Что такое реальный размер назначенных пенсий

Такие данные за 10 месяцев 2018 года привел Росстат. Статистики утверждают, что российские пенсионеры стали получать меньше.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала очередной доклад «Социально-экономическое положение России» за январь-октябрь 2018 года. Из документа следует, что выплаты пенсионерам не успевают за инфляцией. И реальный размер пенсий, которые получают российские пенсионеры неуклонно снижается, хотя номинальные пенсии по сравнению прошлым годом выросли. Рассмотрим эту арифметику статистиков подробнее, чтобы понять, что же будет с обещанной всем пенсионерам прибавкой в 2019 году.

Пенсии растут, но купить за них можно меньше

Что такое реальный размер пенсий? Есть такое официальное определение этого показателя:

Относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) назначенных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Если перевести это определение на человеческий язык, то это соотношение суммы пенсии с тем, что реально можно купить за эти деньги. Если цены растут быстрее пенсий, то их реальный размер уменьшается. Именно это происходит в этом году. инфляция догоняет и перегоняет проиндексированные в январе выплаты пенсионерам. Как отметил Росстат, средний размер реальных назначенных пенсий снизился в октябре 2018 года на 0,3% по отношению к октябрю 2017 года. Тогда как фактический номинальный средний размер пенсии составил 13 383 рублей, увеличившись на 3,3% по сравнению с октябрем прощлого года. При этом средний размер пенсий за 10 месяцев 2018 года составил 13352 рублей (а где же 14 414 рублей, о которых говорит Правительство РФ?). Но купить на эти деньги стало можно меньше.

Кстати, в отдельных регионах России складывается аналогичная ситуация. Например, в Калининградской области за минувший год реальный размер пенсий снизился на 0,5%. При этом еще летом, там фиксировался их рост.

Что важнее — номинальный размер или реальный?

Очевидно, что важнее, сколько за начисленную и полученную пенсию всего можно купить, чем то, сколько у нее нулей. Поэтому, когда Президент России Владимир Путин обещает, что пенсии в стране будут расти, и этот вопрос «решенный», хочется верить, что речь идет о реальных покупательских способностях выплат пенсионерам. Как сказал глава государства:

Это тема, которая нами всегда обсуждается. Мы не закрываем саму тему пенсионных фондов накопительных - и частных, и государственных. Мы исходим из того, что эти фонды, их работа должна быть организована таким образом, чтобы эти преимущества совершенно очевидно почувствовали те люди, которые отчисляют свои средства в эти пенсионные фонды. Инфляция не должна влиять на пенсионные накопления.

То есть Президент России понимает и принимает во внимание, что инфляция способна «съесть» любую прибавку к пенсии. Кстати, власти обещают, что к 2024 году средний размер страховой пенсии российского пенсионера составит 20 000 рублей. Об этом еще летом рассказывал первый вице-премьер правительства и министр финансов Антон Силуанов. Ведь в 2019 году пенсии россиян вырастут на 7, 05%, а в последующие годы будут расти темпами выше 6%. Но как вырастет реальный размер выплат? Вспомним математику и посчитаем.

Что будет с реальным размером пенсий в 2019 году

Как утверждает в своем докладе Росстат, к концу 2018 года реальный размер пенсий сократится на 3,2%. Ведь за 10 месяцев 2018 года он уже сократился на 2,7% по сравнению с январем-октябрем 2017 года. Следовательно, январская прибавка к пенсиям в 7,05% фактически будет меньше и составит:

То есть, в реальном исчислении пенсионеры получат рост пенсий почти в два раза меньше. А если учесть инфляцию за первые месяцы 2019 года, то весь эффект от индексации исчезнет в первые несколько месяцев. Дальше пенсии опять уйдут в минус. Так и живем.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Танаева Дарья Сергеевна

В работе проведен анализ динамических рядов, содержащих сведения о размере начисленных пенсий и их относительной величине в сравнении со средними заработными платами . Исследована дискуссия современных авторов по вопросу реформирования пенсионной системы и возможностей повышения размеров пенсионного обеспечения граждан.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Танаева Дарья Сергеевна

Текст научной работы на тему «Размер назначенных пенсий в России и его динамика»

Размер назначенных пенсий в России и его динамика

Танаева Дарья Сергеевна / Tanaeva Daria Sergeevna - студент, кафедра экономики и организации производства, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Аннотация: в работе проведен анализ динамических рядов, содержащих сведения о размере начисленных пенсий и их относительной величине в сравнении со средними заработными платами. Исследована дискуссия современных авторов по вопросу реформирования пенсионной системы и возможностей повышения размеров пенсионного обеспечения граждан.

Ключевые слова: пенсионная система, средняя заработная плата, реформирование, бедность, кризис.

В рыночных условиях процесс труда и процесс производства во взаимосвязи отражают экономическое отношение пользования. Таким образом, использование работником вещественных факторов производства, выступая частью отношений собственности, отражается через оплату труда [9]. В период экономического кризиса особое внимание уделяется экономическому поведению государства в данной сфере, особенно не только в части регулирования трудовых отношений, но и отношений, возникающих в период, когда индивид в полной мере не может выполнять профессиональные функции в связи со старением. С одной стороны, поведение государства связанно с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. С другой стороны, в условиях кризиса возрастает роль поддержки социального сектора, который непосредственной экономической выгоды не дает. Бюджет в РФ всегда был социально ориентированным, и социальные расходы нельзя затрагивать существенным образом.

Т. М. Малева и О. В. Синявская в своей работе пишут, что помимо двух компонент, связанных с реформированием пенсионной системы и упоминающихся наиболее часто: накопительное финансирование и передача управления накопленными средствами негосударственным пенсионным фондам, - есть еще две составляющие: «индивидуальные счета, благодаря которым работник имел право решать сам, куда должны быть инвестированы его накопления» и внедрение модели «с заранее установленными взносами, при которой государство регулирует только тариф отчислений, размер же пенсии заранее неизвестен и рассчитывается в момент обращения за нею, исходя из объема пенсионных накоплений (отчисления плюс инвестиционный доход) и ожидаемой продолжительности жизни» [4, с. 14]. Обе эти составляющие оказывают непосредственное влияние на размер фактически получаемых пенсионных выплат.

Исходя из предварительных данных в марте 2016 года средний размер назначенных пенсий составлял 12397 руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 2,7% (без учета сведений по Республике Крым и г. Севастополю). Наблюдается устойчивый тренд на снижение реального размера назначенных пенсий в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет. Несмотря на номинальный рост пенсий (с 11679 руб. в первом квартале 2015 г. до 12293 руб. в первом квартале 2016), снижение по сравнению с первым кварталом 2015 г. составило 97,1%. Такая же ситуация наблюдались и в прошлом году - несмотря на увеличение размера назначенных пенсий во втором квартале 2015 г. по сравнению с первым кварталом, мы можем наблюдать видимое снижение реального размера начисленных пенсий по отношению к соответствующим периодам 2014 г. (в первом квартале 2015 г. на 4,1 п.п. к первому кварталу 2014 г.). Также отмечается снижение пенсий в сравнении со средней заработной платой (с 37,0% в

прошлом году до 36,1% в текущем), что наравне со снижением реального размера назначенных пенсий, может свидетельствовать о сокращении уровня социальной поддержки данной группы населения.

На рис. 1 представлена динамика среднего размера пенсий в Российской Федерации начиная с января 2015 года. Показатели скорректированы на индекс потребительских цен за соответствующий временной период. Данные за периоды за исключением января, апреля, июля и октября, рассчитаны на основе Методики расчетов основных показателей пенсионного обеспечения, утвержденной приказом Росстата от 26.06 2009 г. № 118 и не учитывающей изменения пенсионного законодательства с 1 января 2015 года.

Рис. 1. Динамика среднего размера назначенных пенсий [1]

Очевидно, что реальный размер начисленных пенсий подвержен значительному воздействию со стороны динамики потребительских цен, изменения которых в 2014 -2015 гг. происходили вне рамок известных методов и подходов к осуществлению ценообразования, описанных, например, М. Ю. Мирзабековой [7, с. 106]. Динамика размера пенсии зависит от таких факторов, как изменение числа занятых в экономике и их заработной платы, численности пенсионеров, доли неформально занятых в экономике, а также размеров безвозмездных поступлений из федерального бюджета. При этом в некоторых странах Европы размер пенсии зависит также от того, прекратил ли человек трудовую деятельность или продолжает работать [11, с. 31]. В тех пенсионных системах, где данный параметр принимается во внимание, продолжение работы после достижения пенсионного возраста лишает гражданина права получения пенсии или существенно ограничивает ее размер. По мнению Т. Малевой и О. Синявской, существующая модель занятости пенсионеров требует надлежащего исследования и учета при реформировании пенсионной системы [3].

Значимый параметр, отражающий состояние пенсионной системы - уровень замещения, показывающий отношение среднего размера назначенных пенсий к среднему размеру начисленной заработной платы в экономике и отражающий как в среднем пенсия компенсирует утерянный пенсионером доход в виде заработной платы. Так, средний размер назначенных пенсий в процентах от среднего размера начисленной заработной платы демонстрирует цикличность и варьируется от 27,8% в декабре 2015 г. до 38,5% в феврале 2015 г. По состоянию на март месяц 2016 года он равнялся 34,9% (см. рис. 2). Описанное на иллюстрации положение дел указывает на значительную степень недофинансирования обычной жизнедеятельности лиц в пенсионном возрасте, что находит свое подтверждение в исследованиях всероссийского и регионального масштаба. Так, М. С. Санталова и С. С. Диденко показывают, что среднедушевое потребление

основных продовольственных товаров среди пенсионеров отличается в меньшую сторону до 25% по некоторым товарным группам [12, с. 107].

Рис. 2. Динамика среднего размера назначенных пенсий, в % к среднему размеру начисленной заработной платы

Таким образом, при росте размера пенсий, их реальный размер по отношению к предшествующим периодам снижается. Сложившаяся ситуация все больше приводит к вопросу о необходимости совершенствования существующей пенсионной системы, хотя, необходимо отметить, что ее модернизация практически не прекращается и с начала XXI века было реализовано несколько этапов пенсионных реформ.

1. Доклад «Социально-экономическое положение России», 2015. М.: Росстат, 2016.

2. Колмаков В. В., Полякова А. /".Реальные опционы как способ повышения эффективности расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере здравоохранения // Аудитор, 2016. № 5. С. 58-67.

3. Малева Т., Синявская О. Модель занятости пенсионеров. // Демоскоп Weekly. 2008. № 341-342.

4. Малева Т., Синявская О. Пенсионная реформа в России: о политической экономии популизма. // Отечественные записки, 2005. № 3. С. 14.

5. Матвеев В. В. Эффективное инфраструктурное обеспечение ускоренного развития высокотехнологических отраслей // Экономические науки, 2011. № 84. С. 123-126.

6. Мирзабекова М. Ю. Классификация инновационного потенциала экономической системы // Управление инновациями: теория, методология, практика, 2013. № 5. С. 28-34.

7. Мирзабекова М. Ю. Механизм ценообразования в современной экономике. // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития, 2013. № 11. С. 106-110.

8. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства как фактор повышения качества жизни населения / А. Г. Полякова, В. В. Колмаков. Тюмень, 2008.

9. Полякова А. Г., Колмаков В. В. Управление собственностью как экономической основой пространственного развития: сущность, концептуальные основы, механизм. Тюмень, ТГНГУ, 2006. 196 с.

10. Попенкова Д. К. Эволюция категорийного менеджмента // Международный научно-исследовательский журнал, 2015. № 11-1 (42). С. 77-79.

11. Санталова М. Социальная политика: де-юре и де-факто // Человек и труд, 2006. № 6. С. 30-31.

12. Санталова М. С., Диденко С. С. Анализ социально-трудовой политики Воронежской области. // Социально-экономические явления и процессы, 2013. № 11 (57). С. 105-109.



Митинг против пенсионной реформы в Санкт-Петербурге

МОСКВА, 7 фев — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Росстат в четверг обнародовал данные о росте реальных пенсий – в 2018 году он составил 0,8% без учета единовременной выплаты пенсионерам, произведенной в 2017 году. С учетом данной выплаты реальный размер пенсий в 2018 году снизился на 2,4%.

Средний размер назначенных пенсий в 2018 году составил 13,360 тысячи рублей. В сравнении с 2017 годом он вырос на 3,7%, что выше инфляции в 2,5%, если не считать единовременную выплату. С данной прибавкой средний размер назначенных пенсий вырос на 0,4%.

ЧТО ТАКОЕ РЕАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ

Реальный размер пенсий считается с поправкой на рост потребительских цен и отражает их динамику, поясняют опрошенные "Прайм" эксперты. Реальный размер назначенных пенсий рассчитывается путем деления индекса номинального размера пенсий на инфляцию, рассказал глава аналитической службы НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис.


Реальные пенсии в РФ в 2018 году выросли на 0,8% без учета выплаты 2017 года

По его мнению, столь незначительный рост реальных пенсий отчасти обеспечен более высокой инфляцией, чем ожидалось, после рекордно низкой в истории современной России 2,5% по итогам 2018 года.

"Интересно, что по итогам 2018 года реальные располагаемые доходы населения по оценке Росстата также выросла на 0,3% (без учета единовременной выплаты), хотя Минэкономразвития изначально прогнозировало рост 3,4% по итогам года. Также интересно, что страховые взносы в ПФР за 11 месяцев 2018 года к аналогичному периоду 2017 года выросли на 11,2%, до 4349,5 млрд рублей", — добавил эксперт.

"Реальная пенсия соотносится с прогнозным уровнем инфляции на текущий год. Таким образом, если уровень реальной пенсии вырос на 0,8% за 2018 год, это означает, что индексация пенсий не учла инфляционные показатели за тот же период времени", — говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.

Падение реальных пенсий (если не учитывать выплату-2017) стало первым с 2015 года.

Согласно Росстату, уровень инфляции за 2018 год составил 4,3%, а реальная пенсия оказалась на уровне статистической погрешности, напомнила она. Для сравнения, по данным того же статистического ведомства, среднемесячная реальная зарплата населения за 2018 год выросла почти на 7%. Таким образом, пенсионеры остаются одной из наименее обеспеченных категорий населения.

ПЕНСИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В 2019 году начинается поэтапное повышение пенсионного возраста с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 до для мужчин. Власти РФ обещают, что пенсионные изменения позволят индексировать пенсии в России выше уровня инфляции в ближайшие годы. Так, уже начиная с этого года планируется повысить их на 1 тысячу рублей в год.

По словам первого вице-премьера — министра финансов Антона Силуанова, правительство планирует индексацию пенсий на 2019 год на 7%, то есть они вырастут в реальном выражении даже при инфляции выше прогнозов.

Однако эксперты относятся к подобным обещаниям скептически.

"К сожалению, в ближайшие годы не стоит ожидать ощутимого повышения пенсионных выплат по причине определенных сложностей в экономике", — полагает Новикова.

Эти сложности связаны как с повышением НДС, так и со снижением объемов привлекаемых инвестиций в экономику и инвестирования в другие страны. Кроме того, в связи с реформированием пенсионной системы и повышением возраста выхода на пенсию потребуются дополнительные расчеты и новая систематизация данных по населению.

По мнению Биезбардиса, обещание повышать пенсии на 1 тысячу рублей в год, начиная с 2019 года, будет выполнено. "Однако, лишь для неработающих пенсионеров и тех, кто проживает внутри страны. Это серьезно ограничит будущий рост пенсий", — заключил он.

Выплаты непонятные и незаслуженно низкие

Они разные — наши пенсии. У кого-то, если посмотрим их размер, они немногим более 10 тыс. рублей, а у кого-то — больше 60 тыс. рублей (у депутатов Госдумы, к примеру). Средний же размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил, как свидетельствует Росстат, 14 163 рубля. Немного, что и говорить, при нынешней-то дороговизне нашей жизни.


Фото: Ольга Шуклина

А вообще-то, по-видимому, у людей всегда будет существовать это естественное желание — чтобы пенсия была побольше. Размер пенсии, будем объективными, вроде как растет. Еще в 2014 году средний размер назначенных пенсий был 10 786 рублей, то есть в номинальном выражении он был более чем на 30% меньше сегодняшней.

Да, конечно, инфляция не позволяет сделать вывод о столь значительном росте величины пенсий, но даже если учтем инфляционный фактор, то есть будем сравнивать реальный размер пенсий, то все равно есть надежда на то, что количественно пенсии увеличились. И что теперь с этого? Нам надо быть безмерно благодарными?

Тогда давайте-ка, для начала, вернемся к вопросу о том, что у нас произошло в последние годы с реальным размером пенсий, то есть с учетом инфляции (заметим — официальной). Итак, реальный размер назначенных пенсий (в % к соответствующему периоду предыдущего года) в последние годы, по данным Росстата, ежегодно менялся следующим образом: 2015 год — 96,2% (по отношению к предыдущему году), 2016 год — 96,6%, 2017 год — 100,3%, 2018 год — 100,8%, 2019 год — 101,5%. Общее изменение составило (просто перемножаем названные цифры) 95,4%. Таким образом, реальный размер назначенных пенсий… уменьшился за последние пять лет на 4,6%. Объективности ради заметим, что здесь не учтена единовременная выплата пенсионерам в 5 тыс. рублей, которую они получили в начале 2017 года. Но она и не должна учитываться, потому что это было разовое мероприятие, на средний размер назначенных пенсий она не влияла.

И все-таки, согласитесь, сюрприз, хотя и неприятный: реальный размер назначенных пенсий за последние годы снизился, причем существенно.

Теперь давайте посмотрим на такой интересный показатель, как коэффициент замещения (сколько в процентном отношении составляет средняя пенсия от средней заработной платы). Это очень важный показатель, дающий объективную характеристику уровня пенсионного обеспечения в стране. По последним имеющимся данным, если в январе–сентябре 2018 года коэффициент замещения составлял 31,6%, то за тот же период 2019 года он равен всего лишь 30,7%. Получается, что снижается у нас и этот показатель. Кстати, в 2015 году коэффициент замещения вообще составлял 35,2%.

Для сравнения: коэффициент замещения, к примеру, в Швеции сегодня составляет почти 57% (средняя пенсия 1700 евро при средней зарплате по стране в 3000 евро).

Кто-нибудь скажет: ну вот еще, выдумал тоже, со Швецией сравнивать. Да, сравнил, и на это есть полные основания. Потому что речь идет именно об отношении средних пенсий к средним зарплатам. Никто не собирается сравнивать размер пенсий по номинальным значениям, но именно по доле в зарплатах можно и нужно сравнивать, потому что в России зарплаты тоже намного ниже, чем в Швеции.

Почему доля-то, этот самый коэффициент замещения пенсий, столь мала? Тут, конечно, много причин можно назвать: общая слабость российской экономики, высокая доля теневого сектора, неэффективность пенсионного реформирования и прочее. То есть объяснить-то можно, только принять эти объяснения трудно. Еще труднее принять объяснения того, почему и здесь динамика отрицательная — иными словами, ситуация только хуже становится.

Или вот еще проблема: работающим пенсионерам у нас в последние годы пенсии не индексируются. Правда, буквально в последние дни вдруг выяснилось, что люди и чиновники на эту проблему смотрят по-разному.

Оказывается, пенсии работающим пенсионерам все-таки индексируются. Не возмущайтесь, дорогие работающие пенсионеры, но это, если кто не знал, действительно так. Об этом на днях в ходе заседания Комитета по труду и социальной политике Государственной думы сказал новый министр труда и соцзащиты Антон Котяков. Оказывается, по признанию министра, хотя индексация работающим пенсионерам и не выплачивается, пенсии-то все равно индексируются, а сразу после увольнения с работы получаемые пенсии будут выдаваться уже с учетом прошедших индексаций. К тому же, не преминул указать министр, в Пенсионный фонд России с зарплат работающих пенсионеров уплачиваются страховые взносы, что приводит к росту пенсий.

Ну про этот символический рост примерно в пару-тройку сотен рублей из-за перерасчета по системе пенсионных баллов, работающие пенсионеры знают. Хотя, наверное, не все, потому что уж больно мизерный получается рост размера пенсий. Что все-таки с индексацией? Почему она как бы есть, но реально ее нет?

Все просто: люди, когда они возмущаются отсутствием индексации пенсий работающим пенсионерам, имеют в виду именно то, что они получают. Получил столько же, сколько и раньше — значит, нет индексации. А чиновники считают по-другому: может, пенсионеры и получают столько же, но пенсия им индексируется. Правда, индексация не выплачивается. Вот и все. Снова не понятно? Что же, понять и вправду трудно.

Послушайте, господа чиновники, людям важно, что они получают реально в данный момент времени. Получил столько же, сколько в прошлом месяце или прошлом году — значит, индексации нет. Все просто. И никакие уверения в том, что индексация все-таки есть, не помогут. Не надо лукавить.

Как говорится, вам «шашечки» или «ехать»? Так вот «ехать» — это когда индексируются именно выплачиваемые пенсии, а «шашечки» — это когда индексация на бумаге вроде как считается, но выплачиваемые пенсии остаются в прежнем размере.

В связи с этим давайте посчитаем, сколько в среднем недополучили работающие пенсионеры, начиная с 2016 года, когда им перестали выплачивать индексацию.

По состоянию на 1 января 2016 года средний размер страховой пенсии по старости составил 12 830 рублей — это та «печка», от которой и будем плясать. Понятно, что эта цифра не совсем та, которая нам необходима, потому что она ведь касается не только работающих, но и неработающих пенсионеров. Но величину среднего размера пенсий именно у работающих пенсионеров Росстат не приводит. Значит, будем довольствоваться тем, что имеется, все равно больших искажений это не даст, и оценки могут быть достаточно точными.

С этого же 2016 года индексация пенсий работающим пенсионерам, которых, по данным Пенсионного фонда России, сегодня насчитывается 7,5 млн человек, не проводилась. Благодаря этому «мудрому» решению один работающий пенсионер недополучил в среднем примерно 30 тыс. рублей. Общая же сумма экономии на работающих пенсионерах составила за прошедшие годы около 218 млрд рублей (!).

Получается, что государство на работающих пенсионерах уже сэкономило огромные деньги. И это в условиях-то переизбытка денег у него самого (профицитный бюджет, растущие международные резервы и Фонд национального благосостояния). Зачем? Может, для создания соответствующего фона для принятия новых поправок к Конституции? А что, люди на фоне падения их реальных доходов, отсутствия индексации пенсий и повышения пенсионного возраста будут голосовать за что угодно, только бы их жизнь хотя бы чуть-чуть улучшилась. Тем более что так называемые социальные поправки уже готовы.

Да, вот такие наши пенсии — непонятные и незаслуженно низкие.

Почему они для большинства такие? Может быть, ответ на этот вопрос совсем простой. Те, кто придумывает все эти новые пенсионные реформы, кто принимает решения о повышении пенсионного возраста, кто отвечает за состояние системы пенсионного обеспечения, — они ведь не собираются жить на среднестатистические российские пенсии. Они как бы в другом измерении, в другой реальности. А мы в своей: со своими крохами вместо пенсий.




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.

Фото © ТАСС / Рогулин Дмитрий

" src="https://static.life.ru/publications/2020/10/5/811933982248.4059.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

9 ноября истекает срок предоставления поправок в законопроект о бюджете Пенсионного фонда. В конце месяца Госдума рассмотрит документ во втором чтении. Какое увеличение пенсий предусматривает законопроект, какие ещё новшества ждут пожилых людей и кому положены повышенные выплаты уже сейчас?

Бюджет ПФР предусматривает индексацию выплат неработающим пенсионерам. В 2021 году — на 6,3%, в 2022-м — на 5,9%, в 2023-м — на 5,6%. Это выше прогнозируемого уровня инфляции. Соответствующий законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении. Второе назначено на 24 ноября. Эксперты сходятся во мнении, что именно такое повышение пенсий в конечном счёте и утвердят.

— Предполагаемое повышение размера пенсий стоит ожидать на протяжении последующих четырёх лет. В итоге выплаты каждый год будут повышаться примерно на одну тысячу рублей. Если пенсионеры получают меньше пятнадцати тысяч, то и повышение будет меньше. Например, если пенсия была в районе десяти тысяч рублей, то в новом году она увеличится на шестьсот рублей. Для граждан, которые планируют выходить на пенсию в этом году, выплаты будут уже с соответствующими индексациями, — пояснила старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета "Синергия" Наталия Пшеничникова.

Пенсии в России индексируются ежегодно. Страховые — с 1 января, а социальные — с 1 апреля. Также ежегодно на федеральном и региональном уровнях утверждается величина прожиточного минимума пенсионера.

Курс валют устремился на дно. До каких отметок подорожает доллар и где сейчас не стоит хранить сбережения

— Это необходимо для определения социальной доплаты. Её получают неработающие пенсионеры, чьи доходы ниже прожиточного минимума, — рассказала ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.

В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России составляла 9311 рублей. Закон, который устанавливает её на 2021 год, ещё не принят. При этом размер прожиточного минимума во многих областях уже установили на региональном уровне. Где-то он увеличен, а где-то остался прежним.

— К примеру, в Москве прожиточный минимум с 12 578 рублей повысился до 13 496, в Московской области — с 9908 до 10 107, в Крыму — с 8912 до 9060, в Оренбургской области — с 8252 до 8561, в Челябинской области — с 8691 до 9282, в Хабаровском крае — с 11 799 до 12 653. В Севастополе остался на прежнем уровне — 9597 рублей, в Республике Мордовия тоже — 8522 рубля. Таким образом, люди, которые получают пенсии в минимальных размерах, в каких-то регионах в 2021 году получат прибавки, а в каких-то нет. Правда, есть ещё вариант, что их пенсия станет немного больше с учётом федеральной индексации, — пояснила Оксана Красовская.

В ночь на 2 ноября у клиентов "Альфа-банка" пропали деньги. Как их вернуть и почему эта история может повториться

Есть ряд новшеств и для представителей отдельных профессий. Так, в ПФР обращают внимание, что для медицинских работников есть особые условия выхода на пенсию. Но в период пандемии устанавливается особый порядок. Для медицинских работников, которые с 1 января по 30 сентября работали с больными коронавирусом, один день стажа будет считаться за два. Это будет учитываться в том числе и при получении права на досрочную страховую пенсию.

К тому же с 1 ноября во многих регионах повысились доплаты к пенсиям лётчикам и шахтёрам. Размер прибавки разный — обычно порядка тысячи рублей, но может сильно колебаться в обе стороны. Суммы зависят от продолжительности "льготного" стажа работы и размера среднемесячной зарплаты. Также учитывается отношение суммы страховых взносов к количеству получателей доплаты в регионе. Соответственно, размер доплаты индивидуален. В разных регионах у лётчиков он может составлять порядка 5–8 тыс. рублей в месяц, у шахтёров — 2–4 тыс.


Темпы роста реального размера назначенных пенсий россиян ускорились в июне на 0,5 п.п. по сравнению с маем, сообщил Росстат (*.pdf). В июне реальные пенсии увеличились на 1,4% против 0,9% в мае.

  • Июньский рост показателя стал самым высоким с начала года. Даже в январе, когда страховые пенсии по старости были проиндексированы на 7,05%, прирост пенсий в реальном выражении составил 0,8%.
  • Во втором квартале 2019 года реальные пенсии увеличились на 1% год к году после 0,7% в первом квартале.
  • По итогам первого полугодия реальные пенсии выросли на 0,8% в годовом выражении. Средний размер назначенных пенсий в январе—июне составил 14 135 руб.

В чем причины ускорения

Ускорение темпов роста реальных пенсий в июне произошло из-за увеличения размера пенсий у самых бедных пенсионеров после их пересчета, полагает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. «Пенсионерам были возвращены все недоплаченные ранее деньги, выплаты были пересчитаны начиная с 1 января», — напомнила Овчарова.

По поручению президента Владимира Путина был произведен пересчет социальных доплат, которые выплачиваются самым бедным пенсионерам, чтобы довести уровень их дохода до прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе.

В послании Федеральному собранию глава государства поручил ввести новый механизм ежегодной индексации пенсий: сначала доход пенсионера должен быть доведен до регионального ПМП за счет социальной доплаты, а уже сверх этого добавляется величина индексации.


Причина перехода на новый порядок в том, что после январской индексации пенсионеры обращались к президенту и правительству с жалобами на то, что обещанного повышения пенсий (на 7,05%) не произошло. Если пенсионеру была назначена социальная доплата к пенсии, обеспечивающая доходы на уровне ПМП, размер выплат после индексации мог оказаться либо прежним, либо повыситься меньше, чем по уровню индексации. Из-за этого, по словам президента, «многие люди с полным на то основанием чувствуют себя обманутыми».

Причитающиеся пенсионерам недополученные средства должны были быть выплачены территориальными органами Пенсионного фонда России (ПФР) не позднее 1 июля 2019 года. «Увеличение социальных доплат коснется 12% неработающих пенсионеров», — говорили РБК в ПФР. Исходя из этого, пенсии должны были вырасти примерно у 4 млн человек.

Пенсии сдержали падение реальных доходов

Реальные денежные доходы россиян в первом полугодии 2019 года сократились на 1,3%. При этом во втором квартале реальные доходы населения значительно снизили темпы падения (-0,2%) по сравнению с первым (-2,5%). Это связано именно с доведением пенсий до региональных прожиточных минимумов, в результате чего вклад социальных выплат в годовой прирост доходов стал положительным, полагают в ЦБ (*.pdf). Кроме того, темпы падения реальных доходов доходов затормозились из-за замедления сокращения прочих денежных поступлений (в эту категорию входят неформальные доходы), добавляет регулятор.

Что будет с размером пенсий в дальнейшем

Все первое полугодие реальные пенсии росли медленно, но показатель ни разу за шесть месяцев не ушел в отрицательную зону. Во втором полугодии пенсии сохранят небольшую, но положительную динамику, полагает Овчарова.

  • В начале августа произойдет пересчет пенсий работающим пенсионерам, прибавка будет незначительной — максимум 245 руб. Однако ее получат порядка 9,7 млн пенсионеров (22% от всех пенсионеров), что положительно отразится на ежемесячной статистике показателя реальных пенсий, отметила директор Института социальной политики ВШЭ.
  • После августа никаких изменений в размере пенсий быть не должно, но уже состоявшиеся прибавки будут поддерживать пенсии в положительной зоне, добавила Овчарова.

В 2019 году в России началась пенсионная реформа: пенсионный возраст в течение десяти лет будет повышен до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Согласно публичным заявлениям властей, одна из ее целей в том, что пенсии неработающих пенсионеров должны расти быстрее инфляции: в 2019 году — на 7,05%, в 2020-м — на 6,6%, в 2021-м — на 6,3%. По расчетам правительства, в среднем пенсии будут увеличиваться на 1 тыс. руб. ежегодно.

Статистические таблицы содержат средний размер пенсии назначенной в 2019 году по категориям пенсионеров и видам пенсионного обеспечения, с разделением по месяцам и по субъектам российской Федерации. Для сравнения данные предоставлены за период с 1981 по 2019 года.

Средний размер назначенной пенсии в России по категориям пенсионеров по годам

Средний размер назначенных пенсий в рублях (до 2000 года - тыс. руб.)

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей

федеральные государственные гражданские служащие

за выслугу лет 2)

1) В связи с изменением пенсионного законодательства с 01.01.2002 г. и с 01.01.2010 г. произошло перераспределение численности пенсионеров по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. С 2005 г. данные пересчитаны в сопоставимой с 2010 года методологии расчета численности пенсионеров.
2) С 2011 года за выслугу лет из числа пенсионеров-космонавтов.


В 2017 г. данные приведены с учетом единовременной денежной выплаты, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016г. № 385-ФЗ в размере 5 тысяч рублей.

Средний размер назначенных пенсий в зависимости от пола и места проживания пенсионера

Таблица содержит динамику среднего размера назначенных пенсий в зависимости от пола и места проживания пенсионера в российской федерации, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации на 1 января соответствующего года.

Средний размер назначенных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации

из общего числа пенсионеров проживающие:

— в сельской местности

— в городской местности

1) Данные приведены не включая единовременную денежную выплату, назначенную в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016г. № 385-ФЗ в размере 5 тысяч рублей. Включая единовременную денежную выплату средний размер назначенных пенсий составил 17425,6 рублей; женщин - 17200,1 рублей; мужчин - 17882,6 рублей; проживающих в сельской местности - 16045,8 рублей; в городской местности – 17945,4 рублей.

Средний размер назначенной пенсии в 2018 - 2019 по месецам

Средний размер пенсий,
рублей

Реальный размер пенсии в % к

Средний размер назначенных пенсий в % к среднему размеру начисленной заработной платы

соответствующему периоду предыдущего года

декабрю предыдущего года

2018 год

2019 год

1) Данные за периоды, кроме отчетных (январь, апрель, июль, октябрь), рассчитаны на основе Методики расчетов основных показателей пенсионного обеспечения, утвержденной приказом Росстата от 26.07.2009г. № 118.

2) Относительные показатели за периоды 2018 года рассчитаны без учета ЕВ-2017.

3) Оценочные данные.

Средний размер назначенных пенсий в России в 2019 году по субъектам РФ

Средний размер назначенных пенсий 1) , руб.

без учета ЕВ-2017 2)

с учетом ЕВ-2017

Центральный федеральный округ

Московская область 3)

Северо-Западный федеральный округ

в том числе: Ненецкий автономный округ

Архангельская областьбез авт. округа

Южный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Северная Осетия - Алания

Приволжский федеральный округ

Республика Марий Эл

Уральский федеральный округ

в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Тюменская область без авт. окгугов

Сибирский федеральный округ 5)

Дальневосточный федеральный округ 6)

Республика Саха (Якутия)

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Крымский федеральный округ 7 )

1) По данным ПФ РФ.

2) Единовременная денежная выплата, назначенная в соответствии с ФЗ от 22.11.2016 года № 385-ФЗ в размере 5 тысяч рублей.

3) Данные по городу Москве и Московской области приводятся с учетом изменения их границы с 01.07.2012 года в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011г. № 560-СФ.

4) Без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

5) С 2019 года не включая данные по Республике Бурятия и Забайкальскому краю (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.11.2018 г. № 632).

6) С 2019 года включая данные по Республике Бурятия и Забайкальскому краю.

7) Начиная с 2017 года информация по Республике Крым и г.Севастополю включена в итог по Южному федеральному округу (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2016 г. №375).

Читайте также: