Статья 194 налогового кодекса республики беларусь льготы для пенсионеров по

1. Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация представляет в установленном порядке подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (далее в настоящей статье – подтверждение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Если условием (одним из условий) применения льготы по налогу на доход в соответствии с положениями международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения и (или) законодательством Республики Беларусь является получение дохода из источника в Республике Беларусь его фактическим владельцем (далее – льгота по доходу фактического владельца), у иностранной организации в дополнение к подтверждению могут быть запрошены документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи.

Подтверждение может представляться в налоговый орган как до уплаты налога на доходы, так и после этой уплаты. Подтверждение может быть представлено в виде электронного документа. В этом случае оно направляется в налоговый орган в качестве приложения к налоговой декларации (расчету) по налогу на доходы, если налоговый агент представляет такую налоговую декларацию (расчет) в электронном виде, либо к письму налогового агента, составленному в виде электронного документа.

Подтверждение представляется в налоговый орган ежегодно и действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано, если иное не установлено настоящей статьей.

Если компетентным органом иностранного государства указан период действия подтверждения, то оно применяется в течение указанного в нем периода.

В случае отсутствия в налоговом органе подтверждения, выданного на текущий календарный год, и при наличии такого документа, заверенного в четвертом квартале текущего календарного года, он применяется в качестве подтверждения на текущий календарный год либо на период, указанный в нем.

Подтверждение, выданное без указания периода его действия, может применяться:

на последующий календарный год, если оно заверено в четвертом квартале текущего года компетентным органом государства постоянного местонахождения иностранной организации и в налоговом органе имеется документ, являющийся подтверждением на текущий календарный год;

в течение текущего и двух последующих за годом его выдачи календарных лет, если в указанный период иностранная организация не изменила государство своего постоянного местонахождения, указанное в договоре, заключенном с налоговым агентом, предусматривающем выплату дохода, в отношении которого налоговым агентом в первый календарный год в установленном порядке были применены положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Для подтверждения обоснованности применения в последующие два календарных года подтверждения налоговый орган вправе запросить у налогового агента договор (его копию), а также документы (их копии), подтверждающие выплату дохода иностранной организации по реквизитам, указанным в договоре.

Для целей настоящей статьи текущим календарным годом является год, в котором выдано подтверждение.

При представлении в налоговый орган подтверждения до установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета), в которой подлежит отражению доход (платеж), в отношении которого международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены настоящей главой, в отношении такого дохода (платежа) налоговый агент не удерживает и не перечисляет в бюджет налог на доходы или удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы по пониженным ставкам, установленным таким международным договором Республики Беларусь.

Представление подтверждения в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента является основанием для неудержания налога на доходы или удержания налога на доходы по пониженным ставкам с учетом положений соответствующего международного договора Республики Беларусь, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи.

При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.

Зачет (возврат) ранее удержанного (уплаченного) налога на доходы, в отношении которого международными договорами Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены настоящей главой, осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента. Заявление о зачете (возврате) налога подается в установленных настоящим Кодексом случаях налоговым агентом с приложением к нему подтверждения, а также, если это будет определено письменным требованием налогового органа, копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход (платеж) иностранной организации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При начислении (выплате) доходов (платежей) иностранным организациям, постоянное местонахождение которых подтверждается сведениями международного справочника «The Bankers Almanac» (издательство Reed Business Information), международного каталога «BIC Directory» (издание S.W.I.F.T., Customer Operations Services, 1 Av., Adele, 1310 La Hulpe, Belgium), международного электронного каталога «Bankers World Online» (SWIFTRef) или международного справочника «Airline Coding Directory» (издание «International Air Transport Association», Montreal-Geneva), а также центральным (национальным) банкам иностранных государств, органам государственного управления и (или) местным органам власти этих государств подтверждение не представляется.

Если налогообложение иностранной организации осуществляется в государстве, в котором зарегистрирована иностранная организация, путем налогообложения доходов входящих в ее состав участников (далее в настоящем пункте – участники), то положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения применяются в части дохода каждого из участников, в отношении которых представлены подтверждения.

Сумма дохода участника (участников) должна быть подтверждена путем представления иностранной организацией самостоятельно, либо через участника, либо через налогового агента в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента следующих документов:

списка всех участников на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы, заверенного должностным лицом иностранной организации, либо графического образа такого списка, если список участников размещен на сайте компетентного органа иностранного государства или иностранной организации в сети Интернет;

заключения аудиторской организации (аудитора) либо налогового органа иностранного государства, подтверждающего на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы сумму дохода участника (участников).

Положения абзаца третьего части пятнадцатой настоящего пункта не применяются, если все участники иностранной организации, указанной в части четырнадцатой настоящего пункта, имеют постоянное местонахождение в одном государстве.

Положения части пятнадцатой настоящего пункта не применяются, если в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента иностранной организацией, участником или налоговым агентом представлена выписка из акта законодательства иностранного государства, согласно которому в состав иностранной организации могут входить только партнеры, имеющие постоянное местонахождение в государстве, в котором зарегистрирована иностранная организация.

2. Иностранная организация признается имеющей статус фактического владельца дохода, если она осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с получением из источников в Республике Беларусь дохода, в отношении которого она претендует на льготу по доходу фактического владельца, является непосредственным выгодоприобретателем такого дохода, вправе самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом по своему усмотрению. При определении статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода учитываются выполняемые ею в целях получения такого дохода функции, имеющиеся полномочия и принимаемые риски.

Для определения статуса фактического владельца дохода могут быть учтены дополнительные основания, в том числе при проведении взаимосогласительной процедуры Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь с налоговым органом иностранного государства в рамках международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Иностранная организация не рассматривается в качестве фактического владельца дохода, когда в целях его получения она осуществляет исключительно посреднические функции в интересах другого лица, не принимает на себя риски, или у нее отсутствует экономическая связь с получаемым доходом и (или) ее право пользоваться и (или) распоряжаться доходом ограничено договорными или иными обязательствами по выплате (передаче) дохода (в полном объеме или не менее 60 процентов от такого дохода) в установленные сроки (но не позднее двенадцати месяцев после получения выплаченного дохода) в пользу налогового резидента иностранного государства, который при непосредственном получении такого дохода не имел бы права на льготу по доходу фактического владельца согласно международному договору Республики Беларусь по вопросам налогообложения и (или) законодательству Республики Беларусь или имел бы право на применение менее благоприятных положений международного договора.

3. При возникновении у налогового агента, начисляющего (выплачивающего) иностранной организации доход, на основании имеющихся у него документов сомнения в том, что в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи, иностранная организация является фактическим владельцем дохода в целях получения льготы по доходу фактического владельца (далее – обоснованное сомнение), он вправе запросить у такой иностранной организации документы (информацию) для подтверждения ее статуса.

В качестве документов (информации), подтверждающих статус фактического владельца дохода, у иностранной организации могут быть запрошены:

документы (информация), подтверждающие наличие у нее неограниченного права пользоваться и (или) распоряжаться доходом, в отношении которого она претендует на льготу по доходу фактического владельца, отсутствие обязательств перед третьими лицами (местом налогового резидентства которых являются государство, с которым отсутствует международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, или государство, положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения с которым содержат менее льготные условия), ограничивающих ее права на пользование и (или) распоряжение таким доходом в целях осуществления предпринимательской деятельности;

документы (информация), подтверждающие осуществление иностранной организацией в государстве, налоговым резидентом которого она является, предпринимательской и (или) иной деятельности.

Иностранная организация помимо документов (информации), указанных в части второй настоящего пункта, вправе представить подтверждение налогового органа иностранного государства о том, что она является фактическим владельцем дохода, а также иные документы (информацию) в обоснование своего права на льготу по доходу фактического владельца, подтверждение в отношении иностранной организации, определенной абзацем пятым части первой пункта 4 настоящей статьи.

4. Если до установленного настоящим Кодексом срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы за налоговый период, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы, в отношении которого иностранная организация претендует на льготу по доходу фактического владельца, иностранная организация, у которой в связи с возникновением обоснованных сомнений запрошены документы (информация), подтверждающие ее статус фактического владельца дохода:

не представит запрошенные не позднее чем за девяносто дней до дня представления указанной налоговой декларации (расчета) документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода, налоговый агент не применяет льготу по доходу фактического владельца (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка) и представляет в налоговый орган вместе с такой налоговой декларацией (расчетом) документы (информацию), подтверждающие его обоснованное сомнение, и копию запроса;

не представит документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода (если запрос был направлен позднее срока, указанного в абзаце втором части первой настоящего пункта), налоговый агент применяет льготу по доходу фактического владельца (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка) и представляет в налоговый орган вместе с такой налоговой декларацией (расчетом) документы (информацию), подтверждающие его обоснованное сомнение, и копию запроса;

представит документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода, из которых следует, что права на льготу по доходу фактического владельца, предусмотренную соответствующим международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения:

отсутствуют у нее как у получателя дохода, однако представлены сведения о другой иностранной организации, являющейся фактическим владельцем дохода, то может быть применена льгота в размере, предусмотренном в отношении соответствующего вида дохода международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения с иностранным государством, в котором эта другая иностранная организация имеет постоянное местонахождение (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка). Положения настоящего абзаца применяются при условии представления в налоговый орган налоговым агентом вместе с налоговой декларацией:

подтверждения постоянного местонахождения в отношении этой другой иностранной организации;

заверенных иностранной организацией (получателем дохода, являющимся его фактическим владельцем) копий договорных и (или) иных имеющих юридическую силу документов, подтверждающих наличие между такими иностранными организациями обязательств в отношении такого дохода;

отсутствуют у нее и не представлены сведения о другой иностранной организации, являющейся фактическим владельцем дохода, налоговый агент перечисляет в бюджет налог на доходы без применения льготы по доходу фактического владельца (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка) и представляет в налоговый орган вместе с такой налоговой декларацией (расчетом) документы (информацию), подтверждающие его обоснованное сомнение, и представленные иностранной организацией документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода, на основании которых налоговым агентом был сделан вывод об отсутствии у иностранной организации права на льготу по доходу фактического владельца.

При представлении иностранной организацией документов (информации), подтверждающих ее статус фактического владельца дохода, после дня представления налоговой декларации (расчета), указанной в абзаце первом части первой настоящего пункта, возврат (зачет) налога на доходы производится налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в белорусских рублях после подачи налоговым агентом заявления о возврате (зачете) налога вместе с документами (информацией), подтверждающими статус фактического владельца дохода, представленными иностранной организацией, и подтверждением (если оно не было представлено ранее). Налоговый агент подает указанные документы, если из представленных на основании запроса документов следует, что у иностранной организации имеются фактические права на льготу по доходу фактического владельца.

5. Если иностранная организация не согласна с действиями налогового агента по удержанию налога на доход без применения льготы по доходу фактического владельца, она вправе обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента, представив заявление о возврате (зачете) налога на доходы, копии представленных налоговому агенту документов (информации), подтверждающих статус фактического владельца дохода, и, если не были представлены ранее, подтверждение и копию договора (или иного документа), в соответствии с которым начислялся (выплачивался) доход (платеж) иностранной организации.

Если представленные документы (информация) подтверждают статус фактического владельца дохода, налоговый орган:

в течение трех рабочих дней со дня направления иностранной организации ответа уведомляет налогового агента об этом, а также о необходимости представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы с изменениями и дополнениями в течение пяти рабочих дней со дня направления уведомления;

производит возврат (зачет) налога на доходы в общеустановленном порядке.

Для подтверждения обстоятельств, указанных в представленных иностранной организацией документах (информации), подтверждающих статус фактического владельца дохода, налоговый орган вправе направить запрос в налоговый и (или) иные компетентные органы иностранного государства.

1. Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация представляет в установленном порядке подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (далее в настоящей статье – подтверждение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Если условием (одним из условий) применения льготы по налогу на доход в соответствии с положениями международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения и (или) законодательством Республики Беларусь является получение дохода из источника в Республике Беларусь его фактическим владельцем (далее – льгота по доходу фактического владельца), у иностранной организации в дополнение к подтверждению могут быть запрошены документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи.

Подтверждение может представляться в налоговый орган как до уплаты налога на доходы, так и после этой уплаты. Подтверждение может быть представлено в виде электронного документа. В этом случае оно направляется в налоговый орган в качестве приложения к налоговой декларации (расчету) по налогу на доходы, если налоговый агент представляет такую налоговую декларацию (расчет) в электронном виде, либо к письму налогового агента, составленному в виде электронного документа.

Подтверждение представляется в налоговый орган ежегодно и действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано, если иное не установлено настоящей статьей.

Если компетентным органом иностранного государства указан период действия подтверждения, то оно применяется в течение указанного в нем периода.

В случае отсутствия в налоговом органе подтверждения, выданного на текущий календарный год, и при наличии такого документа, заверенного в четвертом квартале текущего календарного года, он применяется в качестве подтверждения на текущий календарный год либо на период, указанный в нем.

Подтверждение, выданное без указания периода его действия, может применяться:

на последующий календарный год, если оно заверено в четвертом квартале текущего года компетентным органом государства постоянного местонахождения иностранной организации и в налоговом органе имеется документ, являющийся подтверждением на текущий календарный год;

в течение текущего и двух последующих за годом его выдачи календарных лет, если в указанный период иностранная организация не изменила государство своего постоянного местонахождения, указанное в договоре, заключенном с налоговым агентом, предусматривающем выплату дохода, в отношении которого налоговым агентом в первый календарный год в установленном порядке были применены положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Для подтверждения обоснованности применения в последующие два календарных года подтверждения налоговый орган вправе запросить у налогового агента договор (его копию), а также документы (их копии), подтверждающие выплату дохода иностранной организации по реквизитам, указанным в договоре.

Для целей настоящей статьи текущим календарным годом является год, в котором выдано подтверждение.

При представлении в налоговый орган подтверждения до установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета), в которой подлежит отражению доход (платеж), в отношении которого международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены настоящей главой, в отношении такого дохода (платежа) налоговый агент не удерживает и не перечисляет в бюджет налог на доходы или удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы по пониженным ставкам, установленным таким международным договором Республики Беларусь.

Представление подтверждения в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента является основанием для неудержания налога на доходы или удержания налога на доходы по пониженным ставкам с учетом положений соответствующего международного договора Республики Беларусь, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи.

При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.

Зачет (возврат) ранее удержанного (уплаченного) налога на доходы, в отношении которого международными договорами Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены настоящей главой, осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента. Заявление о зачете (возврате) налога подается в установленных настоящим Кодексом случаях налоговым агентом с приложением к нему подтверждения, а также, если это будет определено письменным требованием налогового органа, копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход (платеж) иностранной организации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При начислении (выплате) доходов (платежей) иностранным организациям, постоянное местонахождение которых подтверждается сведениями международного справочника «The Bankers Almanac» (издательство Reed Business Information), международного каталога «BIC Directory» (издание S.W.I.F.T., Customer Operations Services, 1 Av., Adele, 1310 La Hulpe, Belgium), международного электронного каталога «Bankers World Online» (SWIFTRef) или международного справочника «Airline Coding Directory» (издание «International Air Transport Association», Montreal-Geneva), а также центральным (национальным) банкам иностранных государств, органам государственного управления и (или) местным органам власти этих государств подтверждение не представляется.

Если налогообложение иностранной организации осуществляется в государстве, в котором зарегистрирована иностранная организация, путем налогообложения доходов входящих в ее состав участников (далее в настоящем пункте – участники), то положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения применяются в части дохода каждого из участников, в отношении которых представлены подтверждения.

Сумма дохода участника (участников) должна быть подтверждена путем представления иностранной организацией самостоятельно, либо через участника, либо через налогового агента в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента следующих документов:

списка всех участников на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы, заверенного должностным лицом иностранной организации, либо графического образа такого списка, если список участников размещен на сайте компетентного органа иностранного государства или иностранной организации в сети Интернет;

заключения аудиторской организации (аудитора) либо налогового органа иностранного государства, подтверждающего на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы сумму дохода участника (участников).

Положения абзаца третьего части пятнадцатой настоящего пункта не применяются, если все участники иностранной организации, указанной в части четырнадцатой настоящего пункта, имеют постоянное местонахождение в одном государстве.

Положения части пятнадцатой настоящего пункта не применяются, если в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента иностранной организацией, участником или налоговым агентом представлена выписка из акта законодательства иностранного государства, согласно которому в состав иностранной организации могут входить только партнеры, имеющие постоянное местонахождение в государстве, в котором зарегистрирована иностранная организация.

2. Иностранная организация признается имеющей статус фактического владельца дохода, если она осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с получением из источников в Республике Беларусь дохода, в отношении которого она претендует на льготу по доходу фактического владельца, является непосредственным выгодоприобретателем такого дохода, вправе самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом по своему усмотрению. При определении статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода учитываются выполняемые ею в целях получения такого дохода функции, имеющиеся полномочия и принимаемые риски.

Для определения статуса фактического владельца дохода могут быть учтены дополнительные основания, в том числе при проведении взаимосогласительной процедуры Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь с налоговым органом иностранного государства в рамках международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Иностранная организация не рассматривается в качестве фактического владельца дохода, когда в целях его получения она осуществляет исключительно посреднические функции в интересах другого лица, не принимает на себя риски, или у нее отсутствует экономическая связь с получаемым доходом и (или) ее право пользоваться и (или) распоряжаться доходом ограничено договорными или иными обязательствами по выплате (передаче) дохода (в полном объеме или не менее 60 процентов от такого дохода) в установленные сроки (но не позднее двенадцати месяцев после получения выплаченного дохода) в пользу налогового резидента иностранного государства, который при непосредственном получении такого дохода не имел бы права на льготу по доходу фактического владельца согласно международному договору Республики Беларусь по вопросам налогообложения и (или) законодательству Республики Беларусь или имел бы право на применение менее благоприятных положений международного договора.

3. При возникновении у налогового агента, начисляющего (выплачивающего) иностранной организации доход, на основании имеющихся у него документов сомнения в том, что в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи, иностранная организация является фактическим владельцем дохода в целях получения льготы по доходу фактического владельца (далее – обоснованное сомнение), он вправе запросить у такой иностранной организации документы (информацию) для подтверждения ее статуса.

В качестве документов (информации), подтверждающих статус фактического владельца дохода, у иностранной организации могут быть запрошены:

документы (информация), подтверждающие наличие у нее неограниченного права пользоваться и (или) распоряжаться доходом, в отношении которого она претендует на льготу по доходу фактического владельца, отсутствие обязательств перед третьими лицами (местом налогового резидентства которых являются государство, с которым отсутствует международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, или государство, положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения с которым содержат менее льготные условия), ограничивающих ее права на пользование и (или) распоряжение таким доходом в целях осуществления предпринимательской деятельности;

документы (информация), подтверждающие осуществление иностранной организацией в государстве, налоговым резидентом которого она является, предпринимательской и (или) иной деятельности.

Иностранная организация помимо документов (информации), указанных в части второй настоящего пункта, вправе представить подтверждение налогового органа иностранного государства о том, что она является фактическим владельцем дохода, а также иные документы (информацию) в обоснование своего права на льготу по доходу фактического владельца, подтверждение в отношении иностранной организации, определенной абзацем пятым части первой пункта 4 настоящей статьи.

4. Если до установленного настоящим Кодексом срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы за налоговый период, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы, в отношении которого иностранная организация претендует на льготу по доходу фактического владельца, иностранная организация, у которой в связи с возникновением обоснованных сомнений запрошены документы (информация), подтверждающие ее статус фактического владельца дохода:

не представит запрошенные не позднее чем за девяносто дней до дня представления указанной налоговой декларации (расчета) документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода, налоговый агент не применяет льготу по доходу фактического владельца (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка) и представляет в налоговый орган вместе с такой налоговой декларацией (расчетом) документы (информацию), подтверждающие его обоснованное сомнение, и копию запроса;

не представит документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода (если запрос был направлен позднее срока, указанного в абзаце втором части первой настоящего пункта), налоговый агент применяет льготу по доходу фактического владельца (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка) и представляет в налоговый орган вместе с такой налоговой декларацией (расчетом) документы (информацию), подтверждающие его обоснованное сомнение, и копию запроса;

представит документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода, из которых следует, что права на льготу по доходу фактического владельца, предусмотренную соответствующим международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения:

отсутствуют у нее как у получателя дохода, однако представлены сведения о другой иностранной организации, являющейся фактическим владельцем дохода, то может быть применена льгота в размере, предусмотренном в отношении соответствующего вида дохода международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения с иностранным государством, в котором эта другая иностранная организация имеет постоянное местонахождение (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка). Положения настоящего абзаца применяются при условии представления в налоговый орган налоговым агентом вместе с налоговой декларацией:

подтверждения постоянного местонахождения в отношении этой другой иностранной организации;

заверенных иностранной организацией (получателем дохода, являющимся его фактическим владельцем) копий договорных и (или) иных имеющих юридическую силу документов, подтверждающих наличие между такими иностранными организациями обязательств в отношении такого дохода;

отсутствуют у нее и не представлены сведения о другой иностранной организации, являющейся фактическим владельцем дохода, налоговый агент перечисляет в бюджет налог на доходы без применения льготы по доходу фактического владельца (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка) и представляет в налоговый орган вместе с такой налоговой декларацией (расчетом) документы (информацию), подтверждающие его обоснованное сомнение, и представленные иностранной организацией документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода, на основании которых налоговым агентом был сделан вывод об отсутствии у иностранной организации права на льготу по доходу фактического владельца.

При представлении иностранной организацией документов (информации), подтверждающих ее статус фактического владельца дохода, после дня представления налоговой декларации (расчета), указанной в абзаце первом части первой настоящего пункта, возврат (зачет) налога на доходы производится налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в белорусских рублях после подачи налоговым агентом заявления о возврате (зачете) налога вместе с документами (информацией), подтверждающими статус фактического владельца дохода, представленными иностранной организацией, и подтверждением (если оно не было представлено ранее). Налоговый агент подает указанные документы, если из представленных на основании запроса документов следует, что у иностранной организации имеются фактические права на льготу по доходу фактического владельца.

5. Если иностранная организация не согласна с действиями налогового агента по удержанию налога на доход без применения льготы по доходу фактического владельца, она вправе обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента, представив заявление о возврате (зачете) налога на доходы, копии представленных налоговому агенту документов (информации), подтверждающих статус фактического владельца дохода, и, если не были представлены ранее, подтверждение и копию договора (или иного документа), в соответствии с которым начислялся (выплачивался) доход (платеж) иностранной организации.

Если представленные документы (информация) подтверждают статус фактического владельца дохода, налоговый орган:

в течение трех рабочих дней со дня направления иностранной организации ответа уведомляет налогового агента об этом, а также о необходимости представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы с изменениями и дополнениями в течение пяти рабочих дней со дня направления уведомления;

производит возврат (зачет) налога на доходы в общеустановленном порядке.

Для подтверждения обстоятельств, указанных в представленных иностранной организацией документах (информации), подтверждающих статус фактического владельца дохода, налоговый орган вправе направить запрос в налоговый и (или) иные компетентные органы иностранного государства.


СТАТЬЯ 194. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

1. Освобождаются от земельного налога:

1.1. исключен;

1.2. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия, за исключением земельных участков, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме земельных участков бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры;

1.3. опытные поля, используемые для научной деятельности;

1.4. земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования, железнодорожными и трамвайными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, железнодорожных и трамвайных путей общего пользования;

1.5. земельные участки, предоставленные государственным эксплуатационно-строительным организациям и занятые прибрежными полосами, которые являются природными территориями, подлежащими специальной охране;

1.6. земельные участки, переданные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период производства строительных и ремонтно-эксплуатационных работ;

1.7. земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета, земельные участки организаций, получающих субсидии из бюджета, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений, земельные участки организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, а также земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности;

1.8. земельные участки аэроклубов, содержащихся за счет средств бюджета, а также земельные участки, занятые аэродромами, посадочными площадками, аэропортами и объектами единой системы организации воздушного движения;

1.9. сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, земли других категорий земель, предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства, а также земли, на которых расположены захоронения радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

1.10. исключен;

1.11. исключен;

1.12. исключен;

1.13. исключен;

1.14. земельные участки организаций, занятые спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

1.15. земельные участки, предоставленные в пользование республиканским унитарным производственным предприятиям исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;

1.16. земельные участки, предоставленные в пользование учреждениям образования потребительской кооперации;

1.17. земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), – на период их строительства;

1.18. исключен;

1.19. исключен;

1.20. исключен;

1.21. земельные участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, земельные участки, занятые водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также земельные участки, предоставленные на период строительства (реконструкции) таких объектов основных средств;

1.22. земельные участки общественных объединений инвалидов (их унитарных предприятий и учреждений), занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства;

1.23. земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств физических лиц, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, указанных в подпунктах 1.24, 1.26, 1.27 настоящего пункта, а также приходящейся на пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных частью второй настоящего подпункта.

Земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, освобождаются от земельного налога в части площади земель, приходящейся на пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц, при условии отсутствия регистрации в жилых помещениях, принадлежащих пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы и другим нетрудоспособным физическим лицам (занимаемых ими) и расположенных в этих жилых домах, трудоспособных лиц.

Определение площади земельных участков, приходящейся на физических лиц, указанных в части первой настоящего подпункта, производится путем умножения:
общей площади земельного участка, на котором расположен жилой дом, на удельный вес площадей, принадлежащих таким физическим лицам, в общей площади всех жилых помещений этого жилого дома;
общей площади земельного участка на удельный вес площадей гаражей, машино-мест, принадлежащих таким физическим лицам, в общей площади всех гаражей, машино-мест;

1.24. земельные участки, предоставленные военнослужащим срочной военной службы, гражданам, проходящим альтернативную службу, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;

1.25. земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц.

Для целей настоящего подпункта регистрацией признается регистрация физических лиц по месту жительства в порядке, установленном законодательством.

Не учитываются (при наличии подтверждающих документов) в составе трудоспособных лиц физические лица:

  • постоянно проживающие в сельской местности и работающие в организациях (их структурных или обособленных подразделениях), расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, в производящих сельскохозяйственную продукцию филиалах или иных обособленных подразделениях организаций, приобретших в порядке, установленном законодательными актами в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса, права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, а также в организациях (их структурных или обособленных подразделениях) здравоохранения, культуры, учреждениях (их структурных или обособленных подразделениях) образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности;
  • временно не проживающие по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц военнослужащие срочной военной службы, граждане, проходящие альтернативную службу, и (или) лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Земельные участки, расположенные не по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц и предоставленные таким лицам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, освобождаются от земельного налога независимо от регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц.

Земельные участки, расположенные не по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц и предоставленные таким лицам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, освобождаются от земельного налога при отсутствии регистрации в жилом доме, принадлежащем указанным лицам и расположенном на таком земельном участке, трудоспособных лиц;

1.26. земельные участки, предоставленные физическим лицам:

  • эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года, переселившимся в сельские населенные пункты, в первые три года после принятия решения о предоставлении им земельных участков;
  • постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение;

1.27. земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей);

1.28. земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые торговыми объектами и объектами общественного питания, расположенные в сельской местности;

1.29. земельные участки, занятые жилыми поселками «SOS-Детская деревня» и детскими домами семейного типа;

1.30. исключен;

1.31. до 1 января 2020 года земельные участки научных организаций и научно-технологических парков.

1.32. исключен;

1.33. земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, - в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, - в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию.

Для целей настоящей главы под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, торговые объекты и объекты общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций;

1.34. исключен;

1.35. земельные участки, предоставленные коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, иным государственным организациям или организациям с долей государства в уставном фонде более 50 процентов для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов по государственному заказу;

1.36. земельные участки, предоставленные общественному объединению «Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь»;

1.37. земельные участки, изъятые из земель лесного фонда для расширения на высоту древесно-кустарниковой растительности просек воздушных линий электропередачи в каждую сторону от крайних проводов, по перечням, утвержденным государственным производственным объединением электроэнергетики «Белэнерго» по согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь;

1.38. земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов строительство объектов, включенных в государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и города Минска, – на период их строительства.

1.39. сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения;

1.40. земельные участки плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, являющихся республиканскими государственно-общественными объединениями, а также организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданными в виде юридических лиц.

1 1 . Расчет площади земельного участка (его части), освобождаемой от земельного налога, за земельный участок в части его площади, приходящейся на капитальные строения (здания, сооружения), их части, указанные в подпунктах 1.2, 1.4, 1.5, 1.8, 1.14, 1.21, 1.22, 1.28, 1.29, 1.33 пункта 1 настоящей статьи, производится организациями путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в части площади, приходящейся на которые земельный участок освобождается от земельного налога.

2. Освобождение от земельного налога, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на земельные участки:

2.1. предоставленные физическим лицам, если эти участки используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или заняты капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, машино-местами, предназначенными и (или) используемыми для осуществления предпринимательской деятельности;

2.2. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению;

2.3. занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, в том числе на части таких земельных участков.

3. Освобождение от земельного налога предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу исчисление и уплата земельного налога производятся начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты этого права. При этом месяцем, в котором утрачено право на льготу, является месяц, на который приходится последний день действия льготы.

4. В случае сдачи организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, исчисление и уплата земельного налога производятся пропорционально площади капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, переданных в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

Земельный налог исчисляется и уплачивается начиная с 1-го числа месяца сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест и заканчивая месяцем, в котором истекает срок аренды капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, иного возмездного или безвозмездного пользования ими.

Исчисление и уплата земельного налога в соответствии с частью первой настоящего пункта не производятся при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест:

  • бюджетным организациям;
  • организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
  • дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
  • специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;
  • научным организациям, научно-технологическим паркам, центрам трансфера технологий;
  • организациям культуры;
  • организациям, спортивные сооружения которых являются основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;
  • учреждениями образования потребительской кооперации – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования;
  • Национальным банком Республики Беларусь и его структурными подразделениями;
  • коллегиями адвокатов.

5. При передаче организацией в аренду земельных участков, освобожденных от земельного налога, исчисление и уплата земельного налога производятся исходя из площади земельных участков, переданных в аренду. Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площади земельных участков, переданных в аренду.

Земельный налог исчисляется и уплачивается с 1-го числа месяца, в котором земельные участки переданы в аренду, включая последнее число месяца, в котором истекает срок аренды этих земельных участков.

Читайте также: