Доход для исчисления пенсионных выплат из центра не может превышать рк

Согласно новому закону «О республиканском бюджете на 2020 - 2022 годы», предполагаемые размеры пенсионных начислений изменятся: базовая выплата должна подрасти на пять процентов, а солидарная часть пенсии — на семь, передает корреспондент YK-news.kz .

Напомним, что сегодня пенсия складывается из трех компонентов: базовой выплаты (начисляется с учетом общего стажа), солидарной выплаты (от начала стажа до 1 января 1998 года) и накопительной выплаты (зависит от суммы, накопленной на пенсионном счете).

Базовая (президентская) выплата

C 1 июля 2018 года она исчисляется с учетом совокупного трудового стажа — это солидарный стаж работы до 1 января 1998 года и стаж участия в накопительной пенсионной системе с 1 января 1998 года. За каждый дополнительный год стажа свыше 10 лет к базовой пенсии будет начисляться дополнительно два процента, однако максимальный размер базовой выплаты не может превышать размера прожиточного минимума.

Стаж 10 лет и менее предполагает, что размер базовой выплаты составит 54 процента от прожиточного минимума, то есть от 31 183 тенге. Следовательно, базовый компонент пенсии с 1 января будет насчитывать 16 839 тенге, что на 802 тенге больше, чем в текущем году. Таким образом, эта часть пенсии увеличится на пять процентов.

Размеры базовой выплаты в зависимости от стажа:

  • 10 лет и менее — 54%, или 16 839 тенге;
  • 11 лет — 56%, или 17 463 тенге;
  • 12 лет — 58%, или 18 087 тенге;
  • 13 лет — 60%, или 18 710 тенге;
  • 14 лет — 62%, или 19 334 тенге;
  • 15 лет — 64%, или 19 958 тенге;
  • 16 лет — 66%, или 20 581 тенге;
  • 17 лет — 68%, или 21 205 тенге;
  • 18 лет — 70%, или 21 829 тенге;
  • 19 лет — 72%, или 22 452 тенге;
  • 20 лет — 74%, или 23 076 тенге;
  • 21 год — 76%, или 23 700 тенге;
  • 22 года — 78%, или 24 323 тенге;
  • 23 года — 80%, или 24 947 тенге;
  • 24 года — 82%, или 25 571 тенге;
  • 25 лет — 84%, или 26 194 тенге;
  • 26 лет — 86%, или 26 818 тенге;
  • 27 лет — 88%, или 27 442 тенге;
  • 28 лет — 90%, или 28 065 тенге;
  • 29 лет — 92%, или 28 689 тенге;
  • 30 лет — 94%, или 29 313 тенге;
  • 31 год — 96%, или 29 936 тенге;
  • 32 года — 98%, или 30 560 тенге;
  • 33 и более лет — 100%, или 31 183 тенге.

Солидарный компонент

Эта часть пенсии вырастет в 2020-м на семь процентов. Надбавка планируется в 2528 тенге. То есть минимальный размер солидарной пенсии составит 38636 тенге против 36108 тенге в текущем году. Чтобы рассчитать солидарный компонент вашей пенсии, нужно, как и в прошлом году, его размер умножить на коэффициент 1,07.

К примеру, если ваша солидарная пенсия насчитывала 53500 тенге, то с начала следующего года ее размер возрастет до 57245 тенге.

Чтобы высчитать минимальную пенсию для тех, кто ушел на заслуженный отдых до внедрения обязательных пенсионных начислений, нужно сложить размеры базовой выплаты (16839) и солидарного компонента (38636). Таким образом, она составит 55475 тенге.

Накопительная пенсия

Третий компонент пенсионных начислений — это накопительная выплата. Ее размер строго индивидуален для каждого, потому что зависит от той суммы, которая скопилась на вашем личном пенсионном счете, а также от возрастного коэффициента. Начисляются эти средства ежемесячно через ЕНПФ. Кстати, те, кто еще не вышел на заслуженный отдых, для расчета своей будущей пенсии могут воспользоваться пенсионным калькулятором, который располагается в «личном кабинете» на сайте ЕНПФ, либо обратиться за помощью непосредственно к консультантам фонда. Минимальный же размер ежемесячной выплаты составит 54 процента от прожиточного минимума, то есть 16839 тенге.

Подводя итог, следует отметить, что размер минимальной пенсии с 1 января 2020 года составит 72314 тенге. Эта сумма складывается из минимальной базовой выплаты (16839), минимальной накопительной выплаты (16839) и минимального солидарного компонента (38636).

Пенсионер с общим стажем работы 20 лет, который получал средний размер пенсии вместе с базовой 72972 тенге, с нового года с повышением на семь процентов будет получать: солидарный компонент (50995 х 1,07 )=54565 тенге плюс базовая выплата с учетом коэффициента совокупного трудового стажа 23076 тенге (54565+23076)=77641 тенге. То есть размер пенсии станет больше на 4669 тенге.

Если же стаж составил 33 года и выше, то размер пенсии с 1 января 2020 года с учетом повышения на семь процентов будет составлять: солидарный компонент (71024 х 1,07 )=75996 тенге плюс базовая выплата 31183 тенге (75996+31183)=107179 тенге или на 6457 тенге больше.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1997 г. N 1701. Утратило силу - постановлением Правительства РК от 17 октября 2005 года N 1041 (P051041)(вводится в действие со дня его первого официального опубликования)

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Сноска. В названии и тексте дополнены слова - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .


В целях реализации Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. Z970136_ "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке назначения и осуществления пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 1998 года.

Премьер-Министр
Республики Казахстан

Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 4 декабря 1997 г. N 1701


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке назначения и осуществления пенсионных
выплат из Государственного центра по выплате пенсий


I. Общие положения


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и определяет особенности порядка назначения пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий (далее - Центр).
Сноска. В пункт 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
2. Назначение пенсионных выплат из Центра производится областными, (городов Астаны и Алматы) представительствами Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий.
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .


II. Условия назначения пенсионных выплат из Центра


3. Пенсионные выплаты назначаются при достижении установленного возраста и наличии трудового стажа в соответствии с пенсионным законодательством.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" гражданам, вышедшим на досрочную пенсию по возрасту в связи с увольнением по сокращению штатов или численности работников организаций (их реорганизации, ликвидации), а также по окончании полномочий по выборной должности в пределах двух лет до достижения пенсионного возраста и на пенсию при достижении мужчинами 60 лет, женщинами - 55 лет с выплатой 60 процентов полагающейся полной пенсии до 1 января 1998 года, сохраняется пенсионный возраст, действовавший к моменту первичного назначения пенсий.
При этом гарантируется сохранение размера назначенной пенсии или пенсия переназначается по желанию пенсионера в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".
5. Для назначения пенсионных выплат засчитывается трудовой стаж, предусмотренный статьей 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".


III. Исчисление и подтверждение трудового стажа
для назначения пенсионных выплат из Центра


6. Трудовой стаж при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе, а также заявлений граждан.
7. Трудовой стаж устанавливается по документам, выданным с места работы, службы, учебы или осуществления иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, а также архивными учреждениями.
В подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, письменные трудовые договоры и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
При отсутствии документов трудовой стаж устанавливается на основании заявлений граждан.
8. (Пункт 8 исключен - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ )
9. В подтверждение службы военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов принимаются:
военные билеты;
справки и документы, выдаваемые уполномоченными органами, архивными и военно-лечебными учреждениями.
Военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении воинского долга, засчитывается в трудовой стаж в льготном исчислении в соответствии с Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" на основании справок, выдаваемых органами Министерства обороны Республики Казахстан.
10. Время обучения в высших, средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке, повышению квалификации и переквалификации кадров, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в школах и на курсах по подготовке работников, а также в очных высших, средних духовных учебных заведениях подтверждается документами, выдаваемыми соответствующими организациями.
11. Время ухода за инвалидом I группы, одиноким инвалидом II группы и пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста, за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженных вирусом иммунодефицита либо больных СПИДом устанавливается на основании:
акта обследования об осуществлении ухода;
документов, удостоверяющих инвалидность, и справок уполномоченных лечебных учреждений и организаций.
Акт обследования об осуществлении ухода составляется областными, (городов Астаны и Алматы) представительствами Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий.
Сноска. В пункт 11 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
12. Время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности устанавливается свидетельством о рождении.
В случае смерти ребенка до достижения им 3-летнего возраста в стаж засчитывается время фактического ухода за ним.
13. Время содержания под стражей, отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан засчитывается в трудовой стаж при наличии документов о реабилитации и документов, подтверждающих необоснованность привлечения к уголовной ответственности.


IV. Исчисление пенсионных выплат из Центра


14. Для исчисления пенсионных выплат принимаются все виды оплаты труда и доходы, перечень которых устанавливается Правительством Республики Казахстан, за любые 3 года работы подряд начиная с 1 января 1995 года, независимо от перерывов в работе, которые определяются путем деления общей суммы дохода за 36 полных календарных месяцев работы подряд на 36.
Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсий.
15. Если с 1 января 1995 года по 1 января 2000 года работник проработал в общей сложности менее 3 лет, пенсия исчисляется из среднемесячной заработной платы за все фактически проработанные месяцы, которая определяется путем деления общей суммы заработной платы за указанные месяцы на число месяцев, но не менее чем на 12 месяцев. При этом заработная плата, которую работник получал менее одного полного месяца, за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяц, исчисленных в среднем за год (25,4 дня при шестидневной рабочей неделе и 21,2 - при пятидневной рабочей неделе).
16. При отсутствии заработной платы начиная с 1 января 1995 года пенсия исчисляется из минимальной заработной платы, устанавливаемой законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
17. Доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать пятнадцатикратную величину месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Сноска. В пункт 17 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 6 мая 2000 г. N 679 P000679_ .
18. В районах, где к заработной плате рабочих и служащих были установлены районные коэффициенты, при назначении пенсионных выплат учитывается фактическая заработная плата, исчисленная с применением районного коэффициента.
Сноска. В пункт 18 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 6 мая 2000 г. N 679 P000679_ .
19. Граждане, проживающие в зонах экологической катастрофы и экологического кризиса и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на пенсию в соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 30 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье" с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам:
экологической катастрофы - 1,5;
экологического кризиса - 1,3.
При этом указанные коэффициенты начисляются к заработной плате, из которой исчисляются пенсионные выплаты.
Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года имеют право в соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" на надбавку к пенсиям по зонам в размере:
чрезвычайного радиационного риска - 2-месячного расчетного показателя;
максимального радиационного риска - 1,75-месячного расчетного показателя.
При этом указанные надбавки начисляются сверх размера пенсионных выплат.


V. Назначение и перерасчет пенсионных выплат


20. Заявление о назначении или перерасчете пенсионных выплат подается в областные (городов Астаны и Алматы) представительства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий через районные (городские) отделения Центра по месту жительства гражданина с приложением необходимых документов.
Сноска. В пункт 20 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
21. Пенсионные выплаты назначаются в 10-ти дневный срок Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан через областные (городов Астаны и Алматы) представительства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий и утверждаются начальниками представительств.
Районные (городские) отделения Центра на основании представленных заявлений и документов граждан через областные (городов Астаны и Алматы) отделения Центра в 5-ти дневный срок подготавливают и направляют документы и проекты решений о назначении либо об отказе в назначении пенсионных выплат в областные (городов Астаны и Алматы) представительства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий.
Областные (городов Астаны и Алматы) представительства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий в 5-ти дневный срок со дня поступления документов и проектов решений от областных (городов Астаны и Алматы) отделений Центра принимают решения о назначении пенсионных выплат либо об отказе в их назначении и передают решения в районные (городские) отделения Центра через областные (городов Астаны и Алматы) отделения Центра.
Сноска. Пункт 21 - в редакции постановления Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
22. Перерасчет назначенных пенсионных выплат при возникновении права на повышение пенсии в связи с предоставлением дополнительных документов производится с первого числа месяца, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии, если соответствующее заявление со всеми необходимыми документами подано им до 15-го числа включительно, и с первого числа следующего месяца, если заявление со всеми необходимыми документами подано им после 15-го числа. При наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, - с первого числа следующего месяца.
23. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Порядок финансирования расходов на выплату пенсий определяется Министерством финансов Республики Казахстан.
Сноска. Дополнено пунктом 23 - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
24. Выплата пенсий производится на основании:
выписок о назначенном размере пенсии, представленных органами социальной защиты населения, до вступления в силу настоящего постановления;
решений о назначении пенсионных выплат областных (городов Астаны и Алматы) представительств Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий;
выписок о назначенном размере пенсий за выслугу лет, представленных соответствующими службами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Республиканской гвардии и Службы охраны Президента Республики Казахстан.
Сноска. Дополнено пунктом 24 - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ ; с дополнениями - постановлением Правительства РК от 28 декабря 2001 года N 1755 P011755_ .
25. На основании документов о смерти и исполнительных документов выплата пособия на погребение, удержания из пенсионных выплат и перечисление их истцам производится по извещениям, выданным:
органами социальной защиты населения до вступления в силу настоящего постановления;
областными (городов Астаны и Алматы) представительствами Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий;
соответствующими службами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Республиканской гвардии и Службы охраны Президента Республики Казахстан.
Сноска. Дополнено пунктом 25 - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ ; с дополнениями - постановлением Правительства РК от 28 декабря 2001 года N 1755 P011755_ .

Как рассчитать свою будущую пенсию? Если к моменту выхода на пенсию у человека недостаточно трудового стажа, то в таком случае каким будет ее размер? От чего будет зависеть размер базовой пенсии, и кому будут начисляться дополнительные 5 процентов? На эти и другие вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения, по многочисленным просьбам наших читателей мы попросили ответить заместителя руководителя департамента по контролю и социальной защите населения Маншук Лепесову.

— Расскажите, что представляет собой пенсия в Казахстане?
— Пенсия — это совокупность пенсионных выплат из уполномоченной организации, Единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда.
Начисление пенсий, их размер и порядок выплат регламентирует Закон Республики Казахстан №105 от 21.06.2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Все граждане Республики Казахстан, а также иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Казахстана, имеют право на пенсионное обеспечение.
В Казахстане действует смешанная пенсионная система, которая состоит из солидарной (трудовой), накопительной системы и базовой пенсий.
18.06.2014 года за №841 подписан Указ Президента Республики Казахстан «О Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года».
Концепция разработана во исполнение поручений Главы государства, озвученных в обращении к народу Казахстана по вопросам пенсионной реформы от 7.06.2013 года. Основной целью Концепции является обеспечение адекватных размеров пенсионных выплат.
Концепция предусматривает развитие трехуровневой системы пенсионного обеспечения, которая будет включать:

1) Базовую пенсию, предоставляемую государством и направленную на сокращение бедности и на стимулирование участия граждан в пенсионной системе.
В настоящее время базовая пенсия назначается в одинаковом размере для всех граждан, достигших пенсионного возраста, независимо от трудового стажа и заработной платы. В отличие от действующего порядка назначения базовой пенсии предусматривается назначать базовую пенсию в зависимости от стажа участия в системе и при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста.
Так, согласно этим изменениям, с 1 июля 2017 года базовая пенсия будет назначаться лишь при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста и в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. При стаже участия граждан в системе менее 10 лет им будет предоставляться социальная пенсия, равная 50% от величины прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2%, и при стаже 35 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.
Это позволит решить проблему трех поколений участников пенсионной системы.
Первое поколение включает состоявшихся пенсионеров, получающих минимальный размер пенсии, имеющих большой трудовой стаж, но не представивших сведения о доходах в связи с их отсутствием на момент выхода на пенсию, а также из-за законодательно установленных ограничений.
Этой категории пенсионеров с 01.07.2017 года будет произведен единовременный перерасчет базовой пенсии с учетом стажа участия как в солидарной, так и в накопительной системах пенсионного обеспечения.
Второе поколение — это лица, достигающие пенсионного возраста до 2043 года и имеющие неполный стаж участия как в солидарной, так и в накопительной пенсионной системах. Базовая пенсия им будет назначаться в зависимости от:
1) их трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года;
2) периода уплаты пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему после 1998 года.
Третье поколение — это лица, которые будут выходить на пенсию после 2043 года и получать базовую пенсию в зависимости от объема накоплений. Базовая пенсия будет назначаться в случае, когда их размеры пенсий, получаемых из других компонентов пенсионной системы, будут ниже установленного социально приемлемого уровня пенсий.

2) Второй компонентой пенсионной системы будет являться пенсия из новой условно-накопительной системы, которая формируется за счет 5-процентных взносов работодателей в пользу своих работников.
Для каждого участника системы в ЕНПФ открывается индивидуальный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых взносов или же пенсионные накопления. Они условные и не являются собственностью участника системы. Размер пенсии определяется как пенсионные накопления, разделенные на коэффициент ожидаемой продолжительности жизни. Пенсия назначается при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа участия в системе не менее 5 лет. Она выплачивается пожизненно и не наследуется.

3) Третьей компонентой будут являться пенсии из действующей накопительной пенсионной системы.
Они формируются за счет 10-процентных обязательных отчислений самих работников. При этом величина получаемых пенсионных выплат будет зависеть от участия и регулярного отчисления взносов граждан, а также от уровня доходности пенсионных накоплений.
Для лиц, занятых во вредных условиях труда, с 1 января 2014 года дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников введены обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) в размере 5% от фонда оплаты труда. Причем работодатели отчисляют ОППВ только по тем видам производств, которые отнесены к вредным, и только тем лицам, которые заняты в них.
Перечень видов вредных производств и список профессий работников, занятых в них, утвержден Правительством Республики Казахстан и будет периодически пересматриваться с учетом изменений условий труда.
Кроме всего этого, сохраняются солидарные пенсионные выплаты как для состоявшихся пенсионеров, так и для граждан, имеющих не менее 6 месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года. Назначение и выплата солидарных пенсий будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством наряду с базовой, условно-накопительной и накопительной пенсиями.
— По достижении какого возраста человек может рассчитывать на пенсию?
— В настоящее время мужчины выходят на пенсию в 63 года, женщины — в 58 лет. Женщины, родившие пять и более детей, могут рассчитывать на пенсию в 53 года. С 01.01.2018 года возраст женщин будет увеличиваться на 6 месяцев ежегодно в течение десяти лет, и с 01.01.2027 года женщинам по достижении 63 лет будут производиться пенсионные выплаты.
В настоящее время пенсию в полном размере из солидарной системы мужчины получают при наличии 25-летнего стажа работы, а женщины — не менее 20 лет до 1 января 1998 года.
— Как начисляется (рассчитывается) пенсия по возрасту в Казахстане?
— Начисление пенсии в полном объеме из Центра производится из расчета 60% среднемесячного дохода. Чтобы рассчитать доход для исчисления пенсии, необходимо общую сумму дохода за любые 3 года (36 месяцев) работы подряд, независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года, разделить на тридцать шесть. Доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать 41-го месячного расчетного показателя, размер которого в настоящее время составляет 1 852 тенге. (41 х 1 852 = 75 932 тенге). Доход для исчисления размера пенсии принимается с 1995 года, тенге в Казахстане с ноября 1993 года.
Размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в порядке, определяемом центральным исполнительным органом в области социальной защиты населения.
Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.
Максимальный размер пенсионных выплат не может превышать 75% от 41-кратного месячного расчетного показателя (56 949 тенге).
— Приведите, пожалуйста, пример расчета пенсии.
— Допустим, мужчина 01.07.1951 года рождения, при достижении 63 лет обратился за назначением пенсии по возрасту, работает, общий трудовой стаж на 01.01.1998 года 28 лет, среднемесячный доход за период с 2011 года по 2013 год — 87 000 тенге. Для исчисления доход 87 000 тенге берем с учетом ограничения 41-го месячного расчетного показателя и получаем 75 932 тенге (41 х 1 852 = 75 932). Умножаем на 63% среднемесячного дохода за 25 лет (это к 60% добавляется 3% за каждый год сверхтребуемого трудового стажа). В результате мужчина будет получать пенсию в размере 47 838 тенге, к которой приплюсуется и базовая пенсия.
— Каков размер базовой, минимальной и максимальной пенсии в Казахстане в 2014 году?
— Согласно Закону «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы», с 1 апреля 2014 года установлены следующие размеры пенсий в Казахстане:
. базовая пенсия — 10 450 тенге;
. минимальная пенсия — 21 736 тенге;
. максимальная пенсия — 56 949 тенге.
— Кому начисляется минимальная пенсия?
— Минимальная пенсия назначается при достаточном стаже, но отсутствии или недостаточности дохода для исчисления пенсии.
— Допустим, человек достиг пенсионного возраста, у него есть какой-то стаж работы, но перед выходом на пенсию он лет пять нигде не работал. Или, наоборот, у человека есть кое-какой стаж, но был большой перерыв в работе и только лишь за год-два до выхода на пенсию он устроился на работу. Как в таком случае рассчитывается размер пенсии по возрасту? От чего в таком случае будет зависеть размер пенсии? Приведите пример.
— Размеры пенсии зависят от стажа работы и заработной платы.
Размер пенсии по возрасту при отсутствии необходимого трудового стажа рассчитывается как доля от полной пенсии пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года.
Например: женщина имеет 10 лет трудового стажа на 01.01.1998 года, дохода нет, размер пенсии 10 868 тенге, то есть 21 736 х 120 : 240 = 10 868 тенге (21 736 тенге — это размер минимальной пенсии, 10 лет — 120 месяцев, 20 лет = 240 месяцев). У женщины с таким же стажем, но со среднемесячным доходом 70 тыс. тенге размер пенсии 21 000 тенге, то есть 42 000 х 120 : 240 = 21 000 тенге (42 000 = 60% от 70 000 тенге, полная пенсия).
— Кому начисляется пенсия на льготных условиях в Казахстане?
— На льготную пенсию в Казахстане имеют право:
. женщины при достижении 53 лет, родившие (усыновившие, удочерившие) пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста;
. граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет, имеют право на назначение пенсионных выплат:
— мужчины — по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет по состоянию на 01.01.1998 года;
— женщины — по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет на 01.01.1998 года.
— Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии по возрасту?
— При исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра засчитываются:
. работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами;
. воинская служба;
. служба в правоохранительных органах;
. государственная служба;
. предпринимательская деятельность;
. время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности;
. обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также в очных высших и средних духовных учебных заведениях на территории Республики Казахстан и за ее пределами и т.д.

Пенсионная система переходного периода совмещает одновременно два метода финансирования: распределительную - для нынешних пенсионеров, и накопительную на личных счетах - для будущих, причем доля собственных пенсионных накоплений в финансировании пенсий будет постепенно возрастать и к 2045-2050гг. элемент распределительной пенсионной системы будет полностью ликвидирован.

С течением времени первые две системы будут идти на убыль, уступая место полностью накопительной системе. Примерно в 2016г. больше половины пенсионеров должны будут получать выплаты из двух источников, из Государственного центра по выплате пенсий и своего пенсионного фонда, а в дальнейшем доля получателей из пенсионных фондов будет расти.

Таким образом, в настоящее время гражданам республики Казахстан, достигшим пенсионного возраста будет выплачиваться следующие выплаты:

- имеющим трудовой стаж на 1 января 1998г. и делающим отчисления в пенсионные фонды три вида выплат (солидарную, базовую и смешанную из пенсионного фонда);

- имеющим трудовой стаж на 1 января 1998г., но не делающим отчисления в пенсионные фонды два вида (солидарную и базовую);

- не имеющим трудового стажа на 1 января 1998г. и не делающим отчисления в пенсионные фонды два вида (базовую и социальную).

Накопительная пенсионная система предусматривает три источника пенсионного обеспечения: накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов и добровольных профессиональных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы каждый может вносить сам, или их вносит работодатель. Каждый по мере возможности может вносить пенсионные взносы для себя и своих родных.

1) государственная гарантия сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах, размер гарантии — фактически внесенные обязательные пенсионные взносы с учетом уровня инфляции на момент приобретения права на пенсионные выплаты;

2) гарантия пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами;

3) права вкладчиков защищены предоставленной им возможностью самостоятельно осуществлять страхование своих накоплений и создавать системы коллективного страхования пенсионных активов.

Накопительная система Казахстана на текущем этапе состоит из двух частей: государственной и частной.

ГНПФ - Государственный накопительный пенсионный фонд – производит сбор только обязательных пенсионных отчислений вкладчиков и осуществляет пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном Правительством РК.

ННПФ - Негосударственные накопительные пенсионные фонды - юридические лица, организованные в форме акционерного общества открытого или закрытого типа. В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении в РК» ННПФ являются центральным звеном в пенсионной системе [1].

Своевременно не удержанные (не начисленные) и не перечисленные агентом суммы обязательных пенсионных взносов при условии фактической выплаты и получения вкладчиком дохода взыскиваются налоговыми органами или подлежат перечислению агентами в пользу вкладчиков обязательных пенсионных взносов с начисленной пеней в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на каждый день просрочки (включая день оплаты в Центр).

Контроль за полным и своевременным перечислением обязательных пенсионных взносов, а также уплатой пени и штрафов осуществляется органами налоговой службы в соответствии с законодательством РК.

Согласно Закону (ст.13, 14) исчисление пенсионных выплат в полном объеме из Центра по выплате пенсии производится из расчета 60% среднемесячного дохода, который определяется путем деления общей суммы дохода за 36 календарных месяцев работы подряд 36. При этом доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать 32-кратного месячного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

За каждый отработанный год до 1 января 1998г. размер пенсионных выплат увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.

Пенсия по старости исчисляется исходя из 20 лет минимального стажа работника. По закону, независимо от трудового стажа и заработной платы, дополнительно к трудовой пенсии все пенсионеры, а также инвалиды, достигшие пенсионного возраста, дополнительно к своим пособиям получают базовую пенсию. Лица, достигшие пенсионного возраста, но получающие пособия по случаю потери кормильца или пособия по возрасту, имеют право получать базовую пенсию взамен указанных пособий, конечно, если это выгодно. Законом «О республиканском бюджете на 2010-2012 гг.» предусмотрен размер базовой пенсионной выплаты - 5981 тенге, минимальный размер пенсии - 12344 тенге, МРП (месячный расчетный показатель) – 1413 тенге.

Таким образом, минимальная солидарная пенсия в Казахстане с учетом базовой пенсии с января 2010г. составляет 18325 тенге.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению пенсионного обеспечения, проблема пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан существует с 1994г., когда был произведен перерасчет ранее назначенных пенсий.

Согласно Постановлению коллегии Министерства труда и социальной защиты населения «Об организации проведения перерасчета ранее назначенных пенсий с 12 октября 1994г.» базовым показателем для перерасчета пенсий был установлен уровень среднемесячной заработной платы рабочих и служащих в народном хозяйстве республики за январь-август 1994г., составляющий 1091,1 тенге, вместо январь-сентябрь и 2451 тенге, предусмотренных Постановлением Кабинета Министров РК №309 от 2 апреля 1992г. «О порядке перерасчета ранее назначенных пенсий». В постановлении Кабинета Министров предусмотрено принятие во внимание среднемесячную заработную плату на 1 октября, при перерасчете ранее назначенных пенсий. Таким образом, базовый показатель уменьшился в 2,25 раза [3, 4].

Имеется категория пенсионеров, которые до перерасчета в 1994г. получали максимальные пенсии: 132 руб., 176 руб. после перерасчета они стали получать на уровне минимальной. К примеру, по данным ГОО «Поколение» города Астаны, пенсионеркам Астаны Поляковой Фаине Александровне и Маркиной Марии Федоровне были назначены максимальные пенсии в размере 132 рублей в месяц первой в феврале 1991г., второй – в апреле 1990г. Стаж работы у обеих – по 40 лет.

В октябре 1994г. в результате «пересчета» им установили пенсии в размере 829,24 тенге в месяц вместо максимальных 2300 тенге (200х10х1.15, где: 200-минимальная заработная плата, 10-максимальный размер пенсии, 1,15 - районный коэффициент) (таблица) [6, 7].

Таблица - Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан

Исчисление размера пенсионных выплат из Центра:

1. Исчисление пенсионных выплат в полном объеме из Центра производится из расчета 60 процентов среднемесячного дохода, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

2. Исчисление размера пенсионных выплат из Центра осуществляется, исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года.

Размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в порядке, определяемом центральным исполнительным органом в областисоциальной защиты населения.

3.Размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года лицам, работавшим в российских организациях комплекса "Байконур", устанавливается соответственно доходу, подтверждаемому справкой о доходах, выдаваемой работодателем.

Исчисление пенсионных выплат производится исходя из размера дохода, выплаченного в по официальному курсу национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленному уполномоченным органом на день обращения за назначением пенсионных выплат.

4. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.

5. Максимальный размер пенсионных выплат, назначенных до 1 января 1998 года, за исключением размеров пенсионных выплат участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан и лицам, пенсия которым назначена до 1 января 1998 года на льготных условиях по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и по результатам аттестации рабочих мест, не может превышать 75 процентов от 25-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

Определение дохода для исчисления пенсионных выплат из Центра:

1. В доход для исчисления пенсионных выплат из Центра включаются все виды оплаты труда и иные доходы, перечень которых устанавливается Правительством Республики Казахстан.

2. Доход для исчисления пенсионных выплат за 3 года работы определяется путем деления общей суммы дохода за 36 календарных месяцев работы подряд на тридцать шесть.

3. Доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать пятнадцатикратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

Согласно Закону "О республиканском бюджете на 2014-2016 годы", с 1 января 2014 года установлены следующие размеры пенсий в Казахстане:

§ базовая пенсия - 9 983 тенге;

§ минимальная пенсия - 20 782 тенге;

§ максимальная пенсия - 54 171 тенге.

Государственная базовая пенсия начисляется:

§ получающим пенсию до 1 января 1998 года;

§ достигшим пенсионного возраста в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;

§ военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, которым присвоены специальные звания, классные чины, а также лицам, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года, имеющим право на получение пенсионных выплат по выслуге лет.

Государственная базовая пенсионная выплата осуществляется независимо от получения пенсионных выплат из Центра и (или) из накопительных пенсионных фондов, а также государственного социального пособия по инвалидности.

При достижении пенсионного возраста государственные социальные пособия по случаю потери кормильца и по возрасту по желанию граждан могут быть заменены государственной базовой пенсионной выплатой.

Пенсия за выслугу лет начисляется:

§ Государственным служащим, должностным лицам, лицам проходившим военную службу, офицерскому составу, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах, внутренних, пограничных войсках, органах управления и частях гражданской обороны Республики Казахстан и бывшего Союза ССР, в системе органов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Комитета государственной безопасности СССР, в Службе охраны Президента Республики Казахстан и Республиканской гвардии Республики Казахстан, кроме лиц, уволенных со службы по отрицательным мотивам;

§ Проходившим службу лицами начальствующего состава в системе органов внутренних дел, службы в органах прокуратуры, работы судьей и на ответственных должностях в аппаратах судов Республики Казахстан и бывшего Союза ССР, службы лицами начальствующего состава в Государственном следственном комитете Республики Казахстан, кроме лиц, уволенных по отрицательным мотивам;

§ Работники судов, органов прокуратуры, внутренних дел Республики Казахстан и бывшего Союза ССР, в органах государственной безопасности СССР, национальной безопасности и Государственного следственного комитета Республики Казахстан;

§ Работники в системе Государственного банка СССР и Национального Банка Республики Казахстан;

§ Сотрудникам, работающим за границей по направлению государственных органов и организаций, если перед направлением за границу служащий пребывал на государственной службе и в течение двух месяцев со дня возвращения из-за границы, не считая времени переезда, поступил на государственную службу;

§ Сотрудникам работающим на выборных и других ответственных должностях в партийных, профсоюзных и комсомольских органах Республики Казахстан до 1 января 1992 года;

§ Тем, чье последнее место работы на руководящих должностях, на должностях по специальностям, идентичным специальностям государственной службы на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях;

§ Специалистам, после обучения по направлению государственных органов и организаций на курсах по подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров с отрывом от работы, если служащий до поступления на курсы пребывал на государственной службе и после окончания их вернулся на государственную службу;

§ Депутатам Парламента Республики Казахстан.

При исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра засчитываются:

§ работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами;

§ служба в правоохранительных органах;

§ время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста;

§ время ухода за инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженным вирусом иммунодефицита, либо больным СПИДом;

§ время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности;

§ время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, но впоследствии реабилитированных;

§ время нахождения трудоспособных граждан на временно оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, содержания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступлений против Родины;

§ время нахождения на инвалидности неработающих инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов;

§ период проживания за границей жен (мужей) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

§ период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих службу по контракту, и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет;

§ обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также в очных высших и средних духовных учебных заведениях на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

§ служба в военизированной охране, в органах специальной связи и горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;

§ иная работа, при условии уплаты отчислений на социальное страхование.

В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан пенсионные выплаты из Государственного центра по выплате пенсий не облагаются налогом. Налогом облагаются пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов по ставке 10 процентов.

Читайте также: