Что значит выплата пенсий из бюджета

Краткое содержание:


19 ноября 2020 года член федерального парламента Сергей Миронов рассказал гражданам о том, что России необходимо возвращаться к выплате пенсий непосредственно из бюджета. Соответствующая публикация от имени лидера фракции «Справедливая Россия» появилась на официальной сайте партии.

Сергей Миронов о прямой выплате пенсий из бюджета


За ликвидацию Пенсионного фонда России выступил депутат Государственной думы Сергей Миронов. Обращение к гражданам на эту тему он опубликовал на сайте партии «Справедливая Россия», которую он возглавляет.

По мнению Сергея Миронова, России нужно вернуться к прямой выплате пенсий из федерального бюджета. Он заявил, что Пенсионный фонд РФ работает неэффективно и уже является банкротом.

Помимо этого, Сергей Миронов раскритиковал пенсионную реформу. Как известно, стартовала она в 2019 году. Согласно данной реформе, до 2028 года пенсионный возраст в стране повысится на 5 лет. По мнению депутата парламента, на размер пенсий это позитивно не повлияет.

Негативно на материальное благосостояние российских пенсионеров, как заявил лидер фракции, оказала влияние и реформа пенсионного страхования с помощью сторонних фондов. Если государство снова начнет выплачивать пенсии гражданам без посредника, размер ежемесячных денежных выплат вырастет.

Почему нужно вернуться к прямой выплате пенсий


Задумались о ликвидации Пенсионного фонда депутаты парламента после того, как стало известно о масштабном дефиците. В 2021 году дефицит побьет антирекорд, поставленный в 2015 году.

Из-за дефицита выделить средства на выплату пенсий гражданам придется из федерального бюджета. В следующем году на эти цели государство потратит 3,5 трлн рублей. Это приблизительно 40% от всех доходов ПФР, которые он получит в 2021 году.

Выделять деньги правительство на нужды Пенсионного фонда планирует и в последующие годы. К примеру, в 2022 году направлено будет 3,86 трлн рублей, а в 2023 — 4 трлн рублей. Сумма может измениться, в зависимости от дальнейшей экономической ситуации в стран.

Сколько в этом году государство выделит в Пенсионный фонд, пока что неизвестно. Правительство еще не опубликовало поправки в проект бюджета ПФР. Прогнозируемая сумма — 3,2 трлн рублей. Эксперты утверждают, что на самом деле из федеральной казны на нужды ПФР придется отдать куда больше. Связано это с экономическим кризисом на фоне пандемии коронавируса. По состоянию на сентябрь из бюджета с начала 2020 года в Пенсионный фонд уже были перечислены 2,9 трлн рублей.

Другие депутаты о выплате пенсий из бюджета


Прокомментировал слова Сергея Миронова о необходимости вернуться к прямым выплатам пенсий из бюджета Ярослав Нилов. Он возглавляет парламентский комитет по вопросам социальной политики. Как и лидер «Справедливой России», Ярослав Нилов критикует пенсионную реформу.

Депутат сообщил, что проведена пенсионная реформа с множеством ошибок. Касается это как повышения пенсионного возраста, так и создания Пенсионного фонда России.

Ярослав Нилов не согласен с Сергем Мироновым, что Пенсионный фонд нужно ликвидировать.

Если ПФР будет упразднен, множество средств государству придется потратить на создание отдельного департамента по выплате пенсий граждан. Даже если выплаты будут производиться напрямую из бюджета федерации, муниципалитетов или регионов, привлечь придется много людей и денег. Ярослав Нилов считает, что таким образом вместо Пенсионного фонда в стране будет образована аналогичная структура с другим названием.

Действующим пенсионным законодательством установлено, что ежемесячный доход неработающего российского пенсионера не может быть меньше прожиточного минимума в регионе его проживания. Но бывает так, что совокупное материальное обеспечение пенсионера (суммы назначенных пенсий, ежемесячных выплат и т.д.) ниже ПМП. В таком случае пенсионеру назначают социальную доплату к пенсии, чтобы привести его доход к минимально предусмотренному размеру.

Федеральная социальная доплата к пенсии (или ФСД) устанавливается малообеспеченным пенсионерам, проживающим в субъектах РФ, в которых ПМП установлен в значении меньшем, чем общероссийский. Это, как правило, регионы с низким уровнем жизни. В 2020 году таких субъектов РФ будет 54 (в остальных будут выплачивать региональные доплаты — РСД).

  • Размер федеральной доплаты рассчитывают индивидуально для каждого пенсионера, так как он зависит от совокупного материального обеспечения гражданина и от региона, в котором он проживает.
  • Финансирование ФСД осуществляют из средств федерального бюджета. Поэтому за назначением выплат нужно обращаться в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ.

ФСД к пенсии – что это такое?

Федеральная социальная доплата к пенсии – это государственная мера поддержки, предоставляемая малообеспеченным пенсионерам. Ее цель – не допустить, чтобы доход пенсионеров был ниже, чем величина прожиточного минимума, установленная в регионе для этой категории граждан. Законодательно право на такую выплату закреплено в статье 12.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.

Согласно пункту 4 ст. 12.1 закона № 178-ФЗ, федеральную социальную доплату назначают малообеспеченным пенсионерам, проживающим в субъектах РФ, в которых ПМП ниже федерального. Есть еще региональная доплата – ее выплачивают в тех регионах, где ПМП выше общероссийского (этим занимается соцзащита населения).

К примеру, на 2020 год значение прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ составляет 9311 рублей.

  • Соответственно, в тех субъектах, где «минималка» ниже 9311 руб., малообеспеченным пенсионерам назначают федеральные доплаты.
  • Где ПМП установлен выше 9311 рублей, пенсионеры получают региональные надбавки.

Размеры прожиточного минимума для пенсионера ежегодно утверждаются местными властями. На 2020 года нормативы ПМП тоже утверждены — таблица по регионам РФ представлена в статье.

Кому положена федеральная доплата к пенсии

Чтобы получать федеральную надбавку к пенсии до величины прожиточного минимума, должны выполняться следующие обязательные условия:

  1. Пенсионер должен получать любой из предусмотренных видов пенсионного обеспечения (страховое или социальное по старости, инвалидности или потере кормильца, государственную, военную пенсию и так далее).
  2. Иметь материальное обеспечение, в общей сложности не превышающее величину прожиточного минимума, установленного в регионе его проживания.
  3. Должен считаться неработающим, то есть не работать официально и не перечислять страховые взносы на свое пенсионное страхование.
  4. Проживать постоянно в РФ.

Только при одновременном выполнении всех перечисленных условий пенсионер может обратиться за назначением доплаты до минимальной пенсии.

При каких-либо изменениях в этих условиях пенсионер должен уведомить орган, назначивший надбавку (в случае с ФСД – Пенсионный фонд РФ), чтобы доплата была пересмотрена или вовсе отменена. Например, в случае трудоустройства гражданин теряет право на получение ФСД, и выплаты отменяют. Если вовремя не уведомить ПФР, переплату могут удержать из выплачиваемой пенсии или вовсе в судебном порядке.

В каких регионах устанавливается ФСД к пенсии в 2020 году

Федеральную социальную доплату пенсионерам выплачивают в тех регионах России, где прожиточный минимум меньше, чем в целом по стране. На 2020 год федеральный прожиточный минимум составляет 9311 рублей. Соответственно, в тех субъектах РФ, где минимальная пенсия ниже 9311 рублей, малообеспеченные пенсионеры получают федеральную надбавку.

С 1 января 2020 года ФСД будут платить в 54 регионах России. Размеры «минималки» в этих субъектах, утвержденные на 2020 год, представлены в таблице:

Регион РФ ПМП на 2020 год, в руб. Регион РФ ПМП на 2020 год, в руб.
Астраханская область 8969 Тульская область 9310
Белгородская область 8016 Тюменская область 9250
Брянская область 9120 Ульяновская область 8574
Владимирская область 9077 Челябинская область 8691
Волгоградская область 8569 Ярославская область 8646
Воронежская область 8750 Алтайский край 8894
Ивановская область 8978 Краснодарский край 9258
Калужская область 9303 Пермский край 8777
Кемеровская область 8387 Ставропольский край 8297
Кировская область 8511 Республика Адыгея 8138
Костромская область 8967 Республика Алтай 8753
Курганская область 8750 Республика Башкортостан 8645
Курская область 8600 Республика Бурятия 9207
Ленинградская область 9311 Республика Дагестан 8680
Липецкая область 8620 Республика Ингушетия 8846
Нижегородская область 8689 Республика Калмыкия 8242
Омская область 8480 Карачаево-Черкесская Республика 8846
Оренбургская область 8252 Республика Крым 8912
Орловская область 8747 Республика Марий Эл 8380
Пензенская область 8404 Республика Мордовия 8522
Ростовская область 8736 Республика Северная Осетия — Алания 8455
Рязанская область 8694 Республика Татарстан 8232
Самарская область 8690 Республика Тыва 8846
Саратовская область 8278 Удмуртская Республика 8502
Свердловская область 9137 Республика Хакасия 8978
Тамбовская область 8241 Чеченская Республика 9035
Тверская область 9302 Чувашская Республика 7953

Если материальное обеспечение пенсионера в 2020 году ниже суммы, указанной в таблице, можно подавать заявление в Пенсионный фонд о назначении ФСД к пенсии.

Размер ФСД к пенсии

Федеральную надбавку к пенсии устанавливают в таком размере, чтобы вместе с ней общий доход пенсионера был равным величине прожиточного минимума в регионе. Надбавка рассчитывается по следующей формуле:

где МОП – общее материальное обеспечение неработающего пенсионера.


Инфографика: социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума

В соответствии с частью 2 ст. 12.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 г., в ежемесячный доход неработающего пенсионера включают следующие виды выплат:

  1. Назначенные ему пенсии, а также фиксированная выплата к страховой пенсии, различного рода надбавки к ФВ и накопительная часть пенсии;
  2. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) и набор социальных услуг (НСУ);
  3. Срочная пенсионная выплата;
  4. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, назначенное за выдающиеся заслуги и достижения;
  5. Социальная поддержка, оказываемая в денежном выражении за исключением единовременных.

В состав материального обеспечения пенсионера также включаются компенсации по оплате коммунальных услуг, жилого помещения, телефона, проезда на пассажирском транспорте и т.п. Однако, если такая поддержка предоставляется в натуральной форме, то в МОП их не включают.

Неработающей пенсионерке Ирине Ивановне, проживающей в Хакасии, назначена страховая пенсия по старости в размере 7000 рублей. Помимо этого, она получает накопительную часть пенсии – по 1000 рублей в месяц.

Общий ежемесячный доход пенсионерки составляет 8000 рублей, что ниже установленного в Республике прожиточного минимума – 8978 рублей в 2020 году. Поэтому с 1 января 2020 года она может получать федеральную надбавку, размер которой равен 8978 – 7000 – 1000 = 978 рублей. В результате ежемесячно Ирина Ивановна будет получать выплату, равную прожиточному минимуму, то есть 8978 рублей.

Порядок назначения федеральной социальной доплаты

Доплата до регионального прожиточного минимума не назначается автоматически – для ее получения необходимо подать заявление в Пенсионный фонд по месту жительства. К заявлению нужно приложить документы:

  • паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий регистрацию гражданина по месту жительства или пребывания;
  • трудовую книжку или другой документ, подтверждающий прекращение трудовой деятельности гражданина.

В случае положительного решения по заявлению федеральную доплату к пенсии назначат с 1 числа следующего после подачи документов месяца. Для детей, получающих пенсию по инвалидности или потере кормильца, ФСД назначат со дня установления пенсии.

  • Если в регионе изменится прожиточный минимум пенсионера, ПФР пересчитает размер федеральной надбавки (напомним, что ПМП ежегодно пересматривают с 1 января). Перерасчет производится автоматически, обращаться лично в ПФР не требуется.
  • Однако возможны случаи, когда ПМП в субъекте РФ изменяется так, что его значение становится больше федерального. В таком случае право на получение ФСД теряется, а малообеспеченным пенсионам назначаются региональные доплаты – РСД. За их назначением нужно обращаться в соцзащиту по месту жительства.


Пенсионный фонд России (ПФР) – значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает. В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.


По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь – страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.


Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 265,5 млрд рублей.


При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета Пенсионного фонда. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024–2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева


Гусева
Ирина Михайловна Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0084 (Волжский – Волгоградская область) , целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет Пенсионного фонда РФ стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Государственной Думе 21 августа. Предложение о проведении этих слушаний поддержали руководители всех фракций ГД. «Более половины участников обсуждения будут представлены членами общественных организаций, экспертами, членами деловых сообществ, представителями субъектов Российской Федерации», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин


Ранее в ходе парламентских слушаний в ГД обсуждались правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий, вопросы реновации, эксперимент по введению курортного сбора и защита прав участников долевого строительства, а также вопросы цифровой экономики и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, господдержки малого и среднего предпринимательства, законодательного обеспечения перехода к новым формам финансирования жилищного строительства и другие темы.

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Недавно лидеры двух думских фракций — ЛДПР и эсеров — заявили о возможности скорого упразднения Пенсионного фонда (ПФР) и о том, что властям следует вернуться к практике выплат пенсий и пособий напрямую из бюджета. «Огонек» поинтересовался, возможно ли это, у проректора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова. А заодно и попросил оценить перспективы: ждать ли россиянам очередной пенсионной реформы уже в ближайшем будущем?

Беседовала Светлана Сухова

— Александр Львович, следует ли упразднить ПФР?

— Напротив, нужно придать ему внеправительственный статус. Например, в Германии Пенсионный фонд — это самостоятельная структура, управляемая представителями правительства, работников и работодателей. Он самостоятельно устанавливает тарифы исходя из ситуации на рынке труда и в экономике. А вот часть его непрофильных функций по выплате пенсий и пособий, имеющих социальный, а не страховой характер, было бы разумно передать Федеральному казначейству.

— Возможно ли выплачивать пенсии напрямую из бюджета, как предлагают депутаты?


Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве РФ

— Нет, потому что каждому россиянину, получающему пенсию по старости, она должна быть начислена. То есть специалист обязан учесть все нюансы, тонкости и детали. Программа в компьютере это сделать не в состоянии, потому что система учета СНИЛС работает в некоторых случаях некорректно. Например, работодатель может не переводить взносы в ПФР, хотя исправно отчислять налоги (НДФЛ), так что в информационной системе ПФР у человека не формируется пенсионный стаж. Иначе говоря, когда работник начнет оформлять пенсию, выяснится, что сумма выплат будет низкой, но он может предъявить документы, удостоверяющие, что он работал, и тогда это уже будет проблема государства — взыскать с бывшего работодателя неуплаченные взносы, а человеку начислят баллы и поднимут пенсию. В казначействе всем этим долгим процессом заниматься не будут. А таких случаев и ситуаций — миллионы. Например, смена места работы — отъезд из столицы на Север, где тут же начинает начисляться северный стаж. Но из-за некорректности ведения кадрового дела таковой может не отразиться в системе ПФР. Человек опять же может доказать свое право на повышенную пенсию, предъявив штамп регистрации в паспорте. Нигде, кроме как в специализированных организациях, занятых соцобеспечением, не будут это проверять.

— Почему с этим не может справиться ФНС, если ей расширить штат?

— У налоговиков иные задачи. Они работают в простой плоскости: есть понятный и легко проверяемый по определенному алгоритму объект налогообложения (прибыль, стоимость имущества, доход физического лица, фонд оплаты труда, размер льгот), который позволяет данный алгоритм заложить в программу. К тому же все расчеты у них ведутся преимущественно в рамках года, тогда как в ПФР учитываются десятилетия трудовой деятельности, разные размеры взносов, разные условия труда, разные должности, место проживания. Достаточно много людей, у которых трудовая история со всеми особенностями содержится только в бумажном виде — это трудовая книжка, трудовые договоры, штамп в паспорте о прописке, приказы о зачислении или об увольнении, документы о государственных наградах, об особых званиях и т.п. Часть этой истории будет предъявлена только в момент обращения гражданина для оформления пенсии, а в некоторых случаях людям приходится обращаться к архивам для подтверждения их стажа или особенностей условий труда. Расчеты по линии ПФР — сложные, когда нужен десяток факторов. И уж поверьте: в правительстве люди разумные и смешивать фискальную и социальную политику не будут. Нигде в мире не покусились на пенсионные фонды, не упразднили их как самостоятельную структуру.

почему 2022 год называют точкой невозврата для Негосударственных пенсионных фондов (НПФ)

— Почему же в России Пенсионный фонд не является независимым?

— Потому что по факту контролируется государством и через него идут транзакции на меры социальной поддержки населения. Но, как я уже отмечал, более целесообразно было бы сосредоточить его функции только на выплате страховых пенсий по старости. Сейчас постоянно говорят о дефиците ПФР, хотя это, по сути, технический дефицит. Основные взносы в него приходят все-таки от работодателей. И надо понимать, что бюджет вносит в Пенсионный фонд деньги на выплату пенсий, например, госслужащим, но делает это как работодатель. А специфика дефицита и дополнительного трансфера средств из федерального бюджета заключается в необходимости заниматься социальной защитой. В ПФР, например, перечисляют бюджетные деньги на выплату пенсий инвалидам, чернобыльцам, лицам, пострадавшим от экологических катастроф,— это обязанность государства. За рубежом пенсионные фонды такого не делают, потому что заняты выплатами только страховых пенсий. Еще государство принимает решение о льготных тарифах на уплату взносов в ПФР для тех или иных отраслей. И кто в этом случае покрывает «недостачу» в бюджете фонда? Государство, конечно, раз уж оно и приняло такое решение. Так по гособязательствам и набегает… На будущий год, например, трансфер из бюджета в ПФР планируется на уровне 3,34 трлн рублей.

— Как вы относитесь к идее введения «пособия на бедность», чтобы пенсионеры получали фиксированный минимум, а все, кто хочет большего, пусть копят?


Кому грозит увольнение

— Это идея некоторых экономистов, которые в очередной раз предлагают реформировать пенсионную систему. В качестве лекала в этом случае была взята пенсионная система Великобритании. Государство там выплачивает пенсии всем в равной степени за счет общих налогов без отчисления каких-либо страховых взносов. На эти деньги может рассчитывать каждый британец, но они весьма невелики. Хочешь больше — копи. Введение аналогичной системы в России чревато тем, что миллионы будут вынуждены проживать на такое «пособие» — у нас же копить не с чего! По крайней мере, изрядному большинству сограждан, потому что их зарплаты, мягко говоря, невелики. Эксперимент с введением накопительной части пенсии, осуществленный в 2001–2014 годах, показал свою полную несостоятельность. Как, впрочем, и аналогичные эксперименты в ряде других стран мира (например, в Чили). Россиянин может начать копить в надежде получить в старости сколь-нибудь существенную сумму, только если у него зарплата от 100 тысяч рублей. Таких людей — не больше миллиона на всю страну. Основная масса ничего не сможет накопить. Плюс еще есть такой системный момент: как только прозвучит, что пенсии не связаны со стажем, будет потерян стимул работать долго, много и с белой зарплатой. Кроме того, следует добавить, что в Конституции по инициативе президента теперь есть статья, которая определяет солидарный и страховой принципы построения пенсионной системы, а значит, с юридической точки зрения предложения бесперспективны.

— Значит, налоговые вычеты и иные бонусы от ФНС не могут стать стимулом для развития добровольного накопления?

— Если у вас нет доходов, то хоть весь ваш «почти ноль» освободить от налогов, толку-то? Если медианная зарплата 33–35 тысяч рублей по стране и пусть даже два члена семьи ее получают (что уже фантастика для большинства российских семей), то при появлении одного ребенка или двух эта семья падает на уровень предбедности. Как им детей поднимать, покупать машины, решать жилищные проблемы? Пенсия далеко, и есть приоритеты поважнее. Логично, что люди будут делать ставку на покупку еды, оплату ЖКХ, учебы детей, транспорта.

— Развитие корпоративной пенсионной системы — выход?

— Она и так существует, но потихоньку схлопывается. Это одна из главных проблем негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — корпоративные пенсионные программы сворачиваются чем дальше, тем больше. Многие крупные корпорации уже отказались от своих пенсионных фондов, продали их, как, например, РЖД и ЛУКОЙЛ. Такие фонды теперь используются крупными банками для получения доступа к длинным деньгам. Рынок за эти годы сильно изменился. Для НПФ настали сложные времена, и точкой невозврата для них станет 2022 год. Если сейчас ГПП (гарантированный пенсионный продукт) не примут, то НПФ могут и вовсе прекратить свое существование.

— Вроде как говорили о гарантированном пенсионном плане?

— Гарантированный пенсионный продукт (ГПП) будет именоваться иначе и будет касаться отдельных категорий граждан, но зато в обязательном порядке.

Все потому, что власти внезапно осознали, что есть категории граждан, которые вообще выпадают из системы пенсионного обеспечения.

— Выходит, что это дополнительные 6 процентов к тем 22 с половиной, которые сегодня платят работодатели?

— Нет. У нас есть ряд категорий россиян, в отношении которых надо срочно принимать меры, иначе они к старости нищими будут. Например, самозанятые. С их доходов нет отчислений в ПФР, а значит, они не формируют пенсионные права. Для этой категории надо разработать опцию, которая позволит им создать пенсионные накопления на старость.

— Следует ли, на ваш взгляд, реформировать существующую систему пенсионных досрочников и тех, кто получает большое число надбавок?

— Это особенности их службы и работы. Во всем мире есть проблема, в том числе и в американской армии, намного более богатой, чем российская: и там не могут предложить военным зарплату, адекватную их риску и вкладу. Очень это дорого. Выход один — компенсировать нехватку денег социальным пакетом. Ведь люди работают в критических условиях: полицейскому, особенно участковому, в России приходится побегать по 10–12 часов в день 7 дней в неделю, поучаствовать во всех специальных и неспециальных мероприятиях. Как он в таких условиях сможет проработать до 60 лет? Никак. Взамен ему предлагается уйти на пенсию пораньше. И это правильно: или деньги, или нормальные условия работы (нормированный день, отсутствие риска для жизни и т.д.), или социальные гарантии (досрочная пенсия, добавки к выплатам и прочее).

— А страхование проблемы не решает?

— Застраховать можно смерть или инвалидность, а как страхование поможет заманить человека на такую работу? Вряд ли наличие такой страховки станет стимулом для найма. Потому что человек или рассчитывает на высокую зарплату за свою сумасшедшую работу, или желает получить гарантии того, что он терпит такой прессинг ограниченное время и потом получает за это бонусы. А страховой подход, чтобы платить по факту: мол, умрешь — заплатим, это скорее дестимуляция. К слову, досрочная и приличная пенсия для госслужащих во многих странах служит профилактикой коррупции: человек, попавшийся на взятке, лишается социального пакета.


Как могут ужесточить требования к пенсионной системе

— Но уж слишком таких людей много. Жаль, не могу сказать точно, какие суммы идут на пенсионные выплаты того же силового блока, данные засекречены, по крайней мере, в отношении спецслужб…

— Не так много, как кажется. Скажу так: пенсии у них небольшие, да и соцпакет не впечатляет. Что же до звучащего сегодня предложения уменьшить численность силового блока, напомню, как в свое время предлагали довести и численность больничных коек и медперсонала до европейского уровня. И что вышло? А все потому, что численность и плотность населения в России не соответствуют европейским нормам. Представьте, что мы сократим численность полицейских и участковых, а их и сейчас-то во многих городах и весях страны катастрофически не хватает. Да, на бумаге неплохо получилось с медициной, когда одна больница на несколько сел, но вот на практике выходит, что пока до нее доберутся страждущие, они могут и умереть. Простых пенсионных решений не бывает.

— Но если уменьшить пенсионную чехарду («Огонек» писал об этом в № 32 от 27 августа 2018 года ), может удастся выкроить средства на увеличение хотя бы минимальных пенсий?

— Не удастся. Все равно останутся обязательства в отношении тех, кто уже на пенсии. Можно попробовать увеличить пенсионное обеспечение, но тогда надо будет обозначить источник средств. На сегодняшний день таких долгосрочных источников нет. Фонд национального благосостояния (ФНБ) не поможет, он быстро кончится: в нем порядка 11 трлн рублей, а ежегодная потребность отечественной пенсионной системы — 7 трлн рублей. Хватит чуть больше, чем на несколько лет. Единственное, что может помочь,— решение стратегической задачи: развитие экономики. Ведь пенсионные отчисления зависят от величины зарплат и от количества занятых.

— В сухом остатке: нынешнюю пенсионную систему надо реформировать?

— Хорошо бы вообще прекратить дискуссию на эту тему. У россиян уже выработался рефлекс: как только в информационном пространстве начинаются разговоры о грядущих реформах, это вызывает сильнейшее беспокойство. Ничего хорошего сограждане не ждут. И они правы: до сих пор все объявленные государством проекты реформ не завершились ожидаемым эффектом.

— Это вы про «выхлоп» от повышения пенсионного возраста в этом году? Ждут примерно 48–50 млрд рублей…

— Отчасти. Дальнейшая работа для совершенствования пенсионной системы России мне видится планомерной, пошаговой, долгой и непубличной. В первую очередь надо отказаться от балльной системы подсчета пенсий, перейти к зарплатно-стажевым критериям. Чтобы человек видел в своем личном кабинете не какие-то баллы, а непосредственные отчисления, которые сделал в его пользу работодатель. Второе — следует прекратить играться с тарифами, нужно, чтобы все компании страны делали одинаковые страховые отчисления вне зависимости от вида экономической деятельности. ПФР должен формироваться за счет страховых взносов. Нельзя поддерживать какие-то отрасли экономики, создавая при этом проблемы для ПФР. В противном случае продолжится нынешняя практика, когда компании проходят перерегистрацию, только чтобы включить в перечень видов экономической деятельности такие, на которые распространяются льготы по уплате страховых взносов. Словом, когда все начнут платить, то удастся выровнять на рынке труда рабочую силу для всех секторов экономики, а потом и пополнить ПФР. Но главное — это усилия власти по развитию экономики. Повторюсь: только высокие доходы россиян позволят сдвинуть с мертвой точки телегу нашей пенсионной системы.

Читайте также: