Дата начисления пенсий в украине

Пенсия (от лат. pensio, платёж) — регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости); имеют инвалидность; потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца)

I. Орган управления по вопросам администрирования поступлений в ПФ:


ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ

Пенсионный фонд Украины — центральный орган исполнительной власти, который осуществляет управление социальной системой всеобщего обязательного государственного пенсионного страхования, проводит сбор, аккумуляцию и учёт страховых взносов; назначает пенсии и готовит документы по их выплате; обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, социальных оплат, осуществляемых в соответствии с законодательством за счет Пенсионного Фонда Украины; осуществляет контроль целевого использования средств Пенсионного Фонда Украины.

Пенсионный фонд Украины в установленном законодательством порядке вносит на рассмотрение министра труда и социальной политики предложения по вопросам формирования государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования, обеспечивает ее реализацию.

Деятельность ПФ Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра труда и социальной политики Украины.

II. Источники формирования средств Пенсионного фонда:

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются (Статья 72 Закона Украины "Об пенсионном страховании"):
1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, кроме части взносов, направляемой в Накопительный фонд;
2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах;
3) средства государственного бюджета и целевых фондов, перечисляемые в Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
4) суммы от финансовых санкций, примененных в соответствии с настоящим Законом и другими законами к юридическим и физическим лицам за нарушение установленного порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов и использования средств Пенсионного фонда, а также суммы административных взысканий, наложенных в соответствии с законом на должностных лиц и граждан за эти нарушения;
5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;
6) добровольные взносы;
7) другие поступления в соответствии с законодательством.

Источники поступлений в ПФ фискальной направленности:

Единый социальный взнос

Cбор на обязательное государственное пенсионное страхование

III. Пенсионный возраст в Украине в 2014 году:

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в статье 26 устанавливает единый возраст — 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, по достижении которого и наличии страхового стажа не менее 15 лет можно претендовать на получении пенсии по возрасту.

До достижения этого возраста имеют право на пенсию по возрасту женщины 1961 года рождения и старше:

Возраст для выхода на пенсию Дата рождения
55 лет до 30 сентября 1956 г.
55 лет и 6 месяцев с 1 октября 1956 г. по 31 марта 1957 г.
56 лет с 1 апреля 1957 г. по 30 сентября 1957 г.
56 лет и 6 месяцев с 1 октября 1957 г. по 31 марта 1958 г.
57 лет с 1 апреля 1958 г. по 30 сентября 1958 г.
57 лет и 6 месяцев с 1 октября 1958 г. по 31 март 1959 г.
58 лет с 1 апреля 1959 г. по 30 сентября 1959 г.
58 лет и 6 месяцев с 1 октября 1959 г. по 31 марта 1960 г.
59 лет с 1 апреля 1960 г. по 30 сентября 1960 г.
59 лет и 6 месяцев с 1 октября 1960 г. по 31 марта 1961 г.
60 лет с 1 апреля 1961 г. по 31 декабря 1961 г.

Если же женщина, родившаяся до 31 декабря 1961 года, все же решит выйти на пенсию позже, ей будет положена прибавка в размере 2,5% за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 и до 60 лет.

До 1 января 2015 года женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы, имеют право досрочного выхода на пенсию. В этом случае ее размер уменьшается на 0,5 % за каждый месяц досрочного выхода на пенсию.

Также до достижения возраста, предусмотренного ст. 26 Закона, назначается:

  • пенсия на льготных условиях в соответствии со ст. 13 ЗУ «О пенсионном обеспечении» (работникам, занятым на работах по Списку 1, Списку 2 и на других тяжелых работах);
  • пенсия больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам (мужчинам с 45 лет при наличии страхового стажа 20 лет, женщинам — с 40 лет и при наличии страхового стажа 15 лет);
  • пенсия женщинам, которые родили более 5 детей и воспитали их до 6-летнего возраста, а также матерям детей-инвалидов с детства по достижении 50 лет при стаже не менее 15 лет;
  • пенсия инвалидам по возрасту — слепым и инвалидам с детства 1 группы (мужчинам по достижении 50 лет при стаже 15 лет, женщинам по достижении 40 лет при стаже 10 лет);
  • пенсия по выслуге лет в соответствии со ст.ст. 52, 54, 55 ЗУ «О пенсионном обеспечении» и специальными законами.

1. Пенсия назначается со дня обращения за пенсией, кроме следующих случаев, когда пенсия назначается с более раннего срока:

1) пенсия по возрасту назначается со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста, если обращение за пенсией произошло не позже трех месяцев со дня достижения лицом пенсионного возраста.

При отсрочке времени назначения пенсии по возрасту пенсия с учетом положений статьи 29 настоящего Закона назначается по заявлению пенсионера со дня, следующего за последним днем месяца, в котором приобретен полный месяц страхового стажа (в том числе суммарно) для отсрочки времени выхода на пенсию, если обращение за пенсией произошло не позже трех месяцев с такого дня;

2) пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией произошло не позже трех месяцев со дня установления инвалидности.

В таком же порядке назначается пенсия по инвалидности в размере пенсии по возрасту, если требования части второй статьи 33 настоящего Закона выполнены на день установления инвалидности, и со дня возникновения такого права — если требования части второй статьи 33 настоящего Закона выполнены в период после установления инвалидности до дня обращения за назначением пенсии по инвалидности.

В случае когда требования части второй статьи 33 настоящего Закона выполнены после назначения пенсии по инвалидности, пенсия по инвалидности в размере пенсии по возрасту назначается со дня наступления такого права, если обращение за назначением пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту произошло не позже трех месяцев со дня наступления такого права;

3) пенсия в связи с потерей кормильца назначается со дня, следующего за днем смерти кормильца, если обращение о назначении такого вида пенсии поступило в течение 12 месяцев со дня смерти кормильца.

2. Пенсия назначается пожизненно или на период, в течение которого пенсионер имеет право на выплату пенсии в соответствии с настоящим Законом.

3. Перевод с одного вида пенсии на другой осуществляется со дня подачи заявления на основании документов о страховом стаже, заработной плате (доходе) и других документов, которые находятся на время перевода с одного вида пенсии на другой в пенсионном деле, а также дополнительных документов, полученных органами Пенсионного фонда.

При переводе с одного вида пенсии на другой по желанию лица может учитываться заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, указанные в части первой статьи 40 настоящего Закона, с применением показателя средней заработной платы (дохода), который учитывался во время назначения (предыдущего перерасчета) предыдущего вида пенсии.

Если лицо после назначения пенсии по инвалидности продолжало работать и приобрело не меньше чем 24 месяцев страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии независимо от перерывов в работе, при переводе впервые с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту применяется средняя заработная плата (доход), определенная частью второй статьи 40 настоящего Закона для назначения пенсии.

4. Перерасчет назначенной пенсии, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 35, частью второй статьи 38, частью третьей статьи 42 и частью пятой статьи 48 настоящего Закона, осуществляется в следующие сроки:

в случае возникновения права на повышение пенсии — с первого числа месяца, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии, если соответствующее заявление со всеми необходимыми документами подано им до 15 числа включительно, и с первого числа следующего месяца, если заявление со всеми необходимыми документами подано им после 15 числа;

в случае наступления обстоятельств, которые влекут уменьшение пенсии, — с первого числа месяца, в котором наступили эти обстоятельства, если они имели место до 15 числа включительно, и с первого числа следующего месяца, если они имели место после 15 числа.

5. Документы о назначении (перерасчете) пенсии рассматривает территориальный орган Пенсионного фонда и не позже 10 дней со дня их поступления принимает решение о назначении (перерасчете) или об отказе в назначении (перерасчете) пенсии.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Матеріал публікується мовою оригіналу.

Данная статья призвана ответить на наиболее актуальные вопросы оформления, назначения и выплаты пенсий в Украине. Информация об оформлении и назначении пенсии, порядке обращения и представления документов в Пенсионный фонд, приведенная ниже, является достоверной и соответствует последним нововведениям пенсионного законодательства.

Современное пенсионное обеспечение Украины имеет трехуровневую систему, которая строится на принципах страхования и состоит из:

  • солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования
  • накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования
  • системы негосударственного пенсионного обеспечения

На данный момент большинство украинцев получают пенсионные выплаты по солидарной системе, т.е. из средств Пенсионного фонда. Второй уровень пенсионного обеспечения – государственная накопительная система – еще не введена в действие, ее внедрение запланировано на 2020-2021 год. Негосударственное пенсионное страхование (НПС) в Украине пока слабо развито, но в последнее время все больше украинцев проявляют интерес к негосударственным пенсионным фондам (НПФ). По этим причинам данная статья будет посвящена назначению государственных пенсий.

На какие виды пенсий могут рассчитывать украинцы?

Согласно законодательству Украины, в частности Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» основными видами государственных пенсионных выплат являются:

  • пенсия по возрасту
  • пенсия по инвалидности
  • пенсия по потере кормильца

Кроме того, часть пенсий в Украине назначается на основании отдельных законодательных актов:

  • пенсии за выслугу лет
  • социальные пенсии
  • льготные пенсии
  • пенсии военных
  • пенсии чернобыльцам
  • и другие виды специальных пенсий

При решении вопроса о назначении каждого из вышеприведенных видов пенсии могут возникать свои специфические особенности (нюансы). В большинстве случаев эти нюансы (как и нарушения со стороны органов ПФ) возникают при обращениях за оформлением досрочных (льготных) пенсий. Но есть положения (правила), которые следует знать и соблюдать при обращении за любым видом пенсии. Они касаются соблюдения общей процедуры подачи документов для назначения денежных выплат. Именно об этих положениях и пойдет далее речь в этой статье.

Подробно порядок обращения за назначением пенсии (процедура, перечень документов, которые необходимо подавать для оформления пенсии, момент, с которого она должна назначаться, срок принятия решения о назначении пенсии) установлен «Порядком подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — «Порядок оформления»).

Как оформить пенсию в Украине в 2020 году?

За назначением пенсии лицо вправе обратиться в любое время после возникновения права на пенсию, но не ранее 1 месяца до дня достижения пенсионного возраста. Этот вопрос урегулирован частью 2 статьи 44 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и абзацем 1 пункта 4 «Порядка оформления». Причем под пенсионным возрастом надо понимать, как общий, так и льготный пенсионный возраст.

Если человек не работает, то обращаться за оформлением пенсии необходимо непосредственно в орган Пенсионного фонда по месту своего жительства или регистрации (абзац 1 п. 1 «Порядка оформления»). Если человек работает, то он может подать документы на пенсию в территориальный орган Фонда как самостоятельно, так и через уполномоченное должностное лицо предприятия, учреждения, организации, на котором он трудится. Как правило, этим занимается ответственный работник отдела кадров данного предприятия.

При этом, в случае обращения на предприятие сотрудник-пенсионер должен подать только заявление о назначении пенсии, а все другие необходимые документы должностное лицо учреждения оформляет самостоятельно и направляет их в ПФ не позднее 10 дней с момента получения от работника указанного заявления. Также важно знать, что сотрудника не позднее 1 месяца до дня достижения им пенсионного возраста должностное лицо предприятия обязано письменно уведомить о возникновении права на пенсию, в т.ч. льготную (п. 34 «Порядка оформления»).

Таким образом, при ненадлежащем информировании работника-пенсионера со стороны должностных лиц организации о наступлении у него права на пенсию, приведших к несвоевременной подаче документов, сотрудник (пенсионер) вправе требовать от предприятия возмещения сумм пенсии, которые ему не уплатил Пенсионный фонд вследствие позднего обращения за ее назначением.

Какой срок оформления пенсии?

По общему правилу, пенсия назначается со дня обращения лица за ее оформлением. Исключения составляют те случаи, когда пенсия назначается с более раннего срока:

  • пенсия по возрасту назначается со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста, если обращение состоялось не позднее 3 месяцев со дня достижения возраста
  • пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение производилось не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности
  • пенсия в связи с потерей кормильца назначается со дня, следующего за днем смерти кормильца, если обращение поступило в течение 12 месяцев со дня смерти

В случае подачи документов по почте днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная на почтовом штемпеле. В тех случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, ПФ письменно информирует заявителя о перечне необходимых (дополнительных) документов и сроках их подачи.

В соответствии с требованиями пункта 11 ч. 2 ст. 64 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» органы Фонда обязаны письменно уведомить будущих пенсионеров о возникновении у них права на назначение пенсии, порядке ее оформления и выплаты. Причем эта обязанность касается как работающих, так и неработающих граждан.

В случае обращения лица за назначением пенсии в более поздние сроки, чем указано выше, выплаты за прошедший период ему возмещаются лишь при наличии доказательств несвоевременного уведомления органами ПФУ о наступлении права на пенсию. Если Фонд не сообщил (несвоевременно сообщил) о получении права на пенсию, она должна быть назначена лицу со дня возникновения права на эту пенсию независимо от даты фактического обращения.

На практике органы Пенсионного фонда почти никогда не присылают гражданам указанных письменных сообщений. Судебная практика в вопросе восстановления пенсионных сроков также довольно неоднозначна и в большинстве случаев не на стороне пенсионеров. В связи с этим, чтобы не потерять ни одной суммы своей пенсии, надо своевременно обращаться за ее оформлением и не пропускать вышеприведенные сроки обращения.

Какие документы нужны для оформления пенсии в 2020 году?

В соответствии с п. 2.1 Порядка подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для назначения пенсии по возрасту подается соответствующее заявление, к которому прилагаются:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (место проживания и возраст)
  • идентификационный код (при его отсутствии по религиозным убеждениям — копия страницы паспорта с соответствующей отметкой)
  • документы о трудовом стаже (трудовая книжка, диплом об обучении, военный билет, справки, свидетельства о рождении детей, трудовые договора и т.д.)
  • справка о заработной плате лица за период страхового стажа до 01.07.2000 года, а начиная с 1 июля 2000 — индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учета
  • документы, подтверждающие особый статус лица (удостоверение участника боевых действий, удостоверение участника — ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС, справка МСЭК о признании лица инвалидом и т. д.)

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут подаваться как в оригинале, так и в виде копий, заверенных нотариально или удостоверенных администрацией предприятия, подающего документы пенсионера или органом, который назначает пенсию (п. 30 «Порядка оформления»).

Исключительно в виде оригиналов подаются документы о стаже, возрасте и заработной плате. Если подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, подается ее копия, заверенная администрацией предприятия, учреждения, организации по месту последней работы или органом Пенсионного фонда. При этом, требование сотрудников ПФУ оставления у них (даже временно) оригинала трудовой книжки является незаконным.

Какой срок рассмотрения заявления о назначении пенсии?

Порядок рассмотрения заявлений о назначении пенсий предусматривает принятие письменного решения Фонда о назначении пенсии или об отказе в ее предоставлении. Оставление заявлений без рассмотрения не допускается. Срок принятия решения о назначении пенсии составляет 10 дней со дня поступления заявления вместе с необходимыми документами (ч. 5 ст. 45 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

Если при обращении за оформлением пенсии к заявлению изначально не были приложены все необходимые документы, принятие решения производится не позднее 10 дней со дня поступления в орган Пенсионного фонда последнего документа, необходимого для назначения выплат. На донесение нужных документов пенсионеру дается 3 месяца. В случае, если за отведенный срок бумаги так и не были предоставлены, решение выносится не позднее 10 дней со дня истечения трехмесячного срока для предоставления документов.

Информирование граждан о принятом ПФУ решении о назначении или об отказе в назначении пенсии производится в письменном виде в 10-дневный срок с момента вынесения решения. Постановление выдается пенсионеру лично в руки или направляется по почте.

Начисление и выплата (получение) первой пенсии производится не позднее одного месяца со дня принятия решения о назначении гражданину пенсии.

Какой порядок и срок выплаты пенсий?

Выплата пенсий в Украине производится предприятиями почтовой связи и банковскими учреждениями. При этом решение о выборе того или иного способа получения пенсии принимается пенсионером самостоятельно. Про избранный вариант получения пенсионных выплат органы ПФУ должны быть проинформированы личным заявлением пенсионера.

Механизм уплаты пенсий регламентирован Инструкцией о выплате и доставке пенсий, социальных пособий национальным оператором почтовой связи, а также Порядком выплаты пенсий и денежной помощи через текущие счета в банках. Согласно этим нормативным актам, выплата пенсии почтовыми отделениями производится согласно графиков доставки в период с 4 по 25 число каждого месяца, а перечисление денежных средств банкам — в рамках выплатного периода по датам уплаты пенсии.

Изменение способа выплаты пенсии производится по письменному заявлению получателя.

Можно ли получить пенсию по доверенности?

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсия может выплачиваться по доверенности, порядок оформления и срок действия которой определяются законом. Выплата пенсии по доверенности осуществляется в течение всего периода действия доверенности при условии возобновления пенсионером заявления о выплате пенсии по доверенности через каждые 12 месяцев действия такой доверенности.

При оформлении доверенности на получение пенсии на срок свыше 1 года, пенсионные выплаты по ней будут производиться на протяжении всего периода действия доверенности. Однако, стоит сразу уточнить, что пенсионеру в конце каждого года (в течение срока действия доверенности) необходимо заново подавать заявление в орган ПФ о продолжении выплаты пенсии по доверенности. Без такого заявления выплата пенсии не допускается.

Какой размер минимальной и максимальной пенсии в Украине в 2020 году?

Согласно статье 27 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», размер пенсии в солидарной системе зависит от:

  • продолжительности страхового стажа
  • величины заработка, с которого уплачены страховые взносы

Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц.

Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат) не может превышать 10 ПМ, установленных для лиц, утративших трудоспособность. Исключением являются доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц за особые заслуги перед Родиной.

Суммы минимальной пенсии на 2019-2020 год установлены Законом «О Государственном бюджете».


В какой срок и каким образом можно обжаловать решения Пенсионного фонда при назначении пенсии?

Если орган Пенсионного фонда принял решение об отказе в назначении пенсии или длительное время не выносит никакого решения по заявлению о назначении пенсии, или совершает другие действия (бездействие), которые нарушают права человека, обратившегося за оформлением пенсии, то эти решения, действия или бездействия пенсионер может обжаловать:

  • путем подачи письменной жалобы в вышестоящий орган Пенсионного фонда — в месячный срок с момента ознакомления лица с решением, с которым оно не согласна, но не позднее одного года с момента вынесения этого решения (ст. 17 Закона «Об обращениях граждан»)
  • путем подачи в суд административного искового заявления — в срок не позднее 6 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 122 Кодекса административного судопроизводства Украины). Если пенсионер воспользовался досудебным порядком разрешения спора, то на обращение в админсуд есть три месяца со дня вручения решения по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим органом ПФ.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!




После того, как с 1 декабря 2020 выросли размеры прожиточного минимума для различных групп населения в соответствии с Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2020 год", с 4 декабря Пенсионный фонд начал выплачивать повышенные пенсии за декабрь.

Об этом сообщает пресс-центр Пенсионного фонда Украины.

Таким образом, с 1 декабря размер минимальной в Украине для разных групп населения составляет:

  • для лиц, утративших трудоспособность - 1769,00 грн;
  • на одного человека в расчете на месяц - 2189,00 грн;
  • для трудоспособных лиц - 2270 грн;
  • для детей до 6 лет - 1921 грн;
  • для детей от 6 до 18 лет - 2395 грн.

Отмечается, что прежде всего, вырос размер минимальной пенсии по возрасту для неработающих пенсионеров, которые имеют полный страховой стаж.


Кроме того, будут увеличены минимальные пенсионные выплаты шахтерам, лицам с инвалидностью вследствие войны и участникам боевых действий, лицам с инвалидностью вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, а также надбавки, доплаты, повышения некоторым категориям граждан.


Пересчитан размер надбавки донорам. С 1 декабря он составляет 218,90 грн.


"Пересчет проведется органами Пенсионного фонда Украины автоматически. Выплата перечисленных пенсий начнется с 4 декабря", — отметили в ПФУ.


Таким образом, с 1 декабря минимальная пенсия повысилась до 1769 грн (+57 грн), или на 8% (с 1638 грн до 1769 грн) за год. Но кроме повышения минимальных пенсий, увеличились пенсии и другим категориям пенсионеров.


Больше всего выиграли от повышения пенсий те, у кого они и так были высокими. Например, максимальная выплачиваемая пенсия, составляющая 10 минимальных (сейчас 17 690 грн), выросла сразу на 570 грн.


Увеличились пенсии у некоторых категорий пенсионеров за счет надбавок, начисляемых в процентах от ПМ:

  • инвалиды войны – у них, в зависимости от группы инвалидности, пенсии выросли на 205-370 грн;
  • инвалиды ЧАЭС – на 128-162 грн;
  • участники боевых действий – на 93 грн. Все эти категории получили еще и дополнительные надбавки от 8,5 до 28,5 грн.
  • Шахтерам добавили по 171 грн.

Пенсии почетных доноров (40 и более бесплатных сдач крови не менее 400 г за раз), имеющих надбавку к пенсии 10% от ПМ, причем не для пенсионеров, а для трудоспособных, увеличились на 7 грн.

Пенсионеры с особыми заслугами перед Украиной (орденоносцы, имеющие звание “заслуженный” или “народный”) дополнительно получили от 11,4 до 22,8 грн.

Пенсионерам, получающим трудовые пенсии по возрасту выше, чем новая минимальная (1769 грн), не добавили ничего либо их прибавки оказались незначительными – от 57 копеек до 7-12 грн. Это доплаты за стаж – 1% от минпенсии за каждый дополнительный отработанный год свыше 35 лет для мужчин и свыше 30 лет для женщин. С 1 декабря эта доплата увеличилась на 57 копеек за каждый год. Например, мужчина, у которого 43 года стажа, получит дополнительно к пенсии около 4,5 грн (0,57х8=4,56) грн.

Не изменились пенсии у работающих пенсионеров, госслужащих, научных работников, помощников народных депутатов и тех, кому пенсии были назначены в 2019-20 годах.

Как сообщали Українські Новини, с 1 декабря в Украине повысили размер пенсии. Это связано с ростом прожиточного минимума. Предыдущее повышение было проведено с 1 июля (до 2118 грн), а с 1 декабря прожиточный минимум будет составлять 2189 гривен.

Читайте также: