Что такое накопительная пенсия в украине и как ее получить



Алексей Кущ


Алексей Кущ

Премьер Гончарук пафосно запускает программу кредитования малого бизнеса под красноречивым брендом "пять-семь-девять". Речь идет о возможных ставках по кредитам для предпринимателей, а не о падении ВВП, промышленного производства и доходов населения, как вы подумали.

Уже почти никто не воспоминает, что эта программа изначально задумывалась как "двойной удар": и в части выделения микробизнесу доступных кредитных средств, и в контексте возращения трудовых мигрантов назад на родину. Дешевые кредиты должны были играть роль сыра: возвращайся и оставайся, почти как в песне известной певицы – "раздевайся, раз уж пришел".

Мы уже детально анализировали, почему льготные кредиты под 9% не помогут выманить наших мигрантов из Европы, где они могут кредитоваться под 1-2%. Да, даже из России – там уже "не льготные" выдают примерно под такой же процент. Но не будем слишком критичны, может хоть "конгломераты" ФОПов, созданных большим бизнесом в сегменте торговли, смогут льготно "кредитнуться".

В общем, ждем первые результаты и очень внимательно следим, куда перетекут обещанные государством два миллиарда гривен, выделенных на компенсацию процентов. Зацикливание схемы на государственные банки пока вызывает настороженность.

Но украинцы уезжают из страны, руководствуясь не только критериями зарплаты и возможностями дешевого кредитования. Они уезжают в поисках долгосрочных стандартов качества жизни, таких как безопасность, медицина, образование и пенсионное обеспечение. Украинец - обладатель итальянского Permesso di soggiorno, то есть вида на жительства, после пяти лет работы в Италии может рассчитывать на минимальную пенсию в размере 500 евро.

Сравним эту цифру с 70% украинских пенсионеров, которые получают в среднем 1,7-3 тысячи гривен в месяц, то есть не больше 100 евро. Правда власть обещает увеличить так называемый коэффициент замещения, то есть отношение пенсии к средней зарплате до 40%. То есть украинский пенсионер будущего, который сможет предъявить государству 35 лет страхового стажа, сможет рассчитывать на 4-5 тысяч гривен в сегодняшних ценах.

А в той же Италии, проработав 25 лет, украинец сможет получать пенсионное пособие в размере 800-1000 евро. И это один из ключевых демотиваторов, почему у нас формируются долгосрочные миграционные потоки, участники которых, в отличие от маятниковой миграции, не просто живут за рубежом больше года, но берут там ипотеку, обустраиваются и забирают свои семьи из Украины.

То есть страна теряет не только трудовые ресурсы, но со временем и поток трудовых финансовых трансфертов, присылаемых на родину, которыми так гордится что нынешняя власть, что прошлая. Это модель "экономики-кладбища", когда ее бывшие граждане приезжают в родные края один раз в год – "на гробки", как переселенцы из Чернобыльской зоны отчуждения. А те, кто по ряду причин не хочет или не может уехать, понимает одну простую вещь: его старость – дело рук "самого утопающего", то есть "стареющего".

Если она не будет обеспечена накоплениями и пассивными доходами, например от недвижимости, единственное, что может гарантировать государство – это персональную нищету. В таком случае человек, работающий в Украине, максимально демотивирован получать легальную зарплату (если он не предпенсионного возраста), ведь экономя на налогах он сможет больше накопить к старости.

Именно поэтому в Украине уже перезрела необходимость в ведении второго и третьего уровня пенсионного обеспечения, когда государство на первом уровне в виде солидарной пенсионной системы гарантирует выплату некоего минимального стандарта дохода, работодатель совместно с наемным работником формируют второй накопительный уровень (на "хлеб с маслом") и сам наемный работник, по желанию, может дополнительно накапливать средства на третьем уровне – на условный кусок сыра к бутерброду.

Предыдущие попытки запуска накопительной системы не привели у нас к созданию эффективного механизма пенсионного обеспечения. Более того, ряд пенсионных фондов сотрясали скандалы, связанные с неэффективным использованием средств вкладчиков. Не избежал этого даже пенсионный фонд НБУ.

И вот в парламенте зарегистрировали законопроект о "всеобщем накопительном пенсионном обеспечении". На данный момент Украина входит в топ-15 стран мира с самыми высокими темпами сокращения численности населения. По данным ООН, к 2050-му году населения нашей страны сократится на 28%, при этом удельный вес жителей старше 60 лет вырастет с нынешних 23% до 32%.

Что предлагается. Ввести обязательный уровень накопительной системы, когда работодатель и наемный работник будут обязаны платить негосударственным пенсионным фондам 2% от размера заработной платы и 1% соответственно. По желанию, наемный работник может увеличить свой взнос, а работодатель обязан паритетно "добавить" от себя в виде дополнительных отчислений, но лишь до достижения взносами уровня в размере 5% от заработной платы.

Рассмотрим это на простом примере. Зарплата наемного работника составляет 10 тысяч гривен. Работодатель обязан ежемесячно перечислять в накопительную пенсионную систему 200 гривен, а работник 100 гривен. Со временем последний может добровольно увеличить свои взносы еще на 1% в месяц, то есть на 100 грн.

Работодатель обязан на паритетных условиях добавить 1% или те же 100 грн от себя. Если уровень в 5% отчислений достигнут, то работодатель уже не обязан паритетно наращивать отчисления. То есть суммарная нагрузка на фонд оплаты труда составит до 5%. В нашем примере – это 500 грн.


Как сейчас?

На сегодняшний день в Украине работают два из трех уровней пенсионной системы.

Первый уровень — это всем известная солидарная система. Ежемесячные отчисления — 22 % ЕСВ с застрахованных лиц «сверху» — как раз производятся в рамках солидарной системы.

Третий уровень пенсионной системы, как и первый, тоже давно работает. Но, правда, не пользуется популярностью. Речь идет о добровольно-накопительном уровне пенсионной системы. Основу его составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Те, кто желает получать дополнительные выплаты к пенсии, выбирают НПФ и добровольно перечисляют туда взносы.

Второй уровень пенсионной системы, который мы сейчас рассматриваем, также базируется на основах накопления средств застрахованных лиц в НПФ и финансировании расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат. В отличие от третьего уровня — он обязательный, а не добровольный.

То есть второй уровень пенсионной системы — накопительный, предполагает, что

удержания из зарплаты (дохода) будут аккумулироваться на накопительных счетах НПФ персонифицированно

И в дальнейшем могут использоваться лично застрахованным лицом и только им (или его наследниками). Или как вариант — деньги будут перечисляться в Накопительный пенсионный фонд, который должен был создать ПФУ, как это предусмотрено на сегодняшний день ч. 5 ст. 78 Закона № 1058*.

Получается, с введением накопительной пенсионной системы, кроме отчислений в Пенсионный фонд в солидарную систему (22 % ЕСВ «сверху»), украинцев обяжут делать взносы на свой личный счет, которым будут распоряжаться НПФ.

С чего сыр-бор?

Уже с 1 января 2019 года в Украине должна начать функционировать накопительная пенсионная система. Это прописано в Законе Украины от 03.10.2017 г. № 2148. При этом Кабмину было поручено к 1 июля 2018 года подготовить ряд документов, чтобы накопительная пенсионная система смогла заработать. Что он и сделал (см. законопроекты от 06.11.2018 г. № 9224-1 и от 10.07.2017 г. № 6677). Но, увы, депутаты их не утвердили…

Когда же ожидать, что накопительная пенсионная система заработает? Возможно, запуск второго уровня накопительной системы будет отложен на год— до 1 января 2020 года. Что не удивительно ввиду неготовности законодательной базы под новую «пенсионную волну», хотя до часа «Х» осталось совсем немного.

Но, скорее всего, с 2019 года мы все-таки начнем делать накопления на будущее.

Окончательный вариант всех пенсионных изменений пока предсказать сложно, ведь непонятно, какие из них заработают, а какие будут отбракованы. Но, в общем, картина уже просматривается. Чего нам стоит ожидать?

Сколько заплатим?

Предполагается, что стартовать будем с 2 % отчислений от зарплаты (дохода).

Но на этом останавливаться никто не собирается. С каждым годом размер взносов будет увеличиваться на один процент. И так, пока сумма отчислений не достигнет 7 %.

Согласитесь, сумма не маленькая, учитывая, что с зарплаты традиционно удерживают НДФЛ (на сегодня — по ставке 18 %), а также 1,5 % ВС. Понимают это и законодатели.

Предполагается, что КМУ разработает предложения о постепенном на протяжении 2020 — 2022 гг. снижении размера НДФЛ до 15 % с одновременным направлением освобожденных средств в НПФ, а также постепенной, на протяжении 2022 — 2023 гг. отмены ВС.

Накопительные взносы не считаются составной частью ЕСВ.

Они уплачиваются отдельно в виде удержаний «снизу» из зарплаты по аналогии с НДФЛ и ВС

Удерживать и перечислять накопительные взносы должны будут работодатели.

Ну а если лицо застраховано самостоятельно (например, ФЛП или независимые профессионалы, такие как адвокаты, нотариусы) и не имеет агента-страхователя, то в этом случае страховые взносы уплачивать будет само застрахованное лицо.

Средства накопительной системы пенсионного страхования учитываются на накопительном пенсионном счете до достижения пенсионного возраста, а в случае отсрочки времени назначения пенсии по возрасту в период после достижения такого возраста — со дня окончания срока отсрочки даты назначения пенсии по возрасту в солидарной системе.

Также предусмотрено, что если лицо не уплачивало страховые взносы во время учебы, в период признания инвалидом, временного выезда за границу и т. п., за ним сохраняется право на приобретенный страховой стаж и право на пенсионные активы, учтенные на его накопительных пенсионных счетах в накопительной системе пенсионного страхования.

Кто может не платить?

Потенциальных участников накопительной системы можно разделить на три лагеря: (1) обязательные участники, (2) добровольцы и (3) лица, которые не имеют права участвовать в накопительной системе.

1. Предполагается, что участниками накопительной пенсионной системы являются лица, которые по состоянию на 1 января 2019 года (или другую дату ее введения) подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию. С этих лиц до достижения пенсионного возраста будут удерживаться пенсионные взносы в накопительную систему.

2. В виде исключения застрахованные лица, которым на указанную дату осталось менее 10 лет до пенсионного возраста, имеют право не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

если вам осталось меньше 10 лет до пенсионного возраста, платить или не платить «накопительные» взносы, решаете лично вы

Интересный момент. Лица, которым на 1 января 2019 года остается 11 лет до достижения пенсионного возраста, оказались «на перепутье». Если накопительная система заработает с этого года, они будут в числе плательщиков взносов. Если же введение накопительной системы отложат на год, они уже из числа плательщиков выбывают.

Обратите внимание: пенсионный возраст в солидарной системе и обязательной накопительной пенсионной системе будет определяться по одним и тем же правилам. То есть, если лицо достигнет пенсионного возраста по условиям солидарной системы, то и в накопительной системе оно станет пенсионером. Правила игры, по которым определяется пенсионный возраст, скорее всего изменят. О том, как определить пенсионный возраст в 2018 году, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 5 с. 24.

3. А вот лица, которые уже достигли пенсионного возраста, в том числе и работающие пенсионеры, не смогут быть плательщиками взносов в накопительный фонд, даже если очень этого захотят.

Куда уходят денежки?

Как мы уже упоминали, пенсионными накоплениями по накопительной системе будут заниматься НПФ.

НПФ — это фонды, которые созданы и действуют по законодательству о негосударственном пенсионном обеспечении

НПФ можно будет выбрать самостоятельно. При этом если в отведенный срок вы этого не сделаете, работодатель сможет сам определить такой фонд. Но при этом за вами сохраняется право в любой момент перейти в другой НПФ (при желании).

Перечисленные средства в виде удержаний из зарплаты будут оседать на накопительном пенсионном счете — субсчете индивидуального пенсионного счета в системе персонифицированного учета НПФ.

Затем между участником накопительной пенсионной системы и страховой организацией будет заключаться договор страхования пожизненной пенсии, с тем чтобы после достижения «участником» пенсионного возраста можно было получать пенсионные накопления (подробнее об этом мы расскажем ниже).

И еще момент. Несмотря на то, что накопленные средства перечисляются НПФ, за ПФУ останется, скажем так, роль куратора. Так, ПФУ будет решать вопросы, связанные с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах, осуществлять администрирование и учет страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования, их направления в избранных застрахованными лицами НПФ.

Что получим в итоге?

Участники накопительной пенсионной системы имеют право на пенсионные выплаты в рамках солидарной системы как застрахованные лица. То есть ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе страхования, которую получает лицо при достижении пенсионного возраста (в других случаях), остается.

А уже вдобавок к обычной пенсии застрахованному лицу будут причитаться выплаты в рамках накопительной системы. Давайте посмотрим, на что можно будет рассчитывать.

Предполагается, что участник накопительной системы может получить пожизненную пенсию (аннуитет) и/или единовременную выплату.

Аннуитет. Выплату аннуитета будет осуществлять страховая организация, выбранная застрахованным лицом (участником накопительной системы). Чтобы получить такую пенсию, по достижении пенсионного возраста участник накопительной системы должен заключить договор страхования пожизненной пенсии со страховой организацией. Также необходимо будет сообщить в Пенсионный фонд (или администратору НПФ) о выбранной страховой организации.

Соответствующий пенсионный фонд должен обратиться в банк (к хранителю), в котором открыт накопительный счет, с требованием перечислить страховой организации средства, находящиеся на накопительном счете такого лица.

Получать пожизненную пенсию лицо будет согласно условиям договора страхования пожизненной пенсии

Размер такой пенсии будет рассчитывать страховая организация, учитывая, среди прочего, сумму накоплений, инвестиционный доход от этих сумм, а также среднюю величину продолжительности жизни для мужчин и женщин.

Одноразовая выплата. Одноразовую выплату можно будет получить лишь при определенных обстоятельствах. И в определенных суммах.

Давайте посмотрим, что это за случаи.

1. Если средств не хватает. Сначала уточним: для того, чтобы участник накопительной системы смог получить право на пожизненную пенсию, накопленная сумма на его персональном счете должна быть не меньше минимальной суммы, необходимой для оплаты договора страхования пожизненной пенсии. Минимальный размер суммы пенсионных накоплений будет устанавливать Нацфинуслуг.

А если средств не хватает? В этом случае предполагается два варианта: либо лицо вносит необходимую сумму на свой накопительный пенсионный счет и заключает договор со страховой компанией, либо получает право на одноразовую выплату.

2. Выезд за границу. Если участник накопительной системы решил переехать на постоянное место жительства за границу, он тоже может (при желании) вместо пожизненной пенсии взять накопленные средства в виде одноразовой выплаты.

3. Форс-мажор. Будут четко определены случаи, при которых участник накопительной пенсионной системы будет иметь право получить свои средства (их часть) при наступлении каких-то сложных жизненных ситуаций. Таких, например, как инсульт, онкозаболевание. При этом для выплаты таких средств нужны будут медицинские подтверждения критического состояния здоровья.

Ранее планировался более широкий диапазон форс-мажорных обстоятельств, при которых возможна одноразовая выплата. Например:

— лечение тяжелых заболеваний участника накопительной пенсионной системы и близких родственников — до 100 %;

—наступление для участника критических жизненных ситуаций (пожар, стихийные бедствия) — до 70 %;

—приобретение недвижимости — не более 50 %;

—оплата обучения участником, детьми участника — не более 30 %.

Более детальные условия и порядок получения выплат из накопительной системы должен будет разработать и установить КМУ.

Но, опять же, на сегодняшний день пока сложно сказать, на каком варианте остановятся законодатели. Возможно, одноразовую выплату ограничат только тяжелыми заболеваниями самого участника накопительной системы. Но не исключено, что вариантов взять свое сразу будет больше.

4. Наследование. В случае смерти участника накопительной системы принадлежащие ему средства не «пропадут». На эти деньги могут претендовать его наследники. Естественно, речь идет о случае, когда смерть участника накопительной системы произошла до достижения им определенного пенсионного возраста.

При этом участник накопительной системы имеет право в любое время определить наследниками одно или несколько физических лиц (независимо от наличия у него с такими лицами семейных, родственных отношений), которые имеют право на получение в случае его смерти средств в сумме, учтенной на его накопительном пенсионном счете, а также определить размер долей, в которых они должны быть распределены между указанными лицами.

В таком случае участник накопительной системы составляет завещание в соответствии с ГКУ.

Лица, которые имеют право на получение в наследство средств накопительной системы пенсионного страхования в сумме, принадлежащей умершему участнику накопительной системы, могут подать заявление о направлении таких средств на свой накопительный пенсионный счет.

Вот примерно такая картина вырисовывается с накопительной пенсионной системой. В завершение еще раз подчеркнем, что на данный момент законодательная база под эту систему еще не готова, поэтому четко сказать, как она в реалиях будет выглядеть, невозможно, можно ориентироваться только на нормы, содержащиеся в законопроектах по этому вопросу. И надо учитывать, что они могут быть приняты в измененном виде или не приняты вообще. Так что это пока только наброски эскиза, а готовый результат — чуть позже. ☺


Идея накопительных пенсий для украинцев, при которой люди откладывают себе на пенсии сами и "не давят" на без того дефицитный Пенсионный фонд, не дает покоя властям.

На прошлой неделе Кабмин согласовал законопроект о накопительных пенсиях для льготников по спискам №1 и №2 (шахтеров, химиков, других работников вредных производств). Новую схему хотят запустить уже с начала следующего года.

Ее суть в том, что на пенсии этой категории граждан будут собирать работодатели. Для этого планируется увеличить ЕСВ на 15% для списка №1 и на 7% для списка №2. То есть людям никакие доплаты, по идее, не грозят. Но есть нюансы.

"Работодатели считают чрезмерной такую нагрузку на ЕСВ. Получается, что помимо 22% единого социального взноса нужно будет платить еще плюс 15%. То есть в целом – до 37%. Это чрезмерная нагрузка на фонд заработной платы, которая может спровоцировать сокращения штата и увольнение людей. Максимум, на что согласны работодатели, – это плюс 10% к ЕСВ для списка №1 и 5% – для списка №2", – пояснил нам глава Конфедерации работодателей Алексей Мирошниченко.

Кроме того, работодатели готовы затеять ревизию льготных списков, то есть многие могут потерять право досрочного выхода на пенсию.

На начало декабря профильный парламентский комитет планирует вынести в сессионный зал и другой законопроект по пенсиям – №2683 "Об обязательном накопительном пенсионном обеспечении". Он прописывает новую пенсионную схему уже для всех украинцев.

Если проект примут, людям придется в обязательном порядке откладывать не менее 3% зарплаты на специальные пенсионные счета. "По сути, появится еще один налог", – говорит глава Экономического дискуссионной клуба Олег Пендзин.

Вот только что украинцы получат по итогу – пока неясно. Эксперты говорят, что пенсионные деньги в нашей стране особо некуда вкладывать. Так что на момент выхода на пенсию человек может получить разве что мизерную доплату – пару сотен гривен в месяц, да и то не факт.

То есть, получается, надежнее просто откладывать на старость на депозит или "под подушку".

"Страна" разбиралась, как в Украине хотят запустить накопительные пенсии.

Проблемные льготники

На прошлой неделе Кабмин согласовал законопроект о так называемой профессиональной накопительной пенсионной системе. Речь идет о накопительных пенсиях для категорий рабочих по спискам №1 и №2 – туда входят представители вредных специальностей (шахтеры, рабочие, задействованные на химических, металлургических производствах и др.).

Они имеют право на льготный выход на пенсию (по списку №1 – с 50 лет, по списку №2 – с 55 лет).

Скажем, чтобы выйти на пенсию по льготному списку №1 в 50 лет, нужно отработать на вредном производстве от 7,5 лет (для женщин) до 10 лет (для мужчин). Для списка №2 такой стаж должен составлять 12 лет.

"Эти пенсии выплачиваются из Пенсионного фонда, но всю сумму плюс стоимость доставки пенсий ПФ компенсируют работодатели, у которых пенсионер заработал вредный стаж. К примеру, если человек проработал на тяжелом производстве 12 лет, 5 лет на одном предприятии и еще 7 лет на другом, то и затраты на пенсию делятся между этими предприятиями пропорционально", – пояснил нам руководитель управления соцстрахования и пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук.

К примеру, если человек выходит на пенсию в 50 лет, то работодатель должен платить Пенсионному фонду 10 лет – пока пенсионеру не исполнится 60 лет.

На практике такая схема работает со сбоями. Как указано в пояснительной записке к проекту, за последние 10 лет задолженность перед ПФ по льготным пенсионерам выросла больше чем впятеро и продолжает увеличиваться на 1,5 млрд гривен в год.

Ежегодно работодатели не компенсируют ПФ четверть всех льготных пенсий. Многие предприятия, с которых люди уходили на пенсию, уже вообще не работают, так что выбивать долги, по сути, не с кого.

Также, по словам министра соцполитики Марины Лазебной, на многих предприятиях не ведется учет документов, поэтому люди часто просто не могут подтвердить свой льготный стаж. На данный момент долг работодателей по льготным пенсиям просто огромный – 15 млрд гривен. И эта нагрузка ложится на и без того дефицитный Пенсионный фонд.

Как рассказал нам Мирошниченко, предприятия в качестве решения вопроса с погашением этой задолженности предлагали отсрочку на 60 месяцев. Но пока власти на это не согласились.

Стоит отметить, что и для самих работодателей армия льготников, многие из которых могли проработать на вредном предприятии всего несколько лет, но за которых нужно платить, стала обузой. Поэтому переход на накопительные пенсии мог бы стать решением проблемы, если не сейчас, то в недалеком будущем. Но есть нюансы.

Три программы вредности

Чтобы решить эту проблему с пенсионерами-льготниками, Минсоцполитики предложило новую схему – накопительные пенсии для представителей льготных профессий. Накапливать пенсии будут за счет работодателей – им повысят ЕСВ (для списка №2 – на 7%, для списка №1 – на 15%). Пенсионные счета станут обязательными для рабочих до 35 лет.

Пенсионных программ будет три: для выхода на пенсию с 50 лет, с 55 лет и программа добровольного участия (скажем, для тех, кому сейчас больше 35 лет) – условия пропишут в коллективных договорах.

Программа №1 рассчитана на работников, которые заняты полный рабочий день (не менее 80% времени) на работах с особо тяжелыми и вредными условиями (по списку №1). По этой программе человек может рассчитывать на выплаты при достижении 50 лет. Дополнительные отчисления для работодателя – 15% ЕСВ. То есть предприятие всего будет платить за таких работников 37% ЕСВ.

Программа №2 – для работников из льготного списка №2, а также трактористов-машинистов сельхозпредприятий, машинистов строительных и грузовых машин, работников текстильных производств, водителей городского пассажирского транспорта, доярок, свинарок. Она дает право на получение пенсионных выплат с 55 лет. Дополнительные выплаты работодателей – 7% ЕСВ, то есть общая нагрузка по единому социальному взносу составит 29%.

Программа №3 – для "добровольцев". Она позволяет копить себе на пенсии, но не самостоятельно, а по условиям коллективных договоров с работодателями. Выплаты начинаются с 55 лет. Платить будут работодатели, но конкретные отчисления пропишут в договорах. Программа рассчитана на тех, кому до пенсии осталось не так много, но все же можно накопить на прибавку к пенсии.

То есть с самих работников ни по одной программе взыскивать средства не будут, все накопления – за счет работодателей.

Ловушка для льготников

Впрочем, на самом деле доплаты от работодателей еще не гарантируют льготникам стабильных пенсий в старости.

В Конфедерации работодателей говорят, что предложенные ставки пенсионных отчислений очень высокие и неподъемные для бизнеса. "Работодатели согласны на дополнительный ЕСВ 10% по списку №1 и 5% по списку №2. Если процент будет выше, есть угроза чрезмерной нагрузки на фонд заработной платы, что заставит компании идти на непопулярные меры, вплоть до увольнений. В нынешней экономической ситуации нагрузка в 37% ЕСВ попросту нереальная", – говорит Мирошниченко.

Также непонятно, как пенсионные накопления будут защищать от инфляции. Как отметили представители профсоюзов на заседании Кабмина, новую систему планируется внедрить уже с 1 января 2021 года, но инфраструктура к этому не готова, нет гарантий сохранности активов.

Формально человек сможет выбирать пенсионный фонд для хранения накоплений. Свои ПФ есть также на многих предприятиях (скажем, в Администрации морских портов Украины, Профсоюзе железнодорожников (ПФ "Вертикаль") и др.).

По данным Администратора пенсионного фонда "Центр персонифицированного учета", по итогам прошлого года, только 2% негосударственных ПФ обеспечили доходность выше 20% годовых, у 11% она колебалась от 0% до 5%, то есть не перекрывала даже инфляционные потери. А 25% и вовсе сработали в минус – доходность по вкладам ниже 0%.

Проблема в том, что в Украине особо некуда инвестировать, особенно на длительный срок 10-20 лет и больше, – считают эксперты.

"Фондового рынка у нас нет, как и высокодоходных объектов для инвестирования. Зато есть угроза гиперинфляции. С 1997 года гривна подешевела в 28 раз. Куда нужно вложить средства, чтобы получить такую доходность? А иначе, отработав всю жизнь на вредном производстве, человек в итоге получит копейки, на которые ничего нельзя купить", – отмечает Олег Пендзин.

Эти замечания обещали учесть при работе над проектом в комитетах Рады.

Если проект примут в нынешнем виде, то людям могут грозить проблемы, причем не на пенсии, а уже сейчас. Скажем, если работодатели начнут сокращать персонал или попытаются снизить зарплаты, ссылаясь на повышенные отчисления на пенсии.

Есть еще один нюанс – сами списки льготников.

"Нужна аттестация рабочих мест, а не просто определение вредной профессии. Сертифицированные центры могут определить, насколько работа на том или ином месте влияет на человека и его здоровье. Скажем, слесарь на химическом заводе может никогда не контактировать с вредными веществами, но почему-то тоже числится в списке льготников. Честная аттестация рабочих мест расставит все точки над "і", – говорит Мирошниченко.

По факту это значит, что льготные списки могут заметно сократиться. Поэтому многие из тех, кто сейчас имеет право выхода на заслуженный отдых в 50-55 лет, попросту его потеряют.

Впрочем, проект по накопительным пенсиям для льготников – это лишь "пробный шар". Власти не скрывают, что их цель – запуск накопительных пенсий для всех украинцев. Премьер-министр Шмыгаль уже предупредил граждан, что вскоре платить им пенсии будет не из чего и нужно копить себе на старость самим.

В Раде уже есть законопроект № 2683 на тему обязательного пенсионного страхования (его подала глава профильного комитета Галина Третьякова). И, как стало известно "Стране", на начало декабря намечено его рассмотрение в парламенте.

Мы уже подробно писали об этом проекте – он предусматривает отчисления на индивидуальные пенсионные счета не менее 3% от зарплаты: 1% будет платить работник, 2% – работодатель. Но в последующем общий процент отчислений вырастет до 10%.

Что, кстати, уже возмутило работодателей. "Если бы такие дополнительные выплаты шли за счет ЕСВ, еще одно дело, а если дополнительно – мы против", – говорит Мирошниченко.

Накопления будут распределяться по частным пенсионным фондам, но будет некий новый регулятор, который станет контролировать ПФ и следить за сохранностью денег украинцев.

Людям можно будет выбирать "пенсионные портфели" – консервативный, сбалансированный или динамичный. Отличие в том, как будут инвестировать ваши накопления. Скажем, консервативный портфель предусматривает вложения в менее рискованные, но при этом и менее доходные инструменты. То есть много заработать на процентах тут не удастся, но зато больше шансов сохранения денег. Динамичный портфель, наоборот, предусматривает более рискованные, но при этом и более доходные способы инвестирования. А сбалансированный портфель сочетает оба вида инвестирования. Если вы сами не выберете свой пенсионный портфель, за вас это сделают управляющие компании.

По этому законопроекту уже много вопросов. Главный, как и в случае с пенсиями для льготников, – где гарантия сохранности средств и их защиты от инфляции. Ведь, если деньги, которые будут принудительно взыскивать со всех работающих граждан, "сгорят" или обесценятся в частных пенсионных фондах, миллионы украинцев на старости лет останутся попросту ни с чем.

И пока внятного ответа – не грозит ли нам такой сценарий – власти не дали.

Но на самом деле вопрос гораздо шире конкретного законопроекта – готова ли Украина сейчас к введению обязательных накопительных пенсий?

Формально Пенсионный фонд – почти банкрот. Дефицит ПФ в следующем году превысит 200 млрд гривен, которые придется компенсировать из бюджета. Уже сейчас 11 млн работающих и отчисляющих ЕСВ украинцев содержат 12,5 млн пенсионеров.

По мере старения нации эта нагрузка будет только расти, в итоге Пенсионный фонд попросту опустеет. По крайней мере, на ежегодные индексации пенсий денег точно не будет, а без них пенсии очень быстро превратятся в "непрожиточные".

Анонсируя накопительную систему, власти не говорят об отмене солидарной. Она тоже будет, но с минимальными пенсиями. А на доплаты до более-менее приличного уровня нужно будет копить самим.

"Проблема в том, что Международная организация труда уже давно назвала коэффициент замещения (соотношение зарплаты к пенсии) – не ниже 40%. В некоторых странах Европы он достигает 60-80%, а у нас – до 25%. Понятно, что это нарушение всех соцстандартов. И, чтобы повысить этот коэффициент, власти педалируют накопительные пенсии", – говорит Олег Пендзин.

Хотя, по мнению экономиста Алексея Куща, пока Украина к обязательному пенсионному страхованию не готова.

"Во-первых, накопительные пенсии вводятся на точке роста экономики, в кризис такие эксперименты проводить нежелательно, ведь это дополнительная финансовая нагрузка на граждан и работодателей. Во-вторых, нужно сперва детенизировать рынок труда хотя бы на 80%, иначе большинство будет отчислять на пенсии только с минимальных зарплат, то есть по 150 гривен в месяц. За год это всего 1800 гривен, а за 20 лет 36 тысяч. Пусть даже с процентами набежит до 50 тысяч, но что они решают? Человек может забрать всю сумму на руки или получать частями по несколько сотен в месяц. При этом неизвестно, что к тому времени на 50 тысяч можно будет купить. Гораздо эффективнее откладывать на старость самому. В-третьих, нет источников для инвестирования. Некоторые эксперты предлагают вкладывать в иностранные ценные бумаги, но это чревато оттоком средств из Украины. Другие – покупать за пенсионные деньги ОВГЗ. Но в этом случае эти средства будут полностью подконтрольны государству, что тоже не очень хорошо. Как вариант, можно было бы совместить земельную и пенсионную реформы: разрешить ПФ инвестировать в землю, которая считается высоко ликвидным активом. Но власти почему-то на это пока не идут", – отмечает Кущ.

По его мнению, если будет реализована предложенная Третьяковой идея с созданием нового Пенсионного казначейства, появится новая схема.

"3% от зарплатного фонда – это 50 млрд гривен в год. Неплохой куш для тех, кто хочет контролировать потоки. Новый регулятор будет распределять эти деньги по управляющим компаниям фактически в ручном режиме, что позволит причастным зарабатывать миллионы", – говорит Кущ.

Олег Пендзин также считает, что пока накопительные пенсии в Украине вводить рано.

"Властям следовало бы сперва разобраться с солидарной системой. Если из 21 млн трудоспособного населения ЕСВ платит только 11 млн, а премьер-министр, вместо того чтобы заняться этой проблемой, говорит, что на пенсии не осталось денег и нужно копить себе самим, то у меня вопрос в первую очередь к правительству. Сперва нужно навести порядок с рынком труда и налогами, а если это не поможет – искать другие способы, как платить пенсионерам. В идеале нужно оставить солидарную систему и ввести добровольные накопительные пенсии. Но это не должно быть обязаловкой и еще одним налогом на работающих граждан", – отметил Пендзин.

По словам Мирошниченко, властям следовало бы озвучить "дорожную карту" реформы всей пенсионной системы, а не действовать точечно, на уровне отдельных законопроектов.

Сейчас люди просто не понимают, как именно будут реформировать пенсионную систему и что ее ждет через 10-15 лет, поэтому многие вообще задались вопросом – зачем платить ЕСВ и не выгоднее ли получать зарплату в конверте и уже с нее откладывать на старость.

Уже начиная с 1 января 2019 должена функционировать накопительная система.

11 октября 2017 вступил в силу Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий № 2148-VIII от 3 октября 2017 года, или так называемая "пенсионная реформа"

Пенсионной реформой предусмотрены существенные изменения в порядок начисления пенсий и условий их назначения. В частности, уже начиная с 1 января 2018 года для назначения пенсии по возрасту необходимо иметь не менее 25 лет страхового стажа. Ежегодно до 2028 года страховой стаж, необходимый для получения пенсии, будет увеличиваться на один год, пока он на достигнет 35 лет. Итак, для того, чтобы заработать право на получение пенсии по возрасту от государства, работать надо будет дольше.

Реформа также предусматривает, что в дополнение к существующей (солидарной) системе пенсионного обеспечения, уже начиная с 1 января 2019 должена функционировать накопительная система. Дискуссии о пенсионной реформе в основном обходят вопросы, связанные с этой пенсионной системой. Соответственно, сегодня большинство работодателей и работников не понимают, в чем она заключается, как должна работать и, самое главное, какого размера взносы придется платить.

Что предусмотрено пенсионной реформой?

В настоящее время, пенсионной реформой предусмотрено лишь несколько моментов, необходимых для введения накопительной системы.

Во-первых, накопительная система должна работать уже с 1 января 2019 года.

Во-вторых, участниками накопительной системы будут лица, которые по состоянию на 1 января 2019 подлежать обязательному государственному пенсионному страхованию, то есть лица, на заработную плату которых начисляется и уплачивается работодателем единый социальный взнос. Если у таких лиц по состоянию на 1 января 2019 будет оставаться меньше 10 лет до достижения пенсионного возраста, взносы в накопительную систему можно не платить.

В-третьих, Кабинет Министров Украины уже к 1 июля 2018 должен "обеспечить создание институциональных компонентов функционирования накопительной системы пенсионного страхования". Это означает, что в ближайшее время должны быть приняты законы и постановления, которые обеспечат надлежащее функционирование накопительной системы. Первый шаг в этом направлении уже сделан. В частности, 11 октября 2017 Кабинет Министров утвердил "План мероприятий по внедрению накопительной системы на 2017-2018 годы".

Какие уровне пенсионного обеспечения?

Современная система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

Солидарная система ( "первый уровень") базируется на принципах субсидирования и солидарности. В этой системе назначается пенсия по возрасту, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца. Все выплаты в рамках этой системы осуществляются за счет средств Пенсионного фонда. Именно на оплату этих пенсий идет часть единого взноса, который начисляется на заработную плату и оплачивается за счет работодателя. Например, если работник получает минимальную заработную плату (3200 грн), на эту сумму работодатель должен начислить и уплатить 22% единого взноса (704 грн). Большая часть этой суммы (на данный момент - 85,6215% от 704 грн, или примерно 603 грн) идет как раз в солидарную систему на выплату пенсий.

Накопительная система ( "второй уровень") предусматривает накопление средств застрахованных лиц в государственном Накопительном фонде (или в соответствующих негосударственных пенсионных фондах). Участники этой системы смогут получить пожизненную пенсию или единовременную выплату. Согласно пенсионной реформе, именно этот уровень пенсионного страхования должн функционировать с 1 января 2019 года.

Система негосударственного пенсионного обеспечения ( "третий уровень"), в отличие от предыдущих двух уровней, является добровольной. Ее основу составляют негосударственные пенсионные фонды. Если лицо желает получать дополнительные выплаты к пенсионным выплатам, получаемые в рамках других двух систем, она может выбрать негосударственный пенсионный фонд (или даже несколько) и осуществлять взносы туда. Осуществлять соответствующие выплаты в пользу лица в пенсионный фонд может также ее работодатель (или профсоюз).

Как работает накопительная система?

Как банально бы это не звучало, но суть накопительной системы заключается именно в "накоплении" средств лицом на соответствующих счетах. Средства могут накапливаться как на счетах Накопительного фонда, так и на индивидуальном пенсионном счете негосударственного пенсионного фонда. Участники накопительной системы смогут накапливать средства в негосударственных пенсионных фондов не сразу, а только через два года после введения страховых взносов в Накопительный фонд (конечно, если эта положения останется без изменений).

Страховые взносы участников накопительной системы будут инвестировать не пенсионные фонды самостоятельно, а отдельные компании по управлению пенсионными активами. Компания по управлению активами будет осуществлять свою деятельность как профессиональный участник финансового рынка и избираться по результатам конкурса. Ее задачей будет получение инвестиционного дохода в пользу участников и сохранения стоимости их активов.

Дополнительные выплаты можно получить?

Если накопительная система начнет работать, участник накопительной системы может получить пожизненную пенсию или единовременную выплату в дополнение к пенсии в рамках солидарной системы.

В принципе, пожизненная пенсия является аналогом пенсии, выплачиваемой в солидарной системе. Выплата такой пенсии будет осуществляться страховой организацией, выбранной застрахованным лицом (участником накопительной системы). Чтобы получить такую пенсию, по достижении пенсионного возраста участник накопительной системы должен заключить договор страхования пожизненной пенсии со страховой организацией. Также, необходимо будет сообщить в Пенсионный фонд (или администраторау негосударственного пенсионного фонда) о выбранной страховой организации. Соответствующий пенсионный фонд должен обратиться в банк (хранителя), в котором открыт накопительный счет, с требованием перечислить страховой организации средства, находящиеся на накопительном счете такого лица. Получать пожизненную пенсию лицо будет согласно условиям договора страхования пожизненной пенсии. Размер такой пенсии будет рассчитываться страховой организацией, учитывая, среди прочего, сумму накоплений, инвестиционный доход от этих сумм, а также среднюю величину продолжительности жизни для мужчин и женщин.

Единовременная выплата, в отличие от пожизненной пенсии может осуществляться только при определенных условиях. Например, если (и) сумма средств на накопительном счете не достигает минимальной суммы средств, надо для оплаты договора страхования пожизненной пенсии (такая сумма должна быть дополнительно определена национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг); (ii) такое лицо выезжает за границу на постоянное место жительства; или (iii) такое лицо было признано лицом с инвалидностью.

Для получения такой выплаты лицо должно будет подать соответствующие документы в территориальный орган Пенсионного фонда (или администратору соответствующего негосударственного пенсионного фонда), которые осуществляют единовременную выплату.

Какой будет размер взносов в накопительную систему?

Пока неизвестно, каким будет размер страхуемых взносов в накопительную систему. Вероятно, что сумма такого взноса будет рассчитываться аналогично расчету единого социального взноса и не будет превышать 7% суммы заработной платы. По крайней мере, до принятия пенсионной реформы, законом было предусмотрено, что максимальный размер страховых взносов будет именно такое ограничение.

В принципе, аналогичные положения содержатся в проекте Закона Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования № 6677 от 10 июля 2017 В частности, согласно проекту, базой расчета страховых взносов в накопительную систему является сумма заработной платы, на которую начисляется единый социальный взнос. Такие страховые взносы не будут частью единого социального взноса и будут начисляться и уплачиваться отдельно или работодателем застрахованного лица, либо непосредственно застрахованным лицом в размере 2% от суммы заработной платы и ежегодно увеличиваться на 1% до достижения 7%.

Начнет работать накопительная пенсионная система уже с 1 января 2019 - вопрос риторический, ведь времени для ее внедрения осталось не так уж и много. Если даже она заработает, не менее дискуссионным вопросом является ее эффективность, учитывая высокий уровень инфляции (а следовательно, возможное обесценение пенсионных накоплений), риски, связанные с недостаточной квалификацией компаний, которые будут инвестировать пенсионные активы, прозрачность проведения конкурсов среди таких компаний, злоупотребления и коррупционные факторы, недостаточной осведомленности населения с основами функционирования пенсионной системы и отсутствие надлежащего уровня доверия к государственным органам.

Читайте также: