Будут ли молодые люди получать пенсию

Пенсионная реформа, решение о которой было принято правительством 14 июня, в первую очередь должна целенаправленно ударить по молодежи.

Нынешних пенсионеров она не затрагивает пока. Те, кому предстоит выйти на пенсию в ближайшие 5 лет, тоже не достанется - есть ощущение, что будет предусмотрен переходный период.

А вот молодежи в возрасте от 18 до 35 лет достанется от правительства по полной. Вернее, о пенсии им (нам) стоит забыть. Не достанется нам пенсия, даже страховая.

При этом довольно отчетливо видно, что именно молодежь является главной мишенью этой пенсионной реформы.

ПОЛОВИНА безработицы в России приходится на молодежь

Т.Голикова: Я сейчас дам некоторую справку. По данным Росстата, по итогам 2016 года (данных 2017 года пока ещё нет) средний возраст занятых в экономике составлял 40,7 года, в том числе мужчин – 40,2, женщин – 41,2. Среди безработных на настоящий момент превалируют лица в возрасте от 20 до 34 лет – 48,7% в общей безработице составляют лица этого возраста.

То есть половина безработных в России приходится именно на молодежь (48,7% это половина). Им сейчас и так тяжко приходится. Рабочих мест нет, а нужно как-то зарабатывать. С увеличением пенсионного возраста рабочих мест будет еще меньше.

Времена, когда Советский Союз давал гражданам жилье, прошли. Сейчас молодежи приходится залазить в ипотечную кабалу, но безработным ипотеку не дают. И вряд ли начнут.

Прошли и те времена, когда молодые родители могли не переживать за детей. Были ясли, детские сады, школы, кружки, секции и прочее. Сейчас после рождения ребенка начинается головная боль. Яслей нет, практически нет. В детский сад ребенка можно отдать в лучшем случае с 3-х лет. Это если очередь в детсад заняли еще на первом месяце беременности.

Персонал детских садов оптимизировали и сократили, поэтому время пребывания ребенка в саду обычно даже меньше длительности рабочего дня его родителей. Везет тем, у кого бабушки и дедушки могут ребенка отводить в сад и забирать. В противном случае, полный рабочий день работать не получается.

А если бабушкам и дедушкам на пенсию придется выходить позже, то и с внуками они не смогут помогать. Поэтому, молодежь, со своими детьми сами будете управляться.

Не имея возможности трудоустроиться, молодежи невозможно и рассчитывать на будущую пенсию. Откуда взяться трудовому стажу и отчислениям в ПФР, если рабочих мест нет?

А Медведев уже обещал создать условия для того, чтобы работодатели охотнее трудоустраивали не молодых, а людей в возрасте.

За что они так с молодежью?

Я смог найти только одно мало-мальски логичное объяснение. Это банальная месть за неправильный выбор.

Россияне в возрасте уже давно знают, что голосовать на выборах нужно за правильных кандидатов. Они и передачи по телевизору правильные смотрят.

Молодые же сидят в своих интернетах, легко поддаются на всякие там провокации "агентов Запада". Вообще не патриотичная молодежь. Голосуют не за тех, митингуют, вечно чем-то недовольны.

Что? За ними будущее? Ну, уж нет!

По мнению правительства, нет и не должно быть будущего у тех, кому сейчас 20-35 лет.

Это у них там, за границей, молодежь - основа экономики страны. А у нас залогом экономического роста являются опытные счетоводы и бумагомаратели. Экономический рост Росстат нарисует, они умеют.

Сообщите, если у кого-то есть иное объяснение такой государственной политики. Иначе как местью я не могу объяснить это стремление Членов правительства увеличить долю безработных молодых россиян с нынешних 48,7% до 75-100%.

Хотя, конечно, истинная причина этой пенсионной реформы вовсе не в желании кому-то отомстить или улучшить жизнь пенсионерам.

Это попытка прикрыть чудовищное разграбление пенсионных накоплений россиян.

Продолжение читайте тут:

Подписывайтесь на канал, ставьте "палец вверх"

Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru

Подписывайтесь на нас в Телеграме , чтобы получать уведомления о новых заметках

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.


Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас "заморожена". То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет "переработки".

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений - это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года - значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип "отложенных индексаций" предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

"Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала", - говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней - маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.




C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции "Единой России", чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория - молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность - вернуться к старой системе распределения выпускников.


Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон "О страховых пенсиях" вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий - например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен - по принципу "год за год".


Для "обычных" работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет - мужчины, и 55 лет - женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет - для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины - в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу "на год за год, пропуская год" в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста "по полгода за каждый год". В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других - изменения все же будут.


Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют "северным стажем") в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе - на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) - на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам - в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока - в 68 лет, а мужчинам - позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.


Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у "массовки" - больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. "Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, - пояснили "РГ-Неделе" в минтруде. - Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет". Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) "сдвигать" и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

"Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, - уточнили в минтруде. - Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить "досрочную" пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений" (см. рисунок).


Материальная поддержка лиц, которые утратили трудоспособность, является приоритетным направлением социальной политики государства.

Каждый работающий гражданин вправе рассчитывать, что после долгих лет труда он будет получать денежные выплаты – пенсию.

Бесплатно по России

Однако бытует мнение, что те граждане, которые никогда не работали или имеют недостаточно большой трудовой стаж, не смогут получать денежные выплаты по причине утраты трудоспособности. Так ли это?

Возможна ли пенсия без трудового стажа?

Единственным источником дохода для тех лиц, которые по тем или иным причинам утратили трудоспособность, является пенсия. Несомненно, большое значение при ее назначении играет стаж.

Однако у лиц, которые никогда не работали или имеют недостаточное количество лет работы, также существует право получить определенные выплаты, называемых социальными пенсиями. Их могут получать только неработающие граждане, не имеющие иных источников дохода.

Социальные выплаты в нашей стране бывают:

По потере кормильца

Если у гражданина имеются иждивенцы, то после его смерти им положены определенные выплаты по потере кормильца. Обычно их сумма рассчитывается исходя из страхового стажа умершего. Однако если последний его не имеет, то лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается социальное пособие.

По инвалидности

Утрата способности осуществлять трудовую деятельность из-за приобретенного заболевания, травмы или увечья является основанием для получения группы инвалидности, различимой между собой в зависимости от степени утраты трудоспособности и возможностей самостоятельного обслуживания в бытовых сферах.

Социальная поддержка по данному основанию назначается в том случае, если гражданин не работал никогда вовсе. Однако если у него имеется хотя бы минимальный стаж, то ему выплачивается соответствующая страховая пенсия.

По старости


Основанием для начисления выплат по этой причине является достижение гражданином определенного возраста и несоответствие его критериям для назначения страховой пенсии.

В этой статье речь идет именно о социальной пенсии по старости, так как данные выплаты назначаются чаше всего.

Оформление ее не представляет значительных трудностей и происходит в обычном порядке. Так, лицо, у которого, в соответствии с законом, возникло право на получение соцпенсии должно прибыть лично в отделение пенсионного фонда со следующим пакетом документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • СНИЛС (его хождение отменено с апреля 2019 года, однако при его наличии ПФР все равно может его потребовать);
  • реквизиты банковского счета для перечисления средств.

Трудовая книжка, справки с работы и иные документы, связанные с трудовой деятельностью, при назначении не требуются.

Социальную выплату можно оформить не только в отделениях пенсионного фонда, но и в МФЦ. Это очень удобный способ, поскольку многофункциональные центры есть во всех муниципальных образованиях и имеют удобные для граждан графики работы. Однако следует помнить, что оформление выплат через МФЦ происходит немного дольше, чем напрямую через ПФР.

Отличия страхового обеспечения от социального

В отличие от социального, для назначения страхового обеспечения претендент на него должен соответствовать довольно жестким критериям, таким как:

  1. Наличие достаточного страхового стажа. В 2019 году он должен составлять не менее 10 лет. Следует отметить, что сюда входит не только время, в течение которого гражданин занимался трудовой деятельностью непосредственно, но и иные, оговоренные в законе периоды. Например, время ухода за детьми до полутора лет. Минимальный рабочий стаж с каждым годом увеличивается и достигнет максимума в 15 лет в 2024 году.
  1. Наличие достаточного ИПК. Под ИПК следует понимать количество пенсионных баллов, которое зависит как от стажа, так и сумм страховых взносов, на которые, в свою очередь, влияет размер заработной платы. В 2019 году ИПК должен составлять 16,2 балла, а будет минимум 30 в 2024 году.

Итак, чем же отличается социальное обеспечение от страхового?

Размер

Размер социальных выплат фиксирован, однако значительно ниже, чем средняя страховая пенсия. Так, в 2019 году (с 1 апреля) их сумма составляет 5304,57 рубля.

Однако следует заметить, что такую маленькую сумму граждане не получают, поскольку размер пенсионного обеспечения должен составлять не менее размера прожиточного минимума для пенсионера, который разнится в зависимости от региона. В связи с этим граждане вправе рассчитывать на федеральную или региональную доплату до уровня ПМП. Средний же размер страхового обеспечения 13700 рублей.

Индексация

Ежегодное увеличение соцпенсии привязано к прожиточному минимуму и в 2019 году составило 2,4%. Индексация сумм страхового пенсионного обеспечения составила в текущем году 7,05%.

Возраст

Стать получателем социальной пенсии можно на 5 лет позже, чем страховой. Это не касается представителей народов севера (малочисленных), которые имеют ряд льгот и послаблений.

Сколько составит пенсия, если стаж работы составляет 7, 11, и 15 лет

Чтобы наглядно понять, какое обеспечение будет назначено в 2019 году, следует разобрать следующие примеры:

  1. Работник имеет 7 лет стажа. В этом случае он вправе рассчитывать только на социальную пенсию, поскольку для страховой необходимо не менее 10 лет.
  1. Работник имеет 11 лет стажа. Он является достаточным, однако если у гражданина была низкая заработная плата (ниже 11500 тысяч рублей), то ему не хватит ИПК для назначения страхового обеспечения. Вообще, начисление пенсионных баллов зависит еще и от множества иных дополнительных факторов, поэтому каждый подобный случай следует рассматривать индивидуально.
  1. Работник имеет 15 лет стажа. В 2019 году этого достаточно для назначения страховой пенсии.

Что изменилось в 2019 году

В 2019 году по инициативе Правительства России в нашей стране началась масштабная реформа системы пенсионного обеспечения. Она связана с увеличением возраста, когда гражданин вправе рассчитывать на выплаты. Затронуло это и получателей соцпенсии. Теперь они могут подавать документы на выплаты в 60,5 и 65,5 лет, в зависимости от пола.

Могут ли отказать в назначении выплаты

Перечень оснований для отказа при назначении выплаты не слишком широкий. К ним относятся:

  • наличие постоянного места работы;
  • место жительства за пределами РФ;
  • проживание в РФ менее 15 лет (для иностранцев).

Даже при отсутствии необходимого стажа граждане вправе рассчитывать на социальную поддержку от государства. Для этого следует обратиться в ПФР за назначением соответствующей пенсии. Однако следует понимать, что ее размер значительно меньше, чем размер страхового обеспечения.

Полезное видео

Какие изменения произошли в связи с реформой 2019 года, смотрите в видео:


В следующем году в России будут назначать пенсию по новым правилам. Так в нашей стране меняются условия выхода на заслуженный отдых. Женщины будут уходить на пенсию уже в 56 лет и шесть месяцев, а мужчины в 61 год и шесть месяцев.

Как и ранее размер назначаемой выплаты государством зависит от стажа пенсионера. Что получать пенсию больше, чем установленный минимальный размер россиянам необходимо будет иметь 12 и более лет трудового стажа, а также 21 накопленный пенсионный бал.

Россиянам будут назначать пенсию по новым правилам

Если к моменту к достижению пенсионного возраста у человека недобор в баллах и стаже, то страховую пенсию ему не выплатят, человеку придется ждать социальную пенсию еще пять лет либо добирать стаж и баллы в ближайшие годы.

В следующем году планируют проиндексировать страховую пенсию на 6,3%, а социальную на 3,4%.

Заместитель главы фракции «Единой России» Андрей Исаев рассказал изданию «Коммерсант», что пенсионный фонд России не планирует массовых проверок пенсионеров на дополнительные доходы в 2021 году. Он добавил, что размер пенсии не зависит от доходов или имущества граждан. По словам Исаева, «Единая Россия» сейчас работает над сокращением проверок при назначении пенсий.

«В частности, мы сейчас работаем с Минтрудом над тем, чтобы для назначения пенсий по инвалидности и единовременных денежных выплат соответствующим гражданам не нужно было никак это подтверждать, писать заявление», — отметил он.

Выплата 10000 рублей россиянам, ухаживающим за инвалидами предложена в 2021 году


Законопроект № 1048188-7 «О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», внесен в Государственную Думу РФ 16 ноября 2020 года. Отзывы, предложения и замечания по нему направляются в Совет Думы до 15 декабря. После этого будет принято решение от отклонении законопроекта, или о его дальнейшем рассмотрении в первом чтении на сессии Госдумы, пишет издание Прецедент.

В случае принятия законопроекта, россияне которые добровольно отказываются от работы, чтобы ухаживать за пожилыми или тяжелобольным родственниками, смогут получать от государства по 10 000 рублей.

Законопроект и его статус можно посмотреть на официальном сайте Госдумы.

Перспективы проекта под номером 1048188-7, пока сложно оценить. Его авторы — депутаты фракции ЛДПР. А опыт показывает, что шансы прохождения в Госдуме намного выше у законопроектов, внесенных правительством РФ или фракцией «Единая Россия». С другой стороны один из авторов документа — жириновец Ярослав Нилов — является председателем профильного комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Что, наверное, может прибавить документу «аппаратного веса».

С 2019 года Госдума приняла решение в отношении семей с детьми- инвалидами. Родители, ухаживающие за детьми-инвалидами 1 группы, получают по 10 000 рублей ежемесячно. Как пояснили в ПФР НСО www.pfrf.ru, в нашем регионе с учетом районного коэффициента эта сумма составляет 12 000 рублей. Ее получают более 67 тысяч человек.

Остальные граждане, ухаживающие за престарелыми родственниками или инвалидами, по указу президента РФ от 26 декабря 2006 получают ежемесячно 1200 рублей. В Новосибирской области с учетом районного коэффициента эта выплата составляет 1440 рублей. При этом многие из них не могут работать, так как инвалиды 1 группы, утратившие способность обслуживать себя самостоятельно, требуют круглосуточного ухода, а работники социальной службы могут уделять таким людям лишь ограниченное количество времени в день.




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.

Читайте также: