Закон о льготных пенсиях в 1999 году


Внести в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1680; 1995, N 19, ст. 1711; N 52, ст. 5114) следующие изменения и дополнения:

  • Добавить комментарий
  • 0
  • 1. Часть вторую статьи 5 дополнить пунктом "в" следующего содержания:
  • "в) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).
    Им могут устанавливаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца (статья 58.1 Закона). При этом пенсия по случаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего.".

    "д) родители погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, если они достигли 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) (статья 58.1 Закона).".

    "Статья 58.1. Пенсия на основаниях, установленных для родителей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву

    Пенсия на основаниях, установленных для родителей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, назначается, если гибель (смерть) наступила в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).".

    "Статья 62. Размер пенсии по случаю потери кормильца (кроме пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы и пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву)

    Пенсия по случаю потери кормильца (кроме пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы и пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву) устанавливается в размере 30 процентов заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери - в полуторном размере минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона).".

    "Статья 68.1. Размер пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву

    Пенсия по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (статья 58.1 Закона), устанавливается каждому из родителей в размере трех минимальных размеров пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона).".

    Внести в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613) следующие изменения и дополнения:

    • Добавить комментарий
    • 0
  • 1. В статье 7:
  • 1) в части первой слова "(с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР")" заменить словами "(с учетом исключений, установленных частями второй и третьей настоящей статьи)";
  • 2) дополнить статью частью третьей следующего содержания:
  • "Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона).".

    "Статья 30. Право на пенсию на льготных условиях

    Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 50-летнего возраста, а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.
    Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.".

    Назначение досрочных пенсий по возрасту по «старому» пенсионному законодательству

    В нашей стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения. Приняты и введены в действие с 01.01.2002 г. новые законы: «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», введен новый порядок исчисления и подсчета трудового стажа для назначения пенсий, расчета размера пенсии.

    Но некоторые граждане просят при назначении пенсии применить нормы ранее действовавшего законодательства, например, включить в их стаж период учебы в различных учебных заведениях. При определении права на досрочную пенсию за работу во вредных производствах, «горячих» цехах, просят засчитать в этот спецстаж период службы в армии, освобожденную выборную профсоюзную работу, выборную и ответственную работу в партийных и комсомольских органах и др.
    Как в настоящее время решаются эти вопросы, имеются ли изменения в пенсионном законодательстве?

    Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановлением от 17.10.2003 г. № 70 утвердило по согласованию с Пенсионным фондом РФ разъяснение № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (опубликовано в Российской газете 19.12.3003 г., вступило в действие с 30.12.2003 г.).

    Этим разъяснением определено, что при подсчете страхового стажа в целях определения права на пенсию (в том числе досрочно назначаемую за особые условия труда) в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в общий и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). При этом могут применяться те правила подсчета соответствующего стажа, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, в том числе и льготный порядок исчисления стажа.

    Далее в этом разъяснении указано, что вышеприведенный порядок подсчета стажа применятся только в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативно-правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и /или/ специальный трудовой стаж, дававший ему право на пенсию по старости или за выслугу лет.

    Так до 01.01.2002 г. иным был порядок исчисления, как общего, так и специального (льготного) стажа работы. Например, по пенсионному законодательству, действовавшему до 01.01.1992 г. (до даты отмены Закона СССР «О государственных пенсиях» от 1956 г.), при назначении пенсии по старости на льготных условиях за работу в производствах и профессиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, время службы в армии, в органах МВД, КГБ и др. приравнивалось по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, непосредственно следующей за периодом службы в армии.

    Пример. Трудовой стаж гражданина Павлова – 1954 года рождения состоит из периодов работы с 1975 года по настоящее время. Кроме того, он с 1969 по 1971 годы учился в профтехучилище. С 1971 по 1974 годы (3 года)- служил в армии, а после службы работал 7 лет кузнецом ручной ковки (работа предусмотрена Списком № 1).

    По ныне действующему пенсионному законодательству за 7-летний льготный стаж по Списку № 1 ему может быть назначена пенсия в 2007 году в возрасте 53 года (1 год работы в профессиях, предусмотренных Списком
    № 1, снижает возраст на 1 год).

    Но следует проверить, можно ли применить в данном случае нормы «старого» закона, действовавшего до 01.01.92 г. При этом нужно уточнить имел ли заявитель на 01.01.92 г. требуемый для назначения пенсии в возрасте 50 лет льготный стаж работы по Списку № 1 – 10 лет.
    При подсчете его льготного стажа помимо 7 лет работы по Списку № 1 будет включен и период службы в армии (3 года), за которым непосредственно следовала работа в качестве кузнеца. Таким образом, на 01.01.92 г. Павлов будет иметь необходимой продолжительности льготный стаж, поэтому ему может быть назначена досрочная пенсия в возрасте 50 лет, т.е. в 2004 году.

    При соблюдении условий, приведенных в «старом» законодательстве, может рассматриваться вопрос о возможности включения в льготный стаж времени работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, на выборных должностях в профсоюзных органах, в советских учреждениях. Приравнивался к льготному стажу работы период обучения в училищах профтехобразования, других училищах, школах, курсах подготовки и переподготовки кадров – если за учебой непосредственно следовала льготная работа по Списку № 1 и № 2. В соответствии с вышеуказанным разъяснением Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 4 при назначении досрочных пенсий такой порядок зачета в льготный стаж иных видов общественно полезной деятельности может быть сохранен, если на 01.01.1992 года (дата отмены законодательства, по которому предоставлялась такая льгота) обратившийся за пенсией имел не только необходимый льготный стаж, но и полный требуемый общий трудовой стаж.

    Вместе с тем, Конституционный суд Российской Федерации, изучив правовые основы положений 27 и 31 статей Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» изложил свою конституционно- правовую позицию по данному вопросу, суть которой означает, что в тех случаях, когда граждане в период ранее действовавшего законодательства, в том числе законодательства Союза ССР, выработали специальный трудовой стаж, необходимый для назначении пенсии в связи с особыми условиями труда (пенсии на льготных условиях), хотя и не имели к этому моменту необходимого общего трудового стажа, за ними сохраняется право на досрочное назначение пенсии, а недостающий стаж они могут доработать в период действия нового законодательства.

    В данном случае определяющим условием для приобретения права на пенсию на льготных условиях является наличие у застрахованного лица специального трудового стажа на момент отмены ранее действовавшего соответствующего закона или иного нормативного правового акта.

    Кроме того, ранее действовавший до 01.01.2002 года Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (статья 94) предусматривал льготный порядок исчисления специального стажа, предусмотренного Списками № 1 и № 2. Например, если такая работа протекала в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, то она засчитывалась в спецстаж в полуторном размере (по действующему в настоящее время пенсионному законодательству указанные периоды работы исчисляются в календарном порядке).

    Сохраняется ли эта льгота в настоящее время? Да, если с учетом ее применения, ко дню отмены предшествующего законодательства, граждане выработали необходимый по тому законодательству для назначения досрочной пенсии льготный стаж.

    Например, мужчина в возрасте 55 лет обратился в 2004 году за назначением досрочной пенсии по старости, имеет 34 года общего (страхового) стажа работы, в том числе 9 лет (с 1990 года по 1999год) работал в качестве электросварщика ручной сварки на предприятии в районах Крайнего Севера (работа предусмотрена Списком № 2).

    По ныне действующему законодательству ему может быть назначена пенсия в возрасте 57 лет (каждые 2 года 6 мес. работы по Списку № 2 дают право на снижение пенсионного возраста на 1 год). Если же проверить возможность назначения ему досрочной пенсии с учетом положений, изложенных в разъяснении Минтруда РФ от 17.12.2003 года № 4 и в постановлениях Конституционного Суда РФ, принятых по ряду вопросов в 2003 – 2004 годах, то досрочную пенсию ему можно назначить уже в 2004 году, так как с учетом льготного исчисления стажа для работавших в районах Крайнего Севера (один год за полтора года) продолжительность его спецстажа работы по Списку № 2 составит на 01.01.2002 года (на день отмены действия Закона РФ от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» - 13 лет 6 мес., что достаточно для назначения досрочной пенсии в возрасте 55 лет.

    По ранее действовавшему законодательству засчитывался в льготный стаж период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, если такой отпуск имел место быть до 06.10.92 года. При определении права на досрочную пенсию в настоящее время этот период отпуска также засчитывается в специальный стаж работы.

    После определения права на досрочную пенсию по старости с учетом норм ранее действовавшего законодательства, обратившемуся за пенсией будет произведен расчет размера пенсии с учетом порядка конвертации (оценки) пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г. по одному из 3-х вариантов:

    1 вариант:
    По нормам действовавшего до 01.01.2002 года Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (с применением статей 16-18, 89-92, 94, 95 этого закона).
    Это означает, что:
    - в общий трудовой стаж будут включаться все нестраховые периоды (время обучения в высших, средних специальных учебных заведениях, в различных училищах, школах, на курсах по подготовке кадров и др.).

    - будет применяться льготное исчисление как общего, так и специального стажа работы (например, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях будет засчитываться стаж в полуторном размере; льготная работа на предприятиях сезонных отраслей промышленности (по утвержденному перечню) в течение полного сезона будет включаться в спецстаж за год работы и др.).

    - требуемым общим стажем для назначения пенсии по Списку № 1 для мужчин будет – 20 лет, для женщин – 15 лет.

    - но и размер пенсии будет определен с учетом норм этого Закона, в частности расчетный размер пенсии будет ограничен тем максимальным размером пенсии, который был установлен на 31.12. 2001 года (для пенсий, назначенных по Списку № 1 – не более 3,5 минимальных размеров пенсии по старости, для пенсий по Списку № 2 – не более 3 – х минимальных пенсий по старости). Затем определяется пенсионный капитал; страховая часть пенсии, к которой прибавляется базовая часть пенсии и определяется размер пенсии к выплате.


    11 вариант: - с учетом норм Федерального Закона от 21.07.97 года № 113-ФЗ (исчисление размера пенсии с учетом ИКП /индивидуального коэффициента пенсионера/):
    - при исчислении стажевого коэффициента требуемым общим стажем для оформляющихся на пенсию по Списку № 1 будет: для мужчин – 20 лет, для женщин – 15 лет.
    Для расчета размера пенсии будет учитываться соотношение заработка гражданина к среднему по России (за один и тот же период по вариантам его учета определенным законодательством), но в размере не более, чем 1,2.
    В общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав будут учтены только страховые периоды (не будет учитываться учеба, период ухода родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет /но не более 3-х лет в общей сложности/ и др.).

    111 вариант: - по нормам ныне действующего Закона РФ от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
    При этом, стажевый коэффициент при расчете пенсии определяется для всех получателей пенсии (в т.ч. и по Списку № 1) от общего трудового стажа: для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.
    Общий трудовой стаж исчисляется в календарном порядке по правилам п.4 статьи 30 данного закона, в него включаются только страховые периоды.

    Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

    Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

    Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

    А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

    В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

    А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

    Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

    Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

    В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

    Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

    - службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

    Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

    - работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

    Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

    Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

    В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

    - работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

    - работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

    - службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

    - методическую работу в учебных заведениях,

    - педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

    - периоды учебы на курсах повышения квалификации.

    Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

    - педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

    - работу в качестве пионервожатых,

    - время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

    Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

    - в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

    - на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

    Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

    Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.

    Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

    Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

    Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

    Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

    Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

    Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

    Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

    (абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

    Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

    По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

    «3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

    Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

    В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

    Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

    Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

    «47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

    Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

    Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

    Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

    Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

    1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

    -с указанием продолжительности периодов ;

    -с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

    - исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

    2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

    3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

    4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

    - укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

    - в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

    - в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

    Краткое содержание:

    Нюансы расчета медицинского стажа для выхода на пенсию

    Добрый день, судари и сударыни. Продолжаю вас знакомить с "вечно больной" темой выхода на пенсию, расчетом трудового стажа и прочими пенсионными вопросами.

    Законодательством определены отдельные категории граждан, которые вправе рассчитывать на льготные условия при выходе на заслуженный отдых. Так, например, условия выхода на пенсию для служащих ЛПУ, включенных в законодательный список, отличны от общепринятых. В целом, люди, имеющие отношение к здравоохранению в РФ имеют особенный медицинский стаж и подвергаются другому порядку при оформлении и расчете пенсии.

    Однако льготы, гарантированные законом не предусматривают увеличения размера пособий или введение дополнительных выплат. Льготы для медиков заключаются в уменьшении необходимого рабочего стажа. В случае, когда всем россиянам прибавляется 1 год, медикам помимо него начисляют еще от 3 до 9 месяцев. Пенсия по выслуге лет назначается медикам, накопившим достаточный стаж. Для выхода на пенсию, таким людям не придется ждать наступления пенсионного возраста (55-60 лет). Рассчитывается стаж работы медиков по-разному, в связи с учетом различных условий труда и квалификации.

    Как правильно рассчитать срок выхода на отдых?

    Отменять льготы для врачей медицинского персонала министерство труда не планирует. Однако возможно изменение условий предоставления такой выплаты. По имеющейся информации в наступающем году может быть увеличен трудовой стаж для служащих медучреждений, но на данный момент соответствующий законопроект не принят.

    Законодательная база

    Чтобы располагать всей необходимой информацией о начислении стажа и назначении пенсии врачам необходимо ознакомиться с законами, регулирующими эту сферу. Владея достоверной информацией можно решить любые неурядицы и конфликты, возникшие при оформлении выплат.

    Так как на законодательном уровне регулируется назначение и расчет льготных пенсий медикам? За это отвечают следующие акты:

    •  Закон № 173 «О трудовой пенсии»;
    •  Федеральный закон № 400 «О назначении страховых пенсий»;
    •  Постановление правительства № 781 «Должности медработников, которым положены льготы»;
    •  ФЗ № 424 «О выплатах накопительных пенсий»;
    •  Постановление №10 «О льготах для пенсионного обеспечения по старости».

    Для того чтобы профессионально разбираться в тонкостях пенсионного обеспечения необходимо изучить все эти законы и постановления. Это займет слишком много времени, поэтому в статье я приведу основные факты и ответы на вопросы, которые могут быть полезны обычным гражданам.

    В постановлении № 781 прописаны должности медицинских работников, которые могут рассчитывать досрочный отдых:

    •  Заведующие, продолжающие лечебную практику;
    •  Заведующие мед. пунктом;
    •  Судебные медэксперты;
    •  Акушерки и фельдшеры, в том числе лаборанты;
    •  Медицинские сестры всех специализаций и назначений и главные медсестры;
    •  Трудоустроенные в наркологических и реабилитационных центрах; Врачи, за исключением статистиков;
    •  Зубные врачи;
    •  Лаборант рентген-кабинета;
    •  Мед. технолог;
    •  Помощники врачей эпидемиологов, паразитологов, энтомологов, гигиенистов;
    •  Мед. дезинфектор и др.

    Льготный стаж

    При начислении досрочной пенсии по выслуге лет медработникам искусственно увеличивается временной отрезок, в течение которого велась трудовая деятельность, происходит это в зависимости от срока и географического расположения лечебного заведения. Всем работникам ЛПУ прибавляется еще 3 месяца к отработанному году. Хирурги, судмедэксперты, анестезиологи-реаниматологи и патологоанатомы получают еще по 6 месяцев к одному году работы, а работая за городом, врачи этих специальностей за год работы получают 1 год и 9 месяцев стажа.

    Рассмотрим на примере:
    Патологоанатом 15 лет работал в деревне, заслужил пост заведующего отделением в городской клинике, где трудился еще 6 лет.
    Медицинский стаж = 6 лет + 15 лет + 10,5 лет (льготная надбавка за специализацию)+ 3,5 года (прибавка за работу вне города) = 35 лет.

    Назначение досрочной пенсии медицинским работникам проработавшим 25-30 лет во вредных условиях производится независимо от возраста.

    Что входит в трудовой стаж медиков?

    Молодые специалисты часто задаются вопросом, входит ли ординатура в трудовой медицинский стаж? Об этом будет отдельная публикация.

    К сожалению, данный период при расчёте не учитывается, также как неоплачиваемые отпуска и период ухода за ребенком. В расчет берутся только оплачиваемые отпуска, декретный период перед родами, командировки связанные с профессиональной деятельностью, временная нетрудоспособность сотрудника, а также оплачиваемые курсы повышения квалификации.

    Условия назначения пенсии по выслуге лет:

    •  В названии лечебного заведения, в котором трудился человек, должны содержаться слова: больница, дом ребенка, госпиталь и др.
    •  Организация должна являться юридическим лицом.
    •  Льготная пенсия устанавливается для медработников, работающих не только в отдельных больницах, но и в медицинском подразделении. Например, в школьном медпункте или военной лаборатории, с полным списком таких подразделений можно ознакомиться в постановлении № 781.

    Заведующие имеют право на получение пособий с соответствующими льготами, только в случае продолжения медицинской практики на протяжении всего срока работы.

     Работодатель должен своевременно и в полном объеме вносить плату в пенсионный фонд.

     Возраст гражданина значения не имеет, внимание обращается лишь на накопленный опыт.

     Список должностей и специальностей медицинских служащих, которые могут рассчитывать на льготы при установке выплат, представлен в постановлении № 781.

    Однако в нормативном акте имеется много нюансов, к примеру, работа врача на половину ставки до 1999 года прибавляется к стажу, а после 1999 года не учитывается. Также стоить обратить внимание на статус ЛПУ специализацию врача и регион работы.

    Пример: В случае накопления 25-ти летнего опыта медик вправе рассчитывать на досрочную пенсию, только если все это время он проработал в сельской местности. Если он работал и в городе, и в селе, то работа в городе будет считаться, как обычно, а в селе как 15 месяцев за один год.

    Ранний выход на заслуженный отдых определенным категориям работников обеспечивает закон № 400, в их число входят и медики. Для досрочного получения пособия выслуга лет в поселке или селе должна составлять 25 лет, для городских работников – 30 лет.

    В государственных учреждениях

    Специалисты муниципальных и госучреждений имеют возможность выйти на заслуженный отдых раньше в общем порядке, в соответствии с законодательством. В опыт идет как работа на полную ставку, так и сокращенный рабочий день.

    В частных клиниках

    В связи с более высокой оплатой труда, в частные клиники устраивается все больше специалистов, как на полный рабочий день, так и на полставки. Поэтому актуальность набирает вопрос: идет ли медицинский стаж в частных клиниках? Сотрудники платных клиник иногда сталкиваются с проблемами при оформлении пенсии, хотя по закону, весь медперсонал должен иметь равное положение, вне зависимости от формы собственности предприятия-работодателя. Правительством предусмотрено преждевременное назначение господдержки всем сотрудникам частных и государственных медучреждений, если все, установленные законом, требования выполнены. Правда стоит убедиться, что должность, указанная в трудовой книжке врача имеется в перечне постановления.

    Оформление пенсии

    Для досрочного назначения страховых выплат необходимо своевременно подать заявление в отделение Пенсионного Фонда по месту жительства. Обращение может рассматриваться до 10 дней, но начисление выплат начинается со дня подачи заявления. Пенсионное обеспечение по выслуге лет не имеет срока действия, повторной подачи документов не требуется.

    Документы необходимые для назначения пенсионных выплат медикам:

    •  Заявление по форме Пенсионного Фонда о назначении пенсионного обеспечения с учетом льгот;
    •  Паспорт гражданина РФ;
    •  Трудовая книжка.

    Дополнительно, в зависимости от ситуации:

    •  Документ о смене фамилии или места жительства;
    •  Справка о заработной плате за 60-дневный период до 2002 года;
    •  Документ, подтверждающий инвалидность.

    Вычисление суммы пенсионных выплат проводится с учетом стажа и размеров заработной платы, получаемой сотрудником во время работы. Также при расчёте пособий обращается внимание на ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) и региональный коэффициент. Чаще всего размер выплат составляет 40% от средней заработной платы сотрудника.

    Льготная пенсия для медиков по выслуге лет

    Для медицинских работников (врачей, медсестер, фельдшеров и др.) в России предусматривается льготный порядок выхода на пенсию — по выслуге лет, т.е. при условии приобретения специального (медицинского) стажа необходимой продолжительности. То есть возможность досрочного оформления пенсии для медработников напрямую не зависит от возраста и количества лет общего страхового стажа, поскольку это право определяется только датой выработки предусмотренной законодательством выслуги лет.

    В связи с проведением пенсионной реформы льготный выход на пенсию медикам отменяться не будет, однако будет предусмотрено дополнительное условие для получения статуса пенсионера — отсрочка в несколько лет перед оформлением пенсии. После окончания переходного периода реформы (начиная с 2023 года) стать пенсионером медики смогут только через 5 лет после выработки необходимого стажа (см. график выхода на пенсию медработников по годам).

    Пенсия по выслуге лет медикам в 2020 году — последние новости

    Для оформления пенсии по выслуге лет медикам будет необходимо иметь:

    • 1. Стаж медицинской работы согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», а именно:
    • o 25 лет — в сельской местности или поселках городского типа;
    • o 30 лет — смешанного стажа (в городах, сельской местности и п.г.т) либо только в городах.
    • 2. Минимально необходимое значение ИПК на дату оформления выплат в соответствии с ч. 3 ст. 8 закона № 400-ФЗ. Каждый год норматив по ИПК увеличивается на 2,4 балла, поэтому:
    • o в 2020 необходимо иметь 18,6 баллов;
    • o в 2021 — уже 21 и т.д.;
    • o а с 2025 года будет закреплено минимальное значение ИПК — 30 пенсионных коэффициентов.

    При учете медицинского стажа особое значение имеет должность и наименование учреждения, в котором трудится медработник, так как в льготный стаж входит время работы только в соответствующих должностях и учреждениях, предусмотренных законом. Отметим, что и подсчет специального стажа производится по определенному порядку, например, для некоторых категорий работников учет идет «год за полтора».

    Пенсионная реформа для медиков (по выслуге лет)

    Пенсионная реформа с 2019 года коснулась и медицинских работников — для них новый закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. предусматривает введение периода отсрочки для получения льготной пенсии по выслуге лет. Величина этой отсрочки будет ежегодно увеличиваться, а окончательные нормативы будут установлены в 2023 году и составят 5 лет.

    Это означает, что те медики, которые выработают необходимый льготный стаж в 2023 году и позднее, смогут стать пенсионерами только через 5 лет, т.е. в 2028 и т.д.

    Увеличение норматива предусмотренной законом отсрочки будет производиться поэтапно по следующему порядку:

    1. Начиная с 2019 года эта величина будет увеличиваться на 1 год, пока не достигнет окончательного значения (5 лет в 2023 году);

    2. В 2019 и 2020 гг. можно будет получить пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренных сроков.

    Новый закон, принятый в 2018 г., не предусматривает каких-либо условий по виду деятельности медицинских работников в период, на который откладывается возможность получения пенсии. Поэтому в течение предусмотренных 0,5-5 лет отсрочки можно по своему усмотрению как продолжить работать, так и прекратить трудовую деятельность — никаких ограничений для этого нет.

    Медицинский стаж для выхода на пенсию по выслуге лет

    Основным условием для льготного выхода на пенсию медицинских работников (врачей, медсестер, акушерок и т.д.) является наличие необходимого медицинского стажа — 25 или 30 лет в зависимости от местности, в которой работает медик. С проведением пенсионной реформыэти нормативы не изменятся, также как и не будут корректироваться правила подсчета специального стажа и список медицинских должностей.

    Порядок учета медстажа и перечень медицинских должностей регулируются законодательными актами в зависимости от периода такой трудовой деятельности:

    • • до 01.01.1992 г. — Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г.;
    • • с 01.01.1992 по 31.10.1999 г. — Постановление Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991 г.;
    • • с 01.11.1999 по 31.12.2001 г. — Постановление Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г.;
    • • с 01.01.2002 по настоящее время — Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

    Чтобы определить, входит ли стаж работы в льготный медицинский стаж, позволяющий оформить пенсию досрочно (по выслуге лет), следует руководствоваться законодательным актом для каждого соответствующего периода. В льготный стаж включаются периоды трудовой деятельности только в тех должностях и учреждениях, которые предусмотрены вышеуказанными законодательными актами.

    Если записи в трудовой книжке не соответствуют таким требованиям, то при определении права на досрочную пенсию в ПФР из стажа могут быть исключены некоторые периоды работы.

    Список должностей медработников, имеющих право на досрочную пенсию

    Чтобы период работы был учтен в льготном медицинском стаже, медработники должны осуществлять официальную трудовую деятельность в предусмотренной законодательством должности и учреждении здравоохранения. Как было отмечено ранее, наименование должности и организации должны соответствовать действующим в тот период времени нормативным документами.

    Для периодов работы с 1 января 2002 года действуют списки должностей и учреждений, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

    Полный перечень должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в льготный стаж для досрочной пенсии, представлен в утвержденном Постановлением № 781 Списке.

    Как посчитать льготный стаж для выхода на пенсию медикам

    Правила исчисления льготного стажа для медработников отличаются в зависимости от периода осуществления такой работы — они регулируются законодательными актами для каждого соответствующего периода. Для трудовой деятельности, осуществляемой с 1 января 2002 года до настоящего времени, действует следующий порядок расчета медицинского стажа:

    • • Льготный стаж учитывается в календарном порядке, т.е. год работы на предусмотренной списком должности учитывается как год льготного стажа. Не имеет значения, какой клинический профиль указан в наименовании учреждения здравоохранения, а также не важна ведомственная или территориальная принадлежность организации.
    • • В некоторых случаях стаж учитывается не «год за год», а в льготном порядке исчисления:
    • o Год работы в сельской местности или в поселке городского типа учитывается как 1 год и 3 месяца (это важно для медработников со смешанным стажем, для которых норматив установлен в 30 лет медстажа).
    • o Для установленного законодательством перечня должностеймедицинский стаж засчитывается как «год за полтора».
    • • Стаж до 01.11.1999 г. засчитывается в льготный в полном объеме, а после указанной даты учету подлежат только те периоды работы, во время которых выполнялась норма рабочего времени по трудовому законодательству (нормальная либо сокращенная).
    • • Если работа осуществлялась в нескольких должностях (либо учреждениях) в течение неполного рабочего дня, то в льготный стаж она будет учтена только в случае, если в сумме вырабатывается установленная продолжительность рабочего времени, соответствующая полной ставке по одной из должностей.
    • • В учреждениях здравоохранения РФ за границей стаж засчитывается на общих основаниях.
    • Все предусмотренные законодательством условия учета льготного медицинского стажа приведены в Правилах исчисления периодов работы, утвержденных Правительством РФ.

    На каких должностях мед стаж учитывается как год за полтора

    Законодательством предусматривается перечень должностей и учреждений здравоохранения, год работы в которых засчитывается как полтора года. Для периодов работы с 01.01.2002 г. это правило действует для следующих медработников:

    • 1. Отделений хирургического профиля, стационаров, ожоговых, онкологических, ортопедических, отоларингологических, микрохирургических отделений в качестве:
    • o оперирующих врачей-специалистов любого профиля, в т.ч. врачей-заведующих;
    • o операционных мед. сестер (в т.ч. старших), акушерок (в т.ч. старших), мед. сестер в гнойной хирургии, травматологических, ожоговых и др. отделениях.
    • 2. Отделений (выездных бригад скорой медицинской помощи, палат, групп) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, а именно:
    • o врачей-анестезиологов, реаниматологов (в т.ч. заведующих);
    • o мед. сестер палатных, в т.ч. старших;
    • o мед. сестер-анестезистов.
    • 3. Бюро суд. мед. экспертиз, центральных суд. мед. экспертиз, суд. мед. лабораторий и т.п. в качестве:
    • o врачей судмедэкспертов, в т.ч. заведующих;
    • o среднего мед. персонала, занимающегося судебно-медицинскими вскрытиями и исследованиями;
    • 4. Патолого-анатомических отделений, а именно:
    • o врачей-патологоанатомов, в т.ч. заведующих;
    • o среднего мед. персонала и других.

    Постановлением № 781 утвержден полный Перечень учреждений здравоохранения и наименований должностей врачей и среднего мед. персонала, год трудовой деятельности в которых учитывается как 1 год 6 месяцев. Для того, чтобы учет льготного медицинского стажа происходил по такой схеме, необходимо чтобы запись в трудовой книжке соответствовала указанному в этом перечне.

    В стаж включаются периоды, в течение которых уплачиваются страховые взносы в ПФР (ч. 1 ст. 11 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»). Поэтому время, в течение которого гражданин получал образование, будет засчитано в льготный стаж только, если во время обучения он занимал штатную должность и получал заработную плату (к примеру, находился в отпуске с сохранением заработной платы).

    Такое возможно, например, при прохождении курсов повышения квалификации, интернатуры, ординатуры и т.п. К тому же стаж может учитываться не в календарном порядке, а, например, год за полтора, если при прохождении обучения медработник принимал участие в операциях (в некоторых случаях такое решение принимается только в судебном порядке).

    Соответственно, если в период обучения медик не был оформлен по трудовому договору (соответственно, страховые взносы не уплачивались), такой период включен в медицинский стаж не будет.

    Читайте также: