Что такое перерасчет пенсии в кыргызстане

На сегодняшний день пенсионная система Киргизской Республики пребывает в весьма плачевном состоянии из-за дефицита государственного бюджета. В 2019 году минимальное пенсионное пособие резидентов Киргизской Республики было равно 4283 сом (сом – национальная валюта Киргизии).

Напомним, что прожиточный минимум в этом государстве был установлен на отметке около 5 292 сом в месяц. Это значит, что минимальное пенсионное пособие ниже утверждённой потребительской корзины.

Средняя пенсия в этом государстве равна 5820 сом. Это данные за 2019 год. Но среднюю пенсию получают не больше 30-40% населения. Основной «доход» пенсионного фонда – это отчисления работников, которые официально трудоустроены и трудятся в пределах Киргизской Республики. Но большая часть трудоспособного населения на данный момент пребывает за пределами страны. Едут, в основном в Россию. У Киргизии с РФ установлен безвизовый режим.

Люди уезжают из Киргизии с целью трудоустройства и заработка денег. Соответственно, только малая толика таких личностей перечисляет налоговые платежи. Основная же часть работающих мигрантов получает зарплату в конвертах, соответственно никаких налогов не отчисляет. Россияне тоже не спешат помочь поднять экономику страны, хотя виза для въезда в Киргизию не нужна

Самые высокие пенсионные пособия достигают 900-1000 долларов. Это примерно 75 тысяч сом. Такие пенсии получают работники прокуратуры и военные.

Пенсионный возраст

Согласно закону Киргизской Республики «О пенсионном страховании», женщины выходят на пенсию в 55 лет. Для мужчин же пенсионный возраст увеличен на 5 лет.


Но в 2018 году правительство КР планирует ввести изменения в законодательную базу — пенсионный возраст граждан Киргизии должен снизиться. Но нововведения касаются лишь определённой категории населения:

  • Для женщин, которые ранее работали в условиях высокогорья, пенсионный возраст будет колебаться от 50 до 53 лет.
  • Мужчины, которые работали в таких же условиях, могут выходить на пенсию с 55 до 58 лет.
  • Женщины, которые имеют троих и более детей, могут выходить на пенсию в 48 лет.

Увеличение пенсионного возраста коснётся лишь тех, кто работал в труднодоступных зонах:

  • Для женщин выход на заслуженный отдых будет осуществляться от 55 до 56 лет.
  • Для мужчин — с 60 по 61 год.

Классификация пенсионных пособий

Согласно действующему законодательству в этой стране различают такие способы накопления пенсионных пособий:

  1. Солидарно-распределительная схема. Данный способ подразумевает выплату пособий из тех отчислений, которые вносят трудоспособные граждане Республики. Проще говоря, это тот же самый Пенсионный Фонд.
  2. Условно-накопительная схема. Эта схема подразумевает накопления в негосударственных фондах. Имеется в виду, что резидент Киргизии может на протяжении минимум 7 лет отчислять собственные средства на свой накопительный счёт. Когда он выйдет на пенсию, то ранее уплаченные платежи ему возвращаются вместе с государственной пенсией.

Из чего состоит пенсионное пособие

Стоит заметить, что каждое пенсионное пособие в КР состоит из 3 частей:

  • 1 часть – базовая. Она начисляется исходя из трудового стажа. При выходе на заслуженный отдых гражданин получает 1500 сом (20 долларов).
  • 2 часть – первая страховая. На эту часть пособия могут рассчитывать лишь лица, которые имеют трудовой стаж до 1996 года. Эта часть пособия не имеет фиксированной суммы. Она исчисляется по следующей формуле:

Среднемесячный оклад за любые 5 лет умножается на количество отработанных лет. Полученная сумма умножается на 1 процент. Результат и является прибавкой к пособию.

  • 3 часть – вторая страховая. Эта часть пособия начисляется лишь в том случае, если гражданин Киргизской Республики вносил налоговые платежи в государственный бюджет в период с 1996 года.

Размер налогового платежа в социальный фонд рассчитывается так: из ежемесячного оклада высчитывается 17,5 процента; из получившейся суммы вычитается ещё 15 процентов. Сумма, которая получилась в итоге, и является взносом в Социальный фонд страхования.

Другие виды пенсий

Помимо пенсии по возрасту, граждане Киргизской Республики могут получать некоторые пособия:

  • по потере кормильца;
  • по инвалидности.

Надбавки к пособию

Все надбавки к основному пенсионному пособию начисляются Социальным фондом страхования. На получение надбавки могут рассчитывать:

  1. Участники ВОВ, имеющие от 1 до 3 группы инвалидности.
  2. Личности, возраст которых старше 80 лет.
  3. Почётные доноры.
  4. Пенсионеры, не имеющие детей и родственников.
  5. Люди, которые побывали в концлагерях в несовершеннолетнем возрасте.
  6. Лица, которые проживали в Ленинграде во время Блокады.

Размер надбавок колеблется от 200 до 470 сом.

Негосударственное пенсионное страхование

Под негосударственными фондами пенсионного страхования подразумеваются фонды, куда граждане Киргизии отчислят собственные денежные средства для получения в дальнейшем прибавки к государственному пособию.

Негосударственный пенсионный фонд КР впервые был создан в 1998 году. На сегодняшний день он активно работает, более 2 тысяч лиц являются его участниками. Пособия же получают около 500 человек.

Ежемесячно в такой фонд стоит вносить не меньше 100 сом. Минимальный период для вкладов составляет 7 лет. Существуют программы, рассчитанные на разное количество времени: 10, 15, 20 и 25 лет.

Трудовые мигранты и предприниматели

Те, кто трудится за пределами Республики, согласно закону не могут осуществлять платежи в социальный фонд. Поэтому оформить пенсионное пособие для таких граждан будет весьма сложно. Но для таких категорий лиц существует выход. Они должны перечислить средства на накопительный счёт. Переводимые средства будут служить в дальнейшем пенсионным пособием.

Частные предприниматели также обязаны вносить ежемесячный налоговый платёж в государственный бюджет. Сумма платежа варьируется от 2 до 4 процентов.


Прогнозы

Если в скором времени правительство Киргизский Республики не примет меры и не введёт новые реформы относительно обязательного пенсионного страхования, то уже через 10 лет государство будет не в состоянии выплачивать пособия своим гражданам. Цены в Киргизии по сравнению с доходами несоизмеримо высокие.

В будущем правительство планирует провести реформу, направленную на отдаление Республики из пенсионной системы. Планы чиновников направлены на создание негосударственной пенсионной системы — пенсии будут выплачиваться не из государственного бюджета, а из негосударственных пенсионных фондов. При этом стоит понимать, что все средства в этот фонд будут поступать только от человека, который в будущем и будет получать пособие.

Намедни знакомый пенсионер задал мне интересный вопрос: -«Слушай, ты случайно не знаешь что такое актуарный коэффициент при назначении трудовой пенсии?» . Его взгляд, обращенный ко мне, был настолько доверительным, что я пообещал ему разобраться с этим интригующе красивым по звучанию показателем , применяемым органами СФ КР в ходе расчета (перерасчета) пенсий.

Разгребая «дебри» нормативно-правовых актов относительно государственного пенсионного обеспечения, я пришел к выводу, что вопрос знакомого пенсионера касается не только его лично, но и всех настоящих, будущих и работающих пенсионеров, и, так как за красивым показателем скрываются далеко не красивые ситуации, то данная тема требует публичного освещения.

Актуарный коэффициент применяется при расчете второй страховой части пенсии, которая зависит от суммы накопленных страховых взносов на лицевом счете работника в СФ КР. Поэтому в данной статье речь будет идти только об этой части пенсии.

Как известно из Закона о государственном пенсионном социальном страховании, вторая страховая часть пенсии (СП2) рассчитывается по формуле: СП2=В/12*К, где В-накопленные на страховом счете страховые взносы до даты выхода на пенсию, 12 –число месяцев в году, К – актуарный коэффициент. Актуарный коэффициент – это ,по-простому, коэффициент дожития, с помощью которого распределяются накопленные пенсионером страховые взносы для пенсионной месячной выплаты до предполагаемой даты ( прошу прощения – пенсионеры живите долго, но увы, такова природа), его смерти.

В Законе предусмотрено исчислять значение К путем применения срока дожития в пределах средней продолжительности жизни мужчин и женщин за последние 5 лет. Средняя продолжительность жизни в Кыргызской Республике за последние 5 лет, по некоторым данным из СМИ, не превышает 70 лет. Актуарный коэффициент по закону подсчитываться ежегодно и утверждается на наблюдательном совете по управлению государственным социальным страхованием.

Узнать в СФ КР подробности ежегодного расчета значения актуарного коэффициента (К) Наблюдательным Советом не представляется возможным – во всяком случае, этого не найти в публичном информационном пространстве, а попытка узнать это через кол –центр на сайте СФ очередной раз проваливается в никуда – так, сказать, ни ответа, ни привета.

Попробуем сами рассчитать этот коэффициент как отношение между полным циклом выплат, принимаемым за единицу, и сроком дожития пенсионера, определяемого разницей между средней продолжительностью жизни и возрастом человека, уходящего на пенсию. Средняя продолжительность жизни – 70 лет. Возраст работника, уходящего на пенсию – 63 года, срок дожития = (70-63) 7 лет, актуарный коэффициент = 1/7=0,1428. Актуарный коэффициент - это та важная фишка, которая в прямой пропорциональной зависимости воздействует на размер расчета (перерасчета) пенсии – чем он ниже, то и месячная пенсия ниже, и, наоборот, месячная пенсия выше, если актуарный коэффициент выше.

Приведу конкретный пример расчета второй страховой части пенсии, так как без простой наглядной арифметики тут просто не обойтись. Работник выходит на пенсию по возрасту в 63 года. За период с 1996 года по 2017 год (22 года) накопленные страховые взносы составили 400000 сом. Средняя продолжительность жизни в КР 70 лет. Срок дожития (70-63)= 7 лет. Актуарный коэффициент согласно закону составит – (1/7 лет)=0,1428. Вторая страховая часть месячной пенсии в нашем случае должна быть (400000/12*0,1428)=4760 сом. Однако, СФ применяет значение К в размере 0,07 , уменьшая его дважды, т.е. со сроком дожития (1/0,07)= 14 лет , и с таким значением К начислена пенсия (СП2) (400000/12*0,07)=2333 сом, фактически пенсия занижена на 2427 сом, или на 50%.

Тут СФ проявляет себя правовым нигилистом, т.е. по своему усмотрению, без учета требований Закона, увеличивает среднюю продолжительность жизни на 7 лет : 63 года +14 лет =77 лет, и весьма незаконно в существенных суммах занижает назначенную работнику пенсию по возрасту в части СП2. Дальше в лес – больше дров. Многие пенсионеры в силу низких пенсий продолжают работать и отчислять страховые взносы на свой лицевой страховой счет в СФ. Однако, СФ , опять на свой лад, применяет актуарный коэффициент при ежегодном перерасчете второй страховой части пенсии по возрасту.

Например, работающему пенсионеру 68 лет, за 2017 год накопленные страховые взносы составили 15000 сом. Актуарный коэффициент = 1/(70-68)=0,5. Размер месячной добавки после ежегодного перерасчета должен составить (15000/12*0,5)=625 сом. Здесь СФ применяет уже значение актуарного коэффициента - 0,09 со сроком дожития 11 лет (1/0,09), т.е. самовольно «продлевает жизнь» пенсионеру возрастом 68 лет еще на 11 лет - до 79 лет, и сумма -соцфондовской «доплаты» составит (15000/12*0,09)=113 сом вместо 625 сом, что почти в 6 раз занижено.

Предположим, что в нашем случае указанный выше пенсионер доживет до 72 лет, тогда возникает вопрос – куда после его смерти денется не выплаченная надбавка к пересчитанной пенсии из накопленных средств за 7 лет (79-72) в сумме (113 сом*12 мес.*7 лет)=9,5 тыс. сом, и почему тогда после ухода из жизни пенсионера оставшаяся сумма от его личных накопленных денег на лицевом страховом счете не выплачивают его семье?

Мои выводы: СФ КР реально «обкрадывает» пенсионеров, путем занижения значения показателя К, и , по принципу «своя рука владыка», устанавливает срок дожития пенсионеров.

В Кыргызстане публичное право регулирует отношения между государством и гражданами явно с презумпцией виновности в большей степени граждан, чем Государства в лице чиновников, что отрицательно сказывается на статусе пенсионера – он просто беззащитен перед ними. Как быть гражданину, когда СФ просто не выполняет Закон, а именно: - в связи с ежегодным ростом по стране средней заработной платы не индексирует страховые взносы, числящиеся на лицевых страховых счетов работающих граждан, систематически нарушает сроки назначения пенсий и их ежегодного перерасчета ( задержка до 3-4 месяцев, при сроке в 15 дней), занижает размеры начисленных пенсий за счет СП2 ?.

И за указанные выше правонарушения эти чиновники никакой ответственности не несут.

Киргизские пенсионеры живут на уровне бедности.

В Киргизии живут чуть более 6 миллионов человек. Но это только де-юре, а де-факто проживающих там людей значительно меньше, потому что большая часть трудоспособного населения зарабатывает, а значит и проживает в странах близлежащего зарубежья, чаще всего в России. А значит и налоги, а также страховые взносы они платят в других странах. Как это отражается на пожилых людях?

Как начисляется пенсия в Киргизской республике

Механизм начисления пенсий в Киргизии регламентируется Законом «О государственном пенсионном социальном обеспечении». Согласно нынешней его редакции, на общих основаниях женщины получают право выйти на заслуженный отдых после достижения 58 лет, а сильная половина – после 63. Возрастной показатель может быть снижен при наличии определенных факторов, в числе которых:

  • превышение минимального стажа;
  • работа в условиях высокогорья, на подземных работах, а также в особо вредных и тяжелых условиях;
  • участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • для женщин – рождение пяти и более детей либо детей-инвалидов и др.

На сегодняшний день Соцфонд Киргизии из-за роста пенсионных расходов и в связи с общим увеличением числа пенсионеров предлагает пересмотреть льготные категории. Это учитывая то, что вся система итак находится в весьма плачевном состоянии, а выплаты не могут похвастаться большими размерами.

Что касается минимального страхового стажа, то для выхода на пенсию мужчины должны отработать не менее 25 лет, а женщины – не менее 20.

Как заработать себе на пенсию

Киргизы могут получать пособия по одной из двух или одновременно по двум пенсионным системам:

  • Получать пенсию по так называемой классической версии, то есть работать официально и делать ежемесячные отчисления в Социальный (Пенсионный) фонд с соблюдением всех требований по стажу.

  • Копить себе средства на старость в негосударственном пенсионном фонде «Кыргызстан» (он в стране один). Отчислять их на накопительный счет придется на протяжении минимум 7 лет при этом ежемесячные взносы должны составлять не меньше 100 сом (или 93 руб). От их размера напрямую зависит, сколько будет получать человек в старости.

Сколько же получают киргизские пенсионеры

Минимальное пенсионное пособие в Киргизии составляет 4 283 сом (или 3 981 руб). Эта цифра ниже прожиточного минимума, установленного в размере 5 292 сом (или 4 920 руб). И это несмотря на то, что согласно Конституции страны Киргизия является социальным и демократическим государством.

Средняя пенсия, которую получают от 30 до 40% населения преклонного возраста, составляет 5 820 сом (или 5 410 руб).

Есть и максимальный показатель – порядка 75 000 сом (или 70 000 руб). Их получают единицы.

Почему в стране мизерная пенсия

Существенных повышений размера пенсионных пособий в ближайшее время не предвидится. Самая главная причина таких мизирных пенсий заключается в неконтролируемой трудовой миграции. Киргизы предпочитают трудиться неофициально в других странах, чаще всего в России, где уровень заработной платы значительно выше, чем на родине. От этого факта страдает государственный бюджет, который не дополучает средства от налогов и социальных взносов.

Среди других причин и теневая экономика, основанная на сокрытии доходов и выплате зарплат в конвертах, и стремительно стареющее население. По данным Соцфонда, на одного пенсионера в КР приходится 1,2 работающих человека, а по рекомендациям Международной организации труда на одного получателя пенсии должно приходиться как минимум 3 налогоплательщика.

Если сбудутся самые печальные прогнозы, и в будущем государство попросту отойдет в сторону, то пенсии старики будут получать только через негосударственный фонд. От этого ситуация только усугубится. Получится, сколько средств за время трудовой деятельности человек перечислил на свой счет, на то и будет жить или существовать в преклонном возрасте. Если такой прогноз будет реализован, то игра «помоги себе сам» превратится в борьбу за выживание.

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

Автор: Сарыбаева Анна. Финансист, юрист, преподаватель Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. Дата: 19 февраля 2020. Время чтения 4 мин.


В 2019 г. средние выплаты пенсионерам в Киргизии составляли 5 830 С, или 83 $ в месяц. Она отстает от России, Узбекистана, Белоруссии, Казахстана, Армении, Азербайджана и занимает 8-е место в СНГ. Минимальное пособие в стране составляет 1 750 С. Оно в 2,5 раза ниже прожиточного минимума. Самые высокие начисления – у бывших военных и работников прокуратуры. На доплаты и надбавки могут рассчитывать участники ВОВ, инвалиды 1-3 групп, блокадники, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, почетные доноры Кыргызстана. Правительство работает над развитием системы негосударственных пенсионных фондов.

Пенсии в Киргизии за последние 10 лет увеличились в среднем в 3,17 раза. В период с 2009 по 2019 гг. указы Президента республики о повышении выходили 7 раз. Кроме того, каждые 4 года проводится индексация выплат на размер инфляции. Столь существенный прирост связывают с изменением курса денежной единицы КР – сома – в 2014-2015 гг. В целом же по величине пособий в СНГ страна уступает России, Узбекистану, Белоруссии, Казахстану, Азербайджану и Армении.

Динамика за 10 лет

Киргизия – уникальное по своим политическим процессам государство СНГ и Центральной Азии. За 25 лет независимости здесь у руля власти сменилось 5 президентов, каждый из которых начинал свое правление с повышения выплат людям, вышедшим на заслуженный отдых, и социальных пособий.

Справка! Национальная валюта в стране – киргизский сом (С). По состоянию на 19 января 2020 г., по данным ЦБ России, курс: 1 С = 0,881 руб.


График 1. Динамика уровня начислений пенсионерам в стране в 2009-2019 гг., С. Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (НСК КР).

В 2009 г. средний размер пенсии в стране составлял 1 838 С, или 1 619 руб., а в 2019 г. он вырос до 5 830 С (5 136 руб.). Таким образом, выплаты повысились в 3,17 раза.

Номинальная величина среднего пособия растет из года в год, однако ее реальный размер постепенно сокращается: в 2014 г. уменьшение составило 0,9%, в 2015 – 4,6%, в 2016 – 3,9%, в 2017 – 1,2%, в 2018 – 1,0%, в 2019 – 0,5%. Причиной тому послужил скачок инфляции в стране на фоне мирового финансового кризиса.

В 2019 году в Кыргызстане насчитывалось 727 тыс. пенсионеров – 12,2% от шестимиллиардного населения страны. Киргизские мужчины выходят заслуженный на отдых в 60 лет, а женщины – в 55.

Минимальный размер пособия в 2019 г. составил 1 750 С (1 541 руб.). В этот же период величина потребительской корзины была рассчитана на уровне 5 000 С (4 405 руб.). Исходя из этого, получается, что выплаты пожилым в стране в 2,86 раза меньше прожиточного минимума.

Максимальный размер ежемесячных начислений в 2019 г. достигал 70-75 тыс. С (900-1100 $). Такие пособия получали бывшие работники прокуратуры и военных ведомств Кыргызстана.

Как работает пенсионная система

В Киргизии существует два варианта накопления выплат по возрасту:

  • солидарно-распределительный тип предполагает отчисления трудоустроенных граждан в Пенсионный фонд страны;
  • условно-накопительный основан на работе специализированных частных учреждений, куда любой резидент может перечислить часть своего дохода.

Справка! Государственная схема базируется на том, что официально трудоустроенные граждане переводят ежемесячно 10% своего дохода. Кроме того, за аналогичный период 17,5% зарплаты каждого работника в Пенсионный фонд вносят работодатели.


Выплаты пожилым в Киргизии состоят из трех частей:

  • базовая – устанавливается в зависимости от трудового стажа работника (минимум – 1 500 С, или 20 $);
  • страховая – определяется исходя из времени пребывания на заслуженном отдыхе и пересчитывается каждые 5 лет;
  • дополнительная – включает в себя доплаты для определенных категорий граждан.


В 2019 г. в Кыргызстане на прибавки к базовой и страховой частям начислений могли рассчитывать особые группы лиц.

Таблица 1. Размер ежемесячных надбавок

Прогнозы

В 2022-2025 гг. Правительство страны планирует увеличить базовую пенсию на 15%. Это приведет к тому, что средний размер выплат пожилым людям в республике возрастет до 6 740 С, или 5 938 руб. Однако даже при этом уровень финансового обеспечения стариков растет медленнее цен в Кыргызстане.

Второе перспективное направление пенсионной реформы в КР – расширение обширной системы негосударственных фондов к 2026 г. Пока же по уровню развития сферы социального обеспечения престарелых мужчин и женщин Киргизия ниже большинства стран СНГ.


График 2. Пенсии в СНГ. Источник: Информационное агентство «Кактус.Медиа»

Определить, каким образом Социальный фонд КР высчитывает размер пенсии, не так уж и просто.

По данным Нацстаткома, в Кыргызстане примерно 673 тысяч человек являются пенсионерами разных категорий. Почти у каждого четвертого из них размер пенсии составляет ниже прожиточного минимума, в 2017 году прожиточный минимум определен в 4900 сомов.

В Кыргызстане по закону “О государственном пенсионном социальном страховании” мужчины выходят на пенсию в 63 года, женщины – в 58 лет. Пенсия по возрасту предоставляется всем без исключения, независимо от того, производил ли гражданин страховые взносы в Социальный фонд или нет. По данным Нацстаткома, пенсионеры по возрасту в КР составляют 73% от общего количества пенсионеров.

Мужчина получит свою базовую часть в полном объеме том случае, если его общий трудовой стаж составляет 25 лет, женщина – 20 лет. С 1 октября 2017 года базовая часть пенсии составляет 1,780 сомов. Если человек отработал меньше вышеуказанного срока, размер базовой части сокращается пропорционально выслуге лет. К примеру, базовая часть пенсии женщины-пенсионера, отработавшей 10 лет вместо необходимых 20, составит 890 сомов вместо 1780.

По закону “О государственном пенсионном социальном страховании КР” размер пенсии определяется по следующей формуле:

Общая месячная пенсия (ОП) = Б (базовая часть пенсии) + СП1 + СП2

СП1 – первая страховая часть пенсии или месячный размер страховой части до введения персонифицированного учета;

СП2 – вторая страховая часть пенсии или месячный размер страховой части после введения персонифицированного учета.

Персонифицированный учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

Если базовую часть можно легко подсчитать, то подсчет СП1 и СП2 гораздо сложнее. Здесь учитываются страховой стаж, среднемесячный заработок, сумма накоплений и коэффициент индексаций. Коэффициент индексаций привязан к изменению цен на продукты питания и средней зарплате по стране за предыдущий год.

В 2016 году Соцфонд внедрил онлайн калькулятор для того, чтобы граждане могли самостоятельного подсчитать размер своей будущей пенсии. Соцфонд предупреждает, что он дает лишь предварительные результаты при определении суммы будущей пенсии. В случае, если гражданин вводит все свои данные правильно, процент ошибочного подсчета снижается.

Если верить этому калькулятору, женщина, отработавшая 10 лет со средней заработной платой в 14 000 сомов, получит пенсию примерно в 3200 сомов, из них 890 сомов – это базовая, остальная сумма – страховая часть пенсии. Если же общий трудовой стаж составляет 20 лет и сумма зарплаты также 14000 сомов, у нее увеличится как базовая, так и страховая часть пенсии. Базовую часть в этом случае она получит в полном объеме – в 1780 сомов, а приблизительный размер пенсии будет составлять 5800 сомов.


Мужчинам же, для того, чтобы получить базовую часть в полном объеме, необходимо иметь 25-летний стаж. Разберемся с нашими отчислениями в Соцфонд. Ежемесячно с заработной платы каждого работающего по трудовому договору гражданина удерживается 10% на пенсионные нужды, еще 10% – в районное отделение Налоговой службы. За своего работника перечисления производит и работодатель – 17.25 % от заработной платы (15% в Пенсионный фонд, 2% – в Фонд обязательного медицинского страхования, 0,25% – в Фонд оздоровления трудящихся). Таким образом, в Соцфонд перечисляется сумма, равная 25% от заработной платы работника.


К примеру, гражданин получает на руки зарплату в 15,000 сомов. Примерно эта сумма является средней заработной платой по Кыргызстану, приводит данные Нацстатком. В этом случае общие расходы работодателя составляют 21,712 сомов. На счет работника он начисляет 18518 сомов, с этой суммы 10%, то есть 1851 удерживаются для Соцфонда, из оставшейся суммы еще 10% (1666 сомов) удерживается в виде подоходного налога и перечисляются в Налоговую службу, соответственно. Также работодатель отдельно платит в копилку Соцфонда 3194 сома, это те 17.25%, которые от суммы заработной платы сотрудника работодатель обязан со своего бюджета направлять в госбюджет. Таким образом, ежемесячно в копилку Соцфонда с каждого работника поступает в среднем 5047 сомов.


Собранные средства распределяются между действующими пенсионерами. Получается, что последующее поколение финансирует предыдущее, размер же пенсии в большей степени зависит от благополучия нынешнего населения, на которое пенсионеры повлиять уже никак не могут.

Не секрет, что многие работодатели пытаются избежать налогов, и нанимают работников не по трудовому договору, а высокий уровень безработицы и незнание граждан о своих трудовых правах приводит к тому, что в большинстве случаев выплата средств происходит в конверте. Сегодня на каждого пенсионера приходится 1,2 легально трудящийся. Международная организация труда (МОТ) рекомендует, чтобы эта цифра была в три раза больше, в противном случае происходит дисбаланс пенсионной системы, и она начинает терять свою устойчивость. Если ситуация не поменяется, через 10-12 лет нынешняя модель пенсионного обеспечения будет не способна охватить всех пенсионеров, и государство рискует потерять возможность гарантированно выплачивать гражданам законную пенсию.

Асель Сооронбаева – выпускница Школы аналитической журналистики CABAR.asia


Данный материал подготовлен в рамках проекта “Giving Voice, Driving Change from the Borderland to the Steppes Project“, реализуемого при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. Мнения, озвученные в статье не отражают позицию редакции или донора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Общенациональная газета. Основана 23 марта 1925 года.

или еще раз об антинародной пенсионной политике в Кыргызстане

Поговорим о пенсии «ниже плинтуса»

Те, у кого пенсия грядет нескоро, даже не в состоянии представить ту степень унижения, которой кыргызские и вне всякого преувеличения «драконовские» законы нашей страны в сфере социального обеспечения подвергают пенсионеров, возраст и стаж которых уже позволяют сделать это. К сожалению, жизнь быстротечна — вроде бы недавно промчались шумные студенческие годы, за которыми последовала размеренная жизнь в ритме дом — работа — дом, выросли дети, появились внуки, и вдруг оказалось, что дело идет к «заслуженному отдыху». Отмечу, что среди всех моих друзей, которые приобрели, и не вдруг, право на пенсию в Кыргызстане, не было неблагополучных — ни прогульщиков, ни имеющих криминальное прошлое, ни лодырей. Все мы приобрели хорошее, качественное образование в разных сферах. Работали всегда честно, много, иногда даже чересчур — со сверхурочными, добросовестно выполняя свою работу в отечественной экономике, науке, медицине, образовании, иных отраслях. И трудились, подчеркну, отнюдь не на низших должностях: руководили отделами, работали бухгалтерами, главными специалистами министерств, старшими научными сотрудниками, главными экономистами (пусть и не в банках), преподавали в вузах. Некоторые защитили диссертации — кандидатские, докторские. Зарплату получали, как все: после вуза сначала всем назначали уравнительные 140 рублей, потом 200-300-500 (иногда и «прогрессивка» раз в квартал, о которой не имеют понятия нынешние), что по меркам 80-х и 90-х обеспечивало неплохой средний жизненный уровень. Бизнес тогда не маячил на горизонте, кроме, конечно, подпольного, казнокрадов среди моих окружающих также не отмечено, все люди приличные. И вот он, звонок: пенсия! После сбора документов и сдачи их в пенсионные райотделы напряженно ждем итогового результата — сколько начислят? И он не заставляет себя ждать. Сказать, что размер этой социальной выплаты жалок — значит, вообще ничего не сказать. Это не только жалкие крохи, а крошки, которые чаще всего едва тянут на половину прожиточного минимума. Как сказал известный писатель М. Жванецкий: «Испуг и вопрос в глазах: а за что, собственно?» Судите сами: известный филолог, доктор наук, подготовившая для сферы образования страны тысячи специалистов, за 38 лет непрерывного стажа заслужила пенсию в 4 200 сомов. Заместитель главного бухгалтера, отработав в медицинском учреждении 28 лет,получила 2 900. Научный работник, квалифицированный специалист, принеся много пользы стране своими научными исследованиями, многие из которых становились основой для докладов главы государства, — 3 000. Ветеран труда завода Ленина, когда-то процветавшего, а ныне все никак не реанимируемого, — 3 400.


Это сведения только по «молодым» пенсионерам. Что уж говорить о многострадальных в прямом смысле слова пенсионерах старшего поколения? О размерах их пенсий, заработанных в советский период и благодаря все тому же абсолютно неграмотному законодательству о пересчете пенсий превратившихся в период суверенитета почти в ноль? Моя 83-летняя мама, проработавшая в аптеках республики фармацевтом 57 лет, лишь в 2007-м ушедшая на заслуженный отдых в 77 лет, сегодня имеет пенсию с учетом всех повышений последних лет 6 100! Сомов, конечно. Куда идем, господа? И почему? У страны, которая не ценит труд своих граждан, нет будущего — это аксиома. Кто виноват в этом беззаконии, когда виновные за это ответят и что нужно срочно менять в законах без отписок народу «о реагировании»?

Небольшое отступление. Где-то годах в 1997-1998-м написала я статейку о нуждах и болях наших пенсионеров, сравнив их существование с жизнью пенсионеров большинства стран мира, которые, именно выйдя на пенсию, и начинают этот мир познавать, и отнесла ее в «Вечерку». Именитый журналист прочел ее и скучающе, с позиций своего уже тогда многотысячного заработка, сказал мне: «Ну что же вы, Елена, прямо, как пенсионерка, стонете? Никто пока из них, пенсионеров, с голоду не умер. Все как-то выживают. Если пенсия мала, пусть работают». Статейку не взяли, осадок остался. От черствости. Как известно, сытый голодного не разумеет…

Недавно известный российский врач Л. Рошаль сказал по ТВ о российских медиках из глубинки: «И жизнь, и зарплата — ниже плинтуса!» Перефразируя, то же самое можно сказать о наших многострадальных пенсионерах, как давно ушедших на заслуженный отдых с мизерными пенсиями и получающих сейчас, после ежегодных скудных прибавок, аж по 5-6 тысяч, так и о «молодых», о которых речь выше.

В системе соцобеспечения СНГ Кыргызстан сейчас занимает предпоследнее место, за нами идет Таджикистан.

Нина Горобец: «В пенсионной реформе должны участвовать все!»

Юриста Нину Николаевну Горобец представлять большинству наших читателей не надо. Она 40 лет проработала в системе социального обеспечения Кыргызстана, окончив в 1972 г. Челябинский специализированный юридический техникум при Министерстве социального обеспечения России по программе МГУ, является известным экспертом в сфере пенсионной политики. Н. Горобец работала в Минсоцобеспечения КР с 1982 г., в Соцфонде с 1996-го возглавляла общественно-консультативное бюро по взаимодействию с населением, многократно выступала в СМИ республики с разъяснениями по расчетам пенсий, имеет звания «Заслуженный работник сферы обслуживания населения» и «Пенсионер за особые заслуги перед КР».

— Нина Николаевна! Почему в Кыргызстане такие несправедливые пенсионные законы?

— Начну по порядку. Проблема вот в чем. Еще в далеком 1956 году в Советском Союзе приняли простой и понятный закон о государственных пенсиях, хотя и в 185 статьях. Тогда все знали, что при стаже работы 20 лет у женщин и 25 — у мужчин при зарплате 240 рублей пенсия будет 120 рублей. Некоторым категориям полагались надбавки — за условия работы, за высокогорье и т.д. Минимальная пенсия составляла 70 рублей (для категории технического персонала (уборщиц), от 120 до 160 — для шахтеров, сталеваров и прочих. Тогда это были неплохие пенсии — с возможностью и самим прожить, и внукам помочь. Система также отличалась стабильностью, — напоминает специалист по социальному обеспечению.

— Я работала в социальной сфере республики с 1972 года и все перипетии с законами о пенсиях знаю не понаслышке. В 1992 году на постсоветском пространстве вступил в силу новый закон «О пенсионном обеспечении граждан СССР» (который готовили в 1991-м, отсюда и обобщающее название). Именно здесь и допустили самую главную ошибку. В начальные годы суверенитета, в условиях резкого взлета инфляции в 1992-1993 годы нам приходилось по 4-5 раз в год пересчитывать уровень пенсии из-за резкого изменения уровня заработной платы. И с

1992-го установили в качестве основы размер минимальной пенсии в 350 рублей, общий для всех, и уборщице, и шахтеру. А остальное — надбавки в зависимости от стажа и специальности. Именно этот перекос 22-летней давности никак не могут выправить ни у нас, ни в странах СНГ. А тут еще и валюту поменяли в 93-м, и тот, кто получал 4 тысячи рублей, получил 20 сомов, что стало катастрофой.

В 2010 г. в Соцфонд поступило 234 жалобы от пенсионеров по расчету пенсий. В январе-феврале 2014 г. — 345.

И самая главная ошибка, хочу вам сказать, — в стране действует очень кабальная система налогов и сбора страховых взносов. Все время СМИ пишут о сокрытии налогов — законы наши не дают развиваться бизнесу, душат его, не заинтересовывают показывать реальные доходы. У населения формируется негативное отношение к пенсионной системе, в результате многие не хотят показывать реальные заработки. Приведу в пример Казахстан, у них есть чему поучиться. В 1998 году там перешли на страховые принципы и удалось весь бизнес легализовать, потому что власти сказали предпринимателям: «Если вы не будете скрывать объемы дохода, мы установим единый налог для всех — 10%». Для бизнеса это стало ясным и понятным правилом игры, в результате чего бизнесмены не скрывают обороты, делают соответствующие налоговые и пенсионные отчисления.

А если наши люди не платят — откуда в казне будут деньги? Надо упорядочить сбор налогов. К примеру, владелец земли в сельской местности платит за год 400 сомов земельного налога в госказну, за пять лет — всего 2 тысячи. Но эти пять лет войдут в его стаж для начисления пенсии, а ведь базовая ее часть составляет сегодня в месяц уже 1 500 сомов, плюс остальные расчеты. Да и сама система сбора страховых взносов громоздкая — для землепользователей одна цифра, для юрлиц — другая, для физлиц — третья. Это удобные лазейки для коррупции. Почему? — беспокоится Н. Н. Горобец.

— Наш действующий закон о пенсиях (1997) включает всего 35 статей, но он непонятен людям, как китайская грамота. Я всегда пыталась понять ход мыслей наших стратегов — из чего же они исходили? Где обоснование? Всегда при подготовке и принятии закона пишется справка-обоснование — в чем суть и что влечет его принятие, введение новшеств. К сожалению, мне не удалось увидеть убедительных справок-обоснований. Когда я работала в Соцфонде, всегда задавала этот вопрос. В итоге имеем то, что имеем, — люди не хотят платить налоги, не веря государству, не веря в возможность приличной пенсии в будущем.

Меня спрашивают, почему такие низкие пенсии в стране, я отвечаю: потому что такой закон. Но ведь закон писал не дворник дядя Вася! Его готовили наши специалисты, которые предлагают по нему дальше жить. В 2004 году мне в составе одной из комиссий, готовивших поправки к закону 1997 года, удалось внести поправки касательно учитываемого стажа работы на территории СНГ до введения персонифицированного учета, — ведь мы все много лет были гражданами одной страны. Но вообще любую поправку трудно пробивать. Спросите любого депутата, что такое базовая и страховая часть пенсии — вам никто не ответит. Тем не менее законы и поправки к ним принимаются. В системе соцобеспечения СНГ Кыргызстан занимает предпоследнее место, за нами идет Таджикистан.

Загляните в наш основной закон — Конституцию КР. Статья 5 гласит: «Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части». Кроме того, у нас прожиточный минимум составляет 4 300 сомов, в то же время 292 тысячи пенсионеров имеют размер пенсии ниже прожиточного минимума, тем самым нарушается статья 53 Конституции КР: «Гражданам гарантируется социальное обеспечение в старости… в порядке, предусмотренном законом. Пенсии, соцпомощь в соответствии с экономическими возможностями государства обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума». Предлагаю убрать слова «в соответствии с экономическими возможностями государства». И давайте наконец перестанем вести речь о минимуме! Надо говорить о среднем уровне жизни!

Недавно я узнала, что вроде бы ожидается пенсионная реформа. В чем ее суть? У нас это тайна за семью печатями, а почему? Наверне, шпиону легче разведать государственные секреты, чем населению узнать о готовящихся изменениях в пенсионной сфере. Что такое пенсионная реформа? Надо менять, разумно пересматривать с учетом интересов людей и передового опыта все позиции, в том числе перерасчет пенсии с заработка, начиная с 1992 года. В законе о Соцфонде декларируется открытость его действий. Но мы не видим этой открытости. Пресс-конференции проводятся сухие, формальные, людям почти все непонятно.

Вопрос ребром

Перерасчета за 10 дней задержки пенсии не будет

Пенсионеры Кыргызстана, получив большой стресс от 10-дневной задержки в феврале пенсии за январь, интересуются: намерены ли в Соцфонде провести перерасчет пенсии за дни задержки?

По словам бывшего работника СФ КР Нины Николаевны Горобец, она также задала этот вопрос коллегам из Соцфонда. Ей ответили: «В соответствии со статьей 27 закона о пенсионном обеспечении в Кыргызстане пенсии выплачивают за истекший месяц». Как опытный специалист в сфере социального обеспечения, Н. Горобец напомнила, что, «согласно закону, пенсии сейчас выплачивают за истекший месяц с 1-го по 24-е число следующего. Приняли этот закон в 1997 году, когда пенсии зачастую выдавали натуральными продуктами, бытовыми товарами. Когда в 1997-м начались отчисления страховых взносов, они стали формировать страховую базу Соцфонда. В 2004-м в стране приняли закон о тарифах страховых взносов, с 2005-го пенсии постепенно стали выплачивать деньгами все в большей степени и с апреля 2007 года уже полностью отказались от частичной замены пенсий товарами, потому что денег в страховой базе Соцфонда уже накопилось достаточно. С этого времени внесен и ряд других поправок. В Соцфонде были обязаны за первые 6 дней месяца предупредить получателей о задержке выплат. Я не поверю, что при переходе на электронную систему сбора отчетов вдруг появились трудности с отчетностью, на которые ссылаются в СФ КР. Вообще нелепо прозвучало и объяснение, что многие пенсионеры переезжают с места на место — такая причина также просто неубедительна. Это, на мой взгляд, расписка в собственном бессилии. Стоит задуматься: что за программа в Соцфонде, которая не смогла справиться с такой отчетностью? Можно сравнить масштаб работы этого ведомства с масштабом системы Энергосбыта. Ведь у нас из 5,6 миллиона жителей страны миллиона четыре — пользователи электроэнергии, а система учета потребления электроэнергии работает как часы, и счета нам приносят ежемесячно почти без задержки. Так что перерасчета не будет, но уверена: действующий закон о пенсиях следует пересмотреть, поскольку ссылки на его нормы абсолютно неубедительны и в этом случае, и во многих других».

К примеру, для чего нужен расчетный показатель? В законе о пенсиях (см. статью 23) для их расчета принимается заработок, не превышающий 80 расчетных показателей. Введен он был с 2006 г. и составляет 100 сомов. С этого времени прошло 8 лет, за которые размер базовой пенсии вырос с 293 до 1 500 сомов, минимальная зарплата со 150 доросла до 760. При чем здесь расчетный показатель? Моя позиция специалиста: если ведем разговор о базовой части пенсии, которая гарантируется государством, надо, чтобы все надбавки и повышения шли от этого базового размера.

Работая до 2011 года в Соцфонде, я отвечала на письма пенсионеров, ведь показатель любой работы — это жалобы. В 2010 году в СФ КР поступило 234 жалобы (за весь год). А сейчас, как удалось узнать из сведений на сайте ведомства, только за январь-февраль 2014-го уже поступило 345! Людям непонятно, как им начисляют пенсии. Чтобы понять наш закон, надо проходить специальные курсы. Почему такие перекосы в пенсиях? Кто-то «отпахал» 40 лет и имеет грошовую пенсию… Это очень тяжело.

Почему мы все время заглядываем в рот Всемирному банку, МВФ, которые нам диктуют условия? Они исходят из американских и европейских стандартов, но извините: если на них базироваться, то тогда и минимальная потребительская корзина тоже должна быть на европейском уровне. Представляете, в их потребкорзину для пенсионеров входят пусть и небольшие, но деньги на казино! А у нас? Вот в октябре подняли расчетный уровень зарплаты для пенсий с пяти до восьми тысяч сомов. А почему не применили к зарплате поправочные коэффициенты? Когда идет ее повышение и соответственно пенсий, коэффициент должен применяться, это касается основной части пенсионеров советского периода, работавших до 1996 года.

Другой больной вопрос — отсутствие справок о зарплате на предприятиях и в госархивах. Особенно этим «грешат» сферы бытового обслуживания и общепита. Ко мне часто обращались люди, у которых в трудовой книжке все записано о работе в данных отраслях, но по ряду причин при увольнении они своевременно не взяли в бухгалтерии справки о зарплате, в результате начиная с 1992-го эти годы при расчете пенсии не учитываются. Отработав по 30 лет в отрасли, люди получают минимальные пенсии. Почему? Я неоднократно предлагала органам госвласти рассмотреть этот вопрос, ведь можно в Нацстаткоме республики запрашивать данные о средней зарплате по отраслям за конкретные годы и совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами предусмотреть вероятный стандарт расчетов в таких случаях. Все эти вопросы и должны учитываться в ходе пенсионной реформы. Если она, конечно, идет на деле, а не существует на уровне слухов.

Статистики утверждают: средняя зарплата в Кыргызстане — около 11 тысяч сомов за 2013 год. С 1992 года уже много воды утекло, все поменялось — и жизнь, и заработки. По логике, надо применять современные поправочные коэффициенты, чтобы реально уравнять размер выплат прежним пенсионерам с выплатами нынешним. Или пересматривать размер коэффициентов, или менять сам механизм расчета пенсий, тесно увязав его с размером прожиточного минимума и с инфляцией. Тема пенсионных выплат касается всех — и нынешних, и будущих пенсионеров. К большому сожалению, наши проблемы в этой сфере от того, что в стране нет единой социальной политики, которая должна формироваться совместно с Соцфондом, Минсоцразвития, Минздравом, Минэкономики, Минэнерго, ГНС, Минфином. Наши ведомства пишут программы без увязки с другими партнерами.

Если идет реформа, надо ждать от нее результат. Пять или девять человек, участники процесса пересмотра пенсионного законодательства, не могут и не должны решать судьбу всей страны. Приглашаем к дискуссии экономистов, налоговиков, финансистов, социальных инспекторов и всех заинтересованных граждан. Полагаю, что очередной проект пенсионного законодательства должен широко обсуждаться в печати, как это было в 1991 году, тогда его обсуждали в обществе четыре месяца, каждый мог прислать свои предложения, — закончила свои комментарии к пенсионному законодательству Н. Н. Горобец.

Есть такой анекдот: хороший, но невезучий человек обращается к небесам: «Господи, я же человек приличный, работяга, семьянин, но почему у меня все копейка на копейке, никак не разбогатею? Почему не поможешь выбраться из нужды?» Господь сверху посмотрел на него и ответил: «Да я понимаю, что ты и человек хороший, и семьянин, и работник. Ну не нравишься ты мне!» Вот так и мы, граждане, не нравимся нашему правительству, Соцфонду, депутатам-законодателям. Но мы ведь и не серебряный рубль, чтобы всем нравиться, по выражению известного писателя. Дело-то в другом: почему в стране декларируется антинародная политика по отношению к своему народу? Кто создал такие непрофессиональные и антигуманные законы, благодаря которым пенсионер на свою честно заработанную за десятки лет пенсию может два раза в месяц сходить на рынок за скудной продуктовой корзиной, не говоря уже о лекарствах, одежде, обуви? Господа чиновники, министры с кандидатами, вы же тоже скоро станете пенсионерами! Или вас не волнует наша мизерная пенсия, поскольку вас это не коснется, вам-то «светят» десятки тысяч сомов? Как бы не так! Ваши матери, отцы, жены, сестры, братья, односельчане и соседи, наконец, не с депутатской зарплатой, значит, и не с депутатской пенсией.

Вопросы к правительству Кыргызской Республики, чиновникам Социального фонда, Минфина, ГНС, депутатам Жогорку Кенеша, ведающим социальным блоком: «Когда в стране наведут порядок с пенсиями? Когда пересмотрят античеловеческие нормы их расчета? Почему пенсионная реформа, о которой вроде бы говорят в кулуарах, не является предметом широкого общественного обсуждения? И когда наконец размер пенсии перестанет восприниматься в нашей стране как большое несчастье для большинства населения?»

Читайте также: