Судебная практика по льготной пенсии для строителей

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

02 августа 2019 14:06

Интервью c заместителем управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области Е.А. Сапитон о досрочном пенсионном обеспечении работников строительных организаций, приуроченное ко Дню строителя.

Елена Андреевна, поясните, пожалуйста, каким категориям работников строительной отрасли экономики могут быть назначены досрочные пенсии?

Право на досрочную пенсию предоставляется работникам организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений, оборудования и других объектов. Это могут быть как организации, выполняющие полный цикл строительных работ, так и организации, имеющие узкую строительную специализацию.

Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, содержится в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

При каких условиях работникам строительных профессий может быть назначена досрочная пенсия?

Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, а мужчинам – по достижении 55 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 12 лет 6 месяцев на работах с тяжёлыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 и 25 лет.

При этом на основании части 6 статьи 30 указанного закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды такой работы, имевшие место после 01.01.2013 года засчитываются в стаж для назначения досрочной пенсии при условии начисления и уплаты организацией дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, а с 01.01.2014 года – при соответствии класса условий труда на рабочих местах таких работников вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

А если продолжительность стажа по Списку № 2 меньше, чем Вы указали, то такие лица не имеют право на досрочную пенсию?

Если указанные работники проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, то пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию, установленного на 31.12.2018 г., на 1 год за каждые 2 года такой работы женщинам и за каждые 2 года 6 месяцев – мужчинам.

Например, мужчина 10 лет отработал в строительно-монтажном управлении каменщиком в бригаде каменщиков. Досрочная пенсия ему будет назначена в возрасте 56 лет. А если женщина работала изолировщиком и имеет 8 лет льготного стажа, то ей досрочная пенсия может быть установлена в возрасте 51 года.

Елена Андреевна, к нам поступил вопрос от заявителя, который в 1991-1998 годах работал прорабом в отделе капитального строительства (ОКС) организации, в котором наряду со строительством новых зданий осуществлялись ремонтные работы и реконструкция зданий. Зачтётся ли указанная работа в стаж для назначения досрочной пенсии по Списку № 2?

Должность «производитель работ» («прораб») предусмотрена в пункте «б» раздела XXVII Списка № 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. В соответствии с указанным разделом в льготный стаж для досрочного назначения пенсии включается работа в качестве прораба, занятого как на строительстве зданий и сооружений, так и на реконструкции и ремонте зданий, сооружений и других объектов.

Не имеет значения, в какой организации выполнялись эти работы. В организациях могут быть строительные либо ремонтно-строительные цехи и участки, как самостоятельные, так и в составе отделов и управлений капитального строительства (ОКСов и УКСов), выполняющих работы по новому строительству, а также по ремонту зданий. Работникам таких подразделений в соответствующих должностях и профессиях, указанных в разделе XXVII Списка № 2, пенсия назначается досрочно независимо от того, какие работы они выполняют (новое строительство или ремонтные работы).

Исходя из этого, работа в качестве прораба ОКСа может быть зачтена в льготный стаж по Списку № 2 согласно записям в трудовой книжке или справке работодателя (или архивной организации), выданной на основании соответствующих документов за периоды работы заявителя, подтверждающих указанную работу.

Следует отметить, что периоды работы после даты регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, содержащими соответствующий код льготной работы, которые предоставляются работодателем.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2011 года город Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

судьи Синельниковой И.А.

с участием истца Шайсламова Ю.Ш.

представителей ответчика ФИО5, ФИО6

при секретаре Кулановой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайсламова Юрия Шарафгалиевича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края о признании незаконным отказа в назначении пенсии на льготных условиях,

Истец Шайсламов Ю.Ш. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края. Требует признать незаконным отказ в назначении досрочно трудовой пенсии, обязать назначить пенсию с 25 февраля 2011 года.

Требования мотивированы тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проработал на строительстве и ремонте зданий и сооружений в Госплемконзавод «Азинский». За период его работы наименование предприятия неоднократно изменялось. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал мастером-строителем, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прорабом. Он имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.27 п.1. п.п.2 Федерального закона «О трудовых пенсиях». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочно пенсии. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 23 мая 2011 года ему отказано в назначении пенсии. Причиной отказа является то, что профессия мастер-строитель не поименована списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, по спискам 1956 года не подтвержден факт работы на новом строительстве. Период работы в качестве прораба в стаж работы не зачтен по причине того, что не подтвержден факт работы на новом строительстве по 1956 года о строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектах, в соответствии с разделом 27 Списка 1991 года. Кроме того, причиной отказа в назначении пенсии и включении в льготный стаж вышеназванных периодов работы указывается то, что в архивном документах имеются приказы, что он в период работы переводился на работу по другим профессиям, в частности, плотником, мастером по ЖКХ, мастером по лесу.

Считает отказ в назначении пенсии незаконным. Профессия мастер, как и прораб входят в Список 1956 года, при этом, работая в указанных должностях, он занимался именно строительством новых объектов, они строили жилые дома а селе Тауш, Верхий Емаш, Таныпские ключи, , строили животноводческие фермы, детский сад в селе В Списке 1991 года имеется профессия мастер строительно-монтажных работ, мастер строитель это одно и то же. Считает, что у него имеется требуемый стаж 12.5 лет.

В судебном заседании истец Шайсламов Ю.Ш. поддержал исковые требования, и доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что он работал только мастером и прорабом, и на строительстве только новых объектов. Почему в архивных документах имеются приказы о переводе его на другие работы, он не может объяснить. Они строили жилые дома, объекты соцкультбыта в Конезаводе, в селе Работали полный рабочий день. На строительство выделялось в год 2 млн.рублей, необходимо было их осваивать. Просит обязать ответчика зачесть в льготный стаж периоды работы в должности мастера-строителя и прораба с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию со дня обращения.

Представитель ответчика ФИО5 иск не признала. Пояснила, что для назначения пенсии Шайсламову Ю.Ш. по ст.27 п.1 п.п2 федерального закона «о трудовых пенсиях в РФ» требуется стаж с вредными условиями труда 12 лет 6 месяцев. В действующем Списке №2 от 1991 года поименована должность «мастер строительных и монтажных работ» и «производитель работ». В ранее действующем Списке №2 1956 года поименованы мастера и прорабы, занятые на строительстве зданий и сооружений и прочем. При определении права на досочное назначение трудовой пенсии по старости работников за период занятости д. XXX января 1992 года может применяться Список от 1956 года и Список от 1991 года. Согласно трудовой книжки Шайсламова Ю.Ш. он был принят на должность мастера-строителя, затем переведен на должность прораба. Характер льготной работы не представляется возможным подтвердить, поскольку предприятие, на котором работал истец, в стадии ликвидации. Специалистами Управления пенсионного фонда была проведена проверка факта работы Шайсламова Ю.Ш. в архивном отделе администрации района. Были проверены личная карточка, приказы по личному составу, книги учета по заработной плате, лицевые счета. Из карточки установлено, что Шайсламов Ю.Ш. работал мастером-строителем, прорабом, плотником, мастером ЖКХ, старшим прорабом. В книгах приказов имеются приказы о переводе его плотником, прорабом, мастером ЖКХ. В лицевых счетах и приказах по личному составу имеются расхождения, касающиеся должностей, в которых истец работал. Управление пенсионного фонда не возражает, если суд зачтет в льготный стаж периоды работы мастером и прорабом, которые подтверждаются приказами, данными лицевых счетов, но в данном случае у Шайсламова Ю.Ш. отсутствует право на назначение пенсии со дня подачи заявления, так как ему требуется 10 лет 6 месяцев. Право на досрочное назначение пенсии у него возникает в возрасте 57 лет.

Представитель ответчика ФИО6 поддержала доводы представителя ФИО5

Свидетель ФИО7 в судебном заседании показал, что он работал прорабом в Конезаводе с 1977 года по 1985 год. Шайсламов работал мастером, занимались только новым строительством, строили дома.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показал, что он работал мастером строительно-монтажных работ к Конезаводе Азинский. Шайсламов Ю.Ш. также работал мастером на строительстве, строили новые объекты.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании показал, что он работал мастером строителем в конезаводе. Шайсламов Ю.Ш. работал мастером строителем и прорабом, строили дома.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению в части, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.27 п.1 п.п.2 федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона на один год за каждые 2 года 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 2 данной нормы списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции РФ. В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что 25 февраля 2011 года Шайсламов Ю.Ш. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе с заявлением о назначении пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п.2 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В подтверждение стажа работы с тяжелыми условиями труда представлены трудовая книжка, справки.

В назначении пенсии Шайсламову Ю.Ш. отказано в виду отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. При этом в специальный стаж не зачтены периоды работы в качестве мастера-строителя и прораба, внесенные в трудовую книжку, как несоответствующие сведениям, отраженным в первичной документации, и что однозначно определить какой период времени в какой профессии Шайсламов Ю.Ш. работал не представляется возможным.

Согласно Списка №2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту ( по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года №10 в разделе ХХУП. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов поименованы мастер строительных и монтажных работ.

По ранее действующему Списку №2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались мастера и прорабы, занятые на строительстве зданий и сооружений и прочем. Согласно Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003 года №239 при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работников за период занятости д. XXX января 1992 году может применяться ранее действующий Список( 1956 года), и действующий Список (1991 года).

В соответствии со ст.55 ГК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей и т.д.

Из трудовой книжки Шайсламова Ю.Ш. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он он был принят на работу в Азинский 105 конезавод мастером-строителем, ДД.ММ.ГГГГ переведен прорабом. ДД.ММ.ГГГГ уволен.

Из акта проверки факта льготной работы Шайсламова Ю.Ш. следует, что в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал ни только в должности мастера-строителя, прораба, но и в должности старшего прораба, плотника, мастера ЖКХ, которые не поименованы ни в Списке 1956 года, ни в Списке 1991 года. Факт работы истца в других должностях подтвержден лицевыми счетами, приказами по личному составу, которые были проверены, и данные документы были исследованы в судебном заседании.

Исследовав в судебном заседании представленные в суд лицевые счета, приказы по личному составу, Суд считает возможным зачесть в льготный стаж Шайсламову Ю.Ш. периоды работы в Конезаводе Азинский прорабом и мастером-строителем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера-строителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности прораба; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастера-строителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прорабом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности прораба; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности мастера; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера.

Факт работы на новом строительстве подтвержден исследованными в судебном заседании решениями об утверждении актов приемки законченных строительством объектов за период с 1983 года по 1989 год, показаниями свидетелей ФИО7, ФИО9, ФИО8

С учетом зачета в льготный перечисленных выше периодов работы, у истца Шайсламова Ю.Ш. отсутствует право на назначение пенсии на день обращения с заявлением о назначении пенсии, также это право отсутствует на день рассмотрения дела.

В связи с имеющимся стажем, право на досрочное назначение пенсии у истца возникает в возрасте 57 лет.

В судебном заседании установлено, что ответчиком законно и обоснованно было отказано в назначении досрочно пенсии со дня обращения с заявлением.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Иск Шайсламова Юрия Шарафгалиевича удовлетворить частично.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края включить в льготный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии в соответствии со ст.27 п.1 п.п.2 федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Шайсламову Юрию Шарафгалиевичу следующие периоды работы в Госплемконзаводе «Азинский»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера-строителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности прораба; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мастера-строителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прорабом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности прораба; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности мастера; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера.

В иске о признании незаконным отказа Управления пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края в назначении пенсии и возложении обязанности назначить пенсию с 25 февраля 2011 года отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 11 августа 2015 г. N АКПИ15-688

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению З. о признании недействующим в части пункта 3 раздела XXVIII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10,

постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 утверждены списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 2). Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных актов по пенсионному обеспечению", 1992 г.

Пунктом 3 раздела XXVIII ("Транспорт") Списка N 2 в категорию производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, включены плавающий состав морского и речного флота (позиция 23003010): машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения).

З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3 раздела XXVIII Списка N 2 в части слов "служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта", ссылаясь на то, что предоставление права на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях исключительно машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, нарушает его право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения пенсионного возраста на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ). По мнению заявителя, в течение 7 лет 8 месяцев и 3 дней он выполнял работы в составе машинной команды судов транспортного флота, которая отличалась более вредными и тяжелыми условиями труда, чем работа машинной команды, указанной в оспариваемой норме, поэтому введенное ограничение по типам судов является незаконным и не соответствующим подпунктам 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, а также пунктам 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).

В судебном заседании З. и его представитель М. требование поддержали.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, представляющего интересы Правительства Российской Федерации на основании распоряжения от 15 июня 2015 г. ОГ-П12-3890, С.М. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что оспариваемое нормативное положение не противоречит законодательству Российской Федерации и прав и свобод заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, возражения представителя заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Советом Министров РСФСР с 1 января 1992 г. было распространено действие на территории РСФСР утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 и от 9 августа 1991 г. N 591.

Впоследствии их действие было подтверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом N 400-ФЗ, в части 1 статьи 8 которой закреплено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с частью 3 статьи 36 названного федерального закона с указанной даты не применяется Федеральный закон N 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, устанавливающей основания сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление), которым в числе прочего утвержден порядок применения Списка N 2 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 упомянутого федерального закона.

Постановление опубликовано 24 июля 2014 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" http://www.pravo.gov.ru, 28 июля 2014 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 30 (часть II), ст. 4306.

Таким образом, Список N 2 утвержден и введен в действие Правительством Российской Федерации в установленном законом порядке и в пределах предоставленных ему полномочий.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 9 приведенной нормы в таком же порядке предусмотрено назначение страховой пенсии досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список N 2, а также Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (подпункт "б" пункта 1 Постановления).

Недостаточность специального стажа для назначения заявителю страховой пенсии досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, а до 1 января 2015 г. - подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, не указывает на несоответствие оспариваемого нормативного положения Списка N 2 требованиям актов федерального законодательства большей юридической силы.

Требование заявителя об исключении из пункта 3 раздела XXVIII Списка N 2 слов, касающихся типов судов, с целью расширения круга лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию на льготных условиях на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ (до 1 января 2015 г. - подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), фактически касается вопросов целесообразности существующего правового регулирования.

Вместе с тем, проверяя полномочия органа (должностного лица), суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Федеральный закон N 400-ФЗ, определяя основания сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии, вопреки доводам заявителя не содержит норм, которым противоречит пункт 3 раздела XXVIII Списка N 2. Иного нормативного правового акта большей юридической силы, которому оспариваемое нормативное положение не соответствует, также не имеется.

Положения подпунктов 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ не применяются с 1 января 2015 г., поэтому доводы заявителя о несоответствии им оспариваемого предписания являются несостоятельными.

Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом того, что оспариваемое нормативное положение не противоречит законодательству Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов граждан не нарушает, заявление З. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 193 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления З. о признании недействующим в части пункта 3 раздела XXVIII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Работа, требующая огромную ресурсозатратность и производимая в сложных трудовых условиях, имеет свои привилегии. Например, мастера строительных работ выходят на пенсию раньше остальных и получают особые льготы.

Положена ли льготная пенсия мастерам строительных работ и прорабам

Бесплатно по России

Существует специальный перечень, где указаны должности тех производителей работы в строительстве, которым положены льготы раньше срока.

К особому списку относятся обычные рабочие, а также люди, осуществляющие профессиональную деятельность в следующих сферах:

  1. камнетесы;
  2. битумщики;
  3. асфальтоукладчики;
  4. пескоструйщики;
  5. изолировщики;
  6. кровельщики;
  7. электромонтеры;
  8. камнетесы.
  9. монтажник стальных и железобетонных конструкций

Некоторая профессиональная деятельность должна протекать в определенных условиях: Кровельщики должны осуществлять свои рабочие процессы по рулонным кровлям или кровлям штучных материалов, с использованием грунта и мастики. Изолировщики должны работать на термо или гидроизоляции.

Электромонтеры должны производить монтаж воздушных линий электропередачи, рабочий процесс должен осуществляться на высоте более 5 м при напряжении свыше 35 кВ.

Это далеко не весь перечень,также могут рассчитывать на досрочный выход на пенсию прорабы, мастера строительных работ, эксперты и руководящий персонал. Отдельной категорией представлены профессии, которые напрямую связаны с подземельной работой, а именно со строительством и реконструкцией метрополитенов.

Если речь идет о мастерах, то поощрительные выплаты смогут получить только те, у кого в трудовой книжке в разделе должность указано «мастер строительных и монтажных работ». Если кадровик в свое время отметил должность «мастер», то необходимо получить справку, где подтверждена нужна должность.

Для зачета стажа кадровик должен прописывать в трудовой книжке монтажную или строительную сферу деятельности. Если у трудящегося было указано, что он работал просто мастером, тогда представители фонда должны оформить справку, полагаясь на собранный пакет документов. Это необходимо для подтверждения наличия трудовой деятельности за определенный срок.

Не существует разницы, в какой организации осуществлялась трудовая деятельность. Главное, чтобы это было предприятие, которое производит весь перечень строительных работ. И если название организации не отражает вид ее деятельности, то можно ознакомиться с уставными актами, где указано предназначение организации.

Если работник удостоился звания почетного строителя Российской Федерации, то это не значит, что он будет получать льготы к положенным выплатам. Финальное решение не зависит не от каких регалий, если это не прописано на законодательном уровне РФ. Но заслуженный строитель имеет возможность получить звание Ветерана труда, а Ветераны, в свою очередь, имеют ряд преимуществ и льгот, которые предоставляются государством или регионами.

Какими законами регулируется досрочный выход на пенсию у строителей

Завершение трудовой деятельности мужчин и женщин, осуществляющих свою работу в предприятиях, занимающихся строительством, определяется Федеральным Законом «О трудовых пенсиях РФ» No 21, ст. 1 от 17.12.2001.

Порядок выдачи выплат профессиональным строителям регулируется правительственным законом No 10 от 26.01.1991.

В нем говорится о том, что сотрудники предприятий, где производятся строительные работы, перестройки, реконструкция или реставрирование помещений и прочих сооружений, могут выйти на пенсию раньше общеустановленного срока для всех граждан Российской Федерации.

В 2019 году Государственная Дума Российской Федерации приняла законопроект о пенсионных преобразованиях, но нововведения никак не коснулись данной категории лиц. Повышение возраста для работников строительной сферы не установлено.

Во сколько лет выходят на пенсию прорабы

Мастера монтажно-строительных работ могут оформить льготные отчисления за 5 лет до наступления официального общеустановленного возраста. Женщины могут завершить рабочую деятельность в 50 лет, а мужчины — в 55.

Важным принципом при оформлении досрочных льготных пенсионных выплат является общий трудовой стаж, срок которого должен быть не меньше, чем 20-25 лет. Не считается отработанным временем больничный, трудовой отпуск или отпуск, взятый за счет трудящегося.

Выходит, если трудящийся отработал в строительной сфере всю свою жизнь, то он имеет полное право завершить рабочую деятельность, отработав лишь половину от полного срока, учитывая страховой стаж. То есть, женщина может проработать 10 лет, а мастер-мужчина 12,5.

При неполной отработке стажа, но не меньше 50%, льготные выплаты будут выданы с сокращением общепринятого пенсионного возраста на год за каждые полные 2,5 года работы для мужского населения и за каждые полные 2 года работы для женского.

Если трудящийся в строительно-монтажной сфере осуществлял работу за пределами России, включение в трудовой стаж отработанных лет производится в тех случая, которые предусмотрены законодательством или международными договорами РФ. Также стаж может засчитываться, если своевременно были внесены выплаты в Пенсионный фонд РФ.

Трудовая деятельность, осуществляемая за границей, должна быть официально занесена в трудовую книжку. Если отработанное время не засчитывается в стаж, то на это должен быть обоснованный официальный отказ от ПФ России. На основании отказа, можно подать иск или обжаловать отказ в суде, чтобы отработанное время все-таки было включено в общий трудовой стаж.

Как оформить льготную пенсию

Для оформления льгот, желающему завершить работу, нужно будет обратиться к кадровику организации, где он все это время работал. У кадровика необходимо запросить информацию о дате проведения крайней особой оценки условий труда.

Если вдруг аттестация не была произведена, то нужно узнать о той, что проводилась крайний раз. Срок действия оценки трудовых условий действует в течение 5 лет. Получив результаты, необходимо совершить обращение в отделение Пенсионного Фонда, которое находится ближе всего к месту жительства.

Существует несколько вариантов обращения в ПФ:

  • Зайти на официальный веб-сайт Пенсионного Фонда России и зайти в личный кабинет. Если не получается, то нужно проверить, была ли до этого совершена регистрация на портале госуслуг. Если регистрации не было, то стоит ее совершить.
  • В банке, где открыт расчетный счет, необходимо отправить заявление.
  • Совершить обращение в филиал Пенсионного Фонда России, чтобы получить письменный ответ.
  • Заявки рассматриваются не дольше 10 дней.

Досрочные пенсионные выплаты будут выданы трудящимся, которые осуществляют работу не только на новом строительстве, но и на реконструируемых и реставрационных объектах и других зданий.

Какие документы нужно предъявить для подтверждения льготного стажа

Чтобы оформить льготную пенсию, трудящийся обязан предоставить Пенсионному Фонду следующий пакет документов:

  1. Заявление об оформлении досрочной пенсии.
  2. Документ, удостоверяющий личность и его ксерокопия.
  3. Трудовая книжка, где указан общий стаж и время, отработанное в сфере строительства, с ксерокопией всех листов.
  4. Пенсионное страховое свидетельство.
  5. Военный билет (только для мужчин).
  6. Для оформления пенсии раньше положенного срока, нужно предъявить уточняющую справку льготных выплат для мастеров строителей.

Каждый трудящийся в строительной организации, осуществляющий свою деятельность в тяжких условиях, имеют абсолютное право на получение льготной пенсии. И чтобы ее получить, необходимо собрать пакет документов, отправить запрос и дожидаться ответа. Выдача льготных выплат совершается в рамках закона, поэтому, если все условия при подаче заявления были соблюдены, то трудящийся получить льготную пенсию на 100%.

До пенсии мало просто дожить, ее еще выбивать приходится. Приходится доказывать, собирать бумажки и судиться.

Об одном из таких судебных процессов и хочу рассказать.

Знакомьтесь, Василий Иванович. Всю сознательную жизнь проработал сварщиком.

Как в 15 лет его со сварочным аппаратом познакомили, так и варил, резал, потом снова варил.

Вредные условия труда дают право на досрочную льготную пенсию.

Вот Василий Иванович посчитал свои годы, свой стаж, собрал документы и подал заявление в Пенсионный фонд. С его вредным стажем он мог бы еще на полгода раньше получить свою пенсию, если бы раньше узнал об этих льготах.

Подал заявление и стал ждать назначения пенсии.

Прошел один месяц, за ним второй, на третий месяц Василию Ивановичу пришел ответ из ПФР:

"Права на досрочную льготную пенсию нет. В назначении пенсии отказано. Ждите 60 лет"

Пенсионный фонд не нашел подтверждения тому, что Василий Иванович работал сварщиком во вредных условиях, хотя Для назначения досрочной льготной пенсии электрогазосварщику не так уж много нужно:

- собственно, проработать электрогазосварщиком (этот факт должна подтверждать соответствующая запись в трудовой книжке) не менее 12,5 лет для мужчин и общий стаж иметь от 25 лет;

- коды наименования профессии и должности электрогазосварщика должны совпадать с соответствующим Списком 2.

Есть еще определенные требования к работодателю: направлять соответствующие сведения в Пенсионный фонд, производить отчисления, провести специальную оценку условий труда.

Так вот, в трудовой книжке записи есть. Стажа с избытком, как общего так и льготного. Проблема в том, что сварщиком Василий Иванович работал еще в те времена, когда не существовало Пенсионного фонда РФ, СНИЛСов, современных правил назначения пенсий. Даже Российской Федерации тогда еще и в помине не было.

Так что же теперь без пенсии остаться? Ну, уж нет.

Понятно, что нужно судиться.

Когда я готовил исковое заявление в суд, мне казалось, что проблем быть не должно. Документы собрали, иск подготовили, даже в архивах получили справки о том, что организаций, в которых он работал в советские годы, давно не существует.

Честно говоря, дело это не должно было бы представлять никакой сложности, если бы судья и представитель Пенсионного фонда не примерили на себя роли сторожевых псов, ревностно охраняющих священный грааль. Будто бы Василий Иванович не свою пенсию просил, а их личные деньги пытался отобрать.

В общем, мы обратились в суд с требованием включить в льготный стаж период работы с 1982 по 1998 годы.

Юрист Пенсионного фонда наотрез отказался признавать требования.

Страховой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее — Закон 27-ФЗ) устанавливается на основании документов, выданных соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (п. 1 ст. 13 Закона 173-ФЗ).

Страховой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 2 ст. 13 Закона 173-ФЗ).

При назначении пенсии по старости на льготных условиях, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона 173-ФЗ, Пенсионный фонд РФ руководствуется Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а за периоды работы до 01.01.1992 года также Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.

Основным документом, подтверждающим страховой стаж, в том числе стаж с тяжелыми или вредными условиями труда, является трудовая книжка. В случае, когда записей в трудовой книжке недостаточно для подтверждения стажа на соответствующих видах работ, представляются справки, уточняющие характер работ. Такие справки могут быть выданы организациями, их правопреемниками или архивными органами и должны иметь основания.

Таким образом, требовалось доказать, что Василий Иванович в эти годы работал газосварщиком и электросварщиком ручной сварки полный день. По ходу дела ПФР еще заявил, что в стаж работы не засчитываются периоды отпусков без сохранения заработной платы.

Главная сложность заключалась в том, что доказывать все обстоятельства необходимо документами: справками, выписками, приказами и так далее. А в архивах практически не сохранились документы за тот период.

Разыскали свидетелей

Бывшие коллеги Василия Ивановича в суде рассказали, как работали с ним в разные годы, подтвердили, что он работал газосварщиком, электросварщиком ручной сварки.

Но Пленум Верховного суда РФ в свое время дал разъяснение в п. 15 Постановления от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», что в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания . Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.). При этом обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу п. 1 ст. 56 ГПК РФ возлагается на сторону, которая ссылается на них как на основания своих требований и возражений .

В общем, свидетельских показаний было не достаточно. Общий стаж работы они подтвердили, факт работы в тех организациях, но льготный стаж нужно подтверждать бумажками.

Пришлось в архивах искать документы

Как я уже говорил, непосредственно приказов и кадровых документов, которые бы прямо указывали на льготный стаж, не сохранилось. Архивы охотно выдавали суду справки о том, что сведения были утрачены.

Но свидетели натолкнули нас на некоторые мысли.

Во-первых, удалось найти ведомости по молоку, которое давали работникам "за вредность". В те годы работникам, занятым на работах с вредными условиями труда не только молоко выдавали. Нашлись еще графики отпусков, где у Василия Ивановича было на несколько дней больше отпуск по причине вредных условий.

Потом нашлись несколько грамот и приказов о премировании как лучшего электро- и газосварщика.

Нашлись даже результаты проверки, когда отделу кадров замечание вынесли за то, что они неправильно в трудовых книжках название должности указывали. С этим определенные трудности были связаны, ведь в том злосчастном Списке №2 нет "электрогазосварщиков", а в трудовых книжка именно так и было записано.

Конечно, после такой проверки кадровики никаких изменений в трудовые книжки не внесли, но эти документы подтверждали, что фактически Василий Иванович работал газосварщиком и электросварщиком. А за халатность отдела кадров работник отвечать не должен, ведь он даже не мог видеть и контролировать правильность оформления трудовой книжки и кадровых документов.

Но была еще одна проблемка - автомат или ручная сварка

Электросварщик ручной сварки - это само по себе вредная работа, которая в Списке №2. Электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах считаются льготниками, если заняты сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах.

Тут как нельзя кстати пришлись инвентаризационные ведомости. Свидетели говорили, что у них не было автоматов и полуавтоматов, только ручная сварка. В ведомостях, действительно, не нашлось автоматических и полуавтоматических сварочных машин.

Такое доказательство от обратного получилось - не было автоматов и полуавтоматов, потому и сварщики не могли на них работать. Были только газосварочные и электросварочные аппараты ручной сварки.

Полный рабочий день, отпуск без з/п и история КПСС

Вот этот момент я особенно надолго запомнил.

В зале суда мы разбирали табели рабочего времени из 80-х годов. Когда количество отработанных дней и часов оказывалось меньше положенных, приходилось смотреть по календарю, искать праздничные и выходные дни, которые пришлись на это время.

Доходило до абсурда, ведь несколько раз сокращенный день оказывался по причине какого-нибудь очередного Пленума ЦК КПСС. Так что можно сказать, что в этом судебном процессе мне пришлось изучить историю КПСС, хорошо хоть не всю, а только последние 10 лет.

Отпусков без сохранения заработной платы не нашлось. Хотя были два периода, когда по одному месяцу Василий Иванович по документам не работал и зарплату не получал. Эти периоды были связаны с переводами из одной организации в другую.

Нет, это были не совсем переводы. Лет 10 он проработал в одной организации, которая за это время несколько раз сменила свое название. Как раз смена названия и занимала этот месяц.

Стаж после 1998 года

Пару лет после 1998 года Василий Иванович работал индивидуальным предпринимателем, или частным предпринимателем (по-моему это тогда ЧП называлось). В льготный стаж этот период не входил.

Собственно, с 1997 года начали вводить персонифицированный учет. Теперь пенсия стала зависеть от отчетности, которую в Пенсионный фонд направляет работодатель.

С 2001 по 2012 годы Василий Иванович поработал сварщиком еще в четырех компаниях, но сведения о вредных условиях его труда в ПФР подавала только одна компания.

Еще по одной фирме Пенсионный фонд проводил проверку, привлек ее к ответственности за непредоставление сведений об условиях труда работников. В этом случае материалы проверки подтверждали, что Василий Иванович за этот период так же имеет льготный стаж. Да, по отчетам и отчислениям работодателя он как будто работал не сварщиком, а обычным разнорабочим, но по факту он работал сварщиком с вредными условиями труда. А за безответственного работодателя, который уклонялся от дополнительных взносов, он отвечать не должен.

Мы выиграли спор

В итоге полугодового судебного разбирательства суд наши требования удовлетворил, признал льготные периоды работы, обязал Пенсионный фонд назначить пенсию с даты обращения в ПФР.

Немного обидно было, что судебные расходы с Пенсионного фонда не взыскали. Нет, сумма там была небольшая - изначально это дело обещало быть не сложным, поэтому за свои услуги я тысяч 5 или 7 попросил.

Тут скорее дело принципа: органы власти во многом так безответственно нарушают права граждан именно по причине того, что суды их всячески выгораживают. Мне кажется, дело обстояло иначе, если бы за проигранные судебные споры представителям власти приходилось бы платить из своих зарплат. Тогда бы они более ответственно к своим обязанностям относились бы.

Но Василий Иванович тогда решил, что лучше поскорее получить пенсию, чем обжаловать решение. Мне оставалось только подчиниться его решению: представителю ПФР я пригрозил судебными расходами, которые мы будем взыскивать, если они будут это решение обжаловать и медлить с его исполнением.

В общем, решение не обжаловали, и через месяц Василий Иванович уже оформил свою льготную пенсию.

Вместо заключения

После этого судебного спора я было решил никогда не браться за споры по поводу назначения пенсии. Но трудно отказать, когда перед тобой интересное дело.

Были потом еще споры с ПФР, где приходилось доказывать, что Крайний Север - это Крайний Север, а учитель - это учитель. Но это уже совсем другие истории, о которых обязательно расскажу, вот только архив свой переберу.

Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru

Подписывайтесь на нас в Телеграме , чтобы получать уведомления о новых заметках

Читайте также: