избежать причин, при которых допускаются ошибки, и, как правило, избежать конфликтных ситуаций.

Что понимается под производством?

Под производством понимается изготовление, предусмотренной Списками продукции независимо от того занято изготовлением этой продукции предприятие в целом, или только его цех, участок, отделение.

Например, если грузчики на погрузке цемента заняты в производстве цемента, то они пользуются правом льготного пенсионного обеспечения по Списку №2. Если грузчики заняты на погрузке цемента и работают на предприятии (в цехе, участке, отделении) с технологическими процессами, где применяется только готовый цемент, то права на льготное пенсионное обеспечение они не имеют.

Право на пользование тем или иным разделом Списков устанавливается по выпускаемой продукции. Отнесение производства по выпуску продукции к определенному виду экономической деятельности, устанавливается на основе классификаторов «Отрасли народного хозяйства» и изготовление продукции «Промышленная и сельскохозяйственная продукция».

О характере производства можно судить по наименованию технологического процесса (регламента), цехов, участков, отделений (электромонтеры по обслуживанию электрооборудования, занятые на обслуживании электрооборудования дробильно-помольных участков слюды, кварца, пегматита»), по номенклатуре изготовляемой продукции («стерженщики машинной формовки, занятые изготовлением стержней и нагреваемой оснастки»), а также на основе документации плановых и производственных отделов, используемых тарифно-квалификационных справочников. На предприятии с этой целью используются технологические регламенты, технологические карты, описание режимов производственных процессов, штатные расписания и т.д.

После определения вида производства, следует установить какой раздел или подраздел Списка должен быть применен в конкретном случае. Такое определение не вызывает трудностей и сомнений, когда в предоставленных документах указывается раздел или подраздел, что подтверждается записями в трудовой книжке.

По ряду производств Списками предусмотрены структурные подразделения (цеха, участки, отделения и т.п.), в которых должны быть заняты указанные профессии. При назначении пенсий на льготных условиях требуется строгое соблюдение требований по структуре подразделений и установленному месту работы. Документально это подтверждается штатным расписанием предприятия, цеха, участка и т.п., записью в трудовой книжке работающего.

Наименования профессий рабочих должны быть установлены тарифно-квалификационными справочниками в строгом соответствии с Классификатором профессий ДК003:2010.

При этом следует обратить внимание, что в документах предоставляемых предприятиями к назначению льготной пенсии, наименование профессий и должностей должны быть те же, что и в приказе о приеме на работу; штатном расписании; трудовой книжке; приказе о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для некоторых профессий и должностей льготное пенсионное обеспечение Списками №1 и №2 установлено лишь в том случае, если работники выполняют работу с особым характером труда или в особых условиях. К таким особенностям относятся:

  • условия труда (на горячих участках (работах), работа с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и т.д.);
  • особый характер работы (на подаче, варке флюсов, правке горячего проката, обработке литья, размоле огарка и т. д.);
  • место работы (в тоннелях, на дробильных установках (отделениях), на очистке топок печей и тоннелей);
  • занятость на определенном оборудовании (на молотах и прессах, свинцовых, цианистых ваннах, электропечах и отстойниках и т.д.);
  • работа с определенными материалами, сырьем и топливом (окислы свинца, плавиковая кислота, радиоактивные вещества, вредные вещества 1 – 2 классов опасности и канцерогены и т. д.);
  • занятость в определенных структурных подразделениях (котельные цехи, производственные участки, плавильные участки и т.д.);
  • технологический процесс (на закалке и отжиме, на дроблении, измельчении и помоле ископаемых);
  • виды продукции (приготовление ксантогената, гипохлорита, изготовление резиновых, пластиковых и изоляционных смесей);
  • занятость на подземных работах;
  • занятость на ремонте и обслуживании оборудования;
  • занятость на оборудовании с определенными параметрами (телефонные станции ёмкостью 300 номеров и выше, линии электропередачи 330 кВ и выше и т.д.).

В этих случаях характер работы подтверждается только документально предприятием.

И главное.

Работа в неблагоприятных условиях труда должна подтверждаться результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Основным документом для органов, назначающих пенсию, является приказ по предприятию об итогах аттестации рабочих мест по условиям труда с приложением перечней рабочих мест (профессий) по которым подтверждено право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам №1 и №2.

При оформлении пенсионного дела должна производиться сверка соответствующего приказа с записью в трудовой книжке.

Проверка правильности применения Списков №1 и №2 и качества аттестации рабочих мест по условиям труда проводится только Государственной экспертизой условий труда Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики (Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики (п.12), утвержденный постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 г. №7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики»).

Статью подготовил заместитель начальника инспекции-заместитель главного государственного инспектора труда-главный государственный эксперт по условиям труда Груба Игорь Анатольевич

Читайте также: