Дети войны какие доплаты к пенсии в украине


По решению суда Пенсионный фонд должен мне выплатить надбавку к пенсии, полагающуюся детям войны. Но этой суммы я до сих пор не получила, между тем уже два месяца подряд из моей пенсии высчитывают по 50 гривен. Объясните, что происходит? Татьяна Евгеньевна Бишова

Уважаемая Татьяна Евгеньевна, на наш запрос, отправленный в Управление Пенсионного фонда Украины в Харьковской области, мы получили следующее разъяснение по вашему вопросу:

«Статьей 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» предусмотрено повышение пенсий детям войны на 30 процентов минимальной пенсии по возрасту.

В связи с неурегулированностью вопроса определения минимального размера пенсии для исчисления этого повышения на законодательном уровне, размеры повышений к пенсии детям войны были определены постановлением Кабинета министров Украины № 530 от 28.05.2008 года «Некоторые вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан», вступившим в силу с 22.05.2008 года. В целях сохранения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан в п. 8 Кабинет министров Украины постановил, что детям войны (кроме тех, на которых распространяется действие Законов Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» и «О жертвах нацистских преследований») к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию, или государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии, повышение производится в следующих размерах: с 22 мая 2008 года – 48,10 гривны, с 1 июля 2008 года – 48,20 гривны и с 1 октября 2008 – 49,80 гривны.

Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» установлено, что в 2011 году нормы и положения статьи 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом министров Украины, исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного фонда Украины на 2011 год.

Постановлением Кабинета министров Украины № 745 от 06.07.2011 г. установлено, что детям войны (кроме тех, на которых распространяется действие Законов Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» и «О жертвах нацистских преследований») к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию, или государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии, повышение проводится в размере 49,80 гривны. Указанное постановление действует до 01.01.2012 года.

Вы получаете пенсию согласно Закону Украины «О научной и научно-технической деятельности». Пенсия исчислена с соблюдением требований действующего законодательства и индексируется в соответствии с Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078.

Во исполнение указанного судебного решения управлением Пенсионного фонда Украины в Дзержинском районе г. Харькова было осуществлен перерасчет по судебному решению.
Статьей 7 Закона Украины «О социальной защите детей войны» предусматривается, что финансовое обеспечение государственных социальных гарантий осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины. В настоящее время финансирование отсутствует.

При проведении перерасчета управление Пенсионного фонда Украины определяет размер средств для выплаты пенсионерам согласно решению суда, предусматривающему пересмотр размера пенсии, который сопровождается оформлением распоряжений о перерасчете пенсии в пенсионном деле и применением Порядка проведения индексации денежных доходов населения, то есть базовые месяцы для проведения индексации пересматриваются в соответствии с п. 5 Порядка проведения индексации. С учетом указанного была осуществлена ​​доплата пенсионной выплаты за период, определенный в решении суда.

После исполнения решения суда при начислении в следующих месяцах пенсия выплачивается с учетом переопределенных базовых месяцев.

Порядком проведения индексации денежных доходов населения не предусмотрено обновления ранее установленных базовых месяцев. Начиная с ноября 2011 года ваша пенсия индексируется по базовому месяцу – апрель 2011 года.

Советуем Вам обратиться в управление Пенсионного фонда Украины по месту жительства, специалистами которого Вы получите более подробные разъяснения».


Надбавки к пенсиям «детям войны»: каковы реалии.


За разъяснениями в плане пенсионного законодательства по части выплаты надбавок «детям войны» мы обратились к начальнику управления Пенсионного фонда в Жовтневом районе города Мариуполя Людмиле Чеграхчи.

- Пенсионный фонд Украины осуществляет выплату пенсий и надбавок «детям войны», также пенсионерам, которые получают пенсии по Закону Украины «О статусе и социальной защите лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц» и по Закону Украины «О статусе и социальной защите лиц, которые пострадали от чернобыльской катастрофы».

- Что касается «детей войны»?

- До 1 ноября 2011 года выплата за статус «дети войны» лицам, которые в судебном порядке подтвердили свое право на получение указанной надбавки, составляла 30 процентов от установленного законодательством минимального прожиточного уровня для нетрудоспособных. 19 июня 2011 года вступил в действие принятый Верховной Радой Украины Закон № 3491-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год».

Этим законом было предусмотрено право Кабинету министров Украины принимать законодательные акты, которые регулируют социальные выплаты за статус «дети войны», а также «чернобыльцы» (включая и пенсионеров, которые получают пенсии по Закону Украины «О статусе и социальной защите лиц, уволенных с воинской службы и некоторых других лиц»). При этом Кабинет министров Украины имел право определять источник финансирования выплат.

Таким образом, исполняя принятый Верховной Радой закон, Кабинет министров Украины принял 6 июля 2011 года Постановление № 745 «Об установлении некоторых размеров выплат, которые финансируются из Государственного бюджета». То есть были установлены выплаты за статус «дети войны» в фиксированном размере 49,80 грн.

Остальная сумма, в соответствии с решением суда, которое вступило в законную силу (при наличии решения), Пенсионный фонд должен был выплачивать при условии финансирования из Государственного бюджета Украины.

28 декабря 2011 года было принято Постановление Кабинета министров Украины № 1381 «О повышении уровня социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения». В пункте 4 Постановления № 1381 сказано, что к пенсии или пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии, повышение, установленное статьей 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны», производится в размере 7 процентов прожиточного минимума, установленного законом, для лиц, которые утратили трудоспособность.

- И эта ситуация, то есть при условии финансирования из Государственного бюджета Украины, сохраняется и на сегодняшний день?

- Людмила Всеволодовна, в принятый на 2014 год Госбюджет были внесены изменения. Что ими предусматривается?

- Верховной Радой Украины 27 марта 2014 года был принят Закон № 1165 «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год», который вступил в силу 3 апреля 2014 года.

Данным законом были внесены изменения в раздел «Переходные положения». Этот раздел был дополнен пунктом 7, который предоставил Кабинету министров Украины право принимать законодательные акты, касающиеся социальных стандартов и их финансового обеспечения. А также по результатам ежеквартального исполнения Государственного бюджета Украины в 2014 году Кабинету министров Украины было предоставлено право вносить предложения о повышении социальных стандартов и их финансового обеспечения.

- И были внесены такие предложения касательно социальных стандартов?

- В первом полугодии 2014 года Кабинет министров Украины внес предложение о возобновлении объемов затрат на исполнение первоочередных социальных и экономических программ с учетом утвержденных Кабинетом министров Украины государственных целевых программ.

- Известно, каких именно социальных программ?

- Да. На исполнение делегированных полномочий Кабинет министров Украины с 24 апреля 2014 года ввел в действие Постановление № 112 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины по вопросам пенсионного обеспечения», которым были внесены изменения в Постановление № 1381 «О повышении уровня социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения».

В пункте 4 постановления указано, что «…к пенсии или пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии, повышение, установленное статьей 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны», производится в размере 7% прожиточного минимума, установленного законом, для лиц, которые утратили трудоспособность. А прожиточный минимум на 2014 год составляет 949,00 гривен. Таким образом, с 1 января 2014 года указанное повышение к пенсии «детям войны» составляет 66 гривен 43 копейки.

- Есть изменения в порядке начисления пенсий, касающиеся чернобыльцев?

- Да, пунктом 5 Постановления Кабинета министров Украины от 25 марта 2014 года № 112 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины по вопросам пенсионного обеспечения» были внесены изменения в Постановление КМУ № 1210 от 23 ноября 2011 года. В частности, в порядок исчисления пенсий лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы.

- В каких размерах, в результате этих изменений, будет выплачиваться ежемесячная дополнительная пенсия за вред здоровью лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы?

- Предусматриваются следующие доплаты. Лицам, относящимся к первой категории, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС:

инвалидам первой группы – 474,5 гривны; инвалидам второй группы – 379,6 грн.; инвалидам третьей группы – 284,7 грн.

Для других инвалидов, у которых установлена причинная связь инвалидности с чернобыльской катастрофой, предусматриваются доплаты:

инвалидам первой группы – 341,64 грн.; инвалидам второй группы – 227,76 грн.; инвалидам третьей группы – 170,82 грн.;

лицам второй категории – 170,82 грн.; лицам третьей категории – 113,88 грн.; лицам четвертой категории – 56,94 грн.

Таким образом, выплата надбавок «детям войны» и чернобыльцам осуществляется в размерах, установленных действующим законодательством Украины.

- По поводу поступающих в настоящее время заявлений от пенсионеров по перерасчету пенсий согласно статье 42-й?

- Обращаем внимание на то, что согласно пункту 2 статьи 42 Закона Украины № 1058, в случае если величина средней заработной платы по Украине (по данным специально уполномоченного органа исполнительной власти в отрасли статистики за прошлый год) выросла, то с 1 марта текущего года размер пенсии повышался на коэффициент, который соответствует не менее чем 20% темпов роста средней заработной платы по Украине в сравнении с предыдущим годом.

Ежегодно в рамках бюджета Пенсионного фонда по решению Кабинета министров Украины устанавливается фиксированный коэффициент повышения. Таким образом, повышение с 1 марта положено далеко не для всех пенсий. А определяется оно (повышение) путем сравнения (деления) декабрьских пенсионных выплат за два года, предшествующих году повышения.

И если в результате сравнения (деления) получается коэффициент выше, чем устанавливаемый ежегодно Кабинетом министров Украины коэффициент, то такие пенсии повышению с 1 марта не подлежат.

Практически все пенсионные дела граждан, имеющих статус «дети войны», были отработаны в ручном режиме по решению суда. В связи с этим по некоторым пенсионным делам не подключилось повышение с 01.03.2012 года, согласно пункту 2 статьи 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании». Все пенсионные дела поэтапно, до конца года, будут проверены на правильность пенсионной выплаты и в случае, если повышение с 01.03.2012 года положено, такие пенсионные дела пройдут отработку и пенсионеры получат доплату.

- И для этого никаких заявлений нести в Пенсионный фонд не нужно, а то уже очереди выстраиваются возле управлений Пенсионных фондов?

- Нет, никаких заявлений писать не надо. Мы все сами пересчитаем.

- На данный момент выплата надбавки «детям войны» осуществляется в пределах суммы, которая финансируется Государственным бюджетом Украины. Выплачивать 30%, без финансирования из бюджета, Пенсионный фонд Украины не сможет даже при наличии решения судов. Таковы реалии.

- Спасибо, Людмила Всеволодовна.


Основой государственной социальной поддержки «детей войны» путем предоставления льгот является Закон Украины № 2195-IV «О социальной защите детей войны», принятый еще 2004 году. Сейчас он действует в редакции от 20 января 2018 г.

Как известно, статус «дети войны» в Украине получают граждане, которым на момент окончания Второй мировой войны – 2 сентября 1945 года – не исполнилось 18 лет. Со статусом все в порядке. Все, кто мог, его получили. Но что дальше?

Обратимся к еще одному термину из данного закона – государственная социальная гарантия. Закон объясняет, что это – установленный данным законом минимальный размер государственной социальной помощи, а также льготы
с целью предоставления социальной поддержки «детям войны». О минимальном размере помощи закон в действующей редакции не говорит ничего.

«Детям войны», как указано в Законе, к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии, должно выплачиваться повышение в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины. Но Кабмин данный вопрос игнорирует не первый год. Доплаты к пенсии получали только те граждане, которые обратились в суд и получили на руки решение суда до 1 января 2013 года.

Никакие выплаты данной категории граждан, никакие надбавки к пенсии на текущий год в государственном бюджете не запланированы.

Как заявил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко, закон о «детях войны» был принят в политическом угаре борьбы 2004-2005 гг. и является абсолютно популистским, ничем не подкрепленным.

В настоящее время для граждан, подпадающих под категорию «дети войны», предусмотрены следующие льготы:

  • право на преимущественное оставление на работе при сокращении численности или штата работников;
  • использование очередного отпуска в удобное время; получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в год;
  • выплата помощи по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы независимо от стажа работы;
  • первоочередное выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества;
  • право на 25% скидку при оплате за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и т. п.) в пределах средних норм потребления при условии, что размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев не превышает величину дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы. (В 2019 году величина дохода, которая позволяет оформить льготы на оплату ЖКУ, не должна превышать 2690 грн. на члена семьи. Если размер дохода льготника превышает указанную сумму, органы социальной защиты населения информируют льготника об отсутствии права на её получение. В этом случае потребителю предлагают оформить
    субсидию на оплату ЖКУ);
  • дети войны, имеющие инвалидность, имеют право на стационарную медицинскую помощь в госпиталях ветеранов войны и в военно-медицинских учреждениях охраны здоровья (госпиталях). Госпитализация проводится при соответствующих показаниях и наличии свободных мест.

Конечно же, особенно впечатляют льготы, предоставляемые по месту работы. Они очень «актуальны». Ведь самому молодому «ребенку войны» на сегодняшний день 73 года…

Что же касается 25%-й льготы по оплате коммунальных услуг, то после повышения пенсий многие уже не могут ею воспользоваться.

Возникает вопрос – зачем нужен такой закон, который выделяет из общества отдельную категорию льготников, гарантирует им защиту и помощь, но на деле не обеспечивает ни тем, ни другим? Чего стоят такие гарантии? Они не стоят даже той бумаги, на которой напечатаны.

К сожалению, сейчас в нашей стране появились новые «дети войны» – это ребята, которые гибнут, получают ранения и сталкиваются с другими видами насилия на востоке Украины в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации, которая привела к временной оккупации части украинской территории.

Так вот, постановлением Кабмина Украины № 268 утвержден Порядок предоставления статуса ребенку, который пострадал вследствие военных действий и вооруженных конфликтов. Право на получение такого статуса имеют дети, которые во время осуществления антитеррористической операции не достигли 18 лет и которые:

  • получили ранение, контузию, увечье;
  • подверглись физическому или сексуальному насилию;
  • были выкрадены или незаконно вывезены за пределы Украины;
  • привлекались к участию в действиях военизированных или вооруженных формирований;
  • незаконно удерживались, в том числе в плену;
  • подвергались психологическому насилию.

Статус предоставляется органом опеки и попечительства. Современные «дети войны» попадают под действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Вопрос определения размера и выплаты надбавок детям войны является одним из самых запутанных и неоднозначных в отечественном пенсионном законодательстве . Разобраться в этом вопросе попытался Prostopravo.com.ua. // 02.04.2012


Как известно, ребенком войны признается гражданин Украины, которому на момент окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было не более 18 лет.

Правовой статус детей войны и государственные социальные гарантии установлены Законом Украины «О социальной защите детей войны», статья 6 которого предусматривает, что пенсии детям войны повышаются на 30% минимальной пенсии по возрасту.

Однако не успел этот Закон вступить в силу (с 1 января 2006 года), как на 2006 год действие статьи 6 было приостановлено Законом Украины от 20 декабря 2005 года «О Государственном бюджете Украины на 2006 год». Впоследствии Законом Украины от 19 января 2006 года «О внесении изменений в Закон Украины« О Государственном бюджете Украины на 2006 год» было установлено, что льготы детям войны, предусмотренные статьей 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны», вводятся в 2006 году поэтапно, по результатам выполнения бюджета в первом полугодии, в порядке, определенном Кабинетом министров Украины. Однако в течение 2006 года такой порядок Кабинетом Министров так и не был утвержден. Поэтому надбавки для детей войны в 2006 году не выплачивались.

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» было установлено, что повышение к пенсии выплачивается только лицам, являющимся инвалидами, в размере 50% размера надбавки, установленной для участников войны. Однако решением Конституционного Суда Украины № 6-рп/2007 от 9 июля 2007 года эти нормы Закона «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» были признаны не соответствующими Конституции Украины и соответственно утратили силу с 9 июля 2007 года. Поэтому с 9 июля по 31 декабря 2007 года размер добавки к пенсии детям войны составлял 30% минимальной пенсии по возрасту.

28 декабря 2007 Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» были вновь внесены изменения в Закон Украины «О социальной защите детей войны». Было установлено, что детям войны (кроме тех, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты») к пенсии выплачивается повышение в размере надбавки, установленной для участников войны. А это 10% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. и вступили в силу эти изменения с 1 января 2008 года. Но, согласно решению Конституционного Суда Украины от 22 мая 2008 года, изменения по уменьшению размера надбавки к пенсии детям войны вновь признаны не соответствующими Конституции Украины. Т.е. с 22 мая 2008 года лица со статусом детей войны вновь должны были получать доплату к пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту.

Однако правительство такое положение дел явно не устраивало и 28 мая 2008 года Кабинет Министров принял постановление № 530, в котором четко установлено, что детям войны повышения к пенсии производится в следующих размерах: с 22 мая - 48,1 гривны; с 1 июля - 48,2 гривны, с 1 октября - 49,8 гривны.

И тем не менее, как показывает судебная практика, пенсионерам удавалось отстоять в суде свое право на прибавку в размере 30% минимальной пенсии. Все перечеркнуло Решение Конституционного Суда от 26 декабря 2011 года. Этим Решением КСУ признал конституционными положения п. 4 раздела VII Закона "О Государственном бюджете на 2011 год", которым Кабинет Министров был наделен полномочиями по определению порядка и размеров социальных выплат чернобыльцам, детям войны и пенсий военнослужащим.

Постановлением Кабинета Министров Украины «Об установлении некоторых размеров выплат, которые финансируются за счет средств государственного бюджета» от 06.07.2011 г. №745, которое вступило в силу 23.07.2011г., для детей войны было предусмотрено повышение пенсий в размере 49,8 грн. Поэтому с 23 июля 2011 года по 1 января 2012 года надбавка к пенсии детям войны составляла 49 грн. 80 коп.

28.12.2011г. Кабинет Министров Украины принял Постановление № 1381 “О повышении уровня социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения», которое вступило в силу с 1 января 2012 года. Этим Постановлением предусмотрено повышение пенсии детям войны в размере 7% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Таким образом размер повышения в 2012 году составит:

  • с 1 января 2012 года — 57, 54 грн.,
  • с 1 апреля — 58, 66 грн.,
  • с 1 июля — 59,08 коп.,
  • с 1 октября — 59,92 грн.,
  • с 1 декабря — 61, 88 грн..

Подводим итог:

  • с 1 яваря 2006 г. по 8 июля 2007 года — надбавка не выплачивалась;
  • с 9 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года — в размере 30% минимальной пенсии по возрасту;
  • с 1 января 2008 года по 21 мая 2008 года — в размере 10% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
  • с 22 мая 2008 года по 22 июля 2011 г. - в размере 30% минимальной пенсии по возрасту;
  • с 23 июля 2011 года по 31 декабря 2011 года — 49, 8 грн.;
  • с 1 января 2012 года — в размере 7% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Война – период жизни, который старое поколение ни за что не пожелает пережить молодому. Самыми уязвимыми в этой ситуации являются дети. Вражеские атаки, нервные срывы, отсутствие продуктов питания и родителей негативно сказываются на психике и состояние здоровья.

Поэтому страна не забывает о своих героях, гарантируя им льготы детям войны в Украине на 2020 год. Изменится ли денежное вознаграждение или перечень льгот, зависит от решения правительства и экономической ситуации в стране.


Статус дети войны – что это такое?

Детьми войны могут быть не все категории лиц пенсионного возраста. Согласно требованиям законодательства Украины, статус дети войны в Украине могут получить лица, способные предоставить такой пакет документов:

  • паспорт гражданина Украины;
  • удостоверение, выданное ПФУ;
  • инн (при его наличии);
  • документ, подтверждающий состав семьи.

В современном пенсионном удостоверении штамп о принадлежности к указанной категории, проставляется автоматически.

Могут ли дети войны рассчитывать на коммунальные льготы?

Маленькие пенсии, нехватка средств на лекарственные препараты и другие нужды, заставляет лиц, переживших войну, задавать вопросы: какие коммунальные льготы положены детям войны?

Согласно последним законодательным изменениям, детям войны положены такие льготы в размере 25% скидки на комуслуги, в некоторых ситуациях они достигают 50%.

По настоящий момент в законодательстве предусмотрены такие нормы потребления электроэнергии:

  • дома, приготовление пищи в которых проводится без использования электроэнергии, предельные нормы потребления ресурса составляю 75 кВт/час, дополнительно на каждого члена семьи +15кВт/час (при наличии на указанной квадратуре официально прописанного льготника максимальные пределы нормы составляют 150 кВт/час);
  • при подтверждении факта использования электрической плиты нормы меняются: потребление электроэнергии увеличивается на 28кВт/час, а предельный показатель достигает уровня 200 кВт/час;
  • в квартирах/домах, отапливаемых за счет электрических бытовых приборов и отопительного оборудования, норма потребления ресурса составляет 28 кВт/час на каждый положенный для 1 человека кв. метр (холодный период времени – при наличии 2-х членов семьи), на каждого последующего члена предусматривается по 24 м2.

Расчета природного газа предусматривает другой ряд новых льгот для детей войны:

  • 21м2 на 1 житель с наступлением холода + 10,5 м2 на каждого дополнительно прописанного в доме человека;
  • наличие плиты, отопления, подключенного к газу, постоянное водоснабжение горячей водой предусматривает ежемесячные выплаты из расчета по 9,3 куб.м. на каждого члена семьи;
  • пользование услугами быта без подключения централизованного горячего отопления, предусматривает ежемесячные выплаты из расчета по 18,3 куб.м. на каждого члена семьи, проживающими с льготником;
  • эксплуатация газовой плиты и бойлера, нагревающегося посредством использования природного газа предусматривает ежемесячные выплаты из расчета по 23,6 куб.м. на каждого члена семьи.

На первый взгляд указанный перечень льгот кажется маленьким в сравнении с минимальными пенсиями и зарплатами, однако, реальность показывает обратное, выплаты детям войны в Украина в 2020 году оказывают существенную помощь, как льготной категории граждан, так и лицам, проживающим с ним.

Денежное вознаграждение детям войны со стороны государства

Впервые о выплатах детям войны Украина заявила в 2011 году. Указанный период был удивителен тем, что правительство обещало пожизненные выплаты данной категории граждан.

Государственное вознаграждение могло быть назначено даже при отсутствии трудового стажа. Людям пожилого возраста, заработавшим пенсию, и подтвердившим статус дети войны полагалась добавка в размере 64 грн. Помощь небольшая, но на покупку простых лекарственных препаратов или хлеба хватало.

Помощь детям войны – расчетные данные

В 2019 году минимальный размер пенсии человека пожилого возраста составлял 1669 грн., с учетом статуса детям войны к пенсии выплачивается повышение, в результате которого общая сумма составляет 1735,45 грн.

Указанные размеры не являются граничными, поскольку в законодательстве предусмотрены определенные нововведения. Лица со статусом дети войны, по сегодняшний день занимающиеся предпринимательской или другой деятельностью могут рассчитывать на более высокие выплаты, обеспечивающие достойную старость. При официальном трудоустройстве они могут получать 100-процентную зарплату, в которой не будет никаких вычетов.

Льготы, о которых знают не все

Кроме коммунальных льгот и дополнительного денежного вознаграждения, пенсионерам со статусом дети война полагаются другие льготы. Они заключаются в следующем:

  • внеочередное право на получение земельного участка, проведение строительных и огороднических работ;
  • государственная защита в период реорганизации учреждения: такие лица защищены законом от увольнения и сокращения;
  • лица, со статусом дети войны могут самостоятельно определиться с периодом отпуска, никто из руководствующего звена не может их заставить взять отпуск в невыгодный для них период;
  • согласно законодательным актам дети войны имеют право на оплачиваемый дополнительный отпуск в количестве 14 дней;
  • дети войны, имеющие инвалидность, имеют право внеочередного обслуживания в предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания, учреждения здравоохранения;
  • при обнаружении хронического или опасного заболевания дети войны имеют право на льготу обслуживания в заведениях, предназначенных для военнослужащих.

Какая будет доплата к пенсии детям войны в Украине 2020, зависит от принятия проекта о бюджете на 2020 году. Скорее всего, указанной категории граждан стоит ожидать повышение.

Дополнительные льготы, предусмотренные государством

По сегодняшний день на территории Украины живут граждане, участвовавшие во Второй мировой войне. Как и другие народы, они оказывали активное участие в борьбе с фашизмом.

Указанная категория граждан также относится к детям войны и наряду с этим обладают статусом участника боевых действий. При подтверждении указанного факта лица имеют право на достойное денежное вознаграждение со стороны государства.

Размер надбавки зависит от утвержденного проектом о бюджете прожиточного минимума. После принятия Закона, указанная категория граждан может рассчитывать на 15% добавки от законодательно утвержденного прожиточного минимума. В качестве дополнительных льгот гражданам предусмотрено:

  • бесплатны ремонт зубов в части протезирования;
  • бесплатное лечение лекарственными препаратами витаминными комплексами, лекарствами улучшающими иммунитет, приобретенными учреждениями здравоохранения за счет государства;
  • возможность бесплатного лечения и обслуживания в специализированных санаториях;
  • получение компенсационных выплат за счет государства при приобретении путевки в санаторий;
  • первоочередное право на обслуживания в государственных предприятиях

Анализ льгот доказывает прямое участие властей в жизни указанной категории граждан.

Резюме

В 2020 году, как и в предыдущих, особой внимание правительства уделено социально-незащищенной категории граждан, к которым относятся и дети войны.

«Хочу спросить: кто и когда отменил льготы детям войны на коммунальные услуги? Есть у меня еще один вопрос – о выплатах ко Дню Победы.

Прочитала в вашей газете о том, кому выплачивали денежную помощь к празднику. Какое было разочарование, когда я не увидела среди перечисленных категорий детей войны. Нам война перевернула всю жизнь: бомбежки, оккупация, восстановление предприятий. На нашу долю выпало много лишений, но мы никогда не жаловались на трудности. Поэтому считаю, что дети войны заслуживают поощрение к такой дате, как 75-летие Победы.

Екатерина Васильевна, г. Одесса»

О богатых льготниках и антисоциальном законе

Наша читательница затронула в своем письме серьезные вопросы. И льготы на коммунальные услуги, и выплаты к юбилею Победы волнуют многих детей войны. Поговорим обо всем по порядку.

Закон «О социальной защите детей войны» предоставляет право лицам этой категории пользоваться 25-процентной скидкой на оплату коммунальных услуг (газ, тепло, вода, электроэнергия). Но в настоящее время не все дети войны могут пользоваться данной льготой. Связано это с тем, что в декабре 2014 года был принят Закон «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» №76.

В результате предоставление льгот в 2015 году привязали к совокупному доходу семьи. С тех пор, если доход превышает сумму, которая дает право на налоговую социальную льготу, скидка на оплату коммуналки не положена. Сегодня эта сумма составляет 2940 грн.

Напомним, что по Закону №76 по сути лишились льгот не только «богатые» дети войны, но и участники войны, жертвы нацистских преследований, чернобыльцы 3-й категории, а также педагоги и медработники из числа пенсионеров, которые ранее работали в сельской местности и поселках городского типа и проживают в таких населенных пунктах. Кроме ограничения льгот на оплату коммунальных услуг, были отменены льготы на проезд в общественном транспорте. Затронули нововведения и предоставление других благ – например, право на льготное санаторно-курортное лечение (кому оно было положено по профильным законам) и т.д.

Работа по сокращению льготников продолжается

По данным Министерства труда и социальной политики, еще в 2009 году в Украине насчитывалось 13 млн. человек, имеющих право на льготы по социальному признаку, и более 3 млн. человек, имеющих право на льготы по профессиональному признаку (силовики, прокуроры, судьи, пожарные и т.д.). Тогда же Кабмином была представлена так называемая «Стратегия упорядочения льгот отдельным категориям граждан», предусматривающая постепенный переход на денежную форму выплат. То есть еще тогда монетизация льгот (или адресная помощь) представлялась как единственный способ сделать так, чтобы государственной помощью мог воспользоваться только тот, кто в этом нуждается. Такой подход имел целью уменьшить количество льготников и сэкономить бюджетные деньги.

В декабре 2019 года был принят Закон «О верификации и мониторинге государственных выплат», цель которого все та же – сократить количество получателей бюджетных выплат.

По информации Министерства финансов, по состоянию на март 2020 года, верификацией (проверкой) было охвачено 8,8 млн. получателей субсидий, 10,2 млн. льготников и членов их семей, а также 5,5 млн. получателей социальных пособий и членов их семей. Из этого «отчета» можно сделать вывод, что количество льготников по сравнению с 2009 годом уменьшилось с 16 млн. до 10,2 млн. человек. Тем не менее число получателей бюджетных денег все еще велико. А значит, работа правительства по их сокращению будет продолжаться.

О нормах закона и моральной справедливости

А теперь – о денежной помощи ко Дню Победы. Конечно, дети войны по сути были лишены полноценного детства, многим пришлось рано повзрослеть. Сначала – рыть окопы и трудиться на заводах, помогая фронту. Позже – восстанавливать разрушенную страну и помогать семье, оставшейся без отца, поднимать младших братьев и сестер. Дети и подростки ждали победы не меньше взрослых. И вполне заслуживают внимания со стороны правительства. Но в Законе «О социальной защите детей войны» ничего не сказано о выплатах к 9 Мая. Вместе с тем в некоторых регионах власти выделяют такую помощь из местных бюджетов. Например, в Одессе детям войны к 75-летию Победы выделили из городского бюджета по 1000 гривен.

Новые обои на компьютер - широкоформатные обои foto-oboi-deluxe.ru.

Согласно статье 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» детям войны пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание или государственная социальная помощь, выплачиваемая вместо пенсии, повышается на 30 процентов минимальной пенсии по возрасту.

Статья 7 Закона Украины "О социальной защите детей войны" определяет, что финансовое обеспечение государственных социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

Часть вторая статьи 8 Закона Украины от 05.11.1991 г. № 1788-ХII "О пенсионном обеспечении", часть вторая статьи 72 Закона Украины от 09.07.2003 года № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", часть четвертая статьи 3 Закона Украины от 26.06.1997 года № 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" закрепляют положение, согласно которому средства Пенсионного фонда Украины не включаются в состав Государственного бюджета Украины.

Соответствии с абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.2003 года № 1058 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее Закон № 1058) минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 25, а у женщин - 20 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.

Вместе с тем, частью третьей этой же статьи установлено, что минимальный размер пенсии по возрасту, установленный абзацем первым части первой настоящей статьи, применяется исключительно для определения размеров пенсий, назначенных согласно этому Закону.

Согласно статье 1 Закона Украины "О повышении минимального размера пенсии" от 15.07.1999р. № 979, с 1 сентября 1999 года устанавливается минимальный размер пенсии по возрасту 24,9 гривни.

Статьей 2 указанного Закона установлено, что проведение перерасчета размера пенсий, назначенных согласно Закону Украины "О пенсионном обеспечении", исходя из минимального размера пенсии по возрасту, установленного частью первой статьи 1 настоящего Закона возлагается на Кабинет Министров Украины.

Во исполнение указанной нормы было вынесено Постановление Кабинета Министров Украины от 15 апреля 2003 г. № 544 "О повышении размеров трудовых пенсий" согласно которой установлен минимальный размер пенсий в сумме 50 грн.

Указанные нормативные акты регулируют подобные правоотношения, поскольку Законы Украины «О социальной защите детей войны» и «Пенсионное обеспечение» не связывают приобретения права на получение социального обеспечения (пенсии и надбавки) с проведением социального страхования, как того требует Закон № 1058, а связывают такие выплаты со статусом лица, их (социальные выплаты) получает, поэтому согласно части 7 статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Украины в случае отсутствия закона, регулирующего соответствующие правоотношения, суд применяет закон, регулирующий подобные правоотношения (аналогия закона ).

Кроме этого, пунктом 4 решения Конституционного суда Украины от 09.07.2007 года по делу № 1-29/2007 было обращено внимание Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинет Министров Украины на необходимость соблюдения положений статей 1,3,6,8,19, 22,95,96 Конституции Украины, статей 4, 27, части второй статьи 38 Бюджета кодекса Украины. Также, согласно части 3 Заключительных положений Закона Украины "О социальной защите детей войны", Кабинету Министров Украины в двухмесячный срок поручено представить в Верховную Раду Украины предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом, привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом, обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом, и тому подобное.

Поскольку, вышеперечисленными субъектами, в частности, Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины, до сих пор, не приведены в соответствие соответствующие положения Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2007 год" в связи с признанием их неконституционными и отсутствием нормативного акта, который определяет размер минимальной пенсии по возрасту для определения данного повышения, установления размера надбавки к пенсии затруднено и выходит за пределы компетенции органа Пенсионного фонда Украины.

Решением Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 года по делу № 10 - рп/2008, признаны не соответствующими Конституции Украины, в частности, изменения в статью 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны», которые были внесены Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2008 год и внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины », признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия решения Конституционным Судом Украины.

При этом, решение о возобновлении действия Закона Украины «О социальной защите детей войны» в редакции, действующей до внесения изменений с 01.01.2008 года и порядка исчисления размера повышения детям войны, Верховной Радой Украины не принималось, в результате чего, вопросы исчисления повышения к пенсии детям войны осталось неурегулированным.

В целях определения порядка исчисления повышения к пенсии детям войны, Кабинетом Министров Украины было принято постановление от 28.02.2008 года № 530, которым предоставлено право на назначение и выплату пенсий и повышений в размерах, установленных Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2008 год и внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины ». Пунктом 8 данного постановления данное повышение детям войны выплачивается с 22.05.2008 года - 48,10 грн., С 01.07.2008 года - 48,20 грн., С 01.10.2008 года - 49,80 грн.

Статьей 54 Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2009 год" установлен прожиточный минимум на одно лицо и для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, в размерах, действовавших в декабре 2008 года. Поэтому размер повышения детям войны составляет 49,80 грн.

Размер повышения детям войны с 1 октября 2008 года по настоящее время не увеличивался.

Повышение к пенсии как ребенку войны выплачивается ежемесячно одновременно с начисленной пенсией и входит в ее общий размер.

Читайте также: