Возмещение льготных пенсий в украине

В штате компании имеются работники, за которых она должна возмещать Пенсионному фонду Украины льготные пенсии. При пребывании на НП(С)БУ предприятие такие выплаты просто списывало на затраты. С 01.01.2018 компания вынуждена была перейти на МСФО. Изменится ли подход к отражению таких выплат в бухгалтерском учете? И повлечет ли это за собой необходимость проведения налоговых корректировок по налогу на прибыль?

Для работников, которые работают или работали во вредных условиях труда, ст. 114 Закона № 1058 предусмотрена выплата пенсий по возрасту на льготных условиях. В частности, речь идет о работниках, которые работают или работали на предприятиях, производствах, роботах, по профессиям и на должностях с вредными условиями труда, предусмотренных т. н. Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением № 461.

Выплачивается и доставляется такая льготная пенсия, конечно, Пенсионным фондом. А вот обязанность по возмещению таких затрат за свой счет возлагается на предприятия и организации (кроме сельхозтоваропроизводителей на 4-й группе единого налога). Возмещение проводится вплоть до достижения работниками общеустановленного пенсионного возраста.

Если лицо имеет стаж, дающий право на назначение таких пенсий на нескольких предприятиях, расходы покрываются такими предприятиями пропорционально стажу работы. При этом для определения доли стаж работы на последнем предприятии учитывается в полном размере, а с предыдущих мест работы прибавляется стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных условиях (п. 6.2 Инструкции № 21-1).

Сумма, которую необходимо будет возместить в текущем году, рассчитывается Пенсионным фондом и направляется каждый год предприятиям до 20-го января текущего года и в течение месяца – относительно вновь назначенных (пересчитанных) пенсий (п. 6.4 Инструкции № 21-1). Компания, соответственно, ежемесячно до 25-го числа перечисляет Пенсионному фонду указанную в расчете месячную сумму фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий.

Возмещение льготных пенсий по своей природе является выплатами работникам. А потому в вопросе отражения таких выплат в финансовой отчетности следует руководствоваться профильным МСБУ 19 "Выплаты работникам".

Поскольку законодательно предприятия вынуждены возмещать льготные пенсии как для настоящих, так и для бывших работников и на предприятие приходится актуарный риск, то такую обязанность по возмещению следует рассматривать как программу с установленными выплатами.

Сразу отметим, что учет программ с установленными выплатами сложный, так как для оценки обязательств и расходов требуются актуарные предположения, а также существует вероятность актуарных прибылей и убытков (п. 55 МСБУ 19).

Актуарные прибыли и убытки – это изменения текущей стоимости обязательства по определенной выплате, возникающие вследствие (п. 8 МСБУ 19):

а) корректировки на основе приобретенного опыта (влияние разниц между предыдущими актуарными предположениями и тем, что фактически произошло);

б) влияния изменений актуарных предположений.

Итак, если в компании работники заняты на должностях, определенных Списками № 1 или № 2, то уже сегодня (при наличии у них соответствующего стажа) или в будущем (при достижении стажа) предприятию придется возмещать затраты Пенсионного фонда на выплату и доставку льготных пенсий таким лицам. То есть, работая на должностях, дающих право в будущем получать такую льготную пенсию, работники "зарабатывают" на нее уже сейчас.

Это означает, что у предприятия при приеме на такую "вредную" должность работников уже возникает обязательство фактически выплачивать им в будущем льготную пенсию. При расчете такого обязательства необходимо учесть:

1) вероятность достижения работником необходимого стажа и т. п.;

2) обязательства следует оценивать на дисконтированной основе, так как они могут быть погашены через много лет после предоставления соответствующих услуг работниками;

3) оценить возможную сумму расходов, которые понесет предприятие в будущем (с учетом возможных изменений размеров пенсии и т. п.).

Как видим, для многих компаний расчет таких будущих расходов, которые необходимо "зарезервировать" на будущее, может оказаться довольно сложным. Поэтому МСБУ 19 поощряет, но не требует привлечение хозсубъектами квалифицированного актуария для оценки всех существенных обязательств. Впрочем, несмотря на отсутствие требования по привлечению актуария, при наличии большого количества "вредных" должностей без такой независимой оценки просто не обойтись. Тем более что отчет актуария будет надлежащим подтверждением корректности рассчитанной суммы обязательств как для аудиторов, так и для налоговых органов.

Поскольку речь идет о резервировании расходов на возмещение льготных пенсий (а они, как правило, учитываются по кредиту счета 47 "Обеспечение будущих расходов и платежей"), то в части налогового-прибыльного учета возникает вопрос относительно применения корректирующих разниц по п. 139.1 НКУ. Данная норма, в частности, требует увеличения финрезультата до налогообложения на сумму расходов на создание обеспечений (резервов) для возмещения последующих (будущих) расходов согласно НП(С)БУ или МСФО. Соответствующая сумма отражается в строке 2.1.1 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль.

В свою очередь, прибыльщики могут уменьшить финрезультат до налогообложения на сумму корректировки (уменьшения) такого обеспечения (резерва), а также на сумму использования созданных обеспечений (резервов) расходов. Для отражения таких разниц в приложении РІ предусмотрены строки 2.2.1 и 2.2.1.1.

Однако для созданного обеспечения на выплату льготных пенсий такие разницы из п. 139.1 НКУ действовать не должны, ведь они не распространяются на обеспечение (резерв) расходов на оплату отпусков работникам, прочих выплат, связанных с оплатой труда, и расходов на уплату единого социального взноса, начисляемого на такие выплаты.

Вместе с тем расходы предприятий на покрытие расходов Пенсионного фонда Украины на выплату и доставку льготных пенсий п. 3.11 Инструкции № 5 относит к прочим выплатам, не относящимся к фонду оплаты труда. Хотя с точки зрения бухгалтерской природы таких расходов – это выплаты работникам. Налоговые органы, учитывая такую неоднозначность, дают добро на неприменение корректирующих разниц по п. 139.1 НКУ. Такой вывод делаем, в частности, исходя из ИНК ГФСУ от 17.01.2019 г. № 195/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ИНК ОКПН от 04.01.2019 г. № 49/ІПК/28-10-27-01-11, ИНК ГФСУ от 04.04.2018 г. № 1371/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и др.

Такое освобождение от корректировок не означает, что предприятие не должно позаботиться о надлежащей первичной документации. То есть, поскольку речь идет о довольно непростых расчетах, целесообразно будет сумму созданного обеспечения и отраженных расходов подтвердить отчетом актуария и другими документами с соответствующими расчетами.

5. Положение № 148 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2017 г. № 148.

6. Инструкция № 5 – Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5.

7. Инструкция № 21-1 – Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением Правления Пенсионного Фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

С 2015 по 2018 годы в Украине были серьезно пересмотрены социальные стандарты. Это привело к тому, что некоторые существующие льготные категории граждан получили дополнительные бонусы от государства. А также, к появлению новых бенефициаров.

Помимо расширения категорий были пересмотрены и размеры льгот, а также их натуральное выражение. В результате, многие граждане даже не в курсе, что могут получить скидку на коммунальные или им положены денежные выплаты. Разберемся в этом вопросе и узнаем о всех новинках.

Льготы инвалидам


Кому положены

Законом предусмотрено 5 категорий граждан, которые могут претендовать на льготы по инвалидности:

  • инвалиды 1 группы А;
  • инвалиды 1 группы Б;
  • инвалиды 2 группы;
  • инвалиды 3 группы;
  • дети-инвалиды.

С марта 2018 года вступили в силу поправки, согласно которым инвалидам первой группы больше не нужно проходить ежегодную комиссию МСЭ. Статус присваивается пожизненно. То же касается и детей инвалидов.

Для остальных категорий граждан потребуется регулярное подтверждение того, что их состояние здоровья не улучшилось.

Виды льгот

В зависимости от группы инвалидности государством предусмотрены различные варианты социальной помощи. Наименьший пакет льгот у инвалидов третьей группы. Также следует отметить, что лица с более высокой степенью наследуют все льготы предыдущей.

Рассмотрим, какие привилегии предусмотрены для инвалидов в 2019 году:

1 группа 2 группа 1 группа
При амбулаторном лечении бесплатные лекарства по рецепту врача, если размер пенсии не превышает минималку Те же права Те же права
При амбулаторном лечении в любом случае 50% скидки на лекарства по рецепту врача Те же права Те же права
Льготы на приобретение очков, протезов, прочих специальных устройств Те же права Те же права
Бесплатные путевки на курорт, при наличии медицинского заключения Те же права Те же права
50% скидка на ЖД билеты, автобусы и речной транспорт с 1 октября по 15 мая, такая же скидка предусмотрена для 1 сопровождающего Те же права Те же права
Бесплатный проезд в городском транспорте, кроме метро, 1 сопровождающий также едет бесплатно Те же права Те же права
Право на первоочередное улучшение жилищных условий при наличии оснований Те же права Нет
Инвалиды по зрению могут бесплатно использовать радио трансляторы Те же права Нет

Следует отличать льготы от субсидий. Первые предполагают получение определенных скидок на услуги, вплоть до безоплатного получения. Вторые направлены на снижение финансовой нагрузки лиц, которые получают доход на уровне прожиточного минимума.

С 1 мая 2019 года принят закон, который временно ограничивает права лиц на социальную помощь от государства. Речь идет о том, что лица, имеющие льготы, теряют их при оформлении субсидии.

Быстрые деньги от государства. Положенные вам льготы, о которых вы даже не подозревали

Разберемся, что выгоднее, льготы или субсидия. Для этого подсчитаем какую сумму государство готово компенсировать. Делается это по следующей формуле:

  • среднемесячный доходы семьи/количество членов семьи/прожиточный минимум/2х15%;
  • полученное в процентах значение умножается на среднемесячный доход семьи, что и составляет сумму компенсации.

Рассмотрим конкретный пример:

  • состав семьи – 2 взрослых человека;
  • средний доход за месяц – 7800 грн.

Подставив значения в формулу, получим:

  • 7800/2/1853/2х15%=15,8%;
  • 7800х15,8= 1231,24 грн.

Учитывая, что средняя платежка за коммунальные составляет 1000-1500 грн., размера субсидии вполне хватит для погашения задолженности по коммунальным.

С другой стороны, субсидии начисляются только в пределах установленных государством норм, при их превышении доплату лица обязаны делать за собственные средства.

В указанном примере предполагается, что площадь квартиры не превышает 37 кв. м. (13,56 на человека+10 на семью), а потребление коммунальных услуг осталось в пределах:

  • 1.4171 Гкал тепла (37х0,0383);
  • 4 куб. метра газа;
  • 4 куб. метра холодной воды, 7,2 кум. метра при наличии центральной подачи горячей воды (по 2 и 3,6 куб. м. на 1 человека);
  • 7,2 куб. метра на водоотведение (3,6 куб. м. на 1 человека).

Касательно электроэнергии вопрос регулируется отдельными нормативно-правовыми актами. В среднем показатель не должен превышать 150 кВт на квартиру или 450 кВт, если используется электроотопление.

Претендовать на получение субсидии могут те, кто платит 15% и более процентов за коммунальные от суммы среднемесячного дохода на семью. Тема эта обширна и нельзя однозначно сказать, что выгоднее: субсидии или же льготы. При этом наличие прав на льготы значения не имеет.

Чтобы однозначно разобраться в вопросе, следует проконсультироваться со специалистом управления социальной защиты населения.

Что касается выплат, положенных инвалидам, ничего не поменялось. Речь все также идет о пенсии по инвалидности, которая к концу 2019 года составит 1638 грн. На такую сумму может претендовать только первая группа, для других установлены следующие показатели:

  • 2 группа – 1474,2 грн.
  • 3 группа – 819 грн.

По оплате счетов ЖКХ для инвалидов не предусмотрено льгот. Исключение составляют случаи, когда лицу присваивается первая группа инвалидности из-за участия в боевых действиях.

Государство предоставляет 100% скидку на оплату СДПТ, воды, газа и света, в пределах средних норм потребления (те же, что и для субсидий).

Как получить

Льготы полагаются сразу же после присвоения статуса инвалида. Чтобы его получить, необходимо выполнить следующие действия:

  • проконсультироваться с терапевтом районной поликлиники;
  • получить назначение на прохождение комиссии МСЭ;
  • предоставить комиссии копии паспорта, трудовой книжки, амбулаторной карты, заявление, характеристику с места работы или учебы, акт Н1, если инвалидность произошла вследствие производственной травмы;
  • получить справку об инвалидности.

На практике не редко бывают случаи, когда МСЭ признает человека инвалидом третьей группы вместо назначения второй. В случае несогласия с решением, его можно обжаловать в течение 1 месяца.

Со справкой и паспортом следует обратится в управление социальной защиты. После обработки данных ОСМД, ЖЭКам и поставщикам коммунальных услуг поступит информация о том, что лицо имеет льготу и начисления коммунальных должны происходить с ее учетом.

Льготы участникам боевых действий и участникам АТО


Кому положены

Согласно действующему законодательству к участникам боевых действий относятся военнослужащие, которые проходили срочную или контрактную службу в горячих точках и фактически принимали участие в вооруженных столкновениях.

Те же правила относятся и к участникам АТО. Для получения льгот обязательным условием является нахождение на линии фронта. Штабным работникам и прочим военнослужащим, которые не принимали фактического участия в конфликте льготы не положены.

Факт подтверждается выпиской из части, в которой служило лицо. В документе указываются годы службы, звание и характеристика.

Поскольку в 2014 году произошел конфликт, перевернувший историю современной Украины, появилось понятие «участник АТО». Фактически оно тождественно закрепленному в законодательстве термину УБД. Отличие в том, что расширен перечень лиц, которые могут претендовать на льготы.

К ним относятся:

  • военнослужащие регулярной армии;
  • служащие национальной гвардии;
  • участники добровольческих батальонов;
  • сотрудники СБУ и МВД.

Для этого необходимо подтвердить, что лицо находилось в АТО более 30 дней или принимало непосредственное участие в бою.

Виды льгот

Полный исчерпывающий перечень закреплен в Законе Украины «О статусе ветеранов войны»:

  • бесплатная юридическая помощь;
  • первоочередное обеспечение жильем в случае, если лицо имеет право на улучшение жилищных условий;
  • бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте;
  • 75% скидка на коммунальные платежи;
  • бесплатный проезд на самолете, корабле или поезде 1 раз в два года, или ежегодно со скидкой 50%;
  • бесплатные лекарства по рецепту лечащего врача;
  • бесплатные путевки в санаторий 1 раз в год.

Более подробно проконсультироваться по вопросам льгот можно в районном департаменте социальной политики и защиты населения.

Как получить

Процедура получения достаточно проста:

  • обратится в госдепартамент по делам ветеранов войны и участников АТО, запись по телефонам (044) 281-08-50, (044) 281-08-48);
  • предоставить паспорт, копии приказов о назначении, выписки из части;
  • дождаться решения комиссии и получить удостоверение.

При наличии необходимых документов процедура занимает не больше недели времени. Пользоваться льготами можно с момента получения удостоверения.

При этом, лицо обязано уведомить коммунальные службы об изменении своего правового статуса либо обратится в управление социальной защиты, чтобы специалисты конторы передали данные коммунальщикам.

Льготы детям войны


Кому положены

Закон Украины «О социальной защите детей войны» определяет, что к данной категории относятся все лица, которым к 09.05.1945 не исполнилось 18 лет. Не сложно подсчитать, что самому молодому представителю данной категории сейчас 74 года.

Впервые вопрос льгот для данной категории был рассмотрен в 2004 году и на тот момент принятые меры были актуальны. Пересмотр нормативно-правового акта последний раз проводился в 2018 году, но каких-либо серьезных изменений внесено не было.

Виды льгот

По закону детям войны положены следующие льготы:

  • преимущественное право на рабочее место при сокращении;
  • возможность использовать отпуск на свое усмотрение в удобное время года;
  • помощь в случае временной нетрудоспособности в размере 100% оклада;
  • право на получение земельного участка вне очереди;
  • скидка 25% на коммунальные;
  • бесплатное лечение в военных госпиталях.

Фактически, кроме двух последних пунктов у детей войны льгот нет. В 2019 году ситуация по вопросу также не будет пересматриваться.

Как получить

Согласно действующему законодательству статус положен по рождению. Чтобы подтвердить его документально, достаточно обратиться в районном департаменте социальной политики и защиты населения.

Помимо оформления необходимых бумаг, есть возможность получить консультацию и узнать, как использовать льготы на практике. Поскольку к ним законом предусмотрены определенные оговорки.

Льготы чернобыльцам


Кому положены

Помимо тех, кто принимал непосредственное участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, к чернобыльцам относятся:

  • лица, получившие лучевую болезнь;
  • работники предприятий по утилизации ядерных отходов;
  • ликвидаторы других аварий, связанных с выбросами радиации;
  • сотрудники полигонов ядерного вооружения;
  • лица, проживающие в непосредственной близости от радиоактивных объектов не мене 4 лет.

Законодательством определено 4 группы чернобыльцев. С учетом тяжести полученных травм представителей первой группы уже не осталось в живых.

Ко второй группе относятся те, кто работал в зоне отчуждения с момента аварии по 1987 год. К третьей – эта же категория, при условии, что на объект прибыли с июня 1986.

Четвертая группа – жители городов, пострадавших от излучения, при условии, что они проживали в них с 1989 или ранее.

Виды льгот

В 2014 году правительство отменило практически все льготы чернобыльцам. В 2018 Конституционный Суд признал решение незаконным и восстановил положения предыдущего закона.

Проблема оказалась в том, что в бюджете не было денег для реализации программы помощи чернобыльцам. Ситуацию обещали исправить и заложили средства в бюджет 2019 года. Но чиновники и государственные учреждения неохотно идут на предоставление льгот.

По состоянию на 2019 год чернобыльцам положено:

  • 50% скидка на коммунальные;
  • 25% компенсации на питание, предусмотренной Приказом Минсоцполитики № 111 от 25.01.2017;
  • бесплатные лекарства по рецепту лечащего врача;
  • обеспечение детей местами в садиках и школах;
  • первоочередное бесплатное медицинское обслуживание;
  • первоочередное предоставление земельных участков под строительство;
  • отсутствие налога на землю.

Поскольку вопрос постоянно находится в стадии обсуждения, исчерпывающую информацию по нему можно получить в районном отделении департамента социальной защиты.

Как получить

11 июля 2018 года Кабинет Министров принял постановление, которым учредил региональные комиссии по вопросам лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Теперь для получения статуса достаточно предоставить паспорт, документ, подтверждающий пребывание в зоне отчуждения, и заполненный бланк установленного образца указанной комиссии.

После рассмотрения заявления лицу выдается свидетельство о том, что он является чернобыльцем. С дня получения документа можно пользоваться всеми льготами.

Льготы пенсионерам


Кому положены

При достижении женщинами 55 лет, а мужчинами 60 – указанные лица считаются пенсионерами. Никаких других оснований, кроме достижения установленного законом возраста, законом не предусмотрено.

Виды льгот

Кроме бесплатного проезда в общественном транспорте пенсионерам льгот не полагается. Тем не менее, если на оплату коммунальных услуг они тратят более 15% от дохода, то могут претендовать на субсидию.

С 1 октября 2019 года процедура будет реализована через безналичный банковский расчет. Фактически, деньги сразу же будут поступать на счет коммунальных предприятий, а пенсионеру останется доплатить разницу, если такая будет.

Как получить

С 2017 года в Украине введена новая система пенсионных удостоверений. Теперь вместо бумажного свидетельства можно сразу оформить пластиковый аналог.

Этот вариант окрестили – ID-карта пенсионера. Удобен тем, что можно снимать пенсию без дополнительных кредитных карт.

Для получения достаточно обратится в пенсионный фонд и предоставить паспорт, а также копию трудовой книжки. После проведения сверки документов выдается удостоверение и насчитывается пенсия.


В целом же можно отметить, что в Украине действует достаточно много льгот, но большая их часть закреплена на бумаге. Как отмечают правозащитные организации, этот вопрос требует серьезного пересмотра.

С другой стороны, многие лица, которые претендуют на льготы, подтверждают свои права в судебном порядке, если стандартными методами не удается достичь. желаемого результата.

Мы уверены, что деньги должен получить любой, кому они понадобились. Поэтому имеет большое значение, чтобы у каждого человека была возможность получить краткосрочный кредит. Быстро, без лишних документов, поручителей и не выходя из дому.

С 1 апреля 2015 года изменились условия выхода на льготную пенсию в Украине. Кто и при каких обстоятельствах сможет оформить пенсию на льготных условиях, о выходе на пенсию по вредности сварщика узнавал prostopravo.

Краткое содержание и ссылки по теме

Льготная пенсия по Списку 1

Работники, заняте полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации робочих мест имеют право на пенсию: мужчины после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах; женщины после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

До достижения 50 лет право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года и старше после достижения ими такого возраста:

  • 45 лет - по 31 марта 1970 включительно;
  • 45 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1970 года по 30 сентября 1970 года;
  • 46 лет - с 1 октября 1970 года по 31 марта 1971;
  • 46 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1971 года по 30 сентября 1971 года;
  • 47 лет - с 1 октября 1971 года по 31 марта 1972;
  • 47 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1972 года по 30 сентября 1972 года;
  • 48 лет - с 1 октября 1972 года по 31 марта 1973;
  • 48 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1973 года по 30 сентября 1973 года;
  • 49 лет - с 1 октября 1973 года по 31 марта 1974;
  • 49 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1974 года по 30 сентября 1974 года;
  • 50 лет - с 1 октября 1974 по 31 декабря 1975 года.

При отсутствии необходимого стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при налички стажа работы:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года - не менее 20 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 15 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года - не менее 21 года у мужчин и не менее 16 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 - не менее 21 года 6 месяцев у мужчин и не менее 16 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 - не менее 22 лет у мужчин и не менее 17 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 - не менее 22 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 17 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 - не менее 23 лет у мужчин и не менее 18 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году - не менее 23 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 18 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 - не менее 24 лет у мужчин и не менее 19 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 - не менее 24 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 19 лет 6 месяцев у женщин.

Работникам, которые не имеют необходимого стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при налички предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсіонного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 ЗаконаУкраины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:

  • мужчинам - на 1 год за каждый полный год такой работы;
  • женщинам - на 1 год 4 месяца за каждый полный год такой работы.

Указанное уменьшение пенсионного возраста женщинам применяется также в периоду величения возраста выхода на пенсию по 31 декабря2021.

Льготная пенсия по Списку 2

Работники, заняте полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочихмест – после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах.

До достижения 55-летнего возраста право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1970 года и старше после достижения:

  • 50 лет - по 31 марта 1965 включительно;
  • 50 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1965 года по 30 сентября 1965 года;
  • 51 года - с 1 октября 1965 года по 31 марта 1966;
  • 51 года 6 месяцев - с 1 апреля 1966 по 30 сентября 1966 года;
  • 52 лет - с 1 октября 1966 по 31 марта 1967;
  • 52 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1967 года по 30 сентября 1967 года;
  • 53 лет - с 1 октября 1967 года по 31 марта 1968;
  • 53 года 6 месяцев - с 1 апреля 1968 по 30 сентября 1968 года;
  • 54 года - с 1 октября 1968 по 31 марта 1969;
  • 54 года 6 месяцев - с 1 апреля 1969 года по 30 сентября 1969 года;
  • 55 лет - с 1 октября 1969 по 31 декабря 1970 года.

При отсутствии необходимого общего стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при налички стажа работы:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года - не менее 25 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 20 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года - не менее 26 лет у мужчин и не менее 21 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 - не менее 26 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 21 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 - не менее 27 лет у мужчин и не менее 22 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 - не менее 27 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 22 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 - не менее 28 лет у мужчин и не менее 23 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году - не менее 28 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 23 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 - не менее 29 лет у мужчин и не менее 24 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 - не менее 29 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 24 лет 6 месяцев у женщин.

Работникам, которые не имеют стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при налички предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 ЗаконаУкраины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании":

  • мужчинам - на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы;
  • женщинам - на 1 год за каждые 2 года такой работы.

Указанное уменьшение пенсионного возраста женщинам применяется также в период увеличения возраста выхода на пенсию по 31 декабря 2021.

Льготные пенсии другим категориям

Трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства – мужчины имеют право на льготную пенсию после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 30 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе.

При отсутствии необходимого общего стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при налички стажа работы:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года - не менее 25 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года - не менее 26 лет;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 - не менее 26 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 - не менее 27 лет;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 - не менее 27 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 - не менее 28 лет;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году - не менее 28 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 - не менее 29 лет;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 - не менее 29 лет 6 месяцев;

Женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистам истроительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базетракторов и экскаваторов – после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

При отсутствии необходимого стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготныхусловияхназначается при налички стажа работы:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года - не менее 20 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года - не менее 21 года;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 - не менее 21 года 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 - не менее 22 лет;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 - не менее 22 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 - не менее 23 лет;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году - не менее 23 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 - не менее 24 лет;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 - не менее 24 лет 6 месяцев.

А также:

  1. Женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хазяйства имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
  2. Женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и после уборочной обработке абака имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
  3. Работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах - по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

До достижения 55 лет имеют право на пенсию женщины 1970 года рождения и старше (см. Условия выхода на пенсию по Списку 2).

Водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процес се тяжелых и вредных производств, имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже работы:

  • для мужчин - не менее 30 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев;
  • для женщин - не менее 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.

При отсутствии необходимого общего стажа до 1 апреля 2024 года применяются условия досрочного выхода на пенсию по Списку 2. На таких же условиях имеют право на льготную пенсию женщины 1970 года рождения и старше.

Вопрос читателя: С 01.09.1973 по 21.07.1976г учёба в ПТУ (специальность по списку №2) С 28.07.1976 по 21.10.1976г работал по этой специальности.С 04.11.1976 по 29.10.1978г служба в СА. Учитывается ли весь этот период в льготный стаж? Через 1 год после службы, работал 2,5года тоже по списку№2. Затем с 03.01.2002 по 14.10.2010г Тоже №2, есть запись в трудовой и аттестация. Высчитывается из льготного стажа отпуска, больничный и т.п?

Ответ: для назначения пенсии по списку № 2 мужчинам необходимо 12 лет 6 мес. работы предусмотренной списком № 2 и 25 лет общего стажа. Если льготный стаж не выработан в полном объёме, отработано не менее половины необходимого стажа то за каждые 2 года 6. мес. работы по списку № 2 на 1 год сокращается пенсионный возраст. В льготный стаж по списку № 2 засчитывается только период стажа когда лицо работало полный рабочий день по специальности по списку № 2 и других работ не выполняло.

Пенсия на льготных условиях в 2020 году

23 января 2020 года Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения статьи 13, части второй статьи 14, пункты "б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 №213-VIII.

Поэтому с этой даты применению подлежат статья 13, часть вторая статьи 14, пункты "б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции, действовавшей до внесения соответствующих изменений Законом №213, а именно:

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, не зависимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца - женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы - женщинам;

в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства - мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов - после достижения 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

д) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства - после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;

е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака - после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

е) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах - по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

ж) женщины, работающие в сельскохозяйственном производстве и воспитавшие пять и более детей - независимо от возраста и трудового стажа, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;

з) водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств:

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы 20 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.

Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда, что перечисляются в Пенсионный фонд Украины на выплату пенсий до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона.

При наличии стажа на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет 6 месяцев у женщин за каждый полный год этих работ пенсионный возраст, предусмотренный статьей 12 настоящего Закона, снижается на 1 год.

Право на пенсию за выслугу лет имеют следующие категории рабочих и служащих авиации, а также летно-испытательного состава, независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они заняты:

б) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера:

мужчины - по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;

женщины - по достижении 45 лет и при общем стаже работы не менее 17 лет 6 месяцев, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

Указанные работники, освобожденные от работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов по состоянию здоровья (по болезни), при наличии выслуги лет у мужчин не менее 10 лет и у женщин не менее 7 лет 6 месяцев имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени.

Работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие удостоверение (диспетчеры, старшие диспетчеры, руководители полетов), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах:

мужчины - не менее 20 лет;

женщины - не менее 17 лет 6 месяцев.

Порядок исчисления сроков выслуги для назначения им пенсий утверждается Кабинетом Министров Украины;

в) инженерно-технический состав - по перечню должностей и работ, что утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины:

мужчины - по достижении 55 лет и при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанных должностях;

женщины - по достижении 50 лет и при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанных должностях.

мужчины - по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет как бортпроводник;

женщины - по достижении 45 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет как бортпроводница.

Читайте также: