Доплата к пенсии лицам замещавшим выборные должности на постоянной основе

ГАРАНТ:

Действие статьи 3 настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу названного Закона

Статья 3 . Дополнительное пенсионное обеспечение выборных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе

Информация об изменениях:

Законом Республики Алтай от 10 июля 2012 г. N 43-РЗ часть 1 статьи 3 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

1. Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при одновременном соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей.

2. Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии замещения выборных муниципальных должностей не менее одного года и освобождения от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.

Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии, если в период до замещения выборных муниципальных должностей или после их замещения они находились на государственной гражданской или муниципальной службе и имеют стаж государственной гражданской и (или) муниципальной службы с учетом замещения выборных муниципальных должностей не менее 10 лет. Стаж государственной гражданской и муниципальной службы исчисляется в соответствии с федеральным законодательством, стаж муниципальной службы исчисляется в соответствии муниципальными правовыми актами. Периоды замещения должностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, требующих оценки опыта и знания работы, приобретенных на этих должностях, при исчислении стажа государственной гражданской и (или) муниципальной службы не рассматриваются.

Информация об изменениях:

Законом Республики Алтай от 10 июля 2012 г. N 43-РЗ в часть 3 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

ГАРАНТ:

Абзац первый части 3 статьи 3 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

3. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии со следующими предельными размерами.

Сумма страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, установленных указанным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и ежемесячной доплаты к ней не может превышать при замещении выборной муниципальной должности от одного года до трех лет - 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов и свыше двенадцати лет - 95 процентов их месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента.

Месячное денежное вознаграждение указанных лиц для исчисления размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется (по выбору этих лиц) по выборной муниципальной должности, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, либо по последней выборной муниципальной должности, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).

При определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не учитываются:

1) суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы;

2) размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона;

3) суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

4. Назначение, перерасчет размера и выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, производится в соответствии с муниципальными правовыми актами.

5. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии не назначается, а выплата назначенной доплаты прекращается лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, которым в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Алтай, других субъектов Российской Федерации или в соответствии с муниципальными правовыми актами назначена пенсия за выслугу лет или доплата к трудовой пенсии, или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение.

6. Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, приостанавливается при замещении ими государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Алтай, государственной должности иного субъекта Российской Федерации, выборной муниципальной должности, на период прохождения государственной службы Российской Федерации, муниципальной службы, на период работы в органах управления иностранных государств, а также в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих.

Возобновление выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии осуществляется в соответствии с порядком, которым назначается такая доплата.

7. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при изменении денежного вознаграждения по соответствующей выборной муниципальной должности и при изменении размера трудовой пенсии.

8. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, установленная к трудовой пенсии по инвалидности, назначается на срок, на который установлена трудовая пенсия по инвалидности.

9. Лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, которым выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии была прекращена в связи с прекращением выплаты трудовой пенсии по инвалидности, при установлении трудовой пенсии по старости органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, производится восстановление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии со дня установления трудовой пенсии по старости. При восстановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии право на нее не пересматривается. При этом размер указанной доплаты определяется в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи с учетом размера установленной трудовой пенсии по старости. По желанию указанных лиц, замещавших выборные муниципальные должности, ежемесячная доплата к трудовой пенсии им может быть установлена заново в порядке, предусмотренном настоящей статьей.


>
(утратила силу)
Содержание
Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 г. N 52-РЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Лица, замещавшие на постоянной основе не менее 1 года гос. должности РФ, предусмотренные Сводным перечнем гос. должностей РФ, получавшие ден. вознаграждение за счет средств федер. бюджета и освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к гос. пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ "О государственныхпенсиях в Российской Федерации" (кроме гос. пенсий за выслугу лет).

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении гос. должности РФ от 1 года до 3 лет - 55%, свыше трех лет - 75% месячного ден. вознаграждения. Месячное ден. вознаграждение определялось по выбору получателя ежемес. доплаты либо по гос. должности РФ, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на гос. пенсию по старости, либо по последней гос. должности РФ, полномочия по которой были прекращены.

Для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии месячное ден. вознаграждение лиц определяется (по их выбору) по гос. должности РФ, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости, либо по последней государственной должности РФ, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).

Ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа гос. службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 % среднемесячного ден. содержания федер.гос. служащего (ФГС).

Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 % среднемесячного ден. содержания ФГС за каждый полный год стажа гос.службы свыше 15 лет. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 % среднемесячного денежного содержания ФГС.

Лицам, замещавшим гос. должности РФ и должности федер. службы в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, размер ежемесячной доплаты к пенсии исчисляется исходя из среднемесячного ден. содержания с учетом соответствующего районного коэффициента.

Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается лицам, замещавшим гос. должности РФ и должности фед. службы, которым в соответствии с закон-омРФ назначены пенсия за выслугу лет, или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, или установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.

36. Ежемесячное пожизненное содержание для судей, пребывающих в отставке.

Пожизненное денежное содержание судей – один из элементов механизма социальной защиты этой категории государственных служащих и обеспечения их независимости при осуществлении правосудия в силу специфики правового статуса, определяемого Конституцией и специальными федеральными законами.

В случае прекращения отставки судья также утрачивает право на пожизненное денежное содержание, но имеет право на получение иных пенсий в соответствии с законодательством. Таким образом, пожизненное денежное содержание судей является условной выплатой, поставленной в зависимость от наличия или отсутствия статуса судьи.

1.1. Ежемесячное пожизненное содержание, не облагаемое налогом и выплачиваемое из средств федерального бюджета, назначается судьям, ушедшим (удаленным) в отставку, а также бывшим судьям, находящимся на пенсии.

1.2. Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют:

- судьи, ушедшие (удаленные) в отставку, при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет;

- судьи, ушедшие (удаленные) в отставку, имеющие стаж работы менее 20 лет - при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет);

- бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже судейской работы не менее 20 лет - с 29 июля 1992 года;

- бывшие судьи, находящиеся на пенсии, при стаже судебной работы не менее 10 лет - с 8 июня 1993 года.

1.3. Не имеют права на получение вместо пенсии ежемесячного пожизненного содержания бывшие судьи, отозванные с должности судьи в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, а также те, кто был досрочно или по истечении срока полномочий освобожден от должности судьи и впоследствии осужден за совершение преступления или совершил поступки, которые применительно к судьям, пребывающим в отставке, повлекли бы ее прекращение.

1.4. Ежемесячное пожизненное содержание назначается бывшим судьям независимо от того, была ли им назначена пенсия сразу после ухода с должности судьи или они до назначения пенсии продолжали заниматься другой оплачиваемой работой.1.5. Ежемесячное пожизненное содержание исключает одновременное получение каких-либо видов пенсий.

По общему правилу судья имеет право только на одну пенсионную выплату по его выбору. Однако для инвалидов вследствие военной травмы из числа судей сделано исключение – они могут наряду с пожизненным денежным содержанием получать также пенсию по инвалидности (государственную или страховую).

Законом субъекта РФ «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в субъекте» установлены гарантии в части пенсионного обеспечения, это «ежемесячная доплата к страховой пенсии» т.е. пенсия за выслугу лет. Порядок, условия и размер многие годы устанавливается Законом субъекта. Средства на эти цели выделяются всем дотационным сельским поселениям из бюджета субъекта. Лица, ранее замещающие выборные должности местного самоуправления, у которых истек срок полномочий, имеющие определенный стаж работы на выборных должностях и вышедшие на пенсию получают «приличную» ежемесячную доплату к страховой пенсии. В настоящее время субъект желает принять Закон, который возложит обязанности по исполнению данных «гарантий» на дотационные поселения субъекта. ОМСК дотационных поселений должны будут самостоятельно определять порядок, условия и размер ежемесячных доплат к страховой пенсии выборных должностных лиц и муниципальных служащих за счет собственных доходов. Собственные доходы в дотационных поселениях неприлично скромные, а у некоторых просто нет. Данные изменения законодательства субъекта коснутся не только «доплат к пенсии», назначенных после вступления в силу Закона, но и будут применены к ранее назначенным «доплатам к пенсии». К примеру, проработавший 4 срока глава МО, вышедший на пенсию в 2010 году, получает «доплату к пенсии» из средств субъекта в размере 10 тыс. рублей, а после вступления в силу выше обсуждаемого Закона, из средств местного бюджета, сможет получать всего лишь 500 рублей. Насколько законны действия властей субъекта, принимающих такой Закон? Применяется ли в этом случае принцип - Закон обратной силы не имеет? Действующие главы поселений субъекта обеспокоены принятием таких якобы «гарантий».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона субъекта

«О внесении изменений в статью 6 закона субъекта «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в субъекте»»

Субъект законодательной инициативы: депутаты Собрания депутатов субъекта.

Разработчики законопроекта: экспертно-правовое управление аппарата Собрания депутатов субъекта.

Представленным проектом закона субъекта предлагается внести изменения в статью 6 закона субъекта от 01.01.2008 № 75-з «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в субъекте» и закон субъекта от 15 октября 2010 года № 173-з «О ежемесячной доплате к страховой пенсии, к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в субъекте» в части изменения регулирования пенсионного обеспечения лиц, замещающих выборные должности местного самоуправления, муниципальные должности, с императивного порядка на диспозитивный, и установления в законе субъекта права органов местного самоуправления на установление соответствующей доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Проектом закона субъекта предлагается установить, что право на ежемесячную доплату к пенсии, указанные лица будут иметь только в случае наличия таких норм в уставе муниципального образования.

Проектом предлагается внести изменения, касающиеся передачи органам местного самоуправления права установления размера ежемесячных доплат. Одновременно проектом предлагается определить в законе субъекта ограничение по максимальным размерам таких доплат, которые вправе будут устанавливать органы местного самоуправления.

Законопроект разработан на основании предложения прокурора субъекта (письмо от 05.12.2015 года № 7-26-2015/62) о приведении статьи 6 закона округа «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в субъекте» в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В обоснование своей позиции прокурор округа указал, что используемая в статье 6 закона округа формулировка «имеет право на ежемесячную доплату», а также установление конкретных размеров данной доплаты, по своему правовому смыслу обязывают органы местного самоуправления закрепить в уставах муниципальных образований тот объем гарантий, который установлен региональным законодателем, вне зависимости от возможностей местных бюджетов, что не согласуется с нормами указанного федерального законодательства.

Следует отметить, что как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Определение конкретного размера государственной пенсии муниципального служащего за выслугу лет в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих осуществляется именно органами местного самоуправления, которые, однако, не могут действовать произвольно.

Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Законопроект не затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в связи с чем не подлежит оценке регулирующего воздействия.

Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, предусмотренные Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации (председатель Правительства, его заместители, федеральные министры; руководители высшего государственного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, председатель Счетной палаты, его заместители; аудиторы; председатель Центрального банка Российской Федерации и некоторые другие), доплата устанавливается, если они занимали такие должности в общей сложности не менее года и освобождены от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий в связи с виновными действиями. Правительство России определило соответствующий перечень периодов государственной службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Он достаточно широк. В частности, учитывается служба на должностях прокурорских работников, в федеральных судах; военная служба и служба в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; работа в аппаратах центральных профсоюзных органов СССР и нижестоящих профсоюзных органов, на освобожденных выборных должностях в этих органах и на освобожденных выборных должностях в профкомах органов государственной власти и управления; в аппаратах ЦК КПСС, нижестоящих первичных органах, на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппарате и на освобожденных выборных должностях в парткомах органов государственной власти и управления и в некоторых других управленческих структурах СССР. Размер ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности наиболее высокопоставленных чиновников, зависит от длительности их пребывания на этих должностях. При замещении таких должностей от года до трех лет ежемесячная доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 55%, а при замещении этих должностей свыше трех лет — 75% месячного денежного вознаграждения. Месячные денежные вознаграждения определяются (по выбору) либо по замещаемой должности на день достижения соответствующего возраста, дающего право на пенсию по старости, либо по занимаемой должности на день прекращения полномочий. Ежемесячная доплата к пенсии пересчитывается по мере повышения должностных окладов тем чиновникам, которые продолжают службу. Пересчет доплаты осуществляется со дня повышения окладов. Определена также особая процедура установления доплаты к пенсии. Заявление об этом подается руководителю организации по месту последней работы. Решение об установлении доплаты к пенсии (в процентах к денежному содержанию) принимается им в 14-дневный срок. Затем оно в 7-дневный срок направляется вМинтруда, который в месячный срок определяет размер (сумму) доплаты и передает оба решения для исполнения в местный орган социальной защиты населения по месту жительства получателя пенсии и доплаты к ней. Доплата выплачивается ежемесячно вместе с пенсией. При замещении соответствующих должностей (государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ, выборной муниципальной должности, должности федеральной службы, государственной должности государственной службы субъекта РФ или муниципальной должности муниципальной службы) выплата ежемесячной доплаты приостанавливается. Возобновляется выплата в том же порядке, который предусмотрен для ее установления. Следовательно, всякая иная работа не препятствует получению доплаты к пенсии.

Ежемесячное пожизненное содержание для судей, пребывающих в отставке.

Ежемесячное пожизненное содержание, не облагаемое налогом и выплачиваемое из средств федерального бюджета назначается судьям, ушедшим (удаленным) в отставку, и бывшим судьям, находящимся на пенсии. Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют:

· Судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет - независимо от возраста.

· Судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет - при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет).

· Судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.

· Бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи, либо по истечении срока полномочий, при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет - с 29 июля 1992г.

· Бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи при стаже судебной работы менее 20 лет и достигшие возраста 55 (для женщин - 50) лет, независимо от времени ухода на пенсию - с 8 июня 1993г.

· Бывшие судьи, переведенные с должности судьи на работу в государственные организации и ушедшие на пенсию с этой работы, а также лица, работавшие в должности государственного арбитра и ушедшие на пенсию с этой должности - с 27 июня 1995г.

Ежемесячное пожизненное содержание исключает одновременное получение каких-либо видов пенсий за исключением пенсии по инвалидности, назначенной вследствие военной травмы. Основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания является заявление лица, имеющего на это право. Время его подачи каким-либо сроком не ограничивается. Заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания подается по желанию судьи в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации по месту жительства или суд по месту последней работы в должности судьи. Комиссия по назначению ежемесячного пожизненного содержания в 10-дневный срок проверяет обоснованность заявления о назначении пожизненного содержания, определяет его размер и принимает решение, которое вводится в действие в течение 5-ти дней приказом начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации или председателя суда.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания прекращается:

- при прекращении отставки судьи;

- при нарушении бывшим судьей или судьей, пребывающим в отставке, условий получения ежемесячного пожизненного содержания применительно к обстоятельствам, влекущим прекращение отставки;

- при прекращении гражданства Российской Федерации;

- в случае подачи заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания;

Статья 16. Гарантии трудовых прав выборного должностного лица местного самоуправления

1. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, работающего на постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также стаж муниципальной службы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение года после прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

2. Выборному должностному лицу местного самоуправления, работающему на постоянной основе, после прекращения его полномочий должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а в случае упразднения прежней должности из-за сокращения численности или штатов работников - другая равноценная должность по прежнему месту работы или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления продолжает получать полагающееся ему денежное вознаграждение до устройства на новое место работы в течение года после прекращения его полномочий в следующих случаях:

а) после окончания срока полномочий, в том числе при неизбрании на должность на новый срок полномочий;
б) при досрочном прекращении его полномочий по основаниям, предусмотренным подпунктами «з» и «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Закона.

В этих же случаях, если на новом месте работы гражданин, являвшийся выборным должностным лицом местного самоуправления, получает заработную плату ниже прежнего денежного вознаграждения, ему производится доплата за счет средств бюджета муниципального образования до уровня денежного вознаграждения выборного должностного лица местного самоуправления с учетом индексации, но не более года после прекращения его полномочий.

Статья 17. Денежное вознаграждение выборного должностного лица местного самоуправления

1. Денежное вознаграждение выборного должностного лица местного самоуправления включает его ежемесячное денежное содержание и премиальные выплаты.

2. Ежемесячное денежное содержание главы муниципального образования устанавливается на уровне максимально допустимой в данном муниципальном образовании суммы должностного оклада муниципального служащего с предусмотренными надбавками.

Ежемесячное денежное содержание иного выборного должностного лица местного самоуправления не может превышать ежемесячного денежного содержания главы муниципального образования.

3. Размер премиальных выплат выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается представительным органом местного самоуправления, исходя из имеющихся собственных средств местного бюджета, при этом годовой размер премиальных выплат выборному должностному лицу местного самоуправления не может превышать годовой суммы его денежного содержания.

4. Денежное вознаграждение выборного должностного лица местного самоуправления выплачивается за счет средств бюджета муниципального образования. Иные формы денежного вознаграждения выборного должностного лица местного самоуправления не допускаются.

5. Выборному должностному лицу местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования могут выплачиваться суммы компенсаций его дополнительных расходов, в порядке, определенном нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального образования в соответствии с законами.

Статья 18. Отпуск выборного должностного лица местного самоуправления

1. Выборному должностному лицу местного самоуправления предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 44 календарных дня с выплатой материальной помощи в размере двух должностных окладов в год.

2. Нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления выборному должностному лицу местного самоуправления может устанавливаться дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 12 календарных дней.

Статья 19. Пенсионное обеспечение выборного должностного лица местного самоуправления

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления имеет право на получение пенсии в порядке и в размере, установленном законом для муниципального служащего. В случае смерти выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе после прекращения его полномочий, члены его семьи имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с законом.

2. Выборному должностному лицу местного самоуправления, имеющему стаж работы, дающий право выхода на пенсию по старости, в случае досрочного прекращения его полномочий по основанию, предусмотренному подпунктом «з» пункта 1 статьи 5 настоящего Закона по его желанию государственная пенсия назначается досрочно, но не раньше, чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста.

3. Правовым актом представительного органа местного самоуправления может быть установлена доплата к пенсии выборного должностного лица местного самоуправления за счет собственных средств бюджета муниципального образования.

Статья 20. Право выборного должностного лица местного самоуправления на получение жилья

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено право выборного должностного лица местного самоуправления, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на первоочередное получение муниципального жилья или беспроцентной ссуды на строительство (приобретение) жилья за счет средств бюджета муниципального образования со сроком погашения в десять лет.

Статья 21. Право выборного должностного лица местного самоуправления на бесплатный проезд и внеочередное поселение в гостиницах

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления на территории муниципального образования имеет право бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта междугороднего, пригородного и местного сообщения, за исключением такси.

2. Выборное должностное лицо местного самоуправления на территории Воронежской области имеет право внеочередного приобретения проездных документов на все виды транспорта.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления на территории Воронежской области имеет право внеочередного поселения в гостиницах с предоставлением отдельного номера.

Статья 22. Возмещение ущерба здоровью и имуществу выборного должностного лица местного самоуправления

1. Ущерб, причиненный здоровью или имуществу выборного должностного лица местного самоуправления при исполнении им своих должностных обязанностей, подлежит возмещению за счет средств местного бюджета в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования.

2. В случае гибели выборного должностного лица местного самоуправления при исполнении им своих должностных обязанностей его семье выплачивается дополнительное единовременное денежное пособие в размере его годового денежного вознаграждения.

Статья 23. Дополнительные социальные гарантии для выборного должностного лица местного самоуправления

Уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные социальные гарантии для выборного должностного лица местного самоуправления за счет собственных средств бюджета муниципального образования.


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС

Автор: Михайлов В.В.
Форма выпуска: Книга

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Комментарии к ст. 172 ТК РФ

1. К выборным должностям в государственных органах относятся должности: Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральным законом от 12.02.2001 N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" установлены правовые, социальные и иные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, и членам его семьи.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы, в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата. Депутату, работавшему до избрания в Государственную Думу по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или (с его согласия) в другой организации (ст. 25 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со ст. ст. 111 и 117 Конституции РФ ее депутаты имеют право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий. Депутату Государственной Думы (и проживающим совместно с ним членам его семьи), находящемуся на день роспуска Государственной Думы вне его постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз их имущества (в контейнерах общим весом до 10 т) к постоянному месту жительства депутата. Депутату Государственной Думы, который имеет страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по старости (включая досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия такая пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ пенсионного возраста. При этом он имеет право на ежемесячную доплату к указанной пенсии (ст. 26 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Гражданин РФ, не менее одного года исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы), имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом о занятости. Ежемесячная доплата к пенсии такому гражданину устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении им полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы от одного года до трех лет - 55%, свыше трех лет - 75% ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Гражданину РФ, являвшемуся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, имеющему одновременно право на ежемесячную доплату к пенсии, пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или на дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов РФ или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов РФ или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов РФ или муниципальной службы, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии или одна из иных указанных выплат по его выбору.

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии гражданину, являвшемуся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной службы РФ или должности муниципальной службы. После освобождения указанного лица от соответствующей должности выплата ему ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется либо устанавливается вновь (ст. 29 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

2. В соответствии со ст. 1 Закона о мировых судьях порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов РФ. В большинстве из них мировые судьи назначаются; в некоторых, например в Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, их избирают.

3. Законы субъектов РФ, устанавливая гарантии депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, закрепляют, что депутату, работающему на постоянной профессиональной основе:

- засчитывается срок его полномочий в общий и непрерывный трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы (Закон Республики Татарстан от 18.03.2004 N 15-ЗРТ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан");

- выплачивается после окончания срока полномочий назначенное ему денежное вознаграждение до устройства на новое место работы в течение трех месяцев. Если на новом месте работы указанное лицо получает заработную плату ниже размеров прежней, то ему производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более трех месяцев со дня ухода с должности (Закон Курской области от 05.07.1997 N 17-ЗКО "О статусе депутата Курской областной Думы");

- предоставляется в случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания, а также после окончания срока депутатских полномочий, в случае неизбрания в Государственное Собрание право на получение единовременного денежного пособия в размере его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий (Закон Республики Башкортостан от 14.03.2003 N 479-з "О статусе депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан");

- после прекращения работы на профессиональной постоянной основе (за исключением ее прекращения на основании личного заявления) сохраняется право получать установленное им ежемесячное денежное содержание (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение шести месяцев (Закон Республики Карелия от 25.07.2002 N 612-ЗРК "О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия").

4. В ряде случаев работникам, избранным на выборную должность, после окончания срока полномочий предоставляются гарантии трудоустройства, которые выражаются в предоставлении: прежней работы (должности); равноценной работы (должности) в той же организации; равноценной работы (должности) в другой организации.

По окончании срока нахождения в выборной должности работник вправе вернуться на прежнее место работы и работодатель обязан предоставить ему прежнюю работу (должность). Следует отметить, что на занимаемую ранее должность может быть приглашен работник, с которым работодатель заключает трудовой договор на неопределенный срок. В этом случае он может предложить только равноценную работу (должность). В период нахождения лица на выборной должности в организации, где он работал, могут произойти структурные изменения, реорганизация юридического лица, приведшая к сокращению занимаемой им ранее должности или рабочего места. В такой ситуации работодатель при возвращении работника также может предоставить ему только равноценную работу (должность).

Равноценной признается работа (должность), соответствующая прежней по квалификации, условиям труда и его оплате, объему предоставляемых в связи с ее выполнением льгот и преимуществ.

Очевидно, в настоящее время говорить о предоставлении работодателем работы (с согласия работника) в другой организации трудно, поскольку сведения о вакантных должностях (рабочих местах) сконцентрированы в отделах занятости населения.

Читайте также: