Арм назначение и выплата пенсий и едв

Ежемесячная денежная выплата предоставляется отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов, включая детей-инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашизма, лиц, пострадавших в результате воздействия радиации.

Если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты.

Если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким федеральным законам, ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований по выбору гражданина.

С 1 февраля 2020 года ЕДВ проиндексирована на 3%. Размер индексации определен исходя из уровня инфляции за 2019 год.

На 3% также проиндексирован входящий в состав ЕДВ набор социальных услуг (НСУ). По закону он может предоставляться в натуральной или денежной форме. Стоимость полного денежного эквивалента НСУ с 1 февраля выросло до 1155,06 рубля в месяц. Он включает в себя предоставление лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов лечебного питания — 889,66 рубля, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний — 137,63 рубля, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте или на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 127,77 рубля.

Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда России об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Кто имеет право на получение ЕДВ

ЕДВ предоставляется отдельным категориям граждан из числа:

  • ветеранов;
  • инвалидов, включая детей-инвалидов;
  • бывших несовершеннолетних узников фашизма;
  • лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;
  • удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы);
  • членов семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • удостоенных звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

Куда обратиться

За назначением ЕДВ необходимо обратиться в любой территориальный орган ПФР или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Гражданину, который проживает в стационарном учреждении социального обслуживания, необходимо обратиться в ПФР по месту нахождения этого учреждения.

Гражданам, осужденным к лишению свободы, необходимо обратиться за назначением ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

Когда ЕДВ назначается несовершеннолетнему или недееспособному, заявление подается по месту жительства несовершеннолетнего или недееспособного либо по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом если родители ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей, с которым проживает ребенок. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за установлением ежемесячной денежной выплаты самостоятельно.

Помимо этого подать заявление о назначении ЕДВ можно в электронном виде через:

Какие документы представить

Назначение и выплата ЕДВ производятся на основании заявления гражданина (его представителя) с документами, подтверждающими право на получение ЕДВ. Поскольку существует несколько десятков категорий получателей ЕДВ, узнать о перечне документов, который необходимо представить именно вам, можно в ПФР по месту жительства. (Подробный перечень документов для назначения ЕДВ).

При обращении с заявлением о назначении ЕДВ и заявлением о доставке ЕДВ гражданина, признанного инвалидом (представителя инвалида), предъявления в территориальный орган ПФР документов не требуется.

В заявлении о назначении ЕДВ должна содержаться следующая информация:

  • фамилия, имя, отчество гражданина, обращающегося за ЕДВ, а также фамилия, которая была у него при рождении;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • сведения о гражданстве;
  • почтовый адрес места жительства или фактического проживания;
  • место нахождения пенсионного дела;
  • сведения о представителе гражданина в случае обращения через представителя;
  • сведения о выборе основания установления ЕДВ;
  • обязательство гражданина безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также влекущих прекращение выплаты;
  • дата заполнения заявления;
  • перечень документов, приложенных к заявлению.

Заявление должно быть подписано гражданином, а в случае обращения через представителя – этим представителем. Вместе с заявлением об установлении ЕДВ необходимо представить следующие документы:

  • паспорт;
  • документы, подтверждающие право на получение ЕДВ (удостоверение, выданное компетентными органами, справку медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности и т. д.).

При необходимости прилагаются документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя), подтверждающие родственные отношения, нахождение нетрудоспособного лица на иждивении и т. п.

Сроки назначения ЕДВ

Решение о назначении либо об отказе в назначении ЕДВ выносится в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Еще 5 дней отводится на то, чтобы проинформировать заявителя о принятом решении. Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, на срок, в течение которого гражданин относится к той категории, которая имеет право на ЕДВ.

Выплата ЕДВ

Доставка ЕДВ осуществляется за текущий календарный месяц.

Если гражданин является пенсионером, то выплату он получит одновременно с пенсией. Доставка ЕДВ будет осуществляться тем же способом, что и доставка пенсии: либо через Почту России, либо через банк, либо через другую организацию, занимающуюся доставкой пенсии. Для изменения способа доставки необходимо обратиться с заявлением в отделение Пенсионного фонда России. Гражданину, законным представителем которого является социальное учреждение, ежемесячная денежная выплата может перечисляться на счет указанного учреждения.

Если гражданин не является пенсионером, то он должен выбрать способ доставки (через Почту России, через банк либо через другую организацию, занимающуюся доставкой пенсии) и подать заявление о доставке социальной выплаты. Полный перечень организаций, занимающихся доставкой пенсии в Вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом), есть в распоряжении Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания.

Информационную основу пенсионной системы РФ составляют:

1.программно-технический комплекс системы персонифицированного учета (ПТК СПУ);

2. АРМ страхователя;

3. АРМ по назначению и выплате пенсий и ЕДВ;

4. АРМ «Клиентская служба»;

5. Программа «1С: Предприятие».

С использованием вышеперечисленного программного обеспечения осуществляются основные процессы по формированию и ведению БД ПФР.

ПТК СПУ функционирует на специализированных серверах IBM AS-400, которые работают в локальной сети, содержащей пользовательские терминалы и системы управления.

Ядром всей системы персонифицированного учета (первый уровень) является сервер AS-400, расположенный в центральном аппарате ПФР и содержащий информацию о застрахованных лицах всей Российской Федерации.

На втором уровне расположены региональные серверы, находящиеся в административных центрах и управляющие работой межрайонных пунктов персонифицированного учета. Вся информация о застрахованных лицах региона (в том числе о пенсионерах и получателях ЕДВ) хранится на региональном сервере AS-400.

На третьем уровне находятся серверы МРП, которые обслуживают как сами пункты, так и прилегающие к ним территориально управления ПФР.

На четвертом уровне - в управлениях ПФР - серверы отсутствуют и обмен информацией, касающейся персонифицированного учета, осуществляется либо с помощью магнитных носителей информации, либо по телекоммуникационным каналам (КСПД) с сервером соответствующего МРП, к которому присоединено соответствующее управление ПФР.

АРМ страхователя. В БД АРМ страхователясодержится информация о физических и юридических лицах, позволяющая организовать учет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сверку с данными бухгалтерского и персонифицированного учета.

Данные в АРМ страхователя заносятся при регистрации страхователя (юридические лица), перерегистрации или ликвидации предприятия. Аналогичная БД ведется по предпринимателям (физические лица).

АРМ страхователя установлен в каждом управлении ПФР и эксплуатируется службами персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.

Программное обеспечение АРМ страхователя сетевое и позволяет одновременно работать с БД нескольким сотрудникам. В районах, где количество страхователей небольшое, используется один ПК. В средних и крупных районах программное обеспечение и БД АРМ страхователя Размещены на сервере.

АРМ страхователя работает в нескольких режимах и позволяет осуществлять:

- ввод и корректировку данных о страхователе;

- ввод данных о платежах (в автоматизированном или ручном режиме);

- прием отчетов от страхователей (форма АДВ-11);

- формирование файла данных в специальном формате для загрузки в БД ПТК СПУ страховых и накопительных сумм взносов по каждому страховщику с учетом коэффициента уплаты;

- подготовку и распечатывание большого количества статистической отчетности для вышестоящих органов и работы со страховщиками;

В настоящее время существует несколько АРМов,выполняющих функции по назначению и выплате пенсий и ежемесячным денежным выплатам (ЕДВ). Данные АРМы разработаны в соответствии с пенсионным законодательством РФ и предназначены для работы специалистов подразделений по назначению и выплате пенсий территориальных управлений ПФР. Преимуществом программ является то, что они не требуют от специалистов по назначению и выплате пенсий специальных знаний в области компьютерной техники.

В настоящий момент существуют три АРМа, которые сертифицированы и утверждены ПФР в качестве базовых для работы с пенсионерами и получателями ЕДВ. Это разработки:

- ФГУП “ИМИ” (г. Москва);

- ООО “Эксперт” (г. Уфа);

- информационными службами центрального аппарата ПФР.

АРМ разработки ФГУП “ИМИ” работает в сетевом режиме и позволяет полностью осуществлять весь цикл работ по назначению, перерасчету, корректировке и выплате пенсий. Отличительной особенностью данного АРМа является ориентировка на участковый метод работы с БД, то есть хранение данных на сервере осуществляется на уровне участка с возможностью слияния БД участков в единую БД по району.

АРМ по назначению и выплате пенсий и ЕДВ выполняет следующие функции:

— назначение пенсии и перерасчет пенсии;

— расчет стажа, средней зарплаты и ее повышений;

— печать документов для пенсионного дела;

— ведение картотеки пенсионных дел и ЕДВ;

— ведение словарей и классификаторов;

— регистрация исполнительных документов по удержаниям и доплатам;

— ежемесячный расчет сумм к выплате (пенсий и ЕДВ) с учетом удержаний и доплат;

— выдача выплатных и сопроводительных документов для выплаты пенсий и ЕДВ через отделения связи и отделения сбербанка;

— формирование платежных поручений для расчетов со сбербанком и узлом связи;

— учет выплаты пенсий, ЕДВ, алиментов и доплат;

— массовый перерасчет пенсий, ЕДВ и их индексация;

— формирование форм статистической отчетности;

— подготовка запросов в ПТК СПУ для получения информации с ИЛС застрахованных лиц.

АРМ “Клиентская служба” предназначено для автоматизации работы специалистов клиентских служб территориальных управлений ПФР по приему населения и улучшения качества его обслуживания.

АРМ “Клиентская служба” позволяет:

- вести работу по приему и регистрации посетителей;

- регистрировать письменные обращения граждан;

- получать отчеты о работе клиентской службы;

- получать необходимые реестры и статистические отчеты по выбору управляющей компании (УК);

- выполнять администрирование БД;

- вести прием и контроль индивидуальных сведений;

- вести контроль за сроками производственных процессов,

- осуществлять прямое обращение к БД АРМа страхователя и АРМа по назначению и выплате пенсий и ЕДВ.

Программа “1С: Предприятие” (версия 7.7)разработана фирмой «1С», широко используется на территории Российской Федерации и утверждена в ПФР как базовая для всех региональных отделений и территориальных управлений ПФР.

В региональных отделениях ПФР используются следующие конфигурации:

«1С: «Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5» для комплексной автоматизации ведения всех видов бухгалтерского учета;

«1С: Зарплата+Кадры» (профессиональная версия) или «1С: Зарплата+Кадры для ПФР» для расчета заработной платы и ведения кадрового учета.

Программа “1С: Предприятие” позволяет пользователю изменять элементы конфигурации, вводить собственные расширения функциональных возможностей для решения разнообразных задач по автоматизации финансово-экономической деятельности.

Наряду с вышеперечисленными программными продуктами в региональных отделениях ПФР функционирует ряд других программ, в том числе:

- АРМ “Конвертация пенсионных прав”, осуществляющее формирование БД для подсчета пенсионного капитала застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года и его расчет;

- «Банк – клиент» для электронного обмена платежными документами (электронные платежи) с кредитными организациями;

- юридические консультационные программы “Гарант” и “Консультант Плюс”;

- АРМ сопровождения БД ветеранов Великой Отечественной войны;

- программы сверки данных ПФР и органов соцобеспечения;

- программы для приема заявлений о выборе инвестиционного портфеля - управляющей компании (УК);

- проверка сдаваемых индивидуальных сведений перед загрузкой в ПТК СПУ и многие другие.

Термин «пенсия» в переводе с латинского слова «pension» означает «платеж», в нашем изложении подразумевает регулярные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам утраченного дохода в связи с нетрудоспособностью, утерей кормильца, достижением соответствующего возраста.

Государственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы, обеспечивающей за счет средств Пенсионного фонда и федерального бюджета выплаты отдельным категориям граждан. Исторический опыт показывает, что государственная система пенсионного обеспечения должна быть централизованной, обладать достаточным уровнем финансовой и административной независимости, иметь обязательные для исполнения на всей территории страны законы.

В настоящее время в России все еще действует так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем: все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде обязательных пенсионных взносов, распределяются между пенсионерами с учетом продолжительности их трудовой деятельности. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, т.к. те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Подобные системы существуют и успешно функционируют во многих развитых странах (страны Европы, США, Канада, Япония и т.д.).

Начавшаяся пенсионная реформа затрагивает весь комплекс отношений, функционирующий в обществе, связанных с пенсионным обеспечением: по образованию соответствующих финансовых источников, материальному обеспечению граждан в виде пенсий, управлению пенсионным обеспечением и т.д. На федеральном уровне сделаны попытки полностью перестроить правовое регулирование общественных отношений в этой сфере.

Главным предназначением пенсионной реформы является замена распределительной системы пенсионного обеспечения на принципиально иную – накопительную.

Суть накопительной пенсионной системы состоит в том, что страховые взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выйдет на пенсию, эти сбережения и обеспечат в будущем выплату пенсии. Потенциальный пенсионер при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть «пенсионной уравниловки», в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений.

Предполагается, что элементы накопительного финансирования будут поэтапно внедряться в обязательную систему пенсионного страхования. При этом в обязательную накопительную систему одновременно включаются все работающие независимо от возраста, профессии и места работы.

Работодатели уплачивают страховые взносы в установленном порядке в общей сумме, исходя из совокупного тарифа к фонду заработной платы, включая сумму страховых взносов, подлежащую зачислению на накопительный счет. Вся сумма страховых взносов зачисляется на счета Пенсионного фонда, который переводит фактически поступившие страховые взносы пропорционально, исходя из установленного тарифа, на отдельный банковский счет по учету страховых взносов в накопительной схеме. Затем указанные денежные средства направляются на расчетные счета управляющих компаний.

Таким образом, данными средствами Пенсионный фонд не управляет, для этих целей функционируют управляющие компании, отвечающие за их размещение и работу.

По истечении года в установленные сроки плательщики страховых взносов представляют в службу Пенсионного фонда по месту их регистрации в качестве плательщиков, сведения по каждому работнику об уплаченных в накопительную систему суммах для их отражения на именных накопительных счетах в рамках системы персонифицированного учета. Управляющая компания с определенной периодичностью направляет Пенсионному фонду информацию о начислении инвестиционного дохода, который определяет среднюю величину инвестиционного дохода для учета на именных накопительных счетах застрахованных.

Таким образом, основными преимуществами накопительной системы являются:

- зависимость размера пенсии от заработной платы;

- отсутствие факта влияния демографической ситуации в стране на финансовую устойчивость пенсионной системы;

- увеличение объема сбережений способствует ускорению экономического роста.

Необходимо отметить, что основные черты будущей пенсионной системы предопределены ее нынешним содержанием. Реформой предусматривается не разрушение, а сохранение и укрепление оправдавшей себя государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы.

Сфера распространения социальных пенсий зависит от социально-экономического развития общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию. Однако по мере развития рыночной экономики круг лиц, не имеющих страхового стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий, соответственно, возрастать. Естественно, что государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием. Таким образом, первым уровнем внедренной системы является базовая часть пенсии, которая в перспективе должна заменить социальную.

В качестве второго уровня выступает страховая часть пенсии, ее роль определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования. В контексте реформы она должна быть освобождена от несвойственных ей функций, и перестать соответствовать природе солидарности поколений, на которой сейчас базируется социальное страхование. Из чего вытекает принципиальное требование к реформе трудовых пенсий: соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящему от продолжительности страхования и величины взносов.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств в страховых компаниях или пенсионных фондах.

В современной России проблема совершенствования системы пенсионного обеспечения становится одной из актуальных задач, ведь без ее эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе.

Следует отметить, что активное распространение высоких технологий способствовало внедрению в практику автоматизированной системы расчета размера пенсии.

В Кабардино-Балкарской Республике с 1998 года при исчислении пенсий применяется программное обеспечение. Автоматизированная система «Назначение и выплата пенсий и пособий», (в дальнейшем система), разработана в среде CLIPPER 5.01 и функционирует под управлением операционной системы MS DOS 3.3 и выше. Система предназначена для работы на персональных компьютерах типа IBM PC/AT (XT). Она заполняется информацией из пенсионных дел вручную. Для эффективной работы специалиста на один персональный компьютер вводится около 7-8 тыс. пенсионных дел.

Следует отметить, что система не требует специальных знаний в области компьютерной техники и программирования, при работе допускается широкое применение команды «Помощь».

Система выполняет следующие функции:

1. Ведение картотеки пенсионных дел:

- назначение пенсии или пособия;

- ввод ранее рассчитанного пенсионного дела;

- корректировка и перерасчет пенсионных дел;

- расчет стажа, среднего заработка, повышений и надбавок;

2. Ведение картотеки получателей пособий.

3. Ведение словарей и классификаторов.

4. Ежемесячный расчет выплачиваемой суммы пенсии с учетом удержаний и доплат.

5. Выдача выплатных и сопроводительных документов для выплаты пенсии:

- ведомостями через отделение связи;

- почтовыми переводами через отделение связи;

- разовыми поручениями через отделение связи;

- списками через сбербанк;

- разовыми почтовыми переводами;

6. Формирование платежных поручений для расчетов с узлом связи и сбербанком.

7. Учет выплаты при расчетах с узлом связи и сбербанком.

8. Массовый перерасчет пенсий:

- при увеличении минимального размера пенсии;

- при изменении районного коэффициента;

- при изменении размера компенсации;

9. Сервисное обслуживание:

- выбор принтера, управление печатью, цветом;

- сжатие, индексация, очистка и слияние информационных массивов;

- копирование на дискету и восстановление с дискеты правовой и выплатной информации;

- ввод (вывод) правовой и выплатной информации с другого компьютера через дискету.

Основными функциями специалиста при работе с Системой являются ведение картотеки получателей пенсий, пособий и алиментов и выдача выплатных и сопроводительных документов.

После запуска программы на экране появляется главное меню и системная дата, установленная в компьютере.

На первом этапе работы в режиме «Словари» вводятся словари и служебная информация. Словари используются в дальнейшем при вводе выплатной информации и для хранения информации в закодированном виде. Служебная информация используется при расчетах и выдаче выходных форм. Заполнение словарей и служебной информации выполняется до начала работы с картотекой. В Системе используются следующие словари:

► Источники финансирования выплат;

► Причин прекращения выплаты;

Следует отметить, что в процессе работы «Словари» могут дополняться и корректироваться.

В режиме «Назначение и выплата» производится ввод пенсионных дел в картотеку. В режиме «Картотека» осуществляется ввод новых и корректировка старых пенсионных дел (пособий, алиментов), ввод правовой и выплатной информации, поиск получателя и просмотр информации о выплате.

На первом этапе заполняется картотека новых назначений, где находятся дела, по которым еще не оформлен протокол и не производится выплата. После заполнения общих сведений о пенсионере, получателе пособия или алиментов, производится ввод правовой информации в режиме «Правовая информация» и автоматический расчет пенсии или пособия. В картотеке новых назначений на каждого получателя необходимо ввести выплатную информацию (способ выплаты, источник финансирования, отдел связи, сбербанк, и т.д.).

Для того чтобы начать выплачивать назначенную пенсию (пособие) необходимо перевести получателя из картотеки новых назначений в основную картотеку.

В режиме «Статистика» основным используемым режимом является режим «Учет выплаты». В этом режиме выдаются документы, необходимые специалисту для проверки расчетов с узлом связи и сбербанком, а также реестры алиментов, удержаний и доплат. Кроме того, выдаются документы по учету ежемесячных выплат по алиментам и удержаниям.

В режиме «Сервис» при необходимости производится установка принтера, управляющих символов для печати, изменение цвета и отключение звуковых сигналов.

Выдача выплатных и сопроводительных документов осуществляется в режиме «Выплата». Порядок выпуска таких документов зависит от способов выплаты. В Системе предусмотрено 4 постоянных способа выплаты.

1. Ведомостями через отделение связи.

2. Почтовыми переводами только за пределы района (по адресу фактического проживания или получателю алиментов).

Внутри района предусмотрены только разовые почтовые переводы.

3. Списками через сбербанк.

4. Списками (разовыми поручениями - талонами) через отделение связи.

После заполнения общей информации о пенсионере вводятся данные о стаже и заработке, затем осуществляется конвертация пенсионных прав, т.е. определяется пенсионный капитал, который необходим в дальнейшем для расчета размера пенсии.

С помощью АРМ «Назначение и выплата пенсий и пособий» расчет размера пенсии осуществляется автоматически после ввода данных о стаже и заработке.

Так как пенсионное дело находится в новой картотеке, выплата пенсии по нему невозможна. Дело должно быть переведено в основную картотеку, после чего печатается распоряжение.

В АРМ предусмотрена выдача следующих выходных форм:

► Справка (информация о порядке расчета размера пенсии);

► Распоряжение (финансовый документ);

► Стаж (информация о периодах трудовой деятельности);

► Средний заработок (данные о заработной плате);

► Иждивенцы (возраст, срок выплаты, родственные отношения с пенсионером и др.).

АРМ «Назначение и выплата пенсий и пособий» является стандартной программой, разработанной в централизованном порядке. Необходимо отметить, что в практике пенсионного обеспечения Кабардино-Балкарской Республики распространена разработка отдельных внутренних программ.

Так, в Отделении Пенсионного фонда России по КБР создана база данных регионального уровня «Назначение, начисление и выплата пенсий». Ее формирование происходило на основании данных о назначении, начислении и выплате пенсий каждого из Управлений ОПФР по КБР. Создание такой базы данных обусловлено необходимостью получения в ОПФР по КБР оперативной информации о каждом пенсионере Кабардино-Балкарии из единой картотеки.

На основе базы данных «Назначение, начисление и выплата пенсий» в Отделении и Управлениях ПФР по КБР эксплуатируется комплекс задач аналитического характера для получения выходной информации в целом по Республике и в разрезе Управлений.

На основе сведений базы данных регионального уровня в ОПФР по КБР функционирует информационно-справочная служба «Пенсионер», с помощью которой каждый пенсионер имеет возможность получить информацию о своем пенсионном деле, о документах, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, ознакомиться с законами и другими нормативными правовыми документами, регулирующими нормы пенсионного обеспечения, которые поступают из информационно-правовой службы «Консультант Плюс».

Также установлена и функционирует программа «Документооборот», позволяющая регистрировать и прослеживать порядок обработки документов, служащих основанием для назначения, перерасчета, изменения сроков выплаты или других изменений пенсии. В программе фиксируются справки БМСЭ, Министерства здравоохранения и социального развития населения, ЗАГСов, похоронных бюро и других организаций. Также регистрируются поступившие из Управлений по районам и городам КБР пенсионные дела и дела прибывших из других регионов пенсионеров. Все заносимые данные анализируются и отражаются в различных выходных формах, которые используются в дальнейшей работе.

Информационно-поисковая система «Информирование застрахованных лиц» позволяет застрахованному лицу получить информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в разрезе каждого работодателя, при необходимости распечатать ее. Также посетитель может воспользоваться справочной информацией для ознакомления с законодательными актами по информированию застрахованных лиц.

Для решения более специализированных задач разрабатываются отдельные программы, например для получения списков пенсионных дел с истечением срока выплаты и т.д.

Вместе с тем, следует отметить, что действующая автоматизированная система назначения пенсий не совершенна. Она функционирует под управлением операционной системы MS DOS. Она занимает много оперативной памяти, позволяет выводить на печать только текстовые форматы и обладает рядом других недостатков. В настоящее время в практике получил распространение более усовершенствованный вид операционной системы – Windows, который плохо работает с задачами MS DOS. Таким образом, необходимо трансформировать программу «Назначение и выплата пенсий и пособий» из операционной системы MS DOS в Windows.

АРМ «Назначение и выплата пенсий и пособий» является стандартной программой, разработанной в централизованном порядке и не допускающей каких-либо корректировок при эксплуатации. Ее обновление происходит регулярно, вследствие чего новые версии поступают достаточно часто. На наш взгляд обеспечение версий хотя бы кратким комментарием, содержащим характер изменений, значительно упростит работу пользователя и позволит отслеживать имеющие место изменения.

При эксплуатации данной программы возникают проблемы и более частного характера. К примеру, в Управлениях отсутствует возможность в ее рамках контролировать появление лиц, зарегистрированных и получающих пенсию в разных городах и районах КБР, ввиду чего появляется необходимость формирования дополнительных вспомогательных программ. Также необходимо отметить, что в случае повторной корректировки суммы уплаченных страховых взносов отсутствует возможность просмотра в базе данных ранее учтенной суммы, что усложняет процесс установления пенсий. В данном случае необходимо доработать программный комплекс, указывая новую сумму дополнительной строкой.

Применение автоматизированных форм обработки данных в системе пенсионного обеспечения населения значительно расширяет возможности получения аналитической информации, а также ускоряет процесс назначения пенсий и повышает качество определения ее размера.





Программный комплекс «Назначение и выплата пенсий и пособий»

Программный комплекс "АРМ инспектора СЗН" предназначен для автоматизации работ по назначению и выплате пенсий и пособий в соответствии с Законами Российской Федерации № 340-1 от 20.11.90 и № 113-ФЗ от 21.07.97 и другими нормативными актами РФ.

Программный комплекс "АРМ инспектора СЗН" работает в среде персональных компьютеров, совместимых с IBM PC AT под управлением операционных систем MS DOS, Windows’XX.

Основными отличительными особенностями комплекса являются:

- автоматический выбор наиболее выгодного вида пенсии;

- автоматический расчет доплаты за прошлое время;

- ведение учета выплаченных сумм в соответствии с источниками финансирования;

- возможность работы подсистемы выплаты пенсий и пособий как в условиях децентрализации, так и в централизованном варианте;

- возможность работы в условиях локальной сети

В соответствии с выполняемыми инспекторами пенсионного обеспечения функциями в состав комплекса программ включены следующие подсистемы:

В состав комплекса входит также система ведения нормативно-справочной информации по пенсионному законодательству.

На каждом компьютере может вестись обработка большого количества пенсионных дел (ограничение накладывается только емкостью жесткого диска), однако, учитывая реальные возможности инспектора при обработке пенсионной информации и приеме пенсионеров рекомендуется ведение не более чем 5 тыс. пенсионных дел на отдельном рабочем месте, за исключением оператора на выплатной машине, который может обрабатывать до 40-50 тыс. пенсионных дел.

Таким образом, обработка информации распределяется между инспекторами по назначению и выплате пенсий и пособий, а также бухгалтерами.

Подсистема "Назначение пенсий и пособий" обеспечивает автоматизированное выполнение следующих функций:

- контроль и расчет среднемесячного заработка;

- контроль и расчет стажа;

- назначение пенсий всех видов;

- назначение пособий всех видов;

- формирование документов по назначению пенсий и пособий

- индивидуальный и массовый перерасчеты

Выходная информация содержится в следующих документах, получаемых

инспектором по назначению с ПЭВМ:

- справка о заработке;

- справка о стаже;

- протокол назначения пенсии;

- протокол назначения пособия;

- распоряжение о перерасчете.

После полного ввода и расчета пенсионого дела оно попадает в так называемый буфер, где хранится до проверки дела старшим инспектором по назначению. В случае неверного ввода входной информации дело возвращается инспектору по назначению для исправления ошибок. Верно назначенные дела передаются инспектором по назначению на выплатную машину с помощью дискеты или по локальной сети. При этом печатается протокол дел, переданных на выплату. При приеме на выплате печатается протокол приема, который подшивается в пенсионное дело.Таким образом, отпала необходимость ведения лицевых счетов. На выплатных

машинах формируются реестры на прекращение, на снятие по истечению срока и на выплату с поручениями формы П-2, ведутся журналы учета формы П-7 в разрезе источников финансирофания, бухгалтерские журналы и т.д. Программный комплекс позволяет также производить выплату пенсий по ведомостям или разовым поручениям в зависомости от настройки системы в данном отделе соцзащиты.

Подсистема "Выплата" обеспечивает выполнение следующих функций:

- ведение БД лицевых счетов;

- формирование выплатных документов;

- в документах пенсионных дел и пособий;

- в документах по удержаниям из пенсий

- в документах, отражающих факты выплаты пенсий.

Выходная информация подсистемы "Выплата" содержится:

- в выплатных документах (списки в сбербанки, сведения о начисленных пенсиях и пособиях, поручения на выплату, списки почтовых переводов, платежных поручениях и т.д.);

- в журналах учета выплаты,

- в журналах бухгалтерского учета,

- в формах статистической отчетности 94-Россобес;

- в различного рода справках, формируемых в различных разрезах в соответствии с запросами пользователей

При формировании отчетности обеспечивается в соответствии с заданным регламентом выдача форм статистической отчетности.

При изменении минимального размера пенсий, минимальной заработной платы, размеров пособий, размеров компенсаций или изменении пенсионного законодательства инспектор по назначению проводит массовый перерасчет пенсий (пособий) с последующей передачей результатов на выплатную машину. Выходными документами в этом случае являются распоряжения о перерасчете пенсии (пособия).

Информационные технологии, реализуемые комплексом программ, обеспечивают:

- максимально возможный и целесообразный уровень автоматизации процедур обработки данных;

- рациональное распределение процедур подготовки и обработки данных между ПЭВМ и пользователем;

- однократность ввода информации и возможность ее многократного использования при решении различных задач;

- минимальные требования к пользователям по специальной подготовке для работы с комплексом программ;

- полнота информационных технологических процессов и соместимость между собой;

- альтернативность вариантов информационных технологий при выходе из строя отдельных технических средств;

- защищенность от несанкционированного доступа и корректировки;

- возможность восстановления зафиксированного состояния базы данных;

- автоматическое восстановление корректного состояния базы данных при сбое системы.

Комплексом программ используется принятая в органах социальной защиты

система документации пенсионного обеспечения.

При работе в локальной сети программный комплекс приобретает дополнительные возможности:

- Количество рабочих станций, имеющих доступ к массиву пенсионеров, не ограничено. Заведующий отделом, заместители, старшие инспектора имеют возможность просмотреть со своей станции любую информацию по любому пенсионному делу;

- Весь обмен информацией между машинами осуществляется без дискет, посредством локальной сети;

- Массовый перерасчет в сети идет с одновременным образованием реестров, т.е. значительно быстрее, чем при обмене через дискеты, когда эти процессы последовательные

- Возможно распараллеливание работ на выплатной машине в части ввода неоплаты, удержаний и других работ, кроме тех режимов, где обрабатывается весь массив, таких как формирование начислительных, списков, окончание месяца.

- Возможно подключение к сети машины отделов социальной помощи и доставки. Тем самым эти отделы автоматически получает доступ к актуальной информации о пенсионерах.

Кроме того, при установке на сервер локальной сети специального пакета, обеспечивающего работу с базой данных в режиме "клиент-сервер" и тем самым гарантирующего целостность базы данных и увеличение скорости обработки, добавляются следующие возможности:

- организация произвольных участков: по почтовым отделениям, по алфавитному ринципу, смешанная;

- организация специализированных рабочих мест: главного бухгалтера, старшего нспектора, инспектора по назначению пособий и т.д.;

- организация полностью безучасткового метода, с доступом с любого рабочего места к любому пенсионному делу с возможностью его корректировки.

Читайте также: